Научная статья на тему 'ИНСТИТУТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ'

ИНСТИТУТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ / INSTITUTIONS OF ECOLOGICAL TRANSFORMATION / "ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА" / "GREEN ECONOMY" / "ЗЕЛЕНОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО" / "GREEN REPRODUCTION" / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА / ENVIRONMENTAL RIGHTS / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ENVIRONMENTAL RESPONSIBILITY / ЗЕЛЕНЫЙ РОСТ / GREEN GROWTH / ЗЕЛЕНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / GREEN INVESTMENTS / ЗЕЛЕНЫЕ ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондаренко Т.И., Бондаренко С.В., Мишулина С.И.

В статье рассматривается необходимость формирования институтов экологической трансформации экономической системы России как необходимого условия устойчивого социально-экономического воспроизводства, обладающего конкурентоспособностью в строительстве «зеленой экономики». «Зеленая экономика» является не просто общемировым трендом поиска компромисса между экономическим ростом и необходимостью экологизации социально-экономических отношений, зеленые факторы развития национальных хозяйств должны быть встроены в воспроизводственный механизм экономической системы. Авторы статьи аргументируют актуальность проблематики, связанной с поиском институционального оформления «зеленой экономики» Если в развитых странах уже сделаны определенные шаги по институционализации «зеленого» экономического роста, то в России проблемы зеленого развития пока не находят должного отражения в стратегии дальнейшего развития нашей страны, хотя и обсуждаются на самом высоком уровне. Вместе с тем, «зеленая экономика» является особым средством достижения устойчивого развития и решения ряда социально-экономических проблем. Экосистемные товары и услуги, объемы их производства - критерий качественной экономической динамики и отставание в этой сфере неминуемо приведет к институциональному конфликту с другими странами.The article deals with the need to form the institutions of environmental transformation of the economic system of Russia as a necessary condition for sustainable socio-economic reproduction, which has a competitiveness in the construction of "green economy". ";Green economy" is not just a global trend of finding a compromise between economic growth and the need for the greening of social and economic relations, green factors of development of national economies should be built into the reproductive mechanism of the economic system. The authors argue the relevance of the problems associated with the search for institutional design of the ";green economy" If developed countries have already taken certain steps to institutionalize the "green" economic growth, in Russia the problems of green development are not yet properly reflected in the strategy for further development of our country, although they are discussed at the highest level. At the same time, the"; green economy " is a special means of achieving sustainable development and solving a number of socio-economic problems. Ecosystem goods and services, their production - a criterion of qualitative economic dynamics and the lag in this area will inevitably lead to an institutional conflict with other countries.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ»

Т.И. Бондаренко

доцент кафедры экономической теории и инвестиций, к.э.н.

Кубанский государственный технологический университет

T.I. Bondarenko

associate Professor of the Department of theory and investments,

Ph. D. in Economics Kuban state technological University (bonti@mail.ru)

С.В. Бондаренко

профессор кафедры экономического анализа, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет

S. V. Bondarenko

professor of the Department of economic analysis, Ph. D. in Economics Kuban state agrarian University (accounting@kubsau.ru)

С.И. Мишулина

заведующая лабораторией экономики природопользования и экологии, к.э.н.

Институт природно-технических систем,

S.I. Mishulina

Head of laboratory of environmental economics and ecology, Ph. D. in Economics Institute of natural and technical systems (MISHulSV@yandex.ru)

ИНСТИТУТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

РОССИИ

Аннотация. В статье рассматривается необходимость формирования институтов экологической трансформации экономической системы России как необходимого условия устойчивого социально-экономического воспроизводства, обладающего

