Научная статья на тему 'Институты власти и общества в современных политических системах'

Институты власти и общества в современных политических системах Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
7859
408
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ИНСТИТУТ ВЛАСТИ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ИНСТИТУТЫ ОБЩЕСТВА / МАКРОУРОВЕНЬ / МИКРОУРОВЕНЬ / МЕЗОВЛАСТЬ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ТЕОРИИ / STATE / INSTITUTE OF POWER / POLITICAL SYSTEMS / INSTITUTIONS OF SOCIETY / MACROLEVEL / MICROLEVEL / MESOPOWER / TRANSFORMATION / GLOBALIZATION / THEORY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Еньшина Евгения Викторовна

Рассмотрены модернизационные моменты и фундаментальные основы общества. Отмечено, что становление новых политических отношений, изменения в социальной сфере, формирование нового культурно-духовного сознания общества составляют новый курс политических систем. Показано, что род с древнейших времен являлся одновременно и социальным институтом, и первой организационной формой государственного управления. Приводится определение термина «институт». Выделены основные институты общества, составляющие современную политическую систему. В качестве теоретической базы исследования использованы теория Д. Истона, теория Г. Алмонда, кибернетическая теория К. Дойче, марксистская теория и др. Приведены классификации системы: по типу; по правящему режиму. Отмечено, что управление государством в современных политических системах осуществляется с помощью законодательной (парламент), исполнительной (глава государства, правительство), судебной и местной власти. Предметно охарактеризованы модели устройства парламентов. Установлено, что ключевым звеном в политической системе общества является государство, власть которого влияет на всё население страны и обладает верховенством к другим. Показано, что разработка теорий в политологии является необходимым условием создания адекватного образа политических процессов, установления норм и критериев оценки легитимности власти и деятельности политических институтов. Доказано, что в целях установления равновесия требуется создание новой политической реформы институтов, закрепляющей новое равновесие общественно-политических сил. Сформулирован вывод о том, что институты власти и общества имеют огромный ресурс в организации и развития социума, т.к. могут помочь в изменении всей структуры для более эффективного развития как внутри страны, так и за ее пределами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONS OF POWER AND SOCIETY IN MODERN POLITICAL SYSTEMS

The modernizing moments and the fundamental foundations of society are considered. It is noted that the emergence of new political relations, changes in the social sphere, formation of a new cultural and spiritual consciousness of society constitute a new course of political systems. It is shown that the genus since ancient times was simultaneously a social institution, and the first organizational form of public administration. The definition of the term «institute» is given. The main social institutions that make up the modern political system are singled out. The theory of D. Easton, theory of G. Almond, cybernetic theory of K. Deutche, Marxist theory, and others are used as a theoretical basis for the study. Classifications of the system are given: by type; on the ruling regime. It is noted that the government in modern political systems is implemented through the legislative (parliament), executive (head of state, government), judicial and local authorities. The models of the parliaments' structure are described in detail. It is established that the key element in the political system of society is the state, whose authority affects the entire population of the country and has supremacy for others. It is shown that the development of theories in political science is a necessary condition for creating an adequate image of political processes, establishing norms and criteria for assessing the legitimacy of power and the activities of political institutions. It is proved that in order to establish equilibrium, the creation of a new political reform of institutions that fixes a new balance of socio-political forces is required. The conclusion is drawn that the institutions of power and society have

Текст научной работы на тему «Институты власти и общества в современных политических системах»

УДК 321.01

DOI: 10.21209/2227-9245-2017-23-9-84-92

ИНСТИТУТЫ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

INSTITUTIONS OF POWER AND SOCIETY IN MODERN POLITICAL SYSTEMS

E. В. Енъшина, Институт философии Российской академии наук, г. Москва [email protected]

E. Enshina, Institute of philosophy of the Russian Academy of Sciences, Moscow

Рассмотрены модернизационные моменты и фундаментальные основы общества. Отмечено, что становление новых политических отношений, изменения в социальной сфере, формирование нового культурно-духовного сознания общества составляют новый курс политических систем. Показано, что род с древнейших времен являлся одновременно и социальным институтом, и первой организационной формой государственного управления. Приводится определение термина «институт». Выделены основные институты общества, составляющие современную политическую систему. В качестве теоретической базы исследования использованы теория Д. Истона, теория Г. Алмонда, кибернетическая теория К. Дойче, марксистская теория и др. Приведены классификации системы: по типу; по правящему режиму. Отмечено, что управление государством в современных политических системах осуществляется с помощью законодательной (парламент), исполнительной (глава государства, правительство), судебной и местной власти. Предметно охарактеризованы модели устройства парламентов. Установлено, что ключевым звеном в политической системе общества является государство, власть которого влияет на всё население страны и обладает верховенством к другим. Показано, что разработка теорий в политологии является необходимым условием создания адекватного образа политических процессов, установления норм и критериев оценки легитимности власти и деятельности политических институтов. Доказано, что в целях установления равновесия требуется создание новой политической реформы институтов, закрепляющей новое равновесие общественно-политических сил. Сформулирован вывод о том, что институты власти и общества имеют огромный ресурс в организации и развития социума, т.к. могут помочь в изменении всей структуры для более эффективного развития как внутри страны, так и за ее пределами

Ключевые слова: государство; институт власти; политические системы; институты общества; макроуровень; микроуровень; мезовласть; трансформация; глобализация; теории

The modernizing moments and the fundamental foundations of society are considered. It is noted that the emergence of new political relations, changes in the social sphere, formation of a new cultural and spiritual consciousness of society constitute a new course of political systems. It is shown that the genus since ancient times was simultaneously a social institution, and the first organizational form of public administration. The definition of the term «institute» is given. The main social institutions that make up the modern political system are singled out. The theory of D. Easton, theory of G. Almond, cybernetic theory of K. Deutche, Marxist theory, and others are used as a theoretical basis for the study. Classifications of the system are given: by type; on the ruling regime. It is noted that the government in modern political systems is implemented through the legislative (parliament), executive (head of state, government), judicial and local authorities. The models of the parliaments' structure are described in detail. It is established that the key element in the political system of society is the state, whose authority affects the entire population of the country and has supremacy for others. It is shown that the development of theories in political science is a necessary condition for creating an adequate image of political processes, establishing norms and criteria for assessing the legitimacy of power and the activities of political institutions. It is proved that in order to establish equilibrium, the creation of a new political reform of institutions that fixes a new balance of socio-political forces is required. The conclusion is drawn that the institutions of power and society have

© E. В. Енъшина, 2017

84

a huge resource in the organization and development of society, because can help in changing the entire structure for more effective development both within the country and beyond

Key words: state; institute of power; political systems; institutions of society; macrolevel; microlevel; mesopower; transformation; globalization; theory

В мире происходят значительные изменения, которые откладывают отпечаток на все современные процессы в обществе: экономические, духовно-нравственные, политические, социальные и др. Становление новых политических отношений, изменения в социальной сфере, формирование нового культурно-духовного сознания общества — все это составляет новый курс политических систем.

Современное развитие политических систем представляет собой сложный организм с национальными нормами, традициями, обычаями, архетипами, тенденциями, который, с одной стороны, придает некий колорит, а с другой — лишает его логической и культурной структуры [8].

Любое человеческое общество требует организованной структуры, иначе оно обретет черты хаотичной толпы. С исторической точки зрения первая форма общества представляла собой родовую общину. Родственная связь, коллективный труд, производство составляли прочную основу отношений между людьми. Определение родовой организации дал Ф. Энгельс: « „.и что за чудесная организация этот родовой строй во всей его наивности и простоте! Без солдат, жандармов и полицейских, без дворян, королей, наместников, префектов или судей, без тюрем, без судебных процессов — все идет своим установленным порядком» [12]. Род с древнейших времен являлся одновременно и социальным институтом, и первой организационной формой государственного управления.

Политологический словарь определяет термин институт (от лат. ^ИШШт — «установление, учреждение») как форму организации, которая опирается на правила и упорядоченные модели поведения с выполнением определенных функций в обществе [6]. Современные политические системы представлены четырьмя основными институтами общества:

1) семьи и брака — институт, обеспечивающий репродуктивную функцию;

2) экономический — институт организационно-хозяйственной деятельности;

3) политический — институт власти;

4) духовный — институт, обеспечивающий решение духовных проблем, поиска смысла жизни.

Основным предназначением институтов общества является удовлетворение важнейших потребностей каждого отдельного человека и общества в целом. В современной структуре политические институты представлены пирамидальной формой с господствующими силами на вершине (реальная или формальная власть). Институты власти обеспечивают эффективное функционирование государственной системы на различных ступенях иерархии.

Первый уровень (макроуровень) представляет собой высшую инстанцию власти (президент, правительство, парламент), которая обеспечивает функционирование внешних и внутренних политических процессов в стране.

Второй уровень (мезовласть) является промежуточным, образован учреждениями власти среднего и местного управления (агентство, совет, префектура). Особенностью этого уровня является коммуникация, связь формальных и неформальных (общественные организации, движения) институтов власти с населением.

Третий уровень (микроуровень) представляет собой политическую основу общества (народ), выражен непосредственными коммуникациями людей, через которые происходят решения высших структур власти и формируется политическая культура и общественное мнение.

Институты общества и власти являются единым пространством общественной системы, для которой свойственны постоянные изменения и развитие. Различные

факторы, которые способствуют процессу эволюции, делают актуальным вопрос об адаптации общества к изменяющейся среде, что позволяет исследовать новые методы и формы, способствуя улучшению системы, в том числе и политической.

Политическая система любого общества характеризуется его национально-историческими традициями, классовой природой, особенностью социального строя и политического режима (демократический, тоталитарный, деспотический и др.), а также формой правления (парламентская, президентская и др.), типом государства (монархия, республика) и другими аспектами. Взаимодействуя с другими подсистемами (социальной, экономической, духовной), она является частью общественной системы.

Термин «политическая система» появился в 50-60-е гг. XX в. и, по мнению ученых, связан с именем Т. Парсонса, который разработал функциональную теорию общества. Он считал, что общество состоит из четырех подсистем (экономической, политической, социальной, духовной), между которыми происходит взаимодействие. Позднее появились и другие теории:

— теория Д. Истона представляет детальный анализ системы с определением места политики в жизни общества. Механизм функционирования власти рассмотрен с учетом распределения ценностей и выделением двух важных элементов на входе: требования (распределительные, регулировочные, коммуникативные) и поддержка (толерантное отношение общества к системе), и на выходе: решение, обеспечивая тем самым стабильность режима;

— теория Г. Алмонда основана, во-первых, на способности общества при стабильной поддержке осуществлять преобразования, во-вторых, на взаимодействии и выполнении каждым элементом жизненно важных функций системы. В результате переход изучения от формальных признаков к конкретному политическому поведению расширил ранее изучаемые рамки процесса;

— кибернетическая теория К. Дой-че представляет политическую систему,

как процесс управления усилиями людей с постоянным информационным потоком внешней среды, направленный на достижение поставленных задач;

— марксистская теория представляет собой объективное явление, которое связано с существованием классового общества, выражая и защищая интересы людей, находящихся у власти. Система подвергается прямому воздействию и обратному взаимодействию со стороны идеологии, прослеживается аналогия между обществом и экономикой, формируя базу производственных отношений.

Исходя из данных теорий, политическая система представляет собой многомерный организм взаимодействия норм, процессов, политических институтов, организаций и действий, которые образуют систему функционирования между обществом и государством. Кроме этого политические системы несут в себе методологическую и прикладную нагрузку и классифицируются по нескольким типам:

— англо-американский тип, в основе которого лежит рациональный расчет, толерантность граждан и политической элиты. Система полностью реализуется на принципе разделения власти и является стабильной, а также способной к саморегулированию;

— континентально-европейский тип (Франция, Германия, Италия) основан на взаимодействии старых и новых культур, форм и традиций, со свободным функционированием партий и общественно-политический объединений в рамках конституционного права, а представительная и исполнительная власть ведёт свою деятельность на базе нормативных документов;

— доиндустриальный и индустриальный тип характеризуется смешанной культурой и имеет трудности в коммуникации и политической ориентации, со слабо выраженной организационной системой управления власти;

— тоталитарный тип основан на концентрации власти в руках политической бюрократии, разрешена деятельность только одной партии с контролем над все-

ми элементами системы, в том числе и над средствами массовой информации.

Кроме типологической классификации системы различаются по правящему режиму: демократический, автократический, тоталитарный, в основе которых — характер взаимодействия власти и общества. Современные политические системы по структуре дифференцированы, по форме иерархичны, имеют подсистемы, в основе — социальная база, с вершиной государственной власти.

Институциональная подсистема отводит главное место государству, которое обладает воздействием на различные стороны социально-общественной жизни, концентрируя монополию на большинство ресурсов в стране.

Нормативная подсистема влияет на деятельность институтов власти и общества, регулируя его политическую жизнь.

Функциональная подсистема направлена на защиту механизмов власти и является основой политического режима.

Коммуникативная подсистема основывается на взаимодействии внутренних и внешних систем.

Культурная подсистема представлена идеологией, национальными традициями, обычаями, способами мышления и сознанием граждан.

Связь между системами и подсистемами происходит на основе ряда функций. Г. Алмонд, Дж. Пауэлл выделяют преобразование и адаптацию с сохранением системы, которые классифицируются с различных сторон, основываясь на регулятивных, распределительных, реактивных и экстрактивных качествах. Политическая система включают также политические движения, профсоюзы, кооперативы, церковь (если существует государственная религия), СМИ и другие организации, которые формально не относятся к политической системе, но играют важную роль в возможности воздействия на деятельность государства. Многомерность политического мира свидетельствует о разнообразии подходов в изучении политических систем, что позволяет

более глубоко рассмотреть сущность исследуемых процессов.

Ключевым звеном в политической системе общества является государство, власть которого влияет на всё население страны и обладает верховенством к другим. Государство взаимосвязано с другими элементами системы на основе помощи, сотрудничества, контроля и выступает как массовая организация, что явно проявляется в конституциях разных стран (Германия, Франция, Япония, США, Швеция, России): «Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, охраны внутреннего спокойствия, учреждаем и вводим эту конституцию для США». Одним из способов обособления государства от других элементов общества является его разветвленная система, которая даёт возможность эффективного управления и взаимодействия со всеми институтами общества. Управление государством в современных политических системах осуществляется с помощью законодательной (парламент), исполнительной (глава государства, правительство), судебной и местной власти.

Законодательная власть в современных политических системах имеет ряд отличий, которые связаны с разными моделями, функциями и другими особенностями парламентов (с англ. раЛатеШ — «высший представительный и законодательный орган государства»). Под разными названиями парламент существует во всех странах: Великобритания, Италия, Франция и др.

— парламент; США, Латинская Америка

— конгресс; Норвегия — стортинг; Швеция — риксдаг; Израиль — кнессет; Польша

— сейм; Германия, Россия — Федеральное собрание. Структура парламента представлена однопалатными (Дания, Греция, Швеция, Финляндия и др.) и двухпалатными формами (США, Германия, Великобритания, Франция, Россия и др.), которые имеют свои особенности:

Нижняя палата:

— формирование путём прямых выборов;

— ограничение по срокам полномочий (США — 2 года, Франция — 5 лет);

— возрастной цензор (во всех странах

- 21 год);

— определенное количество депутатов (Франция — 487, Исландия — 40, Бельгия

— 212, Россия — 450);

Верхняя палата:

— формирование путем: избрания (США, Италия, Франция, Индия, Польша и др.), частичного избрания (Мьянма, Бутан), наследования (Великобритания), назначения главой государства (Иордания, Канада);

— ограничение по срокам полномочий (США — 6 лет , Франция — 9 лет);

— возрастной цензор (Япония, Россия, США, Индия — 30 лет, Франция — 35 лет, Бельгия — 40 лет);

— определенное количество депутатов (Франция — 274, Исландия — 20, Бельгия, Россия — 178).

Высшая государственная власть предполагает четыре модели устройства парламентов.

Первая модель свойственна парламентским республикам и монархиям, в основе — принцип ответственного правления. Парламент имеет право вотума на отправление в отставку главы государства (Великобритания, ФРГ, Нидерланды, Венгрия, Болгария, Австрия, Италия и др.).

Вторая модель стран с президентским типом правления, в основе лежит принцип разделения властей. Такие парламенты не имеют права вотума недоверия к правительству (США, Россия).

Третья модель присуща странам со смешанным типом правления, в основе — президентская и парламентская формы правления. В таких странах парламент имеет право вотума недоверия к правительству (Франция).

