Научная статья на тему 'СООТНОШЕНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ'

СООТНОШЕНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
19
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / СЛУЖЕНИЕ ОТЕЧЕСТВУ / КУЛЬТУРА / КОММУНИКАЦИЯ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тумин Александр Юрьевич

В условиях интенсификации внешних и внутренних социальных рисков одним из ключевых факторов сохранения социальной стабильности является консолидация усилий членов общества, направленных на обеспечение конструктивного социального взаимодействия, нормализацию функции основных общественных институтов, а также преодоление существующих угроз социальной стабильности. В этом контексте одним из мощных социально-сберегающих факторов является патриотизм, определяющий стремление граждан к реализации общественных интересов. В настоящее время развитие патриотизма входит в число ключевых задач современного российского общества. Реализация данной задачи возможна при условии определения основного спектра факторов, влияющих на развитие патриотического сознания. Выделяются два основных направления исследовательской деятельности: анализ институциональных факторов развития патриотизма и изучение культурных оснований формирования патриотического сознания. Исследование институциональных факторов развития патриотизма позволяет, с одной стороны, определить роль и значение социальных механизмов, непосредственно формирующих гражданские установки, с другой - выявить взаимосвязь между состоянием основных сфер общественной жизни и способом отношения членов общества к окружающей их социальной действительности. Исследование социокультурных факторов развития патриотизма позволяет определить моменты преемственности гражданских установок, а также определить влияние коммуникационного фактора формирования социального мировоззрения на конечный уровень патриотизма в обществе. Однако конечное определение актуальных тенденций формирования патриотических установок в гражданской среде возможно только при условии сопоставления факторов институционального и социокультурного плана, поскольку состояние основных общественных институтов определяет характер получаемого членами общества личного социального опыта. В свою очередь, исходные характеристики социального мировоззрения, сформированные под влиянием внешних культурных факторов, влияют на интерпретацию получаемого социального опыта. Это свидетельствует о необходимости комплексной оценки предпосылок формирования патриотизма в общественной среде, учитывающей как состояние основных общественных институтов, так и характер актуальных тенденций в культурной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATIO BETWEEN INSTITUTIONAL AND SOCIO-CULTURAL FACTORS IN FORMATION OF THE PATRIOTIC CONSCIOUSNESS

Intensification of external and internal social risks demonstrates that one of the key factors in maintaining social stability is consolidation of the society members' efforts aimed at ensuring constructive social interaction, normalizing the main public institutions operation, as well as overcoming the existing threats to social stability. In this context, patriotism becomes one of the powerful social saving factors, as it determines the citizens desire to realize their public interests. Currently, development of patriotism is one of the key tasks in the modern Russian society. Implementation of this approach appears possible, if the main spectrum of factors influencing the patriotic consciousness development is determined. Two main areas of the research activity could be identified: analysis of the institutional factors in the patriotism development and study of the cultural foundations for formation of the patriotic consciousness. Studying institutional factors in the patriotism development makes it possible, on the one hand, to determine the role and significance of social mechanisms that directly are forming the civic attitudes. On the other hand, such study allows identifying the relationship between the state of the public life main spheres and the way members of society react to the social reality surrounding them. Study of sociocultural factors in the patriotism development makes it possible to determine the moments of continuity in civil attitudes, as well as the influence of the communication factor in formation of the social worldview on the final level of patriotism in the society. However, final determination of the current trends in forming patriotic attitudes in the civic environment becomes possible, only if the institutional and sociocultural factors are compared, since the state of main social institutions determines the nature of personal social experience received by the society members. In turn, initial characteristics of the social worldview are formed under the influence of external cultural factors and affect interpretation of the resulting social experience. This indicates the need for a comprehensive evaluation of the prerequisites for formation of patriotism in the public environment taking into account both the state of the main public institutions and the nature of current trends in the cultural sphere.

