УДК 32
Албутова С.Е.
студентка института истории, международных отношений и социальных технологий, направления «Международные отношения» Волгоградский государственный университет (г. Волгоград, Россия)
ИНСТИТУТЫ КОНФУЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ
РЕАЛИЗАЦИИ «МЯГКОЙ СИЛЫ» СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ НА ПРИМЕРЕ РФ
Аннотация: в статье исследуется концепция «мягкой силы» и ее значение в китайской дипломатии. Глобализация привела к возвышению Китая как мировой державы, и Китай использует мягкую силу, чтобы продвигать свои внешнеполитические цели. Институты Конфуция, созданные для распространения китайской культуры за рубежом, являются одним из ключевых инструментов этой политики. Изучение Институтов Конфуция и их вклада в мягкую силу Китая имеет важное значение для понимания динамики отношений между Китаем и Россией, а также для разработки более эффективных стратегий мягкой силы.
Ключевые слова: институты Конфуция, Конфуцианство, мягкая сила, Китай, Россия, культурный обмен, китайский язык, международные отношения, влияние, образование, дипломатия.
Термин «мягкая сила» был впервые введен американским политологом Джозефом Найем-младшим в 1990-х годах в статье с аналогичным названием и быстро стал популярным в научном сообществе. Размышляя о сути данного феномена, автор заявляет, что «когда одна страна заставляет другие страны хотеть того, чего хочет она, это можно назвать кооперативной или мягкой силой в отличие от жесткой или командной власти приказывать другим делать то, что она хочет».
Данная тема прослеживается в ряде работ Дж. Ная-мл. на протяжении нескольких лет. Так, в 2004 году в одном из своих трудов, он формулирует точное определение, которое звучит как «способность получать то, что вы хотите, путем привлечения, а не принуждения или платежей», или, если коротко, «мягкая сила - это привлекательная сила».
«Мягкая сила» присутствовала в китайской дипломатии еще до нашей эры. Как утверждают М. Мирза и Ф. Хан, исторически конфуцианский Китай придавал большое значение добродетелям доброго правления, щедрости, уважения и инклюзивности как во внутренних, так и во внешних делах.
Авторы утверждают, что такие высокие моральные представления распространялись в Китае благодаря учениям великого Конфуция. В своих трудах философ прославлял политику императора, который во внешних делах придерживался в первую очередь нравственных принципов, а не жестких методов, включающих принуждение или давление. Этот период в истории Китая заложил основу в умах китайцев для понимания того, какой может быть политика в международных отношениях. Так, выбранная императором стратегия представляла собой царственный путь (ван дао). Существовал же и прямо противоположный - гегемонистский путь (ба дао), который не поддерживался верхушкой общества и осуждался общественностью, считавшей, что нравственность всегда восторжествует.
Важность культуры как фундаментального элемента в стратегии «мягкой силы» Китая начала получать признание на государственном уровне в последние десятилетия. Принято считать, что ключевой момент в официальном признании этой роли произошел в 2007 году. Именно тогда термин «культурная мягкая сила» был впервые официально использован в докладе на 17-м Национальном съезде Коммунистической партии Китая. Осознание значимости культуры для национальной идентичности и международного влияния Китая продолжало расти, и это явно проявилось спустя десять лет.
Институты Конфуция, созданные для формирования положительного имиджа страны за рубежом и создания благоприятных условий для достижения
ее внешнеполитических целей, являются ярким проявлением китайской «мягкой силы». Согласно последним данным, в мире продвигают культурные ценности, традиции и язык Китая 550 Институтов Конфуция во всех населённых частях света. Такие учреждения создают благоприятное видение о государстве, укрепляя связи между государствами.
Чжу Кевин и Янг Ру, проводя исследование влияния образования на эффективность «мягкой силы» КНР, пришли к выводу, что китайские ученые разделились во мнениях по поводу Институтов Конфуция. Одни считают, что Институты Конфуция были включены в процесс интернационализации принимающих университетов на Западе, что принесло взаимную выгоду обеим странам. Другие показывают, что Институты Конфуция рассматриваются как угроза академической свободе и в значительной степени не смогли усилить «мягкую силу» Китая.
В любом случае, официальный аппарат прилагает огромные усилия для обеспечения культурной привлекательности. Исследователи считают, что проект Институтов Конфуция есть не что иное, как сложная программа «мягкой силы», использующая мирные средства для усиления влияния Китая за рубежом.
Первый Институт Конфуция был открыт в ноябре 2004 года и с тех пор их количество постоянно растет. На 2019 год (последние данные) насчитывалось 550 Институтов Конфуция и 1172 Классов Конфуция во всех частях света.
В 2006 году первый такой институт был открыт на территории Российской Федерации в городе Владивосток. С тех пор количество учреждений в России росло вплоть до 2018 года, а количество студентов Институтов Конфуция не убавляется до сих пор.
По мере углубления китайско-российского всестороннего стратегического сотрудничества и расширения китайско-российской торговли статус китайского языка, а, соответственно, и Институтов Конфуция, в российской системе образования все более укрепляется.
Так, в 2014 году делегация от ВГСПУ посетила Китай для участия в заседании правления Института Конфуция ВГСПУ. В ходе данного мероприятия российской стороной был предоставлен отчет о ходе работы учебного учреждения, в котором говорилось об увеличении количества студентов, изучающих китайский язык, а также о «возрастающей роли Института Конфуция в пропаганде китайской культуры посредством мероприятий».
Ректор Иркутского Государственного Университета профессор Александр Аргучинцев в своей речи на мероприятии в честь празднования 10-летия Института Конфуция ИГУ отметил, что за это время более двух тысяч студентов получили сертификаты о прохождении обучения, и более трёх тысяч сдали экзамен HSK на базе учебного заведения.
Важную роль по распространению влияния китайской культуры также играет Институт Конфуция ДВФУ. Это был первый Институт, учрежденный Ханьбанем в России. В первый год он насчитывал всего 24 слушателя. В 2013 это число составляло уже - 763 обучающихся, а в 2018 - 933. Всего с 2006 по 2018 годы в Институте Конфуция обучение получили 5365 человек. Кроме того, за это время 1782 преподавателя китайского языка повысили уровень компетенций и квалификации благодаря Институту.
Таким образом, после десятилетий развития Институты Конфуция сыграли активную роль в продвижении преподавания китайского языка за рубежом и в улучшении понимания Китая русскими людьми. Способствуя росту институтов Конфуция, пропаганда китайского языка в России прошла долгий путь. В последние годы число изучающих китайский язык неуклонно растет. Правительство России работало над включением китайского языка в систему ЕГЭ с 2015 году. В 2019 году этот язык уже официально стал одним из пяти иностранных языков, отобранных для сдачи экзаменов в России. На тот момент 187 учащихся 11-х классов выбрали китайский. В 2021 году это число увеличилось до 251, а в 2022 - до 254 школьников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гарбарт М. И. "Мягкая сила с китайской спецификой": основные особенности китайского подхода к концепции на современном этапе. - Текст: электронный // Вестник ЗабГУ, 2019. - №1. - С. 46-53. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/myagkaya-sila-s-kitayskoy-spetsifikoy-osnovnye-osobennosti-kitayskogo-podhoda-k-kontseptsii-na-sovremennom-etape (дата обращения: 13.03.2024);
2. Денисов И. Е. Концепция «дискурсивной силы» и трансформация китайской внешней политики при Си Цзиньпине. - Текст: электронный // Сравнительная политика, 2020. - №4. - С. 42-52. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-diskursivnoy-sily-i-transformatsiya-kitayskoy-vneshney-politiki-pri-si-tszinpine (дата обращения: 13.03.2024);
3. Nye JR Joseph S. Soft power // Foreign policy. - 1990. - V. 80. - P. 160. -Electronic text data. — Mode of access: https://www.guillaumenicaise.com/wp-content/uploads/2013/10/Nye_Soft-Power.pdf (date of access: 13.03.2024);
4. Nye JR Joseph S. Soft power: The means to success in world politics // Public Affairs, New York. - 2004. - P. 10. - Electronic text data. — Mode of access: https://archive.org/details/softpowermeansto00nyej (date of access: 13.03.2024);
5. Pan S. Confucius Institute project: China's cultural diplomacy and soft power projection // Asian Education and Development Studies, 2013. - Vol. 2. -No. 1. - P. 22-33. - Mode of access: https://www.researchgate.net/publication/270799589_Confucius_Institute_project_C hina's_cultural_diplomacy_and_soft_power_projection (date of access: 05.05.2024);
6. Zhu Kevin, Yang Rui Emerging Resources of China's Soft Power: A Case Study of Cambodian Participants from Chinese Higher Education Programs // Higher Education Policy, 2022. - V. 36. - P. 1-23. - Mode of access: https://www.researchgate.net/publication/361869513_Emerging_Resources_of_Chin a's_Soft_Power_A_Case_Study_of_Cambodian_Participants_from_Chinese_Higher_ Education_Programs (date of access: 19.05.2024)
Albutova S.E.
Volgograd State University (Volgograd, Russia)
CONFUCIUS INSTITUTES AS MECHANISM FOR IMPLEMENTATION OF "SOFT POWER" MODERN CHINA ON EXAMPLE OF RUSSIA
Abstract: the article explores the concept of "soft power" and its importance in Chinese diplomacy. Globalization has led to the rise of China as a world power, and China is using soft power to advance its foreign policy goals. Confucius institutes, established to spread Chinese culture abroad, are one of the key instruments of this policy. The study of Confucius Institutes and their contribution to China's soft power is important for understanding the dynamics of relations between China and Russia, as well as for developing more effective soft power strategies.
Keywords: Confucius institutes, Confucianism, soft power, China, Russia, cultural exchange, Chinese language, international.