Научная статья на тему 'Институциональные императивы и финансово-информационный инструментарий развития отраслевых систем'

Институциональные императивы и финансово-информационный инструментарий развития отраслевых систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новоселов Сергей Николаевич, Новоселова Наталья Николаевна

Статья посвящена рассмотрению приоритетных направлений развития отраслевых сложных систем на основе применения финансово-информационных методов, что позволило наметить основные подходы к определению количественных характеристик локального рынка с целью достижения устойчивого развития территории

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Новоселов Сергей Николаевич, Новоселова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL IMPERATIVES AND FINANCIAL INFORMATION TOOLS FOR THE DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL SYSTEMS

The article is devoted to consideration of the priority directions of development of a meso-economic and sectoral complex systems by applying mathematical and statistical methods that allowed us to assess the impact of the market of environmental goods and services by the value of GDP, as well as to outline the main approaches to the determination of the quantitative characteristics of the local market in order to achieve sustainable development of the territory

Текст научной работы на тему «Институциональные императивы и финансово-информационный инструментарий развития отраслевых систем»

Новоселов С. Н., ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИМПЕРАТИВЫ И ФИНАНСОВО-

Новоселова Н. Н. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕВЫХ СИСТЕМ

17. МИРОВАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

17.1. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИМПЕРАТИВЫ И ФИНАНСОВО-

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕВЫХ СИСТЕМ

Новоселов Сергей Николаевич, зав. кафедрой «Экономика и управление социально-экономическими системами», д-р экон. наук, д-р с.-х. наук, профессор

Место работы: ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет пищевых производств», г. Москва

[email protected]

Новоселова Наталья Николаевна, зав. кафедрой Экономики и управления на предприятии, д-р экон. наук, доцент

Место работы: Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» в г. Пятигорске

[email protected]

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению приоритетных направлений развития отраслевых сложных систем на основе применения финансово-информационных методов, что позволило наметить основные подходы к определению количественных характеристик локального рынка с целью достижения устойчивого развития территории

Ключевые слова: отраслевое развитие, регион, государственное регулирование, устойчивое развитие

INSTITUTIONAL IMPERATIVES AND FINANCIAL INFORMATION TOOLS FOR THE DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL SYSTEMS

Novoselov Sergey N., head. the Department "Economics and management of socio-economic systems", doctor of Econ.Sciences, Dr. S. agricultural Sciences, Professor

Work place: FGBOU VPO "Moscow state University of food productions", Moscow

[email protected]

Novoselova Natalia N., Head. the Department of Economics and management at the enterprise, Dr. Econ.Sciences, associate Professor

Work place: Institute of service, tourism and design (branch) of FGAOU VPO "North-Caucasian Federal University in Pyatigorsk

[email protected]

Annotation: The article is devoted to consideration of the priority directions of development of a meso-economic and sectoral complex systems by applying mathematical and statistical methods that allowed us to assess the impact of the market of environmental goods and services by the value of GDP, as well as to outline the main approaches to the determination of the quantitative characteristics of the local market in order to achieve sustainable development of the territory

Keywords: industry development, region, state regulation, sustainable development

В настоящее время использование методов стратегического управления локальными рынками обуслов-

лено необходимостью обеспечения экономического роста, сглаживания региональных диспропорций, повышения качества жизни населения. Наиболее перспективным инструментом стратегического управления локальным рынком экологических товаров и услуг (РЭТУ) является применение метода дорожного картирования.

Дорожное картирование представляет собой процесс формирования дорожной карты, а объект, эволюция которого представляется на карте, называется объектом дорожного картирования. Дорожная карта позволяет представить и увязать между собой видение, стратегию и план развития объекта и выстраивает во времени основные шаги этого процесса согласно вектору «прошлое - настоящее - будущее».

Обобщая точки зрения, имеющиеся в современной литературе, авторы подчеркивают, что государство, как собственник некоторых объектов природной среды, является проводником интересов не только настоящих, но и будущих поколений и может использовать запретительные меры, например, на выброс вредных веществ в атмосферу или использование вредных для человеческого организма веществ в производстве товаров или продуктов питания. Однако разнообразие возникающих в процессе хозяйственной деятельности ситуаций требует гибкого подхода к выработке норм, правил, лимитов и т. д., что затруднительно в условиях громоздкости государственной системы управления.

Решению этой задачи посвящена заключительная часть работы. Разработана «дорожная карта», наглядно демонстрирующая рекомендуемый алгоритм действий государственных органов власти федерального и регионального уровней по повышению эффективности управления исследуемым сегментом (рис. 1 - см. приложение к статье).

Среди перспективных направлений достижения устойчивого развития локального рынка экологических товаров и услуг соискателем предлагается создание регионального консорциума, который объединит усилия производителей, представителей торговых организаций, учреждений инфраструктуры, иных участников данного рынка. Планируется, что региональный консорциум должен стать генератором импульсов стабильных экономических, организационных, инновационных, производственных, технологических и иных отношений, призванным сыграть катализирующую роль в развитии и дальнейшем совершенствовании рассматриваемого рынка.

К числу преимуществ игроков рынка при участии в региональном консорциуме следует отнести: концентрацию капитала и иных ресурсов, активизацию инновационной деятельности, повышение инвестиционной привлекательности как самого объединения, так и его субъектов, снижение трансакционных издержек, извлечение полезного синергетического эффекта от единой маркетинговой стратегии. Помимо этого, приверженность участников принципам «зеленой экономики» будет способствовать улучшению имиджевой составляющей.

По мнению авторов, модератором создания регионального консорциума могут выступить Министерства

Бизнес в законе

2'2015

экономического развития/экономики/экономики и торговли субъектов Юга России.

Поскольку залогом эффективности реализации процесса становления и развития локального рынка является достоверная, актуальная и доступная информация о нем, необходимо создание полноценной информационной инфраструктуры, удовлетворяющей интересы всех игроков рынка. При этом достижение этой цели должно обеспечиваться на всех уровнях управления, так как качественная и надежная информация в достаточном объеме является важнейшим условием обеспечения устойчивости регионального развития.

В основу формирования регионального информационно-аналитического центра/портала «Локальный РЭТУ» должны быть положены основные направления информационной поддержки участников исследуемого рынка. Нами разработана модель функционирования портала, на которой наглядно представлены информационные потоки, формируемые пользователями-участниками РЭТУ региона (рис. 2 - см. приложение к статье).

В процессе исследования выявлено, что результатом создания регионального портала «Локальный рынок экологических товаров и услуг» будет решение следующих задач:

- обеспечение механизма «обратной связи» между всеми участниками рынка;

- оперативное получение информации о направлениях и тенденциях развития рынка, состояния конкурентной среды, наличия свободных «ниш» на рынке и т. п.;

- формирование механизма общественного обсуждения проводимых государственными и региональными органами управления преобразований и инициатив в сфере регулирования данного сегмента рынка;

- возможность отслеживания и оперативного реагирования на структурные изменения рынка со стороны как региональных органов управления, так и представителей бизнес-сообщества;

- повышение доверия к локальному рынку экологических товаров и услуг со стороны инвесторов;

- информирование населения региона об организациях и предприятиях, производящих экологически чистую продукцию или использующих при производстве экологически чистые технологии;

- предоставление предприятиям возможности позиционирования своей продукции как экологически чистой и соответственно стимулирование спроса на свою продукцию;

- дальнейшее формирование и поддержание конкурентной среды;

- обеспечение межведомственного взаимодействия между органами государственного управления и др.

К числу приоритетных направлений государственного регулирования и совершенствования управления РЭТУ следует отнести:

- совершенствование системы мониторинга, что требует решения ряда экономических, информационных, правовых проблем;

- запрет на использование в производстве экологически опасных веществ, самым ярким примером которых являются пищевые добавки, консерванты, искусственные красители и ароматизаторы;

- совершенствование налогового регулирования;

- создание локального рынка квот на выбросы загрязняющих веществ или на использование природных ресурсов;

- реформирование сложившейся системы экологических платежей;

- развитие экологического страхования, которое активно используется в развитых странах для минимизации экологических рисков и ущербов и может быть добровольным и обязательным. В настоящее время в России существует только добровольное экологическое страхование, которое слабо востребовано российским бизнесом;

- усиление нормативно-правовой базы в части принятия Закона «Об обязательном экологическом страховании». Дополнительным стимулом в развитии экологического страхования может быть закрепление на законодательном уровне права требования общественными экологическими организациями от государства принятия соответствующих мер по принуждению виновного к возмещению вреда, причиненного окружающей природной среде;

- разработка механизма льготирования игроков рынка (включая систему налогообложения, экстрафинансирования, субсидирования процентной ставки по кредитам и т. д.), что позволит привлечь в эту сферу экономики дополнительные инвестиции;

- стимулирование альтернативных мер государственной поддержки: пересмотр амортизационной политики для данных предприятий, обеспечение приоритета субъектам рынка при размещении госзаказа, участии в программах по развитию производства и торговли, упрощение государственного регулирования для предприятий, прошедших процедуру экологического аудита или имеющих полис добровольного экологического страхования и др.;

- подготовка профессиональных кадров как в управляющей, так и в управляемой системах, обладающих необходимыми компетенциями;

- стимулирование экологизации потребления. В связи с этим региональные органы власти совместно с общественными организациями должны разработать программу по популяризации экоориентированного образа жизни среди населения региона;

- разработка механизма формирования информационной инфраструктуры локального рынка товаров и услуг.

Кошепция перетада < устойчивому развитию Цель обеспечение устотивого развития на основе фуншиошроважя и развития рынса экслопиеских товаров и услуг в целях удовлетвсре-мя потребностей нынешнего и будуара пакопечт л-сдей

Задачи:

-обеспечение с*аСраигт» эыно;

- достижение устойчиво*о развития экономики ре-тона 9 рамеах инсти-7иионагъчв1х и струггурных пзеоеэазсеаний, позволяоиаих овесне-нть становление новой модели гезяйс-всвания и _иро«сое распространение инновацио^нь! ориентированны методов управления;

- ввод козяЛствеино* деятельности в предель емкости мосис-ем на основе массового внедрения энер-о- и реорсосверегае^их -ехнологий, целенаправленны изменений стщтурц мэнсмип». стрдорм амид и общес-аенного потреблен**

О О

00 го

о о

о о

о о

^ ^

о о

го го

м и>

Развитие поддерживающих механизмов

Стимулирование и субъектов рьнка

Форьирова-ме

механизма ответствен- хта |интерналмзация экстерналий)

Л«титучиональ-ные

преобразования

Риработм м «[ШПРтпа м

В Пй МКЬПйЛтчЯ» МВрйвМММ - [«IЦ' ■ > 11« IIП") Г» ЧТ

йипчш едготоао» (мсррйса

Им1х«м*4яй**«га о6>сп* щтя субьмгм (ЪИМ

Рйзыботи« р*Лтм рмшя малеп »»СП»'

<г\

Рирмботы <МСТе*М гиот для

стбмгго* (Jk.HU

СйАМкТЬМ меЛОГО

СрвДИвГО Ф фуПМОГО С«им»-И » ИйТерСиМ ИЛШГТЛЯ (мни

С<эд*ме* маинмм год*«*««* при

МООЙ* мИМШйЙрм«« от»«*ст»*м«са> яелрвдукцм

Обеспечен!»• «шясмрмм И

»еоуэтугемм 1Н|Т[Щ| чо »

Обеслем» ш п»«ритете субмеегаы РЭТу пр» и

I лами |^стм# • прогреми* по цишгтс пдоиеедсте* и торговли

Реареботи мес по стимулироеймяо гуаедч«* шштепей «даСрсмап^нмеу еехтре*йыи#*с я фс<рмире**«м смстеев*

абамтельмого мдлоли истого стресса**«

Усяпе

ответственности де м*руи*и*е -о1м мес»<А4Г ыъстве

РикГМ [Ч»И<1

Соллтт смет« М^ТвЦНЛми

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* об Мегги» юй оц* тт

Рефсриидоемм смстемк. плвг анеИ

Я—I— —р—И— грвбсштЛ

Г

Ф«хее*рие*4 ие псекритетмой притрем« мы по

Р^аеитии лл ми мсмпшав» г иеаьое я услуг

V- J

Реаребот« ■йк^ешу«ли«а> модели государств—е«сга р*>гмрое*-«е> (ым етпйгммеоои тоеерое и уегтцг

е амстееы рвги£»*ь1«н>гй

Щ» НйГШПМЮ* ТйМрй*

Обеспечен« менаеаамегм! ■ ой ■айрдныеця* по ммпк РЭТУ по гоеммйтаги * мртиюм ежгте« угрмлем*«

регионально-о миммы мхлря*иеми«я *кг ц

Обеслечм не субъмтс* ры ее и < орма^каим^ '■уу*"> и

*<р*стру<1уебА,

Запрет ие ис№пь*оее»е*е * прпяжщетвв —— —р—

Ф<кее»ро— не прмоеого по треосс^ое аюлеп» «мое и «мое меоие^илегметво!

Монитор»*1г и анализ развития

Кйереегярием дораео«са) ыргъ по релупьтегем мо-х ор« те

Колрсль оо сторо*^ ергеиов впести и (ееш>^е> дере еео»«ерты

Рост имкуротослоеа&ссги иахпиедав говерое и услуг сапкм« и маоем хеш ТОрГОМ* емми» М* |Н№МИ

Р*ш*эи*л«мция

регионе. с т/у птцстл*»*

желдечеоме тситпм

у пр*еп**ы «еачии-йсемм

6г*»оа ряятсгеу«аи*> семгее риммлмнгс

томрсе е услуг

Целевые ориентиры

2013

2025

Рисунок 1 - Уфупненная дорожная карта развития локального рынка экологических товаров и услуг региона (Авторская разработка)

=1 "О

о *

ф

о н 0)

О"

ф

е о

ш >

О X X

о-

5 °

О Н Н X

¡1 т 5

х о %>

I?

-о т л Е

5 т 20 -о

и

00 в 0" X

X 1 « >

51

^ о

н° п го

Що

M

w

M

01 s

u X <D

о

Поломочн ьй представитель Президента Российском Федерации в СКФО Гюгномсмньй прелстэвитепь Президента Российассй Федерации в ЮФО

Аппарат лсихомоеиого представителя при Президенте РФ, совет при ггагнома*юм представителе Президента Российской Федерации в СКФО Департамент по вопросам экоомшесхой и социальной no/wm» при аппарате потомошого представителя Президента РФ в ЮФО, совет при полномочном представителе Президента Российской Феаесзшм в ЮФО |посто»«ая рабочая ■руппа)

Комксия по вопросам охр»ы окружающей среды и три роде полеэоеания при Обсцественном совете СКФО при полномочном преастзеителе Президента РФ в СКФО (постоянная рабочая группа)

u Ы ж о

Министерства экономииеского ражития'экхмикмэко-омли и торговли субъектов Росс»«стой Федерации

___________________________ХЕ_______________________________________

=е-иональный консорциум -©оиаводителеЛ и и-»* гуСъег-о■ локального »ни э«оло~*.ес«пг товаров и /слуг

Международные MTffrWlliUBiff. региональные оргзнизацл»

Инвесторы

Инновационные центры

учрежден** специального и высшего профессионального оврааования, перепод-отов«* и повышения «вали® шлцим кадров

Деятельность вещественны! со-анизаций па территории региона

Международное и м е* ре-то пал ьное сотрудничество

Инновационные достижения и разр-аботси в звзлегизации -©оиаводства

Научные исследован** в области экологизации

Сом»альнс-эгонсмичесгое и

апологическое состояние региона

Предприниматели, 6и*»ес-соо&«,ествс региона

1

Площадка для обсуждения проблем, государс-венныж инициатив и проектов в сфеое РЭТУ, и разработки компромиссны» се-ений е*о участии«»**

Информационно-аналитический

центр содействия развитию рынка экологических товаров и услуг

Региональный портал рынка экологических товаров и услуг

Государственная поддержка •чредпр-инимательева приоритетные направления, формы, методы

Норма-нвно-правовая база регулирования предпринима-ельства:

эиоло-ичесвое. налоговое, инвестиционное и лр ааюо издательство

Сис-ема стандартизации. сертифимции и «онтроля зкопроиаводства

Мониторн-r рынка: показатели раави-ия; реестр ор-анизаиий звобианеса; марвтинговые исследования предпочтений ютреби-елей

Сисема под-отовки специалистов для сек-ора экологического пред прини ма-ельства

Рейтинги: ср-анизаций это предпринимательства perno па: эясоодугиии ре-иона; экоуслуг региона

Потребители экологических товаров и услуг

ï=

Органы государственной власи региона чравительс-во,

о-раслевые министерс-ea и ведомства и т. д.

Марсе-инговые ор-анизации

Федеральная слуяба -осударственноЛ с-атис-иси

Центры стандартизации, метрологии и сертификации

Рисунок 2 - Модель информационного обеспечения субъектов локального РЭТУ (Авторская разработка)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ю

го о

Ü1

Новоселов С. Н., ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИМПЕРАТИВЫ И ФИНАНСОВО-

Новоселова Н. Н. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕВЫХ СИСТЕМ

Список литературы:

1. Новоселова Н.Н. Повышение эффективности функционирования и развития региональных экономик на базе имеющихся ресурсов и потенциалов с учетом возможных действий факторов внешней и внутренней сре-ды//Экономика, статистика и информатика. - 2012. - №3(2). с. 250-254.

2. Новоселов С.Н. Ресурсный и управленческий потенциал развития предприятий перерабатывающей промышленности (на примере зернопродуктового комплекса)// Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2012. №3(2).С.234-238.

3. Новоселов С.Н. Формирование институционального механизма устойчивого развития предприятий сферы услуг в эколого-ориентированной экономике// Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2012. №3(2).С.238-242.

4. Новоселова Н.Н., Орехова Н.Ю. Формирование новой аграрной политики с учетом возрастания общественных потребностей, налагаемых в социальном и экологическом аспектах на сельское хозяйство// Бизнес в законе, 2012. - №6. - с. 140-145.

5. Новоселова Н.Н., Настуева Т.А. Направления государственного регулирования агропромышленного комплекса и усиления региональной составляющей экономической политики государства// Бизнес в законе. - 2013. №6.- с. 210213.

6. Новоселов С.Н. Направления решения проблем обеспечения устойчивого сбалансированного развития региона // Бизнес в законе. - 2013.-№ 4.

7. Новоселов С.Н. Методология становления новых и совершенствования развивающихся локальных рынков (на примере аграрных, продовольственных, экологических товаров и услуг) // Бизнес в законе. -2013.-№4.

8. Новоселов С.Н. Исследование процессов формирования, функционирования и взаимодействия локальных рынков // Бизнес в законе.-2013.-№4.

Reference list:

1. Novosyolova N.N. Increase of efficiency of functioning and development of the regional economy on the basis of available resources and capabilities with regard to possible action of factors of external and internal environment//Economics, statistics and Informatics. - 2022. - №3(2). with. 250-254.

2. Novoselov, S.N. Resource and management capacity development of the enterprises of processing industry (for example зернопродуктового complex)// Economics, statistics and Informatics. Bulletin of EMA. 2012. №3(2).С.234-238.

3. Novoselov, S.N. The formation of an institutional mechanism for the sustainable development of the enterprises of sphere of services in the ecology-oriented economy// Economy, statistics and Informatics. Bulletin of EMA. 2012. №3(2).Page 238-242.

4. Novoselova N. N., Smith N. Y. The formation of a new agricultural policy with regard to increasing public demands imposed by the social and environmental aspects of agriculture// Business in law, 2012. No. 6. - S. 140-145.

5. Novoselova N. N., Nasteva T. A. directions of the state regulation of agro-industrial complex and to strengthen regional economic policy// Business in law. - 2013. No. 6.- C. 210-213.

6. Novoselov, S. N. Directions solve the problems of sustainable balanced development of the region // Business in law. -2013.-№ 4.

7. Novoselov, S. N. Methodology the development of new and improvement of the developing local markets (for example in agriculture, food, environmental goods and services // Business in law. -2013 No. 4.

8. Novoselov, S. N. The study of the formation, functioning and interaction of local markets / Business law.-2013 No. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.