РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ И ИНСТРУМЕНТЫ «МЯГКОЙ СИЛЫ»
Новоселов Сергей Вениаминович, кандидат исторических наук, доцент
Астраханский государственный университет
Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а
E-mail: [email protected]
В эпоху глобализации и усиления геополитической конкуренции актуальным вопросом мировой политики является проблема оказания влияния без принуждения. Используя непрямые методы воздействия, такие как инструменты «мягкой силы», государство способно обезопасить себя от негативных последствий силовых методов реализации внешней политики. В конце XX столетия американский исследователь и политолог Дж. Най в книге «Пределы лидерства: изменение природы американской мощи» впервые ввел термин «мягкая сила» для обозначения формы политической власти и способности добиваться желаемых результатов путём симпатии и привлекательности. Концепция Дж. Ная «мягкой силы» привлекла большое внимание исследователей и практических политиков и к настоящему времени стала общеупотребительной во многих странах мира, в том числе и в России. Российская модель «мягкой силы» приобрела собственные очертания: в отличие от других государств в России был выбран институциональный подход к использованию «мягкой силы» и её инструментов во внешней политике. В статье отмечается, что становление российской «мягкой силы» прошло в три этапа, и они подробно раскрываются. Приведена классификация основных институтов, реализующих «мягкую силу» Российской Федерации по таким направлениям деятельности, как политика, культура, ценности. Мы согласны с мнением российских исследователей, которые на основе определения «мягкой силы» Дж. Ная предложили своё комплексное определение инструментов «мягкой силы»: инструментами «мягкой силы» выступают средства воздействия в мировой политике, основанные на убеждении и позитивной привлекательности, которые используются международным актором для достижения своих внешнеполитических целей.
Ключевые слова: международные отношения, «мягкая сила», политика, культура, ценности, российская модель «мягкой силы», институциональный подход, этапы формирования, концептуализация феномена «мягкая сила», нормативно-правовое закрепление, институты, инструменты «мягкой силы»
RUSSIAN MODEL AND TOOLS OF "SOFT POWER"
NovoselovSergey V., Ph.D. (History), Associate Professor
20a Tatishcheva St., Astrakhan, 414056, Russian Federation
E-mail: [email protected]
In the era of globalization and increasing geopolitical competition, the problem of influencing without coercion is an urgent issue of world politics. Using indirect methods of influence, such as the tools of "soft power", the state is able to protect itself from the negative consequences of power methods of foreign policy. At the end of the XX century, the American researcher and political scientist John. In the Limits of leadership: changing the nature of American power, nye first introduced the term "soft power" to refer to the form of political power and the ability to achieve the desired results through sympathy and attractiveness. The Concept Of John. Naya "soft power" has attracted great attention of researchers and practical politicians and has now become common in many countries, including Russia. The Russian model of " soft power "has acquired its own shape and unlike other States, Russia has chosen an institutional approach to the use of" soft power " and its instruments in foreign policy. In the article the author notes that the formation of the Russian "soft power" was held in three stages and reveals them in detail. The classification of the main institutions implementing the "soft power" of the Russian Federation in the areas of activity - politics, culture, values. The author agrees with the opinion of Russian researchers, who based on the definition of "soft power" J.Naya proposed a comprehensive definition of "soft power" instruments: "soft power" instruments are means of influence in world politics, based on conviction and positive attractiveness, which are used by the international actor to achieve its foreign policy goals.
Keywords: international relations, "soft power", politics, culture, values, Russian model of "soft power", institutional approach, stages of formation, conceptualization of the phenomenon of "soft power", legal consolidation, institutions, tools of "soft power"
Согласно определению, данному американским исследователем и политологом Дж. Наем, суть «мягкой силы» состоит в способности влиять на другие субъекты международных отношений путём сотрудничества в формировании программы действий, убеждения и оказания позитивного привлекательного воздействия для достижения желаемых результатов. Это воздействие может осуществляться с помощью таких компонентов, как культура, политические ценности и внешняя политика [5, с. 17]. В рамках настоящего анализа необходимо обобщить содержание одного из элементов, и вместо политических ценностей рассмотреть ценности в общем понимании, куда входят ценности развития общественного благосостояния, науки и образования, спорта, экологии, соблюдения международной безопасности (как воен-
ной, так и безопасности в отношении чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий), сохранения культурного наследия и содействия деятельности традиционных религиозных конфессий, а также донесения этих ценностей до зарубежной аудитории через СМИ.
