Научная статья на тему 'ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ «ПОЛИТИЧЕСКОЙ» ПАМЯТИ В СЛОВАКИИ В КОНТЕКСТЕ УТВЕРЖДЕНИЯ «ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКОЙ МОДЕЛИ» ПАМЯТИ'

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ «ПОЛИТИЧЕСКОЙ» ПАМЯТИ В СЛОВАКИИ В КОНТЕКСТЕ УТВЕРЖДЕНИЯ «ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКОЙ МОДЕЛИ» ПАМЯТИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
59
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«политическая» память / политика памяти / Институт национальной памяти Словакии / мемориальные законы / «период несвободы» 1939-1989 / восточноевропейский нарратив Благодарности. Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 20-09-00279 «“Габсбургский миф” и образ России в конструировании исторической памяти в Словацкой Республике») / “political” memory / politics of memory / Slovak Nation’s Memory Institute / memorial laws / “period of non-freedom” of 1939-1989 / Eastern European narrative

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нелина Лариса Павловна, Цыганов Александр Сергеевич

В предлагаемой статье проводится анализ основных мероприятий Института национальной памяти в Братиславе как инструмента формирования заданной восточноевропейским нарративом конфигурации «политической» памяти. Рассмотрены основные механизмы реализации политики памяти в Словакии. Целью публикации является характеристика основных механизмов конструирования «политической» памяти словацкого общества «сверху» в контексте задаваемых восточноевропейским нарративом подходов к истории центрально-восточноевропейского региона в XX веке. В методологическом плане данное исследование опирается на концепт «политической» памяти А. Ассман. Эмпирическую базу данного исследования составляют законодательные акты Словакии 1990-2020-х гг., регламентирующие трактовки событий национальной истории, и ежегодные отчеты о деятельности Института национальной памяти Словакии за 2003-2019 годы. В исследовании рассматриваются механизмы законодательного регулирования интерпретаций словацкой истории в контексте общеевропейской тенденции к утверждению «восточноевропейской модели» памяти. Проводится подробный анализ вводимых данными законодательными актами шаблонов, в первую очередь «период несвободы» 1939-1989 гг., и деятельности Института национальной памяти по их закреплению в коллективной памяти населения. Авторы приходят к выводу, что ключевыми механизмами воздействия на словацкую общественность являются проведение выставок архивных документов, акцентирующих внимание на репрессивной составляющей, в первую очередь коммунистического режима, создание архива видеоинтервью репрессированных и документальных фильмов той же содержательной направленности, реализация образовательных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL MECHANISMS FOR THE FORMATION OF “POLITICAL” MEMORY IN SLOVAKIA IN THE CONTEXT OF THE APPROVAL OF THE “EASTERN EUROPEAN MODEL” OF MEMORY

This article analyzes the main activities of the Nation’s Memory Institute in Bratislava as a tool for the formation of the configuration of “political” memory given by the Eastern European narrative. The main mechanisms for the implementation of the politics of memory in Slovakia are considered. The purpose of the publication is to characterize the main mechanisms of constructing the “political” memory of the Slovak society “from above” in the context of the approaches set by the Eastern European narrative to the history of the Central Eastern European region in the XX century. Methodologically, this study is based on the concept of “political” memory of A. Assman. The empirical basis of this study is the legislative acts of Slovakia of the 1990s-2020s, regulating the interpretation of events in national history, and annual reports on the activities of the Slovak Nation’s Memory Institute for 2003-2019. The study examines the mechanisms of legislative regulation of interpretations of Slovak history in the context of the common European trend towards the approval of the “Eastern European model” of memory. A detailed analysis of the templates introduced by these legislative acts is carried out, primarily the “period of non-freedom” of 1939-1989, and the activities of the Nation’s Memory Institute to consolidate them in the collective memory of the population. The authors come to the conclusion that the key mechanisms of influencing the Slovak public are the holding of exhibitions of archival documents, focusing on the repressive component, first of all, of the communist regime, the creation of an archive of video interviews of repressed and documentary films of the same content, the implementation of educational projects.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ «ПОЛИТИЧЕСКОЙ» ПАМЯТИ В СЛОВАКИИ В КОНТЕКСТЕ УТВЕРЖДЕНИЯ «ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКОЙ МОДЕЛИ» ПАМЯТИ»

УДК 32.019.51

DOI: 10.30914/2411 -3522-2021 -7-4-351 -358

Институциональные механизмы формирования «политической» памяти

в Словакии в контексте утверждения «восточноевропейской модели» памяти

Л. П. Нелина, А. С. Цыганов

Севастопольский государственный университет, г. Севастополь, Российская Федерация

