ответственности, как гражданина по соблюдение действующих правил и норм поведения.
В любом случае, жить в процветающей стране, с чистым воздухом, опрятными дворами и уютными улочками, означает, что надо начинать, прежде всего, с себя: для начала привести в порядок свое рабочее место и дом, начать делать хоть что-нибудь эффективное для общего блага. Если каждый человек станет ответственно относиться к себе и окружающим, будет в полной мере осознавать свою непосредственную причастность к совершенствованию территории, где живет он и его семья, то в ближайшем будущем произойдет резкий скачек к мирному цивилизованному сосуществованию людей различных
национальностей и стран с высоким уровнем качества жизни.
Список литературы:
1 Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». [Federal'nyj zakon ot 17.07.2009 № 172^ «ОЬ antikorrupcionnoj ekspertize normativnyh pravovyh aktov i ршеШот normativnyh pravovyh aktov». (1п Russ).] http://www.consultant.ru/
2 Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». [Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 26.02.2010 № 96 «ОЬ antikorrupcionnoj ekspertize normativnyh pravovyh aktov i proektov normativnyh pravovyh aktov». (1п Russ).] http://www.consultant.ru/
УДК 336 ГРНТИ 06.03.07
3 Федеральный закон от 25 декабря 2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции». URL: http ://www. consultant.ru/
4 Изменение климата / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/
5 Окружающая среда / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/folder/11194
6 Демография / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/folder/12781
7 Национальные счета / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/accounts;
8 Отчет о числе осужденных по всем составам преступлений Уголовного кодекса Российской Федерации №10-а: Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. [Otchet o chisle osuzhdennyh po vsem sostavam prestuplenij Ugolovnogo kodeksa Rossijskoj Federacii №10-a: Sudebnyj departament pri Verhovnom Sude Rossijskoj Federacii. (In Russ).] http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4894
9 Филатова Н. И., Усова С. И. Современные глобальные проблемы человечества // Проблемы современной экономики: материалы IV Международной научной конференции (г. Челябинск, февраль 2015 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2015. С. 37-39. [Filatova N. I., Usova S. I. Sovremennye global'nye problemy chelovechestva // Problemy sovremennoj ekonomiki: materialy IV Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (g. CHelyabinsk, fevral' 2015 g.). - CHelyabinsk: Dva komsomol'ca, 2015. S. 37-39. (In Russ).]. https://moluch.ru/conf/econ/archive/132/6909/
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА КАК ФАКТОР
УСТОЧИВОГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА
DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2019.1.69.469 Шевченко Оксана Викторовна
старший преподаватель кафедры экономики и управления на предприятии УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», (230000, г. Гродно, ул. Ожешко 22, Республика Беларусь)
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается проблематика реализации концепции устойчивого развития региональных социально-экономических систем в условиях воздействия факторов экономической, социальной и экологической среды их функционирования. Выделены критерии и направления повышения уровня корпоративной социальной ответственности бизнеса в условиях реализации программ охраны окружающей среды, концепции «зеленой» экономики.
ABSTRACT
The article considers the problems of implementing the concept of sustainable development of regional socioeconomic systems under the influence of factors of the economic, social and environmental environment of their functioning. Criteria and directions for increasing the level of corporate social responsibility of business in the context of the implementation of environmental protection programs, the concept of a "green" economy are highlighted
Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, устойчивое развитие региона, экологическая ответственность, охрана окружающей среды, зеленая экономика
Keywords: corporate social responsibility, sustainable development of the region, environmental responsibility, environmental protection, green economy
Особенность современного периода развития глобальной цивилизационной системы как коэволюции человека и окружающего мира состоит во взаимопроникновении человечества в биосферу, при котором должен быть обеспечен баланс их рационального и гармоничного взаимодействия (природный операционализм) в рамках системы «человек-социум-природа» [1].
В 1992 г. в Рио-де-Жанейро принята декларация устойчивого развития, в основе которой находятся 27 рекомендательных принципов перехода мирового сообщества к устойчивому развитию, согласованному с возможностями природы развитию (в данном смысле сбалансированному развитию), подразумевающему создание новой
мировоззренческой парадигмы, которая обеспечит взаимосвязь, обновляемость и самоподдержку развития системы «человек-социум-природа».
