Научная статья на тему 'Институциональные ограничения повышения конкурентоспособности российских угледобывающих предприятий на мировом рынке угля'

Институциональные ограничения повышения конкурентоспособности российских угледобывающих предприятий на мировом рынке угля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / УГЛЕДОБЫВАЮЩАЯ ОТРАСЛЬ / МИРОВОЙ РЫНОК УГЛЯ / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОИЗВОДИТЕЛИ УГЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хаспекова В.П.

В данной работе анализируются институциональные ограничения повышения конкурентоспособности российских угледобывающих предприятий на мировом рынке. В частности, в работе показано, что несмотря на высокую экономическую привлекательность, связанную с наличием доступа к месторождениям, низкими затратами на добычу, существует ряд предпосылок институционального характера, ограничивающих конкурентоспособность угледобывающих предприятий, таких как отсутствие прозрачного подхода к планированию долгосрочного развития отрасли, включающего разработку и принятие программных документов регламентирующих наличие институциональной модели развития отрасли. Показано , что целями принятой Минэнерго России долгосрочной программы развития угольной отрасли являются недостижимые в современных условиях экономические показатели привлечения инвестиций, наличие противоречивых целей достижения замещения возобновляемых источников энергии до уровня 4,5% и необходимостью расширения производства энергетического угля, отсутствия институционального механизма взаимодействия производителей электроэнергии и угольных компаний, что приводит к снижению цен на уголь и сокращению прибыльности инвестиций в отрасль, отсутствие стабилизационного механизма, реализуемого в случае возникновения санкций против производителей угля Сибири в случае расширения поставок угля на рынки Китая. Показано, что все данные институциональные ограничения конкурентоспособности российских угледобывающих компаний могут быть снижены за счет открытого диалога представителей отрасли и органов власти, поиска компромисса между задачами сохранения социально-экономической стабильности, занятости в отрасли и необходимости повышения экологичности добычи угля и применения данного вида топлива в энергетике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональные ограничения повышения конкурентоспособности российских угледобывающих предприятий на мировом рынке угля»

Институциональные ограничения повышения конкурентоспособности российских угледобывающих предприятий на мировом рынке угля

сч сч £

Б

а

2 ©

Хаспекова Виктория Петровна,

аспирант, кафедра менеджмента, АНО ВО «Международный университет в Москве», drew_vicious666@mail.ru

В данной работе анализируются институциональные ограничения повышения конкурентоспособности российских угледобывающих предприятий на мировом рынке. В частности, в работе показано, что несмотря на высокую экономическую привлекательность, связанную с наличием доступа к месторождениям, низкими затратами на добычу, существует ряд предпосылок институционального характера, ограничивающих конкурентоспособность угледобывающих предприятий, таких как отсутствие прозрачного подхода к планированию долгосрочного развития отрасли, включающего разработку и принятие программных документов регламентирующих наличие институциональной модели развития отрасли. Показано , что целями принятой Минэнерго России долгосрочной программы развития угольной отрасли являются недостижимые в современных условиях экономические показатели привлечения инвестиций, наличие противоречивых целей достижения замещения возобновляемых источников энергии до уровня 4,5% и необходимостью расширения производства энергетического угля, отсутствия институционального механизма взаимодействия производителей электроэнергии и угольных компаний, что приводит к снижению цен на уголь и сокращению прибыльности инвестиций в отрасль, отсутствие стабилизационного механизма, реализуемого в случае возникновения санкций против производителей угля Сибири в случае расширения поставок угля на рынки Китая. Показано, что все данные институциональные ограничения конкурентоспособности российских угледобывающих компаний могут быть снижены за счет открытого диалога представителей отрасли и органов власти, поиска компромисса между задачами сохранения социально-экономической стабильности, занятости в отрасли и необходимости повышения экологичности добычи угля и применения данного вида топлива в энергетике.

Ключевые слова: конкурентоспособность, угледобывающая отрасль, мировой рынок угля, энергоэффективность, энергетическая безопасность, производители угля

В настоящее время угольная промышленность России является отраслью топливно-энергетического комплекса, демонстрирующей высокие темпы роста. Технологической современного угольного производства за счет внедрения инноваций значительно улучшился за последние 20 лет. Трансформация системы корпоративного управления, ориентация на внешние рынки, совершенствование социально-экономической составляющей - все это стало причиной превращения отрасли в одну из ведущих в экономике. Темпы развития отрасли и их характер значительны, ежегодно с 2011 года происходит реновация производственных мощностей более чем на 20%, увеличивается показатель средней глубины обработки пластов подземным способом. Кроме того, за последние 20 лет уровень государственной поддержки сократился в 8-10 раз, и в настоящее время в большей степени касается не отложенных налоговых обязательств или возмещения затрат на обновления основных производственных фондов, а социальных обязательств.

Однако в то же время вопросы конкурентоспособности компаний на внешнем рынке, их привлекательность как объектов инвестирования остается сравнительно низкой. Несмотря на то, что в настоящее время в угольной отрасли России затраты на осуществления деятельности находятся на относительно низком уровне [4] по мнению значительного количества международных сопоставлений, созданы условия для внедрения инноваций и развития экспортной деятельности, иностранные инвестиции в данную отрасль находятся на несопоставимо низком уровне по сравнению с другими странами, обладающими подобными ресурсами или другими отраслями российского топливно-энергетического комплекса. Причины этого, по мнению автора, заключаются не в вопросах качества менеджмента, инфраструктуры или доступности природных и квалифицированных трудовых ресурсов, а институциональных ограничений ведения данного вида бизнеса в России.

Между тем именно угольная отрасль нуждается в иностранных инвестициях, так как проекты по реновации производства, планируемые к реализации до 2030 года, требуют более 200 миллиардов инвестиций [2]. Согласно мнению большинства экспертов средств компаний угольной промышленности или смежных отраслей недостаточно для их реализации, так как в силу волатильности цен на уголь прогнозирование уровня прибыли невозможно. Единственный доступным источником такого объема финансирования, по мнению автора, являются иностранные инвестиции. Поэтому в данной работе будут рассмотрены институциональные факторы, ограничивающие конкурентоспособность российских угольных компаний с позиции привлечения иностранных инвестиций.

В период СССР угольная промышленность была «локомотивом» развития национального хозяйства, так как обеспечивала топливом на 15% крупнейшую энергосистему в Европе, составляющую 41% от ее общей мощности. Следует отметить, что в настоящее время эта доля только увеличивается за счет все большего развития экспортного потенциала российской электроэнергетики. Однако несмотря на значительные перспективы роста энергосистемы России, в том числе в аспекте увеличения сотрудничества с Китаем, все это не приводит к повышению привлекательности отрасли для иностранных инвесторов.

Одной из ключевых причин заключается в высоком страновом риске российской экономики с позиции международной практики прямых и портфельных инвестиций. Согласно общепринятому мнению климат ведения деятельности в большинстве источников оценивается как низкий по причине распространенным заблуждениям относительно повсеместного присутствия в российской экономике таких явлений как отсутствие правоприменительной практики соблюдения прав собственности, высокого уровня коррупции, а также преступности, контролируемой криминальными структу-

рами. Однако за последние 20 лет произошли существенные трансформации в данной области, однако все равно российская экономика в силу ряда причин макроэкономического характера остается недооцененной в силу ряда макроэкономических причин [7].

Однако ряд крупных институциональных инвесторов имеют опыт инвестирования в российскую экономику и получили достаточно опыта, свидетельствующего об обратном. Между тем, по мнению автора, институциональные ограничения привлечения иностранных инвестиций в российскую угольную промышленность в большей степени связаны с именно с отраслевыми рисками.

Принятая в 2014 году Минэнерго России Долгосрочная программа развития угольной промышленности России на период до 2030 года определяет увеличение производства с 380 миллионов тонн в 2020 года до 430 миллионов тонн в 2030-м за счет создания новых производств и также инфраструктуры экспортной деятельности - специализированных терминалов в морских портах, позволяющих увеличить пропускную мощность экспорта угля более чем на 300% [2].

Кроме того, предусматривается, что не менее 28100 МВт дополнительно будут обеспечены за счет угля для расширения экспорта газа. Однако на практике данные планы являются весьма неопределенными, так как для их реализации потребуется от 200 до 360 миллиардов долларов, при этом государство планирует подержать отрасль за счет субсидий на сумму не более чем на 13 миллионов долларов, остальное предполагается финансировать за счет энергетический компаний и инвесторов.

Между тем волатильность мировых цен на уголь в современных условиях достаточно высока, что стало причиной того что в условиях падения цен на уголь. Так, согласно данным Минэнерго России в 2014 году более 60% угольных предприятий были убыточными, а материальные затраты в себестоимости продукции увеличились и стали составлять более 45% всех затрат. При этом уровень социальной защиты шахтеров продолжает оставаться низким, а также значительная доля шахт является потенциально опасной и недостаточно обеспеченной с позиции безопасности труда [8]. Таким образом, с позиции иностранного инвестора у Российской Федерации нет адекватного рыночной ситуации на мировом рынке ситуации плана по развитию от-

расли, а соответственно нет перспективы на долгосрочное формирование институтов развития угольной отрасли.

По мнению автора, данная проблема является ключевым институциональным ограничением развития угольной отрасли. Уделяя больше внимания развитию нефтегазового комплекса, находясь в постоянном поиске решений его проблем как с позиции управления затратами нефтегазового комплекса, так и создания максимально привлекательной для инвесторов среды, оперативное и стратегическое управление развитием угольной промышленности осуществляется в существенно меньшей степени и сосредоточено преимущественно в поддержке инфраструктуры экспорта [6]. Все это существенным образом влияет на экономические показатели деятельности отраслей топливно-энергетического комплекса. Так, рентабельность инвестиций в нефтегазовом комплексе составляет от 10 до 20%, в то время как инвестиции в угольной промышленности на протяжении ряда лет ниже 5% [2].

Таким образом, необходимо развитие процессов институционализации источников роста и конкурентоспособности угольной промышленности преимущественно за счет решения ряда системных ограничений и противоречий в целях развития отрасли.

В настоящее время тема применения угля в энергетике на внутреннем рынке с позиции государственного регулирования экономики фактически является закрытой для дискуссии, замещая уголь альтернативными источниками энергии о его преимуществах в энергообеспечении в ряде случаев не упоминается. Между тем по мнению ряда экспертов применение угля в ряде регионов является наиболее эффективным способом решения проблем тепло- и энергообеспечения, исключающего строительство дорогостоящей инстраструтуры газораспределительных сетей с одной стороны. С другой стороны, замещение угля темными нефтепо-дуктами не является существенно лучшей с экологической точки зрения альтернативой. В свою очередь отсутствие институционализированной позиции государства по вопросам применения угля во внутренней энергетической системе, закрепленной в соответствующих программных и нормативных документах не позволяет оценить потенциал внутреннего рынка угля, определить его устойчивость под влиянием трансформации национальной энергетической парадигмы развития. Все это не позволяет инвесторам

оценить потенциальные результаты экономической деятельности.

Следующим фактором, по мнению автора, является институционально неопределенное взаимодействие между угледобывающими предприятиями и отраслью электроэнергетики в части установления рыночно обоснованной цены на уголь. Так, начиная с 2007 в России была реализована полномасштабная программа реформирования электроэнергетики, в том числе за счет создания независимого рынка - зон свободного перетока на территории европейской части России, Урала и Сибири, тарифы на которых устанавливаются под влиянием специализированных институтов рынка. Безусловно, все это существенным образом влияет на возможности осуществления эффективной деятельности на рынке угля. Так, установление необоснованных экономически низких тарифов, особенно в регионах с низким уровнем транспортной обеспеченности деятельности предприятий угольной промышленности приводит к тому, что на них оказывается ценовое давление, в результате реализации по сниженной стоимости происходит снижение прибыли и как следствием сокращение инвестиционных возможностей. Данную проблему необходимо решать путем включения представителей угольной отрасли в деятельность институтов саморегулирования рынка энергетики.

Очевидным институционально ограничивающим фактором развития конкурентоспособности угольной отрасли является противоречивая позиция относительно политики применения возобновляемых источников энергии и повышения энергоэффективности. Так, Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, принятая Минэкономразвития России определяет необходимость достижения российской экономикой лидирующих позиций в области развития возобновляемых источников энергии. В результате Правительством был приняты ряд документов, направленных на реализацию данной цели, согласно которым электроэнергетика должна быть обеспечена на 4,5% за счет таких источников энергии. Однако современная российская энергетика неэффективна, что в том числе демонстрируется такими показателями как затраты энергии на производство 1000 долларов ВВП - в России данный показатель составляет 1,39 тонн в угольном эквиваленте, что на 65% больше чем в Канаде, но ниже чем в Индии и Китае. Таким образом мож-

© £

Ю

5

Г 2

сч cJ £

Б

а

2 ©

но констатировать существенное противоречие в современной политики энергоэффективности - ее полномасштабное применение может оказать существенное негативное влияние не только на угольную отрасль но и на национальную экономику в целом.

Также весьма значимым фактором является геополитическое значение российского экспорта угля как в Европу так и на рынки Китая. В современных условиях угольные предприятия расположенные Сибири, и ориентированные на рынки Китая находятся в зоне риска воздействия со стороны санкций США, применение которых в первую очередь означает непреодолимые институциональные ограничения для получения новых технологий для разведывания и добычи месторождении находящихся в сложных геофизических условиях. Зависимость от международных технологий добычи и разведки в настоящее время сложно оценить, однако он является одним из критических для иностранных инвесторов, не имеющих доступа к технологиям и не относящихся к энергетическому сектору.

Таким образом, современный угольный комплекс России несмотря на его экономическую привлекательность определяемые низкими затратами, сравнительно привлекательными уровнем возврата инвестиций, геополитической стабильностью и высоким уровнем внедрения инноваций инвестиционное не привлекателен по сравнению с другими отраслями энергетического комплекса. При этом ключевой причиной является не инфраструктурная, а институциональная составляющая, выражающаяся в неоднозначно оцениваемых перспективах как в краткосрочном так и долгосрочном периодах.

Несмотря на то, что стоимость энергии в условных единицах долгосрочно смещается в сторону более эффективного применения угля по сравнению со все более стратегически возрастающими ценами газа и нефти. Однако уровень институциональных ограничений рынка угля слишком высок в настоящее время для того, что потенциальные инвесторы смогли оценить и принять риски.

Таким образом несмотря на высокую экономическую привлекательность, связанную с наличием доступа к месторождениям, низкими затратами на добычу, существует ряд предпосылок институционального характера, ограничивающих конкурентоспособность угледобывающих предприятий.

В первую очередь к ним относятся

такие факторы как отсутствие прозрачного подхода к планированию долгосрочного развития отрасли, целями которого являются недостижимые в современных условиях экономические показатели привлечения инвестиций и что соответственно снижает ценность развития инфраструктуры обеспечения поставок угля на внутренний и мировой рынки.

Кроме того весьма значимо наличие противоречивых целей достижения замещения возобновляемых источников энергии до уровня 4,5% согласно одним программным документам и необходимостью расширения производства энергетического угля согласно другим. Очевидно, что в данном вопросе необходима выработка взвешенной позиции, позволяющей учесть возможности и ограничения развития угольной отрасли.

Значительным образом на рентабельность инвестиций влияет и отсутствие институционального механизма взаимодействия производителей электроэнергии и угольных компаний, что приводит к снижению цен на уголь и сокращению прибыльности инвестиций в отрасль. Данные инструменты, по мнению автора, было необходимо реализовать на этапе реформирования отрасли электроэнергетики.

Значимым институциональным ограничением является также отсутствие стабилизационного механизма, реализуемого в случае возникновения санкций против производителей угля Сибири в случае расширения поставок угля на рынки Китая. Между тем, гарантии возврата инвестиций являются весьма значимыми для их привлечения в условиях санкций.

Все выявленные в результате анализа данные институциональные ограничения конкурентоспособности российских угледобывающих компаний могут быть снижены за счет открытого диалога представителей отрасли и органов власти, поиска компромисса между задачами сохранения социально-экономической стабильности, занятости в отрасли и необходимости повышения экологичности добычи угля и применения данного вида топлива в энергетике.

Литература

1. Balabanova A. et al. Neo-industrialization of Kuzbass economy in innovative development of coal industry and machinery //E3S Web of Conferences. - EDP Sciences, 2017. - Т. 15. - С. 04013.

2. Gorbacheva N. V., Sovacool B. K. Pain without gain? Reviewing the risks and rewards of investing in Russian coal-fired

electricity //Applied energy. - 2015. - Т. 154. - С. 970-986.

3. Solovenko I. S., Trifonov V. A., Nagornov V. I. Russian Coal Industry Amid Global Financial Crisis in 1998 and 2008 // Applied Mechanics and Materials. - Trans Tech Publications, 2014. - Т. 682. - С. 586-590.

4. Zhironkin S. A. et al. Economic and technological role of Kuzbass industry in the implementation of national energy strategy of Russian federation //IOP Conference Series: Materials Science and Engineering.

- IOP Publishing, 2016. - Т. 142. - №. 1.

- С. 012127.

5. Бабкин В. А. Развитие угольной промышленности Российской Федерации на примере инновационного кластера Кемеровской области «Комплексная переработка угля и техногенных отходов» / /Уголь. - 2016. - №. 3. - С. 50-52.

6. Козлов А. В., Ся Ч. Инновационный потенциал промышленных предприятий: методика определения и сравнительный анализ на примере угольной промышленности Китая //Вестник Забайкальского государственного университета. - 2015. - №. 5 (120).

