Научная статья на тему 'Институциональные инструменты повышения конкурентоспособности регионов с особым статусом'

Институциональные инструменты повышения конкурентоспособности регионов с особым статусом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регион с особым статусом / конкурентоспособность региона / конкурентные преимущества / институциональная среда / особые экономические зоны / технико-внедренческие зоны. / region with a special status / regional competitiveness / competitive advantages / institutional environment / special economic zones / technical and innovation zones.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коваленко Наталья Валерьевна, Оникийчук Юлия Александровна

В статье рассматриваются вопросы влияния институциональной среды на конкурентоспособность региона. Для обеспечения региональной конкурентоспособности вместе с предопределенными факторами, такими как географическое положение и обеспеченность природными ресурсами, важную роль в формировании конкурентных позиций региона играют институциональные факторы, способствующие трансформации остальных условий в конкурентные преимущества. Сформулированы задачи для институциональных преобразований в ЛНР. Для повышения региональной конкурентоспособности и преодоления институционально-структурных деформаций предлагаются следующие институциональные инструменты: внедрение особых экономических зон; разработка системы сопровождения инвестиций в форме «одного окна» и применение «инвестиционного налогового вычета» для улучшения инвестиционного климата в регионе; государственная поддержка экспортно ориентированных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коваленко Наталья Валерьевна, Оникийчук Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional measures for improving the competitiveness of regions with special status

The article discusses the impact of the institutional environment on the competitiveness of the region. In order to ensure regional competitiveness, along with predetermined factors such as geographical location and natural resources endowment, institutional factors play an important role in building the region’s competitive position, which contribute to the transformation of other conditions into competitive advantages. Tasks for institutional transformations in the LPR are formulated. To improve regional competitiveness and overcome institutional and structural deformations, the following institutional measures are proposed: introduction of special economic zones; development of a “one-stop shop” investment support system and application of an “investment tax deduction” to improve the investment climate in the region; and state support for export-oriented enterprises.

Текст научной работы на тему «Институциональные инструменты повышения конкурентоспособности регионов с особым статусом»

д.э.н. Коваленко Н. В., Оникийчук Ю. А.

(ДонГТУ, г. Алчевск, ЛНР, sonatak96@gmail.com)

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНОВ С ОСОБЫМ СТАТУСОМ

В статье рассматриваются вопросы влияния институциональной среды на конкурентоспособность региона. Для обеспечения региональной конкурентоспособности вместе с предопределенными факторами, такими как географическое положение и обеспеченность природными ресурсами, важную роль в формировании конкурентных позиций региона играют институциональные факторы, способствующие трансформации остальных условий в конкурентные преимущества. Сформулированы задачи для институциональных преобразований в ЛНР. Для повышения региональной конкурентоспособности и преодоления институционально-структурных деформаций предлагаются следующие институциональные инструменты: внедрение особых экономических зон; разработка системы сопровождения инвестиций в форме «одного окна» и применение «инвестиционного налогового вычета» для улучшения инвестиционного климата в регионе; государственная поддержка экспортно ориентированных предприятий.

Ключевые слова: регион с особым статусом, конкурентоспособность региона, конкурентные преимущества, институциональная среда, особые экономические зоны, технико-внедренческие зоны.

УДК 332.146:339.137.2

Постановка проблемы, обоснование ее актуальности. Рост актуальности исследования вопросов повышения конкурентоспособности регионов обусловлен глобальными политическими и экономическими изменения на территории Донбасса, вызванными военным противостоянием и экономической блокадой. Концептуальной основой совершенствования системы управления региональной конкурентоспособностью является обеспечение возможности использования имеющегося в пределах региона экономического потенциала и формирование новых конкурентных преимуществ для решения стратегических задач. В условиях неопределенности международного политико-правового статуса регионов Донбасса существует насущная необходимость в выстраивании институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность, привлечение капитала в экономику, содействующей ее структурной диверсификации, приросту и эффективному использованию человеческого потенциала. Институциональное и

правовое поле разработки и реализации государственной региональной политики оказывает значительное влияние на конкурентоспособность регионов и их социально-экономическое развитие.

Анализ последних исследований и публикаций. Полемика относительно теоретических и практических подходов к управлению конкурентоспособностью регионов нашла отражение в работах российских авторов: Г. Я. Беляковой, С. А. Голови-хина, А. Г. Гранберга, Б. Л. Лавровского, В. Н. Лексина, С. С. Растворцевой, А. И. Та-таркина, Л. Н. Чайниковой, Ю. А. Фридмана и многих других.

Региональному аспекту изучения институциональной среды, формирования и развития институтов, их воздействия на экономику посвящены работы С. Ю. Глазьева, О. В. Иншакова, Г. Б. Клейнера, В. М. Пол-теровича, А. Г. Дружинина, А. Е. Шаститко и других.

Выделение нерешенной проблемы.

Несовершенство институциональной среды негативно влияет на развитие конкурент-

ных преимуществ и конкурентных отношений. Особенно эта проблема проявляется в условиях трансформации экономической системы регионов с особым статусом. Низкий уровень конкурентоспособности и нарастание рисков функционирования экономики актуализирует исследование институциональной среды как важной составляющей социально-экономических преобразований ЛНР. Поэтому в данных условиях важным является рассмотрение институциональных предпосылок формирования конкурентной среды, а также анализ институционального обеспечения конкурентоспособности регионов с особым статусом.

Целью статьи является разработка рекомендаций по совершенствованию процесса институционального обеспечения повышения региональной конкурентоспособности.

Результаты исследования. С точки зрения институционального подхода, конкурентоспособность регионов — это способность производить товары и услуги, востребованные на мировом рынке, в оптимальных институциональных условиях, которые обеспечивают свободный и открытый рынок, сохраняя при этом высокий и устойчивый уровень жизни и дохода населения [1].

При всем многообразии трактовок понятия «регион с особым статусом» окончательного определения данной категории нет. При рассмотрении Луганской Народной Республики (ЛНР) как региона с особым статусом, воспользуемся формулировкой Ю. Н. Полшкова, когда под «особым статусом» понимаются «институциональные особенности правового статуса территорий, которые, формально являясь частью признанного государства, де-факто вышли за пределы его правового поля и не подчиняются его органам власти» [2].

Особенностью современных условий является то, что каждая территория (регион) выступает в качестве субъекта конкуренции. Регионы имеют различный экономический потенциал, реализация которого позволяет получить долгосрочные конкурентные преимущества и соответствую-

щим образом формировать различные стратегические конкурентоспособности.

Конкурентоспособность региона можно рассматривать в текущем и стратегическом ракурсах.

Текущая конкурентоспособность региона — это совокупность конкурентных преимуществ региона, которые определяют положение региона по отношению к другим территориям в определенный период времени. Текущая конкурентоспособность характеризует ретроспективу уровня качества управленческой деятельности в регионе.

Конкурентоспособность как категория стратегического управления включает в себя целевую направленность и потенциал развития экономической системы, ее дальнейшего преобразования и приобретение ею специфических конкурентных преимуществ, которые присущи только данной экономической системе [3].

Достижение высоких конкурентных позиций детерминируется наличием определенных преимуществ перед конкурентами, обеспечивающих региону выигрыш в конкурентной борьбе на соответствующем конкурентном поле (товарном, финансовом, инвестиционном и др.) в существующих условиях взаимодействия с внешней средой. Конкурентные преимущества, возникающие как в пределах региона, так и во внешней среде, с одной стороны, являются условиями обеспечения конкурентоспособности, а с другой — ее признаками (результатами) [4].

Конкурентные преимущества можно структурировать по следующим типам. Конкурентные преимущества, которые возникают на уровне организации и управления предприятиями и включают, как правило, производственно-технологические, финансовые и функционально-организационные преимущества. Этот тип преимуществ дополняется конкурентоспособными преимуществами производимых на территории региона товаров и включает преимущества в ценовой политике, в функциональном наполнении товара, в его качестве. Следующий тип преимуществ возникает уже на

уровне региона и связан с региональным потенциалом: природные, институциональные, инфраструктурные и другие преимущества. Завершают систематизацию конкурентные преимущества, возникающие в сфере управления региональным развитием. Это управленческие компетенции, территориальная организация региона, наличие системы стратегического управления и другие.

К конкурентным преимуществам регионов Донбасса можно отнести: наличие производственного потенциала в таких отраслях как машиностроение, металлургия и химическая промышленность, сельское хозяйство; обеспечение значительными запасами минерально-сырьевых ресурсов (месторождения угля); привлекательное погранично-территориальное расположение; высокая степень образованности населения [5].

В качестве движущей силы региональной конкурентоспособности выступают следующие факторы: географические особенности, инновации, трудовые ресурсы, институциональная среда, отраслевая структура и специализация; распространенный вид бизнеса в регионе; развитие финансового сектора, инфраструктуры; инвестиционная привлекательность. Наименее исследованной является институциональная составляющая системы региональной конкурентоспособности. Несмотря на то, что факторы безусловно участвуют в формировании конкурентоспособности, нельзя не отметить, что они являются только причиной возможного будущего уровня конкурентоспособности и не достигнут цели без механизма их практической реализации.

В связи с возрастающей ролью социальных, экологических и политических факторов в развитии современной экономики необходимо совершенствование институционального обеспечения и создание системы институтов, способных обеспечить взаимодействие, координацию и активизацию институтов, направленных на развитие регионов. Региональные экономические институты можно разделить на следующие институты: права, регионального регулирования и

управления экономикой, региональных рынков, развития человеческого капитала, координации и распределения рисков.

Определяющим условием конкурентоспособности регионов с особым статусом является эффективное взаимодействие различных институтов, т. к. институты обуславливают возникновение факторов, а факторы определяют наличие конкурентных преимуществ. Оптимальное воздействие государства на функционирование экономики региона должно осуществляться через внешнюю среду бизнеса.

Институциональная среда охватывает совокупность основных финансовых, политических, правовых и социальных норм и организаций, определяющих форму общественного устройства [6]. Формальные и неформальные ограничения регулируют поведение субъектов экономики, воздействуя на них в следующих направлениях: внутрифирменные отношения; контрактные отношения с другими фирмами; внешнеэкономические связи; рыночная конъюнктура; кредитование; страхование рисков; правовые нормы, стандарты и т. д.

Исходя из природы функционирования институциональной среды, следует отметить, что изменения в системе институтов происходят очень медленно. Институциональная среда задает характер конкурентных преимуществ в определенном направлении. Если институциональная среда создает стимулы для занятия предпринимательской деятельностью, внедрения инноваций, более эффективной организации производственного процесса, уменьшения трансакционных издержек, то регион будет повышать свою конкурентоспособность.

С позиций институциональной теории низкий уровень конкурентоспособности объясняется несовершенством институциональной среды, что проявляется в несфор-мированности конкурентной среды; слабой мотивации хозяйствующих субъектов к повышению производительности труда и внедрению новых технологических процессов; неурегулированности системообразующих

сфер экономики; противоречивости законодательной базы, несоответствия структуры функционирующих институтов общества новым условиям общественной жизни [7].

Неопределенность международного политико-правового статуса ЛНР, нестабильность и несовершенство действующего законодательства, слабо защищенные права собственности, незащищенность инвесторов являются институциональными препятствиями конкурентоспособности регионов с особым статусом.

Способность региональных органов государственного управления повышать конкурентоспособность региональных хозяйственных комплексов объективно зависит от способности самостоятельно, за счет собственных ресурсов в соответствии с действующим законодательством и в интересах общества решать проблемы социально-экономического развития.

Неблагоприятный инвестиционный и предпринимательский климат и отсутствие конкуренции негативно отражаются на конкурентоспособности региона. Отсутствие стимулов у местных предприятий к повышению инвестиционной и предпринимательской активности, к внедрению ими инноваций и модернизации производства приводит к снижению прибыльности самих предприятий и наполняемости региональных бюджетов, направляемых на повышение благосостояния местных граждан и в том числе на поддержку местного предпринимательства.

Разработка и внедрение системы электронного документооборота, создание центра предоставления административных услуг в режиме «одно окно», а также интернет-портала, позволяющего предпринимателю осуществлять оформление разрешительных процедур дистанционно, позволит значительно сократить трансакци-онные издержки бизнеса и противодействовать коррупции при взаимодействии органов власти с бизнесом.

Как показывает мировой опыт, иностранные инвесторы более всего ценят политическую стабильность в принимающих

странах, общее состояние их экономики, отношение правительства и населения к частной собственности. Таким образом, развитие инвестиционной деятельности и повышение инвестиционной привлекательности Республики является одним из главных направлений Программы социально-экономического развития Республики на 2020 год, разработанной в рамках реализации Программы социально-экономического развития ЛНР до 2023 года «Наш выбор».

Формирование благоприятной институциональной среды находит свое отражение в одном из направлений инвестиционной политики Республики — создание и функционирование особых экономических зон на отдельных территориях ЛНР (ОЭЗ). ОЭЗ — экономическое образование со свободным (упрощенным и льготным относительно норм хозяйственного и таможенного законодательства принимающей экономики) режимом предпринимательской деятельности, направленное на привлечение инвестиций и передовых научных, производственных и управленческих технологий. Функционирование ОЭЗ позволит эффективно использовать местные ресурсы производства; достичь роста валютных поступлений в региональные бюджеты за счет наращивания экспорта товаров и ввоза иностранного капитала; расширить рынок высококачественной продукции. ОЭЗ выполняют и задачи социального характера — это повышение занятости населения путем создания новых рабочих мест, повышение качества рабочей силы при внедрении инноваций, новых технологий и организационных форм. Успешное функционирование ОЭЗ в регионе содействует экономическому развитию территории и структурным изменениям [8].

В мировой практике существует широкое разнообразие типов ОЭЗ. Имеются объективные предпосылки создания в ЛНР и ДНР технико-внедренческой зоны, охватывающей любой вид высокотехнологичного кластера, такой как: технополис, технопарк, инновационный центр, технологический бизнес-инкубатор и т. д. Отличительной особенно-

стью этих зон является то, что на их территории поддерживается сотрудничество между университетами, научно-исследовательскими институтами, промышленностью и органами власти с целью создания высокотехнологического экономического развития и развития знаний. Совокупность таможенных и налоговых льгот и доступ к профессиональным кадровым ресурсам в сочетании с растущим спросом на новые технологии и модернизацией различных секторов экономики делают технико-внедренческие зоны привлекательными для венчурных фондов и разработчиков / производителей наукоемкой продукции.

Для поддержки инвесторов разрабатывается система сопровождения инвестиций в форме «одного окна» и применения «инвестиционного налогового вычета», который позволит субъектам хозяйствования уменьшить налог на прибыль на стоимость приобретенных основных средств, а также на сумму затрат, понесенных на осуществление достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, а также технического переоснащения предприятий.

Акценты инвестиционной политики на экспортных производствах, при наибольших преференциях высокотехнологичным проектам, обеспечат приток в регион денежных средств, необходимых для проведения полного реформирования экономики и улучшения благосостояния общества. Однако экспортная деятельность остается наиболее уязвимым сегментом и нуждается в поддержке и координации на государственном уровне. Требует решения вопрос налаживания эффективной экспортной инфраструктуры отечественных предприятий. Государственная поддержка экспортно ориентированных предприятий реализуется в следующих направлениях: оказание прямых и посреднических услуг предприятиям в проникновении на новые рынки, развитие деловых отношений и привлечение инвестиционных потоков для повышения конкурентоспособности региональной экономики. Для обеспечения эффективного развития экспортного потенциала регионов необходимо:

- обеспечение функционирования механизмов кредитования и страхования экспорта при участии государства, а также предоставление субсидий экспортерам в виде налоговых льгот;

- проведение всесторонней экспертизы проектов законов, которые влияют на развитие отечественного экспортного потенциала;

- организация оперативной работы государственных органов в сфере активного продвижения экспортной продукции на внешние рынки и защиты интересов отечественных экспортеров за рубежом.

Выводы и направление дальнейших исследований. Низкий уровень конкурентоспособности и риски функционирования экономики ЛНР актуализируют исследование институциональной среды как важной составляющей социально-экономических преобразований. Сегодня существует насущная необходимость в институциональных преобразованиях, направленных на:

- активизацию деятельности малых предприятий, поддержку промышленного предпринимательства;

- повышение эффективности взаимодействия крупного, среднего и малого бизнеса, прежде всего в перспективных секторах экономики;

- реформирование региональных промышленных комплексов;

- совершенствование системы социальной защиты и экологической безопасности населения;

- оптимизацию отношений собственности, привлечение средств в инновационное инвестирование и модернизацию промышленных предприятий;

- развитие промышленной инфраструктуры, прежде всего систем транспорта, связи, информатизации, научно-технического обеспечения, сервисного обслуживания;

- содействие интеграции промышленных предприятий в промышленное сообщество Российской Федерации и Таможенного Союза.

Поэтому для решения стратегической задачи восстановления устойчивости и

экономического развития регионов с особым статусом важным является рассмотрение влияния институциональной среды

Библиографический список

на формирование конкурентных преимуществ экономики данных регионов.

1. Миколенко, Е. П. Экономические системы в условиях глобализации: трасформация и институциональная адаптация [Текст] : монография / Е. П. Миколенко. — Харьков : Изд-во НУА, 2017. — 268 с.

2. Полшков, Ю. Н. Об уточнении некоторых понятий в исследованиях по управлению инвестиционно-инновационным развитием региона с особым статусом [Текст] / Ю. Н. Полшков // Вестник Донецкого национального университета. Серия В. Экономика и право. — 2016. — № 4. — С. 197-204.

3. Конкурентоспособность территорий и качество жизни населения: подходы, оценки, перспективы [Текст]: монография / под ред. И. В. Гукаловой. — Новосибирск : СибАК, 2015. — 246 с.

4. Червова, Л. Г. Конкурентоспособность как фактор развития экономики Республики [Текст] / Л. Г. Червова // Вестник Института экономических исследований. — 2016. — № 1. —С. 5-8.

5. Конкурентоспособность национальных экономик и регионов в контексте глобальных вызовов мировой экономики [Текст] : монография. В 3-х т. Том 3 / под ред. Н. Н. Евченко ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Южный федеральный университет. — Ростов н/Д; Таганрог : Южный федеральный университет, 2017. — 211 с.

6. Нечаев, С. Ю. Конкурентоспособность: институциональный аспект [Текст] / С. Ю. Нечаев, И. Г. Шелудякова // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 5-1. — С. 199-207.

7. Шакирова, Р. К. Институциональная среда региональной отраслевой кластеризации [Текст] /Р. К. Шакирова // Финансы и управление. — 2016. — № 3. — С. 163-175.

8. Попов, В. Р. Особые экономические зоны как инструмент управления инновациионно-индустриальным развитием экономики региона [Текст] / В. Р. Попов // Colloquium-journal. — 2019. — № 2-5 (26). — С. 49-57.

© Коваленко Н. В.

© Оникийчук Ю. А.

Рекомендована к печати д.э.н., проф., зав. каф. УиА ДонГТУГришко Н. В., нач. управления экономики, рыночных отношений и собственности Администрации г Алчевска ЛНРГребеньковой С. П.

Статья поступила в редакцию 24.03.20.

Doctor of Economics Kovalenko N. V. (DonSTU, Alchevsk, LPR, sonatak96@ gmail.com), Onikiychuk Yu. A. (DonSTU, Alchevsk, LPR, onykijcuk@yandex. com)

INSTITUTIONAL MEASURES FOR IMPROVING THE COMPETITIVENESS OF REGIONS WITH SPECIAL STATUS

The article discusses the impact of the institutional environment on the competitiveness of the region. In order to ensure regional competitiveness, along with predetermined factors such as geographical location and natural resources endowment, institutional factors play an important role in building the region's competitive position, which contribute to the transformation of other conditions into competitive advantages. Tasks for institutional transformations in the LPR are formulated. To improve regional competitiveness and overcome institutional and structural deformations, the following institutional measures are proposed: introduction of special economic zones; development of a "one-stop shop" investment support system and application of an "investment tax deduction " to improve the investment climate in the region; and state support for export-oriented enterprises.

Key words: region with a special status, regional competitiveness, competitive advantages, institutional environment, special economic zones, technical and innovation zones.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.