Научная статья на тему 'ИНСТИТУТЫ КОНФУЦИЯ В НОВУЮ ЭПОХУ: ПРОБЛЕМА ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ'

ИНСТИТУТЫ КОНФУЦИЯ В НОВУЮ ЭПОХУ: ПРОБЛЕМА ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
45
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Институт Конфуция / проблема позиционирования / реорганизация Ханьбань / проблема развития / «мягкая» сила Китая / Confucius Institutes / problem of status / reorganization of Hanban / development problems / Chinese soft power

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Селезнева Наталья Викторовна

Институты Конфуция являются китайским глобаль ным культурнообразовательным проектом, который рассматривался Китаем и как дипломатические площадки, площадки для межкуль турного обмена, и как один из инструментов китайской «мягкой» силы, а также как платформа, с которой будет «рассказываться китай ская история». Институты Конфуция были призваны способствовать национальному культурному строительству и усилению влияния «мягкой силы культуры» Китая. Активные действия Китая по нара щиванию своей «мягкой» силы за рубежом и широкомасштабная ра бота по открытию Институтов Конфуция не могли не привлечь вни мания к этому проекту как государственных регуляторов, так и акаде мического сообщества и широкой общественности. Одним из камней преткновения стала неопределенность позиционирования Институ тов Конфуция, которая выразилась в неопределенности юридическо го статуса и сферы деятельности данной организации. Вопервых, китайская сторона принимала активное участие на правительствен ном уровне в открытии и финансировании Институтов Конфуция при том, что Институты Конфуция позиционировались как межву зовские проекты и встраивались в структуры зарубежных вузов на правах структурных подразделений, что явилось причиной негатив ной реакции со стороны зарубежных государственных регуляторов. Вовторых, китайская сторона, установив низкий порог входа в про ект для зарубежных партнеров, получила гораздо большую финансо вую нагрузку, чем планировала. Втретьих, сконцентрировавшись на преподавании китайского языка, китайская сторона не смогла обес печить должного качества обучения, чем вызвала негативную реак цию от зарубежного профессионального сообщества и широкой об щественности. Данные факты свидетельствуют о том, что изначально китайской стороной были допущены существенные просчеты в пози ционировании Институтов Конфуция, которые не были сняты даже после проведения реорганизации системы управления данного куль турнообразовательного проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Confucius Institutes in the New Era: The Problems of the Status

Confucius Institutes are a Chinese global cultural and educa tional project, which was considered by China as a diplomatic platform, a platform for intercultural exchange as one of the tools of Chinese soft po wer, as well as a platform “to talk about Chinese history”. The Confucius Institutes were designed to promote national cultural development and en hance the influence of the soft power of culture of China. China's active ef forts to build up its soft power abroad and largescale work to open Confu cius Institutes could not fail to draw attention to this project from both go vernment regulators and the academic community and the general public. One of the stumbling blocks was the uncertainty of the status of Confucius Institutes, that was expressed in the uncertainty of its legal status and sco pe. First, China at the government level took an active part in establishing and funding the Confucius Institutes. At the same time, Confucius Institu tes had the status of interuniversity projects and were integrated into the structures of foreign universities as structural subdivisions that caused a ne gative reaction from foreign government regulators. Secondly, the Chinese participants, having established a low threshold for entering the project for foreign partners, received a much greater financial burden than planned. Thirdly, concentrating on teaching the Chinese language, the Chinese part of the project was unable to provide the proper quality of training, that ca used a negative reaction from the foreign professional community and the general public. All these facts indicate that initially China made significant mistakes in the marketing of the Confucius Institutes, which were not cor rected even after the reorganization of the management system of this cul tural and educational project.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТЫ КОНФУЦИЯ В НОВУЮ ЭПОХУ: ПРОБЛЕМА ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ»

