Научная статья на тему 'Институциональные реформы в российских регионах как условия роста экономики страны[1]'

Институциональные реформы в российских регионах как условия роста экономики страны[1] Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
247
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБНАЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / SUB-NATIONAL LEVEL / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РЕГИОНОВ / DIVERSIFICATION OF THE REGIONS / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / INSTITUTIONAL SPHERE / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ECONOMIC DEVELOPMENT / ПРОБЛЕМНЫЕ СФЕРЫ / REFORM AREAS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карачев И.А.

В статье анализируется потенциал российских регионов и их роль в обеспечении устойчивого роста в стране посредством ускорения институциональных преобразований на государственном уровне. В то время как большинство исследований сфокусировано на слабых сторонах институциональной сферы и бизнес-среды в России, чрезвычайная дифференциация российских регионов в этом отношении часто упускается из виду. Некоторые регионы в России функционируют даже лучше, чем страна в целом, проведя реформирование институтов и бизнес-окружения. В статье выделены четыре направления развития экономики Российской Федерации. Им соответствуют четыре проблемные области, оказывающие наибольшее влияние на уровень экономического роста в российских регионах. В вопросе реформирования проблемных областей регионы накопили значительный опыт. В связи с этим возникает необходимость реализации наилучших практик на национальном уровне. Совмещение направлений развития, проблемных областей, а также регионального опыта позволяет сформировать стратегию устойчивого роста для Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the potential of Russian regions and their role in achieving sustainable growth in the country by accelerating institutional reforms at the state level. While most studies have is focused on weaknesses of the institutional and business-environment in Russia, the extreme diversification of the Russian regions in this regard is often overlooked. After reforming institutions and the business environment, some regions in Russia are functioning better than the country as a whole. The article highlights four areas of the Russian economy. They correspond to the four areas of concern, which have a strong influence on the economic growth in the Russian regions. In all these areas, different regions within Russia have accumulated significant best practices. In this regard, there is need to implement best practices at the national level. Combining development trends, reform areas, as well as regional expertise allows us to make an important step in building a sustainable growth strategy for the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Институциональные реформы в российских регионах как условия роста экономики страны[1]»

И. А. Карачев

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ КАК УСЛОВИЯ РОСТА ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ1

Аннотация

В статье анализируется потенциал российских регионов и их роль в обеспечении устойчивого роста в стране посредством ускорения институциональных преобразований на государственном уровне.

В то время как большинство исследований сфокусировано на слабых сторонах институциональной сферы и бизнес-среды в России, чрезвычайная дифференциация российских регионов в этом отношении часто упускается из виду. Некоторые регионы в России функционируют даже лучше, чем страна в целом, проведя реформирование институтов и бизнес-окружения.

В статье выделены четыре направления развития экономики Российской Федерации. Им соответствуют четыре проблемные области, оказывающие наибольшее влияние на уровень экономического роста в российских регионах. В вопросе реформирования проблемных областей регионы накопили значительный опыт. В связи с этим возникает необходимость реализации наилучших практик на национальном уровне.

Совмещение направлений развития, проблемных областей, а также регионального опыта позволяет сформировать стратегию устойчивого роста для Российской Федерации.

Ключевые слова

Субнациональный уровень, дифференциация регионов, институциональная сфера, экономическое развитие, проблемные сферы.

1 Статья выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 15-32-01043).

2015 № 2 (50) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

I. A. Karachev

INSTITUTIONAL REFORMS IN THE RUSSIAN REGIONS AS THE FACTORS OF COUNTRY'S ECONOMIC GROWTH

Annotation

The article analyzes the potential of Russian regions and their role in achieving sustainable growth in the country by accelerating institutional reforms at the state level.

While most studies have is focused on weaknesses of the institutional and businessenvironment in Russia, the extreme diversification of the Russian regions in this regard is often overlooked. After reforming institutions and the business environment, some regions in Russia are functioning better than the country as a whole.

The article highlights four areas of the Russian economy. They correspond to the four areas of concern, which have a strong influence on the economic growth in the Russian regions. In all these areas, different regions within Russia have accumulated significant best practices. In this regard, there is need to implement best practices at the national level.

Combining development trends, reform areas, as well as regional expertise allows us to make an important step in building a sustainable growth strategy for the Russian Federation.

Keywords

Sub-national level, diversification of the regions, institutional sphere, economic development, reform areas.

Несмотря на быстрый экономический рост в первое десятилетие XXI в., качество российских институтов находилось в стагнации. Несоответствие между быстрорастущим ВВП и ростом реального дохода, а также отстающее качество бизнес- и социальной среды делает Россию одной из самых богатых стран мира с низкими показателями качества институтов [7].

В 2013 г. в рейтинге глобальной конкурентоспособности Россия улучшила свои позиции с 67 до 64-го места из 148 стран, представленных в рейтинге [8]. В 2014 г. Россия в рейтинге еще поднялась и оказалась на 53-й позиции. Относительно хорошая итоговая позиция сложилась несмотря на достаточно низкие показатели по критериям качества публичных институтов, рыночной конкуренции, защиты частной собственности и инновационного потенциала.

Индекс Всемирного Банка в отчете по уровню ведения бизнеса измеряет 11 показателей, которые иллюстрируют, насколько просто организовать бизнес и

управлять делами малого или среднего предприятия в стране. Россия переместилась с 120-го места в 2012 г. на 111-ю строчку в 2013 г. и на 92-е место в 2014 г. по данным отчетов [9, 10, 11]. Наибольшие успехи были достигнуты в показателях учреждения бизнеса (с 100-го на 88-е место) и регистрации собственности (с 46-го на 17-е место). Россия также была высоко оценена по уровню исполнения контрактных обязательств (10-е место) и уплаты налогов (56-е место). При этом Россия до сих пор не избавилась от главных слабостей в некоторых важных областях, которые затрудняют создание и развитие малого и среднего бизнеса, таких как: энергоснабжение (117-е место), трансграничная торговля (157-е место), получение разрешений на строительство (178-е место), защита прав инвесторов (115-е место) и получение кредитов (109-е место).

Однако данные рейтингов не могут отразить сильную дифференциацию внутри России, так как результаты Отчета по уровню ведения бизнеса бази-

руются на данных самого крупного коммерческого центра страны, — города Москвы. Развитие других регионов в расчет не берется. Методология Отчета по глобальной конкурентоспособности также в первую очередь фокусируется на уровне развития страны в целом, не различая субнациональный уровень. В такой большой стране, как Россия, региональные различия существенны. Некоторые из 85 субъектов РФ функционируют значительно лучше, чем в среднем по стране или по сравнению со столицей, которая берется за основу составления большинства современных рейтингов.

Наиболее полным рейтингом, оценивающим бизнес-среду российских регионов, является Отчет Всемирного Банка по ведению бизнеса в России в региональном контексте (2012 г.) [12]. Этот отчет сравнивает требования, которые поддерживают или ограничивают активность бизнеса в 30 российских городах.

Наиболее успешными по уровню ведения бизнеса оказались Ульяновск, Саранск и Владикавказ, тогда как основные российские города: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск расположились на последних строчках рейтинга.

Следует выделить четыре направления развития России, достижение которых способно обеспечить рост экономики страны.

1. Улучшение институтов (защита интеллектуальной собственности, независимость суда, эффективность законодательства, корпоративная этика, защита прав миноритарных акционеров и др.)2 как главный фактор роста экономики России.

2 Институциональное окружение формирует среду, в которой индивиды, фирмы и правительства взаимодействуют в процессе производства национального дохода и богатства страны. От институтов зависят способы, которыми общество распределяет между субъектами блага,

На текущей стадии экономического развития и благодаря неустойчивому росту в ценах на нефть и предметы потребления, главным драйвером роста в России выступает улучшение функционирования институтов [13].

Необходимо различать два типа роста: догоняющий рост и рост на границе [1, с. 38-39]. При догоняющем росте относительно бедная страна может расти посредством улучшения институтов или принятия других централизованных мер. Например, импорт технологий и опыта ведения бизнеса из развитых стран будет достаточным для поддержания такого догоняющего роста. Это может быть реализовано через централизованную модель управления ростом, когда правительство решает вопросы внедрения национальных программ развития. Как альтернатива представленному варианту догоняющий рост может быть реализован и в рамках децентрализованной модели, в которой правительство лишь способствует развитию посредством улучшения качества институтов.

Однако богатые страны могут обеспечить рост на границе только путем улучшения институциональной основы. Централизованная стратегия развития имеет мало шансов на успех. Быстрый рост в этом контексте может быть достигнут только через усиление

а также принимает инвестиционные решения и организует процесс производства. Например, институт права собственности выполняет важную роль в защите прав инвесторов (собственников земли, акционеров, владельцев интеллектуальной собственности). Значимость институтов не ограничивается только правовыми рамками. Чрезмерная бюрократия и всякого рода запреты, сверхрегулирование, коррупция, недостаток прозрачности и доверия, зависимость судебной системы от власти ложатся тяжелым бременем на бизнес и замедляют экономический рост. Частные институты не менее важны, чем институты общественные. Корпоративные скандалы, нечестный бизнес, непрозрачность частного сектора также могут серьезно препятствовать экономическому прогрессу наций.

равенства всех перед законом, большую охрану права собственности и сокращение барьеров для ведения бизнеса [1, с. 41]. Только тогда конкуренция среди существующих фирм и фирм, входящих на рынок, будет способствовать коммерческим и технологическим инновациям, которые сопровождают рост на границе.

Как страна с высоким уровнем дохода и высоким уровнем человеческого капитала и развития, Россия придерживается второго типа роста на границе.

Несмотря на это весьма распространенным является заблуждение о том, что цены на нефть выступают единственным драйвером роста в России. Несомненно, цены на природные ресурсы — это важный фактор. Увеличение цены на нефть на 10 долл. за баррель ведет к увеличению на 1 % ВВП России. Однако на текущем этапе экономического развития цены на предметы потребления не являются единственным фактором роста.

В период быстрого роста экономики России 2000-2008 гг. только половину данного роста можно объяснить повышением цен на энергоносители. Оставшаяся часть роста объясняется применением неиспользованных производственных мощностей, низким уровнем ВВП, грамотной макроэкономической и финансовой политикой и отложенными эффектами реформ 1990-х гг., установившими базовые рыночные институты, а также экономическими реформами В. В. Путина в первый срок президентства.

2. Увеличение роли российских регионов в улучшении институциональной сферы и в закладке фундамента для быстрого и устойчивого роста.

Российские регионы провели разнообразные институциональные и экономические реформы. В отличие от 1990-х гг. (когда наследие советской экономики и ресурсная обеспеченность определяли ее экономическую судьбу)

перспективы роста российских регионов в настоящее время определяются в значительной степени качеством управления и тем спектром реформ, которые ими реализуются.

Можно выделить следующие этапы в экономическом развитии российских регионов: до 1998 г. и после 1998 г. Кризис 1998 г. — это привычная точка раздела между периодом общего экономического спада и переходным периодом, вызванным распадом СССР, и последующим временем сильного роста.

Разница в уровне роста среди российских регионов до 1998 г. в большей степени определялась тремя факторами [2, с. 43-44]:

• Производство энергоносителей. Производство нефти в целом определяло экономический рост до кризиса 1998 года, что можно сказать и о производстве газа;

• промышленные структуры. Основная доля экспорта всегда позитивно коррелировала с темпами роста экономики в докризисный период. Регионы с большой долей химического и топливного производства и с небольшой долей в производстве энергии выигрывали в период до 1998 г.;

• среднее образование. Уровень среднего образования — это еще один важный фактор в этот период.

В целом первоначальные условия — ресурсное производство, промышленная структура и уровень человеческого капитала — унаследованные с советских времен, в большей степени определяли докризисное экономическое развитие в российских регионах. Более того, в период 1995-1998 гг. не наблюдалось жесткой взаимосвязи между проводимыми экономическими реформами и эффективностью регионального развития.

Драйверы регионального роста в посткризисный период значительно отличаются.

Во-первых, первичные условия здесь значительно менее важны для обеспечения экономического роста. Среди факторов, описанных выше, только доля топливного производства в региональной структуре промышленности оказывает значительное влияние на региональное развитие.

Во-вторых, качество управления регионом твердо соотносится с посткризисным ростом экономики.

В-третьих, степень внедрения экономических преобразований, включая локальную приватизацию и развитие малого бизнеса, строго соотносится с уровнем и темпами экономического роста.

3. Реформы в области бизнес-окружения.

Индикаторы, измеряющие простоту ведения бизнеса, показывают, какие из типов требующих реформирования областей имеют наибольшее влияние на темпы экономического развития.

Можно констатировать значительное влияние сокращения обременительных правил на рост экономики, этот фактор позволил примерно на 2,3 процентных пункта увеличить среднегодовой рост [5, с. 397]. Такая зависимость не наблюдается в других потенциальных областях политики роста, таких как: улучшения в сферах начального и среднего образования, инфляция и государственное потребление.

Упрощение правил для входа на рынок для новых фирм способствует увеличению числа зарегистрированных компаний и повышению уровня занятости. Возрастает конкуренция на внутреннем рынке, и потребители выигрывают за счет сниженных цен на товары.

4. Комплексные, полные, а не выборочные преобразования в регионах.

Общий уровень качества институтов определяет, в какой степени реформы бизнес-окружения могут оказать позитивный эффект на экономический рост. Чтобы привести к желаемому результату реформы, направленные на

устранение барьеров для ведения бизнеса, должны сопровождаться общими улучшениями в управлении.

Реформы, нацеленные на сокращение количества правил, барьеров успешны в тех регионах, которые уже имеют сильную институциональную основу. И, наоборот, в регионах со слабым институциональным развитием не будет наблюдаться эффекта от предпринимаемых реформ, а в некоторых случаях это может привести к негативным результатам.

В частности, реформы более эффективны в регионах с правительством, открыто и гласно проводящим свою политику, в областях с более информированным населением, с высоким уровнем промышленного производства (и соответственно, с более эффективным мониторингом бизнес-процессов) и обладающих финансовой автономией.

Чем больше развиты институты управления, тем шире сфера внедрения более либерального законодательства, а отсюда — положительное влияние на производительность компаний и уровень занятости.

Теперь перейдем к анализу тех проблемных областей, которые в большей степени воздействуют на экономическое развитие регионов.

Оценка наиболее перспективных, требующих реформирования областей базируется на трех критериях:

• потенциал существенного ускорения роста, основывающийся на охватывающем всю страну экономическом анализе;

• потенциал устранения важных препятствий для ведения бизнеса;

• потенциал устранения важных негативных стоимостных эффектов, отражающихся на деятельности компаний.

Первая наиболее значимая проблемная область — это снижение уровня коррупции. Исследования выделяют коррупцию как самую важную и распространенную проблему для работы

бизнес-структур в России и как наиболее затратную проблему среди всех барьеров, с которыми сталкиваются компании. Обеспечение равенства всех перед законом рассматривается как главный фактор, оказывающий значительное влияние на темпы экономического роста [6, с. 704-705].

Второй по значимости сферой, требующей реформирования, является повышение доступности получения финансирования. Финансовые ограничения, с которыми компании сталкиваются, оказываются среди наиболее серьезных барьеров в России. Причем можно заключить, что обеспечение равенства всех перед законом и создание равных условий доступа к финансовым активам имеют взаимосвязанные усиливающие друг друга эффекты [4, с. 264]. Финансовые ограничения препятствуют накоплению ресурсов, сокращают производительность и негативно сказываются на уровне экономического роста.

Третьей по счету, но не по важности сферой, требующей преобразования, выступает сокращение затрат и количества процедур при получении разного рода лицензий и разрешений. Стоимость получения разрешений и лицензий для бизнеса является важным препятствием при ведении бизнеса в России. Сокращение таких барьеров будет способствовать снижению уровня коррупции в стране. В современных условиях создание и ликвидация фирм являются главными драйверами роста экономики, поэтому важно сокращать число обременительных процедур при открытии и закрытии бизнеса.

Решение проблемы неадекватной подготовки рабочих кадров. Эта сфера представлена в виде как прямых, так и косвенных затрат. Косвенные издержки проявляются в снижении инновационных мощностей и потенциала роста в условиях недостаточности высокообразованных кадров. Прямыми являются затраты, связанные с долгим поиском кандидатов на

вакантные должности, увеличивающиеся затраты по их адаптации и обучению на рабочем месте или также затраты по производству бракованных товаров.

В заключение можно констатировать, очевидно, очень важную роль российских регионов в построении основы для следующей фазы развития экономики России — фазы инновационного производства. Несмотря на чрезвычайно пеструю картину в уровне экономического развития среди российских регионов, Россия продолжает рассматриваться в большинстве рейтингов в целом без учета специфически инновационных видов деятельности и разработок, имеющих место в региональных центрах.

В связи с этим в качестве рекомендации может рассматриваться смещение взглядов на Россию с национального на субнациональный уровень, перейдя к оценке темпов экономического развития регионов как главных драйверов роста страны. В России нет пока региона, который бы преуспевал во всех областях, поэтому российские регионы славятся набором специфических конкурентоспособных отраслей хозяйства и разным опытом проведения институциональных преобразований, способствующих улучшению условий ведения бизнеса в стране.

Качество управления выделяется как ключевой фактор экономического процветания. Данный показатель тесно связан с ролью, которую играют отдельные индивиды в формировании политики конкретного региона. Регионы, которые лидируют по уровню трансформации бизнеса и инвестиционному климату, имеют такой успех благодаря грамотному и дальновидному руководству со стороны властных региональных структур, способных внедрять и отслеживать прогресс в достижении поставленных целей.

Координация и прозрачность процесса принятия решений также является важным атрибутом во всем разнообразии историй успеха на региональном

уровне. Регионы-лидеры отмечают значимость управления, основанного на участии (коллективного управления), а также необходимость вовлечения специалистов в решение тех или иных проблем региона. Построение ориентированных на оказание услуг публичных институтов основывается на эффективной кооперации управленцев и специалистов, экспертов. Это также позволит построить уровни доверия, которые помогут разморозить инвестиции и предпринимательский потенциал.

Более устойчивая экономика требует большей конкуренции, в том числе между региональными субъектами. Все участники выигрывают от четких правил и процедур, посредством которых наиболее инновационные и лидирующие регионы смогут полностью раскрыть свой потенциал, поддерживая других в построении связей через всю страну. Передача лучших образцов деятельности и обмен опытом между регионами может быть одним из наиболее эффективных путей в достижении этой цели.

Библиографический список

1. Acemoglu, D., Aghion, P., Zilibot-ti, F. Distance to Frontier, Selection, and Economic Growth // Journal of the European Economic Association, MIT Press. — 2006. — Vol. 4. — № 1. — P. 37-74.

2. Ahrend, R. Understanding Russian Regions' Economic Performance during Periods of Decline and Growth — An Extreme Bound Analysis Approach // Economic Systems. — 2012. — Vol. 36. — № 3.

3. Bruhn, M. License to Sell: The Effect of Business Registration Reform on Entrepreneurial Activity in Mexico // Policy Research Working Paper 4538, World Bank, Washington DC. — 2008.

4. Buera, F. J. and Shin, Y. Financial Frictions and the Persistence of History: A Quantitative Exploration // Journal of Political Economy. — 2013. — № 121 (2). — P.221-272.

5. Djankov, S., McLiesh, C., Ramal-ho, R. M. Regulation and Growth // Economic Letters. — 2006. — № 92(3). — P. 395-401.

6. Mauro, P. Corruption and Growth // The Quarterly Journal of Economics. — 1995. — Vol. 110. — № 3. — P. 681-712.

7. EBRD, Transition Report 2013: Stuck in Transition? [Electronic resource]. — URL : http://www.ebrd.com/news/2013/ ebrd-transition-report-2013-stuck-in-transition.html.

8. World Economic Forum, The Global Competitiveness Report 2013-2014 [Electronic resource]. — URL : http://www3.weforum.org/ docs/WEF_GlobalCompetitiveness Re-port_2013-14.pdf.

9. World Bank, Doing Business in Russia 2012 [Electronic resource]. — URL : http://russian.doingbusiness.org/ ~/media/GIAWB/Doing%20Business/ Documents/Annual-Reports/Foreign/ DB12-Russian.pdf.

10. World Bank, Doing Business in Russia 2013 [Electronic resource]. — URL : http://russian.doingbusiness.org/-/ media/GIAWB/Doing%20Business/ Documents/ Annual -Reports/F orei gn /DB13-Overview-Russian.pdf.

11. World Bank, Doing Business in Russia 2014 [Electronic resource]. — URL : http://russian.doingbusiness.org/-/ media/GIAWB/Doing%20Business/Docu ments/Annual-Reports/Foreign/DB14-minibook-russian.pdf.

12. World Bank and International Finance Corporation (IFC), Doing Business in Russia Subnational Report, 20122013 [Electronic resource]. — URL : http://www.doingbusiness.org/~/media/GI AWB/Doing%20Business/Documents/Sub national-Reports/DB12-Sub-Russia.pdf.

13. World Economic Forum, Scenarios for the Russian Federation, 2013 [Electronic resource]. — URL : http://www3.weforum.org/docs/WEF_Scen arios_Russian Federation_Report_2013 .pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.