Устойчивое развитие (УР) - это такое развитие, при котором нынешнее поколение, удовлетворяя свои потребности, берет во внимание возможность удовлетворения потребности будущего поколения [2, С 4]. Концепция устойчивого развития включает в себя как экономические аспекты, так и социальные, и экологические. С точки зрения рационального использования ограниченных ресурсов и экологически чистых технологий, реализация концепции устойчивого развития предполагает, что в состав этих технологий включается добыча и переработка сырья, создание экологически чистой продукции, сокращение и утилизация отходов. Социальный аспект устойчивого развития подразумевает сосредоточение внимание на человеке, преодолении неравенства в распределении доходов и улучшении уровня жизни. Основная задача устойчивого развития с экологической точки зрения - это целостность биологической и физической экологических систем. Основное значение имеет сохранение способности социально-экономических и экологических систем к самовосстановлению. Отрицательное воздействие на самовосстановление может быть измерено деградацией природных ресурсов, загрязнением окружающей среды и утратой биологического разнообразия.
Для достижения поставленных в Целях устойчивого развития (ЦУР) ООН, НСУР-2030 результатов обязательно нужна сбалансированная среда всех трех аспектов устойчивого развития. В ряде международных источников используется термин «тройственной результативности» (triple bottom line). Например, экономический аспект, взаимодействуя с социальным, ставит перед обществом такие цели, как достижение
справедливого мира и оказание помощи бедным слоям населения. Взаимодействие экономического и экологического элементов дало возможность рассчитать и оценить воздействие на окружающую среду. Социальный и экологический элементы, взаимодействуя, на первый план выдвинули проблему равенства в удовлетворении потребностей, учитывая права будущих поколений жить в незагрязненном мире.
Необходимо отметить, что категория «устойчивое развитие» может быть определена в зависимости от уровня хозяйственной деятельности (макро-,мезо-, микроуровень):
- международный (глобальный);
- национальный (макроуровень);
- региональный (отраслевой, уровень отдельного хозяйствующего субъекта).
На международном уровне под устойчивым развитием следует понимать управляемое развитие всего мирового сообщества в целях сохранения биосферы, удовлетворения основных потребностей человека без нанесения вреда окружающей среде, достижения равенства и социальной справедливости, обеспечения социального самоопределения и культурного разнообразия, поддержания целостности экосистем. Устойчивое развитие на национальном уровне предполагает «сбалансированное социально ориентированное, экономически эффективное и эколого-защитное развитие страны, удовлетворение необходимых потребностей нынешних и будущих поколений» [3, с. 12]. При этом его основными компонентами являются социальная, экономическая и экологическая сферы, соответствующие им виды деятельности и направления реализации государственной политики в соответствующих сферах общественного развития. На региональном уровне устойчивое развитие связано с эффективным конкурентоспособным
функционированием социально-экономических систем, комплексным благоустройством территорий и соответствующих им населённых пунктов объектами социальной и инженерно -транспортной инфраструктуры, а также повышением уровня и качества жизни населения, сохранением культуры и традиций, окружающей среды (рисунок). Устойчивое развитие отрасли определяется её конкурентоспособностью, сбалансированным функционированием
совокупности субъектов хозяйствования, способных создать долгосрочные конкурентные преимущества, обеспечить инновационное развитие, безопасность продукции, эффективность деятельности и поддерживать необходимые внутриотраслевые пропорции и связи.
Рисунок - Концепция устойчивого развития в контексте устойчивости социально-экономической системы общества Источник: собственная разработка автора
Устойчивое развитие на микроуровне означает способность сохранять постоянство параметров функционирования производственно-
хозяйственных систем субъектами хозяйствования при условии обеспечения целевого уровня эффективности, конкурентоспособности,
необходимого уровня доходов, безопасности производственной деятельности и продукции.
