ПОЛИТОЛОГИЯ
КАЗАХСТАН И СТРАНЫ ПРИБАЛТИКИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНОСТРАННОГО ПРИСУТСТВИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Н.А. Иванова
Департамент протокола и организационного обеспечения Евразийской экономической комиссии. Россия, 119121, г. Москва, Смоленский бул., д.3/5, стр. 1.
В статье исследуется иностранное присутствие в сфере образования в странах Прибалтики и Казахстане. Образование как средство (инструмент) «мягкой силы» влияет на формирование ценностей и мировосприятия граждан других стран. В образовании стран Прибалтики наиболее активны ЕС и Россия, в Казахстане - США, Турция, Китай, ЕС и Россия. В статье подробно описываются форматы со -трудничества в сфере образования, используемые названными странами. Предложенный анализ представляется актуальным, поскольку для России важно изучение опыта взаимодействия как с соотечественниками, так и опыта «мягкого» взаимодействия со странами, где проживают соотечественники. Не менее ценно исследование опыта воздействия на Казахстан и Прибалтику со стороны третьих государств и сравнение его с российским, возможность применения универсальной стратегии и практик «мягкого» воздействия в отношении стран-объектов.
Результаты исследования показывают, что Латвия, Литва, Эстония и Казахстан выступают странами-объектами по отношению к третьим странам: либо они импортируют образовательные услуги, либо абитуриенты из этих стран получают образование за рубежом. В случае со странами Прибалтики предоставление третьими странами образовательных услуг привело к некоторым негативным результатам, и этот опыт для Казахстана, который в настоящее время ещё формирует систему взаимодействия с внешней средой в данной сфере, должен представляться интересным. Россия присутствует в сфере образовательных услуг как стран Прибалтики, так и Казахстана. Однако если в случае с Казахстаном взаимодействие основывается на осознанном интересе и реализуется в формате взаимовыгодного сотрудничества, то в случае с Латвией, Литвой и Эстонией присутствие России в сфере образования является несистемным в силу непростых двусторонних отношений.
Ключевые слова: страны Прибалтики, Казахстан, «мягкая сила», иностранное присутствие, влияние, воздействие, предоставление образовательных услуг, взаимовыгодное сотрудничество.
«Мягкое» присутствие одних государств (государств-субъектов) на территории других (государств-объектов) представляется важным ресурсом, поддерживающим влияние государств-субъектов в государствах-объектах и в соответствующих регионах. Влияние обеспечивается посредством инструментов «мягкой силы», в основе которой лежит условие привлекательности субъекта для объектов. В свою очередь, привлекательность, провоцируемая наличием у субъекта в отношении объекта интереса (прагматического или эмоционального), вызывает обоюдное стремление к диалогу и вовлечённому сотрудничеству. Американский исследователь Дж. Най, предложивший концепцию «мягкой силы», определил её как «способность государств привлекать других на свою сторону, добиваясь поддержки собственной повестки дня в международных отношениях путём демонстрации своих культурно-нравственных ценностей, привлекательности политического курса и эффективности политических институтов» [13]. А. Торкунов отмечает, что предоставление образовательных услуг иностранным студентам является одним из важнейших ресурсов (инструментов) «мягкой силы» государства [7, с. 86].
Главное преимущество предоставления образовательных услуг перед другими инструментами - возможность влиять на формирование ценностей и мировосприятия граждан других стран, то есть воздействовать на «чело-векоформирующие» характеристики, и именно это обеспечивает эффективность инструмента в долгосрочной перспективе. А. Торкунов связывает повышение значения образования с изменяющимся современным мироустройством, указывая на то, что «в современном глобальном мире конкуренция приобретает культурно-ци-вилизационное измерение, усиливается борьба за культурное влияние» [7, с. 86]. Обучение иностранных студентов сопровождается распространением языка, ценностей, гуманитарных традиций и мировоззрения того государства, в котором студенты обучаются.
Н. Сноу обращает внимание на то, что образовательные обмены выступают основной площадкой установления и развития контактов на человеческом уровне [12, с. 244]. Е. Панова замечает, что реализация обменных образовательных программ приводит к формированию долгосрочных связей на уроне обществ: «Речь идёт, в первую очередь, о привлечении студентов в передовые и престижные специальности, которые позволяют надеяться, что со временем они займут ведущие позиции в политических и деловых кругах своих стран» [3, с. 157]. При этом, по замечанию М. Лебедевой, «высшее образование может выступать инструментом «мягкой силы» в том случае, если оно отвечает критериям качества» [1, с. 202]. Именно поэтому эффективно экспортировать образовательные услуги могут лишь те государства, образовательные
учреждения которых зарекомендовали себя в мире, а выпускники достигли заметных профессиональных успехов.
