УДК 334
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ РЕГИОНА И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
А.Г. Бездудная, А.С. Погорельцев
Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Санкт-Петербург, Россия)
Информация о статье
Дата поступления 17 ноября 2016 г.
Дата принятия в печать 25 декабря 2016 г.
Ключевые слова
Институционализм, институты, регионы, контрагенты, контрактные отношения, стратегия, профиль, региональная экономика
Аннотация. Рассматривается проблема формирования и развития институциональной среды на уровне региона. Делается акцент, во-первых, на институтах, оказывающих влияние на экономические отношения субъектов рынка, и, во-вторых, на особенностях развития, присущих отдельному региону и локализующих регион как уникальную территориальную экономическую единицу. Отдельное внимание уделяется проблеме стратегического развития региона и действиям субъектов экономических отношений, а именно их влиянию, наряду с региональными и федеральными институтами, на динамику реализации стратегии. В подтверждение изложенного приводятся результаты анализа ряда субъектов Российской Федерации - Республики Мордовия, Калужской и Томской областей - как регионов с низким показателем федеральной финансовой поддержки, в то же время входящих в шестёрку наиболее инновационно развитых регионов, являющихся одними из лучших по условиям для открытия бизнеса. Также предлагается концепция институционального экономического профиля региона как совокупности социально-экономических условий региона, исторически сложившихся под влиянием особых факторов. Представленный проект институционального профиля - это глубокий анализ более чем 30 официальных и корпоративных источников информации. На примере Санкт-Петербурга наглядно демонстрируются текущие институциональные условия, в рамках которых формируются экономические отношения в регионе. Проведённый анализ позволил авторам сформулировать теоретические и практические выводы: о влиянии системообразующих национальных институтов на экономические отношения в регионе; о сценариях регионального развития на основе имеющегося потенциала и качества взаимодействия контрагентов.
INSTITUTIONAL PROFILE OF THE REGION AND PROBLEMS OF THE ECONOMIC RELATIONS DEVELOPMENT
A.G. Bezdudnaya, A.S. Pogoreltsev
Saint Petersburg State University of Economics (St. Petersburg, Russia)
Article info
Received
November 17, 2016 Accepted
December 25, 2016
Keywords
Institutionalise!, institutions, regions, contractors, contractual relations, strategy, profile, regional economy
Abstract. The article considers the problem of formation and development of the institutional environment at the regional level. The authors emphasize, firstly, on the institutions that have an impact on the economic relations between subjects of the market, and, secondly, on the development of the features inherent in a particular region and localizing the region as a unique territorial economic unit. Special attention is paid for the strategic development of the region and the actions of economic agents, namely their impact, along with regional and national institutions on the dynamics of the strategy. In support of the above, the authors present the results of the analysis of several Russian regions - the Republic of Mordovia, Kaluga and Tomsk regions, as the regions with the lowest rate of federal financial support, but at the same time entering into the six most innovative-developed regions and regions with some of the best conditions for starting a business. Also, the authors propose the concept of institutional economic profile of the region as a set of socio-economic conditions of the region historically influenced by specific factors. The submitted draft of the institutional profile is an in-depth analysis of more than 30 official and corporate sources of information. The example of St. Petersburg illustrates the current institutional environment the current institutional environment within which the economic relations are being formed in the region. The analysis allowed the authors to formulate theoretical and practical conclusions, the most important of which are the following: conclusion on the impact of strategic national institutions on economic relations in the region and conclusion on the scenarios for regional development based on the existing capacity and quality of the counterparty.
© А.Г. Бездудная А.С. Погорельцев, 2017
Введение. В настоящее время тема формирования и развития региональных институтов имеет значительный исследовательский интерес. Это является следствием текущих экономических и социальных проблем, возникающих на уровне национальных и международных экономических систем. В силу особенностей экономических отношений роль региона приобретает существенное значение, так как позволяет государству сформулировать национальную экономическую повестку, а соответственно, заявить на мировом рынке собственную уникальную форму экономического и политического позиционирования.
С точки зрения локализации места региональных институтов в национальной системе, по мнению авторов, можно определить два подхода. С одной стороны, формирование региональной экономической модели во многом зависит от системы правил, условий и норм, которые предлагаются участникам рынка со стороны государства, но, с другой - архитектура региональных институтов может быть продиктована общественными запросами, интересами и ожиданиями. Причём в последнем случае можно отметить естественный характер институционального основания - как ответ на низкую эффективность решения острых общественных проблем со стороны государства или низкого качества государственного управления [1, с. 61].
В данном случае наибольший интерес представляют экономические отношения в коммерческом и государственных секторах В2В и B2G, ярко представляющих действия субъектов региональных рынков в существующих институциональных условиях. Качество экономических связей оказывает прямое влияние на рост благосостояния и конкурентоспособности региона.
Актуальность данной темы объективна в свете следующих обстоятельств:
• влияние внутренних и внешних кризисов в экономике на отдельные регионы;
• проблема возникновения регионального неравенства и территориальной инерции;
• инновационный тренд и появление новых путей сохранения и развития конкурентоспособности за счёт внедрения и использования 1Т-технологий;
• территориальные особенности и уровень развития человеческого капитала.
Цель настоящей статьи - охарактеризовать теоретическую и практическую состав-
ляющие институционального профиля региона по отношению к экономическим отношениям в условиях сложившейся в регионе институциональной среды.
Обзор литературы. В работах отечественных и зарубежных специалистов в области институционального развития и влияния возникающих проблем на региональную экономику, например Д. Норта, О. Уильямсона, Л.И. Полищука, Н.В. Зубаревич, внимание в большей степени уделяется проблемам формирования системообразующих институтов, задающих тенденцию развития экономики государства и влияния на регион внешних кризисов. Между тем, по мнению авторов, недостаточное внимание уделяется обстоятельствам, характеризующим регион:
• во-первых, как уникальную территориальную экономическую единицу с различными социально-экономическими параметрами и общественными потребностями;
• во-вторых, как систему, в рамках которой формирование институтов может иметь исключительно внутреннюю направленность в удовлетворении конкретных, присущих отдельно взятому региону нужд.
Так, Н.В. Зубаревич указывает на институциональные барьеры, затрудняющие пространственное развитие, которые стали более явными в кризисных условиях. В частности, «первым барьером» определяется проблема межбюджетных отношений и усиление геополитических приоритетов как результат вертикали власти. Однако, можно обратить внимание, что несмотря на значительный объём межбюджетных трансфертов, например в республики Северного Кавказа, это не решает проблему экономического развития соответствующих регионов. Более того, в ряде случаев можно наблюдать обратную ситуацию. Так, в регионах со значительно меньшими перечислениями из федерального бюджета имеются более существенные возможности развивать региональные институты, например развивать институционально региональную инновационную систему. Это указывает на то, что регион, несмотря на зависимость от федеральных финансовых институтов, способен самостоятельно выстраивать экономическую политику и адаптировать под свои нужды локальные институты. Продемонстрируем это на примере ряда регионов, которые относятся к категории низкодотационных, но то же время занимают высокие пози-
ции в рейтинге субъектов Российской Федерации по значению российского регионального инновационного индекса: Республика Мордовия, Калужская область, Томская область. Уровень дотаций указанным регионам, согласно информации Министерства финансов РФ на 1 января 2015 г., составляет 5 379,31, 1 058,86 и 5 798,32 млн руб. соответственно (Ийр://тйэ.
minfin.ru/subj_analitics.php). В то же время показатель дотаций для Республики Дагестан -47 165,71 млн руб., Камчатского края -35 373,91 млн руб. Места указанных регионов в рейтинге по значению российского регионального инновационного индекса представлены на рисунке.
Республика Татарстан (1-е место) Москва (2-е место) Санкт-Петербург (3-е место) Республика Мордовия (4-е место) Калужская область (5-е место) Томская область (7-е место) Республика Дагестан (68-е место) Камчатский край (71-е место)
0,1
0,2
■ 0,56 I 0,55 0,54
I 0,49 0,48
0,46
Ш 0,28 ■Ш 0,26
0,3 0,4 0,5
Значение показателя РРИИ
0,6
0
Место регионов в рейтинге субъектов Российской Федерации по значению российского регионального инновационного индекса (РРИИ) [3, с. 17-18]
Проведённое сравнение может указывать на некоторую степень институциональной автономии от федерального центра в части развития региональных институтов, способствующих стратегическому развитию региона.
Ещё одним подтверждением данного утверждения может являться исследование, проведённое Всемирным банком на тему «Ведение бизнеса в России» в разрезе городов. В итоговом отчёте представлен топ-30 городов России, ранжированных по рейтингу и следующим критериям: регистрация предприятий; получение разрешений на строительство; получение доступа к системе электроснабжения; регистрация собственности. Примечательно, что Саранск, Калуга и Томск занимают в указанном рейтинге 2-, 6- и 20-ю строку соответственно [4].
