Научная статья на тему 'Институциональные и социокультурные факторы развития образования'

Институциональные и социокультурные факторы развития образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / общество / социальные институты / социальные отношения / факторы образовательной деятельности / педагоги / учащиеся / методология изучения образования / социокультурный контекст образования / education / society / social institutions / social relations / factors of educational activity / teachers / students / methodology of studying education / socio-cultural context of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антон Александрович Филиппов, Людмила Ивановна Найденова

Актуальность и цели. Образование представляет собой один из важнейших общественных институтов. На уровне сферы образования осуществляется деятельность по социализации членов общества, формированию социального мировоззрения, правосознания, гражданского самосознания. Также образование играет важнейшую роль в обеспечении социальной преемственности. Все это в совокупности говорит о важном месте, которое занимает образование в системе социальных институтов. Обозначенные вопросы соотносятся с ключевыми положениями социологического знания, относящимися к тематике образования. Цель исследования заключается в формировании теоретической модели, описывающей основные социальные факторы образовательной деятельности, связанные с состоянием смежных с системой образования общественных институтов и социокультурной ситуацией. Материалы и методы. Работа имеет аналитический характер, при этом специфика предметности исследования определяет значимость структурно-функционального подхода. В исследовании применяются методы абстрагирования, сравнения, дедукции, а т акже системный подход. Результаты. Социологическое исследование института образования требует осмысления его связи с другими общественными институтами, а также понимания социокультурных факторов осуществления образовательной деятельности и роли информационных технологий в трансформации образовательных отношений. При этом сведение характеристик образовательной деятельности к структуре института образования представляет собой редукционистский подход. К числу ключевых внешних институциональных факторов образования относятся состояние институтов семьи, права и экономики. Данные институты косвенно влияют на характеристики образовательных отношений. К числу социокультурных факторов образования относятся ценностные ориентации членов общества, их жизненные стратегии, модели поведения, а также способ отношения к знанию в условиях интенсификации информационного обмена. При этом внешние институциональные и социокультурные факторы образования тесно связаны между собой, что определяет значимость их системного рассмотрения. Выводы. В условиях необходимости повышения эффективности образования перспективным направлением исследования является сопоставление институциональных характеристик образования и социокультурного контекста образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional and sociocultural factors in the development of education

Background. Education is one of the most important social institutions. At the level of the sphere of education, activities are carried out for the socialization of members of society, the formation of a social worldview, legal awareness, and civic consciousness. Education also plays an important role in ensuring social continuity. All this together speaks of the important place that education occupies in the system of social institutions. The identified questions correlate with the key provisions of sociological knowledge related to the subject of education. The purpose of the study is to form a theoretical model that describes the main social factors of educational activity related to the state of public institutions adjacent to the education system and the sociocultural situation. Materials and methods. The article has an analytical character, while the specificity of the subject matter of the study determines the significance of the structural and functional approach. The research uses methods of abstraction, comparison, deduction. The study also uses a systematic approach. Results. The sociological study of the Institute of education requires understanding its relationship with other public institutions, as well as understanding the socio-cultural factors of educational activities and the role of information technology in the transformation of educational relations. At the same time, reducing the characteristics of educational activity to the structure of the institute of education is a reductionist approach. The key external and institutional factors of education include the state of family institutions, law and economics. These institutions indirectly influence the characteristics of educational relations. The socio-cultural factors of education include the value orientations of members of society, their life strategies, behavioral models, as well as the way of attitude to knowledge in the conditions of intensification of information exchange. At the same time, external institutional and socio-cultural factors of education are closely related to each other, which determines the importance of their systematic consideration. Conclusions. In the context of the need to improve the effectiveness of education, a promising direction of research is to compare the institutional characteristics of education and the socio-cultural context of educational activity.

Текст научной работы на тему «Институциональные и социокультурные факторы развития образования»

УДК 316.4

doi: 10.21685/2072-3016-2023-4-3

Институциональные и социокультурные факторы развития образования

А. А. Филиппов1, Л. И. Найденова2

1,2Пензенский государственный университет, Пенза, Россия 1 ntnppov@mail. т, 2Ит] denova@yandex. т

Аннотация. Актуальность и цели. Образование представляет собой один из важнейших общественных институтов. На уровне сферы образования осуществляется деятельность по социализации членов общества, формированию социального мировоззрения, правосознания, гражданского самосознания. Также образование играет важнейшую роль в обеспечении социальной преемственности. Все это в совокупности говорит о важном месте, которое занимает образование в системе социальных институтов. Обозначенные вопросы соотносятся с ключевыми положениями социологического знания, относящимися к тематике образования. Цель исследования заключается в формировании теоретической модели, описывающей основные социальные факторы образовательной деятельности, связанные с состоянием смежных с системой образования общественных институтов и социокультурной ситуацией. Материалы и методы. Работа имеет аналитический характер, при этом специфика предметности исследования определяет значимость структурно-функционального подхода. В исследовании применяются методы абстрагирования, сравнения, дедукции, а также системный подход. Результаты. Социологическое исследование института образования требует осмысления его связи с другими общественными институтами, а также понимания социокультурных факторов осуществления образовательной деятельности и роли информационных технологий в трансформации образовательных отношений. При этом сведение характеристик образовательной деятельности к структуре института образования представляет собой редукционистский подход. К числу ключевых внешних институциональных факторов образования относятся состояние институтов семьи, права и экономики. Данные институты косвенно влияют на характеристики образовательных отношений. К числу социокультурных факторов образования относятся ценностные ориентации членов общества, их жизненные стратегии, модели поведения, а также способ отношения к знанию в условиях интенсификации информационного обмена. При этом внешние институциональные и социокультурные факторы образования тесно связаны между собой, что определяет значимость их системного рассмотрения. Выводы. В условиях необходимости повышения эффективности образования перспективным направлением исследования является сопоставление институциональных характеристик образования и социокультурного контекста образовательной деятельности.

Ключевые слова: образование, общество, социальные институты, социальные отношения, факторы образовательной деятельности, педагоги, учащиеся, методология изучения образования, социокультурный контекст образования

Для цитирования: Филлипов А. А., Найденова Л. И. Институциональные и социокультурные факторы развития образования // Известия высших учебных заведений.

© Филлипов А. А., Найденова Л. И., 2023. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

Поволжский регион. Общественные науки. 2023. № 4. С. 32-42. doi: 10.21685/20723016-2023-4-3

Institutional and sociocultural factors in the development of education

A.A. Filippov1, L.I. Naydenova2

1,2Penza State University, Penza, Russia 1 ntnppov@mail.ru, 2linaj denova@yandex. ru

Abstract. Background. Education is one of the most important social institutions. At the level of the sphere of education, activities are carried out for the socialization of members of society, the formation of a social worldview, legal awareness, and civic consciousness. Education also plays an important role in ensuring social continuity. All this together speaks of the important place that education occupies in the system of social institutions. The identified questions correlate with the key provisions of sociological knowledge related to the subject of education. The purpose of the study is to form a theoretical model that describes the main social factors of educational activity related to the state of public institutions adjacent to the education system and the sociocultural situation. Materials and methods. The article has an analytical character, while the specificity of the subject matter of the study determines the significance of the structural and functional approach. The research uses methods of abstraction, comparison, deduction. The study also uses a systematic approach. Results. The sociological study of the Institute of education requires understanding its relationship with other public institutions, as well as understanding the socio-cultural factors of educational activities and the role of information technology in the transformation of educational relations. At the same time, reducing the characteristics of educational activity to the structure of the institute of education is a reductionist approach. The key external and institutional factors of education include the state of family institutions, law and economics. These institutions indirectly influence the characteristics of educational relations. The socio-cultural factors of education include the value orientations of members of society, their life strategies, behavioral models, as well as the way of attitude to knowledge in the conditions of intensification of information exchange. At the same time, external institutional and socio-cultural factors of education are closely related to each other, which determines the importance of their systematic consideration. Conclusions. In the context of the need to improve the effectiveness of education, a promising direction of research is to compare the institutional characteristics of education and the socio-cultural context of educational activity.

