Научная статья на тему 'ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ (структура управления, реформы, проблемы, рекомендации)'

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ (структура управления, реформы, проблемы, рекомендации) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная инвестиционная политика / институциональные основы управления / прямые иностранные инвестиции / программа государственных инвестиций / инвестиционный климат / инвестиционная инфраструктура / state investment policy / institutional framework / foreign direct investment / public investment program / investment climate / investment infrastructure

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Холбобоев Файзулло Самадович

Рассматриваются институциональные основы управления и проблемы развития государственной инвестиционной политики в Республике Таджикистан совместно с существующими проблемами и перспективами развития. Отмечается стратегия реализации программы государственных инвестиций. Это комплекс мер по привлечению прямых иностранных инвестиций и их эффективному использованию для достижения национальных целей, основанный на институциональной базе управления государственной инвестиционной политикой по обеспечению инвестиционной деятельности и благоприятного инвестиционного климата. Выделено, что для повышения эффективности государственной инвестиционной политики необходимы постоянный мониторинг и оценка институциональных основ ее функционирования и их эффективное использование для развития инвестиционной инфраструктуры. Утверждается, что государственная инвестиционная политика – это система правил, процедур и организационных структур по определению схемы управления государственными ресурсами и механизмов для достижения целей государственной инвестиционной политики. Представлены некоторые рекомендации и предложения по совершенствованию институциональных основ и перспектив развития государственной инвестиционной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL FOUNDATIONS OF MANAGEMENT AND PROBLEMS 0F DEVELOPMENT OF STATE INVESTMENT POLICY (management structure, reforms, problems, recommendations)

The article dwells on the institutional foundations of management and problems of development of state investment policy in the Republic of Tajikistan together with existing problems and development prospects. The strategy for implementing the public investment program is noted. This is a set of measures to attract foreign direct investment and their effective use to achieve national goals, based on the institutional framework for managing state investment policy to ensure investment activity and a favorable investment climate. It is highlighted that in order to increase the efficiency of state investment policy, constant monitoring and assessment of the institutional foundations of its functioning and their effective use for the development of investment infrastructure are necessary. It is argued that state investment policy is a system of rules, procedures and organizational structures to determine the scheme for managing public resources and mechanisms for achieving the goals of state investment policy. Some recommendations and proposals for improving the institutional framework and prospects for the development of state investment policy are also presented.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ (структура управления, реформы, проблемы, рекомендации)»

УДК 330

DOI 10.24412/3005-8023-2024-1-95-110

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ Холбобоев Файзулло Самадович, канд.

УПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ экон. наук, ведущий научный сотрудник

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ Института экономики и демографии

ПОЛИТИКИ (структурауправления, реформы, Национальной академии наук

проблемы, рекомендации) Таджикистана (Душанбе, Таджикистан)

АСОСХРИИНСТИТУТСИОНАЛИИ Холбобоев Файзулло Самадович,

ИДОРАКУНИВА МУШКИЛОТИРУШДИ н.и.н., ходими пешбари Институти

СИЁСАТИДАВЛАТИИ САРМОЯГУЗОРЙ ицтисод ва демографияи Академияи

(сохтори идоракуни, ислох,от, мушкилот, миллии илм^ои Тоцикистон

тавсищо) (Душанбе, Тоцикистон)

INSTITUTIONAL FOUNDATIONS OF Kholboboev Faizullo Sаmadovich, PhD in MANAGEMENT AND PROBLEMS 0F Economics, Leading Researcher at the DEVELOPMENT OF STA TE INVESTMENT Institute of Economics and Demography of POLICY (management structure, reforms, the National Academy of Sciences of problems, recommendations) Tajikistan (Dushanbe, Tajikistan)

e-mail: faizullo. sx@gmail. com

Рассматриваются институциональные основы управления и проблемы развития государственной инвестиционной политики в Республике Таджикистан совместно с существующими проблемами и перспективами развития. Отмечается стратегия реализации программы государственных инвестиций. Это комплекс мер по привлечению прямых иностранных инвестиций и их эффективному использованию для достижения национальных целей, основанный на институциональной базе управления государственной инвестиционной политикой по обеспечению инвестиционной деятельности и благоприятного инвестиционного климата. Выделено, что для повышения эффективности государственной инвестиционной политики необходимы постоянный мониторинг и оценка институциональных основ ее функционирования и их эффективное использование для развития инвестиционной инфраструктуры. Утверждается, что государственная инвестиционная политика - это система правил, процедур и организационных структур по определению схемы управления государственными ресурсами и механизмов для достижения целей государственной инвестиционной политики. Представлены некоторые рекомендации и предложения по совершенствованию институциональных основ и перспектив развития государственной инвестиционной политики.

Ключевые слова: государственная инвестиционная политика, институциональные основы управления, прямые иностранные инвестиции, программа государственных инвестиций, инвестиционный климат, инвестиционная инфраструктура

Асосуои институтсионалии идоракуни ва проблемами рушди сиёсати давлатии сармоягузорй дар Цущурии Тоцикистон якцоя бо проблемами мавцуда ва дурнамои рушд баррасй карда мешаванд. Стратегияи татбищ барномаи сармоягузории давлатй цайд карда мешавад. Ин барнома мацмуи тадбир^оест, ки ба цалби сармоягузорй ба ицтисодиёти кишвар ва истифодаи самараноки онуо барои ноил шудан ба щдафуои миллй равона карда шудааст. Цайд шудааст, ки барои баланд бардоштани самаранокии сиёсати давлатии сармоягузорй мониторинги доимй ва арзёбии замина^ои институтсионалии фаъолияти он ва истифодаи самараноки онуо дар инкишофи инфрасохтори инвеститсионй зарур аст. Зикр шудааст, ки сиёсати давлатии сармоягузорй низоми цоидауо, расмиёт ва

- 95 -

сохторуои ташкилй оид ба муайян кардани схемаи идоракунии захирауои давлатй ва механизщо барои ноил шудан ба щдафуои сиесати давлатии сармоягузорй мебошад. Баъзе тавсияуо ва пешнщодуо оид ба такмили асосуои институтсионалй ва дурнамои рушди сиёсати давлатии сармоягузорй ба миён гузошта шудаанд.