Российская модель «мягкой силы» приобрела собственные очертания: в отличие от других государств в России был выбран институциональный подход к использованию «мягкой силы» и её инструментов во внешней политике.
Становление российской «мягкой силы» прошло в три этапа.
На первом этапе осуществлена концептуализацию феномена «мягкая сила», которая сначала стала частью публичных выступлений представителей российского правительства и активно обсуждаться в общественно-политическом дискурсе ведущими политиками, а затем превратилась в одну из центральных тем в академическом сообществе.
На втором этапе концепция «мягкой силы» получила нормативно-правовое закрепление в официальных внешнеполитических документах, концептуирующих и направляющих политику Российской Федерации в отношении реализации «мягкой силы». В их число включены следующие документы:
• Концепция внешней политики Российской Федерации, в которой было определено место «мягкой силы» во внешней политике, а также содержание данного термина: «комплексный инструментарий решения внешнеполитических задач с опорой на возможности гражданского общества, информационно-коммуникационные, гуманитарные и другие альтернативные классической дипломатии методы и технологии» [3];
• План деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации на период до 2018 г. (от 12.07.2013 г.), в котором также постулировалась необходимость развития российского потенциала «мягкой силы», а также наращивания культурного и образовательного присутствия России в мире. План предусматривает совместную работу МИД России с Рос-сотрудничеством, нацеленную на существенное усиление культурного и образовательного присутствия страны в мире [6];
• Концепция государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию, утверждённая указом Президента РФ от 20 апреля 2014 г. N 259 [4];
• План мероприятий по активизации деятельности в сфере содействия международному развитию и гуманитарного сотрудничества на базе российских центров науки и культуры за рубежом на 2014-2016 гг. [7];
• Доктрина информационной безопасности Российской Федерации;
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 г. № 326-р «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года»;
• Концепция «Русская школа за рубежом» (утверждена Президентом Российской Федерации 04.11.2015 г.);
• Концепция государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом (утверждена Президентом Российской Федерации 03.11.2015 г. № Пр-2283);
• Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества (утверждены Президентом Российской Федерации 18.12.2010 г.);
• международные договоры и соглашения Российской Федерации в сфере гуманитарного, военного, политического, культурного, правоохранительного, торгового, информационного и иных видов сотрудничества.
На третьем этапе в целях реализации «мягкой силы» России были созданы государственные и негосударственные институты: министерства, ведомства, агентства, фонды, религиозные организации, различные НКО, СМИ, учебно-научные организации и прочие учреждения, разделённые на три группы в соответствии с основными источниками ресурса «мягкой силы» - привлекательности политики, культуры и ценностей [1]. На эти институты была возложена координация использования инструментов «мягкой силы» в российской внешней политике.
Основные институты реализации «мягкой силы» Российской Федерации:
1. Государственные институты:
• Министерство иностранных дел;
• Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, поддержке соотечественников, проживающих за рубежом и международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество),
• посольства и консульства Российской Федерации в иностранных государствах;
• представительства Россотрудничества в иностранных государствах.
2. Неправительственные институты:
• Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств;
• Фонд «Русский мир»;
• Фонд поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова;
• Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом;
• Фонд сотрудничества с русскоязычной зарубежной прессой;
• движение «Мир без нацизма».
3. Экспертные площадки:
• Мировой общественный форум «Диалог цивилизаций»;
• Международный дискуссионный клуб «Валдай».
4. Мозговые центры:
• Совет по внешней и оборонной политике (СВОП);
• аналитический центр «Институт демократии и сотрудничества»;
• Российский совет по международным делам (РСМД).
5. Информационного присутствия в глобальных социальных сетях:
• Russia Today (RT);
• МИА «Россия сегодня»;
• мультимедийный информационный хаб «Спутник»;
• Межгосударственная телерадиокомпания «Мир»;
• Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство "Россия сегодня"»;
• Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»;
• печатные СМИ.
Среди основных задач, решаемых посредством «мягкой силы» можно выделить:
• создание пояса добрососедства и (или) дружелюбного отношения правительств стран-объектов «мягкой силы»;
• создание привлекательного имиджа для привлечения инвестиций;
• создание привлекательного имиджа для привлечения квалифицированной иностранной рабочей силы как в реальных секторах экономики, так и в научной и образовательной сферах;
• обоснование позиций и активизации своих действий в регионе.
В связи с тем, что ни самим автором «мягкой силы» - Дж. Наем, ни последующими зарубежными исследователями теории «мягкой силы» не было введено в научный оборот теоретическое определение термина «инструменты "мягкой силы"». Российские исследователи на основе определения «мягкой силы» Дж. Ная предложили своё комплексное определение: инструментами «мягкой силы» выступают средства воздействия в мировой политике, основанные на убеждении и позитивной привлекательности, которые используются международным актором для достижения своих внешнеполитических целей [2, с. 5].
Среди основных средств воздействия «мягкой силы» можно выделить следующие: культура (классическая и популярная), образование и наука, взаимодействие и поддержка неправительственного сектора, развитие экспертных площадок и мозговых центров, поддержка молодежных программ, средств массовой информации, сфера туризма и миграции.
Таким образом, «мягкая сила» - это сложная многоуровневая система инструментов, которая позволяет государству решать свои тактические и стратегические задачи на международной арене в официальном и неофициальном направлениях.
Но по-настоящему эффективным использование инструментов «мягкой силы» во внешней политике России станет тогда, когда российская стратегия обретёт идейное содержание -определённое послание миру, которое будет транслироваться через культуру, науку, образование [2, с. 8].
В условиях обострения идейной конкуренции Россия должна сформулировать систему российских ценностей, которая стала бы опорой для использования «мягкой силы» во внешней
политике, представить миру «русское воззрение», которое будет способно конкурировать с западными моделями. Кроме того, успех российской «мягкой силы» в будущем будет зависеть от реализации привлекательной социально-экономической модели внутри страны. Ведь только успешное развитие страны, которое выражается в росте производства и реальном улучшении качества жизни её граждан, сделает её привлекательной в глазах международного сообщества. Поэтому настоящая цель заключается не в том, чтобы сделать привлекательным образ России, а в том, чтобы сделать саму Россию привлекательной. Это станет возможным только тогда, когда Россия определится с новой самоидентификацией, которая придёт на смену окончательно исчерпанной советской и так ещё и не появившейся постсоветсткой. До тех пор российская «мягкая сила» будет сводиться только к набору технических мер, небесполезных, но не меняющих ничего по существу.
И ещё одно замечание: в России необходимо формировать национальный институт «мягкой силы». Строительство такого рода национальной системы «мягкой силы» должно осуществляться единым координационным центром в тесном взаимодействии государственных ведомств и общественных институтов, силовых структур, МИД, отдельных неправительственных организаций, ведущих СМИ и интернет-ресурсов прогосударственной ориентации, которые участвуют в гибридных акциях комплексного применения «мягкой силы» в конкретных сферах геополитического противоборства с враждебными силами. Такой подход позволит перехватить стратегическую инициативу в глобальном противоборстве, выйти из состояния, когда приходится постоянно оправдываться в глазах международной общественности, навязывать свою информационную повестку геополитическим оппонентам и конкурентам.
Задача создания и реализации подобного проекта является исключительной по своей сложности, но крайне необходимой.
Список литературы
1. Берг, Т. Концепция «мягкой силы» в России / Т. Берг. - 28 февраля 2017. - Режим доступа: http://xn--90aavaaaeegdccyobjg1 dgcl g.xn--p1 ai/news/analiti ka/kontseptsiya-myagkoy-sily-v-rossii, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
2. Борисова, Е. Г. Мягкая сила - современный инструментарий власти / Е. Г. Борисова // Мягкая сила. Мягкая власть. Междисциплинарный анализ / под ред. Е. Г. Борисовой. - Москва : Флинта, Наука, 2015. - С. 5.
3. Концепция внешней политики Российской Федерации от 12.02.2013 г. - Режим доступа: http://archive.mid.ru//brp_ 4.nsf/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051 BF7F, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (Дата обращения: 14.05.2016).
4. Концепция государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию от 20.04.2014. - Режим доступа: http://www.mid.ru/foreign_policy/officiaLdocuments/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/64542, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (Дата обращения: 15.05.2016).
5. Най, Дж. Гибкая власть: Как добиться успеха в мировой политике / Дж. Най ; пер. с англ. В. И. Супруна. - Новосибирск : Тренды, 2006. - 221 c.
6. План деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации на период до 2018 года. - Режим доступа: http://archive.mid.ru//bdomp/ns-osndoc.nsf/e2f289bea62097f9c325787a0034c255 /a2fd6cef39f6706944257 ba600461abb!0pen Document, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (Дата обращения: 15.05.2016).
7. План мероприятий по активизации деятельности в сфере содействия международному развитию и гуманитарного сотрудничества на базе российских центров науки и культуры за рубежом на 20142016 годы: [Утверждён распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.10.2014 г. № 2006-р] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 42. - Ст. 5770.
