Экономические системы. 2022. Том 15, № 2 (57). С. 143-153. Economic Systems. 2022;15(2(57)):143-153.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Научная статья УДК 332.01:339.9
DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-2-143-153
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
Гульнара Нургалеевна Хужахметова
Институт социально-экономических исследований - структурное подразделение Уфимского федерального исследовательского центра РАН, Уфа, Россия, [email protected], https://orcid. org/0000-0002-4970-550, Researcher ID: G - 7797-2019
Аннотация. В статье рассматриваются институциональные ограничения межмуниципального сотрудничества в Республике Башкортостан. Подчеркивается, что в области международных, межрегиональных и внешнеэкономических связей республика устанавливает прямые связи в формате «регион с регионом» (R2R), принимает активное участие в движении городской парадипломатии - побратимстве. В статье акцентируется внимание на то, что международное сотрудничество нуждается в регламентации вопросов взаимодействия не только в рамках приграничного сотрудничества, но и в вопросах межмуниципальных отношений с другими странами и городами побратимами.
Выявлены препятствия в создании межмуниципальной межрегиональной кооперации -проблема множественной ответственности, риски утраты права собственности на имущество, решение частных задач в ущерб общим. Раскрываются институциональные ограничения межмуниципального сотрудничества в РБ, связанные с правоприменительной практикой.
Ключевые слова: международное сотрудничество, межрегиональное сотрудничество, межмуниципальное сотрудничество, институциональные ограничения, города-побратимы, местное самоуправление
Для цитирования: Хужахметова Г.Н. Институциональные ограничения межмуниципального сотрудничества в Республике Башкортостан // Экономические системы. 2022. Том 15, № 2 (57). С. 143-153. DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-2-143-153.
Благодарности: данное исследование выполнено в рамках государственного задания УФИЦ РАН № 075-03-2022-001 от 14.01.2022 г.
© Хужахметова Г.Н., 2022
REGIONAL ECONOMY
Original article
INSTITUTIONAL RESTRICTIONS ON INTER-MUNICIPAL COOPERATION IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN
Gulnara N. Khuzhakhmetova
The Institute for Socio-Economic Research - structural subdivision of the Federal State Budgetary Scientific Institution of the Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences, Ufa, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-4970-550, Researcher ID: G-7797-2019
Abstract. The article examines the institutional limitations of inter-municipal cooperation in the Republic of Bashkortostan. It is emphasized that in the field of international, interregional and foreign economic relations, the republic establishes direct ties in the format of «region with region» (R2R), takes an active part in the movement of urban paradiplomacy - twinning. The article focuses on the fact that international cooperation needs to regulate issues of interaction not only within the framework of cross-border cooperation, but also in matters of inter-municipal relations with other countries and twin cities.
The obstacles in the creation of inter-municipal interregional cooperation are identified - the problem of multiple responsibility, the risks of loss of ownership of property, the solution of private tasks to the detriment of general ones. The institutional limitations of inter-municipal cooperation in the Republic of Belarus related to law enforcement practice are revealed.
Keywords: international, interregional, inter-municipal, cooperation, institutional constraints, twin cities, local self-government
For citation: Khuzhakhmetova G.N. Institutional restrictions on inter-municipal cooperation in the Republic of Bashkortostan. Economic Systems. 2022;15(2(57)):143-153. (In Russ.). DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-2-143-153.
Acknowledgements: this study was carried out within the framework of the state assignment of the UFFIZI RAS No. 075-03-2022-001 dated 14.01.2022.
Введение
Институциональные ограничения межмуниципального сотрудничества в Республике Башкортостан обусловлены сложностями правоприменительной практики. Поэтому заключается незначительное количество договоров. Актуальность темы исследования состоит в необходимости выявления институциональных ограничений, препятствующих межмуниципальному сотрудничеству в Республике Башкортостан. «Главная институциональная особенность межмуниципального сотрудничества заключается в иерархии институтов и институцио-
нальных связей, которые образуют институциональную среду» [1, с. 58]. Данные ограничения возникают на всех уровнях взаимодействия как в международном, так и в межрегиональном и межмуниципальном сотрудничестве.