DOI: 10.48647/ICCA.2022.73.81.016

Н.В. Селезнева

ИНСТИТУТЫ КОНФУЦИЯ В НОВУЮ ЭПОХУ: ПРОБЛЕМА ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ

Аннотация. Институты Конфуция являются китайским глобальным культурно-образовательным проектом, который рассматривался Китаем и как дипломатические площадки, площадки для межкультурного обмена, и как один из инструментов китайской «мягкой» силы, а также как платформа, с которой будет «рассказываться китайская история». Институты Конфуция были призваны способствовать национальному культурному строительству и усилению влияния «мягкой силы культуры» Китая. Активные действия Китая по наращиванию своей «мягкой» силы за рубежом и широкомасштабная работа по открытию Институтов Конфуция не могли не привлечь внимания к этому проекту как государственных регуляторов, так и академического сообщества и широкой общественности. Одним из камней преткновения стала неопределенность позиционирования Институтов Конфуция, которая выразилась в неопределенности юридического статуса и сферы деятельности данной организации. Во-первых, китайская сторона принимала активное участие на правительственном уровне в открытии и финансировании Институтов Конфуция при том, что Институты Конфуция позиционировались как межвузовские проекты и встраивались в структуры зарубежных вузов на правах структурных подразделений, что явилось причиной негативной реакции со стороны зарубежных государственных регуляторов. Во-вторых, китайская сторона, установив низкий порог входа в проект для зарубежных партнеров, получила гораздо большую финансовую нагрузку, чем планировала. В-третьих, сконцентрировавшись на преподавании китайского языка, китайская сторона не смогла обес-

Общество

269

печить должного качества обучения, чем вызвала негативную реакцию от зарубежного профессионального сообщества и широкой общественности. Данные факты свидетельствуют о том, что изначально китайской стороной были допущены существенные просчеты в позиционировании Институтов Конфуция, которые не были сняты даже после проведения реорганизации системы управления данного культурно-образовательного проекта.

Ключевые слова: Институт Конфуция, проблема позиционирования, реорганизация Ханьбань, проблема развития, «мягкая» сила Китая.

Автор: Селезнева Наталья Викторовна, к.ф.н., доцент кафедры международных отношений и регионоведения, Новосибирский государственный технический университет. E-mail: xie-ling@yandex.ru

Selezneva N.V.

Confucius Institutes in the New Era: The Problems of the Status

Abstract. Confucius Institutes are a Chinese global cultural and educational project, which was considered by China as a diplomatic platform, a platform for intercultural exchange as one of the tools of Chinese soft power, as well as a platform "to talk about Chinese history". The Confucius Institutes were designed to promote national cultural development and enhance the influence of the soft power of culture of China. China's active efforts to build up its soft power abroad and large-scale work to open Confucius Institutes could not fail to draw attention to this project from both government regulators and the academic community and the general public. One of the stumbling blocks was the uncertainty of the status of Confucius Institutes, that was expressed in the uncertainty of its legal status and scope. First, China at the government level took an active part in establishing and funding the Confucius Institutes. At the same time, Confucius Institutes had the status of interuniversity projects and were integrated into the structures of foreign universities as structural subdivisions that caused a negative reaction from foreign government regulators. Secondly, the Chinese participants, having established a low threshold for entering the project for foreign partners, received a much greater financial burden than planned. Thirdly, concentrating on teaching the Chinese language, the Chinese part of the project was unable to provide the proper quality of training, that caused a negative reaction from the foreign professional community and the general public. All these facts indicate that initially China made significant mistakes in the marketing of the Confucius Institutes, which were not corrected even after the reorganization of the management system of this cultural and educational project.

Keywords: Confucius Institutes, problem of status, reorganization of Hanban, development problems, Chinese soft power.

270

Общество

Author: Natalia V. SELEZNEVA, Candidate of Philology, Associate

Professor at Department of International Relations and Regional Studies,

Novosibirsk State Technical University (e-mail: xie-ling@yandex.ru).

Институты Конфуция являются китайским глобальным культурно-образовательным проектом, который рассматривался Китаем и как дипломатические площадки, площадки для межкультурного обмена, как один из инструментов китайской «мягкой силы», а также как платформы, с которой будет «рассказываться китайская история». Институты Конфуция были призваны способствовать национальному культурному строительству и усилению влияния «мягкой силы культуры» Китая [Wang Hui, Chen Yang, 2019], что красноречиво говорит о том, что данные культурно-образовательные организации должны были играть важную роль во внешней культурной политике Китая, которая с начала XXI века предпринимает активные усилия по формированию и наращиванию своей «мягкой» силы. Концепция «мягкой» силы приобрела в Китае исключительно культуроцентрич-ный характер, на теоретическом уровне выразилась в программе «выхода культуры вовне» (Jcft/liili £), а на практическом — в разворачивании глобальной сети культурно-образовательных центров — Институтов и Классов Конфуция.

