Научная статья на тему 'ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В БОРЬБЕ С ДОПИНГОМ В СПОРТЕ'

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В БОРЬБЕ С ДОПИНГОМ В СПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
108
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОПИНГ / СПОРТ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / СПОРТСМЕН / ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / СОРЕВНОВАНИЯ / DOPING / SPORTS / INTERNATIONAL COOPERATION / ATHLETE / PHYSICAL ACTIVITY / COMPETITIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Янишевская Яна Андреевна

Борьба с допингом на законодательном уровне началась в 1989 г. в связи с принятием Конвенции против применения допинга, подписанной в Страсбурге. Актуальность исследования определяется, во-первых, ведущимися научными дискуссиями и отсутствием единого мнения о природе и роли институциональных механизмов международно-правового сотрудничества в борьбе с допингом в современном спорте, во-вторых, определением проблем и обоснованием путей их решения в аспекте повышения эффективности борьбы с допингом в спорте. Цель статьи заключается в разработке функционально-правового подхода, определяющего эффективность институциональных механизмов международно-правового сотрудничества в борьбе с допингом в спорте. В статье доказана теоретическая нерешенность проблемы реализации институциональных механизмов международно-правового сотрудничества в борьбе с допингом в спорте. Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что национальные антидопинговые организации должны разработать национальные антидопинговые правила, а международные федерации - свои антидопинговые правила

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL MECHANISMS OF INTERNATIONAL LEGAL COOPERATION IN COMBATING DOPING IN SPORTS

The fight against doping at the legislative level began in 1989 in connection with the adoption of the Convention against the Use of Doping, signed in Strasbourg. The relevance of the study is determined, first, by the ongoing scientific discussions and the lack of consensus on the nature and role of institutional mechanisms of international legal cooperation in combating doping in modern sports, second, by the identification of problems and the justification of ways to solve them in terms of improving the effectiveness of combating doping in sports. The purpose of the article is to develop a functional and legal approach that determines the effectiveness of institutional mechanisms of international legal cooperation in combating doping in sports. The article proved the theoretical unresolved problem of implementation of institutional mechanisms of international legal coop-eration in fight against doping in sports. The practical significance of the results is that national anti-doping organizations should develop national anti-doping rules and international federations should develop their own anti-doping rules

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В БОРЬБЕ С ДОПИНГОМ В СПОРТЕ»

ЯНИШЕВСКАЯ Яна Андреевна,

главный специалист по взаимодействию с международными организациями отдела протокола Российского футбольного Союза,

e-mail: [email protected]

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ М ЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В БОРЬБЕ С ДОПИНГОМ В СПОРТЕ

Аннотация. Борьба с допингом на законодательном уровне началась в 1989 г. в связи с принятием Конвенции против применения допинга, подписанной в Страсбурге. Актуальность исследования определяется, во-первых, ведущимися научными дискуссиями и отсутствием единого мнения о природе и роли институциональных механизмов международно-правового сотрудничества в борьбе с допингом в современном спорте, во-вторых, определением проблем и обоснованием путей их решения в аспекте повышения эффективности борьбы с допингом в спорте. Цель статьи заключается в разработке функционально-правового подхода, определяющего эффективность институциональных механизмов международно-правового сотрудничества в борьбе с допингом в спорте. В статье доказана теоретическая нерешенность проблемы реализации институциональных механизмов международно-правового сотрудничества в борьбе с допингом в спорте. Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что национальные антидопинговые организации должны разработать национальные антидопинговые правила, а международные федерации - свои антидопинговые правила.

Ключевые слова: допинг, спорт, международное сотрудничество, спортсмен, физическая нагрузка, соревнования.

YANISHEVSKY Jana Andreevna,

the chief specialist on interaction with the international organizations of department of the protocol of the Football Union of Russia

INSTITUTIONAL MECHANISMS OF INTERNATIONAL LEGAL COOPERATION IN COMBATING DOPING IN SPORTS

Annotation. The fight against doping at the legislative level began in 1989 in connection with the adoption of the Convention against the Use of Doping, signed in Strasbourg. The relevance of the study is determined, first, by the ongoing scientific discussions and the lack of consensus on the nature and role of institutional mechanisms of international legal cooperation in combating doping in modern sports, second, by the identification of problems and the justification of ways to solve them in terms of improving the effectiveness of combating doping in sports. The purpose of the article is to develop a functional and legal approach that determines the effectiveness of institutional mechanisms of international legal cooperation in combating doping in sports. The article proved the theoretical unresolved problem of implementation of institutional mechanisms of international legal coop-eration in fight against doping in sports. The practical significance of the results is that national anti-doping organizations should develop national anti-doping rules and international federations should develop their own anti-doping rules.

Key words: doping, sports, international cooperation, athlete, physical activity, competitions.

Международный спорт - сложный социальный феномен, включающий в себя широкий круг социальных явлений: международные спортивные соревнования и специальную подготовку к ним; различные формы международных спортивных связей (обмен спортсменами, тренерами, международные семинары, конференции на спортивную тематику и т.д.); международные спортивные объединения - междуна-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019

родные спортивные федерации, международные организации, занимающиеся научными проблемами физического воспитания и спорта и т.д.; специфические межчеловеческие отношения и поведенческие нормы, складывающиеся в ходе международных спортивных связей, в процессе деятельности указанных социальных институтов.

В настоящее время, согласно Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте, при-

нятой 19 октября 2005 г., под допингом в спорте понимается случай нарушения антидопингового правила. К таким нарушениям относятся: наличие запрещенной субстанции в пробе, которую взяли из организма спортсмена, попытка использования или использование запрещенной субстанции, метода, отказ явиться на взятие пробы или неявка на взятие пробы без уважительных причин или иное уклонение от взятия пробы после получения уведомления, попытка фальсификации или фальсификация на какой-либо стадии допинг-контроля, обладание, распространение любой запрещенной субстанции или запрещенного метода, попытка введения или введение спортсмену запрещенной субстанции, применение запрещенного метода, а так же любая помощь, связанная с нарушением или попыткой нарушения антидопингового правила. Помимо конвенции, к основам международной нормативно-правовой базы в сфере антидопингового регулирования относятся Медицинский кодекс Международного олимпийского комитета, который содержит перечень и классификацию запрещенных веществ и методов, а так же Всемирный антидопинговый кодекс, принятый в 2003 г. и введенный в действие в 2004 г.

К середине XX века было создано около 100 международных спортивных объединений и организаций. Сегодня в мире насчитывается свыше двухсот всемирных и региональных неправительственных организаций в области физического воспитания и спорта. Таким образом, в настоящее время международный спорт превратился в важное социальное и политическое явление, оказывающее заметное влияние на все стороны современного общества. Действительно, современные достижения спортсменов высокого класса во многом определяются деятельностью международных спортивных федераций.

Антидопинговая организация - юридическое лицо, ответственное за установление правил, касающихся разработки, осуществления или обеспечения соблюдения любого элемента процесса допинг-контроля. К таковым относятся:

- Международный олимпийский комитет (МОК);

- Международный паралимпийский комитет;

- Международные спортивные федерации;

- Национальный олимпийский комитет;

- Национальный паралимпийский комитет

(IPC);

- Общероссийская антидопинговая организация;

- Оргкомитеты крупных международных соревнований;

- Всемирное антидопинговое агентство WADA.

Анализ проб спортсменов осуществляется в антидопинговых лабораториях, аккредитованных или иным образом одобренных ВАДА. Сейчас в мире насчитывается более 30 аккредитованных лабораторий, одна из которых расположена в Москве (Россия). Получение аккредитации производится в случае соответствия лаборатории Международному стандарту для лабораторий [9].

Результатом проведенной работы стало признание России в качестве страны, полностью соответствующей Кодексу ВАДА. И этот результат удалось достичь путем системной работы в тесном сотрудничестве со всеми заинтересованными организациями, потому что решить такую проблему как допинг можно только объединив усилия. Работа ведется по нескольким направлениям. Это пропагандистская, образовательная и научно-исследовательская деятельность, материально-техническая работа и международное сотрудничество. И, конечно, приведение законодательства РФ в соответствие с положениями Конвенции по борьбе с допингом ЮНЕСКО, которую ратифицировала Российская Федерация [8].

Объем проводимых тестов для выявления случаев нарушения антидопинговых правил последние годы остается стабильным, довольно высоким, одним из самых высоких в мире среди антидопинговых организаций. Мы проводим порядка 20 тыс. допинг-проб в год. Число случаев нарушения антидопинговых правил чуть меньше 2% - это средняя цифра, если говорить о мировых тенденциях. И эта динамика остается почти неизменной. Хотя надо сказать, что в 2011 г. число выявленных случаев возросло примерно на 17%. Связано это с тем, что выросла доля так называемых целевых тестирований [1].

Национальные антидопинговые организации должны разработать национальные антидопинговые правила, а международные федерации - свои антидопинговые правила. Эти правила содержат основные положения Кодекса ВАДА и приводят механизмы реализации положений Кодекса ВАДА в соответствие с условиями страны или конкретного вида спорта.

Несмотря на то, что санкции в отношении спортсменов, нарушивших антидопинговые правила, принимаются в строгом соответствии с Кодексом ВАДА, механизмы расследования и принятия решений могут быть различными в разных странах. Это же относится и к процедуре выдачи разрешения на терапевтическое использование. Юрисдикция международных федераций распространяется на спортсменов международного уровня, национальных антидопинговых организаций - на спортсменов национального уровня. При этом любая антидопинговая органи-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019

зация имеет право тестировать любого спортсмена, независимо от его уровня. Кроме разработки правил, антидопинговые организации несут ответственность за их реализацию в рамках своей юрисдикции [7].

В последнее время участились случаи обвинения спортсменов в употреблении допинга. На протяжении нескольких месяцев в новостях появлялась информация о положительных пробах российских спортсменов и следующими за ними последствиями в виде лишения медалей, призов, дисквалификации спортсменов. В итоге Исполнительный комитет Международного олимпийского комитета принял решение отстранить сборную России от участия в зимних Олимпийских играх 2018 г.

Произошла принципиальная смена приоритетов от обнаружения самого вещества, субстрата, агента, который свидетельствует о нарушении антидопинговых правил, к выявлению маркеров, то есть следов, результатов воздействия на организм запрещенных веществ. Это важно, поскольку это намного эффективнее в плане выявления, в этом случае нет спешки, результат воздействия запрещенного вещества в организме спортсмена сохраняется гораздо дольше. Такая новая мера как биологический паспорт позволяет по физиологическим изменениям в организме спортсмена, которые являются результатом воздействия запрещенных допинговых веществ, свидетельствовать о том, что спортсмен нарушил антидопинговые правила [2].

Среди «рисковых» видов спорта эксперты называют циклические и скоростно-силовые виды спорта. То есть те виды спорта, где возможности стимулирования организма, возможности использования средств, которые позволяют искусственно обогащать кровь кислородом, объективно дают положительный результат в плане увеличения спортивного результата. Это, прежде всего, легкая атлетика, лыжи, борьба, тяжелая атлетика, велосипедный спорт. Одной из мер борьбы с допингом в спорте, реализуемой Российским антидопинговым агентством, стало введение биологического паспорта спортсмена.

ШЛйЛ (Всемирное антидопинговое агентство) - независимая организация, созданная при поддержке Международного олимпийского комитета (МОК). WADA была учреждена 10 ноября 1999 в Лозанне, Швейцария для координации борьбы с применением допинга в спорте. В 2001 штаб-квартира ВАДА переехала в Монреаль, Канада.

Цель Программы Развития Антидопинговой деятельности WADA - это помощь странам и организациям по развитию антидопинговых программ, согласующихся с положениями Всемирного антиОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019

допингового кодекса, а также - объединение и мобилизация усилий в антидопинговой деятельности нескольких стран в пределах географической области [3].

Международные стандарты разрабатываются для регулирования различных технических и процедурных положений антидопинговой программы и утверждаются ВАДА. Строгое соблюдение Международных стандартов обязательно.

Запрещенный список препаратов - это международный стандарт, определяющий, какие субстанции и методы запрещены в спорте. В списке также указаны вещества, которые запрещены для отдельных видов спорта. Одни вещества из этого списка запрещены всегда (в соревновательные и внесоревновательные периоды), тогда как другие запрещены только в соревновательные периоды. Статья 4 Всемирного антидопингового кодекса регулирует порядок формирования названного списка, критерии включения в него субстанций и методов. Стоит отметить, что списки запрещенных препаратов и методов в подготовке к спортивным соревнованиям постоянно пересматриваются, поскольку наука (в первую очередь медицинская) развивается, а, следовательно, выявляются новые способы улучшения спортивных показателей. В результате каждый год ВАДА публикует новую версию запрещенного списка. Новая версия публикуется за три месяца до вступления списка в силу. Прежде чем принять решение о включении или исключении препарата в разряд запрещенных, ВАДА довольно долго занимается мониторингом их с точки зрения чистоты и последствий использования, а также влияния их на спортивные результаты и здоровье спортсменов. Изменения, вносимые в запрещенный список препаратов, не должны противоречить положениям Всемирного антидопингового кодекса. Каждый новый список применяется к соревнованиям, проводимым в период с момента его вступления в силу и до начала действия новой редакции списка.

Модели лучших методов организации работы разрабатываются на основе Всемирного антидопингового кодекса с целью внедрения в практику борьбы с допингом современных оптимальных решений. Эти модели носят рекомендательный характер.

Международные конвенции, которые ратифицировала Республика Беларусь, определяют меры, направленные на ограничение доступности допинга и применения запрещенных допинговых препаратов и методов допинга, общие правила международного сотрудничества, деятельности на национальном уровне, сотрудничества со спортивными организациями в отношении принимаемых ими мер по борьбе с допингом, а также содер-

жат список препаратов (субстанций) и методов, запрещенных в конкретно определенных спортивных ситуациях.

За короткий период своей деятельности WADA удалось добиться многого.

Во-первых, резко обострить проблему применения допинга в спорте в глазах мировой общественности и средствах массовой информации, привлечь к ее рассмотрению структуры ООН, Совета Европы, ЮНЕСКО и др.

Во-вторых, существенно повысить роль самого Агентства и при поддержке руководства МОК превратить его в структуру, стоящую в плане антидопинговой деятельности фактически над МОК, и над отдельными положениями национальных законодательств различных стран.

В-третьих, активно продвинуть собственную независимую политику антидопинговой деятельности и, в основном, обеспечить ее поддержку со стороны МОК, правительств стран и ряда международных организаций.

В-четвертых, резко интенсифицировать практическую деятельность, которая свелась главным образом к расширению Списка запрещенных веществ и методов, увеличению объемов тестирования, в первую очередь во время тренировочного процесса, и ужесточению санкций за применение допинга [4].

РУСАДА (Независимая Национальная антидопинговая организация) - создана в январе 2008 г. по инициативе Федерального агентства по физической культуре и спорту в соответствии с Кодексом ВАДА и Международной Конвенцией о борьбе с допингом в спорте, принятой Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры 19 октября 2005 г. и ратифицированной Российской Федерацией 26 декабря 2006 г.

Деятельность РУСАДА направлена на охрану здоровья спортсменов и защиту их права на участие в соревнованиях, свободных от допинга. Перед организацией стоят задачи по выявлению и предотвращению нарушений антидопинговых правил. Основными направлениями деятельности РУСАДА являются мероприятия допинг-контроля, реализация образовательных программ, пропаганда здорового и честного спорта, сотрудничество на национальном и международном уровнях. Основная цель деятельности организации заключена в девизе: «За честный и здоровый спорт!».

За время работы РУСАДА было налажено сотрудничество с Всемирным антидопинговым агентством, национальными антидопинговыми организациями других стран и рядом международных и национальных спортивных федераций.

В 2009 году организация вступила в Ассоциацию национальных антидопинговых организаций [5].

Борьба против использования запрещенных в спорте допинговых и других вредных для здоровья средств и (или) методов в подготовке к спортивным соревнованиям и непосредственно во время участия в них является не только задачей государства, но и проблемой международного уровня. В первую очередь это связано с негативным действием указанных методов на здоровье человека и лишь потом с необходимостью фиксирования справедливых результатов спортсменов на соревнованиях любого уровня. Каждое государство разрабатывает нормативную базу для борьбы с допингом в спорте.

Особенно важную роль в структуре современного международного спорта играет олимпийское движение. Возрождая древние Олимпийские игры, Пьер де Кубертен считал, что регулярное проведение Олимпийских игр должно стимулировать интерес к спорту, всемерно способствовать развитию спортивных контактов. Так, для второй половины XIX века была характерна неразвитость спорта и отсутствие международных контактов. Международное спортивное движение только зарождалось [7].

Опираясь на гуманистические идеалы мира, дружбы и взаимопонимания, важной задачей Олимпийского движения Пьер де Кубертен считал, прежде всего, утверждение мирных отношений между народами и государствами. Олимпийское движение он рассматривал как «течение», родившееся в результате великого стремления к миру, братству и дружбе, «идущего из глубины человеческого сердца» [6].

Следует отметить, что в России с целью подготовки спортсменов высокого класса создаются специализированные организации, как на уровне Российской Федерации, так и в субъектах Российской Федерации. Подготовка осуществляется на основании типовых учебно-тренировочных программ, утвержденных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Такие программы должны утверждаться Росспортом.

В статье 16 Федерального закона «О физической культуре и спорте в РФ» (о правах и обязанностях общероссийских спортивных федераций) предусмотрена аттестация тренеров в целях их включения в основные и резервные составы спортивных сборных команд Российской Федерации. Такая аттестация осуществляется в порядке, установленном самой общероссийской спортивной федерацией. Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности тренеров и инструкторов-методистов требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019

Последнее время активно обсуждается проблема генного допинга. Генный допинг в узком смысле этого слова (то есть перенос постороннего генетического материала или чужеродных клеток в организм спортсмена) следует рассматривать как своего рода злоупотребление генной терапией. В организм человека внедряется специальный искусственный вирус, который и принесет нужный ген внутрь человека. Ген заработает, и человек будет производить свой собственный эри-тропоэтин в больших количествах, и у него будет много кислорода.

Список литературы:

[1] Желанова Н. Выступление на III Общероссийской научно-практической конференции «Допинг в спорте: риски, противодействие, профилактика» (г. Санкт-Петербург, 23 мая 2013 г.). Источник: http://www.dush80-svao.ru/index. php?catid=28:s12-13&id=387:21052013&Itemid=12 4&option=com_content&view=article

[2] Олимпиев А.Ю. Криминальный оборот наркотиков как одна из разновидностей организованной преступности // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 3. С. 116-118.

[3] Олимпиев А.Ю., Адмиралова И.А. Роль ОБСЕ в совершенствовании механизма борьбы с торговлей людьми на международном уровне // Административное и муниципальное право. 2013. № 5 (65). С. 401-403.

[4] Олимпиев А.Ю. о субъектах дознания в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 1. С. 231-233.

[5] Олимпиев А.Ю. Процессуальные органы как субъекты уголовного процесса в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 3. С. 200.

[6] Рогозкин В.А. Биохимическая диагностика в спорте. - Л.: Наука, 1988. - 50 с.

[7] Сизова Е.О. Гуманитарные аспекты политики международного спорта / Дисс... канд. полит. наук. - М., 2000. - С. 5-6.

[8] Шестак В.А. Об основных принципах системы профилактики правонарушений // Библи-

отека уголовного права и криминологии. 2014. № 4 (8). С. 94-99.

[9] Шестак В.А. Теория предупреждения преступности в России и за рубежом: история и современность // Lex Russica. 2008. Т. LXVII. № 2. С. 411-422.

Spisok literatury:

[1] ZHelanova N. Vystuplenie na III Obshcherossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Doping v sporte: riski, protivodejstvie, profilaktika» (g. Sankt-Peterburg, 23 maya 2013 g.). Istochnik: http://www.dush80-svao.ru/index.php?catid=28:s12-13&id=387:21052013&Itemid=124&option=com_ content&view=article

[2] Olimpiev A.YU. Kriminal'nyj oborot narkotikov kak odna iz raznovidnostej organizovannoj prestupnosti // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2013. № 3. S. 116-118.

[3] Olimpiev A.YU., Admiralova I.A. Rol' OBSE v sovershenstvovanii mekhanizma bor'by s torgovlej lyud'mi na mezhdunarodnom urovne // Administrativnoe i municipal'noe pravo. 2013. № 5 (65). S. 401-403.

[4] Olimpiev A.YU. o sub"ektah doznaniya v Rossijskoj Federacii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2012. № 1. S. 231-233.

[5] Olimpiev A.YU. Processual'nye organy kak sub"ekty ugolovnogo processa v Rossijskoj Federacii // Vestnik Moskovskogo universiteta mVd Rossii. 2012. № 3. S. 200.

[6] Rogozkin V.A. Biohimicheskaya diagnostika v sporte. - L.: Nauka, 1988. - 50 s.

[7] Sizova E.O. Gumanitarnye aspekty politiki mezhdunarodnogo sporta / Diss... kand. polit. nauk. - M., 2000. - S. 5-6.

[8] SHestak V.A. Ob osnovnyh principah sistemy profilaktiki pravonarushenij // Biblioteka ugolovnogo prava i kriminologii. 2014. № 4 (8). S. 94-99.

[9] SHestak V.A. Teoriya preduprezhdeniya prestupnosti v Rossii i za rubezhom: istoriya i sovremennost' // Lex Russica. 2008. T. LXVII. № 2. S. 411-422.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.