Научная статья на тему 'Институты Конфуция как инструмент «Гибкой власти» Китая'

Институты Конфуция как инструмент «Гибкой власти» Китая Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2289
827
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ГИБКАЯ ВЛАСТЬ" / ИНСТИТУТ КОНФУЦИЯ / ЭКЗАМЕН HSK / "SOFT POWER" / CONFUCIUS INSTITUTE / HSK TEST

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Леконцева Ксения Владимировна

Статья посвящена политическому курсу Китая, направленному на усиление влияния Китая на другие страны в сфере культуры и образования. Рассматривается один из примеров реализации этого курса создание глобальной сети Институтов Конфуция, а также освещается проблема создания Институтов Конфуция в России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Confucius Institutes as an Instrument of Chinese "Soft Power"

The article considers Chinese policy directed towards strengthening of its impact on other countries in the sphere of culture and education. The article deals with an example of such policy organization of Confucius Institutes in Russia

Текст научной работы на тему «Институты Конфуция как инструмент «Гибкой власти» Китая»

УДК 327.8

Леконцева Ксения Владимировна Ksenia Lekontseva

ИНСТИТУТЫ КОНФУЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ «ГИБКОЙ ВЛАСТИ» КИТАЯ

CONFUCIUS INSTITUTES AS AN INSTRUMENT OF CHINESE «SOFT POWER»

Статья посвящена политическому курсу Китая, направленному на усиление влияния Китая на другие страны в сфере культуры и образования. Рассматривается один из примеров реализации этого курса — создание глобальной сети Институтов Конфуция, а также освещается проблема создания Институтов Конфуция в России

Ключевые слова: «гибкая власть», Институт Конфуция, экзамен ИБК

The article considers Chinese policy directed towards strengthening of its impact on other countries in the sphere of culture and education. The article deals with an example of such policy — organization of Confucius Institutes in Russia

Key words: «soft power», Confucius Institute, HSK test

Статья выполнена при финансовой поддержке Федерального агентства по науке и инновациям (государственный контракт № 02.740.11.0363). Под руководством д-ра социол. наук, профессора Н.П. Романовой.

Впервые концепция «гибкой власти», или «мягкой силы» («soft power») , представлена в 1990 г. профессором Джозефом Наем (Joseph S. Nye, Jr.) в работе «Призванные лидировать: меняющаяся

природа американской власти» («Bound to Lead: the Changing of American Power», New York: Basic Books, 1990). «Гибкая власть» характеризуется тремя основными компонентами:

— во-первых, культурой, определяемой набором значимых для общества ценностей, не сводимым к массовой культуре;

— во-вторых, политической идеологией;

— в-третьих, внешней политикой (понимаемой как дипломатия в широком смысле слова).

По Дж. Наю, «гибкая власть» — это не только собственно влияние (influence), но и «привлекательность» (attractive power). Ресурсами «гибкой власти» в мировой поли-

тике выступает все то, что «вдохновляет и привлекает» к источнику соответствующего воздействия, позволяет тому, кто его контролирует, добиваться желаемого результата.

В китайской политической науке идеи о «гибкой власти» стали применяться с середины 90-х гг. XX в. При этом «гибкая власть» считается в КНР одним из компонентов комплексной мощи государства. Образование и культура, в свою очередь, являются одной из важных составных частей «гибкой власти».

Пришедшее к власти в 2003 г. четвертое поколение китайских руководителей во главе с Ху Цзиньтао самое пристальное внимание уделяет развитию образования как одному из составных частей «гибкой власти».

В сентябре 2004 г. IX пленум ЦК КПК XVI созыва призвал: «Укреплять комплексную силу культуры Китая, продвигать китайскую культуру, повышать ее международное влияние». Китайское правительство выделяет около 25 млн долл. в год на продвижение преподавания китайского языка как иностранного. В целом на это направление до 2010 г. планируется выделить 200 млн долл.