Анализ современного состояния исследований в данной области
Межмуниципальное сотрудничество РБ рассматривалось в работах И.А. Та-житдинова [2], И.Р. Аминова, Э.В. Садретдиновой [3], Н.В. Трофимовой [4]. Институциональная среда международного сотрудничества рассмотрена в работе Г.Н. Хужахметовой, Г.С. Шангараевой [5]. Анализ основных экспортируемых товаров и перспективы экспортного потенциала РФ отражены в работе А.Н. Дегтярева и А.Х. Махмутова [6]. Проблемы обеспечения экономической безопасности внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования проанализированы в работе И.А. Артамоновой, Т.Н. Медведевой, И.Н. Батуриной [7], а проблемы развития региональных брендов на внешнем и внутреннем рынках - в работе И.Е. Бельских [8].
Развитию агломераций в РБ, в том числе трансграничных, посвящены исследования Р.Ф. Гатауллина, А.Г. Уляевой, А.Г. Атаевой [9, 10], вопросы межмуниципального сотрудничества в лесопромышленном комплексе раскрыты в работе Э.Р. Мамлеевой, М.Ю. Сазыкиной, Н.В. Трофимовой [11] и др.
Основная часть
Международное межмуниципальное сотрудничество
Республика Башкортостан (РБ) уделяет огромное значение расширению международных связей. За период с 1992 по 2020 г. было заключено более 40 соглашений и протоколов органов государственной власти Башкортостана об осуществлении международных, межрегиональных и внешнеэкономических связей [12]: 14 соглашений заключено в разное время с провинциями Китайской Народной Республикой, 5 - с Республикой Казахстан, 3 - с Республикой Беларусь, 2 - со Словакией и Турцией, по одному соглашению - с Болгарией, Румынией, Литвой, Молдовой, Италией, Таджикистаном, Латвией, Венгрией, Вьетнамом, Узбекистаном. Имеются также соглашения о сотрудничестве между Правительством РБ и ЮНИДО и о сотрудничестве в осуществлении проектов, направленных на устойчивое экономическое и социальное развитие.
Международная внешнеэкономическая деятельность осуществляется через открытие за рубежом представительств торговых домов РБ, торгово-промышленной палаты РБ, Государственного комитета Республики Башкортостан по внешнеэкономическим связям на общественных началах (Киргизская Республика, Республика Болгария и Республика Узбекистан). В практике республик бывшего СССР осуществлялось сотрудничество с зарубежными партнерами из социалистического лагеря. История этих взаимоотношений привела к многолетнему взаимовыгодному сотрудничеству. В Башкортостане сложились дружеские
отношения с рядом стран. Так, Общество дружбы Индия - Башкортостан отмечает свой полувековой юбилей. Такая же длительная история сотрудничества связывает Республику Башкортостан / БАССР и округ/город Галле (ГДР/ФРГ).
В новейшей истории республики устанавливаются связи в формате «регион с регионом» (region to region, R2R) [13]. Этот формат позволит объединить усилия крупных компаний, малого и среднего бизнеса, создать кластеры с участием предпринимателей стран БРИКС и добиться синергетического эффекта в развитии наших экономик.
Торгово-экономическое и культурное сотрудничество продолжается в рамках движения городов побратимов «Объединенные города и местные власти». Договоры о побратимстве и приграничном сотрудничестве, по данным Минюста России, заключили 354 муниципальных образования. 332 российских города имеют соглашения о побратимских связях с 1653 зарубежными муниципальными образованиями.
Наиболее развиты международные связи с муниципальными образованиями Татарстана, Мордовии, Брянской и Белгородской областями [14]. В этом движении присутствуют все признаки всемирного охвата этой организацией, широта и демократичность членства, созданы восемь региональных отделений (евразийское отделение расположено в г. Казани). На очереди - унификация и формализация статуса участников этого движения в своих государствах.
Институциональные основы этого движения связаны с Европой начала ХХ века. В 1913 г. был образован Международный союз городов. Как массовое явление данное движение получило распространение после Второй мировой войны и охватило муниципалитеты нескольких стран мира. Так, г. Уфа на 2022 г. имеет 10 городов-побратимов. Самые давние отношения сложились с городом Галле (земля Саксония Анхальт, Германия) - с 1977 г., в 1997 г. они возобновились.