Аннотация. В предлагаемой статье проводится анализ основных мероприятий Института национальной памяти в Братиславе как инструмента формирования заданной восточноевропейским нарративом конфигурации «политической» памяти. Рассмотрены основные механизмы реализации политики памяти в Словакии. Целью публикации является характеристика основных механизмов конструирования «политической» памяти словацкого общества «сверху» в контексте задаваемых восточноевропейским нарративом подходов к истории центральновосточноевропейского региона в XX веке. В методологическом плане данное исследование опирается на концепт «политической» памяти А. Ассман. Эмпирическую базу данного исследования составляют законодательные акты Словакии 1990-2020-х гг., регламентирующие трактовки событий национальной истории, и ежегодные отчеты о деятельности Института национальной памяти Словакии за 2003-2019 годы. В исследовании рассматриваются механизмы законодательного регулирования интерпретаций словацкой истории в контексте общеевропейской тенденции к утверждению «восточноевропейской модели» памяти. Проводится подробный анализ вводимых данными законодательными актами шаблонов, в первую очередь «период несвободы» 1939-1989 гг., и деятельности Института национальной памяти по их закреплению в коллективной памяти населения. Авторы приходят к выводу, что ключевыми механизмами воздействия на словацкую общественность являются проведение выставок архивных документов, акцентирующих внимание на репрессивной составляющей, в первую очередь коммунистического режима, создание архива видеоинтервью репрессированных и документальных фильмов той же содержательной направленности, реализация образовательных проектов.

Ключевые слова: «политическая» память, политика памяти, Институт национальной памяти Словакии, мемориальные законы, «период несвободы» 1939-1989, восточноевропейский нарратив

Благодарности. Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 20-09-00279 «"Габсбургский миф" и образ России в конструировании исторической памяти в Словацкой Республике»).

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Нелина Л. П., Цыганов А. С. Институциональные механизмы формирования «политической» памяти в Словакии в контексте утверждения «восточноевропейской модели» памяти // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2021. Т. 7. № 4. С. 351-358. DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2021-7-4-351-358

Institutional mechanisms for the formation of "political" memory in Slovakia

in the context of the approval of the "Eastern European model" of memory

L. P. Nelina, A. S. Tsyganov

Sevastopol State University, Sevastopol, Russian Federation

Abstract. This article analyzes the main activities of the Nation's Memory Institute in Bratislava as a tool for the formation of the configuration of "political" memory given by the Eastern European narrative. The main mechanisms for the implementation of the politics of memory in Slovakia are considered. The purpose of the publication is to characterize the main mechanisms of constructing the "political" memory of the Slovak society "from above" in the context of the approaches set by the Eastern European narrative to the history of the Central Eastern European region in the XX century. Methodologically, this study is based on the concept of "political" memory of A. Assman. The empirical basis of this study is the legislative acts of Slovakia of the 1990s-2020s, regulating the interpretation of events in national history, and annual reports on the activities of the Slovak Nation's Memory Institute for 2003-2019. The study examines the mechanisms of legislative regulation of interpretations of

Slovak history in the context of the common European trend towards the approval of the "Eastern European model" of memory. A detailed analysis of the templates introduced by these legislative acts is carried out, primarily the "period of non-freedom" of 1939-1989, and the activities of the Nation's Memory Institute to consolidate them in the collective memory of the population. The authors come to the conclusion that the key mechanisms of influencing the Slovak public are the holding of exhibitions of archival documents, focusing on the repressive component, first of all, of the communist regime, the creation of an archive of video interviews of repressed and documentary films of the same content, the implementation of educational projects.

Keywords: "political" memory, politics of memory, Slovak Nation's Memory Institute, memorial laws, "period of non-freedom" of 1939-1989, Eastern European narrative

Acknowledgments. The research was carried out with the support of the Russian Foundation for Basic Research (project No. 20-09-00279 "The "Habsburg myth" and the image of Russia in the formation of Historical Memory in Slovak Republic").

The authors declare no conflict of interests.

For citation: Nelina L. P., Tsyganov A. S. Institutional mechanisms for the formation of "political" memory in Slovakia in the context of the approval of the "Eastern European model" of memory. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2021, vol. 7, no. 4, pp. 351-358. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2021-7-4-351-358

Неотъемлемым элементом политической жизни современных обществ становятся различные механизмы конструирования коллективной идентичности, одним из форматов которой выступает «политическая» (национальная) память. А. Ассман связывает данный формат «с сильными императивами лояльности и крайне унифицирующей ''Мы''-идентичностью». Данный вид идентичности задается действующими властями «сверху» и от других видов идентичности отличается высокой степенью унифицированности и заданностью форм ее коллективного усвоения [4, а 33-35]. Особенно актуален этот процесс для стран Центрально-Восточной Европы, которые вслед за сменой своих геополитических ори-ентаций в конце XX в. предпринимают активные действия для утверждения новых конфигураций «политической» памяти, фиксирующих и мифологизирующих события национальной истории в коллективной памяти общества [2].

Характеризуя динамику мемориальных процессов в указанном регионе в целом, следует отметить доминирование так называемой «восточноевропейской модели» памяти [3, с. 117], или же восточноевропейского нарратива [5]. Отличительными чертами данной модели являются перенос акцента на страдания народов этих стран от тоталитаризма, как в годы Второй мировой войны, так и после ее окончания вплоть до 1989 г., с одной стороны, и активное использование ее сторонниками американской концепции тоталитаризма обЛ. П. Нелина и др.

разца 1950-х гг. - с другой. Разрабатываемая в работах К. Фридриха, З. Бжезинского, М. Фэйнсода, в условиях идеологического противостояния двух систем, данная концепция, с одной стороны, стала способом сравнительного анализа нацизма (или фашизма) и коммунизма как антиподов западной демократии [4, с. 218-219], с другой - была возведена до уровня политической доктрины, утверждающей тождественность всех социалистических режимов с фашизмом как исторически дискредитировавшейся идеологией и системой. Практическим воплощением данного подхода в Словакии является закон «О памяти нации» (553/2002 2. z.)1, в преамбуле которого периоды фашизма и коммунизма в словацкой истории уравниваются и объединяются в «период несвободы» (<^оЬа neslobody») с 1939 по 1989 годы. Примечательно, что еще в чехословацком законе «О периоде несвободы» (480/1991 2. Ь.)2 нижней хронологической рамкой этого периода указывался 1948 г. (§2), в словацком же законе эти рамки намеренно углубляются. Основанием подобного объединения фашизма и коммунизма в словацком законе является констатация того, что в указанный период граждане государства не имели

1 Zákon o sprístupnení dokumentov o cinnosti bezpecnostnych zloziek státu 1939-1989 a o zalození Ústavu pamati národa a o doplnení niektorych zákonov (Zákon o pamati národa) z 19 augusta 2002 c. 553/2002 Z. z.

2 Zákon o dobe neslobody z 13. novembra 1991 c. 480 / 1991 Z. b.

возможности, в отличие от демократических стран, «свободно принимать решения о своем государстве и о себе, когда деятельность демократических институтов была ограничена или упразднена, а права человека постоянно нарушались» (§2). С отражением общерегиональной тенденции нормативного регламентирования содержания «политической» памяти в Словакии принят и реализуется целый комплекс законодательных актов1, устанавливающих перечень шаблонов для описания эпохи социализма [6, c. 102]. Словацкий исследователь К. Крпала рассматривает их как установленные законом оценки, имеющие политическую силу, но не имеющие научной ценности [8, s. 23-24].

Доминирование «восточноевропейской модели» памяти в европейском дискурсе о прошлом подтверждается как на теоретическом [3, с. 117; 8, с. 109], так и на практиктическом уровнях. Анализируя мемориальные постановления Евро-парламента, можно утверждать, что они полностью соотносятся с задаваемыми восточноевропейским нарративом рамками. Так, в Резолюции Европейского парламента «О важности европейской памяти для будущего Европы (2019/2819 (RSP))» от 19.09.20192 четко прослеживается структура мифа «похищения» восточноевропейских стран Москвой после 1945 г., впервые сформулированного чешским писателем М. Кундерой в 1980-х годах. В пункте d указанного документа читаем: «поскольку после поражения нацистского режима и окончания Второй мировой войны некоторые европейские страны смогли восстановиться и приступить к процессу примирения, в то время как другие европейские страны остались под диктаторскими режимами, некоторые под прямой советской оккупацией или влиянием, в течение полувека были лишены свободы,

1 Кроме указанных, числу данных законодательных актов также принадлежат: Zakon o nemoralnosti a protipravnosti komunistického systému z 27. marca 1996 c.125/1996 Z. z., Zakon o protikomunistickom odboji zo 16. marca 2006 c. 219/2006 Z. z., Zakon o poskytovani prispevku ùcastnlkom narodného boja za oslobodenie a vdovam a vdovcom po tychto osobach a o zmene a doplneni niektorych zakonov z 19. jùna 2009 c. 285 / 2009 Z. z., Zakon o odobrati nezaslùzenych benefitov predstavitel'om komunistického rezimu z 23. jùna 2021 283/2021 Z. z.

2 European Parliament resolution of 19 September 2019 on the importance of European remembrance for the future of Europe (2019/2819(RSP)). URL: https://www.europarl.europa.eu/ doceo/document/TA-9-2019-0021_EN.html_(дата обращения: 30.09.2021).

суверенитета, чести и достоинства, ограничены в защите человеческих прав и в социально-экономическом развитии»3. Свое отражение в данном документе находит и другая составляющая восточноевропейского нарратива - утверждение исконной «европейскости» стран Центрально-Восточной Европы: «...для европейских стран, пострадавших от советской оккупации и коммунистической диктатуры, расширение ЕС, начавшееся в 2004 году, означает их возвращение в европейскую семью, к которой они принадлежат» При этом следует отметить, что характерное для «восточноевропейской модели» уравнение нацизма и коммунизма в подходе Европейского парламента проходит поэтапно. Так, в Декларации Европарламента «О провозглашении 23 августа Европейским Днем памяти жертв сталинизма и нацизма» от 23.08.20 084 речь идет об осуждении сталинизма, и именно это явление уравнивается с нацизмом. Через десятилетие под воздействием именно восточноевропейских государств этот ракурс меняется и в рассмотренной выше резолюции 2019 г. на одну чашу весов с «нацистской тиранией» кладутся «тоталитарные и недемократические коммунистические режимы в Центральной и Восточной Европе» Обоснованием подобного уравнения является содержание третьего пункта указанной резолюции: «нацистский и коммунистический режимы совершали массовые убийства, акты геноцида, проводили депортации и привели к массовым жертвам и утрате свободы в XX веке в масштабах, невиданных в истории человечества»5. Также обращает на себя внимание, что в документах Ев-ропарламента речь идет о нацизме, страны же Центрально-Восточной Европы подбирают аналоги в зависимости от особенностей собственной истории.

3 История Европейского союза: интеграция в документах: учеб.-метод. пособие / Мин-во науки и высшего образования РФ, ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»; составители: Е. В. Лежнина, Г. В. Рокина. Йошкар-Ола, 2021. С. 248.

4 Declaration of the European Parliament on the proclamation of 23 August as European Day of Remembrance for Victims of Stalinism and Nazism. URL: https://www.europarl. europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=-//EP//TEXT+TA+P6-TA-2008-0439+0+D0C+XML+V0// (дата обращения: 30.09.2021).

5 European Parliament resolution of 19 September 2019 on the importance of European remembrance for the future of Europe (2019/2819(RSP)). URL: https://www.europarl.europa.eu/ doceo/document/TA-9-2019-0021_EN.html (дата обращения: 30.09.2021).

Главным институциональным механизмом формирования «политической» памяти в Словакии в русле восточноевропейского нарратива является Институт национальной памяти (ИНП). Созданный в 2002 г., ИНП подавался как инструмент европеизации словацкого общества, однако на деле стал «инструментом централизованного контроля» над его «политической» памятью [9, р. 98-99]. В преамбуле учреждающего Институт закона в качестве основной мотивации его создания указывается обязанность государства раскрывать тайную деятельность репрессивных властей в «период несвободы» 1939-1989 годов с целью установления ответственности за «порабощение, грабеж и унижение, моральный и экономический упадок», «террор против диссидентов», «разрушение традиционных принципов прав собственности и неправомерное использование образования, науки и культуры в политических и идеологических целях»1.

Являясь государственным учреждением, ИНП выполняет ряд задач, поставленных перед ним государством. К задачам исследовательского характера может быть отнесена «полная» и «беспристрастная» оценка деятельности фашистского и коммунистического режимов на территории Словакии с особым акцентом на установлении круга лиц, причастных к преследованиям и лишениям граждан свободы. На практическом уровне эта задача реализуется через изучение архивов Службы государственной безопасности Чехословакии и публикации списков лиц, с ней сотрудничавших. Практическими задачами института являются: документальное подтверждение статусов участника и ветерана антикоммунистического сопротивления, оглашение сведений о лицах, причастных к репрессиям, продвижение идеи свободы и защиты демократии от режимов, подобных нацизму и коммунизму (§8). На выполнение указанных задач направлена и организационная структура ИНП. Кроме управленческих подразделений (канцелярия председателя, департамент экономики и управления), она первоначально включала департамент рассекреченных документов, секцию информатики, секцию архива, секцию документации, секцию учета. С 2006 года в отдельное подразделение был выделен отдел устной истории, основной задачей

1 Zákon o sprístupnení dokumentov o cinnosti bezpecnostnych zloziek státu 1939-1989 a o zalození Ústavu pamäti národa a o doplnení niektorych zákonov (Zákon o pamäti národa) z 19 augusta 2002 c. 553/2002 Z. z.

которого стало создание видеоархива свидетельских показаний жертв тоталитарных режимов2. С 1 апреля 2007 года свое самостоятельное функционирование начал отдел научных исследований3.

Руководство институтом в соответствии с законом «О памяти нации» осуществляется Исполнительным советом из девяти членов, пять из которых избираются Национальным советом Словацкой Республики по предложению парламентского Комитета по правам человека и национальным меньшинствам и по двое назначаются правительством и президентом (§12). Высшим надзорным органом института является Наблюдательный совет. Он состоит из трех членов. Двое избираются и снимаются парламентом, а один назначается и снимается с должности министром юстиции (§14).

Одним из главных направлений деятельности ИНП является просветительская деятельность. Формами ее осуществления являются лекции, выставки, организация и проведение дискуссионных вечеров, публичные выступления в СМИ, публикация научно-популярных статей, презентации изданий ИНП, экскурсии, создание и демонстрация документальных фильмов, реализация образовательных проектов для школьников. Все они тематически направлены на освещение преступлений тоталитарных режимов в «период несвободы».

Важное место в работе ИНП занимает организация выставок. Тематические выставки документов из архива ИНП проводились сразу после его учреждения как часть организуемых институтом мероприятий4. С 2008 года эта деятельность оформилась в самостоятельное направление в рамках просветительской работы. Так, в виду соответствующих памятных юбилеев этого года были организованы три выставки: «Февраль 1948» (Городская библиотека Братиславы, с 14 февраля 2008 г.), «Август 1968» (Примациальный дворец в Братиславе, с 21 августа 2008 г.), «Они искали свободу, нашли танки» (Дом культуры в Вельки-Кртиш, с 23 октября 2008 г.)5. В дальнейшем

2 Üstav pamäti nâroda - Vyrocnâ sprâva 2006. Bratislava: ÜPN, 2007. S.44.

3 Üstav pamäti nâroda - Vyrocnâ sprâva 2007. Bratislava: ÜPN, 2008. S.12.

4 Üstav pamäti nâroda - Vyrocnâ sprâva 2004. Bratislava: ÜPN, 2005. S. 42.

5 Üstav pamäti nâroda - Vyrocnâ sprâva 2008. Bratislava: ÜPN, 2009. S. 57.

выставочная деятельность становится важной составляющей просветительской работы ИНП. Большую популярность и внимание прессы снискала выставка «Совершенно секретно! История Службы государственной безопасности в Словакии», организованная совместно с общественной организацией «Память нации» и Словацким национальным музеем. Ее целью была репрезентация деятельности органов госбезопасности как «репрессивного инструмента власти Коммунистической партии» в 1945-1989 годах. С помощью архивных документов и фотографий продемонстрированы методы ее работы, штатное расписание и сеть агентств, а также сотрудничество Службы государственной безопасности с советским КГБ и спецслужбами стран Восточного блока. Презентация выставки была проведена в стенах Словацкого национального музея на Ваян-ской набережной в Братиславе с 12 мая по 11 сентября 2011 года. Позднее повторно экспонировалась в Банской Штьявнице (с 17 ноября 2011 года по 15 января 2012 года) и Приевидзе (с 7 ноября 2011 года по 22 ноября 2011 года)1. Выставка неоднократно повторялась в последующие годы.

Одним из главных направлений деятельности ИНП является осуществлямое отделом устной истории создание видеоархива интервью жертв тоталитарных режимов. Этим термином в документах ИНП обозначаются бывшие политические заключенные и лица, преследовавшиеся за свою политическую или религиозную принадлежность (солдаты Второй мировой войны, священники и монахи, интеллигенция, эмигранты, лица, прошедшие концентрационные лагеря или ГУЛАГ)2. С 2009 года эта деятельность осуществляется в рамках проекта «Свидетели эпохи несводы»3, а в 2011 г., как участник общеевропейского проекта Memory of Nation4, для реализации этого проекта институт получает грант от программы Европейского Союза «Европа для граждан»5, который

1 Ustav pamati naroda - VyroCna sprava 2011. Bratislava: UPN, 2012. S. 57.

2 Ustav pamati naroda - Vyrocna sprava 2014. Bratislava: UPN, 2015. S. 49.

3 Projekt oral history - svedkovia z obdobia neslobody. URL: https://www.upn.gov.sk/sk/projekt-oral-history-svedkovia-z-obdobia-neslobody/ (дата обращения: 30.09.2021).

4 Memory of Nations. URL: https://www.memoryofnations. eu/en (дата обращения: 30.09.2021).

5 Europe for Citizens. URL: https://www.eacea.ec.europa.

eu/grants/2014-2020/europe-citizens_en (дата обращения:

30.09.2021).

продлевается и на следующий год. В конце 2012 года ИНП приступил к реализации еще одного проекта, поддерживаемого Европейской комиссией, под названием «В поисках истины», целью которого было распространение среди широкой общественности собранных институтом интервью и организация лекций среди обучающихся школ и вузов6. Всего же, по данным сайта ИНП, архив собранных на сегодня интервью составляет 820 записей общим объемом более чем 1500 часов7.

Другим направлением работы отдела устной истории является выпуск документальных фильмов, налаженный фактически сразу же после учреждения ИНП. Уже в 2005 году в рамках создания цикла документальных фильмов «Преступления нацизма и коммунизма - свидетели» были закончены два фильма («Преступления против человечности - Нижнанский» - посвящен жертвам команды «Эдельвейс» в 1944 году, «Приз свободы» о трагических событиях на австрийско-словацкой границе в 1948 году). Еще шесть фильмов запущены в работу8. Впоследствии это направление деятельности ИНП дополняется организацией и проведением ежегодного фестиваля документального кино, приуроченного к Дню борьбы за свободу и демократию в память о событиях 17 ноября 1989 г. (Нежной революции) -«Фестиваля свободы». Первый такой фестиваль был проведен с 9 по 11 ноября 2010 года в Братиславе совместно с общественным объединением «Память нации». В ходе фестиваля были продмонстрированы 20 фильмов, посвященных «периоду несвободы». В основе программы были фильмы производства ИНП («Мы пережили ГУЛАГ», «В тени времени», «Ноябрь +20», «Манифестация со свечами»), также в программу были включены фильмы чешского и польского производства аналогичной тематики9. С 2012 года фестиваль в статусе международного мероприятия проводится при поддержке Европейской сети «Память и солидарность» (ENRS)10. С 2016 года

6 Ustav pamäti näroda - Vyrocna sprava 2012. Bratislava: UPN, 2013. S. 13.

7 Projekt Oral history - Svedkovia z obdobia neslobody. URL: https://www.upn.gov.sk/skprojekt-oral-history-svedkovia-z-obdobia-neslobody/ (дата обращения: 30.09.2021).

8 Ustav pamäti näroda - Vyrocnä sprava 2005. Bratislava: UPN, 2006. S. 13.

9 Ustav pamäti näroda - Vyrocna sprava 2010. Bratislava: UPN, 2011. S. 66.

10 Ustav pamäti naroda - Vyrocna sprava 2012. Bratislava: UPN, 2013. S. 56.

одним из споносоров фестиваля становится Международный Вишеградский фонд1. С 2017 года, с целью привлечения более широкой аудитории, программа фестиваля, кроме просмотра документальных фильмов, была дополнена концертами и театральными постановкам2. В 2018 году мероприятия «Фестиваля свободы» прошли также и в регионах - в Нитре, Кошице, Бардейове, Спишска Бела и Брезно3.

Одним из примеров проектов в образовательной сфере является проект ИНП, проводимый совместно с ENRS. Целевой аудиторией проекта являются учителя и учащиеся общеобразовательных школ, его целью - познакомить молодое поколение с проявлениями и последствиями тоталитарных режимов в 1939-1989 годы. Суть проекта заключается в разработке специалистами ИНП монотематических листовок (папок), кратко описывающих конкретные проявления нарушения прав человека и религиозных свобод, практики нацистского и коммунистического режимов, исторический контекст в международном контексте. Проект реализовался в течение двух лет с 2014 года. В первый год его реализации были освещены такие темы, как: «Холокост», «Коллективизация», «Преследования церкви», «Демонстрация со свечами», «Падение коммунизма и Нежная революция в 1989 году», «1968 год в Чехословакии». В следующем году они были дополнены такими темами, как «Депортации жителей Словакии в СССР (1944-1945)», «Железный занавес», «Религиозные паломничества в Слова-

1 Ustav pamati naroda - VyroCna sprava 2016. Bratislava: UPN, 2017. S. 12.

2 Ustav pamati naroda - Vyrocna sprava 2017. Bratislava: UPN, 2018. S. 33.

3 Ustav pamati naroda - Vyrocna sprava 2018. Bratislava: UPN, 2019. S. 52.

кии в 80-е годы», «Словацкое национальное восстание», «Государственная безопасность Словакии в 1948-1989 годах». Листовки были напечатаны, как на словацком (4000 шт.), так и на английском (1500 шт.) языках и размещены в электронном виде с возможностью скачать на сайте ИНП4.

Суммируя вышесказанное, можно констатировать, что Иститут национальнй памяти в Словакии ведет активную общественную и просветительскую деятельность в области популяризации сведений о «периоде несвободы». Выполняя возложенные на него государством задачи, он становится эффективным инструментом имплементации «правильной» по выражению Т. Снегона памяти об указанных событиях словацкой истории, трактовки которых полностью соотносятся с восточноевропейским нарративом. Ключевыми механизмами воздействия на словацкую общественность являются: проведение выставок архивных документов, акцентирующих внимание на репрессивной составляющей, в первую очередь, коммунистического режима; создание архива видеоинтервью репрессированных, опять же, в первую очередь коммунистическим режимом; создание документальных фильмов той же содержательной направленности и проведение кинофестивалей; реализация образовательных проектов. Представляя национальный вариант восточноевропейского нарратива, политика памяти в Словакии по сути направлена на полную дискредитацию социалистического периода через уравнение коммунизма с фашизмом и нацизмом, аморальность которых общепризнана в мире.

4 Ustav pamäti naroda - Vyrocnâ sprâva 2016. Bratislava: ÜPN, 2017. S. 43.

1. Ассман А. Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика. М.: Новое литературное обозрение, 2018. 328 с.

2. Леонтьева О. Б., Репина Л. П. Образы прошлого, мемориальная парадигма и «историография памяти» в современной России // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2015. T. 6. Вып. 9 (42). URL: http://historyjes.su/s207987840001259-3-1 (дата обращения: 30.09.2021).

3. Миллер А. Политика памяти в посткоммунистической Европе и ее воздействие на европейскую культуру памяти // Полития. 2016. № 1 (80). С. 111-121. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28103484 (дата обращения: 30.09.2021).

4. Мороз Е. В. Американская политическая мысль 30-80-х годов XX века о концепции тоталитарного государства // Американские исследования в Сибири: Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Американские идеи и концепции в гуманитарных исследованиях ученых Сибири и преподавании в средней и высшей школе». Томск, 2008. С. 211-226. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23246626 (дата обращения: 30.09.2021).

5. Нелина Л. П. Восточноевропейский нарратив в современном европейском дискурсе памяти // Потемкинские чтения: Сб. материалов V Международ. научн. конф. Севастополь, 2021. С. 101-103. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45751536 (дата обращения: 30.09.2021).

6. Нелина Л. П. Границы современной «политической» памяти в Словакии (на примере деятельности Института национальной памяти) // Феномен границ в истории и исторической памяти: материалы Международ. Научн. конференции (Ставрополь, 14 октября - 17 октября 2021 г.). Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2021. С. 97-101.

7. Торбаков И. Б. «Непредсказуемое» или «неопределенное» прошлое? Международные отношения и российская историческая политика // Символическая политика: сб. науч. тр. / Отв. ред. О. Ю. Малинова М., 2012. Вып. 1: Конструирование представлений о прошлом как властный ресурс. С. 91-125.

8. Krpala K. Oficialna interpretacia epochy socializmu na Slovensku. Plati tu uzakonena ideologicka doktrina? // Studia Politica Slovaca. 2014. No. 2. S. 20-34. URL: https://www.ceeol.com/search/article-detail?id=200122 (дата обращения: 31.07.2020).

9. Sniegon T. Implementing Post-Communist National Memory in the Chech Republic and Slovakia // European Studies. 2013. No. 30. Pp. 97-124. DOI: https://doi.org/10.1163/9789401208895_006

Статья поступила в редакцию 09.11.2021; одобрена после рецензирования 01.12.2021; принята к публикации 17.12.2021. Об авторах

Нелина Лариса Павловна

кандидат политических наук, доцент кафедры «Политические науки и философия», Севастопольский государственный университет (299053, Российская Федерация, г. Севастополь, ул. Университетская, д. 33), +79787785983, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9975-8628, [email protected]

Цыганов Александр Сергеевич

доцент кафедры «Политические науки и философия», Севастопольский государственный университет (299053, Российская Федерация, г. Севастополь, ул. Университетская, д. 33), +79788891282, tsyhanov 72@mail. ru

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

1. Assman A. Dlinnaya ten' proshlogo: Memorial'naya kul'tura i istoricheskaya politika [The long shadow of the Past: Memorial culture and historical politics]. Moscow, New literary review, 2018, 328 p. (In Russ.)

2. Leontyeva O. B., Repina L. P. Obrazy proshlogo, memorial'naya paradigma i "istoriografiya pamyati" v sovremennoi Rossii [Images of the past, memorial paradigm and "memory's historiography" in modern Russia]. Elektronnyi nauchno-obrazovatel'nyi zhurnal "Istoriya" = Journal of Education and Science "Istoriya", 2015, vol. 6, Iss. 9 (42). Available at: http://history.jes.su/s207987840001259-3-1 (accessed 31.07.2020). (In Russ.).

3. Miller A. Politika pamyati v postkommunisticheskoi Evrope i yeyo vozdeistvie na evropeiskuyu kul'turu pamyati [The politics of memory in post-communist Europe and its impact on the European culture of memory]. Politiya = Politeia, 2016, no. 1 (80), pp. 111-121. (In Russ.).

4. Moroz E. Amerikanskaya politicheskaya mysl' 30-80-kh godov XX veka o kontseptsii totalitarnogo gosudarstva [American political idea of the totalitarian state consept of the 30-80-s of the XX century]. Amerikanskie issledovaniya v Sibiri: Materialy Vse-rossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii "Amerikanskie idei i kontseptsii v gumanitarnykh issledovaniyakh uchenykh Sibiri i prepodavanii v srednei i vysshei shkole" = American Studies in Siberia: Materials of the All-Russian scientific and practical conference "American ideas and concepts in Humanitarian research of Siberian scientists and teaching in secondary and higher schools", Tomsk, 2008, pp. 211-226. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23246626 (accessed 30.09.2021). (In Russ.).

5. Nelina L. P. Vostochnoevropeiskii narrativ v sovremennom evropeiskom diskurse pamyati [Eastern European narrative in contemporary European discourse of memory]. Potemkinskie chteniya: Sb. materialov VMezhdunarod. nauchn. konf. = Potemkin readings: Collection of materials of the V International Scientific Conference, Sevastopol, 2021, pp. 101-103. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45751536 (accessed 30.09.2021). (In Russ.).

6. Nelina L. P. Granitsy sovremennoi "politicheskoi" pamyati v Slovakii (na primere deyatel'nosti Instituta natsional'noi pamyati) [The boundaries of modern "political" memory in Slovakia (on the example of the activities of the Institute of National Memory)]. Fenomen granits v istorii i istoricheskoi pamyati: Materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (Stavropol', 14 oktyabrya - 17 oktyabrya 2021 g.) = The phenomenon of boundaries in history and historical memory: Materials of the International scientific conference (Stavropol, October 14 - October 17, 2021)], Stavropol, NCFU Publ. house, 2021, pp. 97-101. (In Russ.).

7. Torbakov I. B. "Nepredskazuemoe" ili "neopredelennoe" proshloe? Mezhdunarodnye otnosheniya i rossiiskaya istoricheskaya politika ["Unpredictable" or "indefinite" past? International relations and Russia's historical policy]. Simvolicheskaya politika: sb. nauch. tr. / Otv. red. O. Yu. Malinova = Symbolic Politics: collection of scientific works (Ed. O. Yu. Malinova), Moscow, 2012, vol. 1: Constructing representations of the past as a power resource, pp. 91-125. (In Russ.).

8. Krpala K. Oficialna interpretacia epochy socializmu na Slovensku. Plati tu uzakonena ideologicka doktrina? [Official interpretation of the era of socialism in Slovakia. Is there a codified ideological doctrine?]. Studia Politica Slovaca = Slovak Political Studies, 2014, no. 1, pp. 20-34. Available at: https://www.ceeol.com/search/article-detail?id=200122 (accessed 31.07.2020). (In Slovak).

9. Sniegon T. Implementing Post-Communist National Memory in the Chech Republic and Slovakia. European Studies, 2013, no. 30, pp. 97-124. (In Eng.). DOI: https://doi.org/10.1163/9789401208895_006

The article was submitted 09.11.2021; approved after reviewing 01.12.2021; accepted for publication 17.12.2021.

About the authors Larisa P. Nelina

Ph. D. (Political Sciences), Associate Professor of the Department of Political Sciences and Philosophy, Sevastopol State University (33 Universitetskaya St., Sevastopol 299053, Russian Federation), +79787785983, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9975-8628, [email protected]

Alexander S. Tsyganov

Associate Professor of the Department of Political Sciences and Philosophy, Sevastopol State University (33 Universitetskaya St., Sevastopol 299053, Russian Federation), +79788891282, [email protected]

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.