Здесь же отметим, что критики концепции «мягкой силы» подвергают её сомнению в категории эффективности, связанной также со сложностью предварительной оценки рисков и принятия решения о целесообразности траты ресурсов. Действительно, в случае с «мягкой силой» на этапе, предваряющем её использование, можно лишь строить предположения об её эффективности. Э. Гилбоа объясняет это принципиальной относительностью «мягкой силы» как ресурса:«Поскольку не существует объективной и точной формулы измерения силы, акторы могут только лишь на уровне ощущений различить наличие своей силы в отношении других акторов» [10]. Однако образование как инструмент в этом отношении позволяет с высокой точностью оценить один из важных элементов коммуникативной цепочки - целевую аудиторию, что в коммуникационном действии во многом определяет его конечный успех.
С. Анхольт отмечает, что главный вызов в работе по созданию репутации заключается в «сложности открытия двери своей целевой аудитории» [8]. В условиях, когда поступление в вуз для абитуриента представляется серьёзной задачей, а учитывая средний возраст абитуриентов, - одной из первых серьёзных задач в жизни, требующих принятия самостоятельных решений, содействие внешнего посредника в этом деле позволяет посреднику естественным образом надолго заручиться благодарностью абитуриента. Такая схема была реализована на практике в Прибалтике в год (и в последующие) присоединения Латвии, Литвы и Эстонии к ЕС. По информации Вильнюсского университета (Литва), треть литовских старшеклассников мечтает о том, чтобы получать высшее образование за границей [14]. В Латвии и Эстонии - аналогичная ситуация. С точки зрения технологий «мягкого» влияния наличие собственного интереса у объекта образования превращает образование в «естественный магнит» для целевой аудитории [9].
В данном исследовании иностранное присутствие в сфере образования будет рассмотрено на примерах Казахстана и стран Прибалтики -Латвии, Литвы и Эстонии. Такой сопоставительный анализ представляется актуальным по ряду причин:
- на протяжении практически 70 лет государства входили в состав СССР, в их отношении применялись одни и те же политические, экономические и иные практики;
- сегодня страны проводят независимую внешнюю политику, в которой сотрудничеству с Россией отводится разное место. Если Казахстан реализует с Россией общие международные проекты, то страны Прибалтики даже в системе ЕС по отношению к России выбирают максимально сдержанную позицию;
- сегодня именно в Казахстане и странах Прибалтики среди постсоветских государств проживает наибольшее число российских соотечественников;
- для России также представляется важным изучение опыта взаимодействия как с соотечественниками, так и опыта «мягкого» взаимодействия со странами, где проживают соотечественники;
- представляется ценным изучить опыт воздействия на Казахстан и Прибалтику со стороны третьих государств и сравнить его с российским.
Методом сопоставительного анализа представляется возможным оценить, возможна ли разработка универсальной стратегии и практик «мягкого» воздействия и взаимодействия в сфере образования, либо каждое государство требует индивидуальной стратегии «мягкой силы» в этой сфере. И в данном отношении анализ политически и культурно полярных Казахстана и Прибалтики предложит ценный опыт для определения в пользу универсальности либо индивидуальности соответствующих стратегий.
С момента присоединения стран Прибалтики к ЕС в 2004 г. очень многие абитуриенты стали стремиться поступать в европейские вузы. В настоящее время в Латвии, Литве и Эстонии присутствует порядка 20 европейских фондов поддержки программ учебных обменов, среди которых такие известные, как Comenius, Erasmus, Erasmus Mundus, Leonardo da Vinci, Tempus, Europas. Бывший министр образования и науки Литвы Нерия Путинайте утверждала, что «не удивлена тем, что литовцев заманивают уезжать на учебу за границу». Она это оценивала как «политику иностранных государств, заманивающих умных молодых людей в качестве будущей квалифицированной рабочей силы» [11].
Представители прибалтийских научных сообществ также говорят об опасной тенденции - абитуриенты из Латвии, Литвы, Эстонии готовы «поступать куда угодно, лишь бы за границу» [14]. При этом они не различают вузы по качеству предоставляемых образовательных услуг. Присутствие ЕС в сфере образования стран Прибалтики сопровождается активной поддержкой местных правящих элит. Преследуется достижение конкретной цели - создание условий для гуманитарной интеграции населения Латвии, Литвы и Эстонии в европейское гуманитарное пространство и замещение российской идентичности, исторически сложившейся у части населения на этих территориях, на европейскую с последующей натурализацией проживавших в прибалтийских государствах россиян и российских соотечественников. Европейская правящая элита, осознавая неизбежность трудовой миграции внутри ЕС, разработала систему максимального повышения профессионализма трудовых мигрантов. В то же время, решая для абитуриентов из Прибалтики вопрос выбора вуза, европейские страны априори заручались их доверием. Более того, стремительно присосе-
дившись к ЕС в 2004 г., Латвия, Литва и Эстония переняли многие европейские практики тоже стремительно, безусловно и зачастую некритично, упустив ряд рисков, и сегодня получили негативный эффект - например, многочисленную миграцию в страны ЕС квалифицированной рабочей силы. Этот опыт представляется поучительным для Казахстана.
Россия также присутствует в сфере образования в Прибалтике. Для российской стороны это относится в том числе к вопросу сохранения русского языка и корневых традиций проживающих в Литве 5,4% российских соотечественников, в Латвии - 26,9%, в Эстонии - 25,5% (по данным за 2011 г.) [5]. Однако для элит стран Прибалтики такое присутствие в предоставлении услуг среднего и высшего образования представляется серьёзной внешнеполитической угрозой, поэтому оно стремительно сокращается. Эксперты фиксируют необратимую тенденцию снижения роли русского языка в межличностной коммуникации этнических русских Прибалтики, что особенно наблюдается в отношениях разных поколений соотечественников. При этом образование как инструмент «мягкой силы» России обладает в Прибалтике огромным потенциалом. А сотрудничество в этой области представляется перспективным в части улучшения двусторонних и многосторонних отношений России с Латвией, Литвой и Эстонией и создания условий для взаимодействия в других социально-гуманитарных и экономической сферах.
Способствовать этому взаимодействию в первую очередь должно то, что Россия, Латвия, Литва и Эстония являются участницами Болонского процесса. В то же время в России существует ежегодная практика предоставления бюджетных мест на обучение в российских вузах жителям Прибалтики. Министерство образования России ежегодно выделяет каждой из прибалтийских стран порядка 80-100 квот на обучение. Так, например, в 2010 г. абитуриентам из Эстонии было выделено 80 мест, а в 2011 г. -100; Литве в 2012 г. - 75 мест. Для соотечественников-студентов из малообеспеченных семей в Латвии, Литве и Эстонии действует программа «Стипендия мэра Москвы», выплачиваемая за хорошую успеваемость.
В Латвии существует ещё один феномен в сфере высшего образования. Ввиду невозможности получать образование на русском языке в государственных вузах в Латвии получила развитие частная система образования - школы и вузы, в которых преподавание осуществляется на русском языке.
Говоря об Эстонии и России, важно отметить, что активизировать двустороннее сотрудничество в сфере науки и образования позволило подписание Межправительственного соглашения о сотрудничестве в сфере высшего образования, которое позволяет организовывать научный обмен учёными, проводить российско-эстонские научные конференции, совмест-
ные исследования с публикацией совместных материалов. Более затрудненным между Россией и Прибалтикой представляется сотрудничество в области среднего образования. Главным образом, оно осложнено проблемой сокращения русских школ в Латвии, Литве и Эстонии (например, в Литве в 2012-2013 учебному году среднее образование на русском языке получали 15 552 человека в 35 русских, 18 смешанных и 8 специализированных школах; для сравнения: ещё в 2008-2009 учебном году на русском языке обучалось более 19 200 человек [4]) и проблемой сокращения использования русского языка в публичном пространстве и межличностном общении.
Казахстан в силу своего географического положения, а также богатства природными ресурсами занимает сильные позиции в Центральной Азии и представляет интерес как партнёр для многих иностранных государств. В сфере образования в Казахстане присутствуют не только ЕС и Россия, которые однозначно доминируют в Прибалтике, но и США, Китай, Турция. Эти страны как сами приходят на образовательный рынок Казахстана, так и Казахстан в рамках программы «Болашак», существующей уже 20 лет, создаёт условия для обучения граждан Казахстана за рубежом.
