Научная статья на тему 'Институциональные ограничения как стимулы развития социальных меньшинств'

Институциональные ограничения как стимулы развития социальных меньшинств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
550
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТЫ / АГЕНТЫ / ИНДИВИДЫ / МЕНЬШИНСТВА / СОЦИУМ / ТРАНСАКЦИИ / ИЗДЕРЖКИ / ЭКОНОМИКА / РЕСУРСЫ / НОРМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлов Вячеслав Сергеевич

В данной статье процессы экономического развития социальных меньшинств исследуются с точки зрения неоинституционализма. Исторические процессы в целом изучаются с помощью клиометрического анализа (исследование истории с применением количественных методов статистического анализа). Данная статья является шагом на пути построения агент-ориентированной модели. Неоинституционализм в данном случае предполагает использование категории институтов с элементами неоклассической экономической теории, предполагающей рациональное поведение экономических агентов, максимизацию выгоды или минимизацию затрат. В неоинституционализме наибольшее внимание уделяется минимизации трансакционных издержек. Трансакцией считается акт обмена в экономике, например сделка купли-продажи в рыночной экономике, плановая поставка продукции в командной экономике, перемещение ресурсов внутри организации. Трансакционные издержки связаны с осуществлением трансакций, в том числе с юридической защитой правомочий, координацией экономических субъектов, что отличает их от трансформационных издержек, возникающих в процессе производства. В современной России уровень развития предпринимательства ниже, чем во многих развитых странах. Поэтому необходимо исследовать закономерности функционирования различных экономических агентов в разных ситуациях, в том числе в условиях социальных меньшинств. Знание этих закономерностей поможет организовать эффективную поддержку предпринимательства, поэтому данная тема имеет большую теоретическую и практическую актуальность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL LIMITATIONS AS INCENTIVES OF SOCIAL MINORITIES

In this article, the processes of economic development of minority groups are studied from the point of view of neo-institutionalism. Historical processes in general are studied using cliometric analysis (study of the history of using quantitative methods of statistical analysis). This article is a step of constructing agent based model.Neoinstitutionalism in this case involves the use of the category of institutions with elements of neo-classical economic theory, which assumes rational behavior of economic agents, maximiz-ing benefits and minimizing costs. In neoinstitutionalism most attention is paid to minimizing transaction costs. The transaction is considered to be an act of sharing in the economy, such as the purchase and sale in the market economy, the planned supply of products in the command econ-omy, the movement of resources within the organization. Transaction costs related to the imple-mentation of the transactions, including legal protection of the powers, the coordination of eco-nomic entities, which distinguishes them from transformation costs arising in the production process. In modern Russia, the level of development of business is lower than in many developed countries. It is therefore necessary to investigate the laws governing the functioning of various economic agents in a variety of situations, including in terms of social minorities. Knowledge of these laws will help to organize the effective support of business, so this topic is of great theo-retical and practical relevance.

Текст научной работы на тему «Институциональные ограничения как стимулы развития социальных меньшинств»

Социальное развитие

Михайлов В. С. Mikhailov V. S.

аспирант кафедры «Экономика и менеджмент» Института экономики и сервиса, ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 332.8

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ КАК СТИМУЛЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ

В данной статье процессы экономического развития социальных меньшинств исследуются с точки зрения неоинституционализма. Исторические процессы в целом изучаются с помощью клиометрического анализа (исследование истории с применением количественных методов статистического анализа). Данная статья является шагом на пути построения агент-ориентированной модели.

Неоинституционализм в данном случае предполагает использование категории институтов с элементами неоклассической экономической теории, предполагающей рациональное поведение экономических агентов, максимизацию выгоды или минимизацию затрат. В неоинституционализме наибольшее внимание уделяется минимизации трансакционных издержек. Трансакцией считается акт обмена в экономике, например сделка купли-продажи в рыночной экономике, плановая поставка продукции в командной экономике, перемещение ресурсов внутри организации. Трансакционные издержки связаны с осуществлением трансакций, в том числе с юридической защитой правомочий, координацией экономических субъектов, что отличает их от трансформационных издержек, возникающих в процессе производства. В современной России уровень развития предпринимательства ниже, чем во многих развитых странах. Поэтому необходимо исследовать закономерности функционирования различных экономических агентов в разных ситуациях, в том числе в условиях социальных меньшинств. Знание этих закономерностей поможет организовать эффективную поддержку предпринимательства, поэтому данная тема имеет большую теоретическую и практическую актуальность.

