Научная статья на тему 'Повышение позиций России в рейтингах состояния предпринимательской среды как задача государственной политики'

Повышение позиций России в рейтингах состояния предпринимательской среды как задача государственной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА / МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЕЙТИНГ / РЕЙТИНГ "ВЕДЕНИЕ БИЗНЕСА"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Букова Анна Александровна, Дашков Андрей Александрович

Международные рейтинги позволяют сопоставить состояние различных сторон общественной жизни в стране или регионе: экономического развития, условий функционирования бизнеса, эффективности государственного управления и других. В России в последние годы интерес к ним постоянно растет. В статье рассмотрены рейтинги, которые регулярно рассчитываются международными агентствами и финансовыми институтами и представляют собой независимую оценку, вследствие чего выступают важным элементом международного имиджа государства. Также показано место и динамика показателей России в данных рейтингах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING RUSSIA’S POSITION IN BUSINESS ENVIRONMENT RATINGS AS THE PROBLEM OF STATE POLICY

International ratings let compare various aspects of social life in the country or region: economic development, business operating conditions, the effectiveness of public administration and others. In Russia in recent years, interest in international ratings in the economic and business climate is constantly growing. The article defines the international independent ratings regularly calculated by international rating agencies and financial institutions. The position in these ratings represents an important element of the international image of the state. In addition, the place and the dynamics of Russian indicators are shown in the article.

Текст научной работы на тему «Повышение позиций России в рейтингах состояния предпринимательской среды как задача государственной политики»

ПОВЫШЕНИЕ ПОЗИЦИЙ РОССИИ В РЕЙТИНГАХ СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ КАК ЗАДАЧА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация. Международные рейтинги позволяют сопоставить состояние различных сторон общественной жизни в стране или регионе: экономического развития, условий функционирования бизнеса, эффективности государственного управления и других. В России в последние годы интерес к ним постоянно растет. В статье рассмотрены рейтинги, которые регулярно рассчитываются международными агентствами и финансовыми институтами и представляют собой независимую оценку, вследствие чего выступают важным элементом международного имиджа государства. Также показано место и динамика показателей России в данных рейтингах.

Ключевые слова: государственное управление, предпринимательская среда, международный рейтинг, рейтинг «Ведение бизнеса».

IMPROVING RUSSIA'S POSITION IN BUSINESS ENVIRONMENT RATINGS AS THE PROBLEM OF STATE POLICY

Annotation. International ratings let compare various aspects of social life in the country or region: economic development, business operating conditions, the effectiveness of public administration and others. In Russia in recent years, interest in international ratings in the economic and business climate is constantly growing. The article defines the international independent ratings regularly calculated by international rating agencies and financial institutions. The position in these ratings represents an important element of the international image of the state. In addition, the place and the dynamics of Russian indicators are shown in the article.

Keywords: public administration, business environment, international rating, "Doing Business".

В день вступления в должность главы государства 7 мая 2012 г. Владимир Владимирович Путин подписал ряд указов, обозначив основные направления развития страны на ближайшие годы в сфере долгосрочной экономической и социальной политики, здравоохранения, образования и науки, обеспечения граждан доступным жильем и повышения качества услуг жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), развития Вооруженных Сил, реализации внешнеполитического курса. Общая цель работы, которая проводится в рамках исполнения данных указов, - обеспечение нового, более высокого уровня жизни населения, прежде всего за счет повышения эффективности государственного управления и улучшения качества работы государственного сектора.

Одним из важнейших направлений реализации указов Президента РФ является улучшение предпринимательской или деловой среды бизнеса. Улучшая компоненты деловой среды и повышая привлекательность страны или региона для инвесторов, органы власти решают задачу роста валового продукта, создают условия для повышения уровня жизни граждан Российской Федерации. В Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» предусмотрена оценка эффективности работы органов власти на основе качественных и количественных показателей улучшения инвестиционного климата [6]. При этом в области улучшения условий ведения предпринимательской деятельности в соответствии с данным указом предполагалось:

- обеспечить существенное сокращение сроков прохождения процедур субъектами предпринимательской деятельности и стоимости этих процедур в таких сферах государственного регулирования как строительство, подключение к сетям, меры налогового стимулирования и налоговое администрирование, таможенное администрирование;

УДК 339.972 А.А. Букова А.А. Дашков

Anna Bukova Andrey Dashkov

© Букова А.А., Дашков А.А., 2016

- представить систему оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц субъектов РФ на основе качественных и количественных показателей улучшения инвестиционного климата;

