Таким образом, с позиции минимизации экологических рисков эффективность принимаемых организационно-правовых решений при строительстве объектов определяется на этапе выбора площадки под строительство. Однако несмотря на то что данный этап прорабатывается и излагается в технико-экономическом обосновании, в нем не уделяется ни малейшего внимания экологическим проработкам усечённых глав ООС и ОВОС. При этом экологические
риски имеют большую экономическую направленность, т.к. в случае обнаружения их на стадии проектирования (ООС и ОВОС) вся экономическая составляющая ТЭО объекта будет подорвана. Как минимум это приведет к потере времени, как максимум - к финансовым убыткам и затягиванию сроков окупаемости объекта, что в свою очередь делает осуществление данного проекта экономически необоснованным, а следовательно, и неосуществимым.
1. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (в ред. от 25.06.2012).
2. Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Иркутской области в 2009 году // ecology.irkobl.ru
3. Экологические риски при строительстве железной дороги на территории Ямало-ненецкого автономного округа в рамках проекта «Урал промышленный - Урал полярный» / В.Д.Богданов, М.Г.Головатин, Л.М.Морозова // Экономика региона. 2010. №2. С.147-153.
4. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2011 году» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru/
Библиографический список
regulatory/list.php?part=1392
5. Михайлов Ю.М. Справочник руководителя организации // Налоговый вестник. 2012. №9.
6. Оценка финансовых рисков строительной организации [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ьйр^ЬасЛ^/ i№dex.php/2009-07-01 -10-21-16/2781 -2012-05-26-06-18-07
7. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» / под. ред. А.П.Анисимовой. М., 2012.
8. Браун В.К. Экологическая премия застройщика // Руководитель строительной организации. 2011. №1.
УДК 711.4.01
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ РЕКОНСТРУКЦИИ СИБИРСКИХ ГОРОДОВ
© Д.В. Дайнеко1
Иркутский научный центр СО РАН,
664033, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 134.
Представлена проблема институциональных изменений в российском градостроительстве. Обсуждается институциональная структура действующей системы развития территорий. Обосновывается необходимость проведения исследования и предлагается инструментарий и методы оценки эффективности институциональных изменений, влияющих на методы реконструкции городов Сибири с учетом климатических и сейсмических особенностей региона.
Ил. 1. Библиогр. 10. назв.
Ключевые слова: градостроительство; институциональные изменения; оценка эффективности; методы реконструкции и оценки.
INSTITUTIONAL PROBLEMS OF URBAN PLANNING AND MODERN RECONSTRUCTION METHODS FOR SIBERIAN CITIES D.V. Daineko
Irkutsk Scientific Center SB RAS,
134 Lermontov St., Irkutsk, 664033, Russia.
The article treats the problem of institutional changes in Russian urban planning. It discusses the institutional structure of the current system for territory development. Having proved the need for research the author proposes the methods and tools to assess the efficiency of the institutional changes that affect reconstruction methods of Siberian cities considering climatic and seismic features of the region. 1 figure. 10 sources.
Key words: urban planning; institutional changes; efficiency assessment; methods of reconstruction and evaluation.
Одной из наиболее актуальных и сложных проблем современного российского градостроительства является проблема роста городов, реконструкции и модернизации городской среды. Преодоление этой проблемы связано с решением множества задач -экономических, институциональных, социальных, эко-
логических, архитектурных, эстетических и др.
Одной из острых социальных проблем современной России является удовлетворение потребности населения в жилье. В настоящее время около 20 млн россиян проживают в коммунальных квартирах, общежитиях и бараках, более 3 млн граждан стоят в
1Дайнеко Денис Валерьевич, младший научный сотрудник, магистрант НИ ИрГТУ, тел.: (3952) 453183, e-mail: [email protected]
Daineko Denis, Junior Researcher, Graduate student, tel.: (3952) 453183, e-mail: [email protected]
очереди на улучшение жилищных условий (при этом ежегодно их улучшают 139 тыс. чел.). Сегодня в России более 5 млн человек проживают в ветхом и аварийном фонде, непригодном для эксплуатации.
С каждым годом жилищный фонд России заметно ветшает, увеличивается срок службы и степень износа жилых зданий. Около 300 млн м2 жилищного фонда нуждается в капитальном ремонте, 250 млн м2 - в реконструкции. Площадь ветхого и аварийного жилья составляет 111,25 млн м2. Согласно экономическим прогнозам в ближайшие 10-15 лет убыль жилищного фонда в России составит 500 млн м2 (20% от общего объема).
