Научная статья на тему 'Влияние "мягкой силы" России на Эстонию'

Влияние "мягкой силы" России на Эстонию Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
377
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТОЛОГИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЯГКАЯ СИЛА / РОССИЯ / ЭСТОНИЯ / POLITICAL SCIENCE / INTERNATIONAL RELATIONS / SOFT POWER / RUSSIA / ESTONIA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бакалов Владимир Георгиевич

Несмотря на стремление эстонского руководства ограничить влияние России на происходящие в Эстонии процессы, Россия до сих пор обладает влиянием в этой стране. В статье важные аспекты этого влияния рассматриваются через призму концепции «мягкой силы», разработанной американскими политологами в 1990-х годах для оценки американского влияния. Делается вывод, что «мягкая сила» является универсальной концепцией, позволяющей анализировать международное влияние как крупных государств, таких как США и Россия, так и малых стран, включая Эстонию. В статье с позиций концепции «мягкой силы» анализируется российское влияние на Эстонию. Демонстрируется эффективность работы подразделений Министерства иностранных дел Российской Федерации, включая Департамент информации и печати, федеральных ведомств, например, Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, а также Института Пушкина как неправительственной организации. Об эффективности работы в Эстонии этих российских организаций говорят, в том числе, ответные действия, предпринимаемые эстонским руководством в целях ограничения влияния российской «мягкой силы» в стране. Делается вывод, что российская сторона может способствовать снижению конфликтного потенциала в отношениях с Эстонией при сохранении своей «мягкой силы» в случае, если ею будет инициировано большее число совместных проектов в сфере культуры и образования при участии как эстонских неправительственных организаций, так и органов государственной власти и местного самоуправления этой страны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Бакалов Владимир Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF "SOFT POWER" OF RUSSIA IN ESTONIA

Despite Estonia's attempts to limit Russia’s influence in the country it remains strong. This article assesses different aspects of that influence by applying the concept of “soft power”, which was developed by American political scientists in 1990s as an instrument of assessment of U.S. influence worldwide, and which helps assessing international influence of both great powers, such as the U.S. and Russia, and small nations, including Estonia. The article applies the concept of “soft power” to Russian influence in Estonia. It demonstrates the effectiveness of the work of the Department of Information and Press of the Russian Foreign Ministry, of the Federal Agency for the Commonwealth of Independent States Affairs, Compatriots Living Abroad, and International Humanitarian Cooperation, and of the Pushkin Institute. The article demonstrates that Estonian authorities have undertaken efforts to limit the influence of Russia’s “soft power” in the country, which illustrates the effectiveness of the work of those Russian organizations in Estonia. The article concludes that Russia has a chance to decrease the conflict potential in relations with Estonia, of Russia initiates more joint projects in the field of culture and education with participation of both Estonian non-profits and Estonian authorities, including local authorities.

Текст научной работы на тему «Влияние "мягкой силы" России на Эстонию»

политические науки

Бакалов Владимир Георгиевич ВЛИЯНИЕ «МЯГКОЙ СИЛЫ» РОССИИ ...

УДК 327.8

DOI: 10.26140/anie-2019-0803-0001

ВЛИЯНИЕ «МЯГКОЙ СИЛЫ» РОССИИ НА ЭСТОНИЮ

© 2019

Бакалов Владимир Георгиевич, соискатель

Санкт-Петербургский государственный университет (199034,Россия, Санкт-Петербург, Университетская набережная 7-9, e-mail: patronus@bk.ru)

Аннотация. Несмотря на стремление эстонского руководства ограничить влияние России на происходящие в Эстонии процессы, Россия до сих пор обладает влиянием в этой стране. В статье важные аспекты этого влияния рассматриваются через призму концепции «мягкой силы», разработанной американскими политологами в 1990-х годах для оценки американского влияния. Делается вывод, что «мягкая сила» является универсальной концепцией, позволяющей анализировать международное влияние как крупных государств, таких как США и Россия, так и малых стран, включая Эстонию. В статье с позиций концепции «мягкой силы» анализируется российское влияние на Эстонию. Демонстрируется эффективность работы подразделений Министерства иностранных дел Российской Федерации, включая Департамент информации и печати, федеральных ведомств, например, Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, а также Института Пушкина как неправительственной организации. Об эффективности работы в Эстонии этих российских организаций говорят, в том числе, ответные действия, предпринимаемые эстонским руководством в целях ограничения влияния российской «мягкой силы» в стране. Делается вывод, что российская сторона может способствовать снижению конфликтного потенциала в отношениях с Эстонией при сохранении своей «мягкой силы» в случае, если ею будет инициировано большее число совместных проектов в сфере культуры и образования при участии как эстонских неправительственных организаций, так и органов государственной власти и местного самоуправления этой страны

Ключевые слова: политология, международные отношения, мягкая сила, Россия, Эстония.