Текст научной работы на тему «СООТНОШЕНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ»

УДК 172.12

БОТ: 10.18698/2306-8477-2023-2-831

Соотношение институциональных и социокультурных факторов формирования патриотического сознания

© А.Ю. Тумин

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, 117437, Россия

В условиях интенсификации внешних и внутренних социальных рисков одним из ключевых факторов сохранения социальной стабильности является консолидация усилий членов общества, направленных на обеспечение конструктивного социального взаимодействия, нормализацию функции основных общественных институтов, а также преодоление существующих угроз социальной стабильности. В этом контексте одним из мощных социально-сберегающих факторов является патриотизм, определяющий стремление граждан к реализации общественных интересов. В настоящее время развитие патриотизма входит в число ключевых задач современного российского общества. Реализация данной задачи возможна при условии определения основного спектра факторов, влияющих на развитие патриотического сознания. Выделяются два основных направления исследовательской деятельности: анализ институциональных факторов развития патриотизма и изучение культурных оснований формирования патриотического сознания. Исследование институциональных факторов развития патриотизма позволяет, с одной стороны, определить роль и значение социальных механизмов, непосредственно формирующих гражданские установки, с другой — выявить взаимосвязь между состоянием основных сфер общественной жизни и способом отношения членов общества к окружающей их социальной действительности. Исследование социокультурных факторов развития патриотизма позволяет определить моменты преемственности гражданских установок, а также определить влияние коммуникационного фактора формирования социального мировоззрения на конечный уровень патриотизма в обществе. Однако конечное определение актуальных тенденций формирования патриотических установок в гражданской среде возможно только при условии сопоставления факторов институционального и социокультурного плана, поскольку состояние основных общественных институтов определяет характер получаемого членами общества личного социального опыта. В свою очередь, исходные характеристики социального мировоззрения, сформированные под влиянием внешних культурных факторов, влияют на интерпретацию получаемого социального опыта. Это свидетельствует о необходимости комплексной оценки предпосылок формирования патриотизма в общественной среде, учитывающей как состояние основных общественных институтов, так и характер актуальных тенденций в культурной сфере.

Ключевые слова: патриотизм, общество, общественные институты, общественное сознание, служение Отечеству, культура, коммуникация, мировоззрение, формирование патриотизма

По ряду оснований современный исторический этап можно назвать временем интенсивных социальных рисков. С одной стороны, имеет место высокая трансформационная динамика на уровне некоторых общественных институтов, что порождает сопутствующие кризисные тенденции [1, с. 3]. С другой стороны, происходит обострение противоречий как внутри российского общества (что во многом является следствием трансформационных процессов в обществе), так и во внешнеполитической сфере [2, с. 38]. В условиях интенсификации социальных рисков закономерным является повышение востребованности социальных явлений и процессов, которые могли бы способствовать росту стабильности общества. В этом контексте одним из важнейших условий сохранения общественной стабильности является консолидация членов общества, формирование в их среде готовности к сотрудничеству, преодолению существующих противоречий и выстраиванию эффективной системы взаимодействия, отвечающей актуальным социальным запросам [3, с. 26-28]. Одним из важнейших аспектов консолидации членов общества является наличие развитых гражданских установок, которые способствуют возникновению общности целей и социальных ценностей, а также выбору стратегии индивидуальной социальной активности, которая, благодаря ориентации социального субъекта на служение Отечеству, будет способствовать укреплению общества в целом [4]. Это свидетельствует о существенном росте необходимости развития патриотических установок в гражданской среде в условиях интенсивных внешних и внутренних вызовов, поскольку патриотизм представляет собой один из важнейших социально-сберегающих факторов [5].

Условиями развития патриотизма в гражданской среде являются определение причин, по которым оно затруднено, и осмысление общих принципов формирования патриотического сознания. По этой причине закономерный шаг в создании условий для развития патриотизма — изучение основных факторов формирования патриотических установок в гражданской среде. Понимание данных факторов позволяет, с одной стороны, обладать более конкретным знанием текущих процессов формирования патриотизма, с другой — дает возможность для определения наиболее перспективных «точек воздействия» на ситуацию. В рамках настоящей статьи автор исходит из гипотезы, согласно которой патриотизм как форма социального мировоззрения возникает под влиянием сложного набора факторов, включающих в себя состояние основных общественных институтов (что определяет структурный аспект проблемы развития патриотизма) и характер культурных процессов, реализуемых в обществе (что включает в себя такие аспекты, как состояние и содержание мировоззрения членов общества, а также коммуникативных процессов,

напрямую влияющих на их мировоззрение). Соответственно, адекватное понимание оснований развития патриотизма в обществе (равно как и причин, определяющих нарушение гражданского самосознания в общественной среде) возможно только в условиях комплексного рассмотрения и сопоставления между собой институциональных и со-цио-культурных факторов.