В этих условиях необходимо значительное увеличение объемов воспроизводства жилищного фонда, в том числе за счет реконструкции. Однако начиная с 90-х гг. объемы бюджетного финансирования в России на капитальный ремонт и реконструкцию сократились более чем в пять раз. Это привело к тому, что средства федерального, регионального и местного бюджетов не обеспечивают в полной мере даже воспроизводство ветхого и аварийного жилья.
В контексте глобальных социальных, экономических и экологических изменений, происходящих на постсоветском пространстве, в первую очередь следует отметить важную роль происходящих в стране институциональных изменений, которые влияют на экономические, политические, социальные институты и градостроительную политику в целом.
Институты [1] можно рассматривать, с одной стороны, как совокупность обычаев и нравов, норм, правил поведения, политических и экономических правил общества, зафиксированных в законодательстве, постановлениях и инструкциях. С другой стороны - это сложившиеся в стране и регионе механизмы координирования политических и экономических процессов, таких как, например, выборы и/или рынки. Институты включают в себя такие формализованные понятия, как законы, контракты, сделки, организационно-правовые структуры, а также неформальные правила поведения, обычаи, этические и идеологические нормы. Вектор институциональных изменений лежит на линии основных социальных институтов: прав собственности, роли государства, его законодательных установлений и норм, налоговой и судебной системы, "правил игры" на рынке, типов хозяйствования и его различных организаций.
Институционалисты определяют институты не в узком смысле формальных организаций, а в более широком контексте социально обусловленного поведения как "распространенный и неизменный способ мышления или действия, который укоренен в привычках группы или в обычаях народа"[2].
Особо важно отметить влияние формальных институтов в контексте происходящих реформ, которые в первую очередь устанавливают основные правила хозяйственной деятельности. Эти правила определяют эффективность функционирования всей экономической системы и решение вопросов градостроительства. В связи с этим необходимо выделить роль как системных (внешних), так и локально-организацион-
ных (внутренних) институтов. Системными институтами устанавливаются основные правила хозяйственной деятельности, поэтому они включают не только чисто экономические правила и нормы, но также политические и этические, без которых невозможно эффективное функционирование всей экономической системы. Примером системных институтов могут служить институты, специфицирующие и защищающие права собственности, определяющие порядок принятия и изменения экономических решений, нормы хозяйственной этики и т.д. [3]. К системообразующим институтам можно отнести все разновидности институтов, возникающих в процессе развития рыночной экономики и обеспечивающих возможность функционирования институтов высшего порядка. К таким институтам, таким образом, можно отнести деньги, финансовую систему и т.д.
Локально-организационными являются институты, структурирующие взаимодействия, связанные с заключением сделок как на открытом рынке, так и внутри организационных структур. Это такие институты, как, например, фондовые и товарные биржи, банки, фирмы. Они не только делают возможными сделки между различными экономическими субъектами, но и снижают степень неопределенности и риска, способствуют снижению транзакционных издержек.
Институты оказывают влияние на градостроительство, определяя транзакционные и трансформационные (производственные) издержки [4]. Институты как таковые по своей природе не однородны. В экономической литературе традиционно выделяется два основных института, лежащих в основе институциональной структуры рыночной экономики - это институт частной собственности, о котором говорилось ранее, и свобода заключения контрактов (способ контрактации) [5]. Процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.
Специфика происходящих в стране системных преобразований такова, что проблемы градостроительства должны рассматриваться в рамках институциональной структуры. Такой подход касается и вопросов освоения территорий и ландшафтного планирования, застройки, роли образования и культурного и исторического наследия, проблем экологического и экономического развития.
Общий процесс институциональных преобразований (ИП) для обеспечения устойчивого развития территорий, предлагаемый для обсуждения, представлен на рисунке.
В контексте проблемы устойчивого развития территорий можно выделить два типа институциональных изменений по источнику их возникновения: изменения, проводимые федеральными органами власти, и изменения, проводимые региональными администрациями. Кроме того, существуют преобразования эндогенные и экзогенные. Эндогенными можно назвать такие трансформации институциональной структуры, которые осуществляются путем эволюционного изменения существующих правил и норм, составляющих основу институтов. Экзогенные институциональные изменения являются по своей природе более радикальными.
Взаимосвязь между градостроительством и институциональными преобразованиями (ИП)
Все типы институциональных изменений, которые описаны в литературе, можно сгруппировать так:
1. Инкрементные институциональные изменения. Происходят за счет закрепления неформальных правил, норм, институтов в относительно малых группах с семейно-родственными связями. Эффективно снижают транзакционные издержки для членов группы.
2. Эволюция институтов. Происходит, когда возникающие неформальные практики постепенно закрепляются как общепризнанные в формальных институтах.
3. Революционные институциональные изменения. Обычно проявляются при экзогенном заимствовании институтов или их «импорте» [6].
Говоря о преобразованиях институциональной структуры для решения проблем градостроительства, мы подразумеваем изменения, которые необходимо произвести в соответствующих институтах. А именно, институтах собственности и инвестиционно-финансовых; в нормативно-законодательной базе; институтах, обеспечивающих разработку, внедрение и реализацию нормативно-правовых документов; институтах, обеспечивающих профессиональную подготовку и образование кадров, чья работа связана с решением существующих и потенциальных проблем градостроительства; а также институтах, отвечающих за информационное обеспечение.
Главным документом, определяющим нормы градостроительной деятельности и регулирующим взаимодействие заинтересованных сторон, является Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ), последняя редакция которого была принята 29 декабря 2004 г. В первую очередь Кодекс регулирует отношения между застройщиком и сообществом, представителем которого являются органы местного самоуправления. Главная задача градостроительного кодекса - это гарантия соблюдения законных прав застройщика и обеспечение защиты интересов местного сообщества в области планировки и застройки территории [7].
Фактически, ГрК РФ - это единственный документ, который представляет собой полное собрание законодательных актов. Он регулирует все вопросы, которые связаны с градостроительной деятельностью, а именно, планирование, благоустройство населённых пунктов городского и сельского типов, правила их застройки с развитием инфраструктуры (социальной, инженерной, транспортной).
Данное законодательство регулирует профессиональную деятельность, связанную с землепользова-
нием, проектированием, строительством и реконструкцией объектов недвижимости. Помимо этого, ГрК РФ регулирует вопросы рационального использования природных ресурсов, сохранения и реставрации архитектурных объектов, имеющих историческое и культурное значение, вопросы, связанные с охраной природной среды для обеспечения приемлемых условий проживания людей на территории Российской Федерации. В ГрК РФ определены компетенции государственных органов страны, права и обязанности физических и юридических лиц в том, что касается деятельности в области градостроения.
Следует отметить, что градостроительство и архитектура отнесены к разным направлениям права. Градостроительство является публичным или административным правом. Архитектура выражает частное право лиц и организаций и относится к сфере предоставления услуг [7].
ГрК РФ состоит из: 1) общих положений; 2) главы, в которой регулируются вопросы полномочий органов государственной власти России, а также муниципальных органов относительно градостроительной деятельности; 3) главы, регулирующей вопросы территориального планирования; 4) раздела о градостроительном зонировании; 5) раздела, в котором регулируются вопросы планировки территорий; 6) главы, где регулируются вопросы архитектурно-строительного проектирования, а также реконструкции и строительства зданий и сооружений, относящихся к капитальному строительству; 7) раздела, посвященного решению вопросов информационного обеспечения деятельности в области градостроения; 8) раздела, в котором указаны меры ответственности физических и юридических лиц за нарушения данного кодекса; 9) главы, в которой регулируется специфика строительных работ в городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург).
ГрК РФ является законодательным актом, положения и особенности которого необходимо знать всем физическим и юридическим лицам, осуществляющим проектную и строительную деятельность на территории России. Это позволит избежать множества проблем, связанных с различиями его трактовки в органах государственного и местного самоуправления.
В контексте проблематики комплексной реконструкции сложившейся застройки городов особый интерес представляет новый проект ГрК РФ. В частности, регулирование вопросов, связанных с правовым зонированием. Здесь подробно описываются назначе-
ние и состав правил землепользования и застройки, порядок их подготовки, согласования, обсуждения с общественностью, принятия и применения, виды и характеристики территориальных зон в составе правил землепользования и застройки, а также предлагается схема признания отдельных объектов недвижимости, не соответствующих градостроительным регламентам.
Проект кодекса определяет процедурные вопросы подготовки градостроительной документации по планировке территории (основания и порядок подготовки, назначение, виды и состав такой документации). Различия в процедурах при подготовке, согласовании, обсуждении и принятии градостроительной документации по планировке территории предопределены тем, что документация может заказываться различными субъектами градостроительных отношений: органами государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Ключевым моментом при подготовке проектной документации является изменение нормативного регулирования вопросов государственной экспертизы проектной документации. Данную процедуру предлагается применять только в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов (в виде проверки соответствия проектной документации на особо опасные, технически сложные объекты техническим регламентам, а на уникальные объекты - определение допустимости реализации объекта в условиях отсутствия технических регламентов). Проектная документация на иные объекты в соответствии с проектом кодекса может проводиться путем оценки её соответствия техническим регламентам, которая выполняется аккредитованными организациями в порядке, установленном саморегулируемыми организациями. Кроме того, установлен порядок выдачи разрешения на строительство и предоставления акта приемки построенного в соответствии с утвержденной проектной документацией объекта недвижимости.
С 1 января 2007 года вступил в действие Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», определяющий порядок развития застроенных территорий и позволяющий осуществлять комплексную реконструкцию кварталов и микрорайонов города. Решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления по его инициативе или инициативе органа государственной власти субъекта РФ, физических или юридических лиц, если на такой территории расположены многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу. Договор о развитии застроенной территории заключается с победителем открытого аукциона на право заключить такой договор, порядок заключения договора определяется ГрК РФ.
Необходимые требования к градостроительным и реконструкционным мероприятиям содержатся в СН и Пах. Перечень таких главных действующих сегодня документов в контексте изучаемой проблемы включает: 1) СН и П 2.07.01-89* Планировка и застройка го-
родских и сельских поселений; 2) СН и П 11-04-2003. Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации; 3) СН и П 1.01.01-82* Система нормативных документов в строительстве. Основные положения; 4) СН и П 11-03-2001 Типовая проектная документация и др.
Среди других нормативных документов, регулирующих градостроительство и обеспечивающих защиту прав граждан, можно перечислить следующие: 1) документы федерального уровня: Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, Жилищный Кодекс РФ; 2) документы регионального уровня, например, Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2003г № 552 «Об утверждении Положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания»; 3) документы муниципального уровня.
Градостроительное планирование в каждом крупном городе обычно осуществляется путем разработки и периодической актуализации документации о градостроительном планировании развития территории города в целом, территорий административных округов, муниципальных образований, территориальных единиц с особым статусом и иных частей территории города, развития систем городской инфраструктуры и комплексов городского хозяйства [8].
Состав, регламент разработки и принятия генерального плана крупного города, а также порядок его реализации и актуализации устанавливаются законодательно на городском уровне и, как правило, в состав документа входят следующие основные части: 1) главная цель, подцели, задачи и направления градостроительного развития; 2) градостроительное зонирование территории; 3) программа первоочередных градостроительных мероприятий.
Направления градостроительного планирования города формируются исходя из долгосрочных перспектив его социального и экономического развития. Они устанавливают, например: экологические требования к градостроительному развитию; требования сохранения и регенерации историко-культурного наследия; планировочную и архитектурно-пространственную структуру города; основные направления развития транспортной и инженерной инфраструктуры; основные направления сохранения и развития территорий природного комплекса; основные направления градостроительного развития жилых, производственных и общественных территорий; основные направления градостроительного развития исторического центра и др.
Планирование объемов, темпов и очередности проведения мероприятий по капитальному ремонту, модернизации, реконструкции и реновации зданий и сооружений сложившейся застройки города может вестись также на основе Территориальной схемы очередности разработки и реализации городских программ комплексной реконструкции, формируемой с учетом Генерального плана. Территориальная схема регулярно уточняется на основании более детального учета изменений организационно-технических, инвестиционно-финансовых, строительно-технологических
и нормативно-правовых возможностей реализации планируемых мероприятий.
Генеральный план градостроительного развития крупных городов имеет долгосрочный характер (например, в Москве этот план составлен до 2020 года), однако он может и должен периодически уточняться в установленном порядке. На этой основе осуществляется градостроительное планирование на более низких уровнях управленческой иерархии, формируются бизнес-планы для инвестиционно-строительных проектов, предприятий и организаций. Чем ниже иерархический уровень планирования, тем более короткими сроками реализации, большей гибкостью и мобильностью характеризуются эти планы.
При анализе и оценке каждого проекта комплексной реконструкции сложившейся застройки обычно учитываются технические, социальные, экономические, финансовые, экологические и другие аспекты инвестирования, а также оцениваются альтернативные стратегии проекта, результатов маркетинга, ресурсов, местоположения, производственной мощности, технологии, организации работ и ввода в эксплуатацию объектов реконструкции, реновации, строительства. Наряду с этим, каждый инвестиционно-строительный проект в процессе комплексной реконструкции - это также бизнес-план, инструмент, обеспечивающий инвесторов и других заинтересованных лиц информацией, необходимой для принятия решения об инвестировании и способах финансирования. Планирование каждого инвестиционно-строительного проекта предполагает разработку бизнес-планов для отдельных его компонентов.
Обычно основные положения существующей практики планирования в крупных городах закрепляются в нормативных и методических документах на макро- и микроуровнях. Например, в настоящее время планирование инвестиционно-строительного процесса по осуществлению комплексной реконструкции сложившейся жилой застройки территории города Москвы осуществляется в соответствии с сетевой моделью, а также «Положением о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г. Москве».
В 1996 году российское правительство приняло целевую программу «Жилье - реконструкция жилых кварталов первых массовых серий». Были проведены единичные эксперименты в Петербурге, Москве и Московской области и еще в нескольких городах. Для разрешения проблемы переселения людей из пятиэтажек была разработана федеральная целевая программа «Жилище», проект которой был одобрен в конце 2005 года правительством [9].
В июле 2007 года был принят Федеральный закон Российской Федерации № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», внесены поправки в Градостроительный кодекс РФ, разработаны адресные программы строительства, реконструкции жилья и объектов социальной сферы на территории России и регионов.
Институциональные устои градостроительства связаны с обеспечением гигиенических условий застройки (инсоляционный и аэрационный режимы, уро-
вень загазованности и шума), оптимизацией состава и мощностей социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры с учетом прироста объемов жилищного фонда. Переустройство должно рассматриваться как комплексный инвестиционный процесс: восстановление, сохранение и охрана исторически сложившейся ценной застройки, обоснованный снос физически и морально устаревших зданий, строительство на резервных и освободившихся территориях, реконструкция или перестройка ряда существующих объектов, замена, реконструкция или капитальный ремонт обеспечивающих систем, достройка незавершенных и законсервированных объектов, массовый капитальный ремонт или восстановление остальных существующих объектов, комплексное преобразование и экологическое благоустройство всей территории.
Для решения проблемы реконструкции сибирских городов мы предлагаем проведение комплекса мероприятий, представленных в программе, которая включает три последовательных этапа.
1. Реконструкция и модернизация старых и обветшалых зданий и сооружений. Приоритетным решением является проведение реконструкции типовых жилых домов. В результате обследований обнаруживается значительный износ кровель, балконов, инженерного оборудования, низкая теплоизоляция стен и т.д. Модернизация конструкций для устранения физического износа предполагает усиление или замену различных конструктивных элементов, начиная от фундаментов и заканчивая кровлей, утепление наружных ограждающих конструкций, замену окон и балконных дверей, усиление консольных элементов здания. Для преодоления морального износа применяются методы по улучшению архитектурного облика дома, а также изменение его планировочной организации. Среди наиболее приемлемых методов реконструкции жилья, пригодного для дальнейшего проживания, которые были апробированы в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых городах Германии, можно выделить следующие: надстройка зданий или мансардное строительство; пристройка в торец здания, к фасаду здания (фрагментарные пристройки отдельных объемов), по длине здания с расширением его корпуса; реставрация фасадов и настенная живопись. При этом конструктивные мероприятия при реконструкции, например, типового жилого дома могут включать в себя: утепление и улучшение гидроизоляции цокольного этажа путем перевода его в эксплуатируемые помещения различного назначения; утепление здания в целом посредством остекления и утепления балконов, устройства навесных лоджий, замены светопрозрачных конструкций (окон и балконных дверей), утепления торцевых стен зданий; модернизацию инженерного оборудования, основными направлениями которой должны стать внедрение системы учета и регулирования потребления энергоресурсов с установкой теплопунктов при централизованной подаче тепла или оборудование зданий автономными котельными, в зависимости от местных условий и ценовых параметров на энергоносители; использование возможностей возобновляемых источников энергии, что позволит: сократить потребление невозобновляемых топливно-энергетических ресурсов; снизить экологи-
ческие нагрузки от деятельности топливно-энергетического комплекса; обеспечение тепловой энергией децентрализованных потребителей в районах с дальним завозом топлива; снижение расходов на дальнепривозное топливо.
2. Комплексная поквартальная реконструкция. Актуальность комплексной реконструкции сложившихся городских районов обусловлена рядом социальных, градостроительных и экономических факторов. Вследствие того что жилой фонд, построенный в период индустриального домостроения, морально и физически устарел, появляется необходимость принятия мер по улучшению архитектурно-планировочного и конструктивного состояния домов, входящих в этот жилой фонд. Переустройству жилых кварталов и комплексов, т.е. комплексным проектам сноса, реконструкции, ремонта, реставрации, воссоздания, нового строительства и т.д., в предстоящие годы будет уделяться повышенное внимание. Комплексный подход к реконструкции квартала включает в себя не только модернизацию жилого дома, но и благоустройство придомовых территорий, что подразумевает озеленение, устройство фонтанов, клумб, мест отдыха, реконструкцию детских и спортивных площадок, сооружение малых архитектурных форм.
3. Строительство жилых комплексов (мегакла-стеров) - крупных зданий-комплексов, включающих в себя полный набор всех социальных элементов городского образования, необходимый и достаточный для полноценного автономного функционирования -от кварталов до микрорайонов, районов или еще более крупных образований. Предлагаемый мегакла-стерный подход к решению задачи комплексной реконструкции кварталов сложившейся застройки в полной мере отвечает целям и задачам программы создания комфортной среды жизнедеятельности в мегаполисе. Это способ решения проблем, которые до сих пор являются камнем преткновения для начала широкомасштабной реализации реконструкции устаревшего жилищного фонда больших городов.
Энергосберегающий мегакластер обеспечивает сокращение энергопотребления и затрат на обслуживание инженерных коммуникаций и систем (соответственно и расходов на коммунальные платежи) в десятки раз по сравнению с типовой застройкой. Мега-кластер - альтернатива строительству небоскребов, его можно рассматривать как новый этап на пути к гармонизации взаимоотношений природы и города.
Для проведения предложенной программы и применения наиболее приемлемых методов реконструкции необходима их адаптация к региону, в котором предполагается проведение комплекса требуемых мероприятий с учетом климатических, сейсмических и экологических особенностей выбранной территории.
Выводы
Специфика происходящих в стране системных преобразований такова, что проблемы градостроительства должны рассматриваться в рамках институциональной структуры. Такой подход касается и вопросов освоения территорий и ландшафтного планирования, застройки, и роли образования и культурного и исторического наследия, и проблем экологического и экономического развития.
В контексте устойчивого развития градострои-
тельных отраслей можно рассматривать как минимум три институциональных "изменения": формальные правила, неформальные ограничения и эффективное обеспечение этих правил и ограничений [6]. Институциональные изменения - это сложный процесс, как правило, требующий значительных финансовых и интеллектуальных ресурсов, а также существенных временных затрат. Вопрос оценки институциональных изменений является одним из наиболее актуальных и сложных в научных исследованиях. Хотя формально осуществление многих институциональных преобразований возможно за короткий период времени путем принятия политических и/или юридических решений, на практике внедрение и/или реализация подобных формальных правил происходит не сразу, особенно в российской действительности. А если речь идет о неформальных ограничениях, связанных с обычаями, традициями и кодексами поведения, то эти культурные ограничения еще менее восприимчивы к усилиям реформаторов.
Создание благоприятной среды для обитания основано на развитии благоприятной нормативно-законодательной базы. В связи с этим следует отметить необходимость совершенствования институциональной структуры, которая и в России в целом, и в регионах до сих пор остается сложной и запутанной. Некоторые положения градостроительных законодательных и нормативных актов вступают в противоречие с земельным, водным и природоохранительным законодательством. Высока роль неформальных институтов, влияние которых сложно поддается оценке.
Экономические реформы, новые принципы государственного управления привели к упразднению старой системы планировки и застройки. Сложные городские проблемы, включающие определение очередности развития и реконструкции территории города в соответствии с социальными, экологическими и экономическими целями и критериями, необходимость координации разработки и осуществления перспективных и текущих программ развития отраслей городского хозяйства, его инфраструктуры, планов развития административных округов, районов, прочих территориальных единиц, могут быть эффективно решены исключительно в рамках единой системы планирования развития города.
Для решения проблемы реконструкции сибирских городов мы предлагаем проведение последовательного комплекса мероприятий, представленных в программе, которая решает и проблемы реконструкции, связанные с сохранением застройки, имеющей исто-рико-архитектурную ценность, увеличением плотности жилищного фонда за счет строительства на свободных участках, обеспечением гигиенических условий застройки (инсоляционный и аэрационный режимы, уровень загазованности и шума), оптимизацией состава и мощностей социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, обеспечением ресурсоэнер-госбережения.
Переустройство должно рассматриваться как комплексный инвестиционный процесс: восстановление, сохранение и охрана исторически сложившейся ценной застройки, обоснованный снос физически и морально устаревших зданий, строительство на резервных и освободившихся территориях, реконструкция
или перестройка ряда существующих объектов, замена, реконструкция или капитальный ремонт обеспечивающих систем, достройка незавершенных и законсервированных объектов, массовый капитальный ремонт или восстановление остальных существующих объектов, комплексное преобразование и экологическое благоустройство всей территории.
Для успешной реализации предложенной программы реконструкции сибирских городов необходимо провести изменения в соответствующих институтах: в институте собственности и инвестиционно-финансовых институтах; в нормативно-законодательной базе; институтах, обеспечивающих разработку, внедрение и реализацию нормативно-правовых документов; институтах, обеспечивающих профессиональную подготовку и образование кадров, чья работа связана с решением существующих и потенциальных проблем градостроительства; институтах, отвечающих за информационное обеспечение.
В работе определены основные компоненты институциональной структуры и институциональных преобразований. Для дальнейшего проведения исследований необходимо определить инструменты и методы оценки эффективности институциональных
преобразований, а также уровни эффективности институциональных преобразований. Для оценки эффективности институциональных изменений в градостроительстве предлагается использование Q-методологии и IADF-метода. Другим современным подходом, предлагаемым для решения проблем градостроительства, является метод моделирования. Наряду с классическими эволюционными и интенциональными моделями, моделями жизненного цикла, диалектической, социальной, культурологической и другими моделями, для оценки эффективности институциональных изменений предлагается кросс-секционная регрессионная модель [10, 11].
Эволюционные модели могут использоваться для изучения институциональных изменений на уровне градостроительных взаимодействий; с помощью модели жизненного цикла можно определять этапы развития градостроительства; культурологические модели могут выявлять запутанность и сложность влияния групп по интересам; с помощью социально-когнитивных моделей можно анализировать индивидуальные изменения.
1. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начало, 1997. С. 17, 26, 137.
2. Hamilton W. Institution. In: Seligman E. Johnson A. (eds.) Encyclopedia of the Social Sciences. Vol. 8. 1932, p.84.
3. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
4. Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: Начала, 1997. С. 19.
5. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М., 1995. С. 195-197.
6. Олейник В. Изменения институтов во времени: эволюция и революция. Вопросы экономики. 1999. №7.
ский список
7. Большаков А.Г. Основы теории градостроительства и районной планировки. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2004. С. 40.
8. Раев Ю.С., Юсин Г.С. Градостроительное законодательство Mосквы / под ред. В.Г. Глушковой. M., 1999.
9. Постановление Правительства РФ от 17.09.2001 года № 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 - 2010 годы».
10. Libman A. Subnational Resource Curse: Do Economic or Political Institutions Matter? Frankfurt School of Finance & Management and Russian Academy of Sciences, 2010. Р. 10-14.
УДК 001 (06)+004.032.26(06)
РАЗВИТИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ НЕЙРОСЕТЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ЗАДАЧ МЕХАНИКИ И СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ
© О.М. Максимова1
Сибирский федеральный университет,
Инженерно-строительный институт,
660041, Россия, г. Красноярск, пр. Свободный, 82.
Сформулированы предпосылки эффективности использования нейросетевых подходов к проблемам строительства. Перечислены некоторые достигнутые результаты на примерах задач теории упругости и пластичности, строительной механики и строительных конструкций в области управления, оптимизации, прогнозирования. Обозначены перспективы дальнейшего развития. Ил. 8. Табл. 1. Библиогр. 24 назв.
Ключевые слова: нейронные сети; нейромодель; формализация; быстродействие; функционирование сети; архитектура нейромодели; доучивание; обучающая выборка.
1Максимова Ольга Михайловна кандидат технических наук, доцент кафедры строительных конструкций и управляемых систем, тел.: 89069128017, e-mail: [email protected]
Maksimova Olga, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Building Structures and Controlled Systems, tel.: 89069128017, e-mail: [email protected]