Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2020, №5, Том 12 / 2020, No 5, Vol 12 https://esj.today/issue-5-2020.html URL статьи: https://esj.today/PDF/44ECVN520.pdf DOI: 10.15862/44ECVN520 (http://dx.doi.org/10.15862/44ECVN520) Ссылка для цитирования этой статьи:
Хужахметова Г.Н. Институциональные ограничения развития межмуниципального сотрудничества на субрегиональном уровне (на примере геопарка «Янгантау») // Вестник Евразийской науки, 2020 №5, https://esj.today/PDF/44ECVN520.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/44ECVN520
For citation:
Khuzhakhmetova G.N. (2020). Institutional restrictions on the development of inter-municipal Cooperation at the subregional level (for example, the Yangantau Geopark). The Eurasian Scientific Journal, [online] 5(12). Available at: https://esj. today/PDF/44ECVN520.pdf (in Russian). DOI: 10.15862/44ECVN520
Данное исследование выполнено в рамках Государственного задания ИСЭИ УФИЦ РАН № 007-00256-18-01 на 2020 г.
УДК 332.1 ГРНТИ 06.61.33
Хужахметова Гульнара Нургалеевна
ФГБНУ «Уфимский федеральный исследовательский центр Российской академии наук», Уфа, Россия Институт социально-экономических исследований - обособленное структурное подразделение
Старший научный сотрудник Кандидат философских наук E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4970-5509 РИНЦ: https://elibrarv.ru/author_profile. asp?id= 159413
Институциональные ограничения развития межмуниципального сотрудничества на субрегиональном уровне (на примере геопарка «Янгантау»)
Аннотация. В статье рассмотрены институциональные ограничения межмуниципального сотрудничества на субрегиональном уровне на примере Геопарка ЮНЕСКО «Янгантау», которые заключаются в недоработке формальных институтов и пробелах действующего законодательства. Реалии современной экономики задают тон от конкуренции соседних регионов к кооперации и сотрудничеству. Согласно Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 г. мероприятия по усилению межрегионального взаимодействия включают в себя разработку и реализацию стратегий социально-экономического развития макрорегионов. Формирование таких макрорегионов должно иметь под собой институциональную основу и должны учитывать некоторые принципы: быть соседними регионами, иметь возможность развития общей инфраструктуры и дополнять друг друга в вопросах социально-экономического развития. Институциональные ограничения в межмуниципальном сотрудничестве Республики Башкортостан и соседних регионов в области туризма и природоохранных мероприятий связаны развитием общесистемной инфраструктуры, туристической дестинацией территорий. В Салаватском районе Республики Башкортостан расположен курорт «Янгантау», соответствующий самым высоким стандартам здесь же расположен геопарк. На примере геопарка рассмотрена степень развитости туристического бизнеса Республики Башкортостан и Челябинской области. Территория находится в границах муниципальных районов: Салаватского, Нуримановского,
Кигинского, Дуванского и граничит с муниципальными образованиями Челябинской области Ашинским, Катав-Ивановским, Усть-Катав, Саткинским. В этих муниципалитетах наблюдаются процессы депопулизации, характерные для депрессивных территорий, высок уровень безработицы. Автором представлен статистический материал по показателям уровня безработицы в этом регионе. Одним из институциональных ограничений периода пандемии является то, что сфера услуг, как и другие виды сервиса, подвержены быстрому падению и медленному восстановлению. Важное значение автор придает и развитию транспортно-логистической и инженерной инфраструктуры. На данной территории имеется автомобильное и железнодорожное сообщения. Федеральная трасса М-5, которая является здесь главной магистралью, перегружена и на ней случаются массовые аварии. На данный момент проводят реконструкцию трассы.