Keywords: education, society, social institutions, social relations, factors of educational activity, teachers, students, methodology of studying education, socio-cultural context of education

For citation: Filippov A.A., Naydenova L.I. Institutional and sociocultural factors in the development of education. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Ob-shchestvennye nauki = University proceedings. Volga region. Social sciences. 2023;(4): 32-42. (In Russ.). doi: 10.21685/2072-3016-2023-4-3

Введение

Образование представляет собой один из важнейших общественных институтов, от эффективности которого зависит не только актуальное состояние

общества, но и долгосрочная перспектива его внутренней динамики [1]. Образование определяет профессионализм членов общества в различных сферах трудовой деятельности, что на макроуровне проявляется в зависимости экономики от института образования [2]. Одновременно с этим образование является одним из важнейших институтов социализации членов общества, в ходе образовательной деятельности осуществляется их приобщение к конструктивным моделям поведения, ценностным установкам, формам социальной самоидентификации [3]. Это является тем основанием, которое определяет чрезвычайную значимость рассмотрения образования в системном ракурсе -с отражением не только его социального значения, но и тех факторов, которые определяют функциональность образовательной системы. Уже сейчас не вызывает сомнений значимость развития образовательной сферы, что определяет востребованность теоретических разработок, ориентированных на изучение текущей эффективности образования [4], выработку критериев ее оценки [5], а также методик повышения качества образования [6].

Однако реализуемые подходы к рассмотрению регулятивной деятельности в сфере образования имеют преимущественно узкий характер, связанный с концентрацией на внутренней структуре образовательных институтов и проектированием изменений в них. Исследование проблематики образования имеет длительную историю, в рамках которой сформировалось несколько теоретических подходов, выходящих за рамки педагогической науки. К их числу относятся рассмотрение образования с точки зрения философии, культурологии, биологического и психологического знания (направленного на раскрытие когнитивных возможностей человека и условий формирования оптимальной образовательной программы), а также анализ внутренней структуры института образования в русле социологического знания.

Существенно меньший уровень разработанности имеет аналитика внешней социальной обусловленности образовательной деятельности (исследования внешних факторов образования существуют, однако по большей части ограничиваются отражением какого-либо одного фактора образовательной деятельности и не содержат в себе системного рассмотрения факторов образования), и именно это направление исследовательской деятельности является на настоящем этапе перспективным с учетом существующих социальных запросов на формирование эффективной системы образования.

По этой причине видится целесообразным рассмотрение образовательной сферы с точки зрения ее системной включенности в сферу общественных отношений, что предполагает соотнесение широкого спектра факторов образовательной деятельности, включая те из них, которые являются внешними по отношению к институту образования, но влияют на его функциональность. Статья ориентирована на раскрытие значения и соотношения внешних институциональных и социокультурных факторов образования, что может способствовать значительному углублению понимания процессов, развертывающихся в настоящее время и детерминирующих состояние института образования.

Актуальность и важность подобного рода исследования связана, во-первых, с высокой значимостью самого по себе института образования и, во-вторых, с наличием ряда нерешенных проблем в образовательной системе [7], осмысление причин и оснований которых может способствовать их преодолению и, соответственно, созданию предпосылок для улучшения социальной ситуации.

Отдельно следует отметить в данном случае то, что образование представляет собой институт, характеризующийся сравнительно невысокой динамикой проявления внутренних нарушений: от момента формирования конкретной функциональной проблемы и вплоть до ее проявления в практической сфере общественных отношений и профессиональной деятельности могут пройти годы, на протяжении которых реализуется накопительный эффект деструктивного воздействия социального нарушения. С этой точки зрения высокую степень значимости предполагает применение методов теоретического моделирования и прогнозирования результатов функционирования образовательной системы в той или иной ее модификации. А это не может быть реализовано вне формирования адекватной системной модели, учитывающей включенность образования в систему институциональных связей и воздействие на него культурно-информационных факторов.

Таким образом, формирование комплексной теоретической модели, отражающей основные аспекты функционирования сферы образования, не только имеет высокую теоретическую значимость, но и соответствует актуальным социальным запросам, связанным с необходимостью осуществления эффективной регуляции образовательной системы.

Цель исследования заключается в формировании теоретической модели, описывающей основные социальные факторы образования, связанные с состоянием смежных с системой образования общественных институтов и социокультурной ситуацией.