Россия и Казахстан развивают отношения в сфере высшего и среднего специального образования на государственном уровне. В ноябре 2013 г. на форуме Россия-Казахстан в Екатеринбурге президенты стран подписали Соглашение о сотрудничестве в сфере образования. Распространена практика обменов представителями профессорско-преподавательских составов вузов Казахстана и России. Ряд российских вузов имеет положительный опыт сотрудничества с казахстанской стороной по организации выездных приёмных комиссий и набору студентов из числа казахстанских граждан, прежде всего из малообеспеченных и многодетных семей. Подчеркнём, что в вузах Казахстана, наряду с обучением на казахском языке, проводится обучение и на русском языке, охватывающего 41,7% учащихся. В школах Казахстана также свыше 40% всех учащихся обучаются на русском языке.
В ходе лекции в МГУ Президент Казахстана Н. Назарбаев заявил о необходимости ещё большего усиления научного сотрудничества между Казахстаном и Россией [15]. А в проекте Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) в разделе о трудовой миграции говорится о необходимости признания документов государственного образца об образовании, об учёных степенях и учёных званиях между государствами-членами. По состоянию на 2013 г. в российских вузах обучается 30,7 тыс. студентов из Казахстана. Невзирая на тесные связи, существующие в сфере образования между Россией и Казахстаном, потенциал развития сотрудничества в этом направлении продолжает оставаться высоким.
Большой популярностью среди абитуриентов из Казахстана пользуются США. Из 25 тысяч казахстанских студентов, ежегодно выезжающих обучаться за рубеж (исключая студентов, выезжающих по программе «Болашак»), около 2 тыс. обучаются в университетах Америки. По данным Institute of International Education, число поступивших казахстанских студентов на программы бакалавриата и магистратуры университетов США с 2010-2011 по 2011-2012 академический год увеличилось на 2,5%, что составляет 1890 и 1938 студентов соответственно. Наиболее популярными университетами среди казахстанских студентов являются Houston Community College, Penn State University, Purdue University, Boston University, University of Texas, а самыми популярными программами обучения - инженерно-технические, гуманитарные и бизнес-специальности.
В 2014 г. в Казахстане начался отбор кандидатов для обучения в военных вузах США. В Казахстане также функционирует Казахско-Американский свободный университет (КАСУ). Многие обучавшиеся в США казахстанские выпускники уже сегодня занимают высокие государственные и международные посты. США и Казахстан плотно взаимодействуют в сфере образования и по другим программам. Например, в 2013 г. Научно-образовательный фонд Шахмардана Есенова совместно с группой казахстанских учёных, работающих в университетах США, запустил программу летних научных стажировок в лабораториях США для студентов 2-3 курсов, желающих в перспективе поступить в докторантуру.
Китай - вторая экономика мира, крупнейший игрок в Азиатско-Тихоокеанском регионе и сосед Казахстана. Эксперты фиксируют стремление руководства Китая изменить восприятие своей страны в Центральной Азии. «Новое руководство Си Цзиньпина и Ли Кэцяна, похоже, намерено сменить имидж Китая в глазах стран Центральной Азии. Китай пытается показать, что времена, когда китайцы видели во всём только свою выгоду, прошли. Что теперь страна будет давать народам Центральной Азии «взаимный выигрыш», а сам регион не превратится в «сырьевой придаток» Китая» [2]. Добиваясь этой трансформации в восприятии, Китай действует в двух параллельных плоскостях - экономические инвестиции во взаимовыгодные инфраструктурные проекты, реальная экономическая выгода от которых последует уже в краткосрочной перспективе, и подкрепление этих действий нематериальным воздействием - посредством инструментов «мягкой силы», таких, как деятельность Института Конфуция и развитие связей в сфере образования. Цель воздействия -сделать Китай эмоционально привлекательным в Казахстане и других странах Центральной Азии. С практической точки зрения Китай заинтересован в наличии в Казахстане подготовленных специалистов, которые могли бы поддерживать
экономические проекты Китая в этой стране.
В настоящее время в Китае обучаются около 10 тыс. казахстанских студентов. Если ранее среди казахстанских студентов наиболее популярными в университетах Китая были языковые программы, то сегодня они обучаются и другим специальностям. В Казахстане действуют три Института Конфуция, формальной целью которых является распространение китайской культуры и создание условий для изучения китайского языка. Институты Конфуция созданы при других государственных университетах Казахстана: в Казахском национальном университете имени аль-Фараби (КазНУ им. Аль-Фа-раби) в Алматы, в Евразийском национальном университете имени Л.Н. Гумилёва (ЕНУ им. Н. Гумилёва) в Астане и в Карагандинском государственном университете (КарГТУ) на базе центра «Триединство языков» имени Ш. Кудайбердиева.
Турция также присутствует в сфере образования Казахстана. Эксперты-тюркологи фиксируют наличие геополитических амбиций Турции, выраженных в претензии на статус региональной державы. Более того, именно Турция предложила идею тюркоязычного мира. Таким образом, в зоне геополитических интересов Турции оказываются тюркоязычные страны бывшего СССР, в частности Казахстан. Как и Китай, Турция стремится вовлекать Казахстан в выгодное ей сотрудничество прямыми инвестициями, а также воздействовать «мягкой силой». Здесь у Турции есть большое культурное и лингвистическое преимущество. В Казахстане действует более 20 казахско-турецких лицеев и 3 университета, финансируемых турецким капиталом. Самое известное из подобных учебных заведений -это Международный казахско-турецкий университет имени Х. А. Яссави, в котором работают преподаватели преимущественно из Казахстана и Турции. «На сегодняшний день более 2000 бывших лицеистов из Казахстана получили высшее образование в различных университетах Турции по государственным или частным образовательным программам. Ежегодно посольство страны проводит набор абитуриентов из числа выпускников казахстанских школ в количестве 125 человек, которые получают право на бесплатное обучение по бакалаврским и магистерским программам за счёт турецкого правительства. Будущим студентам выплачивается ежемесячная стипендия в размере 200 долларов США с предоставлением бесплатного проживания в общежитиях» [6].
Образование как инструмент «мягкой силы» Турции в Казахстане ориентировано на диалог и вовлечение, на реализацию общей идеи на основе общих ценностей. Однако некоторые внешнеполитические действия Казахстана указывают на наличие собственных геополитических проектов (например, евразийская интеграция, идею которой впервые озвучил Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на лекции в МГУ им. Ломоносова), поэтому абсолютность оказания
Казахстаном поддержки идее «тюркского» мира под эгидой Турции стоит оценивать критично.
Разумеется, в сфере образования Казахстана, как и в Прибалтике, присутствует и ЕС. Приоритетом сотрудничества европейских стран с Казахстаном является нефте- и газодобыча, где европейский бизнес участвует в двух крупнейших проектах - месторождениях Карачаганак и Кашаган. Для оптимизации работы по этому направлению ЕС содействует подготовке кадров в рамках многочисленных образовательных программ, среди которых Tempus, Erasmus Mundus, «Электронный шёлковый путь». Европейские вузы также часто предпочитают казахстанские абитуриенты в рамках программы казахстанской государственной стипендии «Бо-лашак». В Казахстане (Алматы) также действует Казахстанско-Британский технический университет - Kazakh-British technical university (KBTU). Он был основан в 2001 г. в Алматы. Вуз готовит кадры для работы в нефтегазовом, информационном, финансовом секторах. Университет также взаимодействует с компанией «Шеврон», которая в 2013-2014 учебном году выделила 92 студентам технических специальностей стипендиальные программы.
Одной из целей предоставления образовательные услуг в Казахстане со стороны третьих стран - США, ЕС, Китая - видится стремление создания условий для присутствия в энергетическом секторе страны (в отличие от Прибалтики, где доминирующему внешнему игроку - ЕС -было важно распространить своё культурное влияние). В этом смысле в Казахстане наиболее идеологизированным видится «мягкое» присутствие Турции. Однако в настоящий момент Казахстану удаётся выдерживать баланс «мягкого» присутствия иностранных государств в сфере образования и использовать эти отношения для конструктивного развития многовекторной внешней политики.