конкурентоспособностью в строительстве «зеленой экономики». «Зеленая экономика» является не просто общемировым трендом поиска компромисса между экономическим ростом и необходимостью экологизации социально-экономических отношений, зеленые факторы развития национальных хозяйств должны быть встроены в воспроизводственный механизм экономической системы. Авторы статьи аргументируют актуальность проблематики, связанной с поиском институционального оформления «зеленой экономики» Если в развитых странах уже сделаны определенные шаги по институционализации «зеленого» экономического роста, то в России проблемы зеленого развития пока не находят должного отражения в стратегии дальнейшего развития нашей страны, хотя и обсуждаются на самом высоком уровне. Вместе с тем, «зеленая экономика» является особым средством достижения устойчивого развития и решения ряда социально-экономических проблем. Экосистемные товары и услуги, объемы их производства - критерий качественной экономической динамики и отставание в этой сфере неминуемо приведет к институциональному конфликту с другими странами. Annotation. The article deals with the need to form the institutions of environmental transformation of the economic system of Russia as a necessary condition for sustainable socio-economic reproduction, which has a competitiveness in the construction of "green economy". "Green economy" is not just a global trend of finding a compromise between economic growth and the need for the greening of social and economic relations, green factors of development of national economies should be built into the reproductive mechanism of the economic system. The authors argue the relevance of the problems associated with the search for institutional design of the "green economy" If developed countries have already taken certain steps to institutionalize the "green" economic growth, in Russia the problems of green development are not yet properly reflected in the strategy for further development of our country, although they are discussed at the highest level. At the same time, the" green economy " is a special means of achieving sustainable development and solving a number of socio-economic problems. Ecosystem goods and services, their production - a criterion of qualitative economic dynamics and the lag in this area will inevitably lead to an institutional conflict with other countries.

Ключевые слова: институты экологической трансформации, «зеленая экономика», «зеленое воспроизводство», экологические права, экологическая ответственность, зеленый рост, зеленые инвестиции, зеленые инновации.

Key words: institutions of ecological transformation, «green economy», «green reproduction», environmental rights, environmental responsibility, green growth, green investments.

Анализ международного опыта строительства «зеленой» экономики позволяет сделать

вывод о том, что все развитые страны находятся в стадии активного поиска путей и методов экологической трансформации экономики, определяя институциональный каркас экологически ответственного поведения хозяйствующих субъектов и общества, в целом.

Особого внимания заслуживает факт позиционирования «зеленой экономики» как эффективного инструмента устойчивого воспроизводства экономической системы (Дания, Швеция, Германия, Швейцария и Австрия). Достоинством институционального оформления «зеленой» экономики» в этих странах, является включение целей реализации «зеленой экономики» в стратегию устойчивого развития и инновационной модернизации всех секторов экономики.

Необходимо отметить, что институты «зеленого» воспроизводства развитых стран обладают рядом качественных признаков, среди которых высокий уровень научного обоснования принимаемых программ и методов экологизации производства является главным. Во-вторых, в программах построения зеленой экономики представлена оценка долгосрочных последствий их реализации для общества и окружающей природной среды не только в контексте производства, но и распределения, обмена и потребления экологических товаров и услуг. В-третьих, институты воспроизводства «зеленой экономики» создаются на основе симметричной информационной базы с внедрением новейших достижений науки и техники. В-четвертых, достижение реальных эффектов экологизации социально-экономического воспроизводства возможно не только за счет усилий государства, но и бизнеса, который может оценить и просчитать выгоды от инвестиций в зеленую экономику при соответствующих правилах игры. «Зеленый» экономический рост становится приоритетным направлением развития экономических систем. Формирование же институтов гражданского общества, заинтересованного в реализации программ строительства зеленой экономики, лишь подтверждает факт осознанной необходимости в реализации «зеленых» проектов как в экономике, так и социуме.

Результативность шагов по переходу к «зеленой» экономике в этих странах в значительной степени достигается за счет синхронизации целей развития и способов их достижения в различных секторах экономики, широкой кооперации внутри секторов и отраслей, горизонтальной интеграции деятельности территориальных структур.

На международном уровне серьезные усилия по созданию условий эколого-ориентированной трансформации экономики предпринимает ЕС: инициируются и поддерживаются международные научные исследования, консультации и конференции по разработке рамочной программы построения «зеленой» экономики в общеевропейском регионе, организуются обсуждения на правительственном уровне. Страны региона по инициативе и при методической поддержке ЮНЕП (UNEP - UN Environmental Program -Программа ООН по окружающей среде) и общеевропейских природоохранных организаций проводят оценки экономических, социальных и экологических последствий мер политики и программ экологизации с целью их учета при разработке национальных стратегий построения «зеленой» экономики, аккумулирования приобретаемого опыта. Принятие общеевропейских стратегических рамочных программ перехода к «зеленой» экономике стимулирует процессы разработки национальных стратегий. Наличие четких целей и стратегий построения «зеленой» экономики рассматривается мировым сообществом как важнейшее условие ускорения перехода к ней.

