Научная статья на тему 'ИНСТИТУТЫ МЯГКОЙ СИЛЫ: ОПАСНОСТИ ПРИСУТСТВИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА'

ИНСТИТУТЫ МЯГКОЙ СИЛЫ: ОПАСНОСТИ ПРИСУТСТВИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
72
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мягкая сила / институциональная система / влияние / сотрудничество / резистенция / “soft power” / institutional system / influence / сooperation / resistance

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Г.А. Токарева

В статье исследуется проблема использования «мягкой силы» как влиятельного инструмента проведения политики государства, дополнительного к политическому и экономическому инструментарию. В исследовании уточняется понятие «мягкой силы», описывается институциональная система, способству-ющая ее реализации, приводятся нормативно-правовые основания для формирования концептуального подхода к ее использованию. На основе анализа деятельности зарубежных институтов «мягкой силы» на территории России формулируются предложения по организации системы контроля названных структур и меры пресечения их возможного негативного влияния на сознание граждан РФ и имидж российского государства в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOFT POWER INSTITUTIONS: DANGERS OF PRESENCE AND OPPORTUNITIES FOR COOPERATION

The article examines the problem of using “soft power” as an influential tool for conducting state policy, ad-ditional to political and economic tools. The study clarifies the concept of “soft power”, describes the institutional system that promotes its implementation, provides the legal basis for the formation of a conceptual approach to its use. Based on the analysis of the activities of foreign institutions of “soft power” on the territory of Russia, proposals are formulated for organizing a control system for these structures and measures to prevent their possi-ble negative impact on the consciousness of Russian Federation citizens and the image of the Russian state as a whole.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТЫ МЯГКОЙ СИЛЫ: ОПАСНОСТИ ПРИСУТСТВИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА»

УДК 327.8

Г.А. Токарева

Петропавловский филиал Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,

Петропавловск-Камчатский, 683031 e.mail: tga41@yandex.ru

ИНСТИТУТЫ МЯГКОЙ СИЛЫ: ОПАСНОСТИ ПРИСУТСТВИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА

В статье исследуется проблема использования «мягкой силы» как влиятельного инструмента проведения политики государства, дополнительного к политическому и экономическому инструментарию. В исследовании уточняется понятие «мягкой силы», описывается институциональная система, способствующая ее реализации, приводятся нормативно-правовые основания для формирования концептуального подхода к ее использованию. На основе анализа деятельности зарубежных институтов «мягкой силы» на территории России формулируются предложения по организации системы контроля названных структур и меры пресечения их возможного негативного влияния на сознание граждан РФ и имидж российского государства в целом.

Ключевые слова: мягкая сила, институциональная система, влияние, сотрудничество, резистенция.

G.A. Tokareva

Petropavlovsk-Kamchatsky Branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA),

Petropavlovsk-Kamchatsky, 683031 e.mail: tga41@yandex.ru

SOFT POWER INSTITUTIONS: DANGERS OF PRESENCE AND OPPORTUNITIES FOR COOPERATION

The article examines the problem of using "soft powef' as an influential tool for conducting state policy, additional to political and economic tools. The study clarifies the concept of "soft powef', describes the institutional system that promotes its implementation, provides the legal basis for the formation of a conceptual approach to its use. Based on the analysis of the activities of foreign institutions of "soft powef' on the territory of Russia, proposals are formulated for organizing a control system for these structures and measures to prevent their possible negative impact on the consciousness of Russian Federation citizens and the image of the Russian state as a whole.

Key words: "soft power", institutional system, influence, ^operation, resistance.

Борьба за превращение однополярного мира в многополярный сопровождается существенным сопротивлением сторонников прежней модели возникающим общемировым тенденциям. Обострение ситуации наблюдается как в политической, так и в экономической сфере. Однако особую роль в информационном обществе играет влияние на сознание человека с помощью невоенных механизмов, к числу которых можно отнести и институты мягкой силы. Агрессивная риторика западных стран по отношению к России определяет стремление наших геополитических соперников ослабить влияние Российского государства на мировое сообщество.

В «Концепции внешней политики Российского государства» отмечено, что существенной угрозой со стороны коллективного Запада остается «стремление западных государств удержать свои позиции, в том числе посредством навязывания своей точки зрения на общемировые процессы и проведения политики сдерживания альтернативных центров силы» [1]. При этом отмечается, что «Россия проводит открытую, предсказуемую и прагматичную внешнюю политику, продиктованную ее национальными интересами. Свое международное сотрудничество Россия строит на основах равноправия, взаимного уважения интересов и взаимной выгоды» [2]. Особое внимание в Концепции уделено политике противодействия органов государственной власти РФ негативному информационному влиянию геополитических оппонентов Российской Федерации.

В «Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию» отмечено, что «общественные объединения, негосударственные и некоммерческие организации, зарегистрированные в Российской Федерации, могут развивать сотрудничество с иностранными общественными и благотворительными организациями, оказывая содействие развитию культурных и гуманитарных связей» [2]. При этом в другом стратегическом документе обращается особое внимание на то, что «наращивается информационное воздействие на население России, в первую очередь на молодежь, в целях размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [3].

Термин «мягкая сила» введен в политический дискурс американским исследователем Дж. Наем, который полагал, что «мягкая сила» способна влиять на другие субъекты международных отношений через убеждения, создание позитивного имиджа государства и оказания позитивного воздействия на субъектов влияния за рубежом для достижения желаемых результатов [4].

Средствами воздействия «мягкой силы» со стороны России при широком понимании термина могут считаться поддержка и продвижение русского языка, вещание СМИ на русском языке в зарубежных странах, молодежные программы, обмены и проекты, культурные и деловые связи, совместная деятельность в сфере науки и технологий, экспорт образовательных услуг, конгрессно-выставочная деятельность, деятельность НПО, поддержка национальных диаспор и культурных институтов за рубежом и др.

В системе государственного управления политику «мягкой силы» реализуют различные органы власти и полномочные структуры: Россотрудничество, Департамент по гуманитарному сотрудничеству и правам человека, Департамент по работе с соотечественниками за рубежом, Департамент по информации и печати, Ростуризм, фонд «Русский мир» и многие другие.

При этом Россотрудничество представлено в 81 стране мира через 94 представительства, 68 российских центров науки и культуры. Особая роль в этой системе может быть отведена институтам гражданского общества, НКО, различным союзам и объединениям, многофункциональным фондам. Развернутая институциональная система, представляющая «мягкую силу», существует и во всех развитых странах, где она сформировалась гораздо раньше, чем в России, и имеет многолетний опыт функционирования. Эти системы получают существенную финансовую поддержку от государства, поскольку в их задачи часто входит не только распространение культурного влияния на страны-реципиенты, но и оказание скрытого идеологичексого воздействия на потенциальных противников. В условиях геополитической конфронтации «мягкая сила» порой превращается в т. н. «умную силу» (smart-force), что подразумевает уже несколько иные задачи и меры влияния. Таким образом, «мягкая сила» перестает быть либеральным инструментом воздействия уже потому, что в ней изначально присутствует конфликт интересов и элемент манипуляции» [5, с. 131].

Особо следует обратить внимание на идею распространения либеральных ценностей (соблюдение прав человека, этническая, культурная и гендерная толерантность, борьба с бедностью и др.). Достаточно часто распространение подобных ценностей оказывается навязыванием другим странам собственной аксиологической модели культуры, является отголоском культурного европоцентризма и проявляется в достаточно авторитарных формах, что неприемлемо в современном поликультурном и многополярном мире.

В таблице представлены государства с развитой системой влияния через институты «мягкой силы».

Комплексная оценка и рейтинг стран по применению «мягкой силы» в 10 странах присутствия [6]

Страна Балл Позиция в рейтинге

Великобритания 46,54 1

ЕС 46,0 2

Германия 37,46 3

США 35.15 4

Франция 34,00 5

Китай 33,85 6

Турция 32,38 7

Италия 31,77 8

Япония 30,85 9

Канада 21,31 10

Методы продвижения интересов государств-доноров в рамках политики «мягкой силы» детерминированы как особенностями социально-экономической модели государства, так и пониманием его специфических преимуществ, способных дать максимальный эффект в процессе воздействия. Так, Европа использует свой многовековой культурный потенциал для определения зон своего влияния; США, не имеющие столь продолжительной культурной истории и способные предложить миру в основном образцы суррогатной массовой культуры, делают ставку на экономическую и военную мощь своего государства.

Дополнительным фактором влияния стран-доноров на страны-реципиенты становится политико-экономическая зависимость вторых от первых. Это особенно ярко проявляется в характере влияния институтов «мягкой силы» США и Западной Европы на страны Восточной Европы. Что касается России, которая проводит независимую международную политику, опасность представляют отголоски влияния на нее стран коллективного Запада в период перестройки, еще не полностью изжитая зависимость от псевдолиберального влияния западных элит.

Спектр методов продвижения интересов государств в рамках политики «мягкой силы» широк и многообразен. Это и работа с экономическими и политическими элитами стран присутствия, и мощное информационное сопровождение продвигаемых идей с использованием всех возможностей информационного общества (печать, телевидение, социальные сети); диверсификация институтов «мягкой силы», создание многочисленных направлений влияния, объединенных на основе принципа комплексности; работа с целевыми группами населения в странах влияния. Наиболее распространенной тактикой является позиционирование страны как успешной, экономически развитой демократической державы, открытой для распространения собственного опыта. Так, существенным достижением российской микробиологической науки является регистрация вакцины «Спутник V» в более чем пятидесяти странах мира (на 30 марта 2021 г.), несмотря на агрессивное сопротивление ряда стран и широко развернутую программу дезинформации. Победа российской науки способствует серьезному укреплению авторитета страны на международной арене посредством распространения передовых научных знаний.

Одним из популярных институтов мягкой силы, получившим широкое распространение в Российской Федерации, являются различные некоммерческие неправительственные организации иностранных государств, призванные поддерживать культурные контакты, сотрудничество в сфере науки и инноваций, связи в отдельных профессиональных сферах. Одновременно с отслеживанием регистрации такого рода структур необходимо контролировать содержание деятельности каждой из них. В условиях неприкрытого идеологического противостояния стран Запада и России весьма своевременным оказался закон об иностранных агентах влияния. В число иноагентов, чья деятельность подлежит регистрации, попали организации, занимающиеся политической деятельностью на территории Российской Федерации, получающие «денежные средства и иное имущество от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства» [7]. По данным Министерства юстиции, в 2014 г. на территории России действовало 4 108 НКО, получивших иностранное финансирование на общую сумму свыше 70 млрд руб. Из этих организаций 52 были зарегистрированы в качестве «иностранного агента». В январе 2017 г. в реестре Минюста было 103 «иностранных агента» [8]. Отметим, что закон сам по себе не направлен на ограничение свобод НКО, а лишь предполагает контроль их деятельности с позиций обеспечения государственной безопасности.

Хорошо известно, что вложения в «мягкую силу» приносят не сиюминутный результат, а имеют отсроченный эффект, поскольку это ресурс стратегический. В связи с этим политологи хорошо понимают, что приоритет в деятельности институтов «мягкой силы» отдается достижению долгосрочных целей, а формирование стратегических программ становится фундаментом для разработки модели влияния. Поэтому важно видеть деятельность агентов «мягкой силы» в системе, анализировать мотивационные истоки тех или иных инициатив, отслеживать преемственность в их работе. Установление «горизонтов влияния» поможет обеспечить своевременность мер по предупреждению нежелательного вмешательства во внутренние дела России под прикрытием организации культурно-просветительской, научно-образовательной или иной деятельности. При этом несомненная выгода иностранных инвестиций в экономику России не должна стать объектом идеологических спекуляций.

Политика государства в отношении институтов «мягкой силы» должна быть двунаправленной: с одной стороны, государство должно продвигать посредством этой институциональной

системы свои культурные и идеологические ценности во внешней среде; с другой стороны, должно разработать систему резистентных мер, обеспечивающих ослабление влияния на сознание граждан России враждебной культуры и идеологии посредством инструментов «мягкой силы». Практика показывает, что подрывная деятельность зарубежных государств проводится не через деловые и экономически выгодные контакты (здесь «партнеры» действуют более откровенными мерами рестрикции: санкции, торговые войны и т. п.), а в основном в социальной сфере, где можно действовать под маской гуманитарной помощи или распространения демократических ценностей.

Русофобия, пронизывающая деятельность большинства западных СМИ, девальвирует понятие «мягкой силы», снижает эффект воздействия и превращает средства массовой коммуникации в рупор враждебных идей и источник фейковой информации, то есть переходит границу между влиянием мягкой силы и агрессивной пропагандой.

Основным пространством, где ведется борьба за умы граждан России, является интернет-пространство. Техническая невозможность тотальных ограничительных мер, их неприемлемость в условиях демократического общества заставляют искать пути организованного противодействия откровенно деструктивным информационным вбросам, пропаганде чуждых российскому народу жизненных ценностей. Так, в последнее время появилось значительное количество публикаций, направленных на дискредитацию внутренней политики государства. Они формируют представления у жителей Российской Федерации о собственной экономике как сугубо сырьевой. Этот тезис опирается на представление о непреодолимом разрыве между западной и российской экономикой, об исключительной приоритетности западной экономической модели. Значительное число публикаций стремится дискредитировать непосредственно лидера государства, президента В.В. Путина, в лидерских качествах которого они видят непосредственную угрозу западному миру.

В целях противодействия этим негативным тенденциям необходимо расширять информационное поле российских электронных СМИ, активизировать процесс формирования позитивного имиджа своей страны в сознании российских граждан через блогосферу, максимально использовать возможности государственных каналов телевидения. Необходимо поддерживать конкурентоспособность российского кинематографа, обеспечивать продвижение отечественных фильмов гуманистического содержания.

Еще недостаточно внимания уделяется разъяснительной работе среди молодежи, развитию гуманитарной составляющей отечественного высшего образования. Необходимо всячески приветствовать и развивать патриотические и общественно значимые инициативы для школьников и студентов. Одновременно необходимо вовлекать молодежь в деятельность волонтерского характера, поощрять региональные проектные инициативы, направленные на повышение уровня гражданской ответственности молодых россиян. При этом важно широко использовать потенциал различных дискуссионных площадок, чтобы исключить возможность восприятия этих мер воздействия как прямой пропаганды.

Мониторинг настроений населения страны является обязательной составляющей резистентных мер. Он должен быть системным, профессионально организованным и осуществляться не только на основе отслеживания готовой информации, но и на основе регулярно проводимых социологических опросов. Умелое выстраивание тактики сопротивления негативному влиянию зарубежных государств в рамках действия их «мягкой силы» подразумевает отказ от прямых запретительных мер, акцент на рациональной, а не на эмоциональной оценке навязываемых идей; преодоление клипового мышления потребителей информации и развитие мышления аналитического.

Учитывая множество каналов, которые использует «мягкая сила» для проведения своих идей, а также комплексный характер воздействия на человека различных средств влияния, необходимо делать основную ставку на степень готовности сознания гражданского общества к восприятию различной информации, умение отличать факты и аргументированные доводы от эмоциональных вбросов, рассчитанных на массовое сознание. Поэтому главным барьером на пути нежелательного влияния извне должно стать повышение общей культуры коммуникации, а также культуры обработки информации, основы которой закладываются еще в школьном образовательном процессе.

Выводы и предложения. 1. Позиционирование России как сильной мировой державы, способной самостоятельно определять свою систему гуманистических ценностей, выявление зон

риска во внутригосударственных социально-экономических отношениях дает возможность государству выстраивать собственную модель функционирования, независимую от мировых держав, претендующих на первенство в рейтинге влияния через инструменты «мягкой силы».

2. Организация работы институтов «мягкой силы», и особенно разработка механизмов сопротивления негативному влиянию извне в рамках действия «мягкой силы» иностранных государств должны осуществляться на основе концепционного видения проблемы. Возможна разработка специальной научно обоснованной доктрины, отражающей реалии современного информационного общества и видение комплексного характера стоящих перед государством проблем. При этом резистентные меры, прописанные в подобного рода стратегическом документе, ни в коем случае не должны дискредитировать возможные позитивные последствия взаимовыгодного сотрудничества стран и народов в сфере культуры, спорта, политики и деловых связей.

3. Укрепление позиции России на международной арене позволит государству в рамках действия мягкой силы осуществить переход от политики присутствия к политике влияния.

4. Необходимо усилить разъяснительную работу в молодежной среде, противопоставить распространяемой в электронных СМИ негативной информации контент позитивного, патриотического содержания. Важно, чтобы молодежь получала эту информацию через привычные им каналы коммуникации: социальные сети, блоги и т. п.

5. Осуществлять системный мониторинг настроений в гражданском обществе на основе социологических опросов, а также на основе анализа интернет-контента, находящего отражение в комментариях к различным публикациям.

6. В системе высшего образования при разработке федеральных государственных образовательных стандартов не допускать сокращения гуманитарной составляющей общеобразовательных блоков; особое внимание уделить качеству преподавания таких предметов, как политология, социология, риторика; приветствовать разработку спецкурсов вроде «Технологии информационного воздействия», «Поиск и обработка информации», «Манипулятивные технологии в СМИ» и т. п.

Литература

1. Концепция внешней политики Российского государства (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. № 640) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41451 (дата обращения: 14.10.2021).

2. Концепция государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию (утв. Указом Президента РФ от 20 апреля 2014 г. № 259) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70540588/ (дата обращения: 01.11.2019).

3. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 05.12.2016 № 646 5 декабря 2016 года № 646) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=208191&fld=134&dst=100000 0001,0&rnd=0.22994155416931328#06203017906696435 (дата обращения: 01.11.2019).

4. Най Дж. Будущее власти. - М.: АСТ, 2014. - 448. - С. 152-153.

5. Михалев А.В. Концепция «мягкой силы»: обзор подходов в зарубежной науке // Дискурс-Пи. - 2017.- № 2. - С. 129-145.

6. ЛарионоваМ.В. Мягкая сила - ресурс внешней политики [Электронный ресурс]. - URL: https://www.hse.ru (дата обращения: 02.11.2019).

7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (с изменениями и дополнениями): Федеральный закон от 20 июля 2012 г. № 121-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/70204242/ (дата обращения: 31.10.2019).

8. Министерство юстиции Российской Федерации. Официальный сайт. Статистика. - URL: https://wwwminjust.ru (дата обращения: 10.06. 2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.