Ключевые слова: институциональные ограничения; муниципальные образования; межмуниципальное сотрудничество; субрегиональный уровень; геопарк ЮНЕСКО «Янгантау»; макрорегион; туристическая дистанация
Республика Башкортостан ведет открытую социально-экономическую политику по межмуниципальному сотрудничеству на всех уровнях и принимает активное участие в субрегиональных ассоциациях, таких как Общероссийский конгресс муниципальных образований (ОКМО), Союз Российских городов, «Ассоциации малых и средних городов России», «Ассоциации городов Поволжья», «Содружества добрых городов и сел» и др. Из сопредельных регионов Российской Федерации заключены соглашения с Курганской, Оренбургской, Челябинской областями и Пермским краем. А также с Кировской, Орловской, Новосибирской, Ульяновской областями, Республиками Карелия и Крым, г. Санкт-Петербург, г. Новосибирском, г. Улан Удэ и др. Наиболее долгосрочные и продуктивные отношения принес заключенный договор о сотрудничестве между муниципальным районом Зилаирский район и городским округом город Магнитогорск Челябинской области по поставкам сырья для нужд предприятий города.
Реалии современной экономики задают тон от конкуренции соседних регионов к кооперации и сотрудничеству. Стратегия пространственного развития РФ на период до 2025 г. утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р. Документ разработан в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Основами государственной политики регионального развития на период до 2025 года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. № 13, и национальными целями и стратегическими задачами развития Российской Федерации на период до 2024 года, определенными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204. В этом документе изложены мероприятия по усилению межрегионального взаимодействия в результате разработки и реализации стратегий социально-экономического развития макрорегионов 1 . Формирование макрорегионов России по реализации долгосрочных мегапроектов основывается на институциональной среде: «данное деление на макрорегионы предусматривает необходимость учета ряда принципов: субъекты должны быть соседними, иметь возможность создания общей инфраструктуры и дополнять друг друга в вопросах
1 Утвержден план по реализации стратегии пространственного развития России на период до 2025 года. https://www.economy.gov.ru/material/news/utverzhden_plan_realizacii_strategii_prostranstvennogo_razvitiya_rossii_na _period_do_2025_goda.html.
Введение
развития производства. Примечательным является идея о том, что основой образования макрорегиона будет являться так называемый «сетевой кластер» [1, с. 12].
На данный момент межмуниципальное сотрудничество ограничивается только установлением межкультурных коммуникаций и дружескими визитами. Рассматривая режимы функционирования институтов межмуниципального сотрудничества (бездействие, спорадическое действие, систематическое действие) можно сказать, что в РБ они имеют чаще спорадическое действие. В республике, как и в целом по России, существует незначительное число успешно действующих практик, поэтому существует потребность регулярного обзора и пересмотра проектов, программ и ассоциационных форм сотрудничества на межмуниципальном уровне. «Это позволит выявить наиболее результативные формы и механизмы рассматриваемого инструментария для снижения материальных, временных и трудовых ресурсов на территории России в условиях низкой бюджетной обеспеченности муниципалитетов и нестабильной экономической ситуации в стране в целом» [2, с. 6].
В современной экономической литературе проблеме институциональных ограничений межмуниципального сотрудничества на субрегиональном уровне не уделяется достаточного внимания. Рассмотрена дефениция «институциональные ограничения», которая понимается как определенные рамки/условия, устанавливаемые институциональной структурой, а также механизмы контроля, в совокупности ограничивающие поведение и структурирующие взаимодействия инститциональных субъектов, разрешающие или запрещающие те или иные действия. В работах российских ученых Миронова О.В. рассмотрены институциональные методы и подходы в российской практике межмуниципальных отношений; обзор российских и зарубежных практик по реализации проектов межмуниципального сотрудничества отражен в работе Ручкина А.В. и Шеметова Н.К. [2]; институциональная организация регионов ресурсного типа в России рассмотрена в работе Левина С.Н., Кислицина Д.В., Сурцева А.А.
Социально-экономическим проблемам агломерационного развития и расселения в муниципальных образованиях посвящена работа Гайнанова Д.А., Шеломенцева А.Г., Атаевой А.Г., Уляевой А.Г. [6]. Изучению сферы социально-трудовых отношений в муниципалитетах посвящена работа Рощина И.В., Дятлова Н.А. [5]. Вопросам развития туристической дестинации в геопарках России посвящены работы Корф Е.Д. [7], Светова С.А., Колесникова Н.Г., Колесникова Н.В. [4], Акбашева А.Р., Абдрашитова Р.Х. и др. [8].
На наш взгляд под институциональными ограничениями межмуниципального сотрудничества следует понимать формальные и неформальные условия неэффективности государственой политики на мезоэкономическом уровне. Для рассмотрения данного вопроса в рамках нашей работы будут рассмотрены институты определяющие туристическую дестинацию территорий на примере геопарка ЮНЕСКО «Янгантау»: занятость населения, развитие общесистемной инфраструктуры.
Целью исследования является изучение институциональных ограничений межмуниципального развития на субрегиональном уровне на примере развития геопарка ЮНЕСКО «Янгантау».
Методы исследования: дан сравнительно-сопоставительный анализ статистических данных, определены основные институциональные ограничения развития межмуниципального сотрудничества данной территории.
Эмпирическую базу исследования составили официальные данные с сайтов муниципальных образований Республики Башкортостан и Челябинской области, санатория «Янгантау», Геопарка ЮНЕСКО «Янгантау». Использовались также данные электронных периодических изданий по социально-экономической направленности, так как
[10].
институциональные изменения продуктивнее отслеживать в динамике, в режиме реального времени.
Социально-экономическое развитие территории сопредельной с геопарком «Янгантау»
Институциональные ограничения межмуниципального развития Республики Башкортостан на субрегиональном уровне заключаются в недоработке формальных институтов, которые регулировали бы межмуниципальную деятельность, пробелах законодательства. В действующем «Соглашении между Правительством Республики Башкортостан и Правительством Челябинской области» от 20 марта 2015 г. имеются 22 статьи касающихся различных сторон сотрудничества между соседними регионами. Но на наш взгляд необходимо внести поправки в нормативно-правовую базу, например, по уточнению статуса межмуниципальных некоммерческих организаций и обществ, создание жизнеспособных организационно-правовых форм совместного хозяйствования. «Главная институциональная особенность межмуниципального сотрудничества заключается в иерархии институтов и институциональных связей, которые образуют институциональную среду» [3, с. 58]. Создание институциональной среды для формирования туристской дестинации на прилегающей к геопарку территории заключается в решении ряда межмуниципальных задач по оптимизации затрат на содержание мест общего пользования (коммуникации, транспортные сообщения).
В работе российских ученых Светова С.А., Колесникова Н.Г., Колесниковой Н.В. выделяют следующие факторы туристической привлекательности объектов геологического наследия, на основе которых целесообразно проводить оценку потенциала геопарков на стадии их планирования: (1) уникальность объекта с точки зрения геологии, которая обуславливает его научно-познавательную ценность; (2) транспортная доступность; (3) историко-культурная значимость территории, наличие уникальной исторической информации, связанной с геопарком; (4) мощность дестинации, в состав достопримечательностей которой входит геопарк [4, с. 115].
В Салаватском районе РБ расположен курорт «Янгантау», соответствующий самым высоким стандартам, который подтверждается первыми строками в рейтинге «ТОП-100 российских здравниц» подготовленных Ассоциацией оздоровительного туризма (АОТ) и рейтинговым агентством RAEX («Эксперт РА») в 2019 году. Это первый в России рейтинг, призванный создать систему координат, которая будет способствовать правильному позиционированию российских санаторно-курортных организаций и популяризации их инвестиционной привлекательности в бизнес-сообществе. Башкирские государственные здравницы «Янган-тау», «Якты-куль» и «Танып» отмечены АОТ в отраслевом рейтинге инвестиционной привлекательности российских здравниц. Санаторий «Янган-тау» занял четвертое место по масштабу бизнеса и второе место в топ-10 здравниц по эффективности бизнеса. Здесь же расположен Геопарк ЮНЕСКО «Янгантау»2. На примере геопарка можно проиллюстрировать степень развития туристического бизнеса Республики Башкортостан и Челябинской области.
Территория находиться в границах Салаватского МО, Нуримановского МО; Кигинского МО, Дуванского МО Республики Башкортостан. Граничит с муниципальными образованиями
2 Геопарки - это имеющий особый охраняемый статус регион, на территории которого наглядно раскрывается геологическая история Земли, срез с местных ландшафтов, образование пород и месторождений полезных ископаемых. Движение геопарков произошло в 1990 г и охватило всю планету. На территории Российской Федерации существует несколько Геопарков. В их числе «Алтай» в Алтайском крае, «Янган Тау» в Башкортостане. Геопарк Янган Тау (2017 г.), ЮНЕСКО, комплекс объектов геологического, биологического, исторического и культурного наследия. На территории геопарка расположены геологические объекты международного значения: геологические разрезы Мечетлино, Большая Лука, Лаклы и гора Янгантау. Площадь геопарка составляет 1700 км кв.
Страница 4 из 9
44ECVN520
Челябинской области: Ашинским МО; Катав-Ивановским МО; ГО Усть-Катав; Саткинским МО. Данный геопарк получил статуса I в России геопарка под эгидой ЮНЕСКО - всемирной сети национальных геопарков, существующих с 2002 года. Социально-экономическое развитие данной территории находится примерно на одинаковом уровне (табл. 1) и рассматривается как многоуровневая, многофункциональная и многоаспектная система [5, с. 158].
Таблица 1
Социально-экономическое развитие муниципалитетов сопредельных с геопарком «Янгантау»
№ Муниципальные образования Численность населения, 09.2020, чел. Уровень безработицы, на 1.09.2020, % транспорт
1 Салаватский МО РБ, 23192 5,98 ж\д, автодорога
2 Нуримановский МО РБ 19803 5,85 автодорога
3 Кигинский МО РБ 16568 5,44 автодорога
4 Дуванский МО РБ 30641 5,63 автодорога
5 Ашинский МО Челябинская область 57432 6,14 ж\д, автодорога
6 Катав-Ивановский МО Челябинская область 15495 7,05 ж\д, автодорога
7 ГО Усть-Катавский Челябинская область 21803 7,196 ж\д, автодорога
8 Саткинский МО Челябинская область 77987 5,587 ж\д, автодорога
Институциональные ограничения в области занятости населения
В муниципалитетах Башкортостана и Челябинской области наблюдаются процессы депопулизации, характерные для депрессивных территорий: «миграция населения из малых и средних городов в региональные центры под давлением безработицы, снижения уровня жизни, криминализации и утраты перспектив, из-за сокращения производства на градообразующих предприятиях» [6, с. 75]. Высок уровень безработицы, так, в Салаватском районе уровень безработицы составляет 5,98 % на сентябрь 2020 г. по сравнению с началом года, в Нуримановском районе 5,85 %, Кигинском районе 5,44 %, Дуванском 5,6 %. В моногородах Челябинской области ситуация аналогичная. В мае 2020 г. уровень безработицы достиг своего максимального значения за последние восемь лет и составил 6,1 %. В последний раз этот порог был превышен в марте 2012 года.
В целом по стране, итоги 2-го квартала показывают, что уровень безработицы составил 6,3 %8, что на 1,4 процентных пункта выше, чем в предыдущем квартале. По данным Росстата, общая численность безработных в стране превысила 4,8 млн человек. С марта число официально зарегистрированных безработных выросло более чем в четыре раза и уже
3 Ситуация на регистрируемом рынке труда в разрезе городов и районов РБ на 1 сентября 2020 года http://www.bashzan.ru/labor_market/2020-09-01.
4 Рынок труда в Ашинском районе на 09 сентября 2020 года^осх. Это документ с сайта aso.szn74.ru.
5 Основные показатели работы ОКУ ЦЗН г. Катав-Ивановска за период с 02.09.2020 г. по 08.09.2020 г. http://katav.szn74.ru/htmlpages/Show/rinoktruda/Statistikarynkatruda/2020god.
6 Информация о положении на рынке труда Усть-Катавского городского округа http://ukv.szn74.ru/htmlpages/Show/rinoktruda/Informaciyaopolozheniinarynket_60.
7 Информирование о положении на рынке труда в Саткинском районе http://sto.szn74.ru/htmlpages/Show/Rynoktruda/ZanyatostibezraboticavSatkinsk/2020god.
8 Занятость и безработица в Российской Федерации в сентябре 2020 года (по итогам обследования рабочей силы) https://rosstat.gov.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/200.htm.
превысило 2,8 млн человек. Более половины (51 %) - это молодые люди в возрасте от 25 до 40 лет.
В районах, граничащих с Геопарком «Янгантау» всегда был относительно высокий уровень безработицы, но именно с марта 2020 года жители стали чаще регистрироваться в службе занятости и обращаться за пособием. Важная причина кроется в правительственных мерах по поддержке граждан потерявших работу. Были временно увеличены пособия с 1,5 тысяч до 4,5 тысяч рублей, а также введены специальные пособия в размере 12 тысяч рублей для граждан, потерявших работу после 1 марта 2020 года. В секторе рыночных услуг, в том числе и сфере курортного бизнеса и туризма, агломерация Геопарка тяжело прошли кризис. Сфера услуг, как и другие виды сервиса очень медленно восстанавливаются. «Взаимодействие геопарков и местных жителей позволяет решить социально-экономические проблемы местности. Как правило, геопарки расположены в сельской местности, которой часто свойственен высокий уровень безработицы, низкий темп экономического роста, высокий отток населения, низкий уровень жизни населения» [7, с. 110]. Все эти факторы необходимо учитывать при создании других геопарков, например, «Торатау», которые включают в себя продуманность туристской дестинации. Как ключевой и важный момент в заинтересованности и привлечении туристов следует рассматривать наличие башкирских мифов, связанных с этой местностью. Важно учитывать несколько культурологических моментов: древность шихан; значение их в культурном коде башкирского народа; события августа 2020 г. по защите горы Куштау жителями республики от промышленной разработки.
Развитие транспортно-логистической и инженерной инфраструктуры обусловлено наличием как автомобильного, так и железнодорожного сообщения. В 5 из 8 муниципальных образованиях имеется и железнодорожная станция, и автомобильная дорога. Железнодорожное сообщение является наиболее безопасным видом транспорта. Стремительное увеличение количества автомобильного транспорта в муниципалитетах сопредельных с геопарком «Янгантау», создает угрозу безопасности. Федеральная трасса М-5, которая является здесь главной автомобильной магистралью, пользуется дурной славой особенно в зимнее время. Нередки массовые смертельные аварии с участием большегрузов и легковых автомобилей из-за наледи на дороге9. Трассу реконструируют за счет средств федерального бюджета, деньги заложены на проведение работ в 2019-2022 гг. Опасные участки дорог планируют расширить до шести полос, уложить асфальтобетонное покрытие,установить освещение и сделать специальные бордюры. Все эти мероприятия будут способствовать транспортной доступности туристическому потоку. Необходимо сформировать возможность выбора вариантов различного вида транспорта, наличие автомобильных парковок для автотуристов, кэмпингов и заправок.
«При продвижении геопарка «Янган-Тау» как территории, благоприятной для развития туризма, можно ожидать социально-экономические и социально-культурные эффекты: увеличение внутреннего спроса на туристский продукт, рост внутреннего валового продукта и улучшение платежного баланса за счет развития въездного туризма, сокращения выездного турпотока в результате развития внутреннего туризма» [8, с. 7].
9 «Дорога смерти»: почему трассу М-5 в Башкирии считают проклятой // ufa1.ru 2018. Март.07. Страница 6 из 9
Институциональные ограничения в области транспортно-логистической инфраструктуры
44ECVN520
Рекомендации
1. В «Соглашение между Правительством Республики Башкортостан и Правительством Челябинской области» от 20 марта 2015 г. необходимо внести дополнения и поправки по уточнению межмуниципального сотрудничества территорий прилегающих к геопарку ЮНЕСКО «Янгантау». Так как формирование туристской дестинации на прилегающей к геопарку территории лучше проводить под контролем правительств этих регионов.
2. В геопарке «Янгантау» необходимо рассмотреть институциональное обеспечение межмуниципального сотрудничества в сфере создания на этой территории самостоятельной агломерации и туристической дестинации: «целью органов власти субъектов РФ является также снижение социально-экономических дифференциаций в регионе» [9, с. 67]. Основные инструменты межмуниципального сотрудничества должны быть направлены на решение следующих задач: согласованную с соседними муниципалитетами застройку территорий, развитие транспортно-логистической и инженерной инфраструктуры, мероприятия по безопасности территорий (экологической, техногенной, криминальной), формирование привлекательного туристического бренда (историко-культурные локации, мифологизированность мест, использование башкирских легенд и преданий, а также уникального фольклора горнозаводского населения и др.).
3. Необходимо создать комплексную модель управления территорией, обеспечивающих разграничение прав, обязанностей и ответственности федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления: «Различная конфигурация формальных и неформальных соглашений между доминирующими политико-экономическими акторами определяет модель развития региона, степень ее целостности (инклюзивности) или анклавности» [10, с. 73]. Необходимо учитывать и такие сложные для регулирования моменты как неформальные институты, которые заключаются как в коллизиях межведомственных интересов, так и ментальных особенностях населения (национальные, конфессиональные и культурные факторы). Поэтому существующие межмуниципальные соглашения нередко носят символический характер и не оказывают должного влияния на товарообмен и инвестиционные процессы10.
Заключение
Выявлены следующие институциональные ограничения межмуниципального сотрудничества на примере развития геопарка ЮНЕСКО «Янгантау»: недоработка формальных институтов, в «Соглашение между Правительством Республики Башкортостан и Правительством Челябинской области» от 20 марта 2015 г. необходимо внести правки и дополнения для регулирования вопросов совместного развития туристической дестинации; в муниципалитетах граничащих с геопарком наблюдаются сходные процессы депопулизации территорий, идет активная миграция трудоспособного населения под давлением высокого уровня безработицы, снижения уровня жизни, криминализации и утраты перспектив. Эти вопросы требуют синхронных решений; недостаточное развитие транспортно-логистической инфраструктуры, особенно вызывают опасения автомобильные дороги, проходящие через горнолесную зону.
10 Доклад «О положении дел в сфере организации и осуществления местного самоуправления в Республике Башкортостан в 2018 г.» // http://www.asmo-rb.ru/materials/dokladmsu/4131 -doklad-o-polozhenii-del-v-sfere-organizacii-i-osuschestvleniya-mestnogo-samoupravleniya-v-respublike-bashkortostan-v-2018-godu.html.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дубровская Ю.В. К вопросу развития национальной экономики: итрарегиональная кластерная активность или субрегиональная кластерная политика? // Научные ведомости. Серия: Экономика. Информатика. 2017. № 16 (265). Выпуск 43. С. 5-15.
2. Ручкин А.В., Шеметова Н.К. Реализация проектов межмуниципального сотрудничества: обзор российской и зарубежных практик. // Муниципалитет: экономика и управление. 2014. № 4(9). С. 5-12.
3. Миронова О.В. Об институциональных методах и подходах в российской практике межмуниципального сотрудничества // Вестник АГТУ. Сер.: Экономика. 2015. № 2. С. 57-64.
4. Светов С.А., Колесников Н.Г., Колесникова Н.В. Предпосылки организации геопарков в Республике Карелия // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т.10. №1. С. 111-119.
5. Рощина И.В., Дятлова Н.А. Муниципальное образование и сфера социально-трудовых отношений взаимообусловленность влияния // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 373. С. 158-162.
6. Гайнанов Д.А., Шеломенцев А.Г., Атаева А.Г. Трансформация расселения на Урале и в Поволжье после реформы местного самоуправления // Социологические исследования. 2017. № 10. С. 64-76.
7. Корф Е.Д. Проблемы и перспективы развития геопарка «Алтай» // Общество. Среда. Развитие. 2017. №. 2. С. 108-115.
8. Акбашев А.Р., Абдрашитов Р.Х., Ардисламов Ф.Р., Белан Л.Н., Богдан Е.А., Полежанкина П.Г., Фархутдинов И.М., Фархутдинов А.М. Геопарк «Янган тау» // Геологический вестник. 2018. № 1. С. 3-12.
9. Гайнанов Д.А., Уляева А.Г. Социально-экономическое и пространственное развитие муниципальных образований в составе городской агломерации // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2018. № 6. С. 60-71.
10. Левин С.Н., Кислицын Д.В., Сурцева А.А. (2019) Институциональная организация регионов ресурсного типа в России: общая характеристика и структурные сдвиги в экономике // Journalof Institutional Studies, 11 (4), 61-76.
Khuzhakhmetova Gul'nara Nurgaleevna
Ufa federal research center of the Russian academy of sciences, Ufa, Russia Institute for social and economic research is a separate structural subdivision
E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4970-5509 PHH^ https://elibrary.ru/author_profile. asp?id= 159413
Institutional restrictions on the development of inter-municipal cooperation at the subregional level (for example, the Yangantau Geopark)
Abstract. The article examines the institutional limitations of intermunicipal cooperation at the subregional level on the example of the UNESCO Yangantau Geopark, which consist in the flaw in formal institutions and gaps in the current legislation. The realities of the modern economy set the tone from competition from neighboring regions to cooperation and cooperation. According to the Strategy for Spatial Development of the Russian Federation for the period up to 2025, measures to strengthen interregional interaction include the development and implementation of strategies for the socio-economic development of macroregions. The formation of such macroregions should have an institutional basis and should take into account some principles: to be neighboring regions, to be able to develop common infrastructure and complement each other in terms of socio-economic development._Institutional constraints in intermunicipal cooperation of the Republic of Bashkortostan and neighboring regions in the field of tourism and environmental protection measures are associated with the development of the system-wide infrastructure, the tourist destination of territories. In the Salavat region of the Republic of Bashkortostan, there is the Yangantau resort, which meets the highest standards, a geopark is also located here. On the example of a geopark, the degree of development of the tourism business of the Republic of Bashkortostan and the Chelyabinsk region is considered. The territory is located within the boundaries of the municipal districts: Salavatsky, Nurimanovsky, Kiginsky, Duvansky and borders on the municipalities of the Chelyabinsk region Ashinsky, Katav-Ivanovsky, Ust-Katav, Satkinsky. In these municipalities, depopulation processes are observed, characteristic of depressed territories, and the level of unemployment is high. The author presents statistical material on the indicators of the unemployment rate in this region._One of the institutional limitations of the pandemic period is that the service sector, like other types of service, is subject to rapid decline and slow recovery. The author also attaches great importance to the development of transport, logistics and engineering infrastructure. There are road and rail links in this area. Federal highway M-5, which is the main highway here, is overloaded and massive accidents happen on it. At the moment, the track is being reconstructed.
Keywords: institutional constraints; municipalities; inter-municipal cooperation; subregional level; UNESCO Yangantau Geopark; macroregion; tourist distance