THE INFLUENCE OF "SOFT POWER" OF RUSSIA IN ESTONIA

© 2019

Bakalov Vladimir Georgievich, applicant

St. Petersburg State University (199034, Russia, St. Petersburg, Universitetskaya embankment 7-9, e-mail: patronus@bk.ru)

Abstract. Despite Estonia's attempts to limit Russia's influence in the country it remains strong. This article assesses different aspects of that influence by applying the concept of "soft powef', which was developed by American political scientists in 1990s as an instrument of assessment of U.S. influence worldwide, and which helps assessing international influence of both great powers, such as the U.S. and Russia, and small nations, including Estonia. The article applies the concept of "soft power" to Russian influence in Estonia. It demonstrates the effectiveness of the work of the Department of Information and Press of the Russian Foreign Ministry, of the Federal Agency for the Commonwealth of Independent States Affairs, Compatriots Living Abroad, and International Humanitarian Cooperation, and of the Pushkin Institute. The article demonstrates that Estonian authorities have undertaken efforts to limit the influence of Russia's "soft power" in the country, which illustrates the effectiveness of the work of those Russian organizations in Estonia. The article concludes that Russia has a chance to decrease the conflict potential in relations with Estonia, of Russia initiates more joint projects in the field of culture and education with participation of both Estonian non-profits and Estonian authorities, including local authorities.

Keywords: political science, international relations, soft power, Russia, Estonia.

Результативность сегодняшних коммуникаций в политической сфере в большой степени находится в зависимости от способности акторов применять современные инструменты и технологии, позволяющие повышать привлекательность и положительный имидж государства на международной арене. К таким инструментам относится и «soft power» или «мягкая сила»

В концепции Дж. Ная, который ввел термин «мягкая сила», он включал три основные составляющие:

1.Внешняя политика.

2.Политические ценности.

3.Культура.

Существуют и расширенный перечень составляющих «мягкой силы», например, тот, что дан Институтом государственного управления и Журнала Монокль, согласно которому «мягкая сила» включает:

1.Государственное управление.

2.Образование.

3.Дипломатию.

4.Культуру.

5.Бизнес и инновации.

Анализ научной литературы и экспертных мнений позволяет сделать вывод о том, что сегодня термин «мягкая сила» в первоначальном его понимании как противоположности механизмов «жёсткой силы» несколько неактуален сегодня и требует новых подходов к его трактовке. Механизмы «мягкой силы» рассматриваются как ресурс страны, который связан с мирными и гибкими технологиями влияния, чем военное влияние, основанными на воздействии через образовательную, культурную сферу, информационное пространство, в

том числе медиа, а также путем реализации гуманитарных проектов и др.

Вывод о том, что термин «мягкая сила» сегодня требует пересмотра, связан с тем, что его первоначальное понимание исходит из западной теории и практики международных отношений, политологии, основанное на выборе тех или иных форм влияния, их расширении.

Представляется, что сегодня более актуально подходить к применению инструментов «мягкой силы» через проектный подход, то есть путем реализации проектов в разных сферах, делать упор не на влиянии и расширении сфер влияния одного государства в другом, воздействии государств друг на друга, а делать упор на взаимодействии, и т.п.

Значение «мягкой силы» в политике государств сегодня продолжает увеличиваться, поскольку она выступает одним из важнейших инструментов развития государства на внешнеполитической арене. Россия не является исключением и ведет активную работу по использованию преимуществ политики «мягкой силы». В частности, вопрос влияния «мягкой силы» России на Эстонию сегодня особенно актуален в связи с непростыми отношениями России и странами Прибалтики, в частности, с антироссийским настроением.

После того как распался СССР Эстония и другие республики Прибалтики начали поиск своего места, устанавливая ориентир на Европу. Антироссийское настроение в Эстонии выражается в определенной степени русофобии, национализма, что приводит к стагнации развития взаимовыгодных отношений России и Эстонии.

Потеряв возможность оказывать влияние на Эсто-

Bakalov Vladimir Georgievich political

THE INFLUENCE OF "SOFT POWER" OF RUSSIA ... sciences

нию, какое оказывалось в период существования СССР, Россия пришла к развитию политики использования инструментов «мягкой силы» в Эстонии, чтобы добиваться собственных целей [1]. И здесь речь идет не только о росте оборота в торговых отношениях между государствами, на котором регулярно делается акцент президентов РФ, но и на реализации важнейших функций России как государства, которые заключаются в защите русского языка в местах «естественного распространения» и его популяризации. Русскоговорящая часть жителей Эстонии являются неотъемлемой частью русского мира. На сегодняшний день они составляют до 30% населения Эстонии, которое составляет чуть больше, чем 1,3 млн. человек на начало 2019 г. При этом порядка 75 тысяч человек из них относятся к категории «неграждане». Периодически президентом Эстонии ведутся более активные действия для защиты такого населения Эстонии, а также остальных русскоговорящих граждан. Так, она на некоторое время перенесла свой офис в г. Нарву, русскоговорящее население которого составляет более 80% от общей численности живущих в городе людей. Это было сделано для того, чтобы «лучше понимать их и их проблемы» [2].

Сегодня самым активно работающим институтом «мягкой силы» России в Эстонии является Министерство иностранных дел РФ и его структуры (Департамент информации и печати и Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество)).

В частности, Федеральное агентство Россотрудни-чество достаточно активно ведет деятельность по распространению российской пропаганды в зарубежных странах, в том числе в Эстонии, в процессе использования инструментов «мягкой силы». Агентством проводятся активные мероприятия в ходе реализации проекта «Народная дипломатия». Основной целью этого проекта является обеспечение взаимодействия государственных и негосударственных организаций России и Эстонии в сфере увеличения и укрепления общественных связей между государствами в интересах России.

Россотрудничеством разработана и внедрена система обучения русскому языку на курсах на базе своих представительств - российских центрах науки и культуры (РЦНК). В Эстонии Россотрудничеством реализуются культурно-просветительские, образовательные и научно-методические мероприятия. Основными задачами этих мероприятий являются:

- популяризация русского языка,

- повышение интереса граждан Эстонии к изучению русского языка,

- совершенствование преподавания русского языка в Эстонии,

- формирование предпосылок для воздействия на молодое поколение и формировании в Эстонии части общества, которая будет настроена благосклонно к России и поддерживать ее ценности.

Еще одной наиболее крупной организацией, которая реализует деятельность по реализации политики «мягкой силы» России в Эстонии путем оказания помощи соотечественникам и развитию, распространению русской культуры в других государствах является фонд «Русский мир». Данный фонд был основан более 10 лет назад в 2007 г. Его основной целью выступает популяризация русского языка и поддержка программ его изучения в России и в других государствах, в том числе в Эстонии. Партнером фонда «Русский мир» в Эстонии выступает таллинский Институт Пушкина.

Каждый год Посольство России, Россотрудничество и «Институт Пушкина» обрабатывают поступившие заявки на обучение в России студентов за счет федерального бюджета. Поскольку сегодня в странах СНГ российское образование считается по-прежнему престижным, то для России это эффективных инструмент «мягкой 14

силы» для усиления своего влияния на будущую политическую, экономическую, военную и интеллектуальную элиту других государств. Касается это и Эстонии.

В качестве одной из важнейших проблем, которые негативно влияют на конституционный порядок в Эстонии считается политика России, которая нацелена на раскол эстонского общества. Подтверждением этого служит усиленное внимание к международным мероприятиям России в сфере культуры, образования и др., реализованных в Эстонии, в которых принимала участие молодежь Эстонии. К таким мероприятиям относятся всемирные форумы, фестивали, игры молодых соотечественников и т.д.

В Эстонии регулярно подчеркивается, что базой концепции «мягкой силы» России выступает идея о создании Русского мира, который подразумевает объединение людей, несмотря на то, где они проживают, чтобы сформировать у них приверженность российским ценностям для расширения границ России и увеличения населения страны, поддерживающего российские идеи и ценности. Есть опасения и в реализации Россией своего права перехода от «мягкой силы» к применению «жесткой силы» с целью защиты русскоговорящих соотечественников в Эстонии, по аналогии с ситуацией в Крыму и ДНР.

