Научная статья на тему 'Институциональные проблемы России, обусловленные наличием природных ресурсов'

Институциональные проблемы России, обусловленные наличием природных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
45
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
РЕСУРСНОЕ ПРОКЛЯТЬЕ / УРОВЕНЬ ДЕМОКРАТИИ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКИХ ГОРОДОВ / ПРИРОДНАЯ РЕНТА / RESOURCE CURSE / LEVEL OF DEMOCRACY / ECONOMIC DEVELOPMENT OF RUSSIAN CITIES / NATURAL RESOURCE RENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамонтова Ирина Юрьевна, Фомина Мария Александровна

Основополагающий вопросом институциональных проблем в России является следствие богатого обладания природными ресурсами. Один главных недостатков это неумение правильно распоряжаться таким национальным богатством, как нефть, природный газ, каменный уголь, металлы. В статье обсуждается вопрос: какие преобразования и курс политики стоит выбрать на региональном уровне, чтобы отойти от «ресурсного проклятья» для развития страны в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL PROBLEMS OF RUSSIA DUE TO THE AVAILABILITY OF NATURAL RESOURCES

The fundamental issue of institutional problems in Russia is the consequence of the rich possession of natural resources. One of the main disadvantages is the inability to properly manage such national wealth as oil, natural gas, coal, metals. The article discusses the question: what changes and policy course should be chosen at the regional level to move away from the "resource curse" for the development of the country as a whole.

Текст научной работы на тему «Институциональные проблемы России, обусловленные наличием природных ресурсов»

STUD NET

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИИ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ НАЛИЧИЕМ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

INSTITUTIONAL PROBLEMS OF RUSSIA DUE TO THE AVAILABILITY

OF NATURAL RESOURCES

Мамонтова Ирина Юрьевна, кандидат педагогических наук, специалист по учебно-методической работе кафедры ЭТиМ ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», г. Москва

Фомина Мария Александровна, студентка магистратуры по направлению «Общий стратегический менеджмент» ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», г. Москва

Irina J. Mamontova, candidate of pedagogical sciences specialist in training and methodical work of the department of economic theory and management, State university of land use planning, Moscow Fomina Maria, master student, State university of land use planning, Moscow

Аннотация

Основополагающий вопросом институциональных проблем в России является следствие богатого обладания природными ресурсами. Один главных недостатков - это неумение правильно распоряжаться таким национальным богатством, как нефть, природный газ, каменный уголь, металлы. В статье обсуждается вопрос: какие преобразования и курс политики стоит выбрать на региональном уровне, чтобы отойти от «ресурсного проклятья» для развития страны в целом.

Summary

The fundamental issue of institutional problems in Russia is the consequence of the rich possession of natural resources. One of the main disadvantages is the inability to properly manage such national wealth as oil, natural gas, coal, metals. The article discusses the question: what changes and policy course should be chosen at the regional level to move away from the "resource curse" for the development of the country as a whole.

Ключевые слова: ресурсное проклятье, уровень демократии, экономическое развитие российских городов, природная рента. Keywords: resource curse, level of democracy, economic development of Russian cities, natural resource rents.

Существует в мире парадокс, что страны, обладающие значительными ресурсами, развиваются хуже, чем страны, независящие от наличия запасов нефти или природного газа, или других ресурсов в стране - такой парадокс называется «ресурсным проклятьем». Наша страна богата различными природными ресурсами, несомненно, это национальное достояние. Но в то же время мы ресурсозависимая страна, что сказывается на развитии России порой отрицательно, так как у нас нет развитых институтов, которые стимулировали бы экономический рост при такой зависимости от доходов, получаемых от экспорта природных ресурсов. Несмотря на то, что идет огромный приток иностранной валюты, но богатство сырьевыми ресурсами - это скорее оказывает отрицательное влияние, чем положительное, так как увеличивается уровень коррупции из-за погони за рентой, не происходит развития экономических и политических институтов, а также укрепляется экономическое неравенство между регионами.

Английский экономист Р. Аути заложил фундамент в появлении теории «ресурсного проклятия» Данный термин имел определение такой закономерности, что у стран-экспортеров нефти наблюдается тенденция низкого уровня жизни граждан. Во многом это связано с тем, что снижение темпов развития именно тех стран, у которых избыток природных ресурсов, завязано на продажи своих ресурсов [1]. Но не все страны подверглись «ресурсному проклятью». Так, на примере Норвегии, мы видим, как удачно выбран целесообразный курс: перераспределение доходов граждан, развитая современная промышленность, а также малый и средний бизнес представляет значительную часть экономики страны. Благодаря правильному государственному вмешательству и свободе рынка, Норвегия избежала ресурсного проклятья, несмотря на свое природное богатство.

При наличии хороших политических институтов существовали бы и стимулы к развитию, но так как немалую долю доходов РФ составляют налоги от экспорта нефти, газа и металла, то у правительства нет побуждающих стимулов для разработок новых реформ или развития институтов, которые контролировали бы деятельность чиновников и политиков. Чем лучше экономические институты, тем будет сложнее получать прибыль от ресурсной ренты для элит. Исходя из этого, следует определять ресурсное проклятье, как нерациональные действия правящей элиты в распределении природных богатств. Более того, из-за того, что не происходит развитие институтов, все это плохо сказывается на стране в долгосрочной перспективе.

Ориентация экономики на производство и экспорт нефти влияет на уровень развития демократии, Россия - не исключение. Она так же, как и другие страны, (Венесуэла, Мексика, Иран) подвергается влиянию от изменений цен на нефть. Т. Фридман отмечал, что «уровень цен на нефть и уровень свободы в богатых нефтью государствах неизменно связаны обратно пропорциональной зависимостью. Чем больше растет средняя мировая цена на сырую нефть, тем сильнее в этих странах размываются свобода слова и печати, институт свободных и честных выборов, независимость судов и политических партий»[5].

Стоит так же отметить, что в России существует экономическое неравенство между нефтедобывающими регионами и субъектами Российской Федерации, не имеющими богатых природных ресурсов. Это приводит к сильному расслоению населения, как в доходах, так и в уровне оказания социальных услуг (образование, здравоохранение). У нас критическое количество слаборазвитых регионов, и, к сожалению, государство не в состоянии сгладить дифференциацию, субъекты должны самостоятельно развиваться, так как федеральная помощь образует зависимость субъектов от финансовой поддержки [3].

По данным Росстата, государство получает серьезные доходы от экспорта сырьевых товаров: основная доля российского экспорта состоит из природных ресурсов (доля нефти от общего российского экспорта составляет 34%, а доля газа 15%) [6]. Такое изобилие должно контролироваться, чтобы не было последствий, и поэтому наше правительство проводит разумную макроэкономическую политику, которая сдерживает «голландскую болезнь»: накапливание резервов в Стабилизационном фонде [2]. Фонд сосредотачивает часть налоговых поступлений от экспорта сырьевых товаров, предполагается, что они будут использованы для развития экономики, для социальных трансфертов и т.д.

Следует отметить, что появилась альтернативная «ресурсному проклятию» гипотеза, согласно которой наличие сильных государственных институтов не позволяет эффективно распоряжаться доходами природной ренты и обеспечивать высокие результаты экономического и социального развития страны [4]. Фактически главной идеей предлагаемой модели является полная передача государственных корпораций, занимающихся добычей природных ресурсов, в частные руки. В основу этой модели положены показатели институциональных рейтингов и структуры собственности в добывающих отраслях сырьевых стран в различных регионах мира. Верховенство закона, гарантированные права собственности, значительная экономическая свобода

рассматриваются как позитивные факторы, а присвоение государством ренты - как системное препятствие для развития богатых ресурсами стран. В модель включены такие переменные, как институциональный климат и доля государства в нефтяных компаниях. Чем она ниже, тем лучше, поскольку участие государства в добывающем производстве способствует оттоку частных инвестиций, присвоению ренты и росту коррупции, снижает общую производительность труда в экономике.

Из вышесказанного следует, что наличие институциональных проблем в России является, в том числе, и следствием обладания природными ресурсами. Один из главных недостатков - это неумение правильно распоряжаться таким национальным богатством, как нефть, природный газ, каменный уголь, металлы. Для того чтобы преодолеть «ресурсное проклятье» для РФ важны конкретные шаги связанные с рациональным бюджетным планированием, совершенствованием политического и экономического анализа и прогнозирования [7, 8, 9].

Литература

1. Auty R. Resource Abundance and Economic Development. - Oxford : OUP, 2001

2. Гуриев С. Сонин К., Экономика "ресурсного проклятия". //Вопросы экономики, 2008 № 4

3. Зубаревич Н.В., В фокусе внимания: Регионы // SPERO Осень-Зима 2008

4. Иванов Н.И., Шевченко Т.В., Горбунов В.С. Статистический анализ современного развития агропромышленного комплекса в регионах России // Вестник РУДН. Серия: агрономия и животноводство, 2019. 14(4). С.520-558

5. Казначеев П. Природная рента и экономический рост. Экономическое и институциональное развитие в странах с высокой долей доходов от экспорта сырьевых ресурсов. Анализ и рекомендации на основе международного опыта 2013. - URL: http: //www.khaznh.co.uk/ru/Report.pdf.

6. Фридман Т., Первый закон петрополитики // Май-Июнь 2006

7. Удельный вес экспорта нефти в общем объеме российского экспорта 22.05.2013 http: //www.finmarket .ru/news/3343786/

8. Цыпкин Ю.А., Фомин А.А., Пакулин С.Л., Козлова Н.В., Феклистова И.С. Инновационные направления устойчивого развития агропромышленного комплекса // Международный сельскохозяйственный журнал, 2019. № 6(372). С. 84-88

9. Комов Н. В., Шарипов С. А., Цыпкин Ю. А., Конокотин Н. Г., Фомин А. А., Сорокина О. А. Управление земельными ресурсами. М.: Научный консультант, 2020. 556 с.

Literature

1. Auty R. Resource Abundance and Economic Development. - Oxford: OUP, 2001

2. Guriev S. Sonin K., Economics of the "resource curse". // Issues of Economics, 2008 No. 4

3. Zubarevich N.V., Focus: Regions // SPERO Fall-Winter 2008

4. Ivanov N.I., Shevchenko T.V., Gorbunov V.S. Statistical analysis of the modern development of agriculture in the regions of Russia // Bulletin of RUDN University. Series: Agronomy and Livestock, 2019.14 (4). S.520-558

5. Treasurers P. Natural rent and economic growth. Economic and institutional development in countries with a high share of income from the export of raw materials. Analysis and recommendations based on international experience 2013. - URL: http://www.khaznh.co.uk/ru/Report.pdf.

6. Friedman T., The First Law of Petropolitics // May-June 2006

7. The share of oil exports in the total volume of Russian exports 05/22/2013 http : //www.finmarket.ru/news/3343786/

8. Tsypkin Yu.A., Fomin A.A., Pakulin S.L., Kozlova N.V., Feklistova I.S. Innovative directions of sustainable development of the agro-industrial complex // International Agricultural Journal, 2019. No. 6 (372). S. 84-88

9. Komov N. V., Sharipov S. A., Tsypkin Yu. A., Konokotin N. G., Fomin A. A., Sorokina O. A. Land management. M .: Scientific consultant, 2020.556 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.