Научная статья на тему 'Институциональный инструмент мониторинга и активизации инновационной активности промышленных предприятий'

Институциональный инструмент мониторинга и активизации инновационной активности промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / АУДИТ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Альгина М.В., Боднар В.А.

Рынок, генерируя инновационный процесс, ввиду своей неорганизованности объективно не способен обеспечить непрерывность, равномерность и полноту процесса инновации как в экономике в целом, так и в отдельных ее отраслях. В связи с этим востребован механизм государственного мониторинга и регулирования инновационного процесса в промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональный инструмент мониторинга и активизации инновационной активности промышленных предприятий»

палитшса

и ufrfUcmuUjUafrfazfr деятельность

УДК 338

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ МОНИТОРИНГА И АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

М. В. АЛЬГИНА,

доктор экономических наук, профессор кафедры инженерной экономики и маркетинга E-mail: alginam@yandex.ru

В. А. БОДНАР,

аспирант кафедры инженерной экономики и маркетинга E-mail: bva@monitor-ltd.ru Донской государственный технический университет

Рынок, генерируя инновационный процесс, ввиду своей неорганизованности объективно не способен обеспечить непрерывность, равномерность и полноту процесса инновации как в экономике в целом, так и в отдельных ее отраслях. Востребован механизм государственного мониторинга и регулирования инновационного процесса в промышленности.

Ключевые слова: модернизация, инновации, аудит, предприятие, жизненный цикл.

Высшим руководством страны определены основные направления возвращения России в число мировых технологических лидеров. Приоритетами государственной политики являются:

- инвестиции в человеческий капитал, подъем образования, науки, здравоохранения;

- построение национальной инновационной системы;

- развитие естественных преимуществ России и модернизация экономики;

- развитие новых конкурентоспособных секторов в высокотехнологических сферах экономики знаний;

- реконструкция и расширение производственной, социальной и финансовой инфраструктуры.

Для перевода страны на инновационный путь развития поставлена задача кардинального повышения инновационной и инвестиционной активности экономических субъектов. Предполагается, что, получив правильные ориентиры, государственная машина и деловое сообщество смогут повернуть, наконец, экономику страны на инновационный путь развития, вывести ее на траекторию быстрого и устойчивого роста на передовой технологической основе. Однако попытки

запустить институты развития, простимулировать инвестиционную и инновационную активность, решить перезревшие социальные проблемы остаются недостаточными для преодоления сложившихся тенденций деградации.

Констатация задач и определение параметров их решения — необходимое, но недостаточное условие. Не менее важно найти и создать инструменты достижения поставленных целей.

Для реализации целей заявленной стратегии социально-экономического развития в настоящее время государство имеет ограниченный набор инструментов: налоги, регулирование таможенных пошлин, цен и внешнеэкономической деятельности, антимонопольное законодательство, госкорпорации. Государство может осуществлять свою политику на основе их использования, в надежде на адекватную реакцию институтов рыночной самоорганизации. Однако механизм рыночной самоорганизации без усилий со стороны государства не способен гармонизировать разнонаправленные векторы частнособственнических целей с общегосударственными целями обеспечения экономической безопасности.

Таким образом, рынок, являясь генератором инновационного процесса, ввиду своей неустойчивости и изменчивости объективно не способен запускать инновационные процессы в нужных направлениях и масштабах, обеспечить равномерность и непрерывность инновационного процесса как в экономике в целом, так и в отдельных ее отраслях. Востребованы не только объективные условия, обеспечивающие возможности, но и субъективные движущие силы, соединяющие в необходимом месте в нужный момент элементы инновационного потенциала экономических систем разных уровней и включающие их в инновационный процесс.

Это означает, что задача перевода российской экономики с инерционного на инновационный путь развития обозначает необходимость формирования технологии такого перехода, который предполагает качественное изменение содержания регулирующих функций государства, их значительное усиление.

В сложившихся условиях государство не должно пассивно способствовать инновационному процессу. Современным этапом развития отечественной социально-экономической системы, характеризующимся значительным отставанием от темпов развития технологически развитых экономик и энергосырьевой специализацией в мировой системе хозяйствования, востребована агрессивная инновационная политика государства по тотальной активизации инновационных процессов, в особенности в отраслях высокотехнологичных промышленных видов производств. Востребован механизм конкурентной интеграции российских предприятий в мировую экономику, сочетающий действия по определению и доведению до производителей требований потребителей к продукции. Также востребованы действия по созданию экспортно ориентированной инновационной продукции, действия по обеспечению инфраструктуры интеграции отечественных товаропроизводителей в мировую экономику, мероприятия по повышению инновационности и эффективности деятельности промышленныхпроизводств (рис. 1).

Условием эффективного функционирования такого механизма должен стать мониторинг и активный контроль эффективности управления предприятиями не только в стратегических сферах экономической деятельности, а практически во всех видах производственной деятельности, поскольку социально-экономическая система потому и система, что представляет собой все множество функционально взаимоувязанных экономических

Мероприятия по повышению инновационности и эффективности деятельности промышленных производств

Требования к

развитию продуктовых инноваций в экономике

Создание экспортно ориентированной" промышленной продукции

_к; — — н

_\ Промышленные \/\-

^! предприятия ¡V-

к1 России 1

Повышение конкурентоспособности и экспортной ориентированности

Мероприятия по повышению инновационности и эффективности деятельности промышленных производств

Рис. 1. Механизм конкурентной интеграции российских предприятий в мировую экономику

субъектов и ресурсов, организованных процессом системогенеза в единое целое и, возможно, противопоставляемое среде или суперсистеме — системе государственного управления.

В связи со сложностью стоящей перед государством проблемы механизм конкурентной интеграции российских предприятий в мировую экономику должен быть механизмом конкурентной интеграции отечественной экономики в глобализирующееся мировое экономическое пространство, что требует системного подхода к решению этой проблемы, а значит разработки и внедрения ряда институциональных инструментов, координирующих и организующих рыночную саморегуляцию в сфере повышения инновационной активности предприятий.

Жизненный цикл (ЖЦ) производственного предприятия, внедряющего инновационные продукты, проходит независимо от фактической продолжительности стадий жизненного цикла внедряемых или выпускаемых продуктов, если в портфеле предприятия имеются продукты, проходящие разные стадии своего ЖЦ. Жизненный цикл монопродуктового производственного предприятия напрямую определяется ЖЦ выпускаемого товара.

Предприятиям необходимы инновации в управлении, маркетинге, бизнес-моделях, технологиях, продукте, услугах. Без них любая организация быстро попадает в ловушку несоответствия запаса своих капитальных благ обновляющемуся производственному укладу и прекращает свое существование.

Для классификации инновационной активности организаций введем в рассмотрение понятие «жизненный цикл инновационно-активной организации», состоящий из четырех фаз:

- внедрение продуктовой инновации;

- выпуск инновационной продукции, характеризующейся ростом объемов продаж;

- выпуск продукта, уже ставшего традиционным, завоевавшего свой рынок, с улучшающими и процессными инновациями и трансфером технологии производства;

- инновационно-пассивная фаза, объединяющая стадию выпуска устаревающего продукта, определяющуюся по падению объемов продаж, и стадию ликвидации бизнес-линии выпуска потерявшего востребованность продукта. Сила конкуренции заставляет предприятие

осуществлять продуктовые и процессные инновации для поддержания конкурентоспособности практически непрерывно в течение всего жизнен-

ного цикла. То есть, предприятие должно представлять собой постоянную интерференцию инноваций. Однако инновации требуют значительных инвестиций и адекватности других условий развития инновационного процесса, генерируемых всей предшествующей деятельностью предприятия.

Условия развития инновационного процесса на уровне организации создаются прежде всего его экономическим потенциалом, инновационной информированностью, пониманием необходимости поддержания конкурентоспособности, наличием стратегии формирования инновационного потенциала и инновационного роста в организации, проводимой ее менеджментом, а также государственной политикой в области инноваций, характеризующейся доступностью источников финансирования инновационных проектов, политикой начисления амортизационных отчислений, налогообложения прибыли.

Сложность новых задач, связанных с особенностями становления рыночных отношений в российской экономике, необходимость обеспечения конкурентоспособности России как высокотехнологичной державы в глобализирующемся мировом экономическом пространстве выдвигают задачу активизации инновационных процессов в промышленных организациях, что требует введения в систему государственного управления инновационным процессом функции государственного мониторинга и активного контроля инновационных процессов, главным инструментом которого станет институт обязательного инновационного аудита структурообразующих предприятий высокотехнологичных производств, предполагающий значительное расширение его задач и функций.

В авторской концепции инновационный аудит как институциональный инструмент управления инновационным процессом — это системная оценка показателей инновационного развития социально-экономических систем различных уровней (экономики страны, региона, отрасли и организации), позволяющая определять степень реализованное™ в производственной деятельности инновационных технологий, технологических процессов, новых технических решений, систем, устройств и оборудования, проводящаяся на основании их непрерывного мониторинга и анализа, осуществляемая для повышения эффективности производственной деятельности и повышения конкурентоспособности.

Цель обязательного инновационного аудита — активизация инновационного процесса на пред-

приятиях высокотехнологичных производств для повышения эффективности производственной деятельности и конкурентоспособности.

Поставленная цель определяет следующие задачи инновационного аудита:

- мониторинг и анализ конкурентоспособности отечественной экономики, качества ее экономического роста;

- мониторинг и анализ востребованности отрасли, ее жизненного цикла;

- анализ потребительского потенциала отрасли, генерация идей для разработки инноваций, удовлетворяющих потребности или ожидания потребителей;

- анализ и формирование банка отраслевых инноваций;

- анализ потребности аудируемой организации в инновациях;

- проверка готовности компании к инновационной деятельности, оценка инновационного потенциала;

- оценка инновационной активности аудируемой компании;

- определение барьеров, препятствующих развитию инновационной деятельности;

- определение возможных путей коммерциализации собственных инноваций аудируемой организации;

- выбор и оценка применимости и экономической эффективности существующих инновационных предложений;

- выбор механизмов приобретения инноваций;

- разработка (выбор) проекта внедрения новации;

- сопровождение осуществления инновационно-инвестиционного проекта.

В содержание обязательного инновационного ау-дитапромышленныхпредприятий необходимо включить следующие основные аспекты: маркетинговый (потребители), производственный и технологический (бизнес-процессы), организационный, профессиональный (обучение и развитие) и финансовый.

Маркетинговый аспект предполагает наличие маркетингового подхода ко всем процедурам аудита, ко всем объектам, подпадающим под инновационный аудит, и их оценивание исходя из принципа повышения удовлетворенности потребителей. Включает оценку латентных ожиданий потребителей, выбор направления НИОКТР или продуктовых инноваций, способных их удовлетворить.

Производственный аспект практически применяется и полностью представлен существующим производственным аудитом.

Технологический аспект аудиторской проверки предполагает прежде всего выявление наличия необходимости привлечения к реализации (внедрению) инновационных технологических разработок, а затем маркетинг и оценку технологических инноваций.

Организационный аспект предусматривает уделение аудитором внимания следующим вопросам:

- оценивание организационно-управленческого потенциала осуществления инновационной деятельности в компании;

- оценивание финансово-экономических и технических возможностей осуществления инновационной деятельности в компании;

- предложения по организации более эффективного взаимодействия;

- сопровождение осуществления инновационного проекта.

Профессиональный аспект предполагает оценивание профессиональной компетенции персонала— способности работников выполнять работу в соответствии с требованиями должности (задачами и стандартами их выполнения, принятыми в организации или отрасли), тренинг инновационных компетенций.

Финансовый аспект включает:

- аудит инвестиционного потенциала;

- аудит источников финансирования инновационной деятельности, который приобретает особое значение в случаях использования в качестве источников коммерческого кредита;

- аудит экономической эффективности и финансовой реализуемости инновационно-инвестиционных проектов.

Авторский проект системы законодательного регулирования и нормативно-информационного обеспечения инновационного аудита представлен на рис. 2.

Функции обязательного инновационного аудита консалтинговыми организациями отраслевых экспертов осуществляются в форме обязательного, инициативного инновационного аудита и инновационного аудита по спецзаданиям (рис. 3).

Виды деятельности, сопутствующие инновационному аудиту, включают консалтинговые услуги в области отраслевых, маркетинговых и управленческих инноваций, услуги по стратегическому анализу и планированию, оптимизации производственных процессов, затрат на производство, улучшению качества продукции, аудит производственных рисков и т. д.

Рис. 2. Авторский проект регулирования деятельности в области инновационного аудита в РФ

Рис. 3. Виды деятельности в сфере инновационного аудита (проект)

Потенциальными потребителями инновационного аудита являются техническое и финансовое руководство предприятий, акционеры, которые получают возможность принимать экономически обоснованные технические и организационные решения с относительно достоверными (и проверяемыми) результатами, принимать более объективные и экономически обоснованные решения по инновационному развитию предприятия и его производственной инфраструктуры, а также осуществлять независимый компетентный контроль эффективности ранее принятых решений.

Высшее техническое и финансовое руководство предприятия с помощью инновационного аудита получает возможность выявления недостатков в технологиях использования нового оборудования. Инновационным аудитом обосновывается недопустимость использования старой технологии на новом оборудовании. Сочетание опыта технолога предприятия с компетентностью привлеченных отраслевых экспертов создает более аргументированную мотивацию к инновационное™ процессов и продуктового портфеля предприятия.

Субъектами экспертной деятельности в области инновационного аудита могут быть квалифицированные специалисты отраслевых вузов и НИИ, а также технические специалисты лидирующих отраслевых корпораций, организованные в автономные некоммерческие организации, осуществляющие услуги инновационного аудита.

Процедура инновационного аудита как экономическая экспертиза регулируется общенаучными принципами, принципами оценки собственности, формирования финансовой информации, принципами процессного подхода, а также некоторыми специальными принципами.

Инновационный аудит—это SWOT-ayдит, причем 8'^аудит осуществляется в форме

Оценка

ресурсообеспечения инновация

Оценка потребности в новом оборудовании

производственного аудита, ОТ-аудит включает стратегический анализ возможностей и опасностей, генерируемых внешней средой, стратегическое планирование инноваций, осуществляемые инструментами стратегического анализа и маркетинга (рис. 4), и может быть отнесен к его маркетинговому аспекту.

Информационная база инновационного аудита — аналитические отчеты, прогнозы развития отрасли, рынка, экономики в целом, статистические данные, финансовая отчетность, информация управленческого учета предприятия, техническая документация, технические регламенты и стандарты организации.

Инструменты инновационного аудита — модели стратегического анализа и инструменты маркетинга, отраслевые стандарты.

Методы — стратегический анализ, маркетинговый анализ, технический аудит, фун-кционально-стоимост-ный анализ, проектный анализ, финансово-экономический анализ, экономико-математическое моделирование и др.

В результате производственного аудита формируется дополнительная ценность продукции для ее потребителей, что позволяет увеличить объем продаж и прибыль (рис. 5).

На основе проведенного исследования экспертами осуществляется разработка обоснованных мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности организации. При выборе и обосновании эффективности предлагаемых мероприятий проводится оценка технической возможности их осуществления.

Экономическая оценка целесообразности предлагаемых мероприятий производится средс-

Инновационный аудит

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОТ- аудит соответствия внешней среды тенденциям инновационного разбития

Анализ инновационных возможностей - анапиз базы отраслевых инноваций

Анапиз патентной и явной

востребованности

инноваций

Оценка применимости инноваций на предприятии

Оценка объёмов и сроков инвестиций

ЭЧУ- аудит соответствия внутреннего потенциала инновационному развитию

Производственный аудит

Технический зудит

Технологический аудит

Аудит персона г а

Финансовый аудит

Аудит 1Т- инфраструктуры

Аудит производственных рисков_

Экологический аудит

Энергетический аудит

ЕьО-зудит

Аудит пожаробезопасности

Аудит производственной безопасности

Рис. 4. Логическая структура инновационного аудита, сформированная существующими формами аудита

Улучшение понимания ожиданий потребителей

Повышение точности

обработки за счбт инновации

Снижение массы отходов

Снижение себестоимости

Снижение брака

Повышение производительности оборудования за счет инновации

Сокращение Производственного цикла изделия

Увеличение

объемов

продаж

Повышение

удовлетворенности

потребителей

Увепичение прибыли

Рост доходов собственников и раБотников

Рис. 5. Цепочка создания ценности производственным аудитом (авторский вариант)

твами инвестиционного анализа на основе сопоставления затрат и прогнозируемых результатов реализации проекта.

По завершении инновационного аудита составляется детализированный отчет по результатам

Авторский проект инновационного паспорта предприятия

Проекции эффективного управления Контролируемый параметр Показатель

Потребители Продукты, объем продаж, качество, ассортимент, рынки сбыта, объем экспорта (физический и стоимостной) Стадия жизненного цикла предприятия, индекс роста продаж, индекс рекламаций, индекс ассортимента, индекс расширения рынков сбыта, доля экспорта в объеме продаж, создание новых рынков сбыта в России, в других странах, обеспечение соответствия современным правилам и стандартам

Процессы Закупаемые материалы и комплектующие Уровень инновационности, качество

Производственное оборудование Возрастная структура, рост производственных мощностей, коэффициент обновления

Технологии Уровень инновационности, обеспечение соответствия современным правилам и стандартам, повышение гибкости производства, сокращение затрат на заработную плату, материальных затрат, энергозатрат

Организация, оптимальность Степень реализации процессного подхода, наличие систем менеджмента качества и экологического менеджмента

Информатизация Конкретное программное и аппаратное обеспечение

Развитие и инфраструктура Инновационный потенциал Размер банка НИОКР

Экологическая безопасность Степень соответствия требованиям стандартов, снижение загрязнения окружающей среды

Безопасность технологических процессов Улучшение условий труда, степень соответствия требованиям стандартов

Энергопотребление Снижение, достижение оптимальности

Новационность персонала, человеческие ресурсы Обучение Индекс контингента обученных

Рекрутинг специалистов Контингент принятых

Отток специалистов Контингент уволившихся

Новационность персонала По структуре компетенций персонала, по степени соответствия квалификации технологическому уровню производства, по потенциалу принятия возможных инноваций

Структура источников финансирования инвестиций в инновации (финансы) Собственный капитал Сумма

Чистые активы Сумма

Заемный капитал Сумма

Кредиторская задолженность Сумма

проведенного обследования, где определяется имеющийся инновационный потенциал предприятия в стоимостном и качественном выражениях, предлагаются конкретные решения по каждому аспекту. Этот отчет служит основой для разработки инновационной стратегии развития компании и программы ее реализации.

Для мониторинга и активного контроля инновационного развития предприятия, обеспечения сопоставимости его состояний в различные моменты времени, повышения эффективности инновационного аудита предлагается ввести особые документы с характеристиками инновационного статуса предприятия — инновационные паспорта экономических субъектов. Такие паспорта позволят оценивать, а значит, управлять инновационным процессом отечественной экономики в целом посредством создания адекватных факторов его активизации на уровне организаций, повышаю-

щих конкурентоспособность выпускаемой ими продукции.

В качестве инновационного паспорта предприятия предлагается документ, который отражает степень инновационное™ предприятия в проекциях «продукты», «производственное оборудование», «технологии», «инновационный потенциал», «экологическая безопасность», «безопасность технологических процессов», «организация», «информатизация», «человеческие ресурсы», показатели эффективности их использования в процессе производственной деятельности экономического субъекта, научно-технический потенциал, а также сведения о внедряемых инновационных проектах и мероприятиях (см. таблицу).

Результатами инновационной деятельности организаций официально признаются: - замена снятой с производства устаревшей

продукции (услуг);

- улучшение качества продукции, услуг;

- расширение ассортимента продукции, видов услуг;

- сохранение и расширение традиционных рынков сбыта;

- создание новых рынков сбыта в России, в других странах;

- обеспечение соответствия современным правилам и стандартам;

- повышение гибкости производства и внутреннего коммерческого процесса;

- рост производственных мощностей;

- сокращение затрат на заработную плату, материальных и энергозатрат; снижение загрязнения окружающей среды; улучшение условий труда. Внедрение инновационного паспорта, формируемого по результатам обязательного инновационного аудита, позволит заинтересованным государственным структурам отслеживать и достоверно оценивать инновационную активность российских предприятий и ее динамику, что создаст объективную основу своевременного и эффективного регулирования инновационного развития экономики со стороны государства.

Список литературы

1. Глазьев С. Ю. О Стратегии и Концепции социально-экономического развития России до 2020 г. // Экономические стратегии, 2008. № 3.

2. Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации»: постановление Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 22.07.2002 № 156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.