Именно поэтому указанные ранее мероприятия расцениваются как опасные для Эстонии в связи с пропагандой среди молодого поколения Эстонии идей «Русского мира», чтобы потом можно было их использовать в интересах России для расширения ее влияния.

В частности, применение «мягкой силы» России в Эстонии расценивается как раскол эстонского общества, объясняя это негативным влиянием по следующим направлениям:

- манипулирование молодым поколением Эстонии,

- формировании напряженной ситуации вокруг исторических событий и памятников,

- нацеленность на легитимизацию аннексии Крыма.

В вопросе деятельности крупных институтов и корпораций «мягкой силы» России в Эстонии актуальным представляется тема об эффективности крупных государственных корпораций в рассматриваемой сфере в сравнении с небольшими НПО.

Так, российский историк и политолог, один из ведущих экспертов по общественно-политическим процессам стран СНГ А.В. Власов считает, что

«чем крупнее корпорация, тем сложнее ей работать в режиме 1асе4о-Гасе» [3]. Все чаще крупные конференции и форумы не позволяют достичь итогов, которые заключаются в заинтересованности участников в установлении долгосрочных взаимосвязей и их сохранении. Часто их участие сводится просто к получению новых знаний, а установления коммуникативных контактов не происходит. В связи с этим НПО в данном случае имеют преимущества перед крупными государственными корпорациями в сфере эффективности применения инструментов «мягкой силы» в сфере развития контактов, взаимодействия, сотрудничества.

Следовательно, актуальным является вопрос о пересмотре гуманитарным сектором России подхода к работе с Эстонией в процессе использования «мягкой силы». Здесь эффективнее использовать возможности небольших НПО, которые будут создаваться под реализацию конкретных гуманитарных, культурных, образовательных и иных проектов.

Мне кажется, что задача российского гуманитарного сектора в сфере «мягкой силы» - поменять взгляд на то, как нужно работать с ближним зарубежьем. На мой взгляд, будущее за небольшими созданными под конкретные гуманитарные или образовательные проекты НПО.

НПО как инструмент управления в рамках «мягкой силы» России в Эстонии существуют в двух основных формах:

1. НПО с российской составляющей, имеющие реги-

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2019. Т. 8. № 3(28)

политические науки

Бакалов Владимир Георгиевич ВЛИЯНИЕ «МЯГКОЙ СИЛЫ» РОССИИ ...

страцию на территории Эстонии, так называемые «организации соотечественников»;

2. Российские НПО, штаб-квартиры которых расположены на территории России.

Исследование особенностей работы таких НПО позволяет говорить о наличии общих негативных моментов, которые лежат в основе низкой результативности их работы в сфере применения «мягкой силы» России в Эстонии:

1. Некоммерческий характер таких организаций, который не дает возможности самостоятельно обепе-чивать свою деятельность и окупать ее. Как следствие, НПО ходе реализации проектов «мягкой силы» России в Эстонии зачастую не имеют долгосрочной стратегии развития и работы.

2. Недостаточное понимание технологий «мягкой силы», которое ведет к формализации деятельности и ведения отчетности, непоследовательной и не систематической работе [4].

1. Слабые связи НПО со СМИ в Эстонии и России, отсутствие системной работы по подготовке и распространению российской литературы и т.д.

Распространение «пропагандистской литературы» представляет собой один из инструментов «мягкой силы» России в Эстонии, как и в других государствах [5]. При этом сегодняшние настроения в Эстонии таковы, что распространение книг и литературы из России считаются элементом «мягкой силы», который представляет угрозу для Эстонии, поскольку есть опасения в поддержке населением идей агрессивной войны, агрессивного

поведения на международной арене, которые приписывают России в последние годы после присоединения Крыма и обострения отношений России с Украиной, западными государствами и США.

Однако, несмотря на существующие запреты, российские СМИ и литература по-прежнему достаточно актуальны, популярны в Эстонии и выступают, как отмечалось ранее в статье, эффективным инструментом «мягкой силы» России в Эстонии.

Безусловно, запретами российской литературы и СМИ деятельность по снижению влияния «мягкой силы» России в Эстонии не ограничивается. Предпринимаются действия различного характера, как только они расцениваются как угрожающие Эстонии через усилении влияния со стороны России на население Эстонии и различные культурные, политические, образовательные и др. процессы.