Активные действия Китая по наращиванию своей «мягкой» силы за рубежом и широкомасштабная работа по открытию Институтов Конфуция не могли не привлечь внимания отечественных и зарубежных специалистов к сфере гуманитарного и образовательного сотрудничества с Китаем. Институты Конфуция стали объектом научного исследования, в том числе и в работах отечественных китаистов (см. работы О.Н. Борох, А.В. Бояркиной, Т.Л. Гурулевой, Н.В. Кухаренко, А.В. Ломанова, А.А. Маслова, С.В. Михневича, М.П. Самойловой, Е.А. Лобановой и др.).

За более чем 15 лет существования данного проекта накопилось немало проблем, которые оказывают существенное влияние на восприятие Институтов Конфуция в мире. Всю совокупность проблем развития целесообразно разделить на два блока: внутренние проблемы и внешние вызовы [Селезнева, 2021], при этом внешние вызовы по большей части обусловлены внутренними проблемами Институтов Конфуция.

Говоря о внутренних проблемах, с которыми столкнулись Институты Конфуция, китайские эксперты сходятся на том, что самыми важными проблемами являются: неопределенность позиционирования, нехватка профессиональных педагогических кадров, отсталость

Общество

271

методов преподавания, проблемы управления, структурные проблемы, проблемы качества [Han Lijun, Mou Dai, 2016] и др.

Рассмотрим такую внутреннюю проблему, как неопределенность позиционирования и тех последствиях, которые были вызваны данной проблемой. Неопределенность позиционирования Институтов Конфуция следует рассматривать как неопределенность юридического статуса и сферы деятельности. Это связано с тем, что китайская сторона, занявшись экстенсивным развитием и разворачиванием глобальной сети Институтов Конфуция, получила перекос своих ожиданий, реальной практики реализации проекта и реакции на него со стороны других стран.

Проблема юридического статуса Институтов Конфуция обусловлена тем, что Китай презентовал свой проект не как сеть государственных информационно-культурных центров, а как партнерский проект между иностранными вузами и вузами Китая по созданию совместных подразделений внутри зарубежного вуза. При этом Институты Конфуция не являлись самостоятельным юридическим лицом и не подпадали под различные ограничения об иностранных агентах, которые действуют во многих странах. Между тем, являясь по сути межвузовским проектом, Институты Конфуция управлялись и финансировались при активном участии правительства Китая. Так, главный руководящий орган Институтов Конфуция — Штаб-квартира Институтов Конфуция / Канцелярия по распространению китайского языка за рубежом (Ханьбань)1 — находилась в непосредственном подчинении у Госсовета КНР, а члены Госсовета не только принимали деятельное участие в церемониях открытия, ежегодных съездах Институтов Конфуция, всемирного конкурса «Китайский язык — это мост» и других знаковых мероприятиях, но и являлись непосредственными руководителями данной организации. Не только члены Госсовета, но и премьер-министр КНР, председатель КНР принимали участие в торжественных мероприятиях, что явилось причиной определенного недовольства со стороны западных стран. Кроме того, Институты Конфуция получали повсеместную поддержку по линии дипломатических представительств КНР за рубежом — послы, консулы, консулы по образованию и культуре курируют, оказывают поддержку деятельности Институтов (Классов) Конфуция за пределами Китая. Такое активное участие со стороны китайского правитель-

1 Китайские исследователи отмечают, что Штаб-квартира Институтов Конфуция / Канцелярия по распространению китайского языка за рубежом (Ханьбань) является одной структурой.

272

Общество

ства естественным образом привлекло внимание государственных регуляторов к деятельности Институтов Конфуция, которыми неоднократно предпринимались попытки (нередко успешные) по закрытию Институтов Конфуция или по переводу их в статус самостоятельных юридических лиц, поскольку их деятельность явно выходила за рамки межвузовского проекта. С другой стороны, Институты Конфуция по целому ряду признаков не подходят под статус иностранных информационно-культурных центров [Селезнева, Хрипунов, 2021], что вносит неопределенность в их статус.