Рассмотрев представленность третьих стран в сфере предоставления образовательных услуг в Казахстане и странах Прибалтики, можно сделать следующие выводы:
- Казахстан и Прибалтика находятся в разных геополитических пространствах, поэтому в сфере образования подвергаются воздействию со стороны разных внешних игроков, однако некоторые из них - Россия и ЕС - активны в обоих направлениях;
- Латвия, Литва, Эстония и Казахстан на сегодняшний день выступают странами-объектами по отношению к третьим странам: либо они импортируют образовательные услуги, либо абитуриенты из этих стран получают образование за рубежом. Изменить эту ситуацию можно исключительно за счёт развития собственной системы образования в целях достижения конкурентоспособности на международной арене;
- в случае со странами Прибалтики предоставление третьими странами образовательных услуг привело к некоторым негативным
результатам, и этот опыт для Казахстана, который в настоящее время ещё формирует систему взаимодействия с внешней средой в данной сфере, должен представляться интересным и быть критически осмысленным: во-первых, многие абитуриенты из Прибалтики, уехавшие учиться в ЕС, в условиях свободы передвижения, стали трудовыми мигрантами. А этот феномен влечёт за собой комплекс проблем, связанных с идентичностью и социально-культурной политикой государств; во-вторых, ввиду отсутствия условия обязательного возвращения в родную страну, поскольку, как правило, гранты в ЕС предоставляются принимающей стороной, в Латвии, Литве и Эстонии в настоящее время наблюдается серьёзная нехватка квалифицированных трудовых ресурсов. Это особенно ощутимо среди легко адаптируемых профессий - врачей, инженеров, строителей и др. Непродуманность последствий оттока граждан студенческого возраста за десять лет такой политики уже сегодня сказывается на социально-гуманитарном аспекте развития стран Прибалтики;
- ввиду того что предоставление образовательных услуг влияет на формирование ценностей и мировосприятия граждан других стран, обучение абитуриентов из стран Прибалтики в европейских странах на фоне общей эйфории от расширения ЕС в 2004 г. привело к крайне быстрому замещению национальной идентичности на европейскую в Прибалтике. Как правило, однажды уехавшие в ЕС из Латвии, Литвы и Эстонии выбирают путь создания своего личного «лучшего будущего» за границей. Ди-
намика этой тенденции также представляется интересной Казахстану, который, в отличие от стран Прибалтики, ввёл систему обязательного возвращения абитуриентов в страну после завершения обучения;
- Россия присутствует в сфере образовательных услуг в Прибалтике и Казахстане. Однако если в случае с Казахстаном взаимодействие основывается на осознанном интересе и реализуется в формате взаимовыгодного сотрудничества, то в случае с Латвией, Литвой и Эстонией присутствие России в сфере образования является несистемным в силу непростых двусторонних отношений. Перспектива развития сотрудничества представляется неопределённой, невзирая на наличие в отношениях между Россией и странами Прибалтики аспектов, которые могли бы выступить объективным интересом для налаживания конструктивного сотрудничества.
Результаты, полученные в ходе сопоставительного анализа иностранного присутствия в сфере образования в Казахстане и Прибалтике, позволяют сделать вывод о невозможности существования универсальной стратегии «мягкого» воздействия в сфере образования одного государства по отношению к другим. Опыт взаимодействия третьих стран с Казахстаном и Латвией, Литвой и Эстонией в сфере предоставления образовательных услуг это подтверждает и указывает на то, что каждое государство требует индивидуальной стратегии воздействия «мягкой силой».
Список литературы
1. Лебедева М.М., Фор Ж. Высшее образование как потенциал «мягкой силы» России // Вестник МГИ-МО-Университета. 2009. №6. С. 200-205.
2. Лузянин С. Китай в Центральной Азии: «Взаимный выигрыш» или экспансия? [Электронный ресурс]. //Портал МГИМО. 25.03.13. Режим доступа: http://mgimo.ru/news/experts/document236557.phtml
3. Панова Е.П. Высшее образование как потенциал "мягкой власти" государства //Вестник МГИМО-Уни-верситета. 2011. № 2 (15). С.157-161.
4. Образование в Литве [Электронный ресурс] //Портал о Литве. Режим доступа: http://www.olitve.ru/ kultura-litvy/obrazovanie-v-litve/
5. Смирнов В. Российская «мягкая сила» в странах Балтии [Электронный ресурс] //Российский совет по международным делам. 02.05.2012. Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=351
6. Нурлан Адилханулы. Сегодня студенты - завтра элита. В Казахстане - растет конкуренция выпускников зарубежных вузов [Электронный ресурс] //Информационно-Аналитический Центр по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве МГУ им. М.В. Ломоносова. 13.02.2013. Режим доступа: http://www.ia-centr.ru/expert/15178
7. Торкунов А.В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России // Вестник МГИМО-Университета. 2012. №4 (25) С. 85-93.
8. Anholt, S. Should place brands be simple? //Place Branding and Public Diplomacy, 2009, no. 6, p.4.
9. Anholt, S. Why brand? Some practical considerations for nation branding // Place Branding and Public Diplomacy, 2009, no. 2, p.103.