Калидвожах;о: сиёсати давлатии сармоягузорй, заминаи институтсионалии идоракунй, сармоягузории мустацими хорицй, барномаи сармоягузории давлатй, фазои сармоягузорй, инфрасохтори сармоягузорй

The article dwells on the institutional foundations of management and problems of development of state investment policy in the Republic of Tajikistan together with existing problems and development prospects. The strategy for implementing the public investment program is noted. This is a set of measures to attract foreign direct investment and their effective use to achieve national goals, based on the institutional framework for managing state investment policy to ensure investment activity and a favorable investment climate. It is highlighted that in order to increase the efficiency of state investment policy, constant monitoring and assessment of the institutional foundations of its functioning and their effective use for the development of investment infrastructure are necessary. It is argued that state investment policy is a system of rules, procedures and organizational structures to determine the scheme for managing public resources and mechanisms for achieving the goals of state investment policy. Some recommendations and proposals for improving the institutional framework and prospects for the development of state investment policy are also presented.

Keywords: state investment policy, institutional framework, foreign direct investment, public investment program, investment climate, investment infrastructure

Государственная инвестиционная политика - это комплекс мер, направленных на привлечение инвестиций в экономику страны и их эффективное использование для достижения национальных целей. Однако, чтобы эта политика была успешной, необходимо иметь институциональные основы управления, которые обеспечат ее реализацию.

Институциональные основы управления - это система правил, процедур и организационных структур, которые определяют, каким образом осуществляется управление государственными ресурсами и какие механизмы используются для достижения целей государственной инвестиционной политики.

Одной из главных проблем развития государственной инвестиционной политики является отсутствие эффективных институциональных основ управления. Недостаточная прозрачность и открытость процессов управления инвестициями, отсутствие четкой ответственности и контроля над расходованием государственных средств, а также недостаточная координация действий между различными ведомствами и организациями, занимающимися инвестиционной деятельностью, приводят к неэффективному использованию инвестиций и снижению экономического роста.

Исходя из этого, важно разработать эффективные институциональные механизмы управления государственными инвестициями, которые позволят обеспечить прозрачность и открытость процессов управления, улучшить координацию работы различных ведомств и организаций, а также обеспечить четкую ответственность и контроль над расходованием государственных средств.

В понятийном аппарате аналитического управления Государственного комитета по управлению инвестициями и государственным имуществом Республики Таджикистан, определение стратегии инвестиционной политики включает обеспечение уникальных условий и защиту интересов государства для стимулирования инвестиционных

предложений с целью создания благоприятных условий и активизации инвестиционного процесса, соответствующего потребностям национальной экономики [5].

Поэтому важнейшими задачами государственной инвестиционной политики должны стать: привлечение дополнительных финансовых ресурсов, поддержка инновационных инвестиционных проектов, реализация государственных целевых программ, осуществление структурных преобразований, обеспечение устойчивого экономического роста и значительное улучшение уровня и качества жизни населения.

В связи с изложенным, ключевым фактором в развитии национальной экономики и в обеспечении устойчивого роста является комплекс мер и действий, направленных на создание наиболее благоприятных условий для инвесторов и на поддержку приоритетных инвестиционных проектов.

Исходя из этого, какие задачи государственной инвестиционной политики являются основными?

Прежде всего:

1.Поддержка и стимулирование приоритетных отраслей экономики.

2.Обеспечение стабильного и динамичного развития ведущих отраслей экономики.

3.Достижение производства конкурентоспособной и экспортоориентированной продукции.

4. Содействие в реализации социальных программ и программ охраны окружающей среды.

5. Создание новых рабочих мест и обеспечение занятости населения.

Наряду с этим, инвестиционная политика должна включать не только создание благоприятного инвестиционного климата и финансирование государственных программ, но и содействие в реализации социальных проектов и программ охраны окружающей среды.

Кроме того, инвестиционная политика должна включать следующие задачи:

1.Определение наиболее приоритетных и перспективных направлений (для финансирования инвестиционных проектов).

2. Предпочтения, отдаваемые инновационным проектам.

3.Предоставление финансовой поддержки и субсидий наиболее перспективным отраслям экономики, а также участие в них посредством ГЧП.

4. Расширение и предоставление равных прав предприятиям-инвесторам.

5. Создание необходимых условий и расширение негосударственного инвестирования.

Что представляют собой институциональные основы?

В соответствии с указанным нами определением, институциональные основы - это комплекс мер и структур, которые обеспечивают эффективное функционирование государственной инвестиционной политики. Следует отметить, что в Таджикистане данная основа функционирует с участием ряда специализированных институтов.

На схеме 1 представлена структура функционирования государственного управления и взаимодействия инвестиционных институтов. Кроме того, на разных этапах жизненного цикла государственных инвестиций в них задействованы ключевые институты: видение и стратегия ПИИ, их привлечение, вхождение и учреждение, защита, стимулы и связи, обеспечивающие эффективное осуществление государственной инвестиционной политики.

Схема 1.

Структура государственного управления и взаимодействия инвестиционных

институтов

Составлена автором для Доклада об экономике Таджикистана (Обзор и перспективы экономического развития: экономический обзор Всемирного банка - 2023) [6].

В предложенной схеме ключевым координирующим институтом инвестиционной политики является Консультативный совет по улучшению инвестиционного климата при Президенте Республики Таджикистан.

Ключевыми инвестиционными институтами, которые занимаются улучшением инвестиционного климата в Таджикистане, являются: Консультативный совет по улучшению инвестиционного климата, Министерство экономического развития и торговли Республики Таджикистан (МЭРТ), Государственный комитет по инвестициям и управлению государственным имуществом, ГУП «Таджикинвест», Торгово-промышленная палата Республики Таджикистан и различные ассоциации.

В свою очередь эти учреждения выполняют следующие основные функции.

Министерство экономического развития и торговли Республики Таджикистан (МЭРТ) является центральным органом исполнительной власти, который занимается реализацией государственной экономической политики во всех секторах национальной экономики. Министерство экономики Республики Таджикистан играет ключевую роль в создании и улучшении инвестиционного климата. Оно разрабатывает и реализует Стратегию экономического развития, координирует разработку Программы государственных инвестиций и работает над улучшением инвестиционных условий в свободных экономических зонах. Министерство также активно сотрудничает с международными организациями и финансовыми институтами для привлечения дополнительных инвестиций в экономику страны.

Министерство экономического развития и торговли Республики Таджикистан также занимается анализом состояния экономики, прогнозированием ее развития и разработкой мер по улучшению экономической ситуации. Задача министерства заключается в обеспечении устойчивого экономического роста и повышении благосостояния населения Таджикистана.

Кроме того, с целью разработки совместных программ и привлечения дополнительных инвестиций в национальную экономику, Министерство экономического развития и торговли Республики Таджикистан активно сотрудничает с международными организациями и финансовыми институтами: Всемирным банком, МВФ, АБР, ЕБРР, ИБР и другими.

Консультативный совет по улучшению инвестиционного климата при Президенте Республики Таджикистан является механизмом диалога между государственным и частным секторами и направлен на улучшение инвестиционного климата в конкретных секторах.

Консультативный совет собирается несколько раз в год для обсуждения предложенных приоритетных проектов и актуальных вопросов, поднятых отдельными группами компаний. Деятельность Консультативного совета направлена на улучшение инвестиционного климата в определенных секторах: производстве, туризме, на рынке ценных бумаг и в страховании. Консультативный совет также организует круглые столы, форумы и семинары, с помощью которых аккумулирует предложения и рекомендации, а также материалы для выработки дальнейших планов действий.

Государственный комитет по инвестициям и управлению государственным имуществом (далее - Госкоминвест) координирует и контролирует инвестиционную деятельность в стране, а на местах, в регионах, функционируют его подразделения, курирующие поток инвестиций и управление государственным имуществом [5].

Госкоминвест играет важную роль в привлечении иностранных инвестиций и в развитии экономики страны. Госкоминвест наряду с Министерством экономического развития и торговли является ключевым институтом в области инвестиций и оказывает поддержку инвесторам на всех этапах реализации проектов. Развитие инфраструктуры инвестиционной сферы и создание благоприятных условий для инвестирования являются важными задачами для Госкоминвеста и других инвестиционных институтов.

Роль Госкоминвеста в инвестиционной деятельности заключается в следующем [5]:

- участие в разработке инвестиционных проектов. Госкоминвест также разрабатывает собственные инвестиционные проекты, которые могут быть реализованы с помощью иностранных инвестиций, и представляет их потенциальным инвесторам;

- мониторинг инвестиционной деятельности. Госкоминвест осуществляет мониторинг инвестиционной деятельности в Таджикистане, анализирует ее результаты и предлагает меры по ее улучшению;

- развитие инфраструктуры инвестиционной сферы. Госкоминвест занимается развитием инфраструктуры инвестиционной сферы, созданием благоприятных условий для инвестирования, а также обеспечением доступа к информации о возможностях инвестирования в Таджикистан.

ГУП «Таджинвест» является государственной инвестиционной структурой, которая занимается привлечением в экономику иностранных инвестиций. Таджинвест также занимается мониторингом инвестиционной деятельности в стране и предлагает меры по ее улучшению. Приоритетными задачами для агентства являются развитие инфраструктуры инвестиционной сферы и создание благоприятных условий для инвестирования [10].

Таджинвест играет ключевую роль в привлечении иностранных инвестиций в Таджикистан и способствует развитию экономики страны. Благодаря своей деятельности агентство создает условия для реализации новых проектов, развития приоритетных отраслей экономики и повышения уровня жизни населения.

Палаты и ассоциации. К национальным ассоциациям относится Торгово-промышленная палата Республики Таджикистан с тремя региональными отделениями (в Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО), в Хатлонской и Согдийской областях).

Торгово-промышленная палата и ассоциации являются самостоятельными институтами, которые также играют важную роль в инвестиционном развитии Республики Таджикистан. Их роль заключается в следующем:

- представление интересов бизнеса. Торгово-промышленная палата и ассоциации представляют интересы бизнеса и защищают права и интересы предпринимателей, в том числе инвесторов;

- консультационная поддержка. Торгово-промышленная палата и ассоциации оказывают консультационную поддержку инвесторам и предпринимателям по вопросам инвестирования, налогообложения, правовым вопросам и т.д.;

- развитие бизнес-сообщества. Торгово-промышленная палата и ассоциации содействуют развитию бизнес-сообщества: проводят обучающие семинары, тренинги и конференции, способствуя повышению квалификации и компетентности предпринимателей;

- привлечение инвестиций. Торгово-промышленная палата и ассоциации активно работают для привлечения инвестиций в различные отрасли экономики Таджикистана, проводят выставки и мероприятия, предоставляющие возможности для инвестирования;

- сотрудничество с государственными органами. Торгово-промышленная палата и ассоциации сотрудничают с государственными органами и участвуют в разработке законодательных нормативных актов, направленных на развитие бизнеса в Таджикистане и вложение инвестиций.

