Научная статья на тему 'Институциональные основы взаимодействия государства и бизнеса в России'

Институциональные основы взаимодействия государства и бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP / ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ / INSTITUTES OF DEVELOPMENT / КОНЦЕССИИ / CONCESSION / ФОРМЫ / FORM / РИСКИ / RISKS / СЕРВИСНЫЕ КОНТРАКТЫ / SERVICE CONTRACTS / АРЕНДА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ / RENT OF STATE OWNERSHIP / КОМПЛЕКСНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / COMPLEX INVESTMENT PROJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамуто Артем Олегович

В статье автором рассматривается роль государственно-частного партнерства как института развития экономики России. Представлена концепция и определение ГЧП согласно авторитетному российскому ученому В. Г. Варнавскому. В ней выделяются преимущества и риски для участников партнерства, изучаются различные формы государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional bases of interaction of the state and business in Russia

In the article the author considers a role of state-private partnership (SPP) as institute of development of economy of Russia within the concept of the Russian scientist Varnavsky V. G. The advantages and risks to participants of partnership are allocated in it, various forms of state-private partnership are studied.

Текст научной работы на тему «Институциональные основы взаимодействия государства и бизнеса в России»

9. черемных Г. Г., черемных И. Г. Нотариальное право РФ: учебник. М., 2004.

10. Жилин Г. А. Правосудие по гражданским делам: актуальные вопросы. М., 2010.

11. Тарбагаева е. Б. Цели и задачи нотариата на современном этапе // Нотариальный вестник. 2011. № 2.

12. Ференс-сороцкий А. А. Нотариат и принципы гражданского процесса. М., 2007.

13. черемных И. Г. Российский нотариат: прошлое, настоящее, будущее. М., 1999.

14. Российская юридическая энциклопедия / Под. ред. А. Я. Сухарева М., 1999.

15. основы законодательства Российской Федерации о нотариате // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. № 10.

16. конституция Российской Федерации. М.: Тандем, 2000.

удК 338.22

А. О. Мамуто

институциональные основы взаимодействия государства и бизнеса в россии

A. O. Mamuto. Institutional bases of interaction of the state and business

in Russia

В статье автором рассматривается роль государственно-частного партнерства как института развития экономики России. Представлена концепция и определение ГЧП согласно авторитетному российскому ученому В. Г. Варнавскому. В ней выделяются преимущества и риски для участников партнерства, изучаются различные формы государственно-частного партнерства.

ключевые слова: государственно-частное партнерство, институты развития, концессии, формы, риски, сервисные контракты, аренда государственной собственности, комплексный инвестиционный проект

контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

In the article the author considers a role of state-private partnership (SPP) as institute of development of economy of Russia within the concept of the Russian scientist Varnavsky V. G. The advantages and risks to participants of partnership are allocated in it, various forms of state-private partnership are studied.

Keywords: state-private partnership, institutes of development, concession, form, risks, service contracts, rent of state ownership, complex investment project

Contacts: 190103, St. Petersburg, Lermon-tovskiy pr., 44, lit. A

В условиях экономии бюджетных средств и необходимости интенсивного развития экономики России широкое распространениние сегодня получает такая форма взаимодействия государства и частного бизнеса, как государственно-частное партнерство (ГЧП).

В научной литературе существуют разные варианты определения ГЧП. Наиболее полное определение ГЧП, по нашему мнению, представлено В. Г. Варнавским, который отмечает, что «в современном понимании хозяйственное партнерство государства и частного сектора (ПГЧС) (Public-Private Partnership, РРР) представ-

Артем Олегович Мамуто — аспирант Санкт-Петербургского университета управления и экономики.

© А. О. Мамуто, 2012

ляет собой институциональный и организационный альянс между общественной властью и частным бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных, общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и НИОКР до обеспечения общественных услуг» [1, с. 35].