10. Gilboa, E. The Public Diplomacy of Middle Powers. //Journal of Public Diplomacy, 2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publicdiplomacymagazine.com/the-public-diplomacy-of-middle-powers/ (дата обращения: декабрь 2013 г.).
11. Lietuvos studentq mada: stoti bet kur, kad tik j uzsienj [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. technologijos.lt/n/svietimas/kurstoti/kur_ir_ka_studijuoti/straipsnis/Lietuvos-studentu-mada:-stoti-bet-kur-
kad-tik-i-uzsieni?name=straipsnis-5013&l=3, дата обращения 16 декабря 2013 г. (на литовском языке)
12. Snow, Nancy. Valuing Exchange of Persons in Public Diplomacy. Routledge Handbook of Public Diplomacy. / Nancy Snow, Philip M. Taylor. NY: Rougledge, 2009. Pp.233-250.
13. Nye J. Soft Power: The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs. 2004. 191 p.
14. Trecdalis Lietuvos vyresniy klasiy moksleiviy svarsto apie studijas uzsienyje, isvyksta - maziau nei desimtadalis. Vilnius, Vakary Ekspresas, 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ve.lt/naujienos/ visuomene/svietimas/trecdalis-lietuvos-vyresniu-klasiu-moksleiviu-svarsto-apie-studijas-uzsienyje-isvyksta---maziau-nei-desimtadalis-866223/ (дата обращения: 16 декабря 2013 г.) (на литовском языке)
15. 28 апреля в МГУ состоялась лекция Нурсултана Назарбаева о евразийской интеграции и других глобальных процессах // Факультет глобальных процессов МГУ им. Ломоносова, 28.04.2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fgp.msu.ru/2014/04/28/28-%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BB %D1%8F-%D0%B2-%D0%BC%D0%B3%D1%83-%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F% D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%8C-%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%BD%D 1%83%D1%80%D1%81%D1%83%D0%BB/
Об авторе
Иванова Наталия Анатольевна - консультант отдела коммуникативных технологий Департамента протокола и организационного обеспечения Евразийской экономической комиссии, аспирант кафедры мировых политических процессов МГИМО(У) МИД России. E-mail: [email protected]
Работа выполнена в рамках гранта РГНФ № 14-07-00037/14 «Современная роль и потенциал влияния российских неправительственных организаций в Центральной Азии».
KAZAKHSTAN AND THE BALTIC STATES: STUDY OF FOREIGN PRESENCE IN
EDUCATION
N. Ivanovo
Департамент протокола и организационного обеспечения Евразийской экономической комиссии. Россия, 119121, г. Москва, Смоленский бул., д.3/5, стр. 1.
Abstract: Foreign presence in education in the Baltic States - Latvia, Lithuania and Estonia - and Kazakhstan is analyzed in the article. Education as a means (a tool) of "soft power" influences the creation of the values and perception of the word of the citizens of other countries. The most active actors in the Baltic States are the European Union and Russia, in Kazakhstan - the USA, Turkey, China, the European Union and Russia. The means of cooperation in the sphere of education, which are used by the mentioned states to Kazakhstan and the Baltic States are in details described in the article. The benchmarking study seems to be currently important as far as it is thought to be important for Russia to study the experience of cooperation with its compatriots and the experience of the "soft" cooperation with the countries where Russian compatriots live. It also seems profitable to analyze tools of the "soft" influence which have been used by the foreign countries to Kazakhstan and the Baltic States and compare them with the Russia's means and tools, and also to educe whether it is possible to apply general "soft power" strategy and practices to the partner countries.
The results of the study show that Latvia, Lithuania, Estonia and Kazakhstan today are the countries that import educational services, and their school leavers aim to go into higher education in foreign countries. In the case of the Baltic States the provision of educational services has led to some negative results which seem to be interesting to Kazakhstan that has still been forming the system of cooperation with the "foreign environment" in this sphere. Russia acts in the sphere of education both of the Baltic States and Kazakhstan. However if Russia's cooperation with Kazakhstan is based on the conscious interest and is exercised as mutually beneficial cooperation, in case with Latvia, Lithuania and Estonia Russia's presence in education is non-systemic because of the tension in bilateral relations. But this cooperation obviously has big potential.
Key words: The Baltic States, Kazakhstan, "soft power", foreign presence, influential role, education, provision of educational services, mutually beneficial cooperation.