Ключевые слова: институты, агенты, индивиды, меньшинства, социум, трансакции, издержки, экономика, ресурсы, нормы.

In this article, the processes of economic development of minority groups are studied from the point of view of neo-institutionalism. Historical processes in general are studied using cliometric analysis (study of the history of using quantitative methods of statistical analysis). This article is a step of constructing agent based model.

Neoinstitutionalism in this case involves the use of the category of institutions with elements of neo-classical economic theory, which assumes rational behavior of economic agents, maximizing benefits and minimizing costs. In neoinstitutionalism most attention is paid to minimizing transaction costs. The transaction is considered to be an act of sharing in the economy, such as the purchase and sale in the market economy, the planned supply of products in the command economy, the movement of resources within the organization. Transaction costs related to the implementation of the transactions, including legal protection of the powers, the coordination of economic entities, which distinguishes them from transformation costs arising in the production

INSTITUTIONAL LIMITATIONS AS INCENTIVES OF SOCIAL MINORITIES

SoCiAL DEVELOPMENT

process. In modern Russia, the level of development of business is lower than in many developed countries. It is therefore necessary to investigate the laws governing the functioning of various economic agents in a variety of situations, including in terms of social minorities. Knowledge of these laws will help to organize the effective support of business, so this topic is of great theoretical and practical relevance.

Key words: institutions, agents, individuals, minorities, society, transaction, cost, economy, resources, standards.

Данная статья посвящена исследованию вопроса, как институты формируют определенное экономическое поведение [1] на примере формирования предпринимательской культуры в этнокультурных меньшинствах [2]. Это важно с точки зрения развития теории институциональных реформ [3], направленных на формирование в России инновационно-ориентированной предпринимательской культуры [4].

Предназначение институтов, согласно нео-институционализму, заключается в том, что они дают возможность сократить трансакци-онные издержки. В то же время сами неформальные институты понимаются как определенные рамки, структурирующие деятельность индивидов, своего рода неформальные правила и нормы [5].

Неоклассическая модель экономики, предполагающая совершенную конкуренцию, эффективное использование ресурсов, может функционировать только в условиях относительно невысоких трансакционных издержек [6].

Здесь уместно напомнить эволюционную схему А. Алчяна, сущность которой состоит в том, что в процессе отбора выживают эффективные предприятия, максимизирующие прибыль. При условии сохранения высоких трансакционных издержек, а также отсутствия достаточно эффективных институтов имеет место низкоэффективная экономика, которая была характерна для многих стран в различные периоды истории. Институты же дают возможность упорядочивать обмен, например, обеспечить контроль за соблюдением контрактов. Это позволяет снизить издержки на осуществление обмена, трансакционные издержки и способствует экономической эффективности, повышению уровня жизни. Так, институт государственно

регулируемого рынка как совокупность упорядоченных с помощью законов экономических отношений, основывающихся на регулярных операциях по обмену различными товарами, работами и услугами между производителями товаров, работ, услуг и потребителями, снижает трансакционные издержки по сравнению с той ситуацией, когда обмен осуществляется беспорядочно (например на стихийном рынке), только посредством личных контактов [7].

Институт фирмы уменьшает издержки по сравнению с предполагаемым примером, когда экономические агенты, находящиеся в одной организации, взаимодействовали бы посредством рыночного обмена. Также, вместе с трансакционными, институты способны снижать и трансформационные издержки, повышать эффективность производства. Развитие системы имущественных прав, развитие патентной и юридической системы способствует рациональной оценке затрат и результатов, что повышает эффективность производства.