Установлены побратимские отношения с городами: с 1997 г. - с Анкарой (Турция); с 2011 г. - Шэньяном (провинция Ляонин КНР); с 2016 г - Цицикаром (провинция Хэйлунцзян КНР), Хэфэем (провинция Аньхой КНР), Наньчаном (провинция Цзянси КНР); с 2017 г. - Нур-Султаном (Астана, Казахстан); Бишкеком (Кыргызская Республика), Минском (Беларусь). С марта 2022 г. побратимом Уфы стал Донецк (Донецкая народная республика). Помимо Уфы побратимским движением охвачены и другие города республики: Сибай с 2019 г. - побратим турецкого города Урла, Стерлитамак с 2017 г. - побратим китайского города Хуншань и др. В рамках этого движения происходит регулярный обмен деловыми, спортивными и самодеятельными делегациями. Организовано участие в проведении совместных культурно-массовых мероприятий.
Институциональными ограничениями международного межмуниципального сотрудничества являются следующие несоответствия в законодательстве: имеется регламентация вопросов взаимодействия приграничных муниципалитетов (Федеральный закон от 26.07.2017 № 179-ФЗ «Об основах приграничного сотрудничества»), в то время как детальной регламентации сотрудничества неприграничных муниципалитетов нет. Во внешнеторговой экономической
деятельности существуют противоречия на уровне терминологии: в Федеральном законе № 131-Ф3 имеется термин «внешнеэкономические связи», а в Федеральном законе № 164-ФЗ - термин «внешнеторговая деятельность».
Межмуниципальное межрегиональное сотрудничество является одним из важнейших механизмов повышения эффективности предоставления общественных услуг органами местного самоуправления, основанных на различных формах совместного финансирования, экономии на масштабе. Так, например, Башкортостан участвует в следующих ассоциациях: Общероссийском конгрессе муниципальных образований (ОКМО), Союзе российских городов, Ассоциации малых и средних городов России, Ассоциации городов Поволжья, Содружестве добрых городов и сел и др. Из сопредельных регионов России заключены соглашения с Курганской, Оренбургской, Челябинской областями и Пермским краем. А также с Кировской, Орловской, Новосибирской, Ульяновской областями, республиками Карелия и Крым, городами Санкт-Петербург, Новосибирск, Улан-Удэ и др.
Республика Башкортостан заключила соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве с 61 субъектом Российской Федерации. В открытом доступе находятся Соглашения о межрегиональном сотрудничестве между РБ и Оренбургской [15], Челябинской [16] областями, Ставропольским [17], Пермским [18] краями и Республикой Татарстан [19]. Документы заключены в разное время и подписаны со стороны РБ представителем от ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Башкортостан», имеют идентичное содержание. Стороны договорились сотрудничать в вопросах повышения эффективности деятельности, формирования единого муниципального информационного поля, распространения общих практик и пр.
Для достижения целей стороны намерены проводить совместные мероприятия, обмен результатами правоприменительной практики, сотрудничество с органами государственной власти и др. Необходимо учитывать и такие сложные для регулирования моменты, как неформальные институты, которые заключаются в коррупционных схемах, коллизии межведомственных интересов, ментальные особенности населения (национальные, конфессиональные и культурные факторы). Поэтому существующие межмуниципальные соглашения нередко носят символический характер и не оказывают должного влияния на товарообмен и инвестиционные процессы [20].
Необходимо внести поправки в нормативно-правовую базу, например, по уточнению статуса межмуниципальных некоммерческих организаций и обществ, созданию жизнеспособных организационно-правовых форм совместного хозяйствования. Соглашения о сотрудничестве позволяют обязать стороны к оговоренным действиям, четко обозначив их последовательность в документальном виде.
Институциональные ограничения межмуниципального сотрудничества Республики Башкортостан на межрегиональном уровне заключаются также в недоработке формальных институтов, которые регулируют межмуниципальную
деятельность, в пробелах действующего законодательства. Так, например, существуют коллизии между нормами федерального законодательства в вопросах распределения обязанностей при создании межмуниципальных хозяйственных обществ. В ч. 1. ст. 68 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местные представительные органы могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме непубличных акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Но данное решение не согласуется с нормами ГК РФ и федеральных законов от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Помимо этого, важной причиной отказа от межмуниципальной кооперации является проблема множественной ответственности, в соответствии с которой интересы нескольких сторон должны быть сбалансированы при совместном предоставлении услуг. Также имеют место возникновение рисков утраты права собственности на имущество, решение частных задач в ущерб общим. Федеральным законодательством установлен прямой запрет на создание межмуниципальных предприятий на основе совместного имущества (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях») [14].