References
1. Lebedeva M.M. For. Zh. Vysshee obrazovanie kak potencial «myagkoj sily» Rossii [The higher Education as "soft power" potential resource]. Vestnik MGIMO-Universiteta - MGIMO-University Gerald, 2009, no. 6, pp.200-205. (In Russian)
2. Luzjanin S. Kitaj v Central'noj Azii: «Vzaimnyj vyigrysh» ili jekspansija? [Luzyanin S. Kitay in Central Asia: "Mutual prize" or expansion?]. Available at: http://mgimo.ru/news/experts/document236557.phtml (Accessed 16 December 2013). (In Russian)
3. Panova E.P. Vysshee obrazovanie kak potencial myagkoj vlasti gosudarstva [The higher education as capacity of the soft power of the state]. Vestnik MGIMO-Universiteta - MGIMO-University Gerald, 2011, no. (2)15, pp.157-161. (In Russian)
4. Obrazovanie v Litve [Education in Lithuania]. Available at: http://www.olitve.ru/kultura-litvy/obrazovanie-v-litve/ (Accessed 16 December 2013). (In Russian)
5. Smirnov V. Rossijskaja «mjagkaja sila» v stranah Baltii [Smirnov V. Rossiyskaya "the soft force" in the Baltic States]. Available at: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=351 (Accessed 16 December 2013). (In Russian)
6. Nurlan Adilkhanuly. Segodnja studenty - zavtra jelita. V Kazahstane - rastet konkurencija vypusknikov zarubezhnyh vuzov [Today students - tomorrow elite. The competition of graduates of foreign higher education institutions grows in Kazakhstan]. Available at: http://www.ia-centr.ru/expert/15178 (Accessed 16 December 2013). (In Russian)
7. Torkunov A.V. Obrazovanie kak instrument «myagkoj sily» vo vneshnej politike Rossii [Education as the tool of "soft power" in foreign policy of Russia]. Vestnik MGIMO-Universiteta - MGIMO-University Gerald, no. (4)25, pp. 85-93. (In Russian)
8. Anholt, S. Should place brands be simple? Place Branding and Public Diplomacy, 2009, no. 6, p.4.
9. Anholt, S. Why brand? Some practical considerations for nation branding. Place Branding and Public Diplomacy, 2009, no. 2, p.103.
10. Gilboa, E. The Public Diplomacy of Middle Powers. Journal of Public Diplomacy, 2010. Avaliable at: http:// publicdiplomacymagazine.com/the-public-diplomacy-of-middle-powers/ (Accessed 16 December 2013)
11. Lietuvos studentq mada: stoti bet kur, kad tik j uzsienj. Available at: http://www.technologijos.lt/nZ svietimas/kurstoti/kur_ir_ka_studijuoti/straipsnis/Lietuvos-studentu-mada:-stoti-bet-kur-kad-tik-i-uzsieni?name=straipsnis-5013&l=3 (Accessed 16 December 2013). (In Lithuanian)
12. Snow, Nancy. Valuing Exchange of Persons in Public Diplomacy. Routledge Handbook of Public Diplomacy. / Nancy Snow, Philip M. Taylor. NY: Rougledge, 2009. Pp.233-250.
13. Nye J. Soft Power: The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs. 2004. 191 p.
14. Trecdalis Lietuvos vyresniq klasiq moksleiviq svarsto apie studijas uzsienyje, isvyksta - maziau nei desimtadalis. Vilnius, Vakary Ekspresas, 2012. Available at: http://www.ve.lt/naujienos/visuomene/svietimas/ trecdalis-lietuvos-vyresniu-klasiu-moksleiviu-svarsto-apie-studijas-uzsienyje-isvyksta—maziau-nei-desimtadalis-866223/ (Accessed 16 December 2013). (In Lithuanian)
15. April, 28 President of Kazakhstan Nursultan Nazarbayev had a lecture at Lomonosov State University. Available at: http://fgp.msu.ru/2014/04/28/28-%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8F-%D0%B2-%D0%BC%D0%B3%D1%83-%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BB% D0%B0%D1%81%D1%8C-%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%BD%D1%83% D1%80%D1%81%D1%83%D0%BB/ (Accessed 21 May 2014). (In Russian)
About the author
Nataliya Ivanova - Postgraduate student at Moscow State Institute of International Relations, Consultant on
communication technologies of organizational support and protocol Department at Eurasian Economic. E-mail: