Научная статья на тему 'Институциональные проблемы функционирования дошкольного образования'

Институциональные проблемы функционирования дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / РОДИТЕЛИ / ПЕДАГОГИ / PRESCHOOL EDUCATION / KINDERGARTEN / PARENTS / TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Н.Л.

В статье рассматриваются институциональные аспекты современного функционирования и развития дошкольного образования. Опираясь на материалы эмпирико-социологического исследования, объектом которого выступила родительская общность г. Екатеринбурга (n=230), рассмотрены некоторые проблемные зоны дошкольного образования, среди которых лидирующие позиции в оценках родителей, имеющих детей дошкольников, занимают: доступность муниципальных дошкольных образовательных учреждений, организация их деятельности и наполняемость групп детей, требования к современной модели педагога дошкольного звена, а также практики неформальных платежей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антонова Н.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL PROBLEMS OF FUNCTIONING OF PRE SCHOOL EDUCATION

The article analyzes of problems of modern functioning and development of preschool education. The standardized interview with preschooler's parents was carried out in Ekaterinburg (n=230). The materials of this research show that the main problems are availability of municipal preschools, organization of its functioning and occupancy of groups of children, requirements to modern model of preschool teacher and practices of informal payments.

Текст научной работы на тему «Институциональные проблемы функционирования дошкольного образования»

УДК 316.4

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Антонова Н.Л.

ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина», г. Екатеринбург, Российская Федерация

Аннотация В статье рассматриваются институциональные аспекты современного функционирования и развития дошкольного образования. Опираясь на материалы эмпирико-социологического исследования, объектом которого выступила родительская общность г. Екатеринбурга (п=230), рассмотрены некоторые проблемные зоны дошкольного образования, среди которых лидирующие позиции в оценках родителей, имеющих детей - дошкольников, занимают: доступность муниципальных дошкольных образовательных учреждений, организация их деятельности и наполняемость групп детей, требования к современной модели педагога дошкольного звена, а также практики неформальных платежей.

Ключевые слова дошкольное образование, дошкольное образовательное учреждение, родители, педагоги.

Дошкольное образование как социальный институт в современном российском обществе призван реализовать широкий спектр функций, среди которых лидирующее положение занимает социализация, поскольку «именно в детском возрасте закладываются основы личности как социального существа» [1]. Рассматривая специфику самоопределения ребенка-дошкольника, А.В. Меренков, подчеркивает роль педагогов дошкольных образовательных учреждений в формировании «...готовности ребенка быть учеником в широком смысле этого слова» [2, с. 46]. Понимая и признавая значимость дошкольного образования в развитии ребенка, тем не менее сегодня в российском обществе существует целый спектр проблем и противоречий в его функционировании, снижающих качество образовательных услуг. Эти проблемные зоны могут стать и причиной различного рода протестного поведения родительской общности, неудовлетворенной состоянием современного дошкольного образования в России.

Одним из нерешенных в полной мере вопросов является вопрос доступности дошкольного образования. Речь идет о том, что не все дошкольники становятся воспитанниками детских садов, поскольку не все российские семи, в которых имеется ребенок дошкольного возраста, получили заветную путевку

в муниципальное дошкольное образовательное учреждение. Полуформализованное интервью, проведенное с родителями г. Екатеринбурга (п=230) показало, что среди барьеров доступа к дошкольному образованию лидирующее положение занимает дефицит детских садов. Решением данной проблемы может стать формирование потребности родительской общности, например, в группах кратковременного пребывания и предшкольного возраста, в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях.

Еще одним актуальным вопросом развития дошкольного образования выступает организация деятельности дошкольных образовательных учреждений. Материалы опроса свидетельствуют о том, что время пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении должно составлять 8-12 часов в день. Обоснованием этому служит 8-часовой рабочий день родителей и время, затрачиваемое на проезд к месту работы. Следует отметить, что часть опрошенных «думает» и о педагогах считая, что при таком раскладе на группе должно быть обязательно 2 воспитателя, поскольку «у них тоже рабочий день».

Родительская общность подняла также вопрос о численности детей в группе и идеальном образе воспитателя. Сегодня ситуация в муниципальных

—--—

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2017. Vol. 19. No 7

дошкольных образовательных учреждениях не простая. Результаты интервью свидетельствуют о переполненности групп и нарушениях санитарно-эпидемиологических норм: «...группы переполнены, у нас места для кроватей не хватает». Проблема численности групп, несомненно, актуальна. С одной стороны, увеличение численности групп вступает в противоречие с правилами и нормами, но обеспечивает доступ к дошкольному образованию большему числу детей. С другой стороны, качество образования становится ниже. По мнению опрошенных число детей, в группе не должно превышать 15 человек. Небольшая численность детей в группе позволит «больше внимания уделять каждому ребенку». В противном случае отсутствует индивидуальный подход к ребенку, что затрудняет реализацию принципов личностно-ориентирован-ного образования.

По мнению родителей, идеальный педагог должен, во-первых, обязательно иметь педагогическое образование и опыт работы с детьми, во-вторых, обладать такими качествами как доброта, внимательность, отзывчивость, искренность. Педагогический труд должен высоко оцениваться не только на уровне научных сообществ и самих педагогов, но и иметь материальное основание, чтобы кадры, работающие в системе дошкольного образования, были лучшими, прошедшими конкурсный отбор и выдержавшими здоровую конкуренцию.

В научной литературе активно обсуждаются требования к педагогической общности, предъявляемые со стороны общества и семьи. Реализация в современном образовании компетентностного подхода нашла отражения в проектах модели педагога. Например, Н.А. Баева включает в ее состав специальные, социальные и индивидуальные компетенции, а также способность планировать свою деятельность без напряжения [3, с. 19]. Л.Н. Ахматова выделяет когнитивную, деятельностную и профессионально-личную компетенции [4, с. 129]. По мнению Соседенко Т.А. и коллег компонентами профессиональной компетентности являются интеллектуально-педагогическая, информационная, регулятивная и коммуникативная [5]. Мы же полагаем, что важным в формировании модели педагога является обращение к основному заказчику дошкольного образования, т.е. родителям, которые способны самостоятельно определить набор качеств и характеристик современного воспитателя.

Родительская общность затронула еще один вопрос, а именно: увеличение контроля, во-первых, со стороны заведующих дошкольными учреждениями за работой педагогов: «заведующая должна

быть строже и контролировать как воспитатели работают с детьми»; во-вторых, со стороны управления образования за деятельностью муниципальных детских садов.

Привлекательность муниципального дошкольного образовательного учреждения родители видят не только и не столько в хорошей материальной базе, в отличном коллективе, высококвалифицированных специалистах, организации образовательного процесса в целом, несмотря на то, что подобные ответы встречались в интервью. Думается, что высказывание одного из родителей обобщит большее число ответов респондентов: «...ребенку нравится детский сад, а значит нравится и мне». Менее половины опрошенных высказали мнение о негативных аспектах в деятельности муниципальных дошкольных образовательных учреждениях. Среди негативных сторон отмечается слабая подготовка к школе, невозможность реализовать индивидуальный подход к ребенку, несоблюдение прогулочного режима (это касается, прежде всего, групп детей младшего возраста (2-3 года)), конфликты между педагогами и родителями, а также родителями и родителями.

Особого внимания заслуживает вопрос дополнительной оплаты образовательных услуг в муниципальном детском саду, спонсорской помощи. Оплата дополнительных образовательных услуг, как правило, добровольная: если дошкольное образовательное учреждение оказывает подобные услуги, то родители могут выбрать наиболее привлекательные для ребенка. Этот род услуг добровольный, инициатива идет со стороны родительской общности. Так, родители отмечают, что оплачивают такие услуги как танцы, изобразительное искусство, иностранные языки, обучение чтению и др. Практически все опрошенные отметили, что «...приходится нести дополнительные расходы в добровольно-принудительном порядке». На какие статьи расходов тратятся родительские деньги? Во-первых, родители приобретают канцтовары, поскольку «...дети ломают карандаши и ручки, много рисуют, поэтому нужна бумага)». Во-вторых, родители покупают подарки детям на праздники: «Мы сами выбираем, что подарить детям, и определяем примерную стоимость одного подарка». Кроме того, подарки покупаются и педагогам. В-третьих, родители тратят деньги частичный ремонт. Так, за счет родителей «была отремонтирована спальня детей», «покрашены батареи и стены». В-четвертых, небольшая часть родителей отмечает, что были собраны деньги на приобретение предметов интерьера для группы. Например, «куплен аквариум,

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

~ 166 ~

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2017. Vol. 19. No 1

—--—

чтобы дети могли кормить рыб и наблюдать за ними». Родители считают допустимой такую практику, которая существует, по их мнению, во всех муниципальных детских садах.

Таким образом, представленные материалы демонстрируют, что институт дошкольного образования сегодня имеет довольно широкий спектр проблем, которые препятствуют успешной реализации его функций и требуют решения как на федеральном, так и региональном и муниципальном уровнях. Мы полагаем, что конструктивное урегулирование противоречий может быть только при участие всех субъектов, включенных в образовательный процесс, включая родительскую общность как заказчика, представляющего интересы своих детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Паленова Е.В., Иванова Т.Н. Влияние детских дошкольных учреждений на социализацию детей в рамках реализации Федерального государственного

образовательного стандарта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 15. С. 886890. URL: http://e-koncept.ru/2016/96091.htm (дата обращения 17.02.2017).

2. Меренков А.В. Педагогика саморазвития личности. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001.

3. Баева Н.А. Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2006. №2 3. С. 19-21.

4. Ахматова Л.Н. Профессиональная компетентность педагогов ДОУ: составляющие и уровни // Дошкольное образование: опыт, проблемы и перспективы. Екатеринбург, 2008.

5. Соседенко Т.А., Досаева Р.Н., Подосинникова Е.А. Профессиональная компетентность педагога дошкольного учреждения: теоретико-методологический аспект // Гуманитарные исследования. 2014. №3. С. 152-156.

INSTITUTIONAL PROBLEMS OF FUNCTIONING OF PRE SCHOOL EDUCATION Antonova N.L.

Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin", г. Ekaterinburg, Russian Federation

Annotation The article analyzes of problems of modern functioning and development of preschool education. The standardized interview with preschooler's parents was carried out in Ekaterinburg (n=230). The materials of this research show that the main problems are availability of municipal preschools, organization of its functioning and occupancy of groups of children, requirements to modern model of preschool teacher and practices of informal payments.

Key words preschool education, kindergarten, parents, teachers

REFERENCE

1. Palenova E.V., Ivanova T.N. Vlijanie detskih doshkol'nyh uchrezhdenij na socializaciju detej v ramkah realizacii Federal'nogo gosudarstvennogo obra-zovatel'nogo standarta // Nauchno-metodicheskij jel-ektronnyj zhurnal «Koncept». 2016. T. 15. S. 886-890. URL: http://e-koncept.ru/2016/96091.htm (data obrash-henija 17.02.2017).

2. Merenkov A.V. Pedagogika samorazvitija lich-nosti. - Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2001.

3. Baeva N.A. Razvitie professional'noj kompetent-nosti pedagoga v uslovijah sistemy D.B. Jel'konina - V.V.

Davydova // Upravlenie doshkol'nym obrazovatel'nym uchrezhdeniem. 2006. № 3. S. 19-21.

4. Ahmatova L.N. Professional'naja kompetentnost' pedagogov DOU: sostavljajushhie i urovni // Doshkol'noe obrazovanie: opyt, problemy i perspektivy. Ekaterinburg, 2008.

5. Sosedenko T.A., Dosaeva R.N., Podosinnikova E.A. Professional'naja kompetentnost' pedagoga dosh-kol'nogo uchrezhdenija: teoretiko-metodologicheskij aspekt // Gumanitarnye issledovanija. 2014. №3. S. 152156.

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

~ 167 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.