Научная статья на тему 'ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ СЕТЕВЫХ РИТЕЙЛЕРОВ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В УСЛОВИЯХ ПРИНУЖДЕНИЯ К ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЮ'

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ СЕТЕВЫХ РИТЕЙЛЕРОВ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В УСЛОВИЯХ ПРИНУЖДЕНИЯ К ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / СЕТЕВЫЕ КОМПАНИИ / СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА / СТРУКТУРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Медякова Е.М.

В статье исследованы вопросы имплементации особенностей современного развития институционального профиля сетевых ритейлеров в стратегию развития региона в условиях усиления конкурентного напряжения, курса на импортозамещение и минимизации последствий тенденции устойчивой монополизации потребительского рынка.In the article the questions of implementation of the features of the modern development of the institutional profile of the network of retailers in the region's development strategy in the increasingly competitive stresses on import substitution rate and minimize the consequences of monopolization tendencies stable consumer market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ СЕТЕВЫХ РИТЕЙЛЕРОВ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В УСЛОВИЯХ ПРИНУЖДЕНИЯ К ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЮ»

связи с этим могут возникнуть проблемы с правоприменением, что повлечет вынесение заведомо несправедливых приговоров и наказаний. Таким образом, внесение изменений в ст. 148 УК РФ, можно считать непродуманными, поспешными, законодателю следует более тщательно подойти к решению данной проблемы.

Использованные источники:

1."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // в "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

2."Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954

3.Шахов, М. «Чувства верующих» как предмет законодательного регулирования/М. Шахов//Православие.ги-2012.-№ 4.-С. 1-5.

4.Исаева А. А. Запрет оскорбления религиозных чувств верующих и реализация прав человека: сравнительно-правовой анализ/А.А. Исаева //Конституционное и муниципальное право. -2013. — № 4. — С. 1 — 11.

5.Понкин И. Дела об оскорблении религиозных чувств верующих/И. Понкин//ЖМП. — 2011. — №6. — С. 1 — 6.

УДК 332

Медякова Е. М., кандидат экономических наук директор центра повышения квалификации Южно-Российского института управления - филиала РАНХ и ГС, доцент кафедры

международных экономических отношений,

Россия, г. Ростов-на-Дону ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ СЕТЕВЫХ РИТЕЙЛЕРОВ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В УСЛОВИЯХ ПРИНУЖДЕНИЯ К ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЮ Аннотация. В статье исследованы вопросы имплементации особенностей современного развития институционального профиля сетевых ритейлеров в стратегию развития региона в условиях усиления конкурентного напряжения, курса на импортозамещение и минимизации последствий тенденции устойчивой монополизации потребительского рынка.

Ключевые слова: региональный потребительский рынок, сетевые компании, сетевая организация регионального потребительского рынка, структурная трансформация регионального потребительского рынка.

Abstract: In the article the questions of implementation of the features of the modern development of the institutional profile of the network of retailers in the

region's development strategy in the increasingly competitive stresses on import substitution rate and minimize the consequences of monopolization tendencies stable consumer market.

Key words: regional consumer market, network companies, network organization of regional consumer market, structural transformation of the regional consumer market.

Сектор товарного обращения даже с учетом негативных факторов внешней и внутренней среды является одним из динамично развивающихся секторов отраслевого хозяйства страны. При этом, региональные потребительские рынки, адаптируясь к современным условиям, диктуемым мировыми экономическими решениями и откликом на них отечественной экономики, в настоящее время претерпевают ряд трансформаций. Особое влияние эта тенденция оказывает на состояние конкурентной среды в регионе и на пропорции занимаемых секторов крупного, среднего и малого бизнеса региона.

Региональная экономическая политика в настоящее время стремится достичь баланса нескольких противоречивых трендов, к которым можно отнести устойчивую монополизацию потребительского рынка сетевыми предприятиями, принуждение к импортозамещению, необходимость поддержки малого бизнеса и создание реальной конкурентной среды.

Как справедливо отмечает ряд экономистов, наиболее логичным при анализе деятельности сетевых ритейлеров на региональных рынках и формировании их дальнейшей стратегии, а также стратегии развития региона в целом, представляется кластерный подход, на основании которого возможно эффективное создание комплекса услуг торгового предприятия в регионе [1].

По оценкам Департамента потребительского рынка Ростовской области, в данном субъекте создана комфортная потребительская среда, обеспечивающая достаточную социально-экономическую стабильность. В течение 2016 года, в условиях замедления темпов инфляции и высокой насыщенности розничной торговой сети широким ассортиментом товаров, в том числе областных производителей это проявилось особенно четко. Хотя спад оборотов розничной торговли в Ростовской области по сравнению с 2015 годом продолжался, общее снижение динамики оборота в сопоставимых ценах в 2016 году по сравнению с 2015 годом происходило менее интенсивно, чем в среднем по России. Однако тенденция к увеличению доли сетевых ритейлеров за последние два года сохраняется. Так, удельный вес крупных и средних организаций как сегментов розничной торговли в формировании оборота розничной торговли за 2014-2016 годы в донском регионе вырос с 40,7 до 40,9 п.п., а субъектов малого предпринимательства напротив, упал с 50,2 до 49,9 за тот же период [2].

Данная статистика подтверждается и аналитическими обзорами - сети

товаров повседневного спроса (FMCG) продолжают наращивать свое присутствие на региональных потребительских рынках. В продуктовой линейке растет доля товаров отечественного производства и товаров под собственной торговой маркой. Ключевым трендом 2015-2016 годов на рынке товаров повседневного спроса считается рост доли крупных федеральных сетей в общем объеме [3]

Для гармонизации конкурентной среды регионального потребительского рынка в условиях принуждения к импортозамещению актуализируется проведение анализа потенциала и формирования институционального профиля сетевых ритейлеров. Поиск инструментальных предпосылок для дискретных и кумулятивных изменений в сложных макроэкономических условиях приводит к необходимости учета институциональных изменений, ставших последствием стратегий крупных экономических агентов.

В текущем периоде системная трансформация региональных потребительских рынков проявляется в изменении конкурентной среды, неравномерности товарооборота между центром и периферийными рынками в регионе, а также в развитии торговой инфраструктуры, формировании новых схем транспортной логистики в регионе [4].

Таким образом, влияние политики сетевых ритейлеров на конкурентную среду регионального потребительского рынка, несомненно, велико. Созданные в России в свете санкционных ограничений институциональные условия реализации проектов, связанных с производством продукции, способной заменить импортные аналоги, широко применяются экономическими агентами во всех регионах.

Важно также отметить смещение ориентиров их инвестиционных проектов не только в сторону отечественных производителей, но и изменение баланса товаров различных ценовых категорий. Продолжающаяся тенденция снижения реальных доходов населения сместила спрос в сторону более дешевых товаров. С одной стороны, это еще один аргумент в пользу импортозамещения, с другой - основа для расширения ассортимента товаров сетевых ритейлеров под собственной торговой маркой [2].

Последнее порождает споры относительно влияния на малый и средний бизнес региона и конкурентную среду в целом. Эта тенденция дает полезный кумулятивный эффект - дифференциация рисков сетевых предприятий, создание дополнительных рабочих мест, поддержание экономики региона локализации производства. Но при этом, возможен рост монополизации локальных рынков и постепенное вытеснение с регионального рынка малого бизнеса. Несомненно, малые и средние торговые предприятия формируют необходимое потребителям разнообразие ассортимента. Сетевые ритейлеры склонны работать в основном со стандартизованным массовым ассортиментом,

а специфическую нишевую продукцию часто можно приобрести только на предприятиях малого бизнеса. Поэтому для эффективного развития сектора товарного обращения необходимо включить малый и средний бизнес в общую кластерную модель[1]. Данное положение возможно как на условиях поддержки, так и на уровне определенного директивного воздействия, как это наглядно реализуется в сфере публичных закупок товаров, работ и услуг государственными и корпоративными заказчиками.

Таким образом, применяя вышеуказанный кластерный подход, недостатки монополизации можно обратить в некоторые преимущества, нивелировать негативное влияние на развитие среднего и малого предпринимательства включив последних как активный элемент взаимодействия в кластерную модель розничных торговых сетей. В целях формирования комплекса мер по антимонопольному регулированию на уровне региона, корректировки принятой стратегии развития региона в современных условиях необходимо учитывать деятельность крупнейших экономических агентов - сетевых ритейлеров. Использование концептуальной кластерной модели развития сетевой розничной торговли региона, определяющих ее институциональный профиль в рыночной инфраструктуре регионального потребительского рынка будет способствовать решению ряда задач по созданию конкурентной и при этом социально-ориентированной рыночной среды.

Использованные источники:

1.Кабаненко М.Н., Угримова С.Н. Проблемы инновационного развития розничных торговых сетей: кластерный подход // Экономика и предпринимательство. - 2014. -№ 12-2(53-2). -С. 941-944.

2.Официальный сайт Департамента потребительского рынка Ростовской области [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.dprro.ru

3.Никитина Л. Торговые сети выбирают российское // Экономика региона. Приложение № 94 от 31.05.2016 [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http: //www.kommersant.ru/doc/3001281

4.Курченков В.В., Фетисова О.В., Чигарева Т.В. Экспансия сетевых компаний на региональном потребительском рынке: тенденции и последствия // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2013. № 1. С. 82-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.