Научная статья на тему 'Институциональные условия, приоритеты и задачи повышения качества подготовки кадров для российского рынка труда'

Институциональные условия, приоритеты и задачи повышения качества подготовки кадров для российского рынка труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
385
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее профессиональное образование / качество подготовки кадров / компетентностный подход / конкурентоспособность / рынок труда / институциональные изменения / результат образования
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональные условия, приоритеты и задачи повышения качества подготовки кадров для российского рынка труда»

РЫНОК ТРУДА И ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 33.088:378

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ, ПРИОРИТЕТЫ И ЗАДАЧИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТРУДА

Анализируется проблема несоответствия качественных характеристик подготовки кадров для российского рынка труда в контексте реформы структуры, институтов и содержания высшего профессионального образования. Методика компетентностной подготовки специалистов в условиях конвергенции стандартов и результатов образования призвана обеспечить конкурентоспособность российских вузов, которая понимается как экономический ресурс для инновационного развития страны и выгодная статья экспорта. Показано, что структурные изменения в российских вузах в рамках присоединения к Болонскому процессу требуют решения ряда институциональных задач. Самыми насущными из них являются: сравнение содержания учебных планов с потребностями рынков труда; реестр имеющихся ресурсов подготовки кадров; приведение результатов образовательных программ в соответствие с новой нормативно-подушевой моделью финансирования и международными стандартами оценки деятельности вузов.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, качество подготовки кадров, компетентностный подход, конкурентоспособность, рынок труда, институциональные изменения, результат образования.

Российское высшее профессиональное образование, так же как и российская экономика, длительное время развивались, ориентируясь только на потребности внутреннего рынка. После открытия границ наши вузы не только не вышли за их пределы, но и утратили ту долю мирового рынка образовательных услуг, которая была у советских вузов до 1991 года1. Участие нашей страны к Болонском процессе показало, что реальна угроза потери позиций и на внутреннем рынке из-за несоответствия качественных характеристик результатов образования новым требованиям компетентностного подхода к подготовке кадров2.

1 Шереги Ф.Э., Дмитриев Н.М., Арефьев А.Л. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов. — М., Центр социального прогнозирования, 2002. — С. 12-13.

2 Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 года «О федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы; Малин А.С. Планирование и организация учебного процесса в инновационном вузе // Экономика образования. 2008. — № 4. — С. 4-5.

И.А. ДУДИНА

Волгоградский государственный университет

e-mail: [email protected]

Ситуация в этой области могла бы еще больше обостриться после присоединения России к ВТО и прихода в нашу страну иностранных провайдеров академических услуг3. Теперь, когда понятно, что это событие произойдет не так скоро, есть время осознать внутренние и внешние институциональные условия, приоритеты и задачи высшей школы в области подготовки кадров.

Одним из важнейших институциональных изменений за последние годы стало повышение норм ресурсного обеспечения государственных вузов из средств Федерального бюджета: с 71,8 млрд. рублей в 2004 году до 161,7 млрд. в 2007. Даже принимая во внимание, что не менее 50% финансирования вузов обеспечивается из средств домохозяйств, можно говорить о начале преодоления системного кризиса недофинансирования высшей школы. Так, Федеральная программа поддержки ведущих вузов в рамках приоритетного национального проекта «Образование» позволила 57 вузам инвестировать в свое развитие суммы, сопоставимые с их годовыми бюджетами.

В соответствии с одобренными правительством РФ принципами реструктуризации бюджетного сектора разработан Законопроект об автономных учреждениях, которыми могут стать вузы, умеющие зарабатывать дополнительные средства. Это означает не только реорганизацию и уменьшения количества бюджетных учреждений, но и расширение организационно-правовых возможностей, а также переход к новым формам финансового обеспечения для предоставления образовательных услуг. Одной из причин сокращения количества вузов является демографический спад, который приведет к сокращению численности абитуриентов с 1 млн 350 тыс. в 2007 году до 750 тыс. в 2015 году.

При этом интеграция в мировое, и, прежде всего, в европейское образовательное пространство, переход на двухуровневую систему подготовки кадров в российских вузах расширяет возможности выбора индивидуального образовательного проектирования и получения дополнительных карьерных преимуществ на рынке труда.

В новых условиях приоритетами высшей школы в подготовке кадров становятся: гармонизация образовательных систем и развитие механизмов признания степеней и квалификаций, создание системы оценки качества высшего образования и повышение показателя отдачи от него4. Данные приоритеты обусловлены как внутренними потребностями Российской Федерации в повышении качества подготовки кадров, так и необходимостью международного признания российской образовательной системы, ее соответствия мировым институциональным нормам и правилам. Целесообразность участия в этом процессе уже не ставится под сомнение, однако дискуссии о Болонских обязательствах России в части доступности и качества высшего образования продолжаются.

Наша страна участвует в Болонском процессе на фоне взаимодействия правительств стран Европейского Союза в рамках Маастрихтского Договора 1992 года, с одной стороны, и Российской Федерации со странами Европейского Сообщества (ЕС) — с другой. В настоящее время организация сотрудничества России и ЕС в области высшего образования на межправительственном уровне ограничивается принципом «побудительного средства» (incentive measure), «исключающего любую гармонизацию законов и постановлений стран-членов»5. Речь, следовательно, идет о гармонизации образовательных систем, стандартов и результатов образования с учетом их содержания и уровневой структуры, а также разнообразия культур и языков6.

3 Страсти по ВТО. [Электронный документ] (http://www.become.ru/articles/325 ). Проверено 08.06.2005; Россия на пороге ВТО / / Российская Ассоциация Бизнес- Образования. С. 26; Животовская И.Г. Глобализация и образование: институциональный и экономический аспекты / / Глобализация и образование /ИНИОН РАН. - М., 2001. - С. 36.

4 По мнению Клуба 2015 и Центра экономических и финансовых разработок показа-тельотдачи от высшего образования у нас остается на уровне 4%, в то время как в Чехии — 7%, в США - 10%. www.cefir.ru. Проверено 13.07. 2008.

5 The Maastricht Treaty. Provisions Amending the Treaty establishing the European Economic Community with a View to Establish the European Community. Chapter 3. Article 126. - Maastricht, 7 February, 1992. - P. 29.

6 The Maastricht Treaty. Treaty of European Union. Article K.3. - Maastricht, 7 February, 1992. -

P. 13.

В Болонской декларации само слово «гармонизация» не упоминалось. Там оперировали термином «конвергенция» (сближение), однако единства в понимании этого термина нет до сих пор. Его вольное толкование можно объяснить тем, что Болонская Декларация включает довольно неясный раздел «Европейское измерение зоны высшего образования, в частности, со ссылкой на содержание учебных программ...»7. Более того, в исходных документах, подготовленных для встреч в Болонье, предлагалось внести такие изменения в систему получения образовательных степеней, которые требовали бы от вуза введения новых учебных программ с установленным образовательным уровнем, формальной аккредитацией и европейской системой зачетных единиц (European Credit Transfer System), своеобразным «знаком европейского качества» (с 2004 года - это знак ECTS).

В Берлинском Коммюнике раздел «Обеспечение качества образования» содержит указание на принцип институциональной автономии, в соответствии с которым основную ответственность за гарантию качества высшего образования несут сами учебные заведе-ния8. Следовательно, повышение ответственности за результаты деятельности является условием реальной академической и экономической самостоятельности вузов, по сути, условием их жизнеспособности как автономных учебных заведений.

В связи с этим структурные изменения в российских университетах, которые произошли в рамках присоединения к Болонскому процессу (двухуровневая модель образовательных ступеней), требуют решения ряда институциональных задач. Самыми насущными из них являются: сравнение содержания учебных планов с потребностями рынков труда; реестр имеющихся ресурсов подготовки кадров; приведение результатов образовательных программ в соответствие с новой нормативно-подушевой моделью финансирования и международными стандартами.

Важно понимать, что основной целью системы получения той или иной академической степени является содействие в трудоустройстве граждан. Это тот социально-экономический контекст, который определяет роль различных субъектов образовательного процесса. В современных условиях 10-процентного показателя безработицы в странах-членах Европейского Союза, с одной стороны, и низкого уровня мобильности рынка труда в России в условиях провозглашенного курса на инновационную экономику страны, с другой, повышение конкурентоспособности российских вузов приобретает стратегическое значение. Понятие конкурентоспособности в данном случае отражает и гарантированную компетентностную подготовку кадров как экономического ресурса для инновационного развития страны, и выгодную статью экспорта.

В этом смысле меры, необходимые для оценки конкурентного потенциала вуза предполагают, прежде всего, открытие вузовских программ для сравнения с международными академическими стандартами и аккредитации компетентными независимыми национальными и международными организациями по оценке качества предоставляемых образовательных услуг. Это неизбежно по ряду причин.

Во-первых, одним из основных препятствий на пути мобильности кадров является многообразие профессий и отсутствие упрощенного доступа на рынок образования. Потенциальные работодатели редко имеют возможность осуществить грамотное сравнение квалификаций, что, по-видимому, входит в противоречие с усилиями по гармонизации образовательных систем. Их постепенное сближение возможно только, если прозрачность предлагаемых вузами программ будет обеспечена.

Во-вторых, существующие конвенции по признанию академических степеней, национальные информационные центры по академическому признанию и мобильности, а также Европейская сеть центров по академическому признанию (NARIC и ENIC) не всегда эффективны в плане обеспечения связи между полученной квалификацией и возможно-

7 Bologna Declaration. http://www.uniqe.ch/cre/activities/Boloqna%20

8 Realizing the European Higher Education Area. Communique of the Conference of Ministers Responsible for Higher Education in Berlin on 19 September 2003. - P. 3. http://www.bologna-berlin2003.de/pdf/Communique1.pdf

стью трудоустройства. Так, существующее в NARIC описание российской системы образования, позволяет этой организации приравнивать российский диплом специалиста к бакалавриату, а кандидатскую степень к степени доктора (Ph.D).

Реестр имеющихся ресурсов подготовки кадров предполагает конкретизацию возможностей и проблем повышения эффективности академической подготовки в новых условиях. Сегодня к таким возможностям недостаточно относить только качественный профессорско-преподавательский состав, инновационные учебные программы, солидную материальнотехническую базу и интенсивность использования информационно-коммуникационных технологий. Сам процесс управления качеством подготовки в вузе приобретает холистический характер. Кроме качества собственно учебных программ и НИР, он должен охватывать качество руководства и управления вузом, маркетинговую деятельность, связь с потенциальными работодателями выпускников, а также мониторинг степени востребованности выпускников на рынке труда. Особое значение теперь имеет структура систем, обеспечивающих эффективную коммуникацию, координацию и интеграцию различных подразделений, так как эта структура обеспечивает внутреннюю организационную эффективность вуза.

В этом смысле частичное копирование или трансплантация европейских образовательных программ на российскую академическую почву не всегда является гарантией их адаптации к новым условиям. Тем не менее, международное академическое сотрудничество является способом создания дополнительных возможностей признания российских вузов.

В качестве основной проблемы, снижающей эффективность использования имеющихся у вуза ресурсов, следует обозначить слабую координацию усилий государства по переходу российской образовательной системы к компетентностной оценке навыков выпускников и по согласованию этих потребностей на наднациональном уровне. Не отработана методика перевода из вуза в вуз и накопления зачетных единиц трудоемкости, которые до сих пор реализуются не в каждом российском учреждении высшего профессионального образования. Сочетаемость национального и международного подходов к качеству образования также требует более прагматичных моделей сотрудничества в рамках академических партнерств, ассоциаций, консорциумов и сетей на европейском, национальном, региональном уровнях. Наконец, сами методы обучения должны измениться: от процессуальной и механической передачи знаний к активному обучению практическим умениям решения задач, принятия решений, нацеленных на результат, управления изменениями.

Приведение результатов образовательных программ в соответствие с новой нормативно-подушевой моделью финансирования финансированию позволит внести большую определенность на рынок высшего образования, избавиться от двойных стандартов государственных вузов по отношению к бюджетным и платным студентам в вопросах доступа к образованию, установления стоимости обучения, критериев оценки его результатов, а также снимет проблему дискриминации в рамках учебного процесса. Предполагается, что прозначность финансовых потоков, откроет новые возможности для привлечения в вузы дополнительных средств, улучшения их материально-технической базы и повышения конкурентоспособности профес-сорско-преподовательского состава. С другой стороны, каждый отдельный потребитель образовательных услуг вуза будет фактически участвовать в формировании предложения их пакетов.

К сожалению, ситуация с модернизацией российского образования сегодня говорит о том, что деятельность нашего государства по совершенствованию системы национальной аккредитации вузов и ее согласованию с международными требованиями до настоящего времени не была достаточно успешной и время, которое сегодня уходит на реформу системы управления российским образованием, работает не на нас.

Тем не менее, необходимость иметь согласованные критерии оценки качества и минимума стандартов для образовательных уровней снова и снова выводит вопросы институ-

212 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ ^ № 10(50)2008

циоанльной аккредитации и эквивалентизации в центр дискуссий о конкурентоспособности российских вузов в европейском образовательном пространстве. Справедливо считается, что важнейшим условием для этого является создание в российских вузах соответствующей международным требованиям системы менеджмента качества образовательных услуг на основе проектной деятельности всех подразделений вуза и потребителей его ус-луг9. Смысл формирования и развития этой системы не только в установлении внутриву-зовского контроля над качеством образовательных услуг, а, прежде всего, в постоянном мониторинге востребованных на региональных и национальном рынках труда компетенций специалистов.

Не менее важным фактором для конкурентоспособности российских вузов является их международное признание. Условия его достижения включают анализ принципов, критериев и противоречий международного академического взаимодействия.

Российские университеты сотрудничают с поставщиками международного образования и заказчиками российских образовательных услуг на принципах экономической целесообразности, взаимной выгоды, компетентности и востребованности.

Экономическая мотивация импорта образовательных услуг движет и государственными и частными университетами. Один из показательных примеров — стремительное распространение франчайзинговых программ двойного диплома, например, опыт совместной работы Российского Центра маркетинга (ЦЕМТ) с голландским университетом ИН-ХОЛЛАНД - программа Российского института маркетинга (РИМА), которая сегодня действует в 15 городах Российской Федерации.

Вместе с тем, взаимовыгодность франчайзинговых соглашений, подобных РИМА, имеет ряд ограничений. Во-первых, сама организация программы, основанной на эффекте масштаба, требует значительных усилий по вовлечению большого количества участников. Во-вторых, для организации таких программ необходимо соблюдать баланс интересов: франчайзи одновременно является поставщиком программы своего вуза; преподаватели кафедры маркетинга проходят обучение в ЦЕМТ и затем работают и на обычной кафедре, и в центре РИМА своего университета. В третьих, поставка таких программ является, как правило, движением в одну сторону, то есть российская сторона — только потребитель зарубежного продукта, кстати, не всегда самого инновационного.

Кроме того, хотя сооответствие образовательной программы поставщика международным стандартам подтверждается репутацией и статусом зарубежного вуза на мировом рынке образовательных услуг, ее качество и востребованность может быть ограничена запросами производственной и непроизводственной сфер определенного российского региона.

Современная российская экономика ориентирована на кадры, которые намного превосходят показатели образования большинства выпускников высшей школы. Действительно значимыми и эффективными для успешной профессиональной деятельности являются не разрозненные знания, но взаимосвязанные компетенции, проявляющиеся в умениях решать жизненные и профессиональные проблемы, осуществлять все виды деловой коммуникации, использовать информационно-коммуникационные технологии и др. Для этого потребуется сравнительный и уровневый анализ содержания предметных, общепредметных и ключевых компетенций для каждой профессии. Тогда основным показателем компетентности будет уровень соответствия индивидуальных компетенций выпускника вуза ожиданиям работодателя и общества.

Таким образом, в современном глобальном контексте институциональная основа для решения проблемы качества подготовки кадров предполагает согласование ре-

9 Сафуанов Р.М. О некоторых направлениях повышения качества образования в вузе // Экономика образования. - 2008. - № 4. - С. 91; Чучалин А.И., Могильницкий С.Б., Коровкин М.В. Теория и практика менеджмента качества в вузе / Доклады международной конференции «Реформы управления в высшем образовании: тенденции, проблемы и опыт. 2—3 марта 2004 года. - Ростов-на Дону, Изд.-во ООО «ЦВВР», 2004 . - С.104.

зультатов вузовских программ с потребностями и национального, и международного рынков труда. В новых условиях государственного финансирования и автономизации вузов эта работа должна проводиться с учетом имеющихся академических, управленческих, маркетинговых и информационных ресурсов подготовки кадров на основе разработанных стандартов компетенций в каждой конкретной области подготовки. Процесс разработки таких стандартов может оказаться той сферой взаимодействия академического сообщества, органов власти и управления образованием, бизнеса и негосударственных организаций, в которой они будут согласовывать свои интересы для развития кадрового потенциала территорий. Это обеспечит новое качество человеческого капитала, от отличительных свойств которого зависят конкурентные преимущества России в современном мире.

INSTITUTIONAL CONDITIONS, PRIORITIES AND OBJECTIVES FOR THE RELEVANCE OF QUALITY TERTIARY EDUCATION TO THE RUSSIAN LABOUR MARKET

The paper analyses the problem of the national tertiary education quality gap that reflects the disproportion between university graduates' aspirations and the labour market expectations. The problem is viewed in the context of the structural, institutional and content-related reform of the Russian higher education. Under the conditions of the European convergence of educational standards and outcomes, the reform methodology of competency-based approach is expected to provide the rise of the competitive capacity of Russian HEIs. The implication of competitiveness is competency-oriented higher education that supplies human capital as an economic resource for Russia's innovative development and may be exported. It is demonstrated that the structural change in the Russian HEIs in the framework of the Bologna process brings about a number of institutional challenges. The most critical of them are: providing syllabi content comparisons to meet the needs of the labour market; making a register of tertiary education current resources; bringing the outcome value of education in compliance with the per-student funding and international standards of HEIs assessment.

IA DUDINA

Volgograd State University e-mail: [email protected]

Key words: tertiary education, quality training, competency-based approach, competitiveness, educational services market, labour market, institutional challenges, education outcome.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.