Второй аспект проблемы неопределенности позиционирования связан с тем, что Институты Конфуция сконцентрировались на преподавании китайского языка, однако не смогли обеспечить качество этого процесса. Если обратиться к уставу Институтов Конфуция [Kongzi xueyuan zhangcheng], который был принят в 2006 г., то можно увидеть, что согласно ст. 11 Институты Конфуция предоставляют следующие услуги: развитие преподавания китайского языка; повышение квалификации преподавателей китайского языка, предоставление учебных материалов по китайскому языку; осуществление экзаменов по китайскому языку и сертификация преподавателей китайского языка; предоставление консультаций по вопросам китайского образования, культуры и др.; проведение культурных и языковых мероприятий. Несложно заметить, что основной упор изначально делался на преподавание китайского языка и вся деятельность Институтов Конфуция строилась вокруг данной задачи.

В «Плане развития Институтов Конфуция с 2012 по 2020 г.» [Kongzi xueyuan fazhan jihua] вторая хронологическая часть (2015— 2020 гг.) посвящена усилению и активизации качественной составляющей работы Институтов Конфуция. Однако на практике оказалось, что Китай, взяв на себя обязательства по предоставлению учебных материалов и отправке китайских преподавателей в Институты Конфуция, был не в состоянии обеспечить качественное преподавание китайского языка, что вылилось в проблему «сань цзяо» [Huang Jingyan, 2017] (низкий уровень преподавателей китайского языка, учебных материалов и методик преподавания) и привело к тому, что в адрес Институтов Конфуция стали поступать негативные отзывы относительно качества их работы и предоставляемых услуг.

Кроме того, запуская проект «Институт Конфуция» китайская сторона широко распахнула двери для зарубежных участников, желающих обзавестись таким культурно-образовательным подразделением на своей базе, и обозначила слишком низкий порог входа в данный проект для зарубежных партнеров, что в результате привело к не-

Общество

273

оправданно высоким расходам на открытие и содержание Институтов Конфуция для китайской стороны. Китайские эксперты не раз поднимали вопрос о том, что неэффективные Институты Конфуция оттягивают на себя финансирование, не давая развиваться более перспективным отделениям. Помимо этого, после прихода Си Цзиньпина и обнародования новой китайской внешнеполитической инициативы «Пояса и пути», китайскими экспертами стал обсуждаться вопрос о нерациональности размещения Институтов Конфуция, расположение которых не в полной мере удовлетворяет потребностям реализации новой инициативы [Wang Hui, Chen Yang, 2019].

Такое положение дел не устраивало и китайскую сторону. Багаж накопленных проблем и невозможность их эффективного решения явились причиной того, что руководством Ханьбань было принято решение об открытии специализированных научно-исследовательских и аналитических центров, которые должны заниматься своевременным реагированием на проблемы Институтов Конфуция, выработкой эффективных решений и разработкой стратегии развития перехода к внутренним преобразованиям. Говоря о роли и значении аналитических центров, ответственных за выработку стратегии развития Институтов Конфуция, следует отметить что, во-первых, создается проблемно-ориентированный механизм решения проблем, а аналитические центры должны внимательно следить за реальностью развития Институтов Конфуция и проводить исследования по ряду проблем, которые требуют немедленного решения. Во-вторых, создается механизм совместного использования информации и ресурсов. В-третьих, создается открытый механизм сотрудничества для постепенного расширения и формирования альянса мозговых центров Институтов Конфуция [Zhang Qingli, 2018].

Как показало время, идеи, заложенные руководством Ханьбань в работу аналитических центров, стали той базой, на которой была осуществлена реорганизация системы управления Институтами Конфуция в июле 2020 г. В результате реорганизации вместо Канцелярии по распространению китайского языка за рубежом (Ханьбань) и Штаб-квартиры Институтов Конфуция, которые рассматриваются даже китайскими специалистами как единая структура [Bai Ziwei], были созданы Центр языкового образования и сотрудничества (Zhongwai yuyan jiaoliu hezuo zhongxin / Center for Language Education and Cooperation (CLEC)) и Китайский международный фонд образования (Zhongguo guoji zhongwen jiaoyu jijinhui / Chinese International Education Foundation) [Shiying guoji...].

