Научная статья на тему 'Институциональные проблемы российского образования на современном этапе'

Институциональные проблемы российского образования на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
796
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЗНАНИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕГО ПРОБЛЕМЫ / EDUCATION / KNOWLEDGE / HUMAN CAPITAL / FACTORS ARE CHANGING THE EDUCATION SYSTEM / FEATURES OF HIGHER EDUCATION AND ITS PROBLEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тришкина Н. Ю.

Экономисты, философы, политологи связывают образование с концепцией устойчивого развития и рассматривают его как мощную производственную силу, которую человечество по-настоящему начало осваивать только в XX в. Вместе с тем, образование является общественным явлением, которое определяет направления развития человеческой цивилизации, формирует идеалы и ценности личности, общественное сознание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional issues Russian education today

Economists, philosophers, political scientists attributed Education for a concept of sustainable development and consider it a strong industrial power that mankind are really beginning only in the XX century. However, education is a publicleniem explosion, which determines the direction of human civilization, forms the ideals and values of the individual, the public consciousness.

Текст научной работы на тему «Институциональные проблемы российского образования на современном этапе»

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

ТРИШКИНА Н.Ю.,

соискатель,

Академия повышения квалификации руководящих работников и специалистов курортного дела, спорта и туризма, г. Сочи,

е-таП: apk@sochi.com

Экономисты, философы, политологи связывают образование с концепцией устойчивого развития и рассматривают его как мощную производственную силу, которую человечество по-настоящему начало осваивать только в XX в. Вместе с тем, образование является общественным явлением, которое определяет направления развития человеческой цивилизации, формирует идеалы и ценности личности, общественное сознание.

Ключевые слова: образование; знания; человеческий капитал; факторы изменения системы образования; особенности высшего образования и его проблемы.

Economists, philosophers, political scientists attributed Education for a concept of sustainable development and consider it a strong industrial power that mankind are really beginning only in the XX century. However, education is a publicleniem explosion, which determines the direction of human civilization, forms the ideals and values of the individual, the public consciousness.

Keywords: education; knowledge; human capital; factors are changing the education system; features of higher education and its problems.

Коды классификатора JEL: I21, I23.

Одними из главных аргументов в пользу приоритетной роли образования в современном мире, являются научнотехнический прогресс и глобальная технологизация передовых стран мирового сообщества. От уровня технологического развития каждой страны зависит не только ее экономическое могущество и уровень жизни населения, но и положение этой страны в мировом сообществе, возможности экономической и политической интеграции с другими странами, а также решения проблем национальной безопасности. В то же время уровень развития и использования современных технологий в той или иной стране определяется не только развитием материальной базы, но главным образом — уровнем интеллектуализации общества, его способностью производить, усваивать и применять новые знания. Все это самым тесным образом связано с уровнем развития образования в стране.

Происходящие сегодня в нашем обществе кардинальные перемены требуют серьезного переосмысления сложившегося в последние десятилетия отношения к человеку. Особая роль в решении проблемы человека на современном переходном этапе и на более длительную историческую перспективу, как показывает мировая практика, принадлежит образованию.

Всякий раз, когда в обществе происходят какие-то радикальные перемены - технические, экономические или социальные, — они приводят к изменению характера образования. Сегодня в России происходит изменение всей общественной системы в целом, настоящий цивилизационный сдвиг. Он сопровождается колоссальным кризисом всех сторон жизни, прежде всего экономики, — и образование оказалось одной из наиболее уязвимых сфер. Поэтому объективно перед образованием возникают две разномасштабные задачи, к сожалению, связанные между собой. Первая - элементарно выжить, сохранить достигнутый уровень образовательной культуры. А вторая - соответствовать вызову времени. Необходимо формирование через образование новой системы ценностей, нового мировоззрения людей, которые будут жить в обществе другого типа. Таким образом, мы можем говорить не только об определяющей роли образования в развитии экономики государства, но и о необходимости опережающего развития системы образования.

Перспективные задачи, которые стоят перед российским образованием, определяются не только тем, что происходит в России, но и тем, что происходит во всем мире. Когда-то нужны были профессии, отвечавшие структуре крупной индустрии. Сегодня ее значение для прогресса и, соответственно, удельный вес в развитых странах резко падает. Начинают доминировать новые области деятельности, прежде всего связанные с информационной революцией.

Национальные системы образования различных стран перманентно подвержены кризисным явлениям. Всюду периодически приходится испытывать недостаток финансовых средств, преподавателей, помещений, учебных пособий и

© Н.Ю. Тришкина, 2011

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

т.д., то есть решительно всего, кроме самих обучающихся. Надо реально сознавать: рынок — жесткая вещь. К сожалению, не всегда конъюнктурные потребности, а часто и возможности рынка, соответствуют фундаментальным потребностям общества и государства.