С позиции функционирования человеческого общества окружающая среда - среда обитания и деятельности человека, окружающий человека природный и созданный им материальный мир (космос, планета Земля, биосфера, техносфера). Охрана окружающей среды (ООС, природоохранная деятельность) - деятельность государственных органов, общественных объединений, иных юридических лиц и граждан, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение загрязнения, деградации, повреждения, истощения, разрушения,
уничтожения и иного вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и ликвидацию ее последствий [4].
Величина ущерба от загрязнения окружающей среды является комплексной категорией, складывающейся из локальных ущербов следующих трех групп факторов: 1) экологический ущерб, образуемый потерями от снижения качества продукции; потерями сырья, топлива, энергии, материалов в результате образования отходов; затратами на ликвидацию последствий от загрязнения объектов в промышленности, сельском и жилищно-коммунальном хозяйствах; 2) социально-экономический ущерб,
складывающийся из дополнительных расходов в здравоохранении и социальном обеспечении, связанных с ростом заболеваемости; потерь и затрат вследствие миграции, вызванной ухудшением состояния окружающей среды, затрат
на дополнительный отдых, обусловленный неудовлетворительным состоянием природной среды; 3) социальный ущерб, обусловленный эстетическими потерями вследствие нарушения ландшафтов, повышенными психологическими нагрузками, потерями, вызванными ухудшением экологических условий жизнедеятельности людей.
В качестве показателя, характеризующего эколого-экономический результат
природоохранных мероприятий, используется величина предотвращенного ущерба, которая определяется как разница оценок экономического ущерба от загрязнения окружающей среды при использовании базовой технологии и после внедрения разработанных технологических решений и природоохранных мероприятий.
«Зеленая» экономика - модель организации экономики, направленная на достижение целей социально-экономического развития при существенном сокращении экологических рисков и темпов деградации окружающей среды [5], [6], [7]. «Зеленая» экономика - это экономика, балансирующая экологические и экономические интересы общества в целях устойчивого развития. Являясь неотъемлемой частью концепции устойчивого развития, «зеленая» экономика стала предметом ожесточенных дискуссий как на глобальном, так и региональном уровне. Особое отражение зеленая экономика нашла в программных документах ООН и ее специализированных структур [8,9]. В этой связи стоит отметить Программу ООН по окружающей среде (ЮНЕП) 2008 г. и Декларацию тысячелетия 2000 г., замененную в 2015 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 70/1 «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Представляется, что выполнение 17 целей (ЦУР) и 169 задач, включающих многие положения зеленой экономики, должно быть осуществлено к 2030 г. [8, С. 5]. Однако, как показывает
предшествующий опыт реализации Целей развития тысячелетия (ЦРТ), существует целый ряд факторов, препятствующих полному и всеобъемлющему достижению данной концепции. Ряд исследователей указывает на то, что многие инициативы в области устойчивого развития были осуществлены не вопреки, а благодаря естественному экономическому росту в таких развивающихся странах, как Индия, Китай и Бразилия [9, С.101]. События последних лет -выход Великобритании из состава ЕС, выход США из Парижского соглашения по климату (2015), торговые войны с Китаем и ЕС, санкции против России - также усложняют достижение поставленных целей.
Зеленая экономика - это не новая экономика, а скорее экологизация существующей экономики. Нынешнее мышление о развитии мировой экономики и обществ сосредоточено на двух проблемах: потенциал информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и проблема экологической устойчивости. В качестве решения экологических проблем, во благо экономики, окружающей среды и общества предлагается концепция «устойчивой цифровой экономики». За последние 5-10 лет был достигнут консенсус в отношении того, что ИКТ могут способствовать развитию зеленой экономики. [10].
Международные организации рассматривают «зеленую» экономику как стратегический метод решения системных проблем деградации окружающей среды, а также задач обеспечения безопасности использования природных ресурсов, занятости населения и конкурентоспособности организаций. Вектор «зеленой» экономики является определяющим для ряда государств, в том числе Германии, Дании, Швеции, Южной Кореи, Казахстана, Российской Федерации и многих других.