274

Общество

Как повлияла реорганизация на прояснение китайской позиции позиционирования Институтов Конфуция? Во-первых, путем реорганизации была снята проблема широкой вовлеченности правительства КНР в деятельность Институтов Конфуция. Если раньше Ханьбань находилась в непосредственном подчинении Госсовета КНР, то сейчас Центр языкового образования и сотрудничества (ЦЯОС) подчиняется Министерству образования. Во-вторых, реорганизация является попыткой диверсифицировать источники финансирования Институтов Конфуция. Так, если раньше финансирование было правительственным, то сейчас финансированием проекта занимается Китайский международный фонд образования (КМФО), учредителями которого являются китайские вузы и некоторые китайские компании. Кроме того, помимо Институтов Конфуция, которыми теперь занимается КМФО, обладающий правом в том числе и на открытие новых центров с таким названием, ЦЯОС предлагает зарубежным партнерам различные формы сотрудничества, что позволяет китайской стороне сократить свои финансовые издержки на создание новых культурно-образовательных центров, выбрав наиболее оптимальный формат сотрудничества для каждого отдельного случая.

Китайский международный фонд образования обладает всеми правами на использование бренда «Институтов Конфуция». На официальном сайте КМФО размещен устав [Zhangcheng], который был принят 26 июня 2020 г. путем голосования на первом заседании правления. Из общих положений устава следует, что Фонд изучает и предлагает перспективные направления развития Институтов Конфуция и международного китаеведческого образования во всем мире; устанавливает стандарты и критерии бренда «Институт Конфуция», обладает полномочиями для учреждения Институтов и Классов Конфуция; обладает правом оценивать качество организации обучения в Институтах и Классах Конфуция; может разворачивать другую деятельность по международному преподаванию китайского языка, соответствующую целям деятельности Фонда. Однако в документах пока ничего не говорится о том, чем же будут являться сами Институты Конфуция. На сегодняшний день новый устав Институтов Конфуция еще не принят.

Исходя из заявлений Ма Цзяньфэя1 [Zhang Qingli, 2018], можно сделать вывод, что скорее всего Институты Конфуция по-прежнему в

1 Ма Цзяньфэй с 2004 г. являлся замдиректора Ханьбань; с 2007 г. занимал пост заместителя генерального директора Штаб-квартиры Институтов Конфуция; с 2011 г. — партсекретарь Ханьбань, с июля 2020 г. — партсекретарь ЦЯОС и его председатель.

Общество

275

основном будут заниматься преподаванием китайского языка, но, поскольку своими силами обеспечить качественное преподавание китайского языка и культуры на сегодняшний день не представляется возможным, то Институты Конфуция будут вынуждены активнее привлекать местных специалистов, к чему также вынуждает ситуация с СОУТО-19. Институты Конфуция будут в меньшей степени ожидать от китайской стороны предоставления педагогического контингента, а также будут более активно развивать различные формы онлайн-об-разования. С другой стороны, ситуация с COVID-19 является мощным стресс-тестом для Институтов Конфуция. Институты Конфуция в период 2020—2021 гг. уже столкнулись с проблемой массового оттока слушателей. Во-первых, по причине того, что изначально невысокое качество образования в аудитории в какой-то степени компенсировалось живым общением с носителями языка, а с переходом на онлайн-обучение проблема качества образования обострилась многократно по причине отсутствия эффективных методик такого обучения. И, несмотря на то, что китайская сторона на протяжении 2020— 2021 гг. организовывала различные бесплатные онлайн-конкурсы, челленджи, марафоны и языковые лагеря для зарубежных слушателей, мотивация у слушателей Институтов Конфуция была невысокой. Во-вторых, Институты Конфуция неизбежно столкнутся с недобором новых обучающихся по причине закрытия Китая и его политике «нулевой терпимости» к COVID-19 и невозможности поехать в страну обучаемого языка в обозримом будущем для учебных, туристических и бизнес целей. Данная ситуация может стать причиной того, что Институты Конфуция могут начать переориентировать свою деятельность с исключительно преподавания языка и культуры для последующего пребывания в Китае на преподавания китайского языка для практической деятельности на местах. О такой возможности свидетельствует продвижение программы «Китайский +», анонсированной еще в 2018 г. и получившей официальное закрепление в официальных документах Центра языкового образования и сотрудничества (см. сайт ЦЯОС). Данная программа предполагает параллельное изучение китайского языка и какой-либо рабочей специальности и ориентирована в основном на сотрудничество с профессионально-техническими учебными заведениями. Кроме того, не исключена возможность того, что Институты Конфуция попытаются стать центрами научного притяжения для консолидации местного китаеведческого сообщества, а также осуществления научно-исследовательской и аналитической деятельности по различным направлениям, выходящим за рамки образования.

276

Общество

Предшествующие 15 лет показали, что Китай оказался не готов взять ту планку, которую сам себе обозначил, заявив о широкомасштабном разворачивании проекта под названием «Институт Конфуция» как площадки для распространения китайского языка за рубежом и трибуны, с которой будет «рассказываться китайская история». Нерешенность внутренних противоречий проекта явилась причиной того, что внешняя реакция со стороны государственных контролирующих органов, СМИ, общественного мнения и профессиональных китаеведческих кругов в зарубежных странах на Институты Конфуция была совсем не той, которую ожидал Китай. Перспективы Институтов Конфуция напрямую связаны с тем, насколько Китай будет заинтересован в их развитии в дальнейшем, насколько будет возможно вписать Институты Конфуция в новые внешнеполитические инициативы Китая и использовать их для реализации поставленных задач. Именно это будет являться драйвером развития Институтов Конфуция и мощным стимулом для решения внутренних проблем и противоречий. С другой стороны, активная позиция руководства вузов-партнеров по проекту «Институт Конфуция», соответствие требованиям государственных регуляторов и высококлассный профессиональный коллектив Институтов Конфуция на местах, могут служить доказательством их жизнеспособности и эффективности, а также могут рассматриваться как «точка роста» влияния Китая за рубежом и один из важных ресурсов «мягкой» силы Китая.

Библиографический список

Бай Цзывэй. Кунцзы сюэюань чжуаньсин фачжань яньцзю [Исследование трансформации и развития Институтов Конфуция]. URL: http://www.ccis.sdu.edu. cn/info/1010/4651.htm (дата обращения: 29.10.2021) (На кит.).

Ван Хуэй, Чэнь Ян. Цзиюй дашуцзю дэ и дай и лу яньсянь гоцзя кунцзы сюэюань фэньбу яньцзю [Размещения Институтов Конфуция в странах, примыкающих к «Поясу и пути», на основе анализа больших данных] // Юньнань шифань дасюэ сэюбао. 2019. 17(01). С. 10—24. (На кит.).

Кунцзы сюэюань фачжань цзихуа (2012—2020 нянь) [План развития Институтов Конфуция 2012—2020 гг.] URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_xwfb/gzdt_gzdt/ s5987/201302/t20130228_148061.html (дата обращения: 28.10.2021) (На кит.).

Кунцзы сюэюань чжанчэн [Устав Институтов Конфуция] URL: http://www. moe.gov.cn/srcsite/zsdwxxgk/200610/t20061001_62461.html (дата обращения: 28.10.2021) (На кит.).

Общество

277

Селезнева Н.В. Институты Конфуция как инструмент «мягкой силы» Китая: проблемы и перспективы развития в новую эпоху // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. Выпуск XXVI. М.: ИКСА РАН, 2021. С. 291—305.

Селезнева Н.В., Хрипунов И.Г. Проблемы и перспективы деятельности Институтов и Классов Конфуция в Российской Федерации // Российский совет по международным делам (РСМД): Раздел сайта «Аналитика и комментарии» URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/problemy-i-perspektivy-de yatelnosti-institutov-i-klassov-konfutsiya-v-rossiyskoy-federatsii/ (дата обращения: 28.10.2021).

Хань Лицзюнь, Моу Дай. Кунцзы сюэюань вэньхуа чуаньбо дэ куньцзин юй ин-дуй [Сложности распространения культуры Институтами Конфуция и их преодоление] // Жэньминь луньтань, 2016 (4). С. 253—255 (На кит.).

Хуан Цзинъянь. Хайвай кунцзы сюэюань дэ фачжань куньцзинь юй цзецзюэ луньцзин [Сложности развития зарубежных Институтов Конфуция и пути решения] // Цзюаньцзун. 2017. № 20. URL: http://www.qikan.com.cn (дата обращения: 28.10.2021) (На кит.).

Чжан Цинли. Кунцзы сюэюань цзиньжу нэйхань фачжань цзедуань [Институты Конфуция вступают в этап внутреннего развития] // Чжунго шэхуэй кэсюэбао. URL: http://news.cssn.cn/zx/bwyc/201811/t20181119_4777643.shtml (дата обращения: 29.10.2021) (На кит.).