Вместе с тем, в национальных и международных документах отмечается, что далеко не все научно-теоретические и практические вопросы экологической трансформации экономики решены. Важнейшие из нерешенных - выработка общепринятого определения понятия «зеленой» экономики; соотношение «зеленой» экономики и устойчивого развития; определение приоритетных направлений политики перехода к «зеленой» экономике; разработка общепринятой системы показателей, позволяющей формировать информационную базу, осуществлять мониторинг и оценку процессов экологизации хозяйственной деятельности; формирование эффективной институциональной системы, обеспечивающей согласованность и последовательность действий (во многих странах в процессы экологизации экономики вовлечено большое количество министерств и организаций разного уровня управления, между которыми отсутствует координация, что снижает эффективность работы по определению целей и оценке степени их достижения), нет единодушия в понимании сущности ресурсоэффективности.

Продолжаются дискуссии и по определению приоритетных целей «зеленой» экономики,

сформулированных ЮНЕП:

- проблемы природопользования и экологической безопасности трактуются в национальной политике и стратегиях развития разных стран мира по-разному. Авторами научных публикаций, аналитических работ и отчетов международных организаций по оценке достижений различных стран в строительстве «зеленой» экономики отмечается наличие положительной зависимости между усилиями государств по созданию благоприятных условий и объемами инвестиций частного бизнеса в экологизацию отраслей экономики.

- одним из важнейших факторов формирования «зеленой» экономики, разработки программ и планов по переходу на экологически безопасную модель экономического развития является стремление стран обеспечить собственную ресурсную, в первую очередь, энергетическую безопасность и снизить при этом негативное воздействие на окружающую среду, вызывающее опасные для существования планеты климатические изменения, рост числа и масштабности опасных природных явлений и процессов и, соответственно, затрат по ликвидации последствий.

Значимость этих проблем определяет их место и роль в системе стратегических целей экономически развитых стран, масштабность усилий, направленных на сокращение эмиссии парниковых газов, увеличение доли возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в общем объеме энергопотребления и повышение энергоэффективности экономики. Можно утверждать, что за последнее десятилетие странами — членами ЕС накоплен заслуживающий изучения богатый опыт по формированию системы эколого-ориентированных целей и задач, механизмов их реализации. Например, разработка и реализация Лиссабонской стратегии устойчивого развития ЕС 2000 года, которая дважды пересматривалась в сторону усиления экологических аспектов. Пришедшая ей на смену общеевропейская стратегия перехода к «зеленой» экономике «Европа - 2020: стратегия для разумного, устойчивого и всеобъемлющего роста» (2010 г.), принятая на саммите ЕС в октябре 2014 года Стратегия ЕС в области энергетики и изменения климата «Европа - 2030».

Евросоюзом сформирован и постоянно совершенствуется механизм скоординированных действий стран-участниц по определению и реализации целей, обеспечивающих экологически безопасное устойчивое развитие. Таким образом, переход от традиционной модели экономического роста к «зеленой экономике» - это общемировой тренд, определяющий устойчивость развития не только отдельных национальных экономик, но и всей планеты в целом. В июне 2009 г. 34 страны подписали Декларацию зеленого роста, заявив, что они будут «укреплять прилагаемые ими усилия для внедрения стратегий зеленого роста как в рамках принимаемых ими мер для выхода из кризиса, так и за их пределами, признавая, что понятия «зеленый» и «рост» могут быть неразрывно связаны».

Проблемы «зеленой экономики» становятся все более актуальными и для России. Это целый перечень острых вопросов, которые являются не только предметом научных дискуссий: эффективность природопользования, ресурсоэффективность, экологическая безопасность, «зеленые» инвестиции, «зеленые» инновации. Проблемы экологизации экономической системы стали предметом предполагаемых решений на самом высоком политическом уровне, что свидетельствует о необходимости производства такого общественного продукта, который демонстрирует ответственность государственной власти за качество экономического роста. Обоснование тезиса, что «зеленая экономика» является особым средством для достижения устойчивого развития и решения ряда социально-экономических проблем, находит все большее количество аргументов и обоснований. Экосистемные товары и услуги, объемы их производства - критерий конкурентоспособности экономической системы в мироэкономике.

Достаточно долгое время необходимость строительства «зеленой» экономики и определение ее индикаторов в России носило достаточно декларативный характер. Однако, нарастание проблем, связанных с деградацией окружающей среды, сокращением биозапаса ряда ресурсов, изменением климата и трансформацией экологических условий существования превращают экологизацию социально-экономического развития в фактор безопасности жизнедеятельности. Несмотря на то, что проблемы рационального природопользования и экологической безопасности трактуются по-разному, очевидно, что поиск методологического обоснования, выработка критериев и показателей «зеленой» экономики, разработка механизмов реализации экологических принципов хозяйствования свидетельствуют о том, что в России начался процесс формирования институциональной модели экологизации воспроизводства, хотя предлагаемые «правила игры» в зеленую экономику носят пока формальный характер, а

реально предпринятые меры противодействия загрязнению и деградации природной среды «мутируют», подвергаются трансформации, «присваиваются» разными министерствами и ведомствами в зависимости от набора «прав сильного» для лоббирования своих экономических интересов. Безусловно, что зеленая модель экономики должна быть адаптирована к особенностям российской экономической системы, например, природно-ресурсному потенциалу территорий России, специфике отраслевой структуры, экологическим возможностям субъектов экономики, национальной экологической ментальности.

Рассмотрим, что предпринято для формирования институциональной модели экологизации экономической системы России. Среди приоритетных секторов, которые выделяют эксперты ПРООН находится энергетический комплекс. Снижение вредных последствий для окружающей природной среды и переход на альтернативные способы получения энергии - приоритетные задачи развития экономики и для нашей страны. В России разработана Энергетическая стратегия на период до 2030 г., потенциально способная стать основой для повышения энергоэффективности страны и экологизации топливно-энергетического комплекса: уменьшение выбросов загрязняющих веществ, сброса загрязненных сточных вод, а также эмиссии парниковых газов, сокращения отходов производства и потребления энергии». Стратегически значимыми целями государственной энергетической политики являются максимально рациональное использование энергетических ресурсов и применение энергосберегающих технологий. Вместе с тем, закрепление сырьевой модели развития экономики, превращает все экологические усилия правительства в «институциональную ловушку». Доля зеленой энергетики в России составляет менее 1 % от общего объема производства электроэнергии. Понятно, что подобная ситуация требует кардинальных изменений и преобразований в модели экономического развития. Такая стратегия намечена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., однако до сегодняшнего дня стратегические решения не нашли реального подтверждения государственных намерений в экологизации развития. В России практически отсутствуют механизмы стимулирования зеленого кластера экономики, не накоплен опыт государственно-частного партнерства в этой отрасли, малый бизнес практически не просматривается в этой сфере. В настоящее время можно говорить о довольно слабой реальной поддержке государства в виде финансирования, налоговых льгот или грантов инициаторам инвестиций в зеленые технологии, хотя на федеральном уровне принято достаточное количество нормативных указаний с экологическими требованиями.

Например, внедрение энергосберегающих технологий на основе использования энергии из альтернативных источников блокируется следующими факторами:

1) нерентабельностью проектов по применению возобновляемых источников энергии в сравнении с проектами на основе углеродного топлива;

2) отсутствием реальной государственной поддержки и конкретных нормативных актов, стимулирующих использование регенеративных источников энергии в сфере электроэнергетики;

3) отсутствием инфраструктуры, которая требуется для успешного развития электроэнергетики на базе возобновляемых источников энергии. Примерно такая же ситуация с водными ресурсами. Государством объявлено стремление сократить потребление воды вдвое к 2020 г. Остается острой проблема с отходами. Правительство поставило цель увеличить текущий уровень утилизации отходов до 70 % к 2020 году. Экологические риски сопровождают сельское и лесное хозяйство. Задача наращивания производства без деградации плодородия почв остается политической декларацией. То же самое касается и транспорта. Большинство перевозок в России проводится на дизеле/бензине, что требует разработки альтернативных «зеленых» подходов к использованию альтернативных видов топлива для повышения экологического потенциала страны.

Вышеназванные сектора являются приоритетными с точки зрения интеграции в процесс стратегического планирования развития национальный экономики. Необходимость опережающего развития этих секторов, отдельных специфичных направлений научных исследований и технологических разработок, включая экологически чистую энергетику, новые технологии в сельском хозяйстве и «зеленые» технологии в промышленности, требует неотложного решения и выступает в качестве первой стадии перехода к экономической системе с существенной экологической составляющей, что вписывается в пределы экологических возможностей Российской Федерации.

Институциональные экологические трансформации не могут осуществляться в рамках одной отрасли или сферы экономики усилиями одного министерства или ведомства. Разнообразие организаций и ведомств, участвующих в оценке эффективности «зеленой экономики», приводит к широкой интерпретации как самой концепции «зеленой экономики», охватывающей ряд отраслей и приоритетов их развития, так и методов ее реализации. Конфликт экономических интересов разных сфер экономики - основной барьер экологизации взаимодействий на уровне государства и бизнеса. Необходима выработка единых принципов согласования интересов при строительстве «зеленых» основ экономического роста.

Институциональная модель «зеленой экономики» должна включать в себя достоверную информацию о возможных прогнозируемых рисках и возможных негативных эффектах (масштабы загрязнения и деградации экосистем, социально-экономические последствия для здоровья и качества жизни), которая позволит понимать уровень и соподчиненность проводимых мероприятий, масштаб и границы их воздействия.

Иституциональная модель «зеленой экономики» должна быть основана на системе индикаторов экологизации экономической системы:

- приоритетные индикаторы экологической эффективности «зеленого» роста и их определение с их помощью уровня эффективности, что в динамике позволит увидеть прогресс на пути достижения целей «зеленого» роста:

- целевые значения приоритетных показателей;

- разработка методик и инструментария для внедрения «зеленых» инициатив;

- комплексный механизм управления «зеленой экономикой;

- целевая нормативная база;

- экоинфраструктурные объекты;

- экологически активная позиция государственных и региональных органов власти.

Базовый принцип моделирования ситуации в строительстве «зеленой экономики»

определяется так: Эффективность применения модели развития «зеленой экономики» на долгосрочную перспективу, исходя из ее целей, определяется степенью достижения результатов при условии внедрения следующих секторов экономики, как основы перехода к устойчивому развитию: энергетика (энергоэффективность, частичный переход на ВИЭ); утилизация отходов (сокращение антропогенного воздействия); «зеленые» технологии (БИО, Нано, ИКТ); производство экологически чистых продуктов питания (органическое земледелие); «зеленый» транспорт; «зеленое» строительство; чистая вода (рациональное использование водных ресурсов), экосреда жизнедеятельности (рост качественных значений человеческого потенциала).

Настоящая модель определяет эффективность реализации приоритетных секторов экономики при переходе к устойчивому развитию на основе «зеленой экономики» на долгосрочную перспективу. Основываясь на этом принципе, применяется теоретический аппарат технологии проектирования для анализа и расчета эколого-экономических индикаторов развития «зеленой экономики».

Эффективность модели характеризуется социально-экономическими и экологическими последствиями ее реализации с учетом результативности экономических механизмов обеспечения перехода к «зеленой экономике» и расходования средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Оценка эффективности реализации модели включает следующие эколого-экономические индикаторы развития:

- оценка социально-экономического и экологического эффекта хода реализации мероприятий в целом, а также каждого из ее секторов в соответствии с их целями и задачами;

- оценка эффективности расходов по этим направлениям использования средств федерального бюджета.

Под социально-экономическим эффектом хода реализации модели понимается результат общественно-экономического характера от осуществления комплекса мероприятий, который выражается:

а) в росте объемов производства «зеленых» (экологически чистых технологий) в строительной отрасли, на транспорте, при производстве экологически чистых продуктов питания в сельском хозяйстве за счет увеличения природоохранной инвестиционной активности;

б) в повышении энергоэффективности экономики за счет сокращения энергоемкости

производства, перехода на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) и снижения непроизводительных потерь водных ресурсов;

в) в повышении защищенности населения и объектов экономики от негативного антропогенного воздействия в результате реализации комплекса мероприятий по утилизации отходов.

В мировом сообществе уже наработан определенный опыт по развитию «зеленой» экономики. Многогранность методологических подходов, рекомендуемых международными организациями и использованных в международных соглашениях по регулированию и мониторингу антропогенного воздействия на окружающую среду в условиях глобализации мировой экономики должен послужить включению России в реализацию проектов «зеленого» строительства, тем более, что геоэкономический базис России дает такой шанс нашему государству. Перемены, которые должны произойти в хозяйственном комплексе России в связи с переориентацией на устойчивую в экономическом, социальном и экологическом отношении модель роста, потребуют интеграции правил «зеленой экономики» в институциональную модель экономического роста, претендующую на интеграцию в мировое сообщество, без санкций и обвинений.

«Зеленый» рост означает стимулирование экономического роста и развития, при сохранении природных активов и бесперебойном предоставлении ими ресурсов и экосистемных услуг, от которых зависит наше благополучие. Россия с сохранившимися природными ресурсами и естественными экосистемами, с человеческим потенциалом и экономическими ресурсами могла бы стать катализатором процессов реализации принципов «зеленой» экономики. Источники

1. Бондаренко Т.И. Институциональная адаптация малого бизнеса // Научное обозрение. - 2014. - № 8. - С. 765767.

2. Горизонт 2020. Рамочная программа ЕС по исследованиям и инновациям. Практическое руководство для исследователей из России. 2014-2020. М. 2014. 40 с.

3. Доклад «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений». Кремль. 2016 [Электронный ресурс]. URL: http://ecoline.ru/wp-content/uploads/report-on-the-ecological-development-of-the-russian-federation-in-the-interests-of-future-generations-2016.pdf (дата обращения 12.09.2017).

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102125730&rdk=2.

5. Мишулина С.И. Факторы развития «зеленого» туризма//Современные проблемы сервиса и туризма. - № 4. -2017. С. 27-37.

6. Экологизация экономики в общеевропейском регионе (FCE/CEP/2014/5). [Электронный ресурс] URL: www.unece.org.

7. Экологическая доктрина Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:http://www.mid.ru/foreign_policy/offi-cial_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/548754 (дата обращения: 22.12.2017).

8. Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. [Электронный ресурс]. URL: https://minenergo.gov.ru/node/1026 (дата обращения: 22.12.2017).

9. The Global Green Economy Index GGEI 2016. Measuring National Performance in the Green Economy. 5th Edition -September 2016. [Электронный ресурс] URL: www.dualcitizeninc.com (дата обращения 29.09.2017).

Sources

1. Bondarenko T.I. Institutional adaptation of small business // Scientific review. - 2014. - No. 8. - P. 765-767.

2. Horizon 2020. The EU Framework Program for Research and Innovation. A practical guide for researchers from Russia.

2014-2020. M. 2014. 40 p.

3. The report "On the ecological development of the Russian Federation in the interests of future generations". Kremlin. 2016

[Electronic resource]. URL: http://ecoline.ru/wp-content/uploads/report-on-the-ecological-development-of-the-russian-federation-in-the-interests-of-future-generations-2016.pdf (date of circulation on 12/09/2017).

4. The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2020. [Electronic

resource]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102125730&rdk=2.

5. Mishulina S.I. Factors for the development of "green" tourism // Modern problems of service and tourism. - No. 4. - 2017.

P. 27-37.

6. Ecologization of the economy in the pan-European region (FCE / CEP / 2014/5). [Electronic resource] URL:

www.unece.org.

7. Ecological Doctrine of the Russian Federation [Electronic resource]. URL: http: //www.mid.ru/foreign_policy/offi-

cial_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/548754 (date of reference: 22.12.2017).

8. Energy strategy of Russia for the period until 2030 [Electronic resource]. URL: https://minenergo.gov.ru/node/1026

(reference date: 22.12.2017).

9. The Global Green Economy Index GGEI 2016. Measuring National Performance in the Green Economy. 5th Edition -

September 2016. [Electronic resource] URL: www.dualcitizeninc.com (reference date is September 29, 2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.