Научная статья на тему 'ИНСТИТУТЫ КОНФУЦИЯ И ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОГО РЕГИОНА'

ИНСТИТУТЫ КОНФУЦИЯ И ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОГО РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
862
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНЫЕ ОБМЕНЫ / ИНСТИТУТЫ КОНФУЦИЯ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чу Чэнчэн

Статья посвящена анализу гуманитарных обменов между Китаем и странами Центральной Азии, геополитики стран Центральной Азии (далее - ЦА), рассмотрены современное состояние и общие характеристики развития гуманитарных обменов между Китаем и странами ЦА, проанализированы существующие проблемы и предлагаются возможные пути их решения, рассматривается ход развития Институтов Конфуция в странах Центральной Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFUCIUS INSTITUTES AND THEIR ACTIVITIES IN COUNTRIES CENTRAL ASIAN REGION

This article analyzes cultural and people-to-people exchanges between China and the countries of Central Asia, the geopolitics of the countries of Central Asia is united. The paper starts with considering the present situation and particular features of people-to-people exchanges between China and Central Asia countries, possible ways of their solution are proposed. The Work describes the development of Confucius Institutes in the countries of Central Asia.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТЫ КОНФУЦИЯ И ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОГО РЕГИОНА»

УДК 327

DOI 10.34823/SGZ.2022.1.51768

ЧУ ЧЭНЧЭН Аспирант кафедры глобалистики МГУ имени М.В. Ломоносова1

Институты Конфуция и их деятельность в странах Центрально-Азиатского региона

Статья посвящена анализу гуманитарных обменов между Китаем и странами Центральной Азии, геополитики стран Центральной Азии (далее - ЦА), рассмотрены современное состояние и общие характеристики развития гуманитарных обменов между Китаем и странами ЦА, проанализированы существующие проблемы и предлагаются возможные пути их решения, рассматривается ход развития Институтов Конфуция в странах Центральной Азии.

Ключевые слова: Гуманитарные обмены, Институты Конфуция, Центральная Азия, образовательное сотрудничество.

CHU CHENGCHENG

Postgraduate student of the Department of Globalistics, Faculty of Global Studies, Lomonosov Moscow State University

Confucius Institutes and their activities in countries Central Asian region

This article analyzes cultural and people-to-people exchanges between China and the countries of Central Asia, the geopolitics of the countries of Central Asia is united. The paper starts with considering the present situation and particular features of people-to-people exchanges between China and Central Asia countries, possible ways of their solution are proposed. The Work describes the development of Confucius Institutes in the countries of Central Asia.

Keyword: Cultural and people-to-people exchanges, Confucius institutions, Central Asia, educational cooperation.

1 Чу Чэнчэн, E-mail: [email protected]

Актуальность данной статьи обусловлена процессом гуманитарного обмена в сфере образования между Китаем и странами ЦА, который является важным аспектом международных отношений. Институты Конфуция играют немаловажную роль в укреплении гуманитарных обменов и отношений между Китаем и странами ЦА.

Согласно докладу1, с которым выступил Си Цзиньпин на XIX съезде КПК, Китай поощряет укрепление гуманитарных обменом с зарубежными странами и строительство сообщества единой судьбы человечества. Руководствуясь этой теорией, Министерство образования КНР создало центр гуманитарных обменов с зарубежными странами, что является практическим осуществлением теории, что свидетельствует о том, что Китай придает гуманитарному обмену большое значение2.

В контексте настоящей эпохи изучение гуманитарной политики Китая имеет важнейшее практическое значение и является важной частью отношений Китая как с государствами ЦА, так и другими странами.

Гуманитарные обмены между Китаем и ЦА имеют долгую историю. Начиная с древнего Шелкового пути, осуществлялись политические, экономические и культурные обмены.

В новую эпоху председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул инициативу "Один пояс, один путь", на которую откликнулись Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистане и Туркменистан. Как важная часть Экономического пояса Шелкового пути, страны ЦА также сыграли важную роль в инициативе.

Сотрудничество в области образования является основным направлением гуманитарных обменов между Китаем и ЦА, в рамках которого было реализовано множество проектов: институты Конфуция, университеты Шанхайской организации сотрудничества, программы обмена студентами между университетами и т.д. Его цель -укрепить культурный обмен между Китаем и странами ЦА, создать механизм гуманитарных обменов на высоком уровне и построить сообщество единой судьбы человечества3.

Цель данного исследования заключается в выявлении состояния гуманитарных обменов между Китаем и странами ЦА в условиях глобализации, особенно в сфере образовательного сотрудничества.

1 Xi Jinping's report at 19th CPC National Congress//Xinhua URL://http://www. xinhuanet.com/english/

special/2017-11 /03/c_136725942. htm

2 Белая книга «Китайская дипломатия» 2020 г. // Министерство иностранных дел КНР.

3 Валеев Р. М., Кадырова Л. И. Гуманитарное сотрудничество Китайской Народной Республики и Республики Казахстан в сфере образования (1990-2000-е гг.) //Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2015. - №. 1.

Объект исследования - гуманитарные обмены между КНР и странами ЦА. Предмет исследования - Институты Конфуция в Центральной Азии,

В качестве теоретико-методологической базы использовались труды отечественных и западных ученых в области международных отношений, мировой политики, образования, культуры истории и социологии. Методология работы носит комплексный характер и состоит в сочетании методов: использовались исторический метод, сравнительный анализ, институциональный и социологический подходы.

Особенности и проблемы гуманитарных обменов между Китаем и странами ЦА

Центральная Азия имеет долгую историю и культуру, в ней переплетаются различные цивилизации. Гуманитарные обмены между Китаем и странами ЦА в основном связаны с образованием, наукой и технологиями, культурой и здравоохранением и другими областями.

В этом году исполняется 30 лет независимости пяти Центрально-Азиатских стран (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистане и Туркменистан). Китай и ЦА успешно достигли всеобъемлющего стратегического партнерства и находятся в авангарде построения сообщества единой судьбы человечества1, сообщил министр иностранных дел Ван И на второй встрече министров иностранных дел стран "Китай+Центрально-Азиатская пятерка"2. В будущем Китай и ЦА будут осваивать соответствующий тенденциям времени новый тип регионального сотрудничества, совместно работать над созданием взаимовыгодной и беспроигрышной зоны сотрудничества и развития и обязуются строить сообщество единой судьбы в ЦА.

Образовательные сотрудничества являются важной частью гуманитарных обменов. Институты Конфуция представляют собой важные мосты между Китаем и ЦА. Они не только являются платформой для сотрудничества в области образования между Китаем и ЦА, но и платформой для различных гуманитарных обменов и межкультурной

1 Лян Ч. Азиатско-Тихоокеанский регион: Культурная дипломатия Китая в Центральной Азии в XXI веке на примере Институтов Конфуция //Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. - 2017. - Т. 19. - №. 1.

2 Заявление министра иностранных дел Ван И на Второй встрече министров иностранных дел Китая и пяти стран Центральной Азии URL:https://www.fmprc.gov.cn/ web/wjbzhd/t1875618.shtml

коммуникации. Теперь институты Конфуция обладают новыми функциями, которые позволят образованию и культуре взаимодействовать с другими сферами гуманитарных обменов1.

Современное состояние и общие характеристики Институтов Конфуция в Центральной Азии.

Институты Конфуция - это некоммерческие образовательные учреждения, созданные в сотрудничестве между Китаем и странами ЦА. Они стремятся удовлетворить потребности жителей стран ЦА в изучении китайского языка2.

Институты Конфуция не только повысили осведомленность в ЦА о китайском языке и культуре, но и укрепили сотрудничество в сфере образования и культуры между Китаем и странами ЦА.

По данным Годового отчета Hanban (Confucius institute Headquarters), к концу 2020 года в 162 странах (регионах) мира был создан 541 институт Конфуция и 1170 аудиторий Конфуция. В частности, уже создано пять Институтов Конфуция в Казахстане, четыре - в Кыргызстане, по два - в Таджикистане и Узбекистане.

Согласно таблице, в Узбекистане в 2005 году создали первый институт Конфуция, это узбекско-китайский институт им. Конфуция при Ташкентском государственном университете востоковедения. Его создание имело большое значение. По состоянию на настоящее время в ЦА уже открыто 13 институтов Конфуция и 21 аудитория Конфуция. Наиболее тесное сотрудничество осуществляется с Казахстаном: в Казахстане создано пять институтов Конфуция, так, Казахстан является страной с наибольшим количеством институтов Конфуция в ЦА. В Кыргызстане открыто 4 института Конфуция, два из которых расположены в Бишкеке. В Кыргызстане и Узбекистане есть по два Института Конфуция, в Туркменистане пока нет Института Конфуция3.

Китайские партнеры Института Конфуция преимущественно расположены на северо-западе Китая, например, в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, в провинции Ганьсу и провинции Шэньси. Это связано с тем, что ЦА географически близка к Северо-Западному Китаю и имеет тесные связи в политической, экономической и культурной сферах.

1 Тянь Е. Взаимоотношения Китайской Народной Республики и Республики Казахстан на примере сотрудничества в сфере образования //Международные отношения. -2018. - №. 4.

2 Штаб-квартира сети Институтов Конфуция. Годовой отчет по развитию Института Конфуция 2018. // Пекин,2018,с 68.

3 Jumakulov Z., Ashirbekov A. Higher education internationalization: Insights from Kazakhstan //Hungarian Educational Research Journal. - 2016. - Т. 6. - №. 1. - С. 35.

