Научная статья на тему 'ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В АГРАРНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ'

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В АГРАРНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
институциональные факторы / аграрное производство / организация производства / эффективность / инновации / сельское хозяйство / формы аграрного бизнеса / Республика Татарстан / institutional factors / agricultural production / organization of production / efficiency / innovation / agriculture / forms of agricultural business / Republic of Tatarstan

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шарипов Салимзян Ахтямович, Титов Николай Леонидович, Харисов Гумер Амирович

В статье рассмотрены актуальные проблемы формирования институциональной среды, обеспечивающей организацию эффективного аграрного производства в условиях цифровизации производственных процессов и использования инновационных технологий в рамках системы рационального землевладения и землепользования. Выявлены направления, обеспечивающие производительное использование факторов производства, институциональные основы их взаимодействия, формирование среды, обеспечивающей устойчивое развитие сельского хозяйства. Определены факторы организации эффективного аграрного производства. Отмечается, что формирование институциональной среды в Республике Татарстан предусматривает активизацию процессов цифровой трансформации в организации и функционировании аграрной сферы, расширение сферы применения инновационных технологий. Устойчивый рост аграрного производства в республике в значительной мере обусловлен государственной поддержкой различных форм аграрного бизнеса. Институциональные факторы организации аграрного производства в Татарстане обусловливают инновационное развитие сельского хозяйства, устойчивое социально-экономическое развитие сельских территорий и региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шарипов Салимзян Ахтямович, Титов Николай Леонидович, Харисов Гумер Амирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL FOUNDATIONS OF THE ORGANIZATION AND EFFECTIVE USE OF LAND RESOURCES IN AGRARIAN PRODUCTION

The article considers the actual problems of forming an institutional environment that ensures the organization of effective agricultural production in the conditions of digitalization of production processes and the use of innovative technologies within the framework of the system of rational land ownership and land use. The directions that ensure the productive use of production factors, the institutional foundations of their interaction, and the formation of an environment that ensures the sustainable development of agriculture are identified. The factors of the organization of effective agricultural production are determined. It is noted that the formation of the institutional environment in the Republic of Tatarstan provides for the activation of the processes of digital transformation in the organization and functioning of the agricultural sector, the expansion of the scope of application of innovative technologies. The steady growth of agricultural production in the republic is largely due to state support for various forms of agricultural business. Institutional factors of the organization of agricultural production in Tatarstan determine the innovative development of agriculture, sustainable socio-economic development of rural areas and the region.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В АГРАРНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ»

УДК 332.1 DOI: 10.24412/2587-6740-2021-3-8-12

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В АГРАРНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

С.А. Шарипов1, Н.Л. Титов1, Г.А. Харисов2

1ФГБОУ ДПО «Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса», г. Казань, Россия 2ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)», г. Казань, Россия

В статье рассмотрены актуальные проблемы формирования институциональной среды, обеспечивающей организацию эффективного аграрного производства в условиях цифровизации производственных процессов и использования инновационных технологий в рамках системы рационального землевладения и землепользования. Выявлены направления, обеспечивающие производительное использование факторов производства, институциональные основы их взаимодействия, формирование среды, обеспечивающей устойчивое развитие сельского хозяйства. Определены факторы организации эффективного аграрного производства. Отмечается, что формирование институциональной среды в Республике Татарстан предусматривает активизацию процессов цифровой трансформации в организации и функционировании аграрной сферы, расширение сферы применения инновационных технологий. Устойчивый рост аграрного производства в республике в значительной мере обусловлен государственной поддержкой различных форм аграрного бизнеса. Институциональные факторы организации аграрного производства в Татарстане обусловливают инновационное развитие сельского хозяйства, устойчивое социально-экономическое развитие сельских территорий и региона.

Ключевые слова: институциональные факторы, аграрное производство, организация производства, эффективность, инновации, сельское хозяйство, формы аграрного бизнеса, Республика Татарстан.

Введение

Современное состояние аграрного сектора экономики характеризуется действием разнонаправленных факторов развития, отражающих, с одной стороны, частичное или полное ограничение перемещения людей, вызванное требованиями эпидемиологического характера, неблагоприятные факторы развития — санкци-онное давление, кризисные явления в мировой экономике, а с другой — внедрение современных инновационных цифровых технологий, выход на тренд позитивной динамики аграрного производства. В этих условиях, в качестве решающего фактора, выступают вопросы создания институциональной среды, обусловливающей активизацию применения современных ресурсосберегающих инновационных технологий, цифровизацию технологических производственных процессов, устойчивый рост аграрного производства в хозяйствах всех категорий, социально-экономическое развитие сельских территорий.

