Научная статья на тему 'ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ РЕКРЕАЦИОННО-ТУРИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН'

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ РЕКРЕАЦИОННО-ТУРИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
84
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / СТРАТЕГИЯ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА / ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ФИРМА / ИНОСТРАННЫЕ ТУРИСТЫ / ДОХОД ОТ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CONCEPTION / STRATEGY / TOURISM DEVELOPMENT PROGRAM / NATURAL RESOURCES / RECREATIONAL RESOURCES / PERSONNEL POTENTIAL / TOURISTIC FIRM / NUMBER OF FOREIGN TOURISTS / INCOME FROM TOURISM ACTIVITIES / КОНСЕПСИЯ / БАРНОМАњОИ РУШДИ САЙЁњї / ЗАХИРАњОИ ТАБИї / ЗАХИРАњОИ ФАРОѓАТї ВА КАДРї / ШУМОРАИ АГЕНТИњОИ САЙЁњї / ШУМОРАИ САЙЁњОНИ ХОРИљї / ДАРОМАД АЗ ФАЪОЛИЯТИ САЙЁњї

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Одилова Рухшона Комиловна

Проводится анализ законодательных документов, регулирующих и прогнозирующих туристическую деятельность в Республике Таджикистан: Закона «О туризме», постановления о государственной поддержке развития экотуризма, горно-спортивного туризма и альпинизма, Концепции развития Варзобского региона для отдыха и туризма, Комплексной программы развития Бальджуванского района Хатлонской области как зоны международного туризма и т.д. Отмечено, что нормативно-правовые акты не только формируют туристско-рекреационные услуги в целом по республике, но и способствуют развитию различных видов туристических услуг, в том числе, что весьма актуально на сегодняшний день, - развитию туристических услуг в регионах республики. Сделан вывод, что необходимо задействовать все механизмы управления туристско-рекреационным комплексом для его дальнейшего совершенствования и развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Одилова Рухшона Комиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL ISSUES OF DEVELOPMENT OF RECREATION AND TOURISM SPHERE IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

The article analyzes the legislative documents regulating and prognosticating touristic activity in Tajikistan Republic: the Law “On Tourism”, enactments on state support of development of ecotourism, mountain sports tourism and mountaineering, Conception of Varzob Area development for tourism and recreation, complex development program in regard to Baljuvan nokhiya of Khatlon viloyat as a zone of international tourism and etc. It is marked that normative-legal instrument not only form touristic-recreational services in the republic upon the whole, but promote a development of various kinds of touristic services either comprising also other regions of the republic; for today this initiative being very actual. The conclusion is made that it is necessary to bring into action all mechanisms of management with the touristic-recreational complex for its further perfection and evolution.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ РЕКРЕАЦИОННО-ТУРИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН»

УДК 338.48:330(575.3) ББК 65.43

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ Одилова Рухшона Комиловна, учёный секретарь ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ Центра стратегических исследований при РЕКРЕАЦИОННО- Президенте Республики Таджикистан ТУРИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ В (Таджикистан, Душанбе) РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

МАСЪАЛА^ОИ Одилова Рухшона Комиловна, ИНСТИТУТСИОНАЛИИ Котиби илмии Маркази тадцицоти стратегии РУШДИ СО^АИ ФАРОРАТВА назди Президенти Чумуурии Тоцикистон САЙЁ^ЙДАР ЧУМ^УРИИ (Тоцикистон, Душанбе) ТОЦИКИСТОН

INSTITUTIONAL ISSUES Odilova Rukhshona Komilovna, learned secretary of OF DEVELOPMENT OF the Center for Strategic Studies under the Auspices of RECREATION AND TOURISM the President of the Republic of Tajikistan SPHERE IN THE REPUBLIC OF E-MAIL:R_Odilova@mail.ru TAJIKISTAN

Ключевые слова: концепция, стратегия, программа развития туризма, природно-ресурсный потенциал, рекреационные ресурсы, кадровый потенциал, туристическая фирма, иностранные туристы, доход от туристической деятельности

Проводится анализ законодательных документов, регулирующих и прогнозирующих туристическую деятельность в Республике Таджикистан: Закона «О туризме», постановления о государственной поддержке развития экотуризма, горно-спортивного туризма и альпинизма, Концепции развития Варзобского региона для отдыха и туризма, Комплексной программы развития Бальджуванского района Хатлонской области как зоны международного туризма и т.д. Отмечено, что нормативно-правовые акты не только формируют туристско-рекреационные услуги в целом по республике, но и способствуют развитию различных видов туристических услуг, в том числе, что весьма актуально на сегодняшний день, - развитию туристических услуг в регионах республики. Сделан вывод, что необходимо задействовать все механизмы управления туристско-рекреационным комплексом для его дальнейшего совершенствования и развития.

Калидвожа^о: консепсия, стратегия, барномауои рушди сайёуй, захирауои табий, захирауои фарогатй ва кадрй, шумораи агентиуои сайёуй, шумораи сайёуони хорицй, даромад аз фаъолияти сайёуй

Таулили ууццатуои цонунгузорй, ки фаъолияти сайёуиро дар Цумуурии Тоцикистон танзим ва пешгуй мекунанд, сурат гирифтааст: Цонуни ЦТ "Дар бори сайёузй", царор дар бораи дастгирии давлатии рушди сайёуии экологй, сайёуии кууй варзишй ва куунавардй, консепсияи рушди минтацаи Варзоб барои истироуат ва сайёуй, барномаи мацмуии рушди ноуияи Балцувони вилояти Хатлон чун минтацаи сайёуии байналхалцй ва гайра. Зикр гардидааст, ки санадуои меъёрии ууцуцй на тануо хизматуои сайёуию фарогатиро умуман дар цумуурй ташаккул медиуанд, балки ба рушди намудуои гуногуни хизматуои ссайёуй, аз цумла инкишофи хизматуои сайёуй дар минтацауои

цумуурй мусоидат мекунанд, ки алуол мубрамияти махсус дорад. Хулоса шудааст, ки барои такмил ва рушди минбаъда тамоми механизмуои идоракунии мацмааи саёуатию фарогатиро сафарбар кардан лозим аст.

Keywords: conception, strategy, tourism development program, natural resources, recreational resources, personnel potential, touristic firm, number of foreign tourists, income from tourism activities

The article analyzes the legislative documents regulating and prognosticating touristic activity in Tajikistan Republic: the Law "On Tourism", enactments on state support of development of ecotourism, mountain sports tourism and mountaineering, Conception of Varzob Area development for tourism and recreation, complex development program in regard to Baljuvan nokhiya of Khatlon viloyat as a zone of international tourism and etc. It is marked that normative-legal instrument not only form touristic-recreational services in the republic upon the whole, but promote a development of various kinds of touristic services either comprising also other regions of the republic; for today this initiative being very actual. The conclusion is made that it is necessary to bring into action all mechanisms of management with the touristic-recreational complex for its further perfection and evolution.

Туризм на сегодняшний день является одним из динамично развивающихся секторов мировой экономики. Согласно оценкам мировых экспертов, он занимает третье место по уровню доходов в развитых странах, уступая только топливно-энергетическому и оборонно-военному комплексам. Развитие туристической сферы вызывает мультипликационный эффект в развитии таких видов деятельности, как транспорт, связь, услуги гостиничного бизнеса, строительство, сельское хозяйство и производство потребительских товаров.

Развитие туристической индустрии позволит привлечь в экономику внешние и внутренние инвестиции, которые будут способствовать созданию рабочих мест, экономическому росту, а следовательно, и повышению уровня жизни населения страны. Признавая значимость туристической индустрии в современной экономике, в Республике Таджикистан поставлена задача опережающего, ускореннего развития отрасли.

В связи с этим был принят ряд законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов, определяющих и регулирующих туристическую сферу деятельности, разработаны программы и мероприятия по развитию различных видов туристических услуг, определены стратегические направления его развития на перспективу.

Основным юридическим документом, регулирующим туристическую деятельность в Республике Таджикистан, является Закон «О туризме» [1]. В нём прежде всего представлены основные понятия, непосредственно касающиеся туризма и туристической деятельности, а также определены правовые, экономические, социальные и организационные основы, сформулированы единые правила туристической деятельности на территории РТ. Предусмотренное законом государственное регулирование направлено на обеспечение права граждан на отдых, охрану окружающей среды, развитие туристической индустрии, на развитие международных контактов в области туризма и др. Законом прописаны права и обязанности туристов и субъектов туристической деятельности.

Необходимо отметить, что в республике сделано немало для развития туризма как в формировании институциональной базы, так и в задействовании имеющегося в

республике природно-ресурсного, рекреационного и кадрового потенциала. Всё это положительно отразилось на развитии туризма за последние десять лет. Так, туристическая сфера значительно расширила спектр предоставляемых услуг - от простого приключенческого и пешеходного туризма до исторического, культурного, оздоровительно-развлекательного, индустриального, коммерческого и делового.

Помимо развития туристической сферы в целом, Правительство страны принимает различные нормативно-правовые документы, регулирующие и отдельные виды туризма, и развитие туризма на региональном уровне. Например, Правительство приняло постановление о государственной поддержке развития в Республике Таджикистан экотуризма, горноспортивного туризма и альпинизма. Горно-спортивный туризм и альпинизм в стране не являются новыми видами туристической сферы, они имеют уже сложившиеся традиции, которым способствовали природные условия Таджикистана. Поэтому, в рамках развития данных видов туризма, Правительство приняло решение о проведении ежегодной Международной альпинистской экспедиции с восхождением на пик Исмаила Сомони и пик Евгении Корженевской. Организация такого мероприятия требует от соответствующих министерств и ведомств большой подготовительной работы [5].

Значительному развитию туризма в регионах способствовало то, что Правительство Республики Таджикистан ещё в 2000 г. объявило Варзобский район зоной отдыха и туризма, свободной от промышленного производства, не соответствующего экологическим и санитарным нормам, а также от воинских частей, свалок и мест отбывания наказания.

В связи с этим была разработана Концепция развития Варзобского региона для отдыха и туризма, основными задачами которой являются: восстановление инфраструктуры туризма в данном регионе; совершенствование методов эффективного сотрудничества хозяйствующих субъектов, предоставляющих различные виды туристических и рекреационных услуг; обеспечение безопасности иностранным и отечественным туристам; формирование благоприятного инвестиционного климата для привлечения внутренних и внешних инвестиций; формирование инфраструктуры, т.е. создание пунктов общественного питания и оказания медицинских услуг, международных услуг связи, реконструкция внутрирайонного дорожного полотна по международным стандартам; подготовка персонала для туристической индустрии [3].

В 2001 г. на основании постановления Правительства Республики Таджикистан Бальджуванский район Хатлонской области был объявлен зоной международного туризма и разработана комплексная программа его развития [4].

Горно-Бадахшанская автономная область (ГБАО) издревле славится неописуемо красивой природой, целебными источниками, особой культурой жизнедеятельности, историческими памятниками и самобытностью. В наши дни многие иностранные туристы приезжают в нашу страну с целью посещения Горного Бадахшана. Принимая во внимание эту особенность, Правительство республики уделяет пристальное внимание развитию туризма в этом горном крае. В частности, Правительство приняло решение разработать для Рошткалинского района ГБАО план социально-экономического развития, где развитие туризма занимает особое положение.

В целях развития туризма и эффективного использования потенциала существующих санаториев, домов отдыха и лечебниц, в 2001 г. Правительство Республики Таджикистан приняло решение объявить зоной отдыха и туризма участки Симиганч, Чуянгарон и Рамит

г. Вахдата в Кофарнихонском районе (кроме территории государственного заповедника «Рамит») [2].

Развитие регионального туризма является весьма специфическим направлением, т.к. каждый регион Республики Таджикистан отличается уникальными возможностями и имеет богатые рекреационные ресурсы. Поэтому необходимо более тщательно подходить к развитию туризма в регионах республики с учётом особенностей каждого из них.

В 2009 г. Правительство РТ утвердило Концепцию развития туризма в Республике Таджикистан на 2009-2019 гг., основной целью которой было формирование благоприятных условий для организации туристической деятельности и, следовательно, формирование в Таджикистане эффективного и конкурентоспособного туристического рынка [6].

Определяющими мероприятиями по реализации данной Концепции являлись, прежде всего, разработка инвестиционных проектов, направленных на улучшение туристической инфраструктуры, создание благоприятных инвестиционных условий для отечественных и зарубежных компаний по расширению туристических услуг и гостиничного бизнеса, разработка и принятие новых правил по стандартизации и сертификации гостиничных услуг и т.п. Также для развития туристической индустрии в республике в Концепции предусматривалось упрощение системы налогообложения, т.е. снижение ставки налога на доход и добавленную стоимость для организаторов, предоставляющих как внешние, так и внутренние туристические услуги.

В целях обеспечения безопасности иностранных туристов и оказания своевременной помощи при организации таких видов туристических услуг, как горный туризм, альпинизм, экстремальный туризм, охота и др., Комитету по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне при Правительстве Республики Таджикистан предписывалось разработать и поддерживать эффективную систему спасательных работ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Как известно, для продвижения туристического продукта на зарубежном и внутреннем рынках как определяющего фактора привлечения иностранных туристов, необходимо проводить рекламно-информационную деятельность. В связи с этим предусматривались: разработка рекламных и информационных продуктов по туризму -веб-карт, веб-сайтов, публикация статей о туризме; рекламные кампании в средствах массовой информации о богатых туристических ресурсах, которыми располагает республика; организация в дипломатических представительствах Республики Таджикистан за рубежом специальных туристических уголков, в которых бы широко рекламировались туристические услуги; организовать для отечественных и иностранных журналистов пресс-туры с целью их более полного знакомства с туристическими ресурсами страны и их освещения.

Отдельным и весьма важным вопросом в развитии туристической индустрии в Республике Таджикистан стоит вопрос о подготовке высококвалифицированных кадров. В связи с этим в Концепции предписывалось Министерству образования и науки Республики Таджикистан совместно с Комитетом по туризму разработать образовательные и обучающие программы по подготовке специалистов в данной сфере экономики.

Финансирование туристической деятельности и создание благоприятных условий для привлечения внутренних и внешних инвестиций являются одними из первостепенных проблем в дальнейшем развитии этого вида деятельности. Основными направлениями в

решении этих вопросов выступают разработка и реализация целевых инвестиционных проектов по развитию туризма соответствующими министерствами и ведомствами, республиканскими и местными органами государственной власти, а также частными отечественными и иностранными туристическими компаниями.

Особого внимания заслуживают программы по развитию туризма, которые постоянно принимаются и реализуются в республике. Так, в 1997 г. Правительство РТ приняло Программу первоочередных мер по развитию туризма в Республике Таджикистан на 19971998 годы; в 2003 г. - Государственную программу развития туризма в Таджикистане на 2004 - 2009 годы; в 2009 г. - Государственную программу развития туризма в Республике Таджикистан на период 2010-2014 годов; в 2014 г. - Программу развития туризма в Республике Таджикистан на период 2015-2017 годов. Необходимо отметить, что в рамках каждой принятой и реализованной программы был разработан план реализации мероприятий по развитию туризма в республике. К примеру, по международным стандартам был создан горнолыжный курорт «Сафед-Дара», способный принимать туристов не только зимой, но и летом. Также проведена реконструкция различных лечебно-оздоровительных комплексов по всей территории республики, например возведены новые здания и отремонтированы действующие корпуса лечебного комплекса «Шаамбары».

Более подробно остановимся на Программе развития туризма в Республике Таджикистан на период 2018-2020 годов, в которой также содержится план мероприятий по её реализации. В рамках данного плана, помимо совершенствования законодательства и государственной поддержки туризма, предусматриваются мероприятия:

- по продвижению национального туристического продукта и информационному обеспечению туризма: проведение ярмарок с участием отечественных и зарубежных компаний с целью рекламирования санаторно-курортных объектов и туристических зон Таджикистана; международного форума по туризму; организация туристических уголков на внутренних и международных мероприятиях (на совещаниях ШОС, СНГ, на туристской ярмарке International Travel Berlin в г. Берлине (Германия), на туристской ярмарке Интурмаркета в г. Москве (International Travel Forum) и др.);

- по повышению квалификации кадров и научно-методического обеспечения индустрии туризма: здесь предусматривается выпуск различной промо-продукции (буклеты, брошюрки и т.д.), в которой бы рекламировались туристические и рекреационные зоны Таджикистана для иностранных туристов; организация курсов по подготовке сотрудников туристических копаний в области ведения бизнеса; обеспечение образовательных учреждений современной литературой в сфере туризма; разработка учебных программ в сфере туризма для студентов учреждений среднего и высшего професионального образования;

- по обеспечению безопасности туристов: в связи с тем, что Таджикистан - горная страна, где получают развитие такие виды туризма, как горно-спортивный и экстремальный, запланировано разработать мероприятия по обеспечению эффективной системы спасательных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций во время организации треккингов, велотуров, рафтингов, туров на джипах, интерохоты и др. Разработку данных мер осуществляют Комитет по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне РТ и Открытое акционерное общество «Таджик Эйр» [7].

Разработка и реализация законодательно-нормативных документов в сфере туристско-

рекреационной деятельности способствовала увеличению в 2019 г. количества туристических компаний в 2,5 раза по сравнению с 2014 г. (с 63 ед. в 2014 г. до 160 в 2019 г.); количество иностранных туристов, которые привлекались через туристические компании, за тот же период увеличилось в 2,6 раза (с 3 577 чел. в 2014 г. до 9 167 чел. в 2019 г.). На рис. 1 проиллюстрированы доходы от предоставленных туристических услуг.

16928,10

18000,00 16000,00 14000,00 12000,00 10000,00 8000,00 6000,00 4000,00 2000,00 0,00

Рис. 1. Доходы от предоставленных туристических услуг в сопоставимых ценах в 2018 г. (рассчитаны по дефлятору ВВП). Источник: статистические данные Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан.

Как видно из рис. 1, несмотря на снижение доходов в период 2015-2017 гг., в 2018 г. они увеличились на 32,7% по сравнению с 2014 г., а по сравнению с предыдущим, 2017 г., - на 77,6%. На наш взгляд, росту данного показателя способствовали: формирование нормативно-правовой базы, стабильная ситуация в республике, рекламная деятельность на международном рынке туристических услуг республики.

В связи с этим одним из прогнозных документов по развитию данного вида деятельности является Стратегия развития туризма в Республике Таджикистан на период до 2030 года [8], основными целями которой являются следующие:

- формирование институциональной базы туристической сферы;

- совершенствование и развитие туристической инфраструктуры;

- подготовка высококвалифицированных специалистов для данной сферы экономики;

- продвижение туристических продуктов республики в зарубежных странах -разработка и представление национального туристического бренда и его рекламирование;

- внедрение и использование международных стандартов по предоставлению туристических услуг;

- формирование и развитие туристических кластеров за счёт внешних и внутренних инвестиций.

Для достижения каждой из целей развития туризма, в Таджикистане разработаны основные меры, направленные на то, чтобы к 2030 г. Таджикистан стал одной из ведущих

стран по предоставлению туристических услуг согласно международном стандартам.

Краткий обзор нормативно-законодательных документов, касающихся развития туризма в Республике Таджикистан, показал, что основными его направлениями являются: формирование туристической инфраструктуры; значительное обновление, а на некоторых объектах санаторно-курортного и рекреационного назначения - формирование новой материально-технической базы; подготовка высококвалифицированных специалистов для данной сферы деятельности; рекламирование и продвижение национального туристического продукта на внешних и внутренних рынках; развитие не только перспективных видов туристических услуг, но и регионального туризма. Решение этих вопросов предусматривает формирование институциональных основ развития индустрии туризма, внедрение и использование международных стандартов по предоставлению туристических услуг, формирование и развитие туристических кластеров как институциональных структурных единиц по привлечению и эффективному использованию внешних и внутренних инвестиций.

Постоянное возрастание значения сферы услуг в современной экономике ставит множество новых задач, связанных с разработкой адекватных подходов к менеджменту организаций, предоставляющих, в частности, и туристско-рекреационные услуги.

В связи с этим специфика туристско-рекреационного комплекса, связанная с многофункциональным и межотраслевым характером социально-экономических отношений, накладывает определенные требования к формированию системы управления развитием комплекса. Под системой управления понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающих устойчивое функционирование и развитие туризма и рекреации. Она определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на достижение намеченных целей. Если рассматривать весь комплекс управленческо-информационных воздействий на туристско-рекреационную деятельность с широких позиций, то в конечном итоге эти воздействия осуществляются структурными подразделениями непосредственно туристско-рекреационных предприятий, а также взаимодействующими организациями в лице госорганов, страховых компаний, банков и др. Разнообразные управленческие воздействия реализуются как формально - через законы, постановления, методики, приказы, инструкции и т.п., так и неформально - через социальные и групповые нормы, установки и другие социальные и социально-психологические рычаги. В связи с этим необходимо задействовать все механизмы управления туристско-рекреационным комплексом для его дальнейшего совершенствования и развития.

Список использованной литературы:

1. Закон «О туризме» от 3.09.1999, № 824, изменения и дополнения к Закону от 26.12.2005, № 126 и от 19.05.2009, № 530.

2. Постановление "Об объявлении Рамитского ущелья зоной отдыха и туризма" от 18 сентября 2000 года, № 358.

3. Целевая комплексная программа развития Bарзобского района как зоны отдыха, санаторно-курортного лечения и туризма на период с 2000 по 2010 годы, утверждена постановлением Правительства от 09.11.2000, № 461.

4. Комплексная программа развития Бальджуанского района как зоны международного туризма на 2002-2012 годы. Постановление Правительства РТ от 03.07.2002, № 276.

5. План мероприятий о государственной поддержке развития экотуризма, горноспортивного туризма и альпинизма в Республике Таджикистан. Утверждён постановлением Правительства РТ от 04.03.2005, № 80.

6. Концепции развития туризма в Республике Таджикистан на 2009-2019 годы. Постановление Правительства от 2 апреля 2009 г., № 202.

7. Программа развития туризма в Таджикистане на 2018-2020 гг. Утверждена постановлением Правительства РТ от 01.03.2018, № 80.

8. Стратегия развития туризма в Республике Таджикистан на период до 2030 года. Постановление правительства Республики Таджикистан от 01.08.2018, №372.

Reference Literature:

1. .The Law "On Tourism "from 3.09.199, N824; alterations and addenda to the Law from 26.12.2005, #126 and from 19.05.2009, # 530.

2. Enactment "On Announcement of Ramit Gorge to be a Zone of Recreation and Tourism" from September 18, 2000, N358

3. Telic Complex Program of Development of Varzob Nokhiya as a Zone of Recreation, Sanatorium-Resort Treatment and Tourism for the Period of2000-2010 Validated by the Governement Enactment from 9.11.2000, # 46.

4. Compex Program of Development in Regard to Baljuan Nokhiya as a Zone of International Tourism for 2002 - 2012. TR Government Enactment from 3.07.2002, # 276.

5. The Plan of Measures Targeted at State Support of Ecotourism Development, Mountain Sports Tourism and Mountaineering in Tajikistan Republic. Validated by TR Government Enactment from 04.03.2005, # 80.

6. Conception of Tourism Development in Tajikistan Republic for 2009-2019. Government Enactment from April 2, 2009, # 202.

7. Tourism Development Program in Tajikistan for 2018-2020. Validated by TR Government Enactment from 01.03.2018, # 80.

8. Tourism Development Strategy in Tajikistan Republic for the Period up to 2030. Tajikistan Republic Government Enactment from 01.08.2018, # 372.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.