Межмуниципальное сотрудничество в Республике Башкортостан представлено Ассоциацией «Совет муниципальных образований Республики Башкортостан» с 2006 г. Главная задача этой организации - наблюдение за деятельностью муниципальных образований и правомерностью принимаемых ими решений. Согласно Уставу, Совет выполняет задачи по выработке единой позиции в решении социально-значимых проблем, участию в формировании республиканских и межмуниципальных программ комплексного развития территории, сбору и анализу информации по вопросам местного самоуправления, подготовке и переподготовке кадров, депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления. При этом Совет не имеет права вмешиваться в деятельность муниципальных образований и не несет ответственности по их обязательствам. Ряд авторов дают определение межмуниципального сотрудничества как «направление деятельности органов местного самоуправления по эффективному управлению собственной территорией, способствующее выражению и защите общих социальных, экономических, культурных, политических интересов муниципальных образований, а также решение вопросов местного значения и осуществление прав граждан на местное самоуправление» [3].
Институциональные ограничения в межмуниципальном сотрудничестве связаны с правоприменительной практикой в части создания межмуниципальной кооперации. Например, в Федеральном законе № 131-Ф3 не рассматриваются вопросы местного значения межмуниципального характера и не регулируется порядок их решения. В п. 4 ст. 8 этого же закона запрещается наделять межмуниципальные объединения полномочиями органов местного самоуправления. Федеральным законодательством установлен прямой запрет на создание меж-
муниципальных предприятий на основе совместного имущества (п. 4 ст. 2 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»). Заключение договоров безвозмездного пользования, аренды и иных договоров, предусматривающих переход прав владения или пользования муниципальным имуществом, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов в соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции». Соответственно, муниципалитеты фактически не могут передать функции муниципальных учреждений, созданных отдельными муниципальными образованиями, межмуниципальной некоммерческой организации [14].
Снятие этих и других институциональных ограничений - актуальная задача в межмуниципальном сотрудничестве. Например, в лесопромышленном комплексе северо-восточного субрегиона РБ назрела насущная потребность в создании межмуниципальной кооперации по промышленной переработке леса. «В северо-восточном субрегионе преобладает производство простейших пиломатериалов. При этом показатель эффективности использования сырья - производство товарной продукции на 1 м2 потребленной древесины - в 2-2,5 раза ниже среднереспубликанского уровня» [11, с. 111]. Необходимость межмуниципальной кооперации обосновывается расширением переработки неиспользуемых или нерационально используемых древесных ресурсов; стимулированием развития малых форм хозяйствования; развитием смежных отраслей, связанных с использованием лесных ресурсов, таких как производство декоративных изделий и сувенирной продукции [11. с. 111].
Заключение
Институциональные ограничения в формальных нормативных актах обосновывают необходимость пересмотра ряда федеральных законов о межмуниципальном сотрудничестве. Это стало причиной незначительного количества заключенных договоров и практики межмуниципальных хозяйственных обществ. Так, за период с 1992 по 2020 г. было заключено только 40 соглашений и протоколов органов государственной власти РБ об осуществлении международных, межрегиональных и внешнеэкономических связей. Межрегиональное сотрудничество также нуждается в дополнении и уточнении формальных институтов. Необходимо активизировать сотрудничество по повышению эффективности местного самоуправления, формированию единого муниципального информационного поля, распространению общих практик и пр.
Межмуниципальное сотрудничество внутри республики должно акцентировать внимание на наблюдении за деятельностью муниципальных образований, правомерности принимаемых ими решений, выработке единой позиции в решении социально-значимых проблем, участии в формировании республиканских и межмуниципальных программ комплексного развития территорий, подготовке кадров и др. Но созданная для этих целей Ассоциация «Совет муниципальных
образований Республики Башкортостан», как это предусмотрено Уставом этой организации, не имеет права вмешиваться в деятельность муниципальных образований и не несет ответственности по их обязательствам.
Список источников
1. Миронова О.В. Об институциональных методах и подходах в российской практике межмуниципального сотрудничества // Вестник АГТУ. 2015. № 2. С. 57-64. (Экономика).
2. Тажитдинов И.А. Межмуниципальное сотрудничество - инструмент субрегиональной политики // Экономика и управление. 2014. № 4. С.4-8.
3. АминовИ.Р., Садретдинова Э.В. Межмуниципальное сотрудничество в Республике Башкортостан // Проблемы современной юридической науки: актуальные вопросы : сб. науч. тр. по итогам Межд. науч.-практ. конф. (Красноярск, 2014 г.). С. 16-19.
4. Трофимова Н.В. Развитие межмуниципального сотрудничества в Республике Башкортостан // Единство. Гражданственность. Патриотизм : сб. науч. тр. К 100-летию Республики Башкортостан (Уфа, 22-23 марта 2019 г.). Уфа, 2019. С. 138-143.
5. Хужахметова Г.Н., Шангараева Г.С. Институциональная среда международного сотрудничества Республики Башкортостан // Экономика и предпринимательство. 2021. № 7. С. 461-466.
6. ДегтяревА.Н., МахмутовА.Х. Перспективы развития экспортного потенциала Российской Федерации. URL.: http://gumforum.ru/wp-content/uploads/2020/06/2020_01_Degtyarev-A.N.-Mahmutov-A.H.pdf (дата обращения: 13.04.2022).
7. Артамонова И.А., Медведева Т.Н., Батурина И.Н. Роль внешнеэкономической деятельности организации в обеспечении ее экономической безопасности. URL: http://gumforum.ru/wp-content/uploads/2020/06/2020_01_Artamonova_Medvedeva.pdf. (дата обращения: 13.04.2022).
8. БельскихИ.Е. Региональный бренд: специфика развития в России // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 20 (347). С. 2-7.
9. Гатауллин Р.Ф., Атаева А.Г., Уляева А.Г. Перспективы формирования трансграничной агломерации (на примере Альметьевск-Октябрьской агломерации) // Урбанистика. 2020. № 3. С. 111-126. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=34015 (дата обращения: 13.04.2022).
10. Уляева А.Г. Межмуниципальная кооперация и ее роль в процессах взаимодействия органов местного самоуправления и институтов гражданского общества // Роль местного самоуправления в развитии государства на современном этапе : матер. III Межд. науч.-практ. конф. (Москва, 19-20 апреля 2018 г.). М., 2018. С. 270-273.
11. Мамлеева Э.Р., Сазыкина М.Ю., Трофимова Н.В. Межмуниципальное сотрудничество в лесопромышленном комплексе как фактор экономического развития северо-восточного субрегиона Республики Башкортостан // Лесной вестник. 2020. Т. 24, № 3. С. 109-116.
12. Международное сотрудничество. URL: https://foreign.bashkortostan.ru/activity/360 (дата обращения: 13.04.2022).
13. Рустэм Хамитов выступил на Деловом форуме стран БРИКС в городе Форталеза (Бразилия). URL: https://glavarb.ru/rus/press_serv/novosti/58454.html (дата обращения: 13.04.2022).
14. Межмуниципальное сотрудничество: эффективные практики, проблемы и перспективы развития : материалы к заседанию. URL: http://council.gov.ru/media/files/Q5IE1LyY7WAJI7u UU8dsIsA5pMglm4IT.pdf (дата обращения: 13.04.2022).
15. Соглашение о взаимодействии между Советом (ассоциацией) муниципальных образований Оренбургской области и Ассоциацией «Совет муниципальных образований Республики Башкортостан». URL: http://www.asmo-rb.ru/rabota/sogl/3177-soglashenie-o-vzaimodeystvii-mezhdu-sovetom-associaciey-municipalnyh-obrazovaniy-orenburgskoy-oblasti-i-associaciey-sovet-municipalnyh-obrazovaniy-respubliki-bashkortostan.html (дата обращения: 13.04.2022).
16. Соглашение о взаимодействии между Ассоциацией «Совет муниципальных образований Челябинской области» и Ассоциацией «Совет муниципальных образований Республики Башкортостан». URL: http://www.asmo-rb.ru/rabota/sogl/3176-soglashenie-o-vzaimodeystvii-mezhdu-associaciey-sovet-municipalnyh-obrazovaniy-chelyabinskoy-oblasti-i-associaciey-sovet-municipalnyh-obrazovaniy-respubliki-bashkortostan.html (дата обращения: 13.04.2022).