Аграрное производство представляет собой систему совместного потребления факторов производства. При этом невозможно определить в какой мере производимый продукт обязан тому или иному фактору производства, поскольку в технологических циклах производственных процессов факторы непрерывно взаимодействуют между собой, дополняя и (или) заменяя друг друга. Комбинации факторов, обусловливающие эффективное их взаимодействие, в значительной мере определяются институциональной средой, обеспечивающей формирование условий соблюдения оптимального их сочетания в производительном потреблении ресурсов, и отражаются в производственном потенциале регионального агропромышленного комплекса.

Проблемы организации аграрного производства, оценки эффективности исполь-

зования ресурсов рассматриваются в исследованиях А.И. Алтухова [4], Н.В. Комова [7], В.В. Милосердова [9], И .Г. Ушачева [10 , 11] и других ученых.

В исследованиях отмечается значимость организационных факторов аграрного производства, обосновывается необходимость отнесения к приоритетным направлениям: экологизацию производства, применение современных ресурсосберегающих инновационных технологий, предусматривающих переход к цифровой экономике, обновление технической базы сельскохозяйственного производства, достижение приемлемого уровня эффективности и социально-экономического развития сельских территорий. В этой связи И.Г. Ушачевым в направлениях стратегии развития выделены такие цели и задачи, стоящие перед страной, как «продовольственная безопасность и импортозамещение, технико-технологическая модернизация отрасли, повышение доходности сельхозтоваропроизводителей, социальное развитие села, экологизация агропромышленного производства и сельских территорий» [10, с 4-5]. Вместе с тем на повестке дня стоят вопросы формирования институциональной среды, которая, наряду с технико-технологическими аспектами организации аграрного производства, предусматривает формирование институциональных факторов взаимообусловленного потребления производственных ресурсов, генерирующих системные синергети-ческие эффекты развития.

Отличительной особенностью современных инновационных технологий аграрного производства является кумулятивный рост цифровых компонент и позитивная динамика индустриальной составляющей производственных процессов, которая характеризуется растущей предсказуемостью потребления ресурсов и объемов выпуска конечного продукта. Послед-

нее обстоятельство особенно актуально в связи с нарастанием неблагоприятных факторов развития — вероятностной природой сельскохозяйственного производства, необходимостью противодействия пандемии коронавирусной инфекции, обусловившей замедление темпов производства мировой экономики и выступившей в качестве одного из триггеров мирового экономического кризиса.

Результаты

В общественном пространстве возрастает значимость институтов социально-экономического развития. Наряду с традиционными факторами развития, определяющими эффективность производства, выступают организационные, обусловливающие вовлечение в аграрное производство земельных угодий, организацию эффективного взаимодействия различных форм аграрного бизнеса, государственное регулирование и поддержку аграрного производства, цифровизацию сельскохозяйственного производства, развитие человеческого капитала, социально-экономическое развитие сельских территорий.

В условиях естественной природы сельскохозяйственного производства актуализируется значимость земельного ресурса. В этой связи в процессах организации аграрного производства приоритетное значение придается совершенствованию земельных отношений и обеспечению эффективного использования земельных угодий. И.Н. Буздалов выделяет земельные отношения как центральный элемент в системе аграрных отношений, потенциальные коллизии в решении земельного вопроса и акцентирует внимание на таких институциональных аспектах, когда «вековые российские перипетии и катаклизмы в землевладении и землепользовании, приводившие к половинчатости или провалу аграрных реформ, принято

© Шарапов С.А., Титов Н.Л., Харисов Г.А., 2021 Международный сельскохозяйственный журнал, 2021, том 64, № 3 (381), с. 8-12.

ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО

рассматривать как перманентно поднимаемый и, как правило, провальный в своем решении «земельный вопрос» ... В отношении сути этого вопроса больше подходит понятие земельный парадокс в буквальном смысле этого слова (от греч. Рага<Мо$ — «неожиданный», «странный»)» [5, с. 43].

Справедливость данного утверждения подтверждается особым статусом земли, так как в сельскохозяйственных производственных процессах земля выступает в двух качествах: и как средство труда, и как предмет труда. В то же время земельная собственность, регулирование режимов использования земли, отражая системные (фундаментальные) вопросы землепользования, выступают как институциональные факторы, обусловливающие формирование институциональной среды и устойчивое социально-экономическое развитие сельских территорий.

Спецификация прав собственности на землю на базе проведения системных землеустроительных мероприятий обеспечивает снижение трансакционных издержек. В проведенном исследовании проблем совершенствования организационно-правового регулирования землеустройства в Российской Федерации С.Н. Волков и А.А. Фомин отмечают: «Дальнейшее развитие эффективного землепользования невозможно без осуществления системы законодательного обеспечения землеустроительных мероприятий. Обязательным условием для наведения порядка в использовании земель является совершенствование законодательства о землеустройстве» [6, с. 5]. В рамках предлагаемого подхода ими предполагается реализация следующих мер: «1. Осуществлять функцию планирования использования земель на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. 2. Законодательно оформить разработку в составе проектов внутрихозяйственного землеустройства сельскохозяйственных регламентов использования земли, меры по охране земель от процессов деградации и по воспроизводству плодородия почв, повышению эффективности использования земли. 3. Завершить формирование земельной собственности в АПК страны и законодательно обеспечить эти процессы на федеральном, региональном и местном уровнях, обеспечив постановку этих земельных участков сельскохозяйственного назначения на государственный кадастровый учет и их регистрацию...» [6, с. 5].

На практике эффективность использования земельных участков в значительной мере обусловливается используемыми технологиями аграрного производства, цифровой трансформацией применяемых режимов землепользования и землевладения. В отношении одного и того же объекта земельной собственности в производственные отношения вступают различные физические и юридические лица. При этом уровень организации производственных процессов во-многом зависит от того, насколько специфицированы права собственности на землю, которые в рамках исторически сформировавшихся национальных традиций определяют процессы аграрного производства и динамику экономического развития.

Традиционно отношения собственности на земельные ресурсы отражают институты частной, общей и государственной собственности и выступают системными факторами общественного развития. Аграрное производство

и жизнедеятельность сельских территорий характеризуются системой сложных взаимообусловленных процессов, в которых значимость органов местного самоуправления перманентно возрастает. «Возникновение института местного муниципального управления в современной России явилось необходимым условием в связи с новым общественным устройством, когда муниципальная власть самостоятельно функционирует по жизнеобеспечению граждан в сельских, малых городских поселениях и поселках на своих территориях, но по правилам, установленным государством» [12, с. 46].

Анализ передовых национальных экономик показывает наличие институциональных факторов устойчивого экономического развития, представленных цифровой экономикой, инновационными технологиями, элементами экономического механизма инновационного развития, реализованные в институтах государственного регулирования региональных сельскохозяйственных рынков и поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде льготного кредитования, системы льготного налогообложения, целевого субсидирования, инновационных фондов развития и т.п., разветвленной системы консультативных и информационных служб, оказывающих помощь предприятиям; эффективной системы организации экспертиз инновационных проектов. При этом следует особо отметить актуальность перехода к действенной системе спецификации прав интеллектуальной и земельной собственности как к фактору снижения трансакционных издержек и повышения эффективности общественного производства.

Опыт развитых стран свидетельствует о наличии тесной связи между формированием институтов инновационного развития и государственной политики в области цифровизации экономики, развития информационно-коммуникационных технологий. В современных условиях цифровая экономика выступает фундаментальным фактором, обеспечивающим внедрение инновационных разработок в аграрное производство. Анализ опыта государственной политики развитых стран демонстрирует широкое использование информационных технологий и экономических рычагов, как экономических мотиваторов в механизмах формирования и функционирования механизмов инновационного развития. Действие экономических мотиваторов, стимулирующих формирование и совершенствование инновационного потенциала сельскохозяйственных формирований в рамках реализуемой государственной политики поддержки аграрной сферы, обеспечивается системой сбалансированного льготного кредитования, эффективным налогообложением, целевой поддержкой сельскохозяйственного товаропроизводителя, развитой системой инновационных фондов.

Обсуждение

В ситуации, когда проблемам формирования институциональных факторов уделяется должное внимание, наблюдается сохранение позитивных трендов в динамике социально-экономического развития. В Республике Татарстан в ходе трансформаций аграрной сферы удалось сохранить потенциал аграрного производства. В республике по состоянию на 2020 г. сельскохозяйственные угодия составляют 4,5 млн га, из них пашня — 3,4 млн га. Население респуб-

лики составляет более 3,9 млн человек, в том числе сельское население — 901 тыс. человек, 852 сельских поселения. В аграрной сфере функционирует около 4 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, 301 сельскохозяйственный потребительский кооператив, 468 тыс. личных подсобных хозяйств. Валовая продукция сельского хозяйства за 2020 г. превысила 263 млрд руб. Инвестиционные вложения в АПК Республики Татарстан за период с 2016 по 2020 гг. составили 121,4 млрд руб. [3].

В республике система мер государственной поддержки аграрной сферы выступает в качестве решающего фактора, способствующего эффективной организации сельскохозяйственного производства. В последние годы сельскохозяйственные товаропроизводители различных форм аграрного бизнеса, представляющих хозяйства всех категорий, включая сельскохозяйственные организации, хозяйства населения, крестьянские (фермерские) хозяйства, демонстрируют позитивную динамику аграрного производства (табл. 1, 2, 3, 4) [1, 2]. За период с 2015 по 2019 гг. наблюдается рост производства продукции сельского хозяйства (в фактически действовавших ценах): в сельскохозяйственных организациях — на 24,1%, хозяйствах населения — на 3,5%, крестьянских (фермерских) хозяйствах — на 59,5%. В хозяйствах всех категорий рост валовой продукции в целом составил 17,5%. При этом в хозяйствах всех категорий наблюдается рост производства продукции растениеводства и животноводства — на 19,4 и 15,6% соответственно. При этом удельный вес продукции растениеводства вырос с 49,15% в 2015 г. до 49,94% в 2019 г., а доля производства продукции животноводства сократилась с 50,85 до 50,06%. Структурные сдвиги в аграрной сфере республики объясняются цифровой трансформацией в растениеводстве и, как следствие, более высокими темпами роста аграрного производства.

Формирование институциональных основ организации земельных ресурсов в хозяйствах всех категорий обусловило рост производства: валовой продукции на 100 га посевной площади, продукции растениеводства на 100 га посевной площади, продукции животноводства на 100 га посевной площади — на 20,5, 22,5 и 18,6% соответственно. Урожайность зерновых культур (в весе после доработки) выросла на 34,9%.

В сельскохозяйственных организациях за аналогичный период отмечается рост показателей эффективности использования земельных ресурсов. Так, в расчете на 100 га посевной площади выросло производство сельскохозяйственной продукции, продукции растениеводства, животноводства — на 37,3, 37,5 и 37,2% соответственно. Урожайность за анализируемый период выросла на 35,8%.

В хозяйствах населения за период 2015 по 2019 гг. динамика показателей эффективности использования земельных ресурсов характеризуется, в целом, позитивными тенденциями. Производство продукции сельского хозяйства на 100 га посевной площади выросло на 3,5%. В крестьянских (фермерских) хозяйствах за период с 2015 по 2019 гг. отмечается рост показателей эффективности использования земельных ресурсов. Так, в расчете на 100 га посевной площади выросло производство сельскохозяйственной продукции, продукции растениеводства, животноводства — на 20,5, 22,5 и 18,2% соответственно. Урожайность за анализируемый период выросла на 34,0%.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 3 (381) / 2021

Таблица 1

Эффективность использования земельных ресурсов в хозяйствах всех категорий Республики Татарстан

(2015-2019 гг.)

Показатели 2Ol5 г. 2Ol6 г. 2Ol7 г. 2Ol8 г. 2Ol9 г. 2Ol9 г. к 2Ol5 г., %

Валовая продукция сельского хозяйства (в фактически действовавших ценах), млн руб. В том числе: 211810,1 229812,8 235297,3 226034,2 248781,2 117,5

- продукция растениеводства

млн руб. 104099,9 117152,7 118964,7 110698,9 124249,6 119,4

удельный вес, % 49,15 50,98 50,56 48,97 49,94

- продукция животноводства

млн руб. 107710,2 112660,1 116332,6 115335,3 124531,6 115,6

удельный вес, % 50,85 49,02 49,44 51,03 50,06

Производство валовой продукции на 100 га посевной площади, тыс. руб. 7003,7 7508,2 7692,8 7619,4 8441,6 120,5

Производство продукции растениеводства на 100 га посевной площади, тыс. руб. 3442,1 3827,5 3889,4 3731,6 4216,0 122,5

Производство продукции животноводства на 100 га посевной площади, тыс. руб. 3561,5 3680,7 3803,4 3887,9 4225,6 118,6

Урожайность зерновых культур (в весе после доработки), ц/га убранной площади 21,2 25,9 32,0 24,8 28,6 134,9

Производство мяса на 100 га посевной площади, ц 155,0 158,8 160,7 169,3 175,7 113,3

Производство молока на 100 га посевной площади, ц 579,9 579,8 596,3 622,9 643,4 111,0

Таблица 2

Эффективность использования земельных ресурсов в сельскохозяйственных организациях Республики Татарстан

(2015-2019 гг.)

Показатели 2Ol5 г. 2Ol6 г. 2Ol7 г. 2Ol8 г. 2Ol9 г. 2Ol9 г. к 2Ol5 г., %

Продукция сельского хозяйства (в фактически действовавших ценах), млн. руб. В том числе: 100422,5 110699,2 115221,0 108342,6 124622,8 124,1

- продукция растениеводства

млн руб. 46955,6 53640,6 56418,2 48898,9 58343,0 124,3

удельный вес, % 46,76 48,46 48,97 45,13 46,82 115,2

- продукция животноводства

млн руб. 53466,9 57058,6 58802,8 59443,7 66279,8 124,0

удельный вес, % 53,24 51,54 51,03 54,87 53,18 114,9

Производство продукции сельского хозяйства на 100 га посевной площади, тыс. руб. 4073,0 4513,1 4807,5 4717,5 5593,9 137,3

Производство продукции растениеводства на 100 га посевной площади, тыс. руб. 1904,5 2186,9 2354,0 2129,2 2618,8 137,5

Производство продукции животноводства на 100 га сельхозугодий, тыс. руб. 2168,6 2326,2 2453,5 2588,3 2975,1 137,2

Урожайность зерновых культур (в весе после доработки), ц/га убранной площади 21,2 25,9 32,0 24,8 28,8 135,8

Производство мяса на 100 га посевной площади, ц 131,0 138,6 144,0 154,3 165,4 126,3

Производство молока на 100 га посевной площади, ц 418,6 434,6 463,9 496,5 527,6 126,1

Таблица 3

Эффективность использования земельных ресурсов в хозяйствах населения Республики Татарстан

(2015-2019 гг.)

Показатели 2Ol5 г. 2Ol6 г. 2Ol7 г. 2Ol8 г. 2Ol9 г. 2Ol9 г. к 2Ol5 г., %

Продукция сельского хозяйства (в фактически действовавших ценах), млн руб. В том числе: 95491,5 100153,1 98913,4 98653,0 98808,6 103,5

- продукция растениеводства

млн руб. 47683,1 51554,2 49795,5 51049,6 50625,3 106,2

удельный вес, % 49,93 51,48 50,34 51,75 51,24

- продукция животноводства

млн руб. 47808,4 48598,9 49117,9 47603,4 48183,3 100,8

удельный вес, % 50,07 48,52 49,66 48,25 48,76

Производство продукции сельского хозяйства на 100 га посевной площади, тыс. руб. 90174,0 94576,0 93405,3 93159,4 93306,4 103,5

1G -

INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 3 (38l) / 2O2l

www.mshj.ru

ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО

Таблица 4

Эффективность использования земельных ресурсов в крестьянских (фермерских) хозяйствах (включая индивидуальных предпринимателей) Республики Татарстан (2015-2019 гг.)

Показатели 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2019 г. к 2015 г., %

Продукция сельского хозяйства (в фактически действовавших ценах), млн руб. В том числе: 15896,1 18960,5 21162,9 19038,6 25349,8 159,5

- продукция растениеводства

млн руб. 9461,2 11957,9 12751,0 10750,4 15281,3 161,5

удельный вес, % 59,52 63,07 60,25 56,47 60,28

- продукция животноводства

млн руб. 6434,9 7002,6 8411,9 8288,2 10068,5 156,5

удельный вес, % 40,48 36,93 39,75 43,53 39,72

Производство валовой продукции на 100 га посевной площади, тыс. руб. 3530,9 3940,9 4009,9 3504,5 4254,7 120,5

Производство продукции растениеводства на 100 га посевной площади, тыс. руб. 2101,6 2485,4 2416,0 1978,9 2564,8 122,0

Производство продукции животноводства на 100 га посевной площади, тыс. руб. 1429,3 1455,5 1593,9 1525,6 1689,9 118,2

Урожайность зерновых культур (в весе после доработки), ц/га убранной площади 20,9 25,1 31,4 23,6 28,0 134,0

Производство мяса на 100 га посевной площади, ц 35,3 36,9 36,0 38,4 39,0 110,5

В современных условиях экономики инновационное развитие агропромышленного комплекса определяется факторами институциональной среды, обеспечивающими гармонизацию процессов использования человеческого капитала в системе сельскохозяйственного производства. Инновационный вектор экономического развития обусловлен приоритетным характером применения технологических и инструментальных средств цифровой экономики, использующих активные компоненты информационно-коммуникационных технологий в составе используемых нейронных сетей, баз данных, интеллектуальных информационных систем. В цифровой экономике человеческий капитал, выражающийся в знаниях, навыках работника, выступает в качестве производительной силы — ресурса, определяющего эффективность общественного производства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эффективная организация аграрного производства обусловлена уровнем развития земельных отношений, режимами землепользования. Возрастает значимость организационных аспектов использования земельных ресурсов в рамках инновационных систем земледелия, регулируемых органами местного самоуправления. В этой связи И.Г. Ушачев, Н.И. Жуков, А.Г. Семкин и Е.А. Воронин, подчеркивая системный характер и актуальность институциональных решений в организации аграрного производства, отмечают: «Сельские товаропроизводители на территории административного района особенно нуждаются в рыночной инфраструктуре, способной функционировать в их интересах. Для этого органы управления районного уровня должны содействовать формированию внутрирайонного рынка, через службу маркетинга изучать его возможности и за пределами района, информировать о его состоянии сельскохозяйственных товаропроизводителей. В настоящее время каждый сельский товаропроизводитель «окружен» в основном стихийным рынком, на котором монополисты-переработчики и держатели промышленных средств производства зачастую диктуют невыгодные для селян условия не рыночных, а монопольных отношений, на что разрушительное воздействие оказывает

также демпинговый импорт продовольствия.» [12, с. 49].

Развитие институциональных основ в сфере земельных отношений направлено на повышение эффективности управления земельными ресурсами, предусматривающее гармонизацию двух основных подходов к «принятию решений по эффективному управлению земельными ресурсами как одной из главных составляющих общей стратегии устойчивого развития: на местном уровне с широким участием общественности и централизованного управления с частичным делегированием полномочий местным властям» [8, с. 15], и обеспечивающее достижение устойчивого общественного развития в принятии решений по использованию земельных ресурсов.

В условиях спецификации прав собственности в правовых режимах землепользования должна предусматриваться система учета взаимных требований всех хозяйствующих субъектов, как механизма обеспечения их прав в управлении земельными ресурсами. Местное самоуправление в этой системе выступает как сторона, отражающая права и выражающая требования сельского населения. В этой связи специфика «земельных отношений выражается, с одной стороны, в их относительной для конкретного субъекта ограниченности по владению и распоряжению земельными участками, а с другой — в многосубъектности, закономерности, многофункциональности и социальной универсальности этих отношений» [8, с. 106]. Органы местного самоуправления выступают выразителями мнения жителей сельских территорий на вопросы совместного использования земельных угодий, защищают интересы сельских жителей.

Исторически процессы становления института местного самоуправления выступают как цивилизационный выбор, отражающий необходимость соблюдения баланса в обществе, когда требуется соблюдать интересы всех групп населения и гармонизировать их с требованием соблюдения интересов общества в целом.

Аграрное производство в условиях цифровой трансформации характеризуется интен-

сификацией режимов землепользования. При этом роль местного самоуправления в общественном пространстве начинает кардинально меняться. Формируется общественный запрос на деятельное участие органов местного самоуправления в жизни сельских территорий. Информационные системы создания и ведения электронных кадастров (как основы при решении вопросов распределения, использования и учета земельных угодий) в процессах управления земельными ресурсами обусловливают снижение трансакционных издержек и способствуют повышению эффективности использования земельных ресурсов. В условиях цифровиза-ции снижаются издержки поиска информации, повышается эффективность взаимодействия хозяйствующих субъектов, обеспечивается переход к умному земледелию, организация эффективного взаимодействия аграрного бизнеса, жителей сельских территорий.

В Республике Татарстан в рамках взаимодействия органов местного самоуправления и сельскохозяйственных формирований отмечается возрастающая роль органов местного самоуправления в деятельности хозяйствующих субъектов по вопросам использования земельных ресурсов и обустройстве сельских территорий. В современных условиях в республике существенно изменяется роль личных подсобных хозяйств в аграрном секторе и возрастает значимость местного самоуправления в вопросах обеспечения защиты окружающей среды и интересов сельских жителей.