Так, например, в 2017 г. из Эстонии были высланы российские дипломаты. Данное поведение в российских политических кругах, СМИ и т.д. было расценено как опасение Эстонии, что возможности России растут в «мягкой силе» на территории государства. В Эстонии регулярно ведется антироссийская политика чаще всего без существующих на то адекватных обстоятельств. Особое опасение вызывает рост русскоговорящего населения, несмотря на активную политику сохранения института «неграждан», связанный с тем, что значительная часть эстонцев уезжает из страны в другие государства.

Следовательно, такими мерами Эстония пытается предостеречь возможный рост активности России в Эстонии в рамках проведения политики «мягкой силы»[6].

Также о негативном отношении Эстонии к политике «мягкой силы» России в сфере популяризации русского языка говорят последние события, касаемые проведения «Тотального диктанта» по русскому языку. Его в качестве инструмента «мягкой силы» рассматривает министр юстиции Эстонии. По его мнению, с его помощью Россия старается разжечь межнациональную рознь в Эстонии и других государствах. Он отмечает, что существует необходимость переводы системы образования в Эстонии на эстонский язык и всеми возможными способами препятствовать узакониванию мягкой поли-

тики влияния в отношении граждан Эстонии со стороны России. В связи с этим «Тотальный диктант» рассматривается в Эстонии не как мероприятие филологического характера, а как политическая активность, несущая в себе идеологию и ценности, которые вредят интересам Эстонии [7].

Таким образом, влияние «мягкой силы» России на Эстонию сегодня ведется достаточно активно в культурной, образовательной и иной сферах. При этом все действия и мероприятия расцениваются Эстонией как достаточно агрессивные и претящие интересам Эстонии.

Здесь представляется актуальным пересмотр подхода к реализации инструментов и технологий «мягкой силы», о котором говорилось ранее в статье. А именно о сдвиге политики «мягкой силы» России в Эстонии с позиции расширения своего влияния в сторону сотрудничества по различным проектам, тем самым смягчая воздействие, что будет способствовать установлению более доверительных отношений и позволит обеспечить повышение эффективности реализации проектов в образовательной, культурной, медиа и иных сферах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Смирнов В. Российская «мягкая сила» в странах Балтии // Российский совет по международным делам [Электронный ресурс] URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/ rossiyskaya-myagkaya-sila-v-stranakh-baltii/ (дата обращения: 08.05.2019).

2. .Почему отношения с Эстонией важны для России // Деловая газета «Взгляд» [Электронный ресурс] URL: https://yandex.ru/ turbo?text=https%3A%2F%2Fvz.ru%2Fpolitics%2F2019%2F4%2F19%2 F973940.html(дата обращения: 08.05.2019).

3. Рекеда С. Алексей Власов: «Закрывая русские СМИ, Прибалтика становится Туркменией» // [Электронный ресурс] URL: ttps://www.rubaltic.ru/article/kultura-i-istoriya/aleksey-vlasov-zakryvaya-russkie-smi-pribaltika-stanovitsya-turkmeniey31032014/ (дата обращения: 08.05.2019).

4. Иванова Н. А. Российские НПО как инструмент управления в контексте «мягкой силы» России в Прибалтике и Казахстане //Право и управление. XXI век. 2014. - №3(32). - С. 47

5. Закрытие балтийской бреши и мягкая сила Кремля: обзор СМИ Эстонии //[Электронный ресурс] URL: https://ee.sputniknews.ru/ news/20160526/1865416.html (дата обращения: 08.05.2019).

6. Российский эксперт о высылке дипломатов: Эстония боится «мягкую силу» России //МК-Эстония [Электронный ресурс] URL: https://www.mke.ee/sobytija/rossijskij-ekspert-o-vysylke-diplomatov-estoniya-boitsya-myagkuyu-silu-rossii(дата обращения: 08.05.2019).

7. Питалев И. «Мягкая сила Путина»: Рейнсалу требует отменить «тотальный диктант» //РИА Новости [Электронный ресурс] URL: https://inosmi.ru/social/20190205/244513819.html (дата обращения: 08.05.2019).

Статья поступила в редакцию 12.07.2019

Статья принята к публикации 27.08.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.