17. Соглашение о сотрудничестве Ассоциации «Совет муниципальных образований Ставропольского края» и Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Башкортостан». URL: http://www.asmo-rb.ru/rabota/sogl/5277-soglashenie-o-sotrudnichestve-associacii-sovet-municipalnyh-obrazovaniy-stavropolskogo-kraya-i-associacii-sovet-municipalnyh-obrazovani-y-respubliki-bashkortostan.html (дата обращения: 13.04.2022).
18. Соглашение о сотрудничестве Ассоциации «Совет муниципальных образований Пермского края» и Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Башкортостан». URL: http://www.asmo-rb.ru/rabota/sogl/5279-soglashenie-o-sotrudnichestve-associacii-sovet-municipalnyh-obrazovaniy-permskogo-kraya-i-associacii-sovet-municipalnyh-obrazovaniy-respubliki-bashkortostan.html (дата обращения: 16.03.2022).
19. Соглашение о межмуниципальном сотрудничестве и взаимодействии с Ассоциациями (Советами) муниципальных образований Республики Татарстан, Удмуртской Республики, Чувашской Республики, Республики Марий Эл и Пермского края. URL: http://www.asmo-rb. ru/rabota/sogl/3184-soglashenie-o-mezhmunicipalnom-sotrudnichestve-i-vzaimodeystvii-s-associaciyami-sovetami-municipalnyh-obrazovaniy-respubliki-tatarstan-udmurtskoy-respubliki-chuvashskoy-rsepubliki-respubliki-mariy-el.html (дата обращения: 16.03.2022).
20. О положении дел в сфере организации и осуществления местного самоуправления в Республике Башкортостан в 2018 году : доклад. URL: http://www.asmo-rb.ru/materials/ dokladmsu/4131-doklad-o-polozhenii-del-v-sfere-organizacii-i-osuschestvleniya-mestnogo-samoupravleniya-v-respublike-bashkortostan-v-2018-godu.html (дата обращения: 16.03.2022).
References
1. Mironova O.V. On institutional methods and approaches in the Russian practice of intermunicipal cooperation. Vestnik AGTU = Bulletin of the AGTU. 2015;(2)57-64. (Economics). (In Russ.).
2. Tazhitdinov I.A. Inter-municipal cooperation - a tool of sub-regional policy. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management. 2014;(4):4-8. (In Russ.).
3. Aminov I.R., Sadretdinova E.V. Intermunicipal cooperation in the Republic of Bashkortostan. Problems of modern legal science: topical issues : collection of scientific tr. based on the results of the International Scientific and Practical Conference (Krasnoyarsk, 2014). Р. 16-19. (In Russ.).
4. Trofimova N.V. Development of inter-municipal cooperation in the Republic of Bashkortostan. Unity. Citizenship. Patriotism : Election of scientific tr. to the 100th anniversary of the Republic of Bashkortostan (Ufa, March 22-23, 2019). Ufa, 2019. Р. 138-143. (In Russ.).
5. Khuzhakhmetova G.N., Shangaraeva G.S. Institutional environment of international cooperation of the Republic of Bashkortostan. Ekonomika ipredprinimatel'stvo = Economics and entrepreneurship. 2021;(7):461-466. (In Russ.).
6. Degtyarev A.N., Makhmutov A.H. Prospects for the development of the export potential of the Russian Federation. URL.: http://gumforum.ru/wp-content/uploads/2020/06/2020_01_Degtyarev-A.N.-Mahmutov-A.H.pdf. (In Russ.).
7. Artamonova I.A., Medvedeva T.N., Baturina I.N. The role of the organization's foreign economic activity in ensuring its economic security. URL: http://gumforum.ru/wp-content/ uploads/2020/06/2020_01_Artamonova_Medvedeva.pdf. (In Russ.).
8. Belskikh I.E. Regional brand: specifics of development in Russia. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika = Regional economy: theory and practice. 2014;(20(347):2-7. (In Russ.).
9. Gataullin R.F., Ataeva A.G., Ulyaeva A.G. Prospects for the formation of a cross-border agglomeration (on the example of Almetyevsk-Oktyabrskaya agglomeration). Urbanistika =
Urbanistics. 2020;(3):111-126. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=34015. (In Russ.).
10. Ulyaeva A.G. Intermunicipal cooperation and its role in the processes of interaction between local self-government bodies and civil society institutions. The role of local self-government in the development of the state at the present stage: mater. III International Scientific and Practical Conference (Moscow, April 19-20, 2018). Moscow, 2018. Р. 270-273. (In Russ.).