Четвертая модель встречается в государствах, где парламент играет почти декоративную роль (СССР).

Парламент имеет ряд функций:

1) законотворческая функция парламента состоит из четырех ступеней:

— законодательная инициатива (внесение и рассмотрение проекта закона в парламент) присуща правительству, главе государства и депутатам;

— обсуждение проекта — происходит публично на пленарных заседаниях или в закрытой форме на комиссиях;

— принятие закона — личное голосование членов палат;

— опубликование закона — подписание закона и его объявление обществу;

2) представительская функция основана на выступлении и защите депутатами интересов общества (избирателей). Но несовершенство законодательной системы иногда приводит к нарушению прав, например, нарушение прав арабского населения в Израиле из-за малого количества представителей в кнессете;

3) обратная связь (брифинг, круглый стол, обращение граждан, званый обед в США и др.), без которой ни одно правительство не может эффективно работать и обеспечивать социальную поддержку заданного политического курса (исключение — тоталитарные и авторитарные режимы правления);

4) формирование бюджета как функция представляет собой распределение бюджетных средств на формирование определенных задач политики;

5) внешнеполитическая функция основана на утверждении основных внешнеполитических задач: объявление военной диктатуры, войны, заключение мира, ратификация международных договоров и др.

Исполнительная власть в каждой стране осуществляется с помощью главы государства, который символизирует единение и выступает от имени общества. Его функции определяются формой правления, политическим режимом и другими различными факторами.

Король, император, шах и другие деятели власти являются представителями монархии, которые передают преемство по наследству (кастильская форма). В современных политических системах такая форма правления имеет формальный аспект и является данью традициям (Саудовская Аравия, Бахрейн, ОАЭ, Кувейт, Бруней, Оман, Марокко, Иордания и др.).

Президент является главой государства в республике, избирается путём го-

лосования на выборах и имеет срок правления. Первый президентский институт появился в Древнеримской республике, в современном мире президентство возникло в США (избрание первого президента Дж. Вашингтона, 1789 г.). Выборы президента происходят разнообразно: всенародно (Ирландия, Франция, Польша, Венесуэла, Россия, Белоруссия и др.), путем коллегии выборщиков (США), основным собранием (Германия), парламентом (Латвия, Греция, Чехия, Израиль, Венгрия). Полномочия президента имеют временные рамки и ряд отличий: США, Колумбия — 4 года; Индия, Белоруссия, Венесуэла, Франция — 5 лет; Россия — 6 лет; Италия — 7 лет.

Полномочия глав государств закрепляются конституцией и формой правления, в современных политических системах их три: парламентская, президентская и смешанная модель.

В парламентской модели функции главы государства носят формальный характер. В президентской и смешанной модели полномочия главы государства более широки, он является главой государства и правительства даже при наличии премьер-министра или председателя правительства, что свидетельствует о единоличном определении деятельности исполнительной власти. Формирование правительства происходит путём избрания партии на выборах, а руководителем становится либо президент (США), либо назначается президентом (Белоруссия, Франция, Россия). В таком случае, являясь звеном между законодательной и исполнительной властью, глава государства осуществляет ряд функций: формирование и контроль правительства, обращение и роспуск парламента, ведение переговоров и заключение международных соглашений, подписание и контроль законов, право вето на законы, использование вооруженных сил и введение чрезвычайного положения.

Правительство имеет иерархичную структуру: премьер-министр (председатель), министр, руководитель департамента, управления. Полномочия правительства определяются следующими функциями: формирование государственного управле-

ния, исполнение законов и бюджета, участие в законодательной деятельности и принятие нормативных документов, ведение международных переговоров и заключение соглашений.

Правительство представлено разными органами власти, которые носят коллегиальный характер: Государственный совет в Норвегии, Швеции, Финляндии и Федеральный совет в Швейцарии, отвечающий за внутренний и внешний политический избранный курс. Во всех странах партийная база является основой правительства. Особенностью формирования правительства в парламентских странах является партия, которая имеет большее количество мест в парламенте (Великобритания, Индия, Канада). Если партия не набирает нужного количества мест, она объединяется в коалиционное (Бельгия, Италия, Нидерланды, Израиль, Швейцария, Германия) или правительственное меньшинство (Дания, Швеция, Норвегия).