Однако рыночные механизмы не должны быть пущены на самотек, они должны дополняться государственной политикой. И принцип именно такой: то, что рынок может регулировать сам, он и должен регулировать, но рядом должна находиться область государственного управления, охватывающая нерыночные по своей природе сферы экономики, такие как искусство и фундаментальную науку. Негосударственный вуз не может, например, позволить себе готовить химиков, а государственный обязан их готовить, хотя бы штучно, потому что химия должна существовать, специалисты в этой области необходимы для поддержания экономической, военной безопасности страны.

Недостаточная эффективность высшего профессионального образования обусловлена не только отсутствием учета тенденций рынка труда, но и рядом других причин:

сохраняется ориентация на обучение профессиям, направленным на интеграцию в сферу материального производства в ущерб другим областям деятельности;

в большинстве случаев используется традиционная система обучения; технология обучения не адаптирована к запросам общества;

отсутствует система поэтапной профессиональной подготовки;

не реализуется в полной мере адаптационная функция профессионального образования; отсутствуют гибкость и вариативность обучения по срокам и содержанию.

На современном этапе развития общества все более очевидным становится, что одним из определяющих факторов экономического роста является человеческий фактор: знания, человеческий капитал. Ведущие страны мира обеспечивают развитие экономики именно за счет стимулирования наукоемкого производства, научно-технического и социального прогресса, которые все больше детерминируются качественными характеристиками национальной системы образования, адекватностью подготовки ученых и специалистов высокой квалификации требованиям формирующейся неоэкономики.

Сегодня ситуация в России резко изменилась, и, к сожалению, приходится констатировать, что тон задает массовая культура, которая пропитала все средства информации, все печатные издания и - что самое страшное - которая оказывается гораздо более влиятельным фактором в формировании человека, чем истинная культура. В российском обществе существует тот набор знаний, который давался, и та абсолютно унифицированная система образования удовлетворяла всех, потому что это ровно то, что мы требовали в обществе. Сегодня общество требует другого. Сегодня общество требует многогранности, ответов на самые разные вопросы, и набора знаний сегодня уже недостаточно.

Школа и вуз официально ориентированы на высокую культуру. Но в конкуренции с массовой культурой они сегодня безоговорочно проигрывают. По нашему мнению, в настоящее время массовая культура несет облегченные варианты информации. Она снимает моменты сложности действительности, как бы препарируя эту действительность таким образом, что ее становится не только легко, но и приятно "усваивать", она существует в форме развлечения. Когда ребенок обретает самосознание (скажем, школьник младших классов), он уже, как правило, сформирован боевиками, поп-музыкой и другими жанрами массовой культуры, а культуры серьезной пока еще и не познал. Поэтому, когда он приходит в университет и ему начинают читать мировую философию и узнает о высоких ценностях эпохи Ренессанса, Просвещения и так далее, то для него это уже оказывается какой-то запредельной информацией, которую он не может воспринимать, так как привык к совсем другим ценностям. И эти люди через какой-то период времени могут стать руководителями нашего общества, нашей экономики, нашей политики.

Если в начале 60-х гг. эксперты ЮНЕСКО признавали систему образования в СССР лучшей в мире, то в 1990-х гг. наша школа скатилась по уровню знаний и коэффициенту интеллектуального развития на серединное место в последней двадцатке слабо развитых стран. Для возрождения страны нужна здоровая (физически и нравственно), прекрасно образованная, высококультурная и высокоинтеллектуальная молодежь - и не единицы, не десятки и не сотни, а целое поколение или даже несколько поколений. Все это ставит перед современным образованием самую сложную проблему - тончайшую работу с духовным миром человека.

Именно признание этих обстоятельств делает особой задачей подготовку элиты. Признак элиты - качество, не местоположение. Наверху должен быть тот, у кого самое высокое качество. А для этого необходима подготовка. На наш взгляд, высококачественную подготовку и смогут дать элитарные школы и вузы. И они должны быть на содержании, причем на хорошем содержании, у государства. На Западе деньги чаще всего сочетаются с достаточно высокими интеллектуальными и моральными требованиями к человеку. А это уже вопрос элиты. Именно она обеспечивает высшие уровни функционирования системы. Обеспечение науки, производства, органов управления высококвалифицированными кадрами является одной из главных задач деятельности системы образования, ибо интеллектуальный потенциал становится определяющим фактором возможности прогрессивного развития общества.

Если все будет продолжаться именно так и не будет реального заказа в обществе на то, чтобы появилось образование, которое стимулирует совершенно другую систему ценностей в информационном обществе, то победит то общество, которое сможет формировать новые идеи и их реализовывать. Образование не должно отвечать только на то, чтобы просто познать другой мир, а должно создавать новый интеллектуальный продукт, так как XXI век - это вызов интеллектуальный. Страны, неспособные обеспечить качественное образование населения и владение современными технологиями, будут отгорожены от глобального экономического роста расширяющимся разрывом в уровне жизни населения и рискуют исчезнуть из числа самостоятельных субъектов мирового экономического сообщества.

Не учить надо заставлять, а нужно стимулировать желание осваивать новую информацию. И под «новой информацией» должна подразумеваться и культура, и история, и русский (и иностранные) язык, потому что в противном случае у

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

247

нас в глобальный мир войдет новое поколение, которое при этом не будет нести Культуру. Это уже сейчас наблюдается. И это на самом деле катастрофа. Этот заказ нужно формировать в обществе, прежде всего.

В сфере образования углубляются проблемы разрыва преемственности средней и высшей школы. Без решения этих проблем невозможно развитие, а затягивание их решения сказывается на качестве работы педагогов и системы в целом. В теоретическом плане сегодня наиболее остро стоят задачи фундаментализации не только высшего, но и общего среднего образования, которое, наряду со знаниями, обучением способам деятельности, призвано формировать системы ценностей, социальные нормы, другие элементы культуры. Педагогическая общественность в содержательной части исходит в своей работе из принципа «знаний не может быть много». Приход в сферу образования "образовательных технологий", в том числе и информационных (наглядность), должен, и это принципиально, обеспечить сохранение сложившейся, во многом уникальной, российской системы образования и при этом стимулировать такие изменения, которые позволили бы этой системе лучше адаптироваться в современных условиях.

Большинство стран осознает, что система национального образования, общего, высшего, и профессионального, и уровень развития науки и культуры решающим образом определяет уровень развития индустриальных структур и сферы услуг и является главным фактором в достижении национального благосостояния, социальной стабильности, здоровья и оптимистического мироощущения народа. Осознание этого факта выражается на вполне конкретных политических и экономических действиях. Развитые страны тратят до 10% своего бюджета, а быстро развивающиеся - до 13% — на образование. Германия провозгласила государственной задачей начала XXI в. всеобщее высшее бесплатное образование.

К сожалению, в России господствуют обратные тенденции. Резкое сокращение финансирования привело нашу науку и образование в плачевное состояние. Подобное отношение к образованию даже в условиях экономического кризиса является серьезной стратегической ошибкой правительства. Взгляд на образование необходимо изменить радикальным образом: ведь образование - объект перспективных и чрезвычайно выгодных инвестиций, состояние и эффективность работы которого определит в ближайшее десятилетие облик государства (его экономический и производственный потенциал, обороноспособность, жизненный уровень граждан, международный статус).

В процессе дальнейшего исследования это новационное теоретическое положение может быть адекватно отражено в тезисе о двойственности институциональной инерции, которая присуща российской системе образования: с одной стороны, она является защитной реакцией системы в случае, если внедряемые институты противоречат друг другу, а с другой - выступает как негативный фактор, замедляющий модернизацию образования, что выражается в периодическом возвращении к отжившим институциональным схемам, не соответствующим сложившимся экономическим условиям.

Обращение к классической теории человеческого капитала позволяет объяснить неэффективность существующей в России институциональной структуры системы образования, выросшей из плановой системы с доминированием социальных сигналов, ее невосприимчивостью к рыночным сигналам, что детерминирует устойчивость разрыва связей между рынком, системой образования и финансовой сферой.

В свою очередь, система образования может быть идентифицирована как основа экстенсивного и интенсивного увеличения человеческого капитала, а на основе факторного моделирования экономического роста выявляется мультипликативное воздействие инвестиций в человеческий капитал на экономическое развитие.

Характерными особенностями высшего образования по сравнению с другими образовательными и научными системами, являются:

♦ единство социального, культурного, экономического и научного на основе системности и взаимодействия формирует определенный интегральный результат, проявляющийся в процессах воспроизводства общества;

♦ системное воспроизводство на высоком интеллектуальном и культурном уровнях одновременно всех элементов процесса получения, восстановления и продуцирования знаний: источника знаний (науки), носителя знаний (преподавателя), объекта и субъекта знаний (студента);

♦ монополия на сферу образования и науки, в случае распада которой невозможно найти другие системы и механизмы соответствующей деятельности;

♦ продолжительность приобретения и воспроизведения знаний, подготовки кадров, формирование научных школ по сравнению с высокой мобильностью населения, производства, торговли и т.д.;

♦ открытость образовательного и научного пространства, возможность быстрой адаптации ученых к изменяющимся условиям экономического и социального развития;

♦ высокий уровень конкуренции в сфере научной и образовательной деятельности как внутри страны, так и за ее пределами.

Обеспечение науки, производства, органов управления высококвалифицированными кадрами является одной из главных задач деятельности системы высшего образования, ибо интеллектуальный потенциал становится определяющим фактором возможности прогрессивного развития общества, а его снижение представляет собой реальную угрозу для национальной экономической безопасности страны, причем со значительными экстернальным и интернальным мультипликативными эффектами.

В этой связи анализ системы факторов, определяющих формирование и дальнейшее совершенствование деятельности целостного хозяйственного механизма воспроизводства образовательных услуг как фактора устойчивого экономического роста, представляет собой актуальное направление науки и важнейшую народнохозяйственную задачу, от решения которой зависят не только результаты трансформационных процессов в целом, но и социально-политические параметры наращивания экономической мощи народнохозяйственного комплекса и устойчивого социально-экономического развития.

Особого внимания заслуживает квалифицированное исследование общетеоретических характеристик высшего образования ввиду его особой социально-экономической и инновационной значимости. По нашему мнению, необходим строгий категориальный анализ того, что входит в понятий «образовательная услуга» и «экономика образования», ко-

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

ТЕRRА ЕСО^ОМЮ^ ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

торые кладутся в основу выделения направлений и течений в исследовании экономической природы образовательных услуг в постиндустриальном обществе, чьи представители в разные периоды анализировали экономическое содержание образовательных услуг, образования как такового во взаимосвязи всей совокупности обусловливающих его факторов в условиях различных типов экономических систем: традиционной, командно-административной и рыночной.

Основные концептуальные характеристики понятий «блага (продукта), производимого в сфере образования» (некон-курентоспособность и неисключаемость до некоторого порогового значения, переход в разряд смешанных и социально значимых благ с внутренними и внешними положительными эффектами), могут быть положены в основу выявления экономической природы высококачественной образовательной услуги, провозглашенной основным приоритетом Национальной Доктрины образования РФ, а также послужить базой для анализа рейтингового положения РФ в группе ведущих индустриальных держав по макроэкономическим параметрам места отрасли образования в системе национальной экономики.

В связи с дефицитом государственного финансирования образования возникает вопрос, не является ли показателем эффективности (неэффективности) институциональной структуры небольшой по сравнению с развитыми странами поток частных инвестиций в сферу образования. Исходя из этого, мы считаем необходимым подчеркнуть необходимость разработки национальной концепции образования как институционального фактора развития высшей школы России в XXI в., которая бы включала систему взаимосвязанных принципов развития на ближайшие 20-30 лет начального и среднего образования, профессиональной подготовки, развития высшей школы, системы переподготовки и повышения квалификации кадров, а также системы подготовки научных кадров с соответствующими организационно-правовыми формами учреждений и организаций.

При этом, учитывая реалии и перспективы социально-экономического развития России, главной формой государственного регулирования системы образования и науки должна стать разработка именно такой концепции, определение приоритетов и направлений деятельности отдельных подсистем и контроль за обеспечением конституционных прав граждан России на получение образовательных и научных услуг.

В настоящее время с мире сложилось понимание того, что именно человеческий капитал и интеллектуальная элита дают наибольшее основание относить Россию к числу развитых стран, тогда как по целому ряду экономических показателей и индикаторов она объективно принадлежит к развивающимся.

Опора на образованность и культурный потенциал общества, на качество интеллектуальных ресурсов позволит России сохранить свое место в ряду сверхдержав, способных оказывать влияние на мировые процессы. Двигателем развития страны в этой связи должна стать информационно-образовательная инфраструктура, выделившаяся в отдельную отрасль организации и управления социально-экономическими процессами федерального масштаба. С данной позиции профессиональное образование и человеческий фактор в экономике — это базис национальной безопасности и укрепления институтов государства. Высшей школе, как отрасли народного хозяйства предстоит достигнуть нового качества экономического роста, интегрироваться в рыночную экономическую жизнь.

Поэтому необходимо сделать все возможное для ресурсной обеспеченности образовательной сферы. Нынешний этап эволюции общества, особый по глубине и значению период экономических, политических преобразований, всего общественного уклада жизни, определяет особенности образовательного процесса и создает условия для формирования новых общественных связей и отношений, приспособления или создания новых образовательных систем и институтов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бажуткин Д.Г. Человеческий капитал в современной экономике: теория, методология, приоритеты развития: монография. СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2008.

2. Малеин В.М. Экономическая природа образовательной услуги как доверительного блага // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 2.

3. Силантьева Н.С. Совершенствование экономических отношений в системе образования. Саратов: Издат. центр СГСЭУ, 2009.

4. http://vo.hse.ru/authors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.