Такой политический курс уже приносит свои плоды, т.к. в настоящее время за рубежом стремительно растет интерес к китайскому языку. Успешным примером в реализации данной политики является проект создания глобальной сети Институтов Конфуция. Яркими же показателями успеха популяризации китайского языка, а также его востребованности, является утверждение государственного экзамена ИЯК для сертификации уровня владения языком (ИЯК — это аббревиатура наименования экзамена с китайской транскрипции Иапуи ЯЬшрш# Као8Ы. В настоящее время ИЯК включает серию экзаменов: базовый уровень, начальный, средний уровни, высший уровень, ИЯК для детей, ИЯК для бизнеса, ИЯК для секретарского дела, ИЯК для туризма. Их результаты могут способствовать реализации многообразных требований: предоставляют документальные основания для приема учащихся в учебные заведения, в какие-либо организации на работу, подготовки и продвижения по службе, а также для оценки эффекта обучения заинтересованным учебным заведениям). Министерство Образования КНР заявило, что в 2006 г. около 40 млн человек изучали китайский во всем мире, и ожидается, что к концу 2010 г. эта цифра достигнет 100 млн, в том числе через систему КИ. В настоящее время в Китае проходят обучение представители более чем 190 стран и регионов. В более 100 российских вузах преподается китайский язык, свыше 10 тыс. российских студентов изучают китайский язык. В Китае обучается около 10 тыс. студентов из России.

Политическое руководство КНР считает, что создание Институтов Конфуция является одним из важных путей ознакомления всего мира с лучшими достижениями китайской национальной культуры, а также мощным каналом содействия культурному обмену между Китаем и иностранными государствами. Поэтому можно назвать эти институты важной составной частью внешней пропагандистской работы страны.

Система конфуцианских институтов ( далее ИК) была разработана структурами, подчиненными Госсовету КНР, для

«распространения китайского языка и пропаганды китайской культуры». Создание КИ является частью стратегии КНР «пропагандировать китайскую культуру через китайский язык».

Институт Конфуция — это учебнонаучный центр, созданный по инициативе Канцелярии по распространению китайского языка при правительстве КНР при непосредственном участии Российского государственного гуманитарного университета (г. Москва) и Китайского университета экономики и международной торговли ( г. Пекин).

Институт Конфуция организует следующие виды деятельности и мероприятия:

— преподавание китайского языка;

— подготовка и аттестация преподавателей китайского языка;

— поддержка научных исследований в области китаеведения;

— проведение научно-просветительских мероприятий, направленных на продвижение китайского языка и китайской культуры и др.

Важными аспектами деятельности ИК являются организация курсов китайского языка и культуры, проведение тестирования по китайскому языку, организация стажировок в Китае, проведение конкурсов, содействие синологическим исследованиям.

Управление системой конфуцианских институтов находится в ведении государственной организации Ханьбань — «Китайское государственное агентство по преподаванию китайского языка как иностранного».

Программа создания ИК стартовала в самом конце 2004 г., свое же основное развитие получила в 2005 г.

В соответствии с планом Ханьбань к концу 2010 г. Китай планирует открыть 500 Институтов Конфуция. На территории России первоначально планировалось открытие трех ИК, однако создано уже 15 ИК, две аудитории им. Конфуция и одна радиовещательная аудитория им. Конфуция. В настоящее время ИК созданы в Москве (на базе РГГУ), Санкт-Петербурге (Восточный

факультет СПбГУ), Иркутске (Международный институт экономики и лингвистики ИГУ), Владивостоке (Восточный институт ДВГУ), Улан-Удэ (БГУ), Благовещенске (БГПУ), Казани (Институт востоковедения КГУ), Новосибирске (на базе НГУ), Белгороде (БелГУ), Череповце (ЧГУ) и Ельце (Елецкий университет). В 2010 г. в ходе проведения «Года китайского языка в России» стороны планируют создать еще 5 ИК в России.

При обзоре СМИ в поисках публикаций об ИК оказалось, что данная тема исчерпывается почти исключительно информационными справками и рекламными статьями. Однако существует ряд моментов, которые необходимо освещать при рассмотрении этой темы.

На данном этапе система конфуцианских институтов показала себя эффек-

Как можно видеть из таблицы, наибольший упор в развитии КИ делается именно на Европу и лишь затем на США и Азию. Учитывая относительно небольшие масштабы Европы по сравнению с другими регионами как в плане территории, так и в количестве населения, такой рост представляется симптоматичным. ИК, открытые в России, составляют почти 15 % от всех институтов по всей Европе. Это указывает на то, куда направлен основной интерес китайского образовательного расширения. По числу как уже существующих ИК, так и находящихся в проекте, Россия обогнала все европейские страны. Существует две формы, которые используются для развития программы пропаганды китайского языка и культуры через интеграцию в зарубежные системы образования: Конфуцианские институты (Кунцзы сюэюань) и Конфуцианские кабинеты (Кунцзы тан). Обе структуры по своим формам работы аналогичны, контролируются Ханьбань и действуют по схожим программам. Конфуцианские кабинеты открываются в тех странах или университетах, которые считают невозможным

тивной лишь в тех регионах и странах, где изучение китайского языка традиционно не велось либо находилось в зачаточном состоянии (Словакия, ряд африканских стран). В развитых странах (Великобритания, Франция, Германия) система ИК не повлияла на улучшение традиционно высокого качества подготовки. Характерно, что ряд ведущих китаеведческих центров Европы отказались от участия в ИК, сочтя эту систему малоэффективной и способствующей лишь продвижению интересов Китая. По ряду европейских экспертных оценок, систему ИК следует рассматривать как форму государственного лоббирования китайских образовательных стандартов и в целом китайских интересов.

К июлю 2008 г. было создано 262 КИ в 75 странах мира. Распределение КИ по регионам следующее:

допустить зарубежные образовательные структуры на свою территорию, в частности, во Франции, ряде университетов США и т.д. В России сразу же начали разворачиваться конфуцианские институты, чья деятельность в основном не регулируется межправительственными соглашениями или ведомственными правилами.

Развитие интегрированных учебных заведений со странами восточной Азии и, прежде всего, Институтов Конфуция происходит на фоне поиска новых форм и введения новых методов подготовки специалистов по Китаю в России и в мире. В настоящий момент в связи с развитием российско-китайских отношений во всех областях образовалась острая нехватка практических, профессионально подготовленных специалистов, способных грамотно и адекватно оценивать перспективность российско-китайских проектов, предоставлять им экспертно- аналитическое сопровождение. Китайская сторона предлагает свою оценку собственной политики и экономики, стараясь внедрить ее и среди российских специалистов.

Регион Азия Африка Европа Америка Океания

Кол-во ИК 72 21 93 68 8

Следует также учитывать, что через систему конфуцианских институтов китайская сторона стремится готовить кадры, разделяющие именно китайскую оценку ситуации, что не всегда совпадает с российскими политическими и экономическими интересами. В целом можно заключить, что активное продвижение конфуцианских институтов в России объясняется, прежде всего, приоритетами китайской стороны, а также недостатком профессиональных преподавателей китайского языка и культуры особенно в периферийных российских вузах.

Нормативные договора, которые рассылаются от имени китайской стороны для создания КИ в России, в ряде случаев нарушают российское законодательство и правила организации образовательных учреждений России. Это также нарушает паритетный принцип сотрудничества в области образования между РФ и КНР, закрепленный в ряде двусторонних и многосторонних соглашений (Соглашение между правительствами РФ и КНР о взаимном признании документов об образовании и ученых степенях 1995 г.; Соглашение между правительствами РФ и КНР об изучении русского языка в КНР и китайского языка в РФ 2005 г.; Соглашение между правительствами государствами-членами ШОС о сотрудничестве в области образования 2006 г. и др.). Благодаря этой системе, китайская сторона также имеет возможность не получать лицензии и аккредитации на образовательную деятельность, выдачу дипломов и т.д. При этом нередко выдаются некие «дипломы конфуцианских институтов», что дезориентирует многих слушателей.

Характерно, что в КНР стратегию продвижения ИК разрабатывает специальный департамент в составе Ханьбань, при этом аналогичной структуры или даже адекватного анализа ситуации с российской стороны не существует. Большинство российских университетов, на базе которых открыты ИК, не знакомы с юридической и финансовой базой деятельности ИК, дезориентированы обещаниями китайской стороны, плохо представляют себе формы работы с ИК.