Стратегия привлечения инвестиций и план действий по развитию функций ГУП «Таджинвест»: Таджинвест осуществляет свою деятельность согласно Концепции государственной политики привлечения и защиты инвестиций [З] и Программе государственных инвестиций (ПГИ) [11].

В настоящее время успешно реализуется Программа государственных инвестиций (ПГИ) на 2021-2025 годы. В ПГИ представлены основные направления политики и наиболее приоритетные инвестиционные проекты для ключевых секторов экономики, в которые необходимы инвестиции. Эти секторы включают: сельское хозяйство и ирригацию, энергетику, транспорт, образование и науку, медицинское обслуживание и социальную защиту, труд, миграцию и занятость. К большому сожалению, на сегодняшний день у Таджинвеста нет другой стратегии реализации, продвижения или инвестиционного плана по ПГИ на 2021-2025 годы, так как для поощрения инвестиций Таджинвест по-прежнему использует общий маркетинговый подход, не содержащий конкретных предложений и информации.

На наш взгляд, для реализации Концепции государственной политики по привлечению и защите инвестиций Таджинвесту необходимо разработать план действий, содержащий основные направления и целевые приоритетные секторы экономики и виды их деятельности, с соответствующими корректировками по мере их развития.

Кроме того, Таджинвесту очень важно уделить внимание качеству разработки инвестиционных проектов, уникальности инвестиционных продуктов и разработке целевых рынков для привлечения инвесторов, так как большая часть инвестиционных проектов, включенных в ПГИ на 2021-2025 гг., не отвечает инвестиционным требованиям.

Также Таджинвесту необходимо разработать стратегию и конкретный план действий по продвижению ПГИ с целью привлечения инвесторов и их убеждения в перспективности инвестирования в экономику Таджикистана. Этот план действий в основном содержит встречи с донорами, проведение международных инвестиционных конференций, бизнес-форумов, научно-практических конференций, круглых столов и т.д.

Кроме того, важно обеспечить прозрачность в проведении и реализации инвестиционной политики, включающую защиту прав инвесторов, что также является немаловажным для привлечения дополнительных инвестиций в экономику страны.

В целом разработка стратегии привлечения инвестиций и плана действий по развитию функций Таджинвеста является важным шагом для улучшения инвестиционного климата в стране и повышения его дальнейшей функциональной деятельности.

Роль ГУП "Таджинвест": Таджинвест является не единственным контактным центром в Таджикистане для иностранных инвесторов. Это выражается в том, что очень часто возникает ситуация, когда различные ведомства, отраслевые министерства и региональные организации имеют конкурирующие интересы в продвижении их отраслевых проектов.

В этой связи было бы целесообразно усилить роль Таджинвеста как координирующего агентства и сделать его основным контактным центром для всех иностранных инвесторов. Кроме того, важно улучшить его координацию и взаимодействие с различными государственными органами для более эффективного привлечения инвестиций.

Услуги Таджинвеста для инвесторов: Таджинвест и Госкоминвест используют различные методы для продвижения инвестиций, включая проведение отраслевых презентаций, бизнес-форумов, торговых выставок и приемов для иностранных делегаций, и, чтобы сделать привлечение инвестиций более продуктивным, необходимо разработать эффективные совместные меры по их стимулированию, включая маркетинговые услуги, предоставление информации, помощь инвесторам и информационно-пропагандистскую деятельность.

Целевая работа с инвесторами: Таджинвест в настоящее время не ориентирован на конкретные страны или реальных инвесторов. А таргетирование, если оно спланировано и осуществлено должным образом, может обеспечить правительствам определенное влияние на типы привлекаемых инвестиций, и подобная направленность, независимо от того, успешна она или нет, неизменно дает ценную информацию, что может сделать то или иное предприятие для повышения собственной привлекательности для инвесторов. Без информационно-разъяснительной работы инвестиционное продвижение местоположения зависит от того, сделают ли инвесторы первый шаг. Чтобы облегчить эту задачу, Таджинвесту следует создать базу данных, содержащую контакты потенциальных инвесторов.

Содействие инвесторам: следует отметить, что в Таджикистане большинство процедур, связанных с инвестированием, требует непосредственного присутствия инвестора. Для улучшения содействия инвестициям необходимо внедрить систему "единое окно" и четкие процедуры рассмотрения запросов и визитов инвесторов. В 2017 году при Госкоминвесте была создана система «единое окно», но она не дала желаемых результатов из-за необходимости юридического вмешательства по многим вопросам. Опыт других стран, например Казахстана и Узбекистана, показывает, что для предоставления всех услуг по всем направлениям, включая иностранных инвесторов, необходимо создать единый информационный центр при Министерстве юстиции. Госкоминвесту совместно с Таджинвестом следует совместно разработать положение о едином информационном центре и включить соответствующие отраслевые требования по содействию и сопровождению инвестиционных проектов: от поступления заявки до их полной реализации.

Если говорить о прозрачности информации, связанной с инвестициями, то можно отметить, что данные, доступные на веб-сайтах различных учреждений, поощряющих инвестиции, не всегда полностью отражают благоприятную среду для инвестирования. Госкоминвест и Таджинвест предоставляют лишь базовую информацию о процедурах и секторах, что не дает полного представления о возможностях для инвесторов. В ней

отсутствуют подробные сведения о ценностном предложении каждого описанного сектора. То же относится и к информации о свободных экономических зонах на веб-сайте Министерства экономического развития и торговли. Госкоминвест и Таджинвест предлагают на своих веб-сайтах лишь ограниченное количество законодательных актов, связанных с инвестициями, и несколько ссылок на законодательство. К большому сожалению, большинство документов недоступно на английском языке. Вся проблема заключается в том, что обновления на сайте происходят нерегулярно.

Отсутствие в Госкоминвесте специального механизма мониторинга, оценки и отчетности по использованию механизма слияния и поглощения бизнеса требует улучшения функций агентства. Для этого можно рассмотреть возможность для внедрения целевых показателей по вводимым ресурсам (например, по количеству встреч и полученных бизнес-планов) и по результатам (например, по количеству реализованных проектов и созданных новых рабочих мест). Также необходимо публиковать ежегодные отчеты с оценкой деятельности агентства. Создание единого информационного центра и системы «единое окно» позволит обеспечить доступность механизма мониторинга, оценки и отчетности всем заинтересованным сторонам.

В таблице 1 изложены некоторые меры краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного характера, где соответствующие заинтересованные структуры должны провести мероприятия по улучшению инвестиционной среды (табл. 1).

Таблица 1.

Краткое изложение мер по реформе инвестиционной среды

Меры по реформированию Период реализации Результаты Исполнительные агентства

1.1 Принять стратегию по поощрению инвестиций, включающую общие цели, целевые секторы и конкретные методы поощрения инвестиций Среднесрочный период Разработана стратегия поощрения инвестиций Выбраны целевые секторы Госкоминвест и Таджинвест

1.2.Усилить роль Таджинвеста, сделав его контактным лицом для всех иностранных инвесторов Среднесрочный период Разработаны СОП и протоколы координации для взаимодействия с иностранными инвесторами и между агентствами в Таджикистане Госкоминвест и Таджинвест

1.3.Усилить услуги Таджинвеста для инвесторов (информационные, маркетинговые, вспомогательные и адвокатские услуги) Среднесрочный период Разработан план действий (включая наращивание потенциала, укомплекто вание персонала, разработку СОП и т.д.). Таджинвест

1.4.Наращивать потенциал Таджинвеста Среднесрочный Создана база данных,

Меры по реформированию Период реализации Результаты Исполнительные агентства

по проведению целенаправленной работы с инвесторами период идентифицирующая контакты потенциальных инвесторов Реализованы информационно-пропагандистские программы Таджинвест

1.5. Повысить прозрачность соответствующей инвестиционной информации, в том числе путем улучшения веб-присутствия, адресованного иностранным инвесторам Краткосрочный период Разработаны ценностные предложения по инвестированию в Таджикистан Вся необходимая информация для инвесторов опубликована на веб-сайте Таджинвеста Государственный комитет по инвестициям, Таджинвест, Министерство экономического развития и торговли

1.6. Внедрить систему "единое окно" с целью улучшения условий для инвестирования Долгосрочный период Создание системы "единое окно" Госкоминвест, Таджинвест, министерства и другие агентства

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.7. Внедрить систему слияния и поглощения бизнеса для Госкоминвеста Среднесрочный период Созданные системы слияния и поглощения бизнеса Таджинвест

1.7. Разработать нормативно-правовые документы, в которых прописывается весь механизм реализации того или иного закона и санкции за невыполнение или ненадлежащее выполнение законов Долгосрочный период Государственный комитет по инвестициям, Министерство экономического развития и торговли, Министерство юстиции

1.8. Разработать Стратегию инвестиционного развития РТ Долгосрочный период Государственный комитет по инвестициям, Министерство экономического развития и торговли и соответствующие министерства и

Меры по реформированию Период реализации Результаты Исполнительные агентства

ведомства

1.9.Сформировать инвестиционную инфраструктуру Среднесрочный период Государственный комитет по инвестициям, Министерство экономического развития и торговли

1.10.Разработать механизм страхования иностранных инвестиций Долгосрочный период Консультационный совет по улучшению инвестиционного климата, Государственный комитет по инвестициям, Министерство экономического развития и торговли, Торгово-промышленная палата РТ

1.11.Поддерживать страховые отечественные и иностранные компании с помощью регулирования и стимулирования их деятельности Долгосрочный период Консультационный совет по улучшению инвестиционного климата, Государственный комитет по инвестициям, Министерство экономического развития и торговли

1.12.Создать Республиканский информационный центр (формирование информационной системы в сети Интернет; обеспечение информацией потенциальных таджикских и иностранных инвесторов; повышение информированности страновых эмитентов рынка о технологиях и Среднесрочный период Консультационный совет по улучшению инвестиционного климата, Государственный комитет по инвестициям

Меры по реформированию Период реализации Результаты Исполнительные агентства

финансовых инструментах других регионов, распространение государственной (не закрытой) информации (реестры инвесторов, законодательство и т.д.). Также Республиканский информационный центр может обеспечить функционирование системы «единое окно»

1.13. Разработка механизма мониторинга и оценки реализации программ инвестиционного развития (краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных) Долгосрочный период Консультационный совет по улучшению инвестиционного климата, Государственный комитет по инвестициям

Примечание: Краткосрочный период относится к сроку от 6 месяцев до 1 года, среднесрочный - к периоду в 1-2 года, долгосрочный - к 3-5 годам.

Таджикистан де-юре открыт для иностранных инвестиций. Согласно индексу ограниченности ПИИ (ОЭСР), который измеряет установленные законом ограничения на ПИИ, Таджикистан в большинстве секторов близок к среднему показателю по странам, не входящим в ОЭСР, и соответствует региональным аналогам (см. рисунок 1).

Рисунок 1.

Индекс регулятивных ограничений ПИИ ОЭСР за 2019 год; отраслевые ограничения

в Таджикистане [7]

2019 FDIRR Index (0 = open: II = closed) - Sector Benchmart;

o.e

D.S 0.4 D.3 D.2 0.1

Примечание: Открыто=0, закрыто=1

Источник: Индекс регулятивных ограничений ПИИ ОЭСР, в ОЭСР (2022) [7]

М OECO IZZ1 CENTRAL ASIA CZ1 TAJIKISTAN

L

гПп.гЛп.Пъ.

JTi.JTi

JLL

JbJl

ll

«Секторы, в которых правовые ограничения остаются значительно более жесткими, чем в странах ОЭСР (но аналогичны остальным регионам), включают сельское и лесное хозяйство, средства массовой информации, финансовые и юридические услуги. Земельный кодекс 2012 года (более подробно обсуждаемый ниже) запрещает иностранным инвесторам заключать какие-либо договоры аренды (или субаренды) земель сельскохозяйственного назначения [2]. На банковское дело и страхование распространяется множество операционных ограничений, включая требования о взаимности, местной регистрации и гражданстве членов правления и руководителей» [1].

Наиболее распространенными ограничениями являются ограничения на акционерный капитал, за которыми следуют ограничения на найм иностранного персонала в определенных секторах: сельском хозяйстве и средствах массовой информации. ПИИ не подпадают под проверку экономических потребностей, минимальных инвестиционных требований, количественных ограничений в отношении числа поставщиков в данном секторе, под географические ограничения, ограничения на назначение иностранцев в совет директоров, местных поставщиков или местных требований к НИОКР. Кроме того, иностранные инвесторы, как правило, могут владеть любыми типами акций и ценных бумаг в Таджикистане (например, обыкновенными акциями и привилегированными акциями).

В Таджикистане законодательством не предусмотрен запрет на создание дочерней компании, полностью находящейся в иностранной собственности, при условии получения необходимого разрешения от регулирующих органов для осуществления предпринимательской деятельности. Кроме того, не применяется никаких особых ограничений на организационно-правовые формы компаний, которые иностранные инвесторы могут создавать или инвестировать в них.

Хотя эти ограничения и являются значительными, вряд ли они объясняют низкий уровень привлечения ПИИ в страну, что подчеркивает необходимость их последовательного осуществления. Действительно, по сравнению с установленной законом открытостью для инвестиций Таджикистан уступает региональным коллегам и странам-членам ОЭСР по привлекательности инвестиций [8]. Это несоответствие наводит на мысль о разрыве между правовым режимом и его реализацией, акцентируя внимание на необходимости последовательного и предсказуемого исполнения законов на территории страны [1].

Исходя из изложенного, возникает необходимость повысить прозрачность и открытость в отношении существующих ограничений. Потенциальным инвесторам нужна достоверная информация об ограничениях на въезд и выезд во все секторы, в том числе и в зарезервированные и ограниченные секторы, так как эту информацию очень сложно получить, поскольку нет единого центрального органа, предоставляющего информацию обо всех ограничениях. В законе «Об инвестициях» от 2016 года отсутствует негативный список, и только в статье 5 приведена общая оговорка, которая позволяет ограничивать или запрещать иностранные инвестиции, исходя из соображений о национальных интересах [1].

Также в законе не разъясняется, что представляют собой национальные интересы; ни инвестиционные законы, ни какие-либо другие правовые акты не содержат перечня или других критериев для установления ограниченных или запрещенных областей для прямых иностранных инвестиций. Этой цели служил бы негативный список, включающий все ограничения и оговорки в форме подзаконного акта.

Кроме того, сложный процесс представления государственной собственности и проведения международных тендеров и аукционов, а также искусственное создание

судебными и правоохранительными органами затруднительных ситуаций ограничивают позиции инвестора по иску о защите его законных интересов.

С май 2018 по май 2019 года 115 стран внедрили 294 реформы, улучшающие регулирование во всех сферах, измеряемых в «Ведении бизнеса». Республика Таджикистан наряду с такими странами, как Саудовская Аравия, Иордания, Того, Бахрейн, Пакистан, Кувейт, Китай, Индия и Нигерия, входит в число стран, которые достигли наилучших результатов по улучшению показателей в «Ведении бизнеса-2020» [4]. Об этом свидетельствует то, что Таджикистан поднялся на 10 -ю позицию в рейтинге Всемирного банка "Ведение бизнеса" (DBI) за 2020 год, войдя в десятку лучших реформаторов банка [4].

С 2016 года было проведено множество реформ, направленных на сокращение времени, затрат и количества процедур, необходимых для открытия бизнеса, декларирования и уплаты налогов, импорта и экспорта, получения электроэнергии и управления неплатежеспособностью. Среди наиболее важных - отмена государственной пошлины на регистрацию бизнеса, электронные системы подключения к электросетям, декларирование и уплата налогов онлайн, отмена некоторых таможенных пошлин и сборов НДС, в том числе в отношении кормов для животных и мясного скотоводства, создание системы "единое окно" для регистрации собственности, получение разрешений на строительство и проведение процедуры импорта и экспорта [9].

Одной из основных проблем, затрудняющих привлечение иностранных инвестиций в Таджикистан, является недостаточно эффективная инвестиционная инфраструктура. Несмотря на наличие Консультативного совета по улучшению инвестиционного климата при Президенте, Министерства экономического развития и торговли, Государственного комитета по инвестициям и управлению государственным имуществом, ГУП «Таджинвест», Торгово-промышленной палаты РТ и ассоциаций, все еще имеются нерешенные проблемы в плане учёта интересов иностранных инвесторов при привлечении инвестиций.

Реформы, проводимые в последнее время, из-за недостаточного институционального потенциала не привели к положительным результатам. Регистрация бизнеса по -прежнему является дорогостоящей процедурой, а лицензирование и инспекции проводятся неадекватно из-за слабого надзора и координации действий [9]. Создание бизнеса воспринимается как явление, требующее значительных юридических и людских ресурсов, связей с правительством и времени [8]. Процедура закрытия предприятия также остается сложной и занимает много времени [1].

На наш взгляд, возникла необходимость в проведении централизованной процедуры регистрации бизнеса в системе "единое окно", снижении затрат на регистрацию предприятий и упрощении процедуры закрытия бизнеса с целью повышения прозрачности и эффективности административных требований. Также сегодня назрела необходимость в проведении новых структурных преобразований в системе государственного управления, также нужна современная инвестиционная инфраструктура, отвечающая международным нормам и требованиям, обеспечивающая должные условия для привлечения инвестиций и ведения бизнеса.

Исходя из этого, важность инвестиционной инфраструктуры для развития экономики Республики Таджикистан не может быть переоценена. Она представляет собой целостную систему организаций и институтов, которые обеспечивают необходимые условия для формирования и распределения реальных инвестиций.

Финансовые (коммерческие банки, финансовые, страховые и инвестиционные компании и фонды, фондовые биржи, финансовые брокеры и др.) и другие

инвестиционные институты играют важную роль в создании благоприятной инвестиционной среды.

Развитие и усовершенствование инвестиционной инфраструктуры является ключевым фактором успешного развития экономики страны. Государство должно быть заинтересовано в привлечении инвестиций, так как они способствуют устойчивому экономическому росту и повышению качества продукции. Торгово-промышленная палата и её ассоциации также играют важную роль в инвестиционной деятельности, защищая права и интересы предпринимателей, создавая благоприятные условия для инвестирования и сотрудничества с государственными органами.

Таким образом, развитие инвестиционной инфраструктуры является необходимым условием для успешного привлеченият инвестиций и развития национальной экономики. Вместе с торгово-промышленной палатой, ассоциациями и Таджинвестом инвестиционная инфраструктура создаст благоприятную инвестиционную среду, которая способствует росту бизнеса и экономики страны в целом.

Этапы создания инвестиционной инфраструктуры. Обычно на практике на уровне Правительства в целях координации деятельности с органами государственной власти создается Правительственная комиссия по инвестициям. В настоящее время в Республике Таджикистан функционирует Консультативный совет по улучшению инвестиционного климата, который является механизмом диалога между государственным и частным секторами под председательством Президента Республики Таджикистан.

Далее создается отдельная структура в виде агентства по разработке и экспертизе инвестиционных проектов, в котором будет сконцентрирован весь инвестиционный потенциал страны.

Хотя в настоящее время в структуре Госкоминвеста функционирует специальное подразделение по информационной системе управления инвестиционными проектами (внешней помощью ИСУВП), но, к большому сожалению, это подразделение занимается в основном мониторингом и не включает функции по разработке и экспертизе проектов.

Одним из необходимых условий для создания инвестиционной инфраструктуры должен стать уполномоченный банк, сформированный из действующих коммерческих банков. Помимо традиционных функций, этот банк будет содействовать реализации конкретных инвестиционных проектов и программ. В настоящее время на базе капитала Фонда поддержки предпринимательства создан Саноатсодиротбонк. Однако, к сожалению, до сегодняшнего дня не определены его функции как уполномоченного банка, поддерживающего инвестиционные проекты и программы.

Немаловажным шагом на пути формирования инфраструктуры инвестиционной сферы должно стать создание Республиканского информационного центра, основными задачами которого будут: формирование информационной системы в сети Интернет; обеспечение информацией потенциальных отечественных и иностранных инвесторов; повышение информированности страновых эмитентов рынка о технологиях и финансовых инструментах других регионов; распространение государственной (не закрытой) информации (реестры инвесторов, законодательство и т.д.). Также Республиканский информационный центр может обеспечить функцию системы «единое окно».

Создание инвестиционной инфраструктуры является ключевым фактором успешного привлечения инвестиций и развития экономики Таджикистана. В настоящее время особенно важно направить все усилия на решение самых актуальных проблем и создание уникальных возможностей для привлечения инвестиций. В этом контексте создание Фонда инвестиционного развития, который будет формироваться за счет

республиканских и местных бюджетов, сбережений населения, внебюджетных источников, а также средств от реализации недвижимости и приватизированного имущества, аренды земли, госимущества, иностранного капитала и собственных средств предприятий и организаций, будет способствовать достижению этих целей.

Создание Инвестиционного фонда развития является важным шагом в привлечении инвестиций и развитии экономики Таджикистана. Фонд может выступать в роли гаранта для иностранных и отечественных инвесторов, предоставлять капитал для инвестиционных программ и проектов, а также эффективно использовать акции и ценные бумаги предприятий и организаций, переданные ему. Однако, чтобы привлечь инвесторов, в стране нужно создать институциональную основу, привлекательную законодательную базу, благоприятный инвестиционный климат и соответствующую инвестиционную инфраструктуру.

Республиканский информационный центр и Фонд инвестиционного развития будут играть важную роль в этом процессе. Они помогут привлекать инвесторов, контролировать инвестиционные проекты и создать благоприятные условия для бизнеса. Создание институциональных основ, привлекательной законодательной базы и благоприятного инвестиционного климата также будет способствовать успешному привлечению инвестиций и развитию экономики Таджикистана.

В заключение, несомненно, нужно отметить, что Таджикистан имеет огромный потенциал для привлечения инвестиций и достижения экономического роста. Однако для того, чтобы привлекать инвесторов, в стране необходимо создать институциональную основу, привлекательную законодательную базу, благоприятный инвестиционный климат и соответствующую инвестиционную инфраструктуру, которые позволят реализовать открывающиеся финансовые возможности и придать жизненность инвестиционному процессу.

Кроме того, целесообразно разработать всеобъемлющую Стратегию привлечения инвестиций, которая будет направлена на развитие и продвижение инвестиционных возможностей Таджикистана. Она должна включать меры по улучшению инфраструктуры, созданию благоприятной среды для бизнеса, продвижению региональной интеграции, инвестированию в образование и человеческий капитал, а также поощрению устойчивых и перспективных инвестиций. Такая стратегия позволит привлечь инвесторов и создать условия для устойчивого экономического развития Таджикистана.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Закон Республики Таджикистан «Об инвестициях» от 15 марта 2016 года, № 129. / https://base.spmform.ru/show_doc.fWx?rgn=84794&ysdid=lsvebjt7ga328893763.

2. Закон Республики Таджикистан от 1 августа 2012 года, № 891 «О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Таджикистан» https//online.zakon.kz/Document/?doc_id=31248.

3. Концепция государственной политики привлечения и защиты инвестиций Республики Таджикистан. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 29 декабря 2012 года, №755. / https://base.spinform.m/show_doc.fwx/show_doc.fwx?rgn=57783&yscШ=lsve9zintu3794840 33

4. Всемирный банк, МБРР-МАР "Ведение бизнеса" (DBI) Оценка Бизнес-Регулирования. https://archi-ve.doingbusiness.org/ru/reports/global-reports/doing-business-2020.

5. Положение о Государственном комитете по инвестициям и управлению государственным имуществом Республики Таджикистан https: //base. spinform. ru/show_doc.fwx?rgn=16137&ysclid=lsvefb89ct109530094

6. Доклад об экономике Таджикистана - лето 2023/ https://www.vsemirnyjbank.org/ru/country/tajikistan/publication/economic-update-summer-2023

7. Индекс регулятивных ограничений ПИИ ОЭСР, в ОЭСР (2022) https://www.oecd-ilibrary.org/trade/data/oecd-statistics-on-international-trade-in-services/stri-intra-eea-services-trade-restrictiveness-index-edition-2022_0269543d-en

8. Экономический обзор ОЭСР 2021 от 31 мая 2021г. / https://oecd-russia.org.

9. Trade and Development Report UNCTAD 2022. /https://unctad.org/tdr2022.

10.Устав государственного унитарного предприятия «Таджинвест» при Государственном комитете по инвестициям и управлению государственным имуществом Республики Таджикистан //https://tajinvest.tj/ru/about-us/ustav.

11.Программа государственных инвестиций Республики Таджикистан на 2021-2025 годы /https://base. spinform.ru/show_doc. fwx?rgn=135254&ysclid=lt6yafbeji336943027

REFERENCES:

1. The Law of the Republic of Tajikistan "On Investments" dated March 15, 2016, No. 129. / https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=84794&ysclid=lsvebjt7ga328893763

2. Law of the Republic of Tajikistan dated August 1, 2012 No. 891 "On Amendments and Additions to the Land Code of the Republic of Tajikistan" https//onlme.zakon.kz/Document/?doc_id=31248...

3. The Concept of the State Policy of Attracting and Protecting Investments of the Republic of Tajikistan, Resolution of the Government of the Republic of Tajikistan dated December 29, 2012, No. 755. / https://base. spinform. ru/show_doc.fwx/show_doc.fwx?rgn =57783&ysclid=lsve9zintu379484033

4. The World Bank, IBRD-IDA "Doing Business" (DBI) Assessment Of Business Regulation. https://archiive.doingbusiness.org/ru/reports/global-reports/doing-business-2020

5. Regulations on the State Committee for Investments and Management of State Property of the Republic of Tajikistan https: //base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=16137&ysclid=lsvefb89ct109530094

6. Report on the economy of Tajikistan - summer 2023; https://www.vsemirnyjbankorg/ru/country/tajikistan/publication/economic-update-summer-2023

7. OECD Index of Regulatory Restrictions on FDI, in the OECD (2022) https://www.oecd-ilibrary.org/trade/data/oecd-statistics-on-international-trade-in-services/stri-intra-eea-services-trade-restrictiveness-index-edition-2022_0269543d-en

8. OECD Economic Review 2021 of May 31, 2021, https://oecd-russia.org.

9. Trade and Development Report UNCTAD 2022., https://unctad.org/tdr2022

10.The Charter of the State Unitary Enterprise "Tajinvest" under the State Committee for Investment and Management of State Property of the Republic of Tajikistan. https://tajinvest.tj/ru/about-us/ustav

11.The program ofpublic investments of the Republic of Tajikistan for 2021-2025; https://base . spinform.ru/show_doc. fwx?rgn=135254&ysclid=lt6yafbeji336943027

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.