Результаты исследования. Во многом создание региональной институциональной системы способствует реализации стратегии регионального развития [5]. Концептуальная составляющая институтов в стратегиях характеризуется особенностями внутреннего рынка и экономическим потенциалом его субъектов.
Таким образом, региональные институты должны учитывать региональную специфику и обстоятельства: географическое положение и климатические условия; промышленный потенциал; масштабы потребительского рынка и привлекательность ведения бизнеса; логистическую инфраструктуру; уровень развития социальной сферы и гражданской инфраструктуры; уровень развития научно-образовательного сектора, человеческого капитала и потенциала; ЖКХ и инженерные системы. Отдельно стоит отметить потенциал региона для ведения научно-исследовательских работ, создания и внедрения инновационных разработок.
По мнению авторов, системообразующие институты государства (политические, правовая системы, традиции и т. д.) не являются основным фактором, влияющим на реализуемость региональных экономических стратегий. Вернее было бы сказать, что данные институты влияют лишь на динамику развития экономики региона наряду с действиями субъектов региональных рынков - могут ускорять или замедлять развитие. К действиям субъектов можно отнести результаты экономических реше-
ний, принимаемых в целях адаптации к сложившимся условиям. Теоретическое обоснование изложенному, по мнению авторов, необходимо искать в области институциональной экономики, а именно в научных идеях Т. Веблена, Р. Коуза, Дж. Фон Неймана, О. Моргенштерна, Дж. Нэша. В этом отношении примечательна «обобщённая теорема Коуза» в формулировке Т. Эггертсона: «Экономический рост и развитие государства по большому счёту не находятся в зависимости от типа существующего правительства в том случае, если транзакцион-ные издержки экономической и политической сфер равны нулю. Между тем если транзакци-онные издержки положительны, то политическая и институциональная структура её правовых учреждений являются главными факторами для её развития» [6, р. 248].
Применительно к исследуемому случаю, можно говорить о влиянии системообразующих институтов на региональные экономические отношения с точки зрения наращивания транзак-ционных издержек у субъектов региональных рынков. Ярким примером являются издержки на поиск и обработку информации по оформлению документов к участию в системе государственных закупок, в том числе проведение дополнительных экспертиз, и т. д. Также знаковым примером могут являться непрогнозируемые затраты на ведение затяжных судебных разбирательств, коррупционные риски и т. д.
С другой стороны, действия субъектов рынка по минимизации подобных издержек могут описываться аппаратом теории игр, а именно экономическими играми с нулевой суммой по Нейману-Моргенштерну [7]. Так, при возникновении условий экономической игры с отрицательной суммой, в силу негативного влияния системообразующих институтов на региональные рынки, экономические субъекты могут предпринимать те или иные усилия с целью выбора собственной оптимальной стратегии, например искать иные пути развития бизнеса с опорой на альтернативные институциональные конструкции. Таким образом экономические отношения в регионе стремятся к равновесному состоянию, что теоретически обосновано равновесием Нэша. Альтернативные институциональные конструкции могут формироваться как в легальном экономическом поле, так и в выходящем за его пределы [8]. Примеры нелегальных институтов: развитие теневого сектора экономики; корруп-
ция; криминализация экономики и рейдерство [9, с. 56]; сговор и т. д. Примеры легальных институтов: бартер; использование технологических 1Т-решений (бизнес-приложений, внедрение блокчейн-технологий); уход в более благоприятный регион для ведения бизнеса (институты франчайзинга, филиалов и представительств) и т. д.
Таким образом, относительно региональных экономических стратегий и обоснования сценариев развития можно сделать вывод о возможности присутствия локальных как положительных, так и негативных институциональных факторов. При этом динамика реализации стратегии будет находиться в прямой зависимости от них. Институциональный профиль региона и стратегию развития необходимо рассматривать в совокупности, где стратегия является концептуальной направляющей социально-экономических отношений рынка, а институциональный профиль региона аккумулирует уникальные местные условия, нормы и задаёт динамику (наряду с системообразующими институтами) стратегического развития.
К описанию институционального профиля региона авторы выявили ряд подходов, отражённых в исследованиях последних лет. С одной стороны, такой профиль может характеризоваться инфраструктурными категориями -экономическими, властными и политическими, идеологическими. Такой подход нашёл отражение в работе Р.Б. Хупова [10, с. 125], где на примере инфраструктуры поддержки малого бизнеса в Республике Адыгея даётся описание региональной институциональной системы. Иной подход продемонстрирован в работе Н.Е. Фоминой [11, с. 63], где институциональный профиль рассматривается в контексте стратегического развития промышленности на основе анализа соответствующих тенденций по локализации промышленности, новым факторам производства, высокотехнологическому промышленному сектору, стратегическим инновациям, фокусированию на рынках сбыта.
По мнению авторов, «институциональный профиль региона» - понятие более широкое, охватывающее не только инфраструктурное и стратегическое содержание, но и имеющее прямое отношение к проблемам социально-экономических потребностей и ожиданий.
Институциональный (социально-экономический) профиль региона, в рамках которого создаются и развиваются экономические от-
ношения, - это совокупность социально-экономических условий региона, исторически сложившихся под влиянием особых факторов, локализующих регион как уникальную территориальную экономическую единицу, относящую-
Категории институцио
ся структурно к национальной институциональной системе.
Дополним данное нами определение категориями и подкатегориями профиля, в рамках которых формируются факторы (табл. 1).
Таблица 1
>ного профиля региона
Категория Признак Индикатор Показатель Источник данных
1. Маркетинговый потенциал региона 1.1. Сценарии регионального развития Официальные сценарии регионального развития Количество выявленных направлений развития Стратегия социально-экономического развития региона
1.2. Региональный брендинг Наличие официально утверждённого бренда региона Паспорт стандартов бренда Информация региональных органов власти
1.3. Торговые марки в регионе Зарегистрированные в регионе торговые марки Количество выданных свидетельств Центральная база статистических данных Рос-стата (http://www.gks.ru/ dbscripts/cbsd/dbmetcgi? р1=1120008)
1.4. Экспортная активность Отгруженная на экспорт технологическая и нетехнологическая продукция за прошедший год Оборот, млн дол. Регионы России. Социально-экономические показатели
1.5. Маркетинговые коммуникации АТЪ- и ВТЪ-коммуникации в регионе Оборот, млн руб. Статистика АКАР
1.6. Профессиональные выставочные мероприятия федерального значения Конгрессно-выставочные мероприятия международного и федерального значения, проводимые в регионе Количество мероприятий Информация региональных органов власти
1.7. Иностранные представительства Коммерческие организации с участием иностранного капитала, представленные в регионе Удельный вес Регионы России. Социально-экономические показатели
1.8. Инновационная инфраструктура Наличие региональных институтов развития (фондов, бизнес-инкубаторов и т. д.) Индекс РРИИ Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации
2. Социальная активность в регионе 2.1. Некоммерческие профессиональные союзы и ассоциации Некоммерческие объединения -«фонды / союзы поддержки / развития» предпринимательства в регионе, - профессионально взаимодействующие с органами власти Количество Отчёты об исполнении бюджета органами власти, координирующими сферу развития бизнеса в регионе
2.2. Поддержка регионального бизнеса Официальные программы поддержки СМП и инновационного предпринимательства органами исполнительной власти Количество программ Информация региональных органов власти. Показатели деятельности бизнес-омбудсмена
2.3. Социально-трудовые конфликты в регионе Разрешённые СТК Количество СТК Данные Федерации независимых профсоюзов России
3. Региональная логистика 3.1. Транспортная инфраструктура региона Основные транспортные товарные узлы (ж.-д. вокзалы, аэропорты, морские и речные порты) Количество узлов Информация региональных органов власти
3.2. Грузовой ж.-д. транспорт Показатель грузооборота Оборот, млн т Регионы России. Социально-экономические показатели
3.3. Грузовые авиаперевозки Показатель грузооборота Оборот, млн т Корпоративная статистика
3.4. Морской грузовой транспорт Показатель грузооборота Оборот, млн т Корпоративная статистика
3.5. Грузовой автотранспорт Показатель грузооборота Оборот, млн т Данные региональных представительств Рос-стата
Продолжение табл. 1
Признак Индикатор Показатель Источник данных
4.1. Региональные законопроекты Принятые органами законодательной власти законопроекты в области предпринимательства и экономического развития Удельный вес за 1 год Информация региональных законодательных органов власти
4.2. Региональные надзорные органы Органы исполнительной власти, осуществляющие надзор за предприятиями коммерческого сектора Количество надзорных органов Информация региональных органов власти. Показатели деятельности бизнес-омбудсмена
4.3. Экономический блок региональной исполнительной власти Органы исполнительной власти, имеющие отношение к развитию предпринимательства в регионе Количество ведомств Информация региональных органов власти
4.4. Деятельность биз-нес-омбудсмена в регионе Жалобы, полученные от региональных предпринимателей, с последующей реакцией на обращение Количество ответов Доклад уполномоченного по защите прав предпринимателей в регионе
5.1. Конкурентная среда региона Ведомственная оценка состояния конкуренции в регионе Интегральный показатель ФАС Доклад ФАС о состоянии конкуренции в Российской Федерации
5.2. В2В-контракты на основных ЭТП В2В-контракты, размещаемые коммерческими компаниями на электронных торговых площадках Количество Статистика по ЭТП
5.3. Государственные контракты по 44-ФЗ с использованием конкурентных процедур Объём контрактов Удельный вес Статистика закупочной деятельности в регионах Российской Федерации
5.4. Контракты по 223-ФЗ с использованием конкурентных процедур Объём контрактов Удельный вес Статистика закупочной деятельности в регионах Российской Федерации
5.5. Отгруженные инновационные товары, работы и услуги Объём продукции Удельный вес Регионы России. Социально-экономические показатели
5.6. Инвестиционная привлекательность Ведомственная оценка состояния конкуренции в регионе Рейтинг «Эксперт РА» Распределение российских регионов по рейтингу инвестиционного климата
5.7. Кредитование малого и среднего бизнеса в регионе Объёмы полученных предприятиями малого бизнеса кредитов Млн руб. Статистический бюллетень Банка России
5.8. Налоговая система и экономические отношения Применение в регионе инструментов налогового стимулирования предпринимательской активности Факт наличия Информация региональных органов власти
5.9. Венчурное финансирование в регионе ^С-, РЕ-инвестиции) Объёмы финансирования Млн дол. Данные РВК
5.10. Внутренние затраты бизнеса на исследования и разработки Удельный вес средств организаций предпринимательского сектора в общем объёме внутренних затрат на исследования и разработки Индекс РРИИ Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации
6.1. Антимонопольная деятельность в регионе Показатель вынесенных решений по региональным делам о нарушении субъектами рынка антимонопольного законодательства Количество решений по делам База решений ФАС
6.2. Судебная практика по экономическим преступлениям и преступлениям коррупционной направленности Решения, вынесенные федеральными судами общей юрисдикции по «экономическим» статьям УК РФ: 204, 226.1, 229.1, 289, 290, 291.1, 159, главы 21 и 22 Удельный вес обвинительных заключений в общем количестве решений по указанным статьям УК РФ ГАС «Правосудие», Правовая статистика Генпрокуратуры РФ
6.3. Условия для открытия бизнеса Процедуры, которые требуется пройти для регистрации компании Рейтинг Всемирного банка Doing Business Доклад «Создание предприятий - Российская Федерация»
Категория
4. Деятельность региональных органов власти
5. Система региональных экономических отношений
6. Безопасность и условия ведения бизнеса в регионе
Окончание табл. 1
Признак Индикатор Показатель Источник данных
7.1. Высшее образование Удельный вес населения в возрасте 25-64 лет, имеющего высшее образование, в общей численности данной возрастной группы Индекс РРИИ Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации
7.2. Региональное высшее образование по приоритетным направлениям развития экономики государства Направления подготовки в вузах бакалавров, специалистов и магистров Количество обучающихся Сводные статистические таблицы ВПО-1
7.3. Занятость по специальности после окончания вуза Показатель трудоустройства Значение показателя по мониторингу Минобр-науки РФ Мониторинг эффективности деятельности вузов РФ
7.4. Среднее образование Удельный вес населения в возрасте 25-64 лет, имеющего среднее профессиональное образование, в общей численности данной возрастной группы Значение показателя Регионы России. Социально-экономические показатели
7.5. Региональное среднее профессиональное образование по приоритетным направлениям развития экономики государства Направления подготовки в колледжах и иных образовательных учреждениях среднего профессионального образования Количество обучающихся Сводные статистические таблицы СПО-1
7.6. Профессиональное мастерство WorldSkills Удельный вес профессий и специальностей среднего профессионального образования, по которым внедрена ГИА в форме демонстрационного экзамена с учетом заданий конкурсов профессионального мастерства WorldSkills, в общем числе реализуемых профессий и специальностей среднего профессионального образования Значение показателя по мониторингу Минобр-науки РФ Мониторинг эффективности деятельности среднего профессионального образования
Категория
7. Кадровый
региональный
потенциал
Представленные категории можно рассматривать как границы институционального профиля региона, а именно наиболее значимых условий, оказывающих влияние на формирование и развитие региональных экономических отношений. Такие выводы были сделаны исходя из экспертной методологии оценки экономического потенциала регионов, используемой такими международными структурами, как Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, а также международными рейтинговыми агентствами «большой тройки». Исходя из этого, сформулируем аналитические выводы по категориям.
Маркетинговый потенциал региона. Указывает на предпринимательскую активность и деятельность бизнеса по освоению локального рынка. Также в данном разделе демонстрируются усилия местных органов государственной власти в направлении позиционирования
региона как бренда, привлекательного для инвесторов. Отдельно анализируется как внутренняя, так и внешняя активность субъектов рынка через создание региональных брендов и экспортный потенциал.
Социальная активность в регионе. Основное внимание концентрируется на участии некоммерческих организаций, в том числе государственных, в формировании экономических отношений в регионе. Отдельная оценка касается количества социально-трудовых конфликтов и действий по их разрешению.
Региональная логистика. Характеризует отдельные аспекты региональной логистической системы с помощью анализа возможностей по грузообороту основных транспортных артерий региона.
Деятельность региональных органов власти. Это отражение в первую очередь нормативно-правовой региональной системы, зако-
нотворческой активности в области развития (или торможения за счёт внедрения запретительных мер) экономических отношений, а также характеристика структуры органов исполнительной власти, выполняющей, с одной стороны, контрольно-надзорные функции и, с другой стороны, осуществляющей защиту интересов предпринимателей.
Система региональных экономических отношений. Основное внимание уделяется проблематике контрактных отношений в регионе в секторах В2В и B2G, т. е. анализируются коммерческая и государственная контрактные системы. Анализ активности бизнеса и государства в области прозрачности закупочных процедур и применения современных технологий позволяет охарактеризовать институциональные условия для реализации стратегии сбыта компаний и развития в регионе производственной и инновационной активности.
Безопасность и условия ведения бизнеса в регионе. Под безопасностью в данном случае понимается место экономических отношений в регионе на фоне существующего уровня монополизации, правовая защита предпринимателей со стороны государства в области борьбы с мошенничеством и коррупцией, степень наличия искусственных бюрократических барьеров для регистрации юридического лица.
Кадровый региональный потенциал. Исследуется в разрезе получения в регионе высшего образования и условий для профессиональной реализации граждан по приоритетным для региона (и государства) направлениям подготовки специалистов среднего и высшего звена.
На примере Санкт-Петербурга рассмотрим применение представленной методики по оценке институционального профиля региона (табл. 2).
Категория Показатель Значение показателя
1. Маркетинговый потенциал региона Количество приоритетных сценариев регионального развития 3
Наличие официального утверждённого бренда региона +
Количество выданных в регионе свидетельств о регистрации торговых марок или товарных знаков 2 305
Оборот отгруженной на экспорт технологической и нетехнологической продукции, млн дол. 22 326,7
Оборот маркетинговых АТ^ и В^-коммуникаций в регионе, млн руб. 25 560
Количество конгрессно-выставочных мероприятий в регионе международного и федерального значения в сферах экономики, инвестиций и инноваций 3
Удельный вес предприятий в регионе с участием иностранного капитала, в общем количестве региональных коммерческих предприятий, % 0,57
Индекс РРИИ региональных институтов развития инновационной инфраструктуры 1
2. Социальная активность в регионе Количество (экономических) НКО в регионе, осуществляющих поддержку предпринимательства и активно взаимодействующих с органами власти 33
Наличие официальных программ поддержки малого и среднего бизнеса органами исполнительной власти +
Наличие официальных программ поддержки инновационного предпринимательства органами исполнительной власти +
Количество разрешённых социально-трудовых конфликтов в регионе 76
3. Региональная логистика Количество основных региональных товарно-транспортных узлов 19
Перевозка грузов на ж.-д. транспорте, млн т 6,7
Перевозка грузов на авиатранспорте, млн т 0,27
Перевозка грузов на морском и речном транспорте, млн т 51,1
Перевозка грузов на автотранспорте, млн т 26,4
4. Деятельность региональных органов власти Удельный вес принятых органами законодательной власти законопроектов в области предпринимательства и экономического развития, в общем числе принятых законов, % 16,16
Количество контрольно-надзорных органов в регионе, осуществляющих плановые и внеплановые проверки предприятий коммерческого сектора, по степени влияния на деятельность предприятий (по среднему и негативному влиянию) 7
Таблица 2
Институциональный профиль Санкт-Петербурга в 2015 г. (разработан авторами на основании официальных статистических источников информации)
Окончание табл. 2
Категория Показатель Значение показателя
Количество региональных органов исполнительной власти, имеющих отношение к развитию предпринимательства в регионе (министерств, комитетов и т. д.) 4
Количество ответов на жалобы, подготовленные уполномоченным по правам предпринимателей в регионе (бизнес-омбудсменом) 491
5. Система региональных экономических отношений Интегральный показатель ФАС о состоянии региональной конкуренции 0,56
Количество региональных В2В-контрактов на ЭТП (по данным Fabrikant.ru) 4 944
Удельный вес региональных государственных контрактов по 44-ФЗ с использованием конкурентных процедур в общем объёме государственных контрактов в регионе (в объёмах контрактов), % 78,9
Удельный вес конкурентных региональных контрактов по 223-Ф3 в общем объёме закупок в стране (в объёмах контрактов), % 3,5
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг в регионе, % 7,3
Рейтинговый показатель инвестиционной привлекательности региона по данным «Эксперт РА» 1A
Наличие в регионе системы налоговых льгот для инвесторов +
Объёмы кредитования малого и среднего бизнеса в регионе, млн руб. 228 901
Объём VC- и PE-инвестиций по СЗФО, млн дол. 11
Индекс РРИИ по оценке удельного веса средств организаций предпринимательского сектора в общем объёме внутренних затрат на исследования и разработки 0,431
6. Безопасность и условия ведения бизнеса в регионе Количество вынесенных решений ФАС по региональным делам о нарушении субъектами рынка антимонопольного законодательства 80
Удельный вес обвинительных заключений, вынесенных федеральными судами общей юрисдикции по «экономическим» статьям УК РФ, % 30,1
Место в рейтинге Всемирного банка Doing Business по условиям для открытия бизнеса, среди других регионов России 1
7. Кадровый региональный потенциал Индекс РРИИ по удельному весу граждан в возрасте 25-64 лет, имеющих высшее образование, в общей численности граждан указанной возрастной группы 0,78
Удельный вес обучающихся в регионе по приоритетным для развития экономики государства программам бакалавриата, специалитета и магистратуры к обучающимся всего (по очной форме обучения), % 18,1
Значение показателя Минобрнауки РФ по трудоустройству выпускников в регионе, % 79
Значение по удельному весу граждан в возрасте 25-64 лет, имеющих среднее профессиональное (специальное) образование, в общей численности граждан указанной возрастной группы 26,7
Количество обучающихся в регионе по программам среднего профессионального образования, приоритетным для развития экономики государства 14,1
Место в рейтинге WorldSkills Russia 5
Разработанный профиль наглядно демонстрирует текущие институциональные условия, в рамках которых формируются экономические отношения в Санкт-Петербурге.
Заключение. В качестве выводов по исследованию произведём оценку возможного применения в теоретическом и в практическом приложениях.
Теоретическая значимость: 1. Изучение влияния системообразующих национальных институтов на экономические отношения в регионе.
2. Исследование интеграции (и возможностей развития) региональных инновационной и экономической систем.
3. Оценка адаптируемости контрагентов к текущей институциональной среде.
4. Проведение углублённого анализа проблем формирования и развития экономической патогенности в институциональной системе региона.
Практическая значимость:
1. Оценка текущих и перспективных потребностей и экономических ожиданий на рынке.
2. Оценка сценариев регионального развития на основе имеющегося потенциала, корректировка компонентов стратегии.
3. Прогноз тенденций регионального развития и планирование решений по поиску новых точек экономического развития.
4. Оценка привлекательности рынка для новых субъектов экономических отношений и улучшение качества взаимодействия в текущих процессах.
5. Контроль субъектами рынка региональной экономической безопасности и возможных экономических рисков.
Литература
1. ПолищукЛ. И. Аутсорсинг институтов // Вопросы экономики. - 2013. - № 9. - С. 40-65.
2. Зубаревич Н. В. Стратегия пространственного развития после кризиса: от больших проектов к институциональной модернизации // Журн. НЭА. - 2015. - № 2 (26). - С. 226-230.
3. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Вып. 4 / под ред. Л. М. Гохберга. - М. : НИУ ВШЭ, 2016. - 248 с.
4. Ведение бизнеса в России - 2012 г. : Субнациональный доклад Всемирного банка. - URL : http://mssian.doingbusiness.org/~/media/WBG/DoingBusiness/Documents/Subnational-Reports/DB12-Sub-Russia-russian.pdf (дата обращения: 26.10.2016).
5. Салимьянова И. Г. Методика межстрановых сопоставлений как инструмент оценки эффективной национальной инновационной системы // Экономика и управление. - 2011. - № 10 (72). -С.38-45.
6. Eggertson T. Economic Behavior and Institutions: Principles of Neoinstitutional Economics. -Cambridge : Cambridge University Press, 1990. - 385 p.
7. Neumann von J., Morgenstern O. Theory of Games and Economic Behavior. - Princeton University Press, 2004.
8. Юдин Д. С., Сомов В. В. Оценка инновационной активности предприятий // Россия и Санкт-Петербург: экономика и образование в XXI веке : XXXVII Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам научно-исследовательской деятельности факультета менеджмента за 2014 год. Март-апрель 2015 г. : сб. докл. / под ред. А. Е. Карлика, Е. Ю. Суслова. - СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2015. - С. 79-82.
9. Волков В. В. Силовое предпринимательство в современной России // Социологические исследования. - 1999. - № 1. - С. 56-65.
10. Хупов Р. Б. Особенности институциональной среды поддержки малого бизнеса Республики Адыгея // Новые технологии. - 2014. - № 2. - С. 120-126.
11. Фомина Н. Е. Ключевые факторы стратегической конкурентоспособности промышленности // Экономические науки. - 2015. - № 3 (124). - С. 63-69.
References
1. Polishchuk L. Institutional Outsourcing. Voprosy Ekonomiki, 2013, no. 9, pp. 40-65. (in Russian).
2. Zubarevich N.V. Spatial Strategy after the Crisis: from the Big Projects to Institutional Modernization. The Journal of the New Economic Association, 2015, no. 2 (26), pp. 226-230. (in Russian).
3. Gokhberg L. (Ed.) Russian Regional Innovation Development Rating, Iss. 4, Moscow, HSE publ., 2016, 248 p. (in Russian).
4. Doing Business in Russia 2012, a copublication of the World Bank and the International Finance Corporation, available at: http://www.doingbusiness.org/~/media/WBG/DoingBusiness/Documents/Sub-national-Reports/DB12-Sub-Russia.pdf (accessed October 26, 2016).
5. Salimyanova I.G. Method of inter-countries' comparison as a tool of national innovation system efficiency assessment. Economics and Management, 2011, no. 10 (72), pp. 38-45. (in Russian).
6. Eggertson T. Economic Behavior and Institutions: Principles of Neoinstitutional Economics, Cambridge University Press, 1990, 385 p.
7. Neumann J. von, Morgenstern O. Theory of Games and Economic Behavior, Princeton University Press, 2004.
8. Yudin D.S., Somov V.V. Otsenka innovatsionnoi aktivnosti predpriyatii [Estimation of innovative activity of enterprises]. Karlik A.E., Suslov E.Yu. (Eds.) Rossiya i Sankt-Peterburg: ekonomika i obrazovanie v XXI veke [Russia and Saint Petersburg: economy and education in the XXI century], XXXVII Scientific session of the faculty, researchers and graduate students in the research activities of the faculty of management in 2014, March-April 2015, the collection of reports, St. Petersburg, SPbGEU publ., 2015, pp. 79-82.
9. Volkov V.V. Silovoe predprinimatel'stvo v sovremennoi Rossii [Power entrepreneurship in modern Russia]. Sociological Studies, 1999, no. 1, pp. 56-65.
10. Khupov R.B. Features of institutional environment of small business support of Adyghea. New Technologies, 2014, no. 2, pp. 120-126. (in Russian).
11. Fomina N.E. Key factors of strategic industrial competitiveness. Economic sciences, 2015, no. 3 (124), pp. 63-69. (in Russian).
Сведения об авторах
Бездудная Анна Герольдовна - д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой производственного менеджмента и инноваций
Адрес для корреспонденции: 191023, Россия, Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21 E-mail: [email protected] Погорельцев Александр Сергеевич - канд. экон. наук, доцент кафедры производственного менеджмента и инноваций
Адрес для корреспонденции: 191023, Россия, Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21 E-mail: [email protected]
Для цитирования
Бездудная А. Г., Погорельцев А. С. Институциональный профиль региона и проблемы развития экономических отношений // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». 2017. № 1 (57). С. 169-179.
About the authors
Bezdudnaya Anna Geroldovna - Doctor of Economic
science, Professor, Head of the Department of Industrial
Management and Innovation
Postal address: 21, Sadovaya ul., St. Petersburg, 191023,
Russia
E-mail: [email protected] Pogoreltsev Alexander Sergeevich - Candidate of Economic science, Associate Professor of the Department of Industrial Management and Innovation Postal address: 21, Sadovaya ul., St. Petersburg, 191023, Russia
E-mail: [email protected]
For citations
Bezdudnaya A.G., Pogoreltsev A.S. Institutional profile of the region and problems of the economic relations development. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2017, no. 1 (57), pp. 169-179. (in Russian).