Помимо снижения трансакционных, а также трансформационных издержек, институты выполняют в социуме и ещё одну немаловажную функцию: они формируют стимулы к получению фундаментального и прикладного знания. Институты патентного права, а также коммерческой тайны, институциональная структура современного общества в целом способствуют привлечению инвестиций в развитие научного знания. Такие институты не только повышают эффективность с точки зрения рациональности распределения ресурсов, а создают так называемую адаптивную эффективность, этот термин был введён П. Пеликаном [8]. Адаптивная эффективность рассматривается в данном случае как эффективность в смысле воспри-

имчивости предприятий и общества в целом к изменениям, приобретению новых знаний, раскрытию творческих способностей, а также к решению возникающих проблем, замедляющих развитие. Институты способны формировать адаптивную эффективность, например, посредством регулирования правил вхождения на рынок, структур управления и обеспечения высокой степени организационной гибкости организаций. В то же время, как это ни странно на первый взгляд, институты могут заметно повышать издержки.

К таким неэффективным институтам относятся, например, правила, которые мешают вхождению новых конкурентов на определенный рынок, требуют многочисленных бесполезных проверок и тем самым повышают трансакционные издержки и снижают адаптивную эффективность. Такие неэффективные институты возникают вследствие борьбы между конкурирующими политическими или социальными силами.

Истории известны случаи, когда эффективные неформальные институты, присущие социальному меньшинству, способны принести этому меньшинству большую пользу, даже если в государстве функционируют неэффективные формальные институты.

Например, в обществе старообрядцев в дореволюционной России предпринимательство стремительно развивалось не только без поддержки правительства, но и в условиях угнетения.

От старообрядцев требовали перехода в новую веру, их заставляли платить большие

Социальное развитие

налоги, за невыплату которых полагалась отправка на каторгу, им запрещали строить церкви, отмечать религиозные праздники, налагали иные ограничения [9].

В итоге, предприниматели-старообрядцы вынуждены были, с одной стороны, налаживать тесные контакты с другими предпринимателями старообрядцами, с другой — избегать контактов с иноверцами. Иными словами, предприниматели-старообрядцы замыкались в рамках тесного социального меньшинства, с плотными связями между людьми, которые нуждались в помощи единоверцев, отличались сплоченностью и взаимовыручкой, которой их научила борьба за существование.

Такие условия формировали определенный менталитет, который, можно предположить, характеризовался более высоким уровнем рациональности в терминах экономической теории ограниченной рациональности [10, 11].

В обществе старообрядцев в условиях замкнутого социального меньшинства предпринимательство ускоренно развивалось по причине того, что старообрядцы вынуждены были иметь дополнительные средства для дачи взяток чиновникам, для защиты от гонений со стороны царского правительства, господствующей церкви и общества.

В таких условиях предприниматель-старообрядец буквально втягивался в общину старообрядцев, а предпринимателей-иноверцев община отторгала (рисунок 1).

Если провести аналогию между экономикой и химией, то можно заметить, что чело-

Рисунок 1. Экономические агенты в социальных меньшинствах

SoCiAL DEVELOPMENT

век, который страдает от притеснении правительства, господствующей идеологии и общества, стремится туда, где его понимают, ему сочувствуют и готовы помочь. Поэтому он сближается с единомышленниками.

Это явление можно сравнить с валентностью химических элементов. Валентностью называют способность атомов химических элементов образовывать определенное число химических связей с атомами других элементов.

Примерно также в условиях гонений человек вынужден по максимуму использовать свою валентность, способность создания социальных связей с единомышленниками или единоверцами, плотно и активно взаимодействовать, обмениваться информацией с единоверцами.

При этом количество контактов между экономическими агентами возрастает, расстояние между ними сокращается, социальное меньшинство уплотняется. Вещество, уплотняясь, переходит из газообразного агрегатного состояния в жидкое, а затем, из него, в твердое. Так и социальное меньшинство, уплотняясь, становится тверже (рисунок 2).