- утвердить комплекс мер, направленных на подготовку и переподготовку управленческих кадров в социальной сфере, технических специалистов и инженеров, привлечение иностранных высококвалифицированных специалистов;

- создать институт уполномоченного по защите прав предпринимателей, осуществляющего деятельность на федеральном и региональном уровнях;

- обеспечить организацию обязательного публичного технологического и ценового аудита всех крупных инвестиционных проектов с государственным участием;

- создать механизм предоставления государственных гарантий при реализации инвестиционных проектов, ориентированных в первую очередь на субъекты среднего предпринимательства;

- создать механизм привлечения иностранных организаций, обладающих современными технологиями и управленческими компетенциями, к участию в конкурсах на строительство автомобильных дорог;

- внести изменения в законодательство Российской Федерации в целях исключения возможности решения хозяйственного спора посредством уголовного преследования;

- обеспечить реализацию принципа независимости и объективности при вынесении судебных решений;

- предложить меры по модернизации и инновационному развитию экономики [6].

В современных условиях не лучшей экономической конъюнктуры подтверждается актуальность поставленных Президентом России задач по развитию экономики и социальной политики, совершенствованию госуправления.

Особое значение в сегодняшних непростых условиях приобретает качество деловой среды, при этом ситуация далека от идеала. Нельзя сказать, что позитивных изменений нет: по ряду компонентов делового климата реформы не просто были начаты - уже появились их довольно серьезные результаты, что было признано даже международными экспертами рейтинга Doing business. Улучшение позиций в рейтинге Всемирного банка по условию ведения бизнеса включено в государственную программу «Экономическое развитие и инновационная экономика». На сокращение избыточной административной нагрузки направлены и дорожные карты Национальной предпринимательской инициативы [6]. роблема заключается в том, что «прорывы» наблюдаются лишь по отдельным направлениям, увеличивается уровень неопределенности при выработке и реализации экономической политики, при этом «расширению» временного горизонта стратегического планирования компаний нестабильность и непредсказуемость деловой среды не способствуют [3].

Оценка предпринимательской среды позволяет выявить весь спектр проблем, дает полное понимание того, в какой ситуации мы находимся, и что нужно изменить в лучшую сторону. Методики оценки предпринимательского климата предлагают на данный момент ряд общепризнанных инструментов с одной стороны, и, в то же время, находятся в развитии.

Оценка предпринимательского климата (среды) страны - это процесс определения тенденций, влияющих или способных повлиять на эффективность предпринимательской деятельности в стране или регионе, а значит и на желание и возможность осуществлять предпринимательскую деятельность.

Итогом оценки предпринимательского климата должен являться понятный, однозначный, выраженный символьно или графически результат.

Учитывая, что характер явлений и процессов определяется множеством факторов, причем качественного характера, в настоящее время все более популярной методикой оценивания становятся

рейтинги. Рейтинги позволяют представить качественное состояние объекта через количественные оценки.

Несмотря на преимущества этого инструментария, существуют критики метода, предметом критики является ограниченность набора факторов, включенных в рассмотрение. При этом такое замечание может быть отнесено к любым аналитическим методам и подходам, ситуация все же зависит от набора изучаемых факторов. Международное экономическое научное сообщество, исследователи, представляющие институциональную школу, считают рейтинги наиболее экономически и методологически сбалансированными инструментами оценки [4].

Международные и внутренние национальные рейтинги - инструмент оценки работы правительства: чем выше страна в рейтинге, тем лучше государство справляется со своими обязанностями. Такую картину даст, конечно же, не один, а несколько рейтингов. Это совпадает в случае лидеров создания делового климата в мире - Сингапура, Новой Зеландии, США, Гонконга и Дании. Каковы будут положительные последствия улучшения бизнес - среды? Это снижение издержек предприятий, расходы на государственный аппарат, приток инвестиций, скорость модернизации и новые рабочие места [1]. Именно вышеуказанные страны создают соответствующие стандарты.

Российское правительство также предпринимает ряд действий для оценки деловой среды с помощью рейтингов - как международных, так и разработанных в России. Особый интерес вызывают, безусловно, авторитетные, признанные во всем мире рейтинги.

Рассмотрим содержание и методологию подсчета рейтингов, характеризующих различные аспекты развития деловой среды:

1. рейтинг «Ведение бизнеса» (англ. Doing business) Организация: Всемирный банк и МФК (Международная финансовая корпорация);

2. индекс глобальной конкурентоспособности (англ. The Global Competitiveness Index) Организация: Всемирный экономический форум;

3. рейтинг предпринимательской активности (англ. New Business Density). Организация: Всемирный Банк; Организация экономического сотрудничества и развития - Евростат;

4. рейтинг экономической свободы стран (англ. «Index of Economic Freedom»), Организация: The Heritage Foundation;

5. глобальный рейтинг инноваций (англ. Global innovation index) / Организация: Бизнес-школа INSEAD; специализированная организация по инновационному развитию ООН.

«Ведение бизнеса» (англ. Doing Business) - глобальное исследование условий ведения бизнеса. Чем выше позиция страны в рейтинге, тем благоприятнее предпринимательская среда для открытия и функционирования предприятия. Позиция каждой страны по рейтингу благоприятности условий для ведения бизнеса определяется посредством упорядочивания совокупной оценки, полученной той или иной страной по показателю удаленности от передового рубежа по десяти направлениям. Каждое из направлений состоит из нескольких показателей, имеющих равное значение для индикатора. По результатам исследования, проведенного в 2014 г., первое место восьмой год подряд занимает Сингапур, последовательно проводящий реформы, нацеленные на улучшение условий ведения бизнеса. В первую десятку лидеров также вошли Новая Зеландия, Гонконг, Дания, Южная Корея, Норвегия, Соединенные штаты Америки, Великобритания, Финляндия и Австралия.

В целом, наиболее благоприятные условия для ведения бизнеса по-прежнему отмечаются в странах с высоким уровнем дохода, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а наименее благоприятные - в странах Африки к югу от Сахары и в Южной Азии [2]. Сравним позиции лидера рейтинга и России, а также России и другой страны - члена БРИКС, так как многие проблемы экономического роста в этих странах схожи (см. рис. 1 и 2). Одна-

ко рис. 2 показывает, что акцент при формировании благоприятной среды сделан на разных факторах ведения бизнеса, причем позиции стран БРИКС пока далеки от лидерских.

Рис. 1. Результаты (место) России и Сингапура (лидер рейтинга в 2014 г) в рейтинге «Ведение бизнеса» в 2014 г.

Рис. 2. Место России и Бразилии (страны БРИКС) в рейтинге «Ведение бизнеса» в 2014 г.

Российская Федерация в 2014 г. улучшила условия ведения бизнеса по трем из десяти индикаторов, при этом результаты оказались лучшими за всю историю рейтинга (62 место), эта положительная тенденция сохраняется и в 2015 г. - 54 место.

Эти показатели значительно выше, чем прогнозный - 80 [5]. Тем не менее, перед Россией в данном рейтинге по-прежнему большинство экономически развитых стран мира.

Еще одним средством обобщенной оценки конкурентоспособности стран является Индекс глобальной конкурентоспособности, рассчитываемый с 2004 г. В индексе 12 факторов, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на различных уровнях экономического развития - от конкурирующего за ресурсы до инновационного (всего три группы) [1]. Швейцария в 2015 г. возглавила данный рейтинг шестой год подряд, Сингапур два года подряд занимает второе место. Также в числе десяти лидеров рейтинга США, Финляндия, Германия, Япония, Гонконг, Нидерланды, Великобритания и Швеция.

Рейтинг Всемирного Банка New Business Density (удельный вес новых предприятий) характеризует предпринимательскую активность в разных странах мира, склонность населения к организации новых предприятий, желание вести бизнес в существующем предпринимательском климате. Ключевым показателем рейтинга является количество регистрируемых за год обществ с ограниченной ответственностью на тысячу населения в возрасте 15-64 года [1].

В качестве контрольного параметра рейтинг New Business Density используется в «дорожной карте» «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» [5].

В контрольном периоде 2008-2013 гг. (по состоянию на 2013 г.) Россия занимает в мировом рейтинге New Business Density 36 место с показателем 2,71 новых предприятий на тысячу населения в трудоспособном возрасте. В предыдущем периоде 2003-2007 гг. - 4,1 новых предприятия. По сравнению с предыдущим контрольным периодом этот показатель ухудшился.

В течение 20 лет в The Wall Street Journal публикуется рейтинг экономической свободы (англ. «Index of Economic Freedom»). Рейтинг составляется фондом Heritage Foundation.

Экономическая свобода, отраженная в данном рейтинге - сугубо индивидуальный комплекс факторов, который определен фондом Heritage Foundation. Методика расчета экономической свободы и методика баллов - так же разработана этим фондом. Эксперты The Heritage Foundation определяют экономическую свободу как «отсутствие правительственного вмешательства или воспрепятствования производству, распределению и потреблению товаров, за исключением необходимой гражданам защиты и поддержки свободы как таковой» [7].

В таблице 1 приведены страны-лидеры по уровню экономической свободы. Таблица охватывает доклады с 2009 по 2015 г.

Постепенное, но ежегодное позитивное изменение индекса экономической свободы наблюдается также в Литве, Польше, Армении. При этом место России очень низкое. Хочется также отметить, что «слабые» места предпринимательской среды, связанные с экономической свободой, не улавливаются, например, рейтингом Doing Business.

Таблица 1

Лидеры Индекса экономической свободы 2009-2015

Страна 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Гонконг 1 1 1 1 1 1 1

Сингапур 2 2 2 2 2 2 2

Австралия 3 3 3 3 3 3 4

Ирландия 4 5 7 9 11 9 9

Новая Зеландия 5 4 4 4 4 5 3

Окончание таблицы 1

Страна 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

США 6 8 9 10 10 12 12

Канада 7 7 6 6 6 6 6

Дания 8 9 8 11 9 10 11

Швейцария 9 6 5 5 5 4 5

Великобритания 10 11 16 14 14 14 13

Чили 11 10 11 7 7 7 7

Подводя итоги, в таблице 2 представим рейтинговое место России в каждом из вышеуказанных рейтингов за 2011-2014 гг., или за период, в течение которого осуществлялось статистическое и экспертное наблюдение.

Таблица 2

Анализ рейтингового места России в международных рейтингах оценки предпринимательской среды

Наименование рейтинга Место России / Количество стран в рейтинге

2014 2013 2012 2011

Ведение бизнеса (Doing business) 62/189 92/185 120/183 124/183

Индекс глобальной конкурентоспо- 53/144 64/148 67/144 66/142

собности (The Global Competitiveness

Index)

Рейтинг предпринимательской актив- 2,71 в 2012-2015 с тенденцией снижения по сравнению с периодом

ности New Business Density (кол-во 2007-2011 гг. (4,1)

предприятий на 1000 трудящихся)

Индекс экономической свободы 140/178 139/177 141/178 143/178

«Index of Economic Freedom»

Россия серьезно улучшила свои показатели в рейтинге «Ведение бизнеса», а также в рейтинге глобальной конкурентоспособности. Однако в других исследованиях успехов России не отмечается, что сказывается на международном имидже страны, а также решениях инвесторов.

Внимание к вопросам формирования благоприятной предпринимательской среды, работа государственной и региональных властей с основными драйверами развития, предложенными авторитетными международными рейтингами, развитие диалога государства с предпринимательским сообществом, формирование открытых, партнерских отношений государства и бизнеса ведут к повышению инвестиционной привлекательности. Эта задача определена как российской государственной политикой, так и требованиями современного российского бизнес-сообщества.

Библиографический список

1. Букова, А. А. Место России в международных рейтингах состояния предпринимательской среды / А. А. Букова, К. Р. Сулайманова // Актуальные проблемы менеджмента и маркетинга. - М. : Науч. Тр. Моск. гос. ун-т леса. - 2015. - № 379. - С. 4-13.

2. Ведение бизнеса - 2015. Больше, чем эффективность. - [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://russian.doingbusiness.org/~/media/GIAWB/Doing%20Business/Documents/Annual-Reports/English/DB15-Full-Report.pdf (дата обращения : 01.09.2015).

3. Доклад о состоянии делового климата. Российский союз промышленников и предпринимателей [Электронный ресурс] / Режим доступа : http://рспп.рф/library/view/46?s=7 (дата обращения : 01.09.2015).

4. Князева, И. В. Системная характеристика рейтингов, содержащих оценку предпринимательского и инвестиционного климата: место России / И. В. Князева, И. В. Бондаренко // Вопросы управления. - 2014. -№ 4 (10). - С. 101-114.

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2014 года № 570-р [Электронный ресурс] «Перечень показателей оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 года)» (с изменениями на 1 сентября 2015 года). - Режим доступа : Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения : 01.09.2015).

6. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 [Электронный ресурс] «О долгосрочной государственной экономической политике». - Режим доступа : http://www.rg.ru/2012/05/09/gospolitika-dok.html (дата обращения : 01.09.2015)

7. Index of Economic Freedom - [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.heritage.org/index/ (дата обращения : 01.09.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.