Согласно международным оценкам индекс экологической эффективности Республики Беларусь на 2016 год составлял 82,3 процента (Республика Беларусь занимает 35-е место среди 180 стран) [11]. Вместе с тем в Республике Беларусь остается нерешенным ряд взаимосвязанных экологических и экономических проблем, наиболее актуальными из которых являются следующие: высокий удельный вклад транспорта в загрязнение атмосферного воздуха (в Беларуси вклад передвижных источников в загрязнение воздуха достигает 70 процентов, тогда как в среднем в мире данный показатель не превышает 20 процентов); сокращение биологического разнообразия, деградация земель с торфяными почвами, обмеление рек, нарушение гидрологического режима, процессов самоочищения поверхностных водных объектов в результате масштабного осушения заболоченных земель и связанной с ним интенсивной трансформации естественных экологических систем; накопление отходов (в первую очередь отходов производства калийных и фосфорных удобрений); неблагоприятное воздействие на природные комплексы от
проведения сельскохозяйственных работ на прилегающих к ним территориях (попадание пестицидов, минеральных удобрений, навозных стоков); сравнительно высокое потребление энергии (энергоемкость валового внутреннего продукта в Беларуси в 1,5 - 2 раза больше, чем в странах Западной Европы); отсутствие тарифной политики и инфраструктуры для использования электромобилей; нестабильная динамика основных экономических показателей (валовой внутренний продукт, производительность труда, объем инвестиций, доходы населения); медленное обновление технологий, несовершенная отраслевая и технологическая структура экономики, преобладание производств традиционного типа при незначительной доле инновационного сектора (в Беларуси скорость обновления основных средств в два и более раза ниже, чем в США, Японии, странах Западной Европы); региональные диспропорции в социально-экономическом развитии.
Развитие «зеленой» экономики в Беларуси требует формирования системы оценки, позволяющей определить степень соответствия экономической деятельности принципам «зеленой» экономики. Критерии, на которых базируется такая оценка, должны быть разработаны с учетом международного опыта, увязаны с целями устойчивого развития и служить основой формирования интегрированной системы эколого-экономического учета в республике. На современном этапе информационная база, необходимая для обеспечения полноценной и всесторонней оценки эффективности внедрения принципов «зеленой» экономики, недостаточно систематизирована.
На начальном этапе предлагается определить критерии согласно Таблицы, которые отражают наиболее актуальные направления внедрения принципов «зеленой» экономики в Республике Беларусь. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются на уровне, обеспечивающем экологическую безопасность, и применяются для оценки состояния окружающей среды и нормирования допустимого воздействия на нее. В целях предотвращения вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
(природопользователей) устанавливаются
следующие виды нормативов допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ; нормативы образования отходов производства; нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения,
напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия природных ресурсов; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной
деятельности, устанавливаемые законодательством Республики Беларусь. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и региональных экономических систем. Согласно данных отчета о выполнении в 2018 году Государственной программы «Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов» на 2016 - 2020 годы в Республике Беларусь прирост запасов полезных ископаемых в 2018 году составил 2, 27 млн. тонн, в том числе: нефть (С2 + D0) - 0,638
Показатели ООС до 2025 ]
млн. тонн при задании 0,6 млн. тонн; нефть(С1 + С 2) - 1,67 тонн при задании 1,67 млн. тонн; прирост запасов пресных вод составил 57,7 тыс. куб. метров в сутки при задании 45,0 тыс. куб. метров в сутки; объем выбросов парниковых газов (сокращение в 2020 году на 4,5 процента к уровню 2016 года) -91,4 млн. тонн; объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и мобильных источников - 1 238,0 тыс. тонн при показателе 1 238,0 тыс. тонн; удельный вес площади особо охраняемых природных территорий
в общей площади республики показателе 8,7 % [12].
8,9 % при Таблица
№ п/п ПОКАЗАТЕЛЬ ЕД. ИЗМЕРЕНИЯ ГОД
2009 2015 2025
1) АТМОСФЕРНЫЙ воздух
1 Выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников, всего, в т.ч.: т на 1 млрд. руб. ВВП 12,4 8,5 4,0 - 5,0
2 диоксид серы - « - 0,5 0,4 0,2
3 окислы азота - « - 0,5 0,4 0,2
4 неметановые летучие органические соединения - « - 0,6 0,4 0,2
5 Выбросы парниковых газов тыс.т 91,1 (2008 г.) 96-98 110
2) ВОДЫ
6 Забор пресных подземных вод тыс.м3 910,0 850,0 700 - 750,0
7 Удельное водопотребление на хозяйственно-питьевые и другие нужды населения л/чел 165 160 150
8 Повторное и оборотное использование воды % 90 92 95
9 Снижение поступления в водоемы загрязняющих веществ: тяжелых металлов - стойких органических загрязнителей азота -фосфора - % к 2010 г. 25-30 25-30 10-15 10-15 95 95 50 50
ОТХОДЫ
10 Образование отходов производства (соотношение прироста образования отходов (%) к приросту ВВП (%)) пп - 0,8-0,9 0,6-0,7
11 Индекс использования отходов производства (без учета галитовых и фосфогипса ) % 77,6 78-79 85,0
12 Индекс использования коммунальных отходов % 16 35 70
13 Накопление опасных отходов (1 - 3 класса опасности) % 100 80 50
БИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ
13 Особо охраняемые природные территории Республики Беларусь % от общ. площади территории 7,7 8,0 8,5-9,0
14 Национальная экологическая сеть Завершение формирования национальной экологической сети с учетом общеевропейской экологической сети
Таким образом, устойчивое развитие региона возможно при построении сбалансированной социально-эколого-экономической системы,
включающей реализацию принципов повышения ресурсоэффективности (использование полезных ископаемых с позиций устойчивого развития, включая связь лесного и сельского хозяйства и процессов урбанизации с использованием и деградацией земель, почв, водных ресурсов и биоразнообразия; увеличения эффективности использования водных ресурсов в промышленных, сельских и городских зонах (улучшение качества воды, сокращение потребления воды, разработка и реализация стандартов в области экологического учета, сокращение энергопотребления; увеличение доли энергии из возобновляемых источников (включая гидроэнергию, биотопливо и биомассу)), и «зеленой экономики» (формирование моделей устойчивого потребления и производства; рекреация; внедрение инноваций; критериев оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и стратегическая оценка воздействия (СОВ); повышение стандартов управления (включая институциональную организацию и
многосторонние природоохранные соглашения, реализацию принципов корпоративной социальной ответственности (КСО)); подготовку обзоров результативности экологической деятельности в регионе).
В настоящее время Статистическая комиссия ООН разработала новые подходы к экологизации Системы национальных счетов (далее - СНС). В ближайшее время этой комиссией будет предложено принять новые глобальные подходы к экологическому учету, в том числе охватывающие важнейшие аспекты ресурсоэффективности [13]. Предполагается, что в документе будут предложены методы учета в натуральной и стоимостной форме, увязанные с существующей СНС, что создаст возможность выхода за пределы традиционной концепции ВВП за счет отражения экологических ущербов, интернализации внешних издержек (экстерналий) экономической деятельности, связанных с негативным воздействием на экосистемы и здоровье населения. Это, в свою очередь, позволит всем странам разработать адекватные инструменты для оценки прогресса на пути перехода к «зеленой» экономике на перспективу. В Республике Беларусь в настоящее время осуществляется интеграция Национальной системы мониторинга состояния окружающей среды (НСМОС) в международную систему экологической информации (SEIS) [14, С.
91].
Современное понимание корпоративной социальной ответственности предприятий и организаций бизнес-среды основывается на
определении устойчивого баланса между экономическими интересами крупных
интегрированных структур, охраной окружающей среды, решением социальных вопросов. Рассмотрение экологической ответственности не изолированно, а в системе КСО является условием устойчивого развития бизнеса.
Литература
1.Карпинская, Р. С. Философия природы: коэволюционная стратегия / Р.С. Карпинская, И. К. Лисеев, А. П. Огурцов. - М.: Интерпакс, 1995. - 352 с.
2.Международная комиссия по окружающей среде и развитию (1987). Наше общее будущее. Доклад. URL: http://www.un.org/ru/ga/pdf/brundtland.pdf.
3.Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://economy.gov.by/uploads/files/NSUR2030/ Natsionalnaja-strategija-ustojchivogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-Respubliki-Belarus-na-period-do-2030-goda.pdf. - Дата доступа: 22.09.2019.
4.Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII. С изм и доп. 30.12.2018 г.
5.Вукович, Н.А. «Зеленая» экономика: определение и современная эколого-экономическая модель // Bulletin of Ural Federal University. Series Economics and Management, (1). 2018. - рр. 128-145.
6.Рыбак, В.А. Анализ сущности «Зеленой экономики» и инструментов управления качеством окружающей среды на примере Республики Беларусь /В.А. Рыбак, А. Гриб, Ш. Ахмад // Интерактивная наука, №4. 2016. - С. 98-107.
7.Сильвестров, С.Н. Устойчивое развитие и «зеленая» модернизация как условия перехода к новой промышленной революции/ С.Н. Сильвестров, Ю.В. Зинченко // Мир новой экономики. № 3. 2017. - С. 6-13.
8.МГЭИК. Специальный доклад о глобальном потеплении на 1,5 °C (SR15) http ://www. ipcc.ch/report/sr15.
9.Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. ООН, 2015. 45 с.
10.Evangelista, R., Guerrieri P., Meliciani V. The economic impact of digital technologies in Europe // Econ. Innov. New Technol. 2014, 23, рр. 802-824 .
11.Стратегия в области охраны окружающей среды Республики Беларусь на период до 2025 года /Решение коллегии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28.01.2011 г. № 8-Р
15 Виды диких животных и дикорастущих растений, включенные в Красную книгу Республики Беларусь Предотвращение снижения видового разнообразия и минимизация угроз сокращения численности видов.
Источник: [11, приложение 2]
12.Отчет о выполнении в 2018 году Государственной программы «Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов» на 2016 - 2020 годы/ Официальный сайт Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь: minpriroda.gov.by/ru/ot2018.
13.Центральная основа Системы эколого-экономического учета - 2012. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://unstats.un.org/unsd/envaccounting/seearev/CF_t rans/R_march 2014^. Дата доступа: 28.10.2019.
14.ЕЭК ООН. Обзор результативности экологической деятельности. Беларусь. Выпуск № 44. /ООН. Нью-Йорк и Женева, 2016 г. 490 с.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОБЪЕКТОВ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ В _ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ_
DOI: 10.31618^^2413-9335.2019.1.69.474 Яковлева Марина Алексеевна
Уральский государственный экономический университет,
г. Екатеринбург
Положение резидентов и нерезидентов в системе валютного регулирования и контроля в доктрине рассматривается по-разному.
С одной стороны ученые (Дорофеев Б.Ю.[1], Тосунян Г.А., Емелин А.В.[2], Грачева Е.Ю.[4]) относят резидентов и нерезидентов к субъектам валютных правоотношений, возникающих в процессе осуществления валютных операций, проведения валютного контроля и регламентирования валютного обращения. Объектами валютных правоотношений называют: валюту РФ, ценные бумаги РФ, иностранную валюту, валютные ценности.
Согласно другому подходу (Хаменушко И.В.[3]), сторонником которого является автор, резиденты и нерезиденты являются непосредственными объектами валютного регулирования и контроля.
С точки зрения автора, предлагаемые трактовки о резидентах и нерезидентах как субъектах валютных правоотношений, несколько сужают роль этих лиц, целесообразнее рассматривать их как объекты регулирования и контроля, обладающих широким спектром специальных прав и обязанностей.
Кроме того, при всем разнообразии подходов к толкованию понятий и определению полномочий резидентов и нерезидентов в системе валютного регулирования и валютного контроля, в настоящее время остаются не исследованными данные категории с позиции реализации их в условиях цифровой экономики.
Исследуя объекты валютного регулирования и контроля, автором проведена классификация, основанная на правовом статусе подконтрольных лиц, представлена в виде схемы (рис.1).