Материалы и методы

Исследование включает в себя выделение основных факторов образовательной деятельности, что предполагает активное применение аналитического подхода. Также в рамках работы осуществляется обращение к таким классическим методам научного познания, как сравнение, абстрагирование и дедукция. Кроме того, существенную роль в построении исследования сыграло обращение к методологии структурного функционализма. Помимо этого в рамках исследования осуществляется применение системного подхода, позволяющего осмыслить основные аспекты образовательной деятельности в их прямой и опосредованной взаимосвязи.

В рамках подготовки статьи было осуществлено обращение к ряду научных работ, имеющих теоретическое и методологическое значение. В частности, понимание институциональных процессов в образовательной среде было сформировано благодаря обращению к работам таких классиков социологической мысли, как Р. Мертон и Т. Парсонс. Осмысление социального

значения образования было осуществлено в опоре на исследование М. Д. Пе-тухова. Также отдельные аспекты образовательной деятельности были проанализированы в опоре на труды таких авторов, как Н. А. Люрья, К. С. Губа, М. М. Соколов, А. О. Цивинская, Д. М. Воронин, О. С. Мишин, О. А. Заваль-цева, Ю. А. Лях, Д. А. Шоев, В. В. Алексеенко, Г. М. Галиева, Е. В. Жилина. В рамках данных работ было осуществлено последовательное раскрытие проблем эффективности образования, были рассмотрены отдельные факторы, влияющие на характеристики образовательного процесса, исследованы проблемы культурно-информационных и структурных факторов образования.

Результаты

Факторы эффективности образования подразделяются на две основные группы:

- внутренние, связанные с состоянием структуры института образования и функциональностью основных его элементов;

- внешние, связанные с общественными институтами и процессами, не входящими в структуру института образования, однако оказывающими влияние на его состояние.

В свою очередь среди внешних факторов образования выделяются:

- институциональные факторы;

- социокультурные факторы.

Проведем детализацию представленной выше модели и раскроем основные принципы, связанные с комплексным характером динамической обусловленности образования.

Состояние системы образования традиционно оценивается как результат эффективного или неэффективного регулирования самого института образования, и, соответственно, кризисные тенденции в образовательной системе традиционно рассматриваются как показатель его структурных нарушений. Однако помимо внутренних факторов эффективности образовательной системы (квалификация преподавателей, качество образовательной программы, большая или меньшая адаптированность учителей и преподавателей к инновационным технологиям) существует также и ряд внешних факторов. В этом контексте одним из значимых оснований осмысления специфики функционирования института образования является структурный функционализм, в рамках которого раскрывается идея функциональной взаимосвязи общественных институтов [8] и принцип зависимости институциональных процессов от культурных факторов [9]. Аналитически можно выделить следующие виды внешних факторов образования:

- социальные факторы, влияющие на индивидуальные характеристики и уровень профессионализма педагогического состава;

- факторы обеспечения образовательной системы необходимыми ресурсами (информационными и материально-техническими);

- культурные факторы, определяющие жизненные стратегии учащихся, их ценностные ориентации и, в частности, отношение к знанию и образованию как таковому;

- социальные факторы, определяющие активность учащихся, их возможности и предрасположенность к вовлечению в образовательный процесс;

- технологические факторы, определяющие характер информационного взаимодействия и доступ членов общества к различным знаниям;

- факторы востребованности высшего образования в современном обществе.

Рассмотрим данные факторы функционирования системы образования. Прежде всего, следует отметить, что педагоги являются теми участниками образовательного процесса, от профессионализма и корректности которых напрямую зависит отношение учащихся к нему, их мотивация и вовлеченность. В данном контексте, на первый взгляд, вопрос заключается в том, что необходимо осуществлять грамотный отбор специалистов в рамках подбора работников в области образования, однако вопрос не исчерпывается характером кадровой работы, как минимум в силу того, что в ряде случаев имеет место нехватка специалистов.

В этом контексте реализуется классический принцип зависимости результатов конкурентного отбора от уровня предложения, иными словами, от количества специалистов, мотивированных на осуществление педагогической деятельности. И потому прослеживается четкая взаимосвязь между социальным статусом и уровнем материального положения педагогов и степенью востребованности данной профессии, что, в свою очередь, определяет возможности учебных заведений по выбору наиболее профессиональных педагогических работников. Как отмечает Р. Мертон, статусный аспект социальной активности напрямую влияет на предпочтительность для социального актора той или иной формы деятельности [9]. Применительно к рассматриваемой сфере это выражается в том, что создание условий для повышения востребованности педагогической профессии является в том числе фактором мотивации уже действующих педагогов к повышению своей квалификации. Отсюда первая зависимость - экономическая и статусная.

Еще один значимый аспект влияния экономических факторов на эффективность образования состоит в том, что от уровня материально-технического обеспечения напрямую зависит возможность образовательных учреждений реализовывать практические занятия в ряде сфер и использовать инновационные средства осуществления образовательной деятельности.

Рассмотрим социальные факторы, определяющие характеристики учащихся. На первый взгляд, предрасположенность к обучению является индивидуальной личностной характеристикой учащегося, однако на деле это не вполне так. Существует сразу несколько измерений данного вопроса: ценностное восприятие образования; наличие или отсутствие дисциплины; личные ресурсы, доступные для осуществления образовательной деятельности (время, здоровье и т.д.).

Первые два аспекта связаны с характеристиками культуры, которые определяют ценностные ориентации членов общества и модели их поведения, а также с влиянием института семьи, который определяет характер

социализации членов общества. Последний аспект связан с уровнем поддержки учащихся (жилая площадь в общежитии, стипендии) со стороны государства, а также со стороны семьи. И здесь немаловажное значение приобретает состояние экономики как фактор материальных возможностей учащихся. В условиях неблагоприятной экономической ситуации многие учащиеся вынуждены совмещать обучение с трудовой деятельностью, что негативно сказывается на эффективности учебного процесса.

Помимо сказанного выше следует отдельно отметить характер социально-правовой обстановки в обществе как фактор семейного благополучия учащихся, их дисциплины и социализации. Также немаловажное значение имеет то, что коррупция в учебных заведениях представляет собой частный случай преступной деятельности, и в данном случае обеспечение высокого уровня правопорядка представляет собой основание для нормализации отношений внутри образовательной системы, а также изменения моделей достижения цели учащимися в ходе учебного процесса.

Обратимся к следующему аспекту, а именно к проблеме востребованности образования на рынке труда. В данном случае ключевым моментом является то, насколько котируется диплом о высшем образовании, в частности насколько востребованы те специальности, по которым осуществляется подготовка. Чем более востребованным в обществе является образование, тем большую ценность оно представляет для учащихся. И в данном случае также налицо тесная взаимосвязь между экономической и образовательной системами.

В рамках анализа внешних факторов образования нельзя обойти вниманием такой вопрос, как влияние технологических факторов на качество образования. В данном случае можно выделить следующие важные характеристики: возможность внедрения инновационных технологий в образовательный процесс; необходимость адаптации образовательной программы с учетом новых научно-технических разработок и соответствующего изменения профессий (включая возникновение инновационных профессий и модификацию уже существующих); развитие информационных технологий как фактор повышения возможностей учащихся по получению знания и одновременно с этим обесценивания образовательной системы как источника знания.

Последним пунктом в проводимом аналитическом рассмотрении является роль культуры как фактора образования. В данном случае существует несколько значимых моментов. Во-первых, культура задает ценностные ориентации и определяет жизненные планы членов общества, в связи с чем от того, какие установки преобладают в культуре, существенно различается отношение учащихся к образованию и уровень их мотивации. Во-вторых, состояние культуры определяет преобладающие в обществе модели поведения и способы статусной идентификации, что влияет в том числе на характер отношения учащихся к педагогам. И, наконец, в-третьих, состояние культуры определяет характер и критерии социальной самоидентификации учащихся и их нацеленность на успех в тех сферах, в которые они включены. Все это

в совокупности в значительной мере влияет на характер образовательных отношений.

Таким образом, результаты функционирования института образования определяются сложным набором социальных факторов, выходящих за рамки его внутренней структурной определенности, что определяет перспективы опосредованного воздействия на эффективность образовательного процесса через нормализацию тех сфер, которые оказывают влияние на институт образования. Ключевыми направлениями исследований факторов опосредованного воздействия на институт образования являются анализ культурных и институциональных факторов образования.

Обсуждения. Одним из значимых вопросов в рамках научной дискуссии о факторах и перспективах развития образования является роль современных технологий (в первую очередь информационных технологий) и связанных с ними процессов в изменении условий образовательной деятельности. С одной стороны, не лишена оснований точка зрения, согласно которой возникновение современных информационных технологий таит в себе колоссальные перспективы развития и трансформации образовательных процессов и отношений, что связано как с феноменом удаленного образования, так и с доступом учащихся к огромным массивам информации на практически любую тематику [10]. С другой стороны, существуют обоснованные опасения, связанные с тем, что наличие постоянного доступа к большому количеству информации порождает особую культуру информационного взаимодействия, связанную не с обладанием знанием, а с привычкой получать доступ к нему, что снижает мотивацию учащихся, полагающих, что они могут в любой момент получить необходимое знание. В этом контексте, в частности, приобретает актуальность проблема формирования эксклюзивного статуса преподаваемых в рамках образовательного процесса знаний. Еще одна значимая проблема, имеющая во многом дискуссионный характер, связана с необходимостью выработки адекватных критериев эффективности образования: как отмечают исследователи, в настоящее время не сложилось единой системы представлений о том, что именно целесообразно рассматривать в качестве основания оценки реализации функций института образования [11]. Это во многом связано с множественностью социальных функций образования и качественным многообразием направлений подготовки, что существенно усложняет оценочную деятельность.

Заключение

Представления о факторах образования напрямую определяют доступный инструментарий по оптимизации образовательного процесса, и потому в настоящее время критическую значимость приобретает целостное понимание вопроса о причинах нарушений в сфере образовательной деятельности. В этом контексте уровень разработанности проблемы эффективности образования свидетельствует о недостаточном уровне внимания, уделяемого внешним факторам эффективности образования, на фоне активных поисков

оптимальной структуры самого образовательного института. По этой причине результаты исследования соответствуют основным критериям научной новизны, а поставленная в работе проблема характеризуется высоким уровнем перспективности дальнейшей теоретической и прикладной разработки. В ходе исследования была определена и концептуализирована зависимость образования от состояния таких общественных институтов, как экономика, семья, здравоохранение, право, которая связана, с одной стороны, с функциональными запросами образовательной системы в отношении данных институтов, с другой - с влиянием внутренних процессов, которые реализуются в рамках данных сфер общественной жизни, на социальное положение, возможности и характеристики преподавательского состава и учащихся.

Также очень весомое влияние на образовательный процесс оказывают факторы культурного плана, определяющие ценности, цели и модели поведения членов общества, вовлеченных в образовательный процесс, их мотивацию [12], а также уровень технического прогресса, в особенности в тех его аспектах, которые связаны со сферой информационного взаимодействия. При этом общий принцип в данном случае заключается в том, что эффективность системы образования определяется, с одной стороны, ее согласованностью с другими общественными институтами, с другой - степенью их внутренней стабильности и структурной согласованности.

По этой причине многие наблюдаемые ныне кризисные тенденции в образовательной среде связаны не столько с неблагоприятным состоянием самого института образования, сколько с деструктивными явлениями в других областях общественной жизни, а также кризисными тенденциями в культурной сфере. А это, в свою очередь, определяет новые векторы и перспективные направления социального регулирования, осуществляемого с целью повышения эффективности образования.

Важность полученных результатов заключается в том, что более глубокое понимание динамических факторов, определяющих состояние и характер образовательных отношений, позволяет, с одной стороны, своевременно выявлять рискогенные факторы, влияющие на образовательную систему, с другой - формировать развернутую систему мер, учитывающую социокультурную обусловленность образования.

Список литературы

1. Петухов М. Д. Образование как фактор социального прогресса // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2020. № 2. С. 1131-1134.

2. Галиева Г. М., Жилина Е. В. Высшее образование: факторы и ориентиры регионального развития // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2019. № 1 (27). С. 113-120.

3. Кузнецова О. Н. Репродукция культурной системы как высшая функция высшего образования // Теория и практика общественного развития. 2018. № 6. С. 33-35.

4. Воронин Д. М., Мишина О. С., Завальцева О. А. Критерии эффективности современной образовательной организации как основа оценки и повышения качества образования // Перспективы науки и образования. 2018. № 5 (35). С. 18-25.

5. Губа К. С., Соколов М. М., Цивинская А. О. Фиктивная эффективность: что на самом деле оценивал мониторинг эффективности образовательных организаций // Вопросы образования. 2020. № 1. С. 97-125.

6. Лях Ю. А. Факторы, влияющие на формирование качества образования // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 2. С. 8-16.

7. Севостьянов Д. А. Образовательные стандарты и кризис образования // Высшее образование в России. 2018. № 4. С. 57-65.

8. Парсонс Т. Система современных обществ / пер. с англ. Л. А. Седова, А. Д. Ковалева ; под ред. М. С. Ковалевой. М. : Аспект Пресс, 1998. 270 с.

9. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М. : ACT, 2006. 873 с.

10. Алексеенко В. В. Анализ факторов развития информатизации образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 7-10.

11. Люрья Н. А. Семиотическая диагностика: методология измерения эффективности трансформаций в образовании // Высшее образование в России. 2020. № 11. С. 122-127.

12. Шоев Д. А. Важные факторы повышения качества образования // Проблемы Науки. 2019. № 12-2 (145). С. 106-109.

References

1. Petukhov M.D. Education as a factor of social progress. Zdorov'e - osnova chelovech-eskogo potentsiala: problemy i puti ikh resheniya = Health is the basis of human potential: problems and ways to solve them. 2020;(2): 1131-1134. (In Russ.)

2. Galieva G.M., Zhilina E.V. Higher education: factors and guidelines for regional development. Vestnik UGNTU. Nauka, obrazovanie, ekonomika. Seriya: Ekonomika = Bulletin of Ufa State Petroleum Technological University. Science, education, economics. Series: economics. 2019;(1):113-120. (In Russ.)

3. Kuznetsova O.N. Reproduction of the cultural system as the highest function of higher education. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and practice of social development. 2018;(6):33-35. (In Russ.)

4. Voronin D.M., Mishina O.S., Zaval'tseva O.A. Criteria for the effectiveness of a modern educational organization as the basis for assessing and improving the quality of education. Perspektivy nauki i obrazovaniya = Prospects for science and education. 2018;(5):18-25. (In Russ.)

5. Guba K.S., Sokolov M.M., Tsivinskaya A.O. Fictitious effectiveness: what monitoring of the effectiveness of educational organizations actually assessed. Voprosy obrazovani-ya = Education issues. 2020;(1):97-125. (In Russ.)

6. Lyakh Yu.A. Factors influencing the formation of the quality of education. Yaro-slavskiy pedagogicheskiy vestnik = Yaroslavl pedagogical bulletin. 2018;(2):8-16. (In Russ.)

7. Sevost'yanov D.A. Educational standards and the education crisis. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher education in Russia. 2018;(4):57-65. (In Russ.)

8. Parsons T. Sistema sovremennykh obshchestv = System of modern societies. Transl. from Engl. by L.A. Sedov, A.D. Kovalev. Moscow: Aspekt Press, 1998:270. (In Russ.)

9. Merton R. Sotsial'naya teoriya i sotsial'naya struktura = Social theory and social structure. Moscow: ACT, 2006:873. (In Russ.)

10. Alekseenko V.V. Analysis of factors in the development of informatization of education. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya = Problems of modern teacher education. 2018;(59-3):7-10. (In Russ.)

11. Lyur'ya N.A. Semiotic diagnostics: methodology for measuring the effectiveness of transformation in education. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher education in Russia. 2020;(11):122-127. (In Russ.)

12. Shoev D.A. Important factors for improving the quality of education. Problemy Nauki = Science Issues. 2019;(12-2):106-109. (In Russ.)

Информация об авторах /

Антон Александрович Филиппов кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической безопасности, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: ntnppov@mail.ru

formation about the authors

Anton A. Filippov

Candidate of sociological sciences, associate professor of the sub-department of management and economic security, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Людмила Ивановна Найденова

доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии и управления персоналом, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

Lyudmila I. Naidenova

Doctor of sociological sciences, professor,

professor of the sub-department

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

of sociology and personnel management,

Penza State University (40 Krasnaya street,

Penza, Russia)

E-mail: linajdenova@yandex.ru

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflicts of interests.

Поступила в редакцию / Received 05.04.2023

Поступила после рецензирования и доработки / Revised 17.05.2023 Принята к публикации / Accepted 11.06.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.