■ ■ ■ ИНСТИТУТЫ МЕДИАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ
Автор: РЮМШИН С.А.
РЮМШИН Сергей Анатольевич - ведущий специалист кафедры общественных связей и ме-диаполитики Института государственной службы и управления персоналом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ИГСУП РАНХиГС). Адрес: 119571, г. Москва, проспект Вернадского, 84. Тел.: +7 (495) 956-07-01. Е-таП: [email protected].
Аннотация: рассматривается понятия медиации, её особенности, роль потенциала институтов медиации в управлении социальными процессами современного общества, привлечения институтов гражданского общества и НКО к участию в выработке законодательных актов, в формировании системы общественного контроля.
Ключевые слова: медиация, посредничество, институты гражданского общества, органы государственной власти, система общественного контроля, социальные инновации, потенциал медиации, самоорганизующиеся системы.
Процессы глобализации оказывают все большее влияние на цивилизацию. Усиливается взаимозависимость и взаимовлияние в мире самых разнообразных и иногда, на первый взгляд, незначительных, факторов, в том числе и социальных. Всё более очевидной становится необходимость такие факторы выявлять, изучать механизмы их взаимодействия. Одновременно очевидна и необходимость достижения равновесия, стабильного конструктивного развития общества, поскольку последствия конфликтов становятся все более непредсказуемыми. Ужесточение конкуренции за обладание всеми видами ресурсов, одной стороны, их ограниченность, с другой стороны, изменения в расстановке экономических сил и потенциалов в современном мире, обеспечение государственного суверенитета, сохранение национальной и духовной идентичности требуют новых подходов к управлению. Подходов, основанных, в том числе, на ответственности, профессиональной компетентности, нравственности, гражданственности.
Динамика происходящих процессов в современной России во всех областях жизни, коренное изменение всего жизнеустройства общества сопровождается развитием и совершенствованием системы управления. Проблем на различных уровнях власти немало. Одна из них - отчуждение органов власти от насущных и животрепещущих проблем общества, особенно в системе местного, городского регионального самоуправления. В.В. Путин в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию 12.12.2013 отметил: «.. .местная власть должна быть устроена так - а ведь это самая близкая власть к людям, - чтобы любой гражданин, образно говоря, мог дотянуться до неё рукой» [1].
Изменения социально-экономического и политического уклада жизни происходят динамичнее, чем меняется менталитет управления и управленческих структур. И задача современных управленцев состоит в том, чтобы обеспечить изменения в социальных процессах соответствующими подходами к выработке и реализации принимаемых решений. Власти все чаще не успевают реагировать на изменения в стране и в социальных отношениях, прежние механизмы управления становятся все менее эффективными. В результате снижается уровень доверия граждан к представителям власти.
Так, по данным Левада Центра за период с декабря 2008 г. по ноябрь 2013 года индексы одобрения гражданами Президента России снизилось с 68 до 24 пунктов. Относительно Председателя Правительства Российской Федерации этот показатель снизился ещё больше - с 64 до 7. Индекс одобрения гражданами Правительства снизился с 20 до 2 пунктов [2]. Снижение доверия к деятельности государственных институтов также подтверждают данные ВЦИОМ [3].
Для представителей власти становится все очевиднее необходимость поиска новых подходов к управлению. В то же время, в самом обществе самоорганизуются новые общественные структуры и объединения, которые, не дожидаясь решения властей, предлагают способы решения самых насущных вопросов. Так сформированы многие общественные организации, такие как «Помощь Кубани», «Пробок нет» и т.д. Заявляя свои позиции, структуры гражданского общества все активнее участвуют в жизни страны.
На федеральном уровне активно стимулируется процесс участия общественных структур в решении управленческих задач социального и экономического развития. Практически постоянно на уровне Президента РФ принимаются решения и обсуждаются вопросы с участием общественных институтов. Показателен опыт работы комиссий при Президенте Российской Федерации, общественных палат, институтов уполномоченных по правам человека и ребенка, общественных советов, созданных при органах государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления. Создание общественных структур при министерствах и ведомствах федерального и регионального уровня, широкое привлечение НКО, других институтов гражданского общества к законотворческой деятельности, к процессам выработки и решения конкретных задач, как нам видится, есть процесс формирования и развития института медиации.
Институты медиации известны человечеству со времен его зарождения. Мировой опыт сформировал и успешно использует медиацию практически во всех областях деятельности и на всех уровнях взаимоотношений. Наиболее распространены институты медиации в сферах права, политике, коммерции, производства, в семейно-бытовых отношениях. В США существует около 20 типов различных посреднических структур только в экономике. На независимых посредников приходится 52% общего объёма продаж продукции. Министерство юстиции Англии и Уэльса отмечает: «Есть свидетельства того, что рынок медиации в Соединенном Королевстве продолжает расти. Последняя проверка медиации, проведенная Центром эффективного разрешения споров показала, что за 2009 г. было проведено около 6000 процедур медиации в гражданских и коммерческих спорах» [4].
Такое широкое участие соответствует давним демократическим традициям многих государств Европы, Америки, и находит свое отражение в системе устоявшихся норм ведения бизнеса, сводах законодательных актов, правилах ведения деловых отношений. Медиация способствует существенному повышению эффективности системы управления, привлечению общественных организаций к активному внедрению инновационных управленческих и социальных технологий в практику деятельности государственных и муниципальных учреждений, развитию институтов гражданского общества.
В современной России, собственно институт медиации зародился и успешно развивается, прежде всего, в области правовых и коммерческих отношений. Он представляет собой процедуры досудебного или внесудебного решения спорных и конфликтных ситуаций при участии третьей - независимой и признаваемой авторитетной - стороны. Хотя практика решения спорных вопросов практически в любой области современного
общества существует и успешно применяется повсеместно - от семейно-бытовых и до международных отношений. Важной особенностью в институте медиации является привлечение сторонами посредника - медиатора - конкретного человека либо организации, структуры, которые обладают признанными нравственными и профессиональными качествами, общественным авторитетом. Роль медиатора - или посредника - в отношениях общества со структурами власти способны выполнять общественные организации.
Использование институтов медиации, по нашему мнению, возможно рассматривать как социальную инновацию, направленную на сознательное продвижение в жизнь желаемого нового порядка, «как синтез процессов организации и самоорганизации в управляемой социальной системе» [5].
В чем же заключается потенциал институтов медиации?
Прежде всего, по нашему мнению, основной потенциал медиации - в запросе общества на проявление морально-нравственных качеств всех участников - представителей власти, медиаторов, представителей гражданского общества. Особенно важно наличие таких профессиональных и нравственных качеств как ответственность, компетентность, гражданственность, честность. Сама процедура партнерского участия в таком договорном процессе является возможностью демонстрировать способность и готовность действовать на едином фундаменте базовых человеческих ценностей. Общественные организации, способные и готовые выступать в роли медиаторов и признаваемые органами власти в таком качестве, выступают выразителями интересов всего общества в широком смысле, объединяя в главных целях и власть и общество. Процедура медиации предполагает преодоление конфликта через изучение позиций сторон, осознанное желание предотвратить негативный сценарий развития противостояния, преодолеть разногласия через диалог, через взаимные компромиссы. Учет интересов общества в бесконфликтных процедурах подготовки решений органов власти с помощью медиаторов, безусловно, положительно отразится на имидже власти [6].
Привлекая общественные институты к процессам обсуждения и реализации тех или иных проблем, власть делится не только правами по формированию способов решения этих проблем, но и ответственностью перед обществом за содержание и качество принятых и реализуемых решений. Поэтому институты гражданского общества обязаны подходить к оппонированию власти более ответственно.
Такие требования предъявляет власть к создаваемым или действующим, как при федеральных, так и при региональных органах исполнительной власти, общественным советам [1].
Медиация позволяет решать сложные вопросы управления социальными процессами через взаимодействие, не дискредитируя участников диалога, создавая основу для решения новых задач. Что способствует развитию диалога власти и общества, дальнейшему совершенствованию демократических основ государства.
В современных моделях управления широко распространяется неофициальное посредничество негосударственных организаций. Неправительственные, некоммерческие организации децентрализованы, нейтральны, не встроены в различные структуры управления. Действуя в рамках национального законодательства, они не ограничены узкими рамками одного или нескольких нормативных актов и действуют более гибко и комплексно, их авторитет и опора на моральные ценности для подавляющей части современного общества позволяет предлагать эффективные, привлекательные для участников диалога способы решения споров и конфликтов. Тем самым не только разрешается текущая спорная ситуация, но и создаётся модель, механизм сотрудничества
прежних оппонентов на перспективу. Формируются новые механизмы культуры коммуникаций, выстраивания отношений на единых морально-нравственных фундаментах. Формируется основа для положительного имиджа власти, способной к диалогу с обществом, действующей на практике в интересах общества.
Сегодня нет ни одного значимого события в общественной, политической и экономической жизни России, где бы не участвовали институты гражданского общества.
В последние годы взаимодействие общества и власти, как на уровне государства, так и на уровне субъектов федерации обретает позитивную динамику. Представители общественных структур имеют возможности для влияния на принятие общественно-важных решений на различных уровнях, на формирование внутренней политики. Действуют механизмы общественного контроля - общественные палаты; общественные, консультативные, экспертные советы, комитеты, комиссии при министерствах и ведомствах, на уровне региональных и местных органов власти.
Так 17 ноября 2013 года во всероссийском опросе ВЦИОМ был задан вопрос: «Восемь лет назад в России был создан новый орган - общественная палата. С какой целью, по Вашему мнению, была создана общественная палата?». 41 % респондентов назвали следующие цели:
- Защита интересов, прав граждан от произвола властей.
- Посредничество между населением и властью.
- Обсуждение, участие в решении важнейших государственных проблем.
- Независимый гражданский контроль над деятельностью властей [7].
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, определяет приоритетные направления социально-экономического развития, где в числе основных определено взаимодействие государства, общественных институтов и частного бизнеса как субъектов инновационного развития.
В ежегодном Послании Президента Федеральному собранию В.В.Путин отметил, что «Ответственность за страну формируется не лозунгами и призывами, а когда люди видят, что власть прозрачна, доступна и сама «вкалывает» во имя страны, города, региона, посёлка и каждого гражданина, учитывает общественное мнение. Власть не должна быть изолированной кастой. Только в этом случае создаётся прочная моральная основа для созидания, для утверждения порядка и свободы, нравственности и гражданской солидарности, правды и справедливости, для национально ориентированного сознания»[1].
Таким образом, феномен медиации органически встраивается в новейшую модель управления - широкого распространения как официального, так и неофициального посредничества неправительственных организаций. Одним из субъектов медиации выступают неправительственные организации. «Одним из приоритетов совместной работы государства и общества должна стать поддержка правозащитного движения», - отметил Президент. По его словам, «все законопроекты и ключевые государственные решения должны проходить общественное обсуждение». Гибкость, нейтральность и комплексное влияние, характерные для деятельности неправительственных организаций, позволяют им разрешать сложные конфликты эффективнее, чем это делают государственные структуры. Этот потенциал и должны использовать органы власти. Использование потенциала институтов медиации в управлении социальными процессами современного общества способно оказать влияние на динамичное развитие России на длительную перспективу.
Список литературы
1. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации Президента России Владимира Путина. Российская газета. 12.12.2013. Интернет ресурс: http://www.rg.ru/2013/12/12/poslanie.html
2. Индексы одобрения деятельности Владимира Путина и Дмитрия Медведева . Левада-Центр. Интернет ресурс: http://www.levada.ru/indeksy.
3. ВЦИОМ. Одобрение государственных институтов. Интернет ресурс: http://wciom.ru/ratings-state-in-stitutions
4. Эндрюс Н. Система гражданского процесса в Англии. Судебное разбирательство, медиация и арбитраж. М., 2012. С. 369.
5. Василенко Л.А. Василенко В.И. Социальные инновации в контексте управления будущим. Махачкала, 2013.
6. Шарков Ф.И. Коммуникология. М., 2013. С.300
7. ВЦИОМ. Каковы цели создания общественной палаты. Интернет ресурс: http://wciom.ru/zh/ print_q.php?s_id=936&q_id=64532&date=17.11.2013.
■ ■ ■ THE INSTITUTES OF MEDIATION IN MANAGEMENT OF SOCIAL PROCESSES
Author: RYUMSHIN S.A.
RYUMSHIN Sergey Anatoliyevich, head specialist of the Public Relations and Media Policy Department of the Institute of State Service and Human Resources of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Ad-ministration (IGSUP RANE). Address: 84, Vernadskogo prospect, Moscow, Russia, 119571. Tel.: +7 (495) 956-07-01. E-mail: [email protected].
Annotation. We consider the concept of mediation, its features, and the role of mediation institutes in social processes management in modern society, engaging civil society and non-profit organizations to participate in the development of legislation and in the formation of the system of social control.
Keywords: Intermediation, civil society institutions, public authorities, a social control system, social innovation, potential of mediation, self-organizing systems.
References
1. Poslaniye Federalnomu Sobraniyu Rossiyskoy Federatsii Prezidenta Rossii Vladimira Putina. Rossiyskaya gazeta.12.12.2013. Available: www.rg.ru/2013/12/12/poslanie.html [Message to the Federal Assembly of the Russian Federation of Vladimir Putin, President of Russia / / Rossiiskaya gazeta. 12.12.2013 Available: www.rg.ru/2013/12/12/poslanie.html].
2. Indeksi odobrenia deitelnosti Vladimira Putina i Dmitria Medvedeva . Levada centr: http://www.levada.ru/indeksy. [The indexes of approval of Vladimir Putin and Dmitriy Medvedev. Levada center: http://www.levada.ru/indeksy]
3. VCIOM. Odobrenie gosudarstvennix institutov http://wciom.ru/ratings-state-institutions [WCIOM The approval of state institutions http://wciom.ru/ratings-state-institutions].
4. Andrews N. Systema grazhdanskogo protsessa Anglii: sudebnoye razbiratelstvo, mediatsiya I arbitrazh. M., 2012. S. 369. [Andrews N. (2012). System of English civil procedure: law hearing, mediation and arbitration. Moscow].
5. Vasilenko L.A. Vasilenko V.I. Socialnie innovacii v kontekste upravlenia budushim. Makhachkala, 2013. [Vasilenko L.A. Vasilenko V.I. (2013). Social innovations in the context of managing the future. Mahachkala].
6. Sharkov F.I. Communicologiya M., 2013. S.300. [Sharkov F.I. (2013) Communicology. Moscow].
7. VCIOM. Kakovi celi sozdaniya obshestvennoi palate? http://wciom.ru/zh/ print_q.php?s_id=936&q_id=64532&date=17.11.2013. [WCIOM. What are the objectives of the Public Chamber foundation? http://wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=936&q_id=64532&date=17.11.2013].