Тематика патриотизма на протяжении длительного времени входит в область научных интересов исследователей, в связи с чем имеет место большое количество работ, посвященных отдельным аспектам его изучения. При этом основной спектр исследований связан с анализом условий формирования патриотизма у представителей конкретных социальных групп — студенческой молодежи, сотрудников силовых структур, учителей и т. д. Одновременно с этим в ряде работ дается общее определение специфики патриотизма как социального явления и как формы социального мировоззрения. В частности, выделяются диссертационные труды таких авторов, как Н.П. Лузик [6], Д.А. Карманова [7], В Н. Шейко [8].

При подготовке статьи было использовано несколько групп источников. Существенное влияние на изучение институционального аспекта формирования патриотизма оказали работы таких классиков социологической мысли, как Т. Парсонс [9] и Р. Мертон [10]. Влияние исходных установок мировоззрения на формирование отношения к Отечеству рассмотрено на основе работы Т. Бергера и П. Лукмана [11]. Специфика влияния медийных процессов на общество рассмотрена на основе труда М. Маклюэна «Понимание медиа» [12]. Отдельные аспекты исследования патриотизма были раскрыты с использованием публикаций таких авторов, как Н.П. Лузик [6], Д.А. Карманова [7], В Н. Шейко [8], С.Ю. Иванова [13], Т.Н. Бессонова [14], М.А. Абрамов [5], В.Л. Дубровин [15].

Патриотизм представляет собой форму социального мировоззрения, связанную с ориентацией на сопричастность интересам локальной социально-политической общности, определяемой по критерию принадлежности к конкретному государству. Основными признаками патриотического отношения являются наличие национальной гордости, признание значимости интересов своего государства, самоидентификация по критерию гражданской принадлежности, ориентация на деятельную реализацию интересов своей страны [7]. Анализируя категорию патриотизма, исследователи обращают внимание на то, что он представляет собой сложное явление, включающее в себя множество различных по своей природе мировоззренческих установок [13], поэтому дискуссии о природе и категориальной определенности патриотизма не завершены вплоть до настоящего времени [8]. В свою очередь, разночтения в понимании того, что именно представляет собой патриотизм, порождают

многообразие теоретических подходов к вопросу о том, каким образом возможно развивать его в гражданской среде. Это является одной из причин отсутствия в настоящее время однозначного понимания эффективных способов формирования патриотизма в обществе, несмотря на то что оно входит в число важнейших общественных интересов.

В рамках настоящей статьи автор придерживается точки зрения, согласно которой патриотизм представляет собой прежде всего форму социального мировоззрения, характеризующего отношение субъекта к социально-политической общности, в которую он включен [16, с. 87, 88]. Соответственно, вопрос о формировании патриотизма при такой его трактовке сводится к осмыслению того, как происходит образование основных установок мировоззрения субъекта, определяющих его приоритеты, способы оценки окружающей действительности, личные цели и т. д. Важно понимать два ключевых момента: мировоззрение членов общества связано с их субъектностью — способностью осуществления познавательной деятельности, интерпретации получаемого опыта и знаний, их сопоставления между собой, одновременно с этим оно представляет собой объект внешнего формирующего воздействия, в результате которого у них формируются определенные представления, способы отношения, оценки и т. д.

Таким образом, существуют два рода процессов, определяющих характеристики социального мировоззрения членов общества: связанные с непосредственно осуществляемой ими познавательной деятельностью и связанные с оказываемым на них внешним информационным воздействием, конечным результатом которого становится привитие отдельных идей, представлений и установок.

Именно процесс социального познания ложится в основу формирования социального мировоззрения. Воспринимая окружающую действительность, человек составляет о ней определенные представления, позиционирует отношение к различным сферам общественной жизни. И очень важным аспектом получаемого таким образом социального мировоззрения становится то, какой опыт взаимодействия с социальной средой получает субъект. Одним из важнейших факторов становления патриотического мировоззрения или отхода от него является личный опыт взаимодействия с государственными институтами, получаемый членами общества. Следует отметить, что от состояния основных общественных институтов (и в первую очередь государственных) напрямую зависит то, насколько благоприятный социальный опыт будет воспринят и обобщен членами общества. Граждане обладают возможностью лично оценить степень эффективности основных государственных институтов в рамках получения образования, медицинской помощи, обращения в правоохранительные органы, различные госучреждения и т. д. В условиях, