Научная статья на тему 'Улучшение позиций России в международных рейтингах состояния предпринимательской среды'

Улучшение позиций России в международных рейтингах состояния предпринимательской среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
303
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА / МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЕЙТИНГ / РЕЙТИНГ "ВЕДЕНИЕ БИЗНЕСА" / PUBLIC ADMINISTRATION / BUSINESS ENVIRONMENT / INTERNATIONAL RATING / "DOING BUSINESS"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Букова А.А.

Одним из важнейших направлений государственной политики РФ является улучшение предпринимательской среды бизнеса. Улучшая компоненты предпринимательской среды и повышая привлекательность для инвесторов, органы власти решают задачу роста валового продукта, создают условия для повышения уровня жизни граждан. Международные рейтинги позволяют сопоставить состояние различных сторон общественной жизни в стране или регионе: экономического развития, условий функционирования бизнеса, эффективности государственного управления и других. В России в последние годы интерес к международным рейтингам в области экономики и делового климата постоянно растет. В статье рассмотрены рейтинги, которые регулярно рассчитываются международными рейтинговыми агентствами и финансовыми институтами и представляют собой независимую оценку, вследствие чего выступают важным элементом международного имиджа государства. Также показано место и динамика показателей России в данных рейтингах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the most important directions of the state policy of the Russian Federation is the improvement of the business environment. By improving the components of the business environment and increasing the attractiveness for investors, governments provide growth in gross domestic product and create conditions for improving the living standards of citizens. International ratings let compare various aspects of social life in the country or region: economic development, business operating conditions, the effectiveness of public administration and others. In Russia in recent years interest in international ratings in the economic and business climate is constantly growing. The article defines the international independent ratings regularly calculated by international rating agencies and financial institutions. The position in these ratings represents an important element of the international image of the state. Also the place and the dynamics of russian indicators are shown in the article.

Текст научной работы на тему «Улучшение позиций России в международных рейтингах состояния предпринимательской среды»

12. Postalyuk M.P. Innovatsionnye otnosheniya v ekonomicheskoy sisteme: teoriya, metodologiya i mekhanizm realizatsii [Innovation relationship in the economic system: theory, methodology and mechanism of implementation]. Kazan': KSU Publ., 2006. 420 p.

13. Utkin E.A., Morozova N.I., Morozova G.I. Innovatsionnyymenedzhment[Innovation management]. Moscow: Akalis Publ., 1996. 400 p.

14. Fatkhutdinov R.A. Innovatsionnyy menedzhment: uchebnik [Innovation management]. Saint-Petersburg: Piter Publ., 2008. 448 p.

15. Aniskin Yu.A. Innovatsionnoe razvitie na osnove organizatsionnogopotentsiala kompanii [Innovative development on the basis of the organizational capacity of a company]. Problemy teorii i praktiki upravleniya [Problems of the theory and practice of management]. Moscow: 2006, № 7. pp. 73-83.

16. Volynkina M.V. Pravovoe regulirovanie innovatsionnoy deyatel'nosti:problemy teorii [Legal regulation of innovative activities: problems of theory]. Moscow: Aspekt Press Publ., 2007. 350 p.

17. Rumyantseva E.E. Novaya ekonomicheskaya entsiklopediya [New encyclopedia of economics]. Moscow: Infra-M Publ., 2011. 176 p.

18. Rukovodstvo Oslo. Rekomendatsiipo sboru i analizu dannykhpo innovatsiyam: sovmestnayapublikatsiya OESR i Evrostata [Oslo Manual: Guidelines for Collecting and Interpreting Innovation Data, 3rd Edition]. Moscow: TsISN Publ., 2010. 206 p. ISBN 57602-0173-5

19. Varshavskiy A.E. Problemnye innovatsii: riski i otvetstvennost' [Questionable Innovations: Risks and Responsibility]. http:// www.cemi.rssi.ru/publication/e-publishing/varshav/prepr-255.pdf (accessed 10 February 2015)

20. Osnovnyepokazateli innovatsionnoy deyatel'nosti. Osnovnyeponyatiya [Basic indicators of innovation activities. Basic concept]. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/nauka/minnov-16.htm (accessed 15 February 2015).

улучшение позиций россии

в международных рейтингах состояния предпринимательской среды

А.А. БУКОВА, доц., МГУЛ, канд.экон.науК1

annabukova@yandex.ru (1)ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет леса» 141005, Московская обл., г. Мытищи-5, ул. 1-я Институтская, д. 1

Одним из важнейших направлений государственной политики РФ является улучшение предпринимательской среды бизнеса. Улучшая компоненты предпринимательской среды и повышая привлекательность для инвесторов, органы власти решают задачу роста валового продукта, создают условия для повышения уровня жизни граждан. Международные рейтинги позволяют сопоставить состояние различных сторон общественной жизни в стране или регионе: экономического развития, условий функционирования бизнеса, эффективности государственного управления и других. В России в последние годы интерес к международным рейтингам в области экономики и делового климата постоянно растет. В статье рассмотрены рейтинги, которые регулярно рассчитываются международными рейтинговыми агентствами и финансовыми институтами и представляют собой независимую оценку, вследствие чего выступают важным элементом международного имиджа государства. Также показано место и динамика показателей России в данных рейтингах.

Ключевые слова: государственное управление; предпринимательская среда; международный рейтинг; рейтинг «Ведение бизнеса»

Одним из важнейших направлений российской государственной политики является улучшение предпринимательской или деловой среды бизнеса. Повышая привлекательность страны или региона для инвесторов, органы власти решают задачу роста валового продукта, создают условия для повышения уровня жизни граждан страны. В Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» предусмотрена оценка эффективности работы органов власти на ос-

нове качественных и количественных показателей улучшения инвестиционного климата. В соответствии с данным указом в области улучшения условий ведения предпринимательской деятельности предполагается обеспечить существенное сокращение сроков прохождения процедур субъектами предпринимательской деятельности в таких сферах государственного регулирования, как строительство, подключение к сетям, меры налогового стимулирования и налоговое администрирование, таможенное администрирование;

предложение комплекса мер, направленных на подготовку управленческих кадров в социальной сфере, технических специалистов; создание механизма предоставления государственных гарантий при реализации инвестиционных проектов, а также другие меры по повышению привлекательности деловой среды [1]. Улучшение позиций в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса Doing Business включено в государственную программу «Экономическое развитие и инновационная экономика».

Позитивные результаты поставленных Президентом России задач по развитию экономики и социальной политики и совершенствованию госуправления, безусловно, уже появились: результаты реформ признаны даже международными экспертами рейтинга Doing Business. Проблема заключается в том, что «прорывы» наблюдаются лишь по отдельным направлениям, увеличивается уровень неопределенности при выработке и реализации экономической политики, при этом «расширению» временного горизонта стратегического планирования компаний нестабильность и непредсказуемость деловой среды не способствуют [2].

Оценка предпринимательского климата (среды) страны - это процесс определения тенденций, влияющих или способных повлиять на эффективность предпринимательской деятельности в стране или регионе, а значит и на желание и возможность осуществлять предпринимательскую деятельность. Итогом оценки предпринимательского климата должен являться понятный, однозначный результат.

Учитывая, что характер явлений и процессов определяется множеством факторов, причем качественного характера, в настоящее время все более популярной методикой оценивания становятся рейтинги. Международное экономическое научное сообщество, исследователи, представляющие институциональную школу, считают рейтинги наиболее экономически и методологически сбалансированными инструментами оценки [3, 6].

Международные и внутренние национальные рейтинги - инструмент оценки работы правительства. Результаты рейтин-

гов, показывающих различные аспекты деловой среды, в целом, совпадают: лидерами создания делового климата в мире являются Сингапур, Новая Зеландия, США, Гонконг и Дания. Именно эти страны создают соответствующие стандарты в таких вопросах, как снижение издержек предприятий, уменьшение расходов на государственный аппарат, скорость модернизации и др.

Российское правительство также предпринимает ряд действий для оценки деловой среды с помощью рейтингов - как международных, так и разработанных в России. Особый интерес вызывают, безусловно, авторитетные, признанные во всем мире рейтинги. Среди них выделим рейтинг «Ведение бизнеса» (англ. Doing business), Всемирный банк и Международная финансовая корпорация; Индекс глобальной конкурентоспособности (англ. The Global Competitiveness Index), Всемирный экономический форум; Рейтинг предпринимательской активности (англ. New Business Density); Всемирный Банк; Организация экономического сотрудничества и развития; Евростат; Рейтинг экономической свободы стран (англ. «Index of Economic Freedom»), The Heritage Foundation; Глобальный рейтинг инноваций (Global innovation index), Бизнес-школа INSEAD.

Чем выше позиция страны в рейтинге «Ведение бизнеса» (англ. Doing Business), тем благоприятнее предпринимательская среда для открытия и функционирования предприятия. В целом наиболее благоприятные условия для ведения бизнеса по-прежнему отмечаются в странах с высоким уровнем дохода, являющихся членами ОЭСР, а наименее благоприятные - в странах Африки к югу от Сахары и в Южной Азии [4,5]. Россия в 2014 году улучшила условия ведения бизнеса по трём из десяти индикаторов, при этом результаты оказались лучшими за всю историю рейтинга (62-е место).

Этот показатель значительно выше, чем прогнозный - 80 [1]. Тем не менее перед Россией в данном рейтинге по-прежнему большинство экономически развитых стран мира.

В Индексе глобальной конкурентоспособности 12 факторов детально характе-

Таблица

Анализ рейтингового места россии в международных рейтингах оценки предпринимательской среды Analysis of the rating of Russia's place in the international rankings of the business environment assess

Наименование рейтинга Место России / Количество стран в рейтинге

2014 г. 2013 г. 2012 г. 2011 г.

Ведение бизнеса (Doing business) 62/189 92/185 120/183 124/183

Индекс глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index) 53/144 64/148 67/144 66/142

Рейтинг New Business Density (кол-во предприятий на 1000 трудящихся) 2,71 в 2012-2015 с тенденцией снижения по сравнению с периодом 2007-2011 гг. (4,1)

Индекс экономической свободы «Index of Economic Freedom» 140/178 139/177 141/178 143/178

ризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на различных уровнях экономического развития - от конкурирующего за ресурсы до инновационного (всего три группы) [4]. В числе десяти лидеров рейтинга Швейцария (лидер на протяжении 6 лет), Сингапур, США, Финляндия, Германия, Япония, Гонконг, Нидерланды, Великобритания и Швеция.

Рейтинг Всемирного Банка New Business Density (удельный вес новых предприятий) характеризует предпринимательскую активность. Ключевым показателем рейтинга является количество регистрируемых за год обществ с ограниченной ответственностью на тысячу населения в возрасте 15-64 года [4,7]. В качестве контрольного параметра рейтинг New Business Density используется в «дорожной карте» «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» [2].

В контрольном периоде 2008-2013 (по состоянию на 2013 год) Россия занимает в мировом рейтинге New Business Density 36-е место с показателем 2,71 новых предприятий на тысячу населения в трудоспособном возрасте. По сравнению с предыдущим контрольным периодом этот показатель снизился.

В течение 20 лет в The Wall Street Journal публикуется рейтинг экономической свободы (англ. «Index of Economic Freedom»). Эксперты The Heritage Foundation определяют экономическую свободу как «отсутствие правительственного вмешательства или воспрепятствования производству, распределе-

нию и потреблению товаров, за исключением необходимой гражданам защиты и поддержки свободы как таковой» [4,8].

Постепенное, но ежегодное позитивное изменение индекса экономической свободы наблюдается, например, в Литве, Польше, Армении. При этом место России очень низкое. Хочется также отметить, что «слабые» места предпринимательской среды, связанные с экономической свободой, не улавливаются, например, рейтингом Doing Business.

Подводя итоги, в таблице представим рейтинговое место России в каждом из вышеуказанных рейтингов за 2011-2014 гг., или за период, в течение которого осуществлялось статистическое и экспертное наблюдение.

Положительная динамика показателей России в рейтингах «Ведение бизнеса» и в рейтинге глобальной конкурентоспособности сопровождается чрезвычайно низкими позициями или отрицательной динамикой в других рассматриваемых рейтингах, что, безусловно, отражается на решениях инвесторов и имидже страны в целом.

Меры правительства по повышению прозрачности и ускорению модернизации начали приносить плоды. Россия улучшила свой рейтинг в ряде деловых индексов, дальнейшими шагами по повышению инвестиционной привлекательности должны стать активный поиск новых источников роста, совершенствование предпринимательской среды, поощрение предпринимательской инициативы и развитие инноваций.

Библиографический список

1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» http://www.rg.ru/2012/05/09/gospolitika-dok.html, свободный. - Загл. с экрана.

2. Доклад о состоянии делового климата. Российский союз промышленников и предпринимателей. - httpV/рспп.рф/ library/view/46?s=7, свободный. - Загл. с экрана.

3. Князева, И. В. Системная характеристика рейтингов, содержащих оценку предпринимательского и инвестиционного климата: место России / И. В. Князева, И.В. Бондаренко // Вопросы управления. - 2014. -№ 4(10). - С. 101-114.

4. Букова, А.А. Место России в международных рейтингах состояния предпринимательской среды / А.А.Букова, К.Р. Сулайманова // Актуальные проблемы менеджмента и маркетинга. Науч. тр. Моск. гос. ун-та леса. - 2015. - Вып. № 379. - С. 4-13.

5. Ведение бизнеса - 2014. Понимание регулирования деятельно сти малых и средних предприятий. - http://russian. doingbusiness.Org/~/media/GIAWB/Doing%20Business/ Documents/Annual-Reports/Foreign/DB 14-minibook-russian.pdf, свободный. - Загл. с экрана.

6. Буханцева, С.Н. Формирование эффективной предпринимательской среды / С.Н.Буханцева // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 4-2. - С. 471-475.

7. New Business Density - http://data.worldbank.org/indicator/ IC.BUS.NDNS.ZS/, свободный. - Загл. с экрана.

8. Index of Economic Freedom - http://www.heritage.org/ index/, свободный. - Загл. с экрана.

9. Панфилова, Е.А. Компаративная оценка качества российской институциональной среды / Е.А. Панфилова // Молодой ученый. - 2013. - №4. - С. 271-275.

10. Давидссон, П. Исследуя предпринимательство / П. Дэ-видссон. - М.: Издательство: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет) Серия: Переводные учебники ВШЭ, 2014. - 400 с.

ON IMPROVING RUSSIA'S POSITION IN INTERNATIONAL BUSINESS ENVIRONMENT RATINGS

Bukova A.A., MSFU(1)

annabukova@yandex.ru (1)MSFU. 1st Institutskaya st.,1,141005, Mytischi, Moscow reg., Russia

One of the most important directions of the state policy of the Russian Federation is the improvement of the business environment. By improving the components of the business environment and increasing the attractiveness for investors, governments provide growth in gross domestic product and create conditions for improving the living standards of citizens. International ratings let compare various aspects of social life in the country or region: economic development, business operating conditions, the effectiveness of public administration and others. In Russia in recent years interest in international ratings in the economic and business climate is constantly growing. The article defines the international independent ratings regularly calculated by international rating agencies and financial institutions. The position in these ratings represents an important element of the international image of the state. Also the place and the dynamics of russian indicators are shown in the article.

Key words: public administration; business environment; international rating; "Doing Business"

References

1. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 07.05.2012 № 596 «O dolgosrochnoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy politike» [Decree of the President of the Russian Federation dated_07.05.2012 № 596 "On the long-term government economic policy"] Available at: http://www.rg.ru/2012/05/09/gospolitika-dok.html (Accessed 4 October 2015)

2. Doklad o sostoyanii delovogo klimata. Rossiyskiy soyuz promyshlennikov i predprinimateley [Report on the state of the business climate. Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs.]. Available at: http://rspp.rf/library/view/46?s=7 (Accessed 2 October 2015)

3. Knyazeva I.V., Bondarenko I.V. Sistemnaya kharakteristika reytingov, soderzhashchikh otsenku predprinimatel'skogo i investitsionnogo klimata: mesto Rossii [System Specifications ratings contained an assessment of the business and investment climate: Russia's place]. Voprosy upravleniya [Management Issues], 2014. no. 4 (10). рр.101-114 (in Russian).

4. Bukova, A.A., Sulaymanova K.R. Mesto Rossii v mezhdunarodnykh reytingakh sostoyaniya predprinimatel'skoy sredy [Russia's place in the international rankings of business environment]. MGUL, Aktual'nye problemy menedzhmenta i marketinga: Sb. nauch. tr. [MSFU, Actual problems of management and marketing:Collected papers]. 2015. no. 379. рр 4-13. (in Russian).

5. Vedenie biznesa - 2014. Ponimanie regulirovaniya deyatel'nosti malykh i srednikh predpriyatiy [Doing Business 2014: Understanding Regulations for Small and Medium-Size Enterprises]. Available at: http://russian.doingbusiness.org/~/media/ GIAWB/Doing%20Business/Documents/Annual-Reports/Foreign/DB14-minibook-russian.pdf (Accessed 6 October 2015)

6. Buhanceva, S.N. Formirovanie jeffektivnoj predprinimatel'skoj sredy [Formation of an effective business environment]. Fundamental'nye issledovanija [Fundamental research]. 2013. no. 4-2. pp. 471-475. (in Russian).

7. New Business Density Available at: http://data.worldbank.org/indicator/IC.BUS.NDNS.ZS/,

8. Index of Economic Freedom Available at: http://www.heritage.org/index/

9. Panfilova, E.A. Komparativnaja ocenka kachestva rossijskoj institucional'noj sredy [Comparative evaluation of the quality of the Russian institutional environment]. Molodoy ucheniy [Young Scientist], 2013. no.4. pp. 271-275 (in Russian).

10. Davidsson, P. Researching Entrepreneurship. Springer US, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.