Научная статья на тему 'ИНСТРУМЕНТ, КОТОРЫМ ВАЖНО ВЛАДЕТЬ ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК: СУЩНОСТЬ, РАЗРАБОТКА, ПРИМЕНЕНИЕ'

ИНСТРУМЕНТ, КОТОРЫМ ВАЖНО ВЛАДЕТЬ ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК: СУЩНОСТЬ, РАЗРАБОТКА, ПРИМЕНЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТАНДАРТЫ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Разумова Елена Викторовна

В статье формирование современных знаний, компетенций требует применение в образовательном процессе современных технологий, в частности, разработки и использования электронных учебников. В статье рассматриваются вопросы сущности, типологии электронных учебников, этапы их разработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A TOOL THAT IS IMPORTANT TO OWN ELECTRONIC TEXTBOOKS: DEFINITION, DEVELOPMENT, APPLICATION

The formation of modern knowledge and competencies required by the application in the educational process of modern technologies, in particular, the challenge is to develop and use online tutorials. The article examines the nature, typology of electronic textbooks, stages of their development.

Текст научной работы на тему «ИНСТРУМЕНТ, КОТОРЫМ ВАЖНО ВЛАДЕТЬ ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК: СУЩНОСТЬ, РАЗРАБОТКА, ПРИМЕНЕНИЕ»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Е.В. РАЗУМОВА

E.V. RAZUMOVA

ИНСТРУМЕНТ, КОТОРЫМ ВАЖНО ВЛАДЕТЬ

A TOOL THAT IS IMPORTANT TO OWN

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК: СУЩНОСТЬ, РАЗРАБОТКА, ПРИМЕНЕНИЕ ELECTRONIC TEXTBOOKS: DEFINITION, DEVELOPMENT, APPLICATION

Сведения об авторе. Разумова Елена Викторовна - заведующий 1 кафедрой (экономики, менеджмента и права) Вольского военного института материального обеспечения, кандидат педагогических наук (г. Вольск).

Аннотация. В статье формирование современных знаний, компетенций требует применения в образовательном процессе современных технологий, в частности разработки и использования электронных учебников. В статье рассматриваются вопросы сущности, типологии электронных учебников, этапы их разработки.

Ключевые слова: образование, военное образование, стандарты, электронный учебник, технологии.

Information about the author. Elena Razumova - Head of the 1st Department (Economics, Management and Law) of the Volsky Military Institute of Material Support, Candidate of Pedagogical Sciences (Volsk).

Summary. The formation of modern knowledge and competencies required by the application in the educational process of modern technologies, in particular, the challenge is to develop and use online tutorials. The article examines the nature, typology of electronic textbooks, stages of their development.

Keywords: education, military training, standards, electronic book, technology.

Общество ставит перед образованием всё новые цели, одной из которых является формирование у выпускника вуза универсальных учебных действий с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Данное обстоятельство не обходит стороной военные вузы. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 56.05.01 «Тыловое обеспечение» определены компетенции, такие, как ОПК-1: способность применять достижения современных информационных технологий для поиска и обработки информации по профилю деятельности в компьютерных сетях, библиотечных фондах и в иных источниках информации.

Ограничения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий касаются реализации частей образовательной программы и государственной итоговой аттестации, в рамках которой до обучающихся доводятся сведения ограниченного доступа и (или) в учебных целях используются секретные образцы вооружения, военной техники и их комплектующие изделия.

Относительно требований к условиям реализации программы специалитета указаны следующие. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной

информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» как на территории организации, так и вне её.

Приказ Министра обороны Российской Федерации № 670 от 15 сентября 2014 г. «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации"» определяет, что в целях реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ в военно-учебном заведении созда-

ётся учебно-материальная база, требования к составу которой устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами и квалификационными требованиями. Элементами учебно-материальной базы, в частности, являются средства информационного обеспечения: печатные и (или) электронные учебные издания (учебники, учебные пособия и другие учебные издания), компьютерные программы и другие электронные образовательные и научные ресурсы.

Сформировать современные способности призваны современные технологии, позволяющие разработку и применение в образовательном процессе электронных учебников.

В научной литературе можно встретить различное понимание сущности электронного учебника.

Электронный учебник - тематически организованные тексты с мультимедийными возможностями, элементами самоконтроля.

Электронный учебник - это среда, обеспечивающая управление познавательной активностью, содержащая в себе материалы информационного, обучающего, контролирующего и практического направлений.

Электронный учебник - совокупность переносного устройства и облачного сервиса.

Л. Л. Босова, д.п.н., главный научный сотрудник ФГАУ «ФИРО», предлагает понимать под электронным учебником интерактивный комплект учебных материалов и средств, доступ к которым можно получать через переносной компьютер, планшетный компьютер или иное современное устройство [3]; или учебное электронное издание, содержащее системное и полное изложение учебного предмета (дисциплины) в соответствии с образовательной программой, поддерживающее основные звенья дидактического цикла процесса обучения, являющееся важным компонентом индивидуализиро-

ванной активно-деятельностной образовательной среды, официально допущенное в качестве данного вида издания.

В настоящее время выделяют следующие типы электронных учебников:

1. Учебник в электронном виде.

2. Минималистичные электронные варианты традиционных учебников.

3. Электронные учебники с использованием интерактивных технологий.

Трансформация самого понятия «электронный учебник», представленная типологизация обусловлены появлением современных информационных технологий, быстрой сменой технологических возможностей в разработке.

Исходя из этого считаем возможным ввести понятие «поколение электронного учебника». К первому поколению электронных учебников следует отнести электронный учебник в формате электронной книги. Второе поколение электронных учебников - это мультимедийный электронный учебник. Третье поколение - современный высокотехнологичный интерактивный мультимедийный электронный учебник, который даёт возможность не только овладеть содержанием учебника, но и выполнить тесты, просмотреть интерактивные схемы, получить задания, выполнить их и отправить преподавателю.

Структура электронного учебника представлена на схеме.

Эксперты от образования и 1Т указывают на то, что хороший контент (информационное содержание, т.е. тексты, графическая, звуковая информация и др. сайта, книги, материалов и др.) электронный образовательный ресурс должен содержать в себе следующие элементы.

Руководство по изучению дисциплины - самый важный элемент учебного курса; должен содержать исчерпывающие и понятные указания того, как достичь целей

изучения данного курса, подробное описание процесса обучения, тематику всех самостоятельных работ, список вопросов для самоконтроля, список экзаменационных вопросов или заданий, список обязательной и дополнительной литературы и т.д.

Календарный план обучения дополняет руководство точными датами и последовательностью изучения; должен подкрепляться требованиями к выполнению заданий (объём работы, примерный план, список источников, срок и порядок сдачи и т.д.) и шкалой оценки.

Учебное пособие - традиционный учебник по дисциплине, переведённый в электронный вид. При его оценке следует обратить внимание на представление текста: он должен легко читаться, быть не слишком мелким и не слишком крупным, текст должен быть темнее фона, должны быть расстояние между абзацами и поля. Информация должна подкрепляться графиками, диаграммами, схемами, иллюстрациями. В начале каждого раздела краткое содержание и общие сведения. Текст учебного пособия должен быть проверен экспертами на актуальность и соответствие учебному плану и другим требованиям.

Тесты для самопроверки должны содержать 5-7 вопросов на 1 страницу текста учебного пособия.

Самостоятельные и групповые задания - эссе, доклады, типовые расчёты, групповые проекты (должны прилагаться шкала оценки и требования по выполнению).

Список обязательных и дополнительных источников информации - все источники должны быть подробно описаны: что там находится и зачем этот материал нужен в рамках изучения данного курса. В очень хорошем курсе все эти источники доступны в электронном виде или есть ссылки на них.

Определив понятие, типологию, структуру, следует обратиться

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ ДИСЦИПЛИНЫ КУРСА

/Г,

ДОПОЛНИТЕЛЬ МЫК ТЕКСТЫ

• документы

• хрестоматийный материал

- обратите к обучающемуся

• биографические сведения

• статистические сведения

• справочные

материалы

_V

ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ

МАТЕРИАЛЫ ■ введение к учебнику, разделам,главам

* примечания, пояснения

* словари

* определители

* пояснения к картам, схемам, диаграммам

- указатели

У

АППАРАТ ОРГАНИЗАЦИИ УСВОЕНИЯ: моделирующий, закрепляющий и контролирующий компонент

АППАРАТ НАВИГАЦИИ; оглавление,

сигналы, заметки и др.

Схема. Структурные элементы электронного учебника

к вопросу разработки электронного учебника. Электронный учебник не является самостоятельным продуктом, он должен дополнять печатный. Следовательно, первый исполнитель в работе по созданию электронного учебника - это автор учебного курса, учебника, учебного пособия. Следующий исполнитель -методист, который определит, как необходимо подать содержание курса и организовать контроль усвоения материала. Специалист в работе с информационными технологиями - программист, который структурирует содержание исходя из прописанной программы. Немаловажной составляющей является и то, что внешние черты, структурные и функциональные взаимосвязи электронного учебника - это поле деятельности дизайнера. Координировать работу всех исполнителей должен руководитель проекта.

Типовой проект по созданию электронного учебника представлен в таблице.

В практике разработки электронных учебников, электронных учебных пособий военного вуза есть некоторые особенности, связанные с вопросами организации работ и методического сопровождения. Как правило, над электронным изданием работают два-три преподавателя-единомышленника, имеющие навык написания учебного курса и использования

современных информационных технологий.