Заключение

Применение современных био- и нанотех-нологий актуализирует проблемы охраны окружающей среды и выступает одним из решающих факторов, обусловливающих необходимость более плотного взаимодействия предприятий аграрного бизнеса и местного самоуправления при решении экологических проблем сельских территорий. Анализ тенденций развития аграрной сферы Республики Татарстан свидетельствует о повышении роли местного самоуправления в хозяйственной деятельности сельских территорий и их обустройстве.

- 11

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 3 (381) / 2021

Институты, обеспечивающие организацию и эффективное использования земельных ресурсов в аграрном производстве, снижение транс-акционных издержек, цифровую трансформацию общественного производства, внедрение инновационных технологий, способствуют активизации участия жителей сельских территорий в хозяйственной деятельности, развитию малых форм аграрного бизнеса, и, в конечном счете, выступают системным фактором социально-экономического развития сельских территорий. В условиях цифровой экономики снижаются трансакционные издержки, создаются условия формирования институциональной среды, способствующей внедрению инновационных технологий, активизации участия местного самоуправления в решении актуальных проблем землепользования, в развитии социального капитала, обеспечении экономического роста экономики сельских территорий.

Литература

1. Сельское хозяйство муниципальных образований Республики Татарстан: статистический сборник / Татар-станстат. Казань: ТО ФСГСпоРТ, 2020. 240 с.

2. Сельское хозяйство Республики Татарстан: статистический сборник / Татарстанстат. Казань: ТО ФСГСпоРТ, 2020. 106 с.

3. Сайт министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан. URL: http://agro. tatarstan.ru/rus

4. Алтухов А.И. Пространственное развитие сельского хозяйства страны: проблемы и возможные пути решения // АПК: экономика, управление. 2020. № 12. C. 48-55.

5. Буздалов И.Н. Аграрные отношения и аграрная политика в современной России: монография. Екатеринбург: Уральское изд-во, 2016. 178 с.

6. Волков С.Н., Фомин А.А. Совершенствование организационно-правового регулирования землеустройства в Российской Федерации // Международный сельскохозяйственный журнал. 2020. № 1 (373). C. 5-8.

7. Комов Н.В. О создании системы единого государственного управления земельными ресурсами России // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2019. № 1 (168). С. 5-8.

8. Комов Н.В., Шарипов С.А. Земельные ресурсы в стратегии устойчивого развития России: монография. Казань: Бриг, 2017. 478 с.

9. Милосердов В.В. Система управления агропромышленным комплексом // Экономика сельского хозяйства России. 2015. № 7. С. 35-44.

10. Ушачев И.Г. АПК России в контексте межгосударственной интеграции // АПК: экономика, управление. 2015. № 1. С. 3-16.

11. Ушачев И.Г. Тенденции и перспективы развития АПК Российской Федерации // Инновации в АПК: проблемы и перспективы. 2019. № 4 (24). С. 113-122.

12. Ушачев И.Г., Жуков Н.И., Семкин А.Г., Воронин Е.А. Зигзаги государственного и хозяйственно-экономического управления АПК на муниципальном уровне // АПК: экономика, управление. 2018. № 10. С. 46-57.

Об авторах:

Шарипов Салимзян Ахтямович, член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник, [email protected] Титов Николай Леонидович, врио ректора, [email protected]

Харисов Гумер Амирович, кандидат экономических наук, доцент, [email protected]

INSTITUTIONAL FOUNDATIONS OF THE ORGANIZATION AND EFFECTIVE USE OF LAND RESOURCES IN AGRARIAN PRODUCTION

S.A. Sharipov1, N.L. Titov1, G.A. Kharisov2

'Tatar Institute for Retraining Personals of Agribusiness, Kazan, Russia 2Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov (IEML), Kazan, Russia

The article considers the actual problems of forming an institutional environment that ensures the organization of effective agricultural production in the conditions of digitalization of production processes and the use of innovative technologies within the framework of the system of rational land ownership and land use. The directions that ensure the productive use of production factors, the institutional foundations of their interaction, and the formation of an environment that ensures the sustainable development of agriculture are identified. The factors of the organization of effective agricultural production are determined. It is noted that the formation of the institutional environment in the Republic of Tatarstan provides for the activation of the processes of digital transformation in the organization and functioning of the agricultural sector, the expansion of the scope of application of innovative technologies. The steady growth of agricultural production in the republic is largely due to state support for various forms of agricultural business. Institutional factors of the organization of agricultural production in Tatarstan determine the innovative development of agriculture, sustainable socio-economic development of rural areas and the region.

Keywords: institutional factors, agricultural production, organization of production, efficiency, innovation, agriculture, forms of agricultural business, Republic of Tatarstan.

References

1. TO FSGSpoRT (2020). Sel'skoe khozyaistvo munitsipal'nykh obrazovanii Respubliki Tatarstan: statis-ticheskii sbornik [Agriculture of the municipalities of the Republic of Tatarstan: statistical collection]. Kazan, TO FSGSpoRT, 240 p.

2. TO FSGSpoRT (2020). Sel'skoe khozyaistvo Respubliki Tatarstan: statisticheskii sbornik [Agriculture of the Republic of Tatarstan: statistical collection]. Kazan, TO FSGSpoRT, 106 p.

3. Sait ministerstva sel'skogo khozyaistva i prodovol'stviya Respubliki Tatarstan [Website of the Ministry of agriculture and food of the Republic of Tatarstan]. Available at: http:// agro.tatarstan.ru/rus

4. Altukhov, A.I. (2020). Prostranstvennoe razvitie sel'skogo khozyaistva strany: problemy i vozmozhnye puti resheniya [Spatial development of the country's agriculture: problems and possible solutions]. APK:ehkonomika, upravle-nie [AIC: economy, management], no. 12, pp. 48-55.

5. Buzdalov, I.N. (2016). Agrarnyeotnosheniyaiagrarnaya politika v sovremennoi Rossii: monografiya [Agrarian relations and agrarian policy in modern Russia: monograph]. Yekaterinburg: Ural publishing house, 178 p.

6. Volkov, S.N., Fomin, A.A. (2020). Sovershenstvovanie organizatsionno-pravovogo regulirovaniya zemleustroistva v Rossiiskoi Federatsii [Improving organizational and legal regulation land managemen in the Russian Federation]. Mezhdunarodnyi sel'skokhozyaistvennyi zhurnal [International agricultural journal], no. 1 (373), pp. 5-8.

7. Komov, N.V. (2019). O sozdanii sistemy edinogo gosu-darstvennogo upravleniya zemel'nymi resursami Rossii [On the creation of a system of unified state management of land resources of Russia]. Zemleustroistvo, kadastr i monitoring zemel' [Land management, land monitoring and cadaster], no. 1 (168), pp. 5-8.

8. Komov, N.V., Sharipov, S.A. (2017). Zemel'nye resursy vstrategii ustoichivogo razvitiya Rossii: monografiya [Land resources in the strategy of sustainable development of Russia: monograph]. Kazan, Brig Publ., 478 p.

9. Miloserdov, V.V. (2015). Sistema upravleniya agropro-myshlennym kompleksom [Agro-industrial complex management system]. Ehkonomika sel'skogo khozyaistva Rossii [Economics of agriculture of Russia], no. 7, pp. 35-44.

10. Ushachev, I.G. (2015). APK Rossii v kontekste mezh-gosudarstvennoi integratsii [Agro-industrial complex of Russia in the context of interstate integration]. APK: ehkonomika, upravlenie [AIC: economy, management], no. 1, pp. 3-16.

11. Ushachev, I.G. (2019). Tendentsii i perspektivy razvitiya APK Rossiiskoi Federatsii [Agro-industrial complex of Russia in the context of interstate integration]. Innovatsii v APK: problemy i perspektivy [Innovations in agricultural complex: problems and perspectives], no. 4 (24), pp. 113-122.

12. Ushachev, I.G., Zhukov, N.I., Semkin, A.G., Voronin, E.A. (2018). Zigzagi gosudarstvennogo i khozyaistvenno-ehkonomicheskogo upravleniya APK na munitsipal'nom urovne [Zigzags of state and economic management of the agro-industrial complex at the municipal level]. APK: ehkonomika, upravlenie [AIC: economy, management], no. 10, pp. 46-57.

About the authors:

Salimzian A. Sharipov, corresponding member of the Russian academy of sciences, doctor of economic sciences, professor, chief researcher, [email protected] Nikolay L. Titov, acting rector, [email protected]

Gumer A. Kharisov, candidate of economic sciences, associate professor, [email protected]

[email protected]

INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 3 (38l) / 2O2l

www.mshj.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.