7. Никулин А. Н., Степанова Л. В. Аналитический обзор перспектив развития угольной промышленности России в рамках комплексного внедрения систем управления охраной труда //Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). - 2015. - №. S7.

8. Плакиткин Ю. А., Плакиткина Л. С., Дьяченко К. И. Угольная промышленность России на мировом рынке угля: тенденции перспективного развития // Уголь. - 2016. - №. 7. - С. 12-16.

9. Руйга И. Р. и др. Современные тенденции развития угольной отрасли //Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2015. - №. 18.

- С. 172-178.

10. Фридман Ю. А. и др. Институты и инструменты инновационного развития угольной промышленности Кузбасса // Вестник Кузбасского государственного технического университета. - 2014. - №. 3 (103).

Institutional restrictions of increase in competitiveness of the Russian coalmining enterprises in the world market of coal Haspekova V.P. International University in Moscow In this article issued the institutional limitations of increasing the Russian coal mining enterprises competitiveness in the world market. The paper shows that despite the high economic effectiveness that associated with the availability of access to deposits, low production

costs, there are a few institutional prerequisites that limit the competitiveness of coal mining enterprises, such as the lack of a transparent approach to planning long-term development of the industry, including the development and adoption of policy documents regulating the availability of an institutional model of industry development. It is shown that the aims of the Ministry of energy long-term development program of the coal industry are unattainable in modern conditions economic indicators attract investment, the presence of conflicting goals of achieving the substitution of renewable energy sources to the level of 4.5% and the need for greater production of coal, lack of institutional mechanism of interaction between power producers and coal companies, which leads to lower coal prices and reduce the profitability of investments in the sector, the absence of a stabilization mechanism, implemented in the event of sanctions against producers of coal in Siberia in the case of expansion of the supply of coal to the markets of China. It is shown that all these institutional constraints on the competitiveness of Russian coal companies can be reduced through an open dialogue between industry representatives and authorities, the search for a compromise between the tasks of preserving socio-

economic stability, employment in the industry and the need to improve the environmental friendliness of coal mining and the use of this fuel in the energy sector. Key words: competitiveness, coal industry, world coal market, energy efficiency, energy security, the coal producers References

1. Balabanova A. et al. Neo-industrialization of the

Kuzbass economy in the innovative development of the coal industry and machinery // E3S Web of Conferences. - EDP Sciences, 2017. - T. 15. - P. 04013.

2. Gorbacheva N. V., Sovacool B. K. Pain without

gain? Reviewing the risks and rewards of investing in Russian coal-fired electricity // Applied energy. - 2015. - T. 154. - C. 970986.

3. Solovenko I. S., Trifonov V. A., Nagornov V. I.

Russian Coal Industry Amid Global Financial Crisis in 1998 and 2008 // Applied Mechanics and Materials. - Trans Tech Publications, 2014. - T. 682. - P. 586-590.

4. Zhironkin S. A. et al. Economic and technological

role of the Kuzbass industry in the implementation of the national energy strategy // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. - IOP Publishing, 2016. - T. 142. - No. 1. - P. 012127.

5. Babkin VA Development of the coal industry of

the Russian Federation on the example of the

innovative cluster of the Kemerovo region «Complex processing of coal and man-made waste» // Coal. - 2016. - No. 3. - P. 50-52.

6. Kozlov aV, Sya Ch. Innovative Potential of

Industrial Enterprises: Method of Determination and Comparative Analysis on the Example of the Coal Industry of China // Bulletin of Transbaikal State University. - 2015.

- No. 5 (120).

7. Nikulin AN, Stepanova LV Analytical review of the

prospects for the development of the Russian coal industry in the framework of the integrated implementation of OSH management systems // Mining Information and Analytical Bulletin (scientific and technical journal). - 2015. -No. S7.

8. Plakitkin Yu. A., Plakitkina LS, Dyachenko KI Coal

industry of Russia in the world coal market: tendencies of perspective development // Coal.

- 2016. - No. 7. - P. 12-16.

9. Ruiga, IR, et al., «Modern Trends in the

Development of the Coal Industry,» in Economics and Management: Analysis of Trends and Prospects for Development. - 2015.

- No. 18. - pp. 172-178.

10. Fridman, Yu. A., et al., Institutes and Instruments for the Innovative Development of the Coal Industry of Kuzbass // Bulletin of the Kuzbass State Technical University. - 2014.

- No. 3 (103).

О

3

Ю

5

2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.