Варнавский выделяет еще одну важную особенность ГЧП: «Партнерство государства и бизнеса также широко используются в качестве инструмента городского и регионального экономического и социального развития и планирования на уровне муниципальных образований. Каждый такой альянс является временным, поскольку создается, как правило, на определенный срок в целях осуществления конкретного проекта и прекращает свое существование после его реализации» [2, ^ 3].

В. Г. Варнавский в отличие от других исследователей однозначно указывает, что одна из сфер применения ГЧП — это развитие стратегически важных отраслей и НИОКР [1, ^ 40]. Рассмотрим более подробно его анализ концепции ГЧП.

1. Основная особенность исследуемой формы взаимодействия государства и бизнеса состоит в том, что ГЧП — это полуприватизационная форма, т. е. государство, передавая права владения распоряжения объектами инфраструктуры частному сектору, остается собственником этих объектов.

2. Государство в одностороннем порядке выполняет свои основополагающие функции жизнеобеспечения населения и предприятия, остается ответственным перед обществом за функционирование инфраструктур.

3. для обеспечения соответствующего уровня услуг со стороны бизнес-структур создается система мониторинга и контроля.

4. Взаимодействие сторон в ГЧП закрепляется на официальной, юридической основе (соглашения, договоры, контракты и т. д.).

5. В процессе реализации проектов ГЧП имеющиеся активы сторон (ресурсы и вклады) объединяются.

6. Все риски в проектах ГЧП разделяются между государством и бизнесом в пропорциях согласно взаимным договоренностям, зафиксированным в соответствующих соглашениях, контрактах, договорах и т. д.

Каждый партнер вносит свой вклад в развитие общего проекта. Так, частные структуры обеспечивают часть финансирования, выделяют профессиональные кадры, способные к гибким и оперативным решениям. В этом процессе бизнес внедряет инновационные технологии и способы управления реализуемыми проектами, взаимодействует с поставщиками и подрядчиками. Государство обеспечивает право на собственность, предоставляет всевозможные льготы и гарантии, финансовые средства. При ГЧП государство развивает свои основные функции — контроль, регулирование, соблюдение общественных интересов.

Рассмотрим преимущества ГЧП для каждого партнера.

Преимущества ГЧП для государства

• Экономия бюджета. Привлечение финансовых средств со стороны бизнеса позволяет государству уменьшить суммы выделяемых из бюджета средств при реализации важных социально-экономических проектов.

• Ускорение темпов реализации важного для государства проекта, так как коммерческие структуры заинтересованы в максимально быстром завершении реализации проекта и возврате вложенных им средств в самые короткие сроки.

• Переложение части рисков на партнера — частную структуру путем привлечения управленческого и интеллектуального капитала бизнес-структур.

• Повышение качества выполняемых работ за счет профессионального управления и использования инновационных технологий, так как бизнесу по завершению работ предоставляется право на платную эксплуатацию объекта.

• контроль над рациональным расходованием средств, так как в отличие от обычного выделения государственных средств в случае ГЧП частным структурам выгодно эффективное использование средств, что обусловлено, во-первых, тем, что часть финансирования выделяют сами частные структуры, а во-вторых, тем, что именно частники будут заниматься эксплуатацией объекта после окончания его строительства.

Преимущества ГЧП для частного сектора

• «Административный ресурс», активное содействие государства при реализации проекта, льготы, преференции.

• Финансовая поддержка со стороны государства при высоких капиталовложениях в проект.

• Финансовые гарантии государства, в том числе гарантии минимального дохода со стороны государства и гарантии частичного или полного возврата средств инвестора государством при неудачной реализации проекта.

• Разделение рисков с государством. Риски осуществления проекта бизнес разделяет с государством и, таким образом, несет только часть рисков, согласно соглашению. При этом частная структура заранее обговаривает в соглашении допустимые для нее риски.

Необходимо понимать, что реализация любых форм сотрудничества сопряжена с множественными рисками для их участников. Не стали исключением и проекты государственно-частного партнерства (см. табл. 1).

Таблица 1

Распределение рисков при реализации проектов ГЧП

Риски государственного сектора Разделяемые риски Риски частного сектора

1. Связанные с правом собственности на объект 2. Получение результатов проекта и принятие решений 3. Изменения законодательства 4. Связанные с приобретением земельного участка 1. Ущерб окружающей среде 2. Повреждение объекта 3. Рост энергозатрат 4. Получение необходимых лицензий и разрешений 5. Форс-мажор 6. Связанные с условиями в месте расположения объекта 1. Проектирования 2. Строительства 3. Эксплуатации 4. Пуско-наладочных работ 5. Коммерческого девелоп-мента 6. Окупаемости вложенного капитала 7. Отклонения от графика работ по проекту 8. Финансирования проекта

Источник: таблица составлена автором по материалам [3].

Для предотвращения возможных рисков при реализации проектов ГЧП необходимо правильно выбрать форму и модель партнерства. В зависимости от степени интенсивности решаемых задач в рамках ГЧП все существующие формы партнерства можно классифицировать на отдельные модели. для задач ГЧП различают организационные модели, модели финансирования и кооперации.

При организационной модели глубокого вторжения в отношения собственности не происходит, сотрудничество осуществляется путем привлечения третьих лиц, организаций, «переуступки отдельных функций и контрактных

обязательств, использования возможностей передачи объектов во внешнее управление» [4, с. 31].

К этой модели относят наиболее распространенный тип — концессии. модель финансирования представляет собой коммерческий наем, аренду, лизинг и различные формы финансирования. модель кооперации — это объединение усилий партнеров, представленное в различных формах и методах для создания новой потребительской стоимости как публичного блага. Обычно такая кооперация представляет собой сложную структуру, особенно в сфере производства [5].

В рамках нашего исследования рассмотрим существующие формы ГЧП.

Первая форма ГЧП — это концессии (концессионные соглашения), наиболее распространенная форма взаимодействия государства и частного бизнеса. Ее особенность состоит в том, что государство, оставаясь полноправным собственником имущества, уполномочивает частного партнера выполнять в течение определенного срока определенные функции, которые оговариваются в соглашении, наделяя его при этом соответствующими правомочиями.

В Российской Федерации наиболее перспективным направлением развития данной формы ГЧП является реализация инвестиционных проектов по созданию и эксплуатации платных автомобильных дорог, взлетно-посадочных полос и иных объектов транспортной инфраструктуры.

Второй формой ГЧП являются сервисные контракты. Главной целью заключения сервисного контракта является оптимизация управления государственными и муниципальными активами и имуществом с помощью привлеченных на конкурсной основе профессиональных управляющих компаний.

Срок действия сервисных контрактов — от одного до трех лет. Они широко распространены в сфере предоставления коммунальных услуг, но в то же время в России сервисные договоры являются ограниченной моделью ГЧП. В целом, сервисные контракты достаточно широко применяются и способствуют оптимизации бюджетных расходов и повышению качества государственных или муниципальных услуг. Таким образом, сервисный контракт является важным инструментом улучшения качества предоставления бюджетных услуг, но не является основой для формирования настоящих партнерских отношений государства и частных структур.

Следующая форма ГЧП — контракты жизненного цикла (ЕЖЩ. Выгода для государства от данной формы ГЧП заключается в защите от недобросовестных управляющих компаний, так как частник получает финансирование только в том случае, если не ухудшились эксплуатационные характеристики объекта. Выгода частной компании в данном случае заключается в том, что все сэкономленные на различных этапах реализации проекта средства принадлежат ей. С точки зрения российского законодательства КЖЦ концессией не являются. Поэтому говорить о том, что для их применения существует достаточная законодательная база, пока нельзя.

Следующей формой ГЧП является аренда государственной собственности (зданий, оборудования и т. д.). Смысл арендных отношений заключается в передаче на определенных условиях частным компаниям государственного и муниципального имущества во временное пользование за определенную плату на основании договора аренды. Государство отдает принадлежащий ей объект в пользование частной компании и получает за это арендную плату. Частный оператор осуществляет эксплуатацию объекта под свою ответственность.

Пятой формой ГЧП является комплексный инвестиционный проект (ЕИП), который представляет собой совокупность нескольких взаимосвязанных инвести-

ционных проектов, реализуемых в рамках достижения положительного социально-экономического развития территорий.

КИП обычно несет в себе несколько признаков моделей и форм ГЧП, инициатором которого обычно выступает частный инвестор. Под комплексными проектами, обычно подразумевают инвестиционные соглашения на реализацию межотраслевых комплексных проектов ГЧП.

В качестве примера можно отметить несколько инвестиционных проектов, реализуемых при государственной поддержке за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации:

• комплексное развитие Нижнего Приангарья;

• создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области;

• комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в г. Нижнекамске;

• строительство железнодорожной линии Кызыл—Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы в Республике Тыва.

Перечисленные проекты в той или иной степени можно отнести к категории КИП, несмотря на присутствие формальных признаков только в двух проектах из четырех. Этим государство дает сигнал предпринимателям о готовности к предоставлению государственной поддержки в части строительства инфраструктуры, в том числе социальной.

В мире существует достаточно большая классификация форм ГЧП в зависимости от степени взаимодействия партнеров ГЧП. В табл. 2 представлено описание разнообразных типологий данной формы ГЧП.

В настоящее время в России единственной договорной формой ГЧП, которую можно использовать на практике, являются концессионные соглашения, по сути близкие к формам зарубежной концессии ВОТ. При этом необходимо учесть, что согласно региональному законодательству субъектов РФ для реализации проектов ГЧП могут применяться и другие формы ГЧП.

Внимание федерального правительства к сфере ГЧП привело к тому, что региональные власти также принялись разрабатывать нормативно-правовые акты, касающиеся создания проектов ГЧП в регионах. На сегодняшний день действует 34 региональных нормативно-правовых акта о применении схем ГЧП в конкретном регионе [6].

Начало регионального законотворчества в сфере ГЧП также приходится на 2005-2006 гг., когда были приняты первые законы о ГЧП в Томской области и Санкт-Петербурге. Затем постепенно такую работу начали вести другие регионы, но довольно спокойно вплоть до 2009 г. А с 2010 г., после появления Модельного закона, в регионах стали активно появляться собственные законы о ГЧП, 19 из 30 законов были приняты именно в 2010 г.

Впрочем, наличие региональных законов не снимает проблемы правовой неопределенности. В самих законах очень по-разному даны определения понятия, принципов, форм ГЧП. Отсутствие общепризнанных, четких и понятных для всех признаков ГЧП породило совершенно произвольное выделение форм ГЧП. Ряд законов пошли по пути перечисления всевозможных механизмов участия частного лица в хозяйственной деятельности, которые как-то могут пересекаться с государством.

Таким образом, нами выявлено, что на сегодняшний день на территории Российской Федерации применяется ограниченное количество форм ГЧП, в основном концессии. Возможность применять другие формы ГЧП отражена в большинстве региональных законах, но она не используется в связи с отсутствием правовой определенности в данных нормативно-правовых актах.

Таблица 2

Формы государственно-частного партнерства

Форма

Расшифровка

Особенности формы

1

2

3

ВТО

Build — Transfer — Operate

Строительство — Передача собственнику — управление и эксплуатация

Частная компания осуществляет строительство объекта за счет бюджетных средств. По окончании строительства право собственности передается финансирующей государственной организации, которая затем может передать объект в аренду компании-застройщику на длительный срок. В течение периода аренды частная компания обеспечивает эксплуатацию объекта и получает прибыль

ВОО

Build — Own — Operate

Строительство — Владение — управление и эксплуатация

Частная компания осуществляет за свой счет строительство и эксплуатацию объекта без передачи права собственности государству. Особенность данной формы состоит в том, что частная организация, потратив собственные средства на строительство и эксплуатационные расходы, рассчитывает на получение гарантий возврата средств со стороны государства. Такими гарантиями может являться, например, установленный гарантированный минимум закупок со стороны государства

DBFO

Design — Build — Finance — Operate

Проектирование — Строительство — Финансирование — управление и эксплуатация

Частная организация проектирует, финансирует и строит новый объект и управляет этим объектом в течение оговоренного срока, по окончании которого объект передается в собственность государства. Инвестиции окупаются за счет оплаты правительством определенных услуг в период осуществления проекта

LROT

Lease — Renovate — Operate — Transfer

Аренда — Обновление — управление и эксплуатация — Передача

Данная форма в основном применяется при модернизации объекта, принадлежащего государству. Частная компания осуществляет работы по обновлению, ремонту и модернизации объекта. Взамен она получает право на аренду и эксплуатацию объекта с взиманием платы за услуги в течение определенного времени

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DB

Design — Build

Проектирование — Строительство

Частная организация заключает контракт с собственником на проектирование и строительство объектов инфраструктуры, которые соответствуют требованиям государственного заказчика. Обычно контракт заключается по фиксированной цене. При этом риски по увеличению стоимости строительства полностью лежат на частном партнере

BOOT

Build — Own — Operate — Transfer

Строительство — Владение — управление и эксплуатация — Передача

Частный партнер осуществляет строительство и управляет построенным объектом на правах частной собственности в течение определенного срока, по истечении которого объект переходит в собственность государства

ВВО

Buy — Build — Operate

Покупка — Строительство — управление и эксплуатация

При реализации данной формы государство продает действующий объект частной организации с условием его ремонта или модернизации. Частная организация вносит плату и проводит необходимые работы на объекте

Литература

1. Варнавский В. Г., клименко А. В., королев В. А. Государственно-частное партнерство: теория и практика: Учеб. пособие. М.: НИУ «Высшая школа экономики», 2010.

2. Варнавский В. Альянс на неопределенный срок // ФельдПочта. 2004. № 29.

3. Режим доступа: http://pppinrussia.ru/.

4. Бруссер П., Рожкова с. Государственно-частное партнерство — новый механизм привлечения инвестиций // Рынок ценных бумаг. 2007. № 2. С. 29-33.

5. Айрапетян м. с. Зарубежный опыт использования государственно-частного партнерства. Режим доступа: http://www.ppp-russia.ru/analitica/item-1.html.

6. об участии субъекта Российской Федерации в проектах государственно-частного партнерства: Модельный закон субъекта Российской Федерации. [Режим доступа] http:// www.strategy-center.ru/page.php?vrub=inf&vparid=1163&vid=2457&lang=rus.

УДК 82.09

Я. В. Карсакова Н. С. Лесков и иконописцы-староверы

Ya. V. Karsakova. N. S. Leskov and icon painters conservatives

Таблица 2 (окончание)

1 2 3

BOLT Build — Own — Leasing — Transfer Строительство — Владение — Аренда — Передача Строительство объекта частным партнером и оформление прав собственности на объект. Государство берет в аренду у партнера объект для его эксплуатации в общественных интересах. Передача объекта в собственность государству (по истечении периода рефинансирования)

В статье рассматриваются отношения Н. С. Лескова с иконописцами-старообрядцами: Н. С. Рачейсковым, Н. М. Силачевым, И. С. Сусловым — как источники формирования иконографической компетенции писателя. По мнению автора, беседы Лескова с иконописцами-староверами послужили моделью для повести «Запечатленный ангел». Передавая свой опыт и знания писателю, изографы создали для него своеобразную «словесную икону», представляющую собой живое Предание церкви.

ключевые слова: повесть, иконописец, иконописная традиция, иконография

In the article N. S. Leskov's relations with icon painters conservatives are considered: N. S. Racheyskov, N. M. Silachev, I. S. Sus-lov, — as sources of formation of iconograph-ic competence of the writer. According to the author, Leskov's conversations with icon painters conservatives served as model for the story «Embodied angel». Imparting the experience and knowledge to the writer, isograph created for it peculiar a «verbal icon», representing the live Legend of church.

Keywords: story, icon painter, icon painting tradition, iconography

Яна Валерьевна Карсакова — аспирант Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург). © Я. В. Карсакова, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.