8. Филимонов, Г. Актуальные вопросы формирования «мягкой силы» Российской Федерации / Г. Филимонов. - Режим доступа: http://www.pravda-tv.ru/2015/07/21/164570/aktualnye-voprosy-formirovaniya-myagkoj-sily-rossijskoj-federatsii, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
References
1. Berg T. Kontseptsiya "myagkoy sily" v Rossii [The concept of "soft power" in Russia]. Available at: http://xn--90aavaaaeegdccyobjg1dgc1g.xn--p1ai/news/analitika/kontseptsiya-myagkoy-sily-v-rossii.
2. Borisova Ye. G. Myagkaya sila - sovremennyy instrumentariy vlasti [Soft power - a modern tool of power (preface of the composer)]. Myagkaya sila. Myagkaya vlast. Mezhdistsiplinarnyy analiz [Soft power. Soft power. Interdisciplinary analysis]. Ed. by Ye. G. Borisova. Moscow, Flinta Publ., Nauka Publ., 2015, p. 5.
3. Kontseptsiya vneshney politiki Rossiyskoy Federatsii ot 12.02.2013 g. [The concept of the foreign policy of the Russian Federation from 12.02.2013]. Available at: http://archive.mid.ru//brp_ 4.nsf/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F. (Accessed: 14.05.2016).
4. Kontseptsiya gosudarstvennoy politiki Rossiyskoy Federatsii v sfere sodeystviya mezhdunarodnomu razvitiyu ot 20.04.2014 [The concept of the state policy of the Russian Federation in the field of international development assistance dated April 20, 2014]. Available at: http://www.mid.ru/foreign_ policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/64542. (Accessed: 15.05.2016).
5. Nye J. Soft Power. The Means to Success in World Politics. New York, Publ. Affairs, 2004.
6. Plan deyatelnosti Ministerstva inostrannykh del Rossiyskoy Federatsii na period do 2018 goda [The plan of activities of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation for the period until 2018]. Available at: http://archive.mid.ru//bdomp/ns-osndoc.nsf/e2f289bea62097f9c325787a0034c255 /a2fd6cef39f6706944257 ba600461abb!0pen Document. (Accessed: 15.05.2016).
7. Plan meropriyatiy po aktivizatsii deyatelnosti v sfere sodeystviya mezhdunarodnomu razvitiyu i gumani-tarnogo sotrudnichestva na baze rossiyskikh tsentrov nauki i kultury za rubezhom na 2014-2016 gody: [Utver-zhden rasporyazheniem Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 09.10.2014 g. No. 2006-r] [The plan of activities for the revitalization of activities in the field of international development assistance and humanitarian cooperation on the basis of the Russian centers of science and culture abroad 2014-2016: [Approved by decree of the Government of the Russian Federation of 09.10.2014, No. 2006-r]]. Sobranie zakonodatelstva Rossiyskoy Fed-eratsii [Collected legislation of the Russian Federation], 2014, no. 42, article 5770.
8. Filimonov G. Aktualnye voprosy formirovaniya "myagkoy sily" Rossiyskoy Federatsii [Actual issues of the formation of "soft power" of the Russian Federation]. Available at: http://www.pravda-tv.ru/2015/07/21/164570/aktualnye-voprosy-formirovaniya-myagkoj-sily-rossijskoj-federatsii.
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА
Ахунжанова Инна Николаевна, кандидат экономических наук, доцент Астраханский государственный университет Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а E-mail: [email protected]
Богачева Ольга Викторовна, кандидат экономических наук, доцент Астраханский государственный университет Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а E-mail: [email protected]
Осипов Даниил Владимирович, кандидат филологических наук, доцент Астраханский государственный университет Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а E-mail: [email protected]
Томашевская Юлия Николаевна, кандидат экономических наук, доцент Астраханский государственный университет Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а E-mail: [email protected]
Рассматривается возможность обеспечения экономической безопасности Каспийского региона посредством кластерной политики и формирования трансграничных кластеров. Анализируются подходы к формированию термина «экономическая безопасность», обозначена взаимосвязь экономической безопасности и кластерной политики, выделены основные теоретические подходы к кластерному развитию, отражающие его многоаспектность, представлен обобщённый перечень экономических выгод, возникающих вследствие существования кластеров. Особое внимание в работе уделяется опыту кластеризации экономики в странах Каспийского бассейна.
Ключевые слова: экономическая безопасность, кластеры, кластерный подход, трансграничные кластеры, Каспийский регион