Судебная власть возникла задолго до государства, где споры и конфликты решались вождями или старейшинами. Сохранились обычаи несудебного разрешения конфликтов, например, кровная месть. В современных политических системах судебная власть представляет собой независимые органы власти (суд) (которые от имени государства осуществляют правосудие и являются гарантом законности, справедливости и демократии), различные системы с универсальной юрисдикцией (гражданские и уголовные дела), со специализированной юрисдикцией (военные, финансовые, патентные и другие суды), а также суды первой, второй и третьей инстанции. Судебная власть обладает рядом функций: наказания, разрешения споров (между гражданами, государством и гражданином, государством и иными структурами), восстановления справедливости. В демократических странах судебная власть основывается на ряде принципов: независимость, коллегиальность, гласность суда, профессионализм судей, кассация, апелляция, равенство субъектов.

Местная власть представляет собой самостоятельную форму, которая является звеном между государством и обществом и способствует решению разного рода вопросов (экономических, политических, социально-культурных) местного значения. Местная власть определяется конституцией и другими нормативными актами, представляет местное управление, которое назначается центральной властью, а местное самоуправление избирается гражданами.

Политическая система общества выступает институциализированной формой существования власти. Ее отличает высокая степень формализации, иерархизации и субординированности. Политическая система общества является продуктом развития социума на определенном этапе его развития, поэтому она всегда индивидуальна. Вместе с тем эта система имеет типичную структуру, состоящую из четырех основных элементов.

Институты власти и общества играют особую роль в жизни каждого гражданина и во всей политической системе, а взаимодействие между ними создает благоприятную атмосферу для развития всего общества. Развивающееся общество постоянно находится в динамике, но баланс между институтами власти и общества крайне важен. Так, по данным всероссийского исследовательского центра, развивающееся общество всегда имеет дисбаланс институтов власти и общества [2]. Исследование показало, что для большинства российских граждан важную роль в политической системе, а именно в институтах власти, играют президент, финансовая элита, администрация президента, суд, а правительство имеет индекс снижения. В институтах общества снизилось влияние структур, обеспечивающих права человека (гражданское участие минимально), но возросла роль церкви.

Современный мир представлен институтами власти и общества, которые обеспечивают эффективное функционирование государственной системы и социума на различных ступенях иерархии. В связи с этим актуален вопрос об адаптации общества к изменяющейся среде, ее оперативному ре-

агированию на разные внешние и внутренние потребности.

Таким образом, разработка теорий в политологии является необходимым условием создания адекватного образа политических процессов, установления норм и критериев оценки легитимности власти и деятельности политических институтов.

Кризисная ситуация в экономике может привести к изменению механизма принятия политических решений, поскольку президент обладает формальными полномочиями и при этом стоит в центре колоссального давления со стороны общества и элиты. При этом он не может воспользоваться своими формальными полномочиями в полной мере, поскольку это заложит предпосылки политического конфликта. В такой ситуации формальные полномочия президента могут столкнуться с неформальным лидерством премьер-министра. Поскольку почти все каналы попадания в политическую элиту перекрыты, импульсом к политическим изменениям может стать раскол элиты, вызванный экзогенными или эндогенными факторами. Раскол в элите будет связан с опорой на один из существующих институтов власти. Вопрос, каким будет этот институт: формальным или неформальным, остаётся открытым. Для установления равновесия потребуется новая политическая реформа институтов, закрепляющая новое равновесие общественно-политических сил.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что институты власти и общества имеют огромный ресурс в организации и развития социума. «Здоровые» институты власти и общества могут в течение короткого промежутка времени трансформировать общество к современным реалиям. Современный мир требует постоянной адаптации и модернизации, а фундаментальные институты могут помочь в изменении всей структуры для более эффективного развития как внутри страны, так и за ее пределами. Этот процесс очень важен и требует постоянной работы по сохранению равновесия в обществе в связи с нарастающей глобализацией.

Список литературы_

1. Дарендорф Р. После 1989: Мораль, революция и гражданское общество. Размышления о революции в Европе. М.: Ad Marginem, 1998.

2. Исследование Левада-Центра. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gtmarket.ru/ news/2014/02/06/6603 (дата обращения: 22.09.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Кин Дж. Демократия и гражданское общество / пер. с англ. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 400 с.

4. Лапкин В. В., Пантин В. И. Общественное мнение и изменение политических институтов в России и на Западе // Политические институты на рубеже тысячелетий. Дубна: Феникс+, 2001. С. 100-135.

5. Пантин В. И. Глобализация и проблемы развития демократических институтов в России // Политические институты на рубеже тысячелетий. Дубна: Феникс+, 2001. С. 400.

6. Политологический словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.slovarus. ru/?di=5362 (дата обращения: 23.07.2017).

7. Растоу Д. А. Переходы к демократии: попытки динамической модели // Полис. 1996. № 5. С. 5-15.

8. Романова Н.П. Современные проблемы социальной адаптации российского общества // Университетская наука: материалы VI междунар. научн.-практ. конф. Мариуполь, 2010. С. 286—291.

9. Сементковский Р. И. Две книги о свободе. Русское общество и государство // Сочинения: в 3 т. Т. 2. СПб., 368 с.

10. Соловьев О. М. Политические институты. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003.

11. Спенсер Г. Личность и государство / пер. М. И. Тимофеевой; под ред. В. В. Битнера. СПб.: Вестник знания, 1908.

12. Энгельс Ф., Маркс К. Происхождение семьи, частной собственности и государств // Избранные произведения. М.: Политиздат, 1986. Т. 3.

References_

1. Darendorf R. Moral, revolyutsiya i grazhdanskoe obshchestvo. Razmyshleniya o revolyutsii v Evrope (After 1989: Morality, revolution and civil society. Reflections on the revolution in Europe). Moscow: Ad Marginem, 1998.

2. Issledovanie Levada-Tsentra (Study of the Levada Center). Available at: http://www.gtmarket.ru/ news/2014/02/06/6603 (Date of access: 22.09.2017).

3. Keen J. Demokratiya i grazhdanskoe obshchestvo (Democracy and civil society) / trans. from English. Moscow: Progress-Traditsiya, 2001. 400 p.

4. Lapkin V. V., Pantin V. I. Politicheskie instituty na rubezhe tysyacheletiy (Political Institutions at the turn of the millennium). Dubna: Phoenix +, 2001, pp. 100-135.

5. Pantin V. I. Politicheskie instituty na rubezhe tysyacheletiy (Political Institutions at the turn of the millennium). Dubna: Phoenix +, 2001. 400 p.

6. Politologicheskiy slovar (Political dictionary). Available at: http://www.slovarus.ru/?di=5362 (Date of access: 23.07.2017).

7. Rastou D. A. Polis (Polis), 1996, no. 5, pp. 5-15.

8. Romanova N. P. Universitetskaja nauka: materialy VI mezhdunar. nauchn.-prakt. konf. (University science: materials of the international scientific-practical. TOnf.). Mariupol, 2010. pp. 286—291.

9. Sementkovsky R. I. Sochineniya: v 3 t. (Works: in 3 volumes). St. Petersburg, vol. 2, 368 p.

10. Soloviev O. M. Politicheskie instituty (Political institutes). St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg State University, 2003.

11. Spencer G. Lichnost i gosudarstvo (Personality and the state) / trans. M. I. Timofeeva; ed. V.V. Bitner. St. Petersburg: Herald of Knowledge, 1908.

12. Engels F., Marx K. Izbrannye proizvedeniya (Selected works). Moscow: Politizdat, 1986, vol. 3.

Коротко об авторе _ Briefly about the author

Еньшина Евгения Викторовна, аспирант, кафедра философии науки, Институт философии Российской академии

наук, г. Москва, Россия. Область научных интересов: философия, политология

[email protected]

Evgenia Enshina, postgraduate, Philosophy of Science department, Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia. Sphere of scientific interests: philosophy, political science

Образец цитирования _

Еньшина Е. В. Институты власти и общества в современных политических системах // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2017. Т. 23. № 9. С. 84-92. DOI: 10.21209/2227-9245-2017-23-9-84-92.

Enshina E. Institutions of power and society in modern political systems // Transbaikal State University Journal, 2017, vol. 23, no. 9, pp. 84-92. DOI: 10.21209/2227-9245-2017-23-9-84-92.

Дата поступления статьи: 21.06.2017 г. Дата опубликования статьи: 31.09.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.