Чжанчэн [Устав КМФО]. URL: https://www.cief.org.cn/zcc (дата обращения: 04.04.2021). (На кит.).

Шиин гоцзи чжунвэнь цзяоюй шие фачжань: цзяоюйбу шэли чжунвай юйянь цзяолю хэцзо чжунсинь [Адаптируемся к развитию международного преподавания китайского языка: Министерство образования учредило Центр языкового образования и сотрудничества]. URL: http://www.gov.cn/xinwen/2020-07/05/content_ 5524342.htm (дата обращения: 25.10.2021) (На кит.).

References

Bai Ziwei (2021). Kongzi xueyuan zhuanxing fazhan yanjiu [Research on the Transformation and Development of Confucius Institutes]. URL: http://www.ccis.sdu. edu.cn/info/1010/4651.htm (accessed: October 29, 2021) (In Chinese).

CIEF Zhangcheng [Constitution of Chinese International Education Foundation]. URL: https://www.cief.org.cn/zcc (accessed: April 4, 2021). (In Chinese).

Han Lijun, Mou Dai (2016). Kongzi xueyuan wenhua chuanbo de kunjing yu yingdui [The Dilemma and Countermeasures of Confucius Institute's Cultural Communication]. Renmin luntan, 2016 (4): 253—255. (In Chinese).

Huang Jingyan (2017). Haiwai kongzixueyuan de fazhan kunjing yu jiejue lunjing [The Development Dilemma of Overseas Confucius Institutes and the Solution].

278

Общество

Juanzong, 2017. № 20. URL: http://www.qikan.com.cn (accessed: October 28, 2021) (In Chinese).

Kongzi xueyuan fazhan jihua (2021—2020 man) [Confucius Institute Development Plan 2012—2020] URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_xwfb/gzdt_gzdt/s5987/201302/ t20130228_148061.html (accessed: October 28, 2021) (In Chinese).

Kongzi xueyuan zhangcheng [Constitution of Confucius Institute] URL: http:// www.moe.gov.cn/srcsite/zsdwxxgk/200610/t20061001_62461.html (accessed: October 28, 2021) (In Chinese).

Selezneva N.V. (2021) Instituty Konfuciya kak instrument «myagkojsily» Kitaya: problemy i perspektivy razvitiya v novuyu epohu [Confucius Institutes as a tool of China's «soft power»: problems and prospects of development in a new era]. China in World and Regional Politics (History and Modernity). Issue XXVI / Exec. Editor — Elena I.SAFRONOVA. Moscow: Institute of China and contemporary Asia, Russian Academy of Sciences (IFES RAS), 2021: 291—305. (In Russian).

Selezneva N.V., Hripunov I.G. (2021) Problemy i perspektivy deyatelnosti Institutov i Klassov Konfuciya v RossijskojFederacii [Problems and Prospects for the Activity of Institutes and Classes of Confucius in the Russian Federation] The Russian International Affairs Council (RIAC). URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/ analytics/problemy-i-perspektivy-deyatelnosti-institutov-i-klassov-konfutsiya-v-rossiysk oy-federatsii/ (accessed: October 28, 2021) (In Russian).

Shiying guoji zhongwen jiaoyu shiye fazhan: jiaoyubu sheli zhongwai yuyan jiaoliu zhongxin (2020) Adapt to the development of international Chinese education: The Ministry of Education establishes a Chinese language exchange center between China and foreign countries]. URL: http://www.gov.cn/xinwen/2020-07/05/content_5524342.htm (accessed: October 25, 2021) (In Chinese).

Wang Hui, Chen Yang (2019). Jiyu dashuju de yi da yi lu yanxian guojia kongzi xueyuan fenbu yanjiu [Research on the Distribution of Confucius Institutes in Countries along the Belt and Road Based on Big Data]. Yunnan shifan daxue xuebao. 2019. Vol. 17(01): 10—24. (In Chinese).

Zhang Qingli (2018) Kongzi xueyuan jinru neihan fazhan jieduan [Confucius Institute enters the stage of connotative development]. Zhongguo shehui kexuebao. URL: http://news.cssn.cn/zx/bwyc/201811/t20181119_4777643.shtml (accessed: 29 October, 2021) (In Chinese).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.