Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 3
Экономика
УДК 330.142
Институциональный подход к определению нематериальной собственности
Колесникова Ю.С.
Кандидат экономических наук, доцент кафедры управления человеческими ресурсами Казанского (Приволжского) федерального университета
В статье рассматривается институциональная структура нематериальной собственности. Выделены правомочия, которыми может обладать каждый элемент нематериальной собственности. Определена возможность и границы коммерциализации каждого элемента собственности. Определены три состояния прав нематериальной собственности.
Ключевые слова: нематериальная собственность, права собственности, инкорпорированное состояние, объектированное состояние, институционализированное состояние.
Институциональный поход к определению нематериальной собственности предполагает, что будут рассмотрены не сами нематериальные объекты, а права в отношении них между собственниками и обществом. Отличительной чертой при институциональной классификации нематериальной собственности, мы считаем, подход при котором необходимо рассмотреть внутреннее строение пучка прав собственности в отношении различных объектов. Мы считаем, что институту нематериальной собственности присущие отличительные характеристики такие как: сложности спецификации прав, усложнение пучка прав собственности, дополнительные издержки при оценке нематериального объекта, приводящие к особой значимости репутации производителя.
В отношении нематериальной собственности зачастую действует ограничение доброго самаритянина, когда право пользование нематериальным объектом не специфицируется, однако доступ к другим правам ограничен, так, например, все общество может знакомиться с культурным наследием своей страны, но не может им распоряжаться. Однако проблема спецификации прав собственности также зависит от количества субъектов, проявляющих интерес к объекту собственности. Усложнение пучков собственности и механизмов контроля дают пищу для размышлений относительно поведенческих моделей, связанных с управлением и обменом пучками собственности.
Считаем целесообразным рассмотреть институциональную структуру нематериальной собственности, которая в свою очередь будет включать такие элементы как интеллектуальная собственность, неидентифицируемая нематериальная собственность и др. в соответствии с сущностной характеристикой интеллектуальной собственности, она представляет собой совокупность прав на результаты интеллектуальной деятельности [1, c. 112]. Таким образом, она не охватывает права на объекты немыслительной деятельности, такие как наличие связей со специалистами, с поставщиками, маркетинговые стратегии, информация и т.п. Из этого следует, что понятие «нематериальная собственность» шире понятия «интеллектуальная собственность».
Структуру прав интеллектуальной собственности можно представить следующим образом (рис. 1):
Мы считаем, что пучок прав собственности, применяемый в юриспруденции, а также пучок прав собственности А.Оноре не вполне актуален для нематериальных объектов в частности для интеллектуальной собственности. Так в отношении нематериальной собственности присутствуют такие права как: исключительное право; право на авторство; право пользования; право распространения и обнародования; право на отзыв; право доступа; право следования; право на доход; право на защиту; право отчуждения.
60
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 3
Экономика
Рис. 1. Институциональная классификация интеллектуальной
собственности1
Нематериальная собственность имеет сложную и неоднородную структуру, объединяющую права на различные нематериальные объекты. Неоднородность структуры проявляется в различном правовом наборе в отношении разнообразных элементов нематериальной собственности: интеллектуальной собственности, лицензий, прав на информационный и социальный капитал, неидентифицируемой нематериальной собственности. Характерной чертой неидентифицируемой нематериальной собственности является ее неотчуждаемость без материального объекта, поэтому в отношении неидентифицируемой нематериальной собственности присутствует ограниченное право отчуждения и распространения. В отношении неидентифицируемой собственности в полной мере может реализовываться право пользования.
Таблица 1 иллюстрирует зависимость между уровнем развития института собственности и расщеплением объема правомочий, чем более развит институт собственности, тем на большое число правомочий распадается право собственности, чем более развит институт собственности тем на большее количество правомочий распадается пучок прав собственности. Право отчуждения рассмотрено как право, определяющее перспективы развития ин-
ститута собственности. Право собственности в отношении объектов собственности становится предметом сделок. В полной мере коммерциализация нематериальной собственности возможна при возможности идентификации объекта собственности и наличия права его отчуждения, что не выполняется в отношении прав на социальный капитал и неидентифицируемую нематериальную собственность, что не позволяет отчуждать данные объекты и обменивать право пользования на них в обмен на право дохода, в тоже время собственник может извлекать доход при их непосредственном использовании [2, c. 74]. К примеру, невозможно в полной мере передать связи с покупателями новому продавцу (знакомство с покупателем не обеспечивает его доверия к новому продавцу), однако данный ресурс будет приносить доход в коммерческой деятельности. В целом П. Бурдье выделяет три состояния капитала [3], мы считаем, что на основы выделенной им классификации также можно выделить три состояния прав собственности:
1. Инкорпорированное состояние, когда право не отделимо от материального объекта и/или имеет материальное воплощение (бренд, торговая марка, корпоративная культура, репутация). Так, многие права невозможно отчуждать без сопутствующего материального проявления. Данный пример иллюстрирует возможность инкорпорированного состояния у прав собственности. Поэтому, мы не согласны с мнением П. Бурдье, что в том, что все права собственности могут отчуждаться отдельно от материального проявления. Данный фактор является одним из барьеров развития и коммерциализации нематериальной собственности.
Таблица 1
Распределение правомочий в отношении элементов нематериальной собственности1 *
Правомочия Интеллектуальная собственность Права на социальный капитал Права на информационный капитал Неидентифицируемая нематериальная собственность
Исключительное право + +
Право авторства + +
Право пользования + + + +
Право распространения и обнародования + + ограничены
Право на отзыв +
Право доступа +
Право следования +
Право на доход + + + +
Право наследования + +
Право на защиту + +
Право отчуждения + +
1 Составлено автором на основе изученного материала
61
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 3
Экономика
2. Объектированное состояние, в данном случае материальный объект имеет сопутствующую нематериальную составляющую. Например, картина представляет собой как материальную, так и культурную ценность. Передача картины предполагает и передачу сопутствующего культурного наследия.
3. Институционализированное состояние предполагает передачу прав нематериальной собственности при посредничестве институтов. Например, знания и информация могут передаваться с помощью института образования, причем на определенном этапе посредничество субъекта-создателя нематериальной собственности уже не требуется. Объективация нематериальный прав в форме академических квалификаций, санкционированных академическими средствами при помощи юридически гарантированных квалификаций, формально независимых от личности их обладателя, делает возможным сравнение квалификации его владельцев и даже их замены (последовательно замещая одного владельца другим). Более того П. Бурдье, считает, что при институционализации капитала возможно установить пропорции обмена между культурным и экономическим капиталами посредством гарантирования денежной стоимости данного академического капитала [3]. При наличии академической квалификации, сертификата о культурной компетенции, наделяющего своего владельца конвенциональной, непреходящей и юридически гарантированной ценностью по отношению к культуре, возникает социальное таинство, которое порождает форму культурного капитала, относительно независимую от своего владельца и даже от самого культурного капитала, которым он распоряжается в данный момент времени. Таким образом, институционализация прав собственности позволяет коммерциализировать нематериальную собственность, даже в части неидентифицируемой нематериальной собственности и социального капитала. Так, мы
считаем, что существование различных сообществ и платное членство в них есть проявление институционализации прав на социальный капитал. Систему наставничества на предприятии, приобщающей к корпоративной культуре можно считать также институционализацией неидентифицируемой нематериальной собственности.
Литература:
1. Коростышевская Е.М., Харисов Р.М. Проблемы реализации интеллектуальной собственности в России. Актуальные вопросы экономической теории и экономической политики. Сборник научных трудов. Вып. 2. / Под ред. Ф.Ф. Рыбакова.
- СПб.: ОЦЭиМ, 2004. - 112 с.
2. Фахрутдинова Е.В., Колесникова Ю.С. HR-бренд, бренд и репутация компании как объекты нематериальной собственности // Креативная экономика. - 2013. - № 2 (74). - С. 69-7б.
3. Бурдье П. Формы капитала. Экономическая социология. Т. 6. - № 3. - С. 60-74 / Пер. М.С. До-бряковой, научное редактирование - В.В. Радаев
- Центр гуманитарныхтехнологий. - URL: http:// gtmarket.ru/laboratory/expertize/2009/2601 (дата обращения: 06.10.2014 г.).
4. Хазиахметов А.З., Шлычков В.В. Институциональный механизм реализации интеллектуальной собственности корпорации // Вестник Казанского государственного аграрного университета.
- 2011. - Т. 6. - № 2 (20). - С. 73-77.
5. Хасанова А.Ш. Институциональная среда интеллектуальной собственности: противоречия развития // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева.
- 2013. - Т. 2. - № 2. - С. 300.
Institutional approach to definition of intangible property
J.S. Kolesnikova
Kazan (Volga Region) Federal University
In article the institutional structure of intangible property is considered. Competences which each element of intangible property can have are allocated. Opportunity and borders of commercialization of each element of property is defined. Three conditions of the rights of intangible property are defined.
Key words: intangible property, the property rights, the incorporated state, objekt state, the institutionalized state.
62