Вводя новшества в образование, нельзя руководствоваться принципом «инновации ради инноваций», следует ответить на вопросы: ЗАЧЕМ эта новинка в образовании и КАК её ПРИМЕНИТЬ? Отвечая на вопрос «ЗАЧЕМ применять электронный учебник?», следует отметить следующее:

- электронный учебник позволяет реализовать правило дидактики по поводу комплексного использования большего количества органов чувств для обеспечения наиболее полного восприятия;

- несёт в себе активизирующие функции, формирует процессы самообучения, обладающие развивающим эффектом, и др.

А.А. Миллер отмечает, что в военном учебном заведении электронный учебник позволит решить проблему пошаговой подачи сложного учебного материала, усилит индивидуализацию обучения, т.к. курсант самостоятельно будет работать с программой, сможет выбрать нужный ему темп, при необходимости вернуться к ключевому материалу. В результате применения электронного учебника происходит эффективное обучение самоуправлению, самоконтролю и коррекции учебной деятельности, осуществляется поэтапное управление учебной деятельностью, её формирование на основе сконструированных алгоритмов.

Вопрос «КАК ПРИМЕНЯТЬ?» -сложнее. Если в практику образования входят электронные учебники, то и методы, методики преподавания должны быть изменены. Как вписать мультимедийный контент в методики обучения? Ведь главное - не использование технологической новинки, а эффективность, рост качества образования. Нужно понимать, что разработка образовательного контента - это дело специалиста в области методики преподавания, а не специалиста в области информационных технологий. Вопрос в разработке методик работы с использованием электронных учебников в вузе. В документе «Методические рекомендации по применению интерактивных электронных учебников

Таблица

Этапы, содержание работ по созданию электронного учебника (вариант)

Предшествующая работа Содержание данной работы и очередность выполнения Исполнители

— А . Выбор целевой группы обучающихся Методист, автор курса, руководитель

А Б. Анализ образовательных потребностей Руководитель, автор курса, методист

Б В. Составление профилей и определение компетенций обучающихся Руководитель, методист

В Г Составление технического задания на разработку курса Руководитель, автор курса, методист

Г Д . Поиск готового курса Методист, программист

Г Е . Подбор команды разработчиков курса Руководитель

Д Ж .Адаптация (доработка) курса Руководитель, автор курса, методист, программист

Г З . Разработка курса (электронного учебника) Автор курса, программист, методист, дизайнер

Ж, З И. Экспертиза курса Руководитель, методист, программист

И К. Набор группы обучающихся Руководитель, методист

К Л. Проведение обучения по курсу Методист, автор курса, программист

Л М . Анализ результатов обучения Руководитель, автор курса, методист, программист

и обучающих курсов на основных видах занятий», утверждённом статс-секретарём - заместителем Министра обороны Российской Федерации Н.А. Панковым, определены методические особенности организации образовательной деятельности с использованием электронных учебников, представлены рекомендации для руководящего и профессорско-преподавательского состава военно-учебных заведений.

Проблема применения электронных учебников прежде всего в том, что не все преподаватели обладают необходимыми информационно-коммуникативными компетенциями для создания и использования электронных ресурсов. Для решения указанной проблемы необходима системная работа, в частности в Вольском институте материального обеспечения в рамках деятельности методического кабинета организована работа по применению интерактивных методов обучения с использованием электронных учебников. Проведены мастер-классы на Фестивале методического мастерства, определены проблемные

точки в разработке и использовании интерактивных электронных учебников с целью повышения эффективности использования электронных учебников в образовательной деятельности военного вуза.

В начале работы над электронными учебниками казалось, что он сможет заменить всё: преподавателя, дополнительный материал, дидактический материалы. Сейчас очевидно, что это не так. Электронный учебник - это инструмент, которым нужно овладеть сначала преподавателю, выработав методику его использования в образовательном процессе вуза, а потом уже учить обучающегося применять этот инструмент.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 56.05.01 «Тыловое обеспечение» (уровень специалите-та). - М., 2001.

2. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 сен-

тября 2014 г. № 670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81».- М., 2014.

3. Положение о редакционно-из-дательской деятельности ВВИМО.-Вольск: ВВИМО, 2004.

4. Босова, Л.Л. Электронный учебник нового поколения: понятие, структура, требования. Типовая модель электронного учебника / Л. Л. Босова, Д. И. Мамонтов, А. Г. Козленко, В. В. Тере-нин // Открытое и дистанционное образование.- Томск, 2012. № 2 (46). С. 58-65.

5. Босова, Л. Л. Электронные учебники: рекомендации по разработке / Л. Л. Босова.- М.: ФГАУ Федеральный институт развития образования, 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Миллер, А.А. Использование электронной книги (электронного учебника) в обучении курсантов техническим дисциплинам / А. А. Миллер // Мир науки, культуры, образования, 2010. № 3. С. 161-163.

7. Электронные учебники в образовательном процессе [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://competentum. ru/articles/ academic

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.