Второй важной особенностью социальных меньшинств было отсутствие попыток создания внешнего эффекта значимости. Этот эффект обычно выражался в строительстве роскошных культовых сооружений, грандиозных церемониях, праздниках, на которые тратились большие деньги. Для того чтобы доказать отсутствие подобного явления у

социальных меньшинств, следует рассмотреть историю развития еврейских общин в западноевропейских странах. Евреи в западноевропейских странах зачастую не могли строить синагоги по причине существующих запретов, по этой причине они направляли средства не на строительство храмов, а на развитие предпринимательства, как правило, на предоставление банковских услуг [12].

Похожие явления существовали и в обществе старообрядцев: им запрещалось украшать свои церкви, и они направляли средства не на это, а, как правило, на получение образования, на развитие промышленности, чаще всего текстильной, кожевенной, пищевой [13].

Существуют и противоположные примеры. Многие малочисленные народы и племена, например племена американских индейцев, не меняют своего образа жизни, даже когда находятся на грани вымирания, в условиях голода, при отсутствии удобных для охоты и собирательства земель [14]. Так, индейцы в США, оказавшись в резервациях, на меньшей территории, не изменили своего образа жизни, старой иерархии, не меняли своих средств производства материальных благ, и многие полезные прежде традиции оказались препятствием для развития [15]. Вместо этого, они отказывались от деторождения, снижая свою численность соразмерно ограниченной территории, продолжая заниматься собирательством, они нередко конфликтовали между собой за ограниченные и малоценные ресурсы, истребляя друг друга [16].

внешняя среда

@ — предпрпниматель-старообрядец (j^j — предприннматель-нноверец

Рисунок 2. Уплотнение социального меньшинства

Можно предположить, что причиной того, что индейцы, оказавшись в стесненных условиях, погибали, а евреи или старообрядцы, наоборот, успешно приспосабливались к изменившимся условиям, была способность реагировать на изменения и менять свой образ жизни.

Выводы

Таким образом, можно сделать несколько выводов. Во-первых, социальное меньшинство, способное изменять свой образ жизни и средства производства в условиях угнетения, способно стать устойчивее и прогрессивнее, в том числе за счет роста количества контактов между единомышленниками или единоверцами. Во-вторых, угнетаемое социальное меньшинство может на долгие годы отказаться от церемониальных мероприятий, и, таким образом, сохранить средства для развития промышленности или финансовой сферы. В-третьих, меньшинство, неспособное изменить свой образ жизни и средства производства в условиях угнетения, может понести большой урон или даже исчезнуть, как, например, индейцы США, которые, долго сохраняя прежний образ жизни и сред-

Социальное развитие

ства производства, стали вымирать. В-четвертых, оказывается, что одни и те же институциональные ограничения могут привести к совершенно разным результатам развития в зависимости от особенностей неформальных институтов, присущих тем или иным этнокультурным меньшинствам.

Этот вывод полностью противоречит распространенному в конце 1980-х и начале 1990-х годов представлению, что вне зависимости от особенностей неформальных институтов, присущих России, реформы формальных институтов по единому рецепту, известному как Вашингтонский консенсус, принесут такие же результаты, какие принесли они развитым рыночным странам. В этой связи в центре дальнейших исследований будут вопросы того, какие институциональные ограничения должны быть созданы в России, с учетом ее неформальных институтов, которые позволили бы выбрать наиболее эффективную траекторию реформ.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 16-06-00532а.

Список литературы

1. Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отно-шенческая» контрактация: Пер. с англ. / Оливер И. Уильямсон; Науч. ред. и вступ. ст.

B. С. Катькало. СПб.: Лениздат, 1996. 702 с.

2. Михайлов В.С. Этнокультурное предпринимательство как стимул развития экономики (на примере старообрядческих общин в Российской империи) // Вестник Башкирского университета. 2014. Т. 19. № 4.

C.1270-1273.

3. Полтерович В.М. Элементы теории реформ. М.: Экономика. 2007. 448 с.

4. Шестакович А.Г., Зулькарнай И.У. Инновационный центр «Сколково» как проект по трансплантации успешных институтов «Силиконовой Долины» // Инновационная деятельность. 2014. № 3 (30). С. 17-27.

5. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. 180 с.

6. Полтерович В. Стратегии институциональных реформ. Перспективные траектории // Экономика и математические методы. 2006. Т. 42. № 1. С. 3-18.

7. Зулькарнай И.У. Государство и ограниченная рациональность населения: формализованные модели. М.: Наука. 2014. 230 с.

8. Пеликан П. Институты отбора предпринимателей: применение модели для исследования экономического роста и финансовых кризисов // ЭКОВЕСТ. 2002. 2. 1. С. 45-80.

9. Седов А.В. Купцы-старообрядцы Блиновы. Н.Новгород, 2007. С. 125-126.

10. Зулькарнай И.У Ограниченная рациональность индивидов: графические модели несовершенной памяти // Журнал экономической теории. 2009. № 2. С. 249-256.

SoCiAL DEVELOPMENT

11. Зулькарнай И.У. Предельная полезность и полезность единицы блага в условиях ограниченной рациональности индивидов // Известия Уфимского научного центра РАН. 2012. № 1. С. 51-57.

12. Лозинский С. Г. История инквизиции. СПб., 1914. С. 41-42.

13. Румянцев М.А. Религиозные основания хозяйствования. СПб., 2005. 420 с.

14. Колосова Ю.А. Программирование развития индейских резерваций США // Советская этнография. 1974. № 4. С. 129-132.

15. Мойкин Н.П. Индейцы США сегодня // США: экономика, политика, идеология. 1977. № 5. С. 34-44.

16. Стельмах В.Г. Политика переселения индейцев США в 30-е гг. 19 в. // Советская этнография. 1983. № 2. С. 51-61.

References

1. Williamson O.I. Economic Institutions of Capitalism: Firms, Markets, «relational» Сontracting: Trans. from Engl. / Oliver J. Williamson.; Sci. Ed. and Introd. Art. V.S. Katkalo]. SPb.: Lenizdat, 1996. 702 p.

2. Mikhailov V.S. Ethnic and Cultural Entrepreneurship as an Incentive to the Development of the Economy (for example, the Old Believer Communities in the Russian Empire) // Bulletin of the Bashkir University. 2014. T. 19. № 4. P. 1270-1273.

3. Polterovich V. Elements of Reform Theory. M.: Economics, 2007. 448 p.

4. Shestakovich A.G., Zulkarnay I.U. Innovation Center «Skolkovo» as a project to transplant successful institutions «Silicon Valley» // Innovation. 2014. No. 3 (30). P. 17-27.

5. North D. Institutions, Institutional Change and Economic Performance. M.: Fund economic book «Start», 1997. 180 p.

6. Polterovich B. Strategies of Institutional Reforms. Future Trajectory // Economics and Mathematical Methods. 2006. T. 42. № 1. P. 3-18.

7. Zulkarnay I.U. State and Bounded Rationality Population: Formal Model. M.: Nauka, 2014. 230 p.

8. Pelican P. Entrepreneurs Selection Institutes: the Use of a Model for the Study of Economic Growth and Financial Crises // ECOWEST. 2002. 2. 1. P. 45-80.

9. Sedov A.V. Old Believer Merchants Blinov. Nizhny Novgorod, 2007. P. 125-126.

10. Zulkarnay I.U. Bounded Rationality of Individuals: Graphical Models of Imperfect Memory // Journal of Economic Theory. 2009. № 2. P. 249-256.

11. Zulkarnay I.U. Marginal Utility and Usefulness of the Benefit Unit under Conditions of Limited Rationality of Individuals // Proceedings of the Ufa Scientific Center, Russian Academy of Sciences. 2012. № 1. P. 51-57.

12. Lozinski S.G. History of the Inquisition. St.Petersburg, 1914. pp. 41-42.

13. Rumyantsev M.A. The Religious Foundation of Management. St.Petersburg, 2005. 420 p.

14. Kolosov Y.A. Programming of the US Indian Reservations // Soviet Ethnography. 1974. No. 4. p. 129-132.

15. Moykin N.P. US Indians Today // USA: Economics, Politics, Ideology. 1977. № 5. P. 34-44.

16. Stelmakh V.G. US Indian Removal Policy in the 30-ies 19 century // Soviet Ethnography. 1983. No. 2. p. 51-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.