Таблица

Список институтов Конфуция в Центральной Азии

Страна Первый институт Конфуция Город Китайская партнерская организация Агентство по сотрудничеству стран ЦА Дата основания Число института число аудитории

Казахстан Институт Конфуция при Евразийском национальном университете им. Л.Н. Гумилева Астана Сианьский университет иностранных языков Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева 05/12/2007 5 0

Кыргызстан Институт Конфуция при Кыргызском национальном университете Бишкек Синьцзян-ский педагогический университет Кыргызский национальный университет 06/11/2007 4 10

Таджикистан Институт Конфуция при Таджикском национальном университете Душанбе Синьцзян-ский педагогический университет Таджикский национальный университет 26/02/2009 2 1

Страна Первый институт Конфуция Город Китайская партнерская организация Агентство по сотрудничеству стран ЦА Дата основания Число института число аудитории

Узбекистан Узбекско-китай-ский институт им. Конфуция при Ташкентском государственном университете востоковедения Ташкент Ланьчжо-уский университет Ташкентском государственном университете востоковедения 07/05/2005 2 0

Туркменистан 0 0

(Источник: Составлено автором на основе данных Министерство образования КНР)

Таким образом, географические факторы также являются одной из причин, влияющих на развитие Институтов Конфуция. Для углубления гуманитарных обменов между Китаем и ЦА необходимо разработать соответствующую политику и разумные меры с учетом особых географических условий и социальных условий в ЦА. С другой стороны, необходимо также преодолеть географические ограничения, поскольку наиболее качественные образовательные ресурсы Китая сосредоточены в столице, центральной части и некоторых мегаполисах. Пять стран ЦА могут сотрудничать с большим количеством учебных заведений в разных регионах Китая.

Однако сотрудничество в области образования между Китаем и странами ЦА имеет несколько проблем: небольшое количество Институтов Конфуция и местных преподавателей, неравномерное распределение Институтов и аудиторий Конфуция в регионе, и несовершенные механизмы работы1. Кроме того, вследствие пандемии коро-навируса многие китайские преподаватели не могут выехать в страны ЦА, а в институтах Конфуция также нет возможности проводить занятия в очном формате, что, безусловно, оказало негативное влияние на деятельность институтов Конфуция в ЦА. Можно сказвть, В условиях пандемии эти проблемы стали обострились.

Таким образом, на примере Институтов Конфуция можно сделать вывод, что гуманитарные обмены между Китаем и ЦА характеризуются сотрудничеством под руководством правительства, широким спектром сотрудничества и выдающимися географическими факторами, ведущими к сотрудничеству в области образования. В то же время существуют такие проблемы, как несбалансированное развитие и недостаточное сотрудничество.

Расширение функций управления школами и повышение качества управления школами

Изучение успешного опыта китайско-российских гуманитарных обменов в рамках реализации инициативы "Один пояс и один путь" и ШОС способствовало созданию механизмов гуманитарного обмена на высоком уровне и проведению большего количества культурных мероприятий, таких, как культурные фестивали, кинофестивали, выставки т. д.

Институты Конфуция создадут платформу гуманитарной связи, организуют и поддержат культурные и художественные мероприятия

1 У Баоянь. Сотрудничество в области образования между Китаем и странами Центральной Азии: состояние и проблемы развития //Вестн. Моск. ун-та. Сер. XXVII. «Глобалистика и геополитика». 2013. № (1)

и инновационные проекты. Институт Конфуция предоставит учащимся стран ЦА возможности для интерактивного участия и углубленного изучения китайской культуры, а также будет содействовать гуманитарному обмену и взаимному обучению между Китаем и странами ЦА1.

Выводы

В результате исследования сделаны следующие выводы:

• в контексте глобализации Китай придает особое значение гуманитарным обменам, которые являются важной частью открытости Китая внешнему миру;

• Институт Конфуция, как важный мост для гуманитарных обменов, в определенной степени, представляет статус-кво гуманитарных обменов между Китаем и ЦА. Для углубления гуманитарных обменов между Китаем и странами ЦА необходимо осуществлять расширение функций Институтов Конфуция и создавать механизмы гуманитарного обмена на высоком уровне. В этом случае можно ожидать, что перспективы Институтов Конфуция в ЦА будут положительными и будут способствовать построению китайско-Центрально-Азиатского сообщества единой судьбы.

• географические факторы также являются одной из причин, влияющих на гуманитарный обмен. Для углубления гуманитарных обменов между Китаем и ЦА необходимо разработать соответствующую политику и разумные меры с учетом особых географических условий и социальных условий в ЦА. С другой стороны, необходимо также преодолеть ограничения, связанные с географическим положением.

Сегодняшний мир переживает период стремительного развития и полон вызовов. Государствам необходимо укреплять гуманитарные обмены и продвигать развитие глобализации в направлении большей открытости, инклюзивности, общедоступности, сбалансированности и всеобщего выигрыша. Гуманитарные обмены могут не только способствовать стабильности и сотрудничеству между великими державами, стимулировать региональную интеграцию и развитие, но и способствовать глобальной открытости и сотрудничеству и поддерживать мир и безопасность во всем мире.

1 Чжан Цюаньшэн, Го Вэйдун. Гуманитарные обмены и сотрудничество между Китаем и Центральной Азией: на примере институтов Конфуция // Журнал Синьцзянского педагогического университета (издание по философии и социальным наукам), 2014 г., 35 (04): 64 -71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.