11. Mamleeva E.R., Sazykina M.Yu., Trofimova N.V. Intermunicipal cooperation in the timber industry as a factor of economic development of the north-eastern subregion of the Republic of Bashkortostan. Lesnoj vestnik = Forest Bulletin. 2020;24(3):109-116. (In Russ.).
12. International cooperation. URL: https://foreign.bashkortostan.ru/activity/360. (In Russ.).
13. Rustem Khamitov spoke at the BRICS Business Forum in Fortaleza (Brazil). URL: https:// glavarb.ru/rus/press_serv/novosti/58454.html. (In Russ.).
14. Inter-municipal cooperation: effective practices, problems and prospects for development : materials for the meeting. URL: http://council.gov.ru/media/files/Q5IE1LyY7WAJI7uUU8dsIsA5pM glm4IT.pdf. (In Russ.).
15. Agreement on cooperation between the Council (Association) of Municipalities of the Orenburg region and the Association «Council of Municipalities of the Republic of Bashkortostan». URL: http:// www.asmo-rb.ru/rabota/sogl/3177-soglashenie-o-vzaimodeystvii-mezhdu-sovetom-associaciey-municipalnyh-obrazovaniy-orenburgskoy-oblasti-i-associaciey-sovet-municipalnyh-obrazovaniy-respubliki-bashkortostan.html. (In Russ.).
16. Agreement on cooperation between the Association «Council of Municipalities of the Chelyabinsk region» and the Association «Council of Municipalities of the Republic of Bashkortostan». URL: http://www.asmo-rb.ru/rabota/sogl/3176-soglashenie-o-vzaimodeystvii-mezhdu-associaciey-sovet-municipalnyh-obrazovaniy-chelyabinskoy-oblasti-i-associaciey-sovet-municipalnyh-o-brazovaniy-respubliki-bashkortostan.html. (In Russ.).
17. Cooperation agreement between the Association «Council of Municipalities of the Stavropol Territory» and the Association «Council of Municipalities of the Republic of Bashkortostan». URL: http://www.asmo-rb.ru/rabota/sogl/5277-soglashenie-o-sotrudnichestve-associacii-sovet-municipalnyh-obrazovaniy-stavropolskogo-kraya-i-associacii-sovet-municipalnyh-obrazovani-y-respubliki-bashkortostan.html. (In Russ.).
18. Cooperation agreement between the Association «Council of Municipalities of Perm Krai» and the Association «Council of Municipalities of the Republic of Bashkortostan». URL: http://www. asmo-rb.ru/rabota/sogl/5279-soglashenie-o-sotrudnichestve-associacii-sovet-municipalnyh-obrazovaniy-permskogo-kraya-i-associacii-sovet-municipalnyh-obrazovaniy-respubliki-bashkortostan.html. (In Russ.).
19. Agreement on inter-municipal cooperation and interaction with Associations (Councils) of Municipalities of the Republic of Tatarstan, the Udmurt Republic, the Chuvash Republic, the Republic of Mari El and Perm Krai. URL: http://www.asmo-rb.ru/rabota/sogl/3184-soglashenie-o-mezhmunicipalnom-sotrudnichestve-i-vzaimodeystvii-s-associaciyami-sovetami-municipalnyh-obrazovaniy-respubliki-tatarstan-udmurtskoy-respubliki-chuvashskoy-rsepubliki-respubliki-mariy-el.html. (In Russ.).
20. On the state of affairs in the field of organization and implementation of local self-government in the Republic of Bashkortostan in 2018 : report. URL: http://www.asmo-rb.ru/materials/ dokladmsu/4131-doklad-o-polozhenii-del-v-sfere-organizacii-i-osuschestvleniya-mestnogo-samoupravleniya-v-respublike-bashkortostan-v-2018-godu.html. (In Russ.).
Информация об авторе
Г.Н. Хужахметова - кандидат философских наук, 09.00.11 - социальная философия, старший научный сотрудник сектора экономики и управления развитием территорий.
Information about the author
G.N. Khuzhakhmetova - Ph.D. in philosophical sciences, 09.00.11 - social philosophy, senior researcher of the sector of economics and territorial development management.
Статья поступила в редакцию 14.04.2022; одобрена после рецензирования 29.04.2022; принята к публикации 11.05.2022.
The article was submitted 14.04.2022; approved after reviewing 29.04.2022; accepted for publication 11.05.2022.