юридическими лицами, для того чтобы они были заинтересованы в оформлении прав на свои постройки, а затеи и на земельные участки.
В настоящее время насчитывается более 6000 «самоволок». Если решить проблему путем «узаконения», то бюджет города получит более 681 млн руб. в итоге «узаконения» и более 13 млн руб. ежегодных налоговых поступлений.
Список литературы /References
1. Варламов А.А. Земельный кадастр. Управление земельными ресурсами. Т. 2. / А.А. Варламов. М.: КолосС, 2004. 528 с.
2. Управление земельными ресурсами в целях вовлечения земельных участков в экономический оборот / А.П. Анисимов, Г.Л. Землякова // Право и экономика, 2012. № 8. С. 63-68.
3. Отчет работы Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ за 2013-2015 гг.
4. Региональный доклад о состоянии и использовании земель в республике Бурятия в 2015 году / Управление Росреестра по Республике Бурятия, 2016. 131 с.
DEVELOPMENT INSTITUTIONS: CONDITIONS OF FORMATION
IN RUSSIA
12 3
Dunaeva E.S. , Lv S. , Ge Ch. Email: [email protected]
'Dunaeva Elena Stepanovna - master, DEPARTMENT OF FINANCIAL MANAGEMENT AND AUDIT SAINT PETERSBURG NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY OF INFORMATION TECHNOLOGIES,
MECHANICS AND OPTICS, Saint - Petersburg 2Lv ShaoXun - master; 3Ge ChunLin - master, DEPARTMENT ENGINEERING AND QUALITY MANAGEMENT, BALTIC STATE TECHNICAL UNIVERSITY «VOENMEH» named after D.F. Ustinov,
Saint - Petersburg
Abstract: this article discusses the nature of development institutions, the process of formation and directions of their activities in Russia. Among these institutions include the scientific, technological and industrial parks, business incubators, centers for collective use of high-tech equipment, innovative clusters, etc. Given the classification of development institutions. Assesses the quality of functioning of modern institutions of development in Russia and analyzes the activities of development institutions and their activities in Russia.
Keywords: institutions, development, innovation infrastructure, regional socio-economic policy.
ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ: УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ В
РОССИИ Дунаева Е.С.1, Люй Ш.2, Ге Ч.3
'Дунаева Елена Степановна - магистр, кафедра финансового менеджмента и аудита, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург 2Люй Шаосюнь - магистр; 3Гэ Чуньлин - магистр, кафедра инжиринга и менеджмента качества, Балтийский государственный технический университет "ВОЕНМЕХ" им. Д. Ф. Устинова,
г. Санкт-Петербург
Аннотация: данной статье рассматриваются сущность институтов развития, процесс формирования и направления их деятельности в России. В число данных институтов входят научные, научно-технологические и научно-производственные парки, бизнес-инкубаторы, центры коллективного пользования высокотехнологичным оборудованием, инновационные кластеры и др. Приводится общая классификация институтов развития. Дается оценка качеству функционирования современных институтов развития в России и проводится анализ деятельности институтов развития и их деятельности в России.
Ключевые слова: институты, развитие, инновационная инфраструктура, региональная социально-экономическая политика.
В настоящее время институты развития стали обязательной частью инновационной системы всех развитых государств, для стимулирования инновационных процессов и развития инфраструктуры в сфере инноваций. Благодаря росту эффективности инновационной экономики обеспечивается экономический рост страны и повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке.
Формирование институтов развития в России началось в 90-е годы ХХ века и произошло стихийно, не имея системного внедрения в комплексную программу экономического развития страны. Одним из первых был технопарк на базе Томского государственного университета, созданный в 1990 году - «Томский научно-технический парк». Первые технопарки представляли собой научные лаборатории и формировались на базе вузов. Начиная с 2006 года, после утверждения комплексной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», технопарки становятся инструментом государственной политики в сфере инноваций.
Несмотря на быстрое и хаотичное формирование институтов развития в России, они нашли свою нишу в инновационной структуре страны. А в 2005 году начался массовый процесс создания разнообразных институтов развития: ГК «Внешэкономбанк» (2007 год), АО «РВК» (2006 год), Особые экономические зоны (2005 год), Инвестиционный фонд РФ (2005 год).
Для классификации институтов развития многие исследователи придерживаются «учредительного принципа». В зависимости от инициатора создания института развития можно выделить следующую градацию: федеральные, федерально-региональные, региональные. Данная классификация является условной, так как все элементы этой системы находятся в тесном взаимодействии.
ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ РОССИИ
1 1
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ: государственные корпорации, агентства и фонды, учредителями которых является Правительство РФ; технопарки; особые экономические зоны и т.п. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ: региональные ипотечные фонды; региональные венчурные фонды и т.п. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ: фонды поддержки малого и среднего бизнеса; региональные технопарки; бизнес-инкубаторы; региональные корпорации развития и агентства по привлечению инвестиций и т.п.)
Рис. 1. Классификация институтов развития России
На сегодняшний день существует целый список успешно функционирующих федеральных институтов развития: ГК «Роснанотех», ОАО «Российская венчурная компания», Инвестиционный фонд РФ, ГК «Внешэкономбанк», Фонд развития инновационного центра «Сколково» и др.
Неплохо организована работа федеральных институтов на региональном уровне [1]. Хорошим примером служит партнерство региональных ипотечных фондов и «Агентства по ипотечному жилищному кредитованию».
Что касается региональных институтов развития, то на сегодняшний день, они являются не до конца сформированным инструментом развития экономики. Фонды поддержки малого и среднего бизнеса являются наиболее распространенной структурой среди региональных институтов. С 2005 года такие фонды начали активно появляться во всех регионах страны, обеспечивая взаимодействие между органами государственной и региональной власти. Федеральные органы власти инициировали создание таких центров для стимулирования активности региональной политики за счет государственных средств. По факту, фонды аккумулируют средства из федерального и регионального бюджетов для субсидирования среднего и малого бизнеса.
За длительный период времени не удалось исправить основные проблемы в работе между федеральными и региональными институтами развития: дублирование функций, разобщенность во взаимодействии и автономность. Государственная система остается ориентированной на крупный и средний бизнес, что не позволяет малому бизнесу стать инновационной силой государства и обеспечить экономический рост на данном уровне.
Резюмируя изложенное, следует отметить, в стране необходимо сформировать и эффективную, и согласованную систему институтов развития. Это поможет российской экономике преодолеть ее сырьевую направленность и повысить уровень инновационности национальной экономики. Решение вышеупомянутых задач с помощью инновационных институтов развития обеспечит рост благосостояния населения как в направлении занятости в сферах и структурах экономики, так и роста заработной платы [2].
Список литературы / References
1. Андрианов В.В. Институты развития и их роль в реализации проектов государственно-частного партнерства. М.: Финансовый университет при Правительстве РФ, Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», 2011. 47 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pppinrussia.ru/userfiles/upload/files/ events/kafedra_2011/ 12.pdf/ (дата обращения: 01.06.2017).
2. Богатова Е.Р. Институты развития - что это такое? // В курсе правового дела, 2011. № 18. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vkursedela.ru/article5129/ (дата обращения: 05.09.2017).
3. Белухин В.В. Институционально-финансовая составляющая модернизации российской инфраструктуры // Экономика устойчивого развития, 2012. № 11. С. 4044.
4. Лесенков Д. Роснано: инструмент инновационного развития России // РЦБ, 2008. № 22 (373). С. 22-23.
5. Симачев Ю., Кузык М. Институты в развитии // Прямые инвестиции, 2010. № 4. C. 16-21.
6. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2015 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://audit.gov.ru/activities/annual_report/index.php?sphrase_id=2424075#874/ (дата обращения: 19.08.2017).