В Забайкальском крае пока не открыто

ни одного ИК, что объясняется малой востребованностью такого способа обучения, т.к. население каждого из городов в отдельности относительно невелико, а также отсутствием материальной базы, необходимой для создания ИК. Однако за последние 2...3 года в образовательных кругах Читы наблюдается всплеск интереса к экзамену ИЯК. Первыми читинцами, сдавшими этот экзамен, стали студенты ЧитГУ (в 20072009 гг., всего 5 чел.), вслед за ними и студенты ЗабГГПУ (2008-2009 гг., 4 чел.). В планах обоих университетов увеличить количество студентов, которым будет предоставлена возможность сдать экзамен в следующем году в одном из ИК или собственно в Китайском университете. Можно сделать предположение, что если динамика роста интереса к изучению китайского языка будет положительной, то при наличии определенной материальной базы возможно создание если не Института Конфуция, то, возможно, аудитории имени Конфуция.

Широкое распространение, которое получил ИЯК в сопредельных регионах, является причиной и в то же время следствием того, что все больше организаций заинтересованы в специалистах, обладающих данным сертификатом. Это бросает вызов и нашему региону. Если два года назад студенты сдавали этот экзамен более в целях самопроверки, нежели с желанием использовать сертификат при устройстве на работу, то, весьма вероятно, сдача экзамена станет необходимостью для любого, кто захочет связать свою профессиональную деятельность с китайским языком.

В заключение необходимо отметить, что успех проекта продвижения китайского языка в качестве мирового с помощью глобальной сети ИК зависит не только и не столько от усилий властей, сколько от доли китайской торговли в мировом товарообороте, достижений страны в экономике, науке, технике и других областях, а также от глобальной привлекательности всех компонентов «гибкой власти» КНР.

В свою очередь, ИК, являясь, по сути, инструментом распространения «гибкой власти» Китая на зарубежные страны, мо-

гут способствовать эффективному решению целого ряда таких задач, как создание благоприятного для Китая информационного фона, устранение опасений относительно «китайской экспансии» и «китайской угрозы», пропаганда традиционного культурного наследия, позиционирование китайского языка для изучающих его иностранцев как «языка возможностей, языка будущего благополучия».

Говоря о влиянии фактора китайской «гибкой власти» на Россию в сфере образования, можно сказать, что в целом создание Институтов Конфуция способствует развитию образовательных отношений между Россией и КНР. Вместе с этим уже наметились некоторые аспекты, требующие серьезного анализа и определения приоритетных интересов России в этих проектах.

Литература

1. Институты Конфуция в России и мире. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.chinacentre.ru/?id=33 (дата обращения 19.05.2010).

2. Министерство образования КНР будет работать над составлением и реализацией плана увеличения числа студентов из США до 100 тыс. человек (новостное сообщение от 11.02.2010, по материалам Агентства Синьхуа). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

URL: http://russian.china.org.en/Sci-Edu-Cult/2010-02/11/content_19409261.htm (дата обращения 20.05.2010).

3. Министр образования КНР: обмены между Китаем и Россией в области преподавания русского и китайского языков получают быстрое развитие (новостное сообщение от 23.03.2010, по материалам Агентства Синьхуа). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://russian. china.org.cn/chiha/txt/2010-03/23/content_19669397.htm (дата обращения 22.05.2010).

4. Панарин И.Н. Информационная война, PR и мировая политика: учеб. пособие для вузов.

— М.: Горячая линия-Телеком, 2006. — 375 с.

5. Что такое экзамен HSK? — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www. study.uz/1/8/250/yekzamen-hsk (дата обращения 19.05.2010).

Коротко об авторе________________________________________________Briefly about the author

Леконцева К.В., аспирантка, Читинский госу- K. Lekontseva, Post-graduate Student, Chita State

дарственный университет (ЧитГУ) University

neverfade@mail.ru

Научные интересы: социология образования, Areas of expertise: educational sociology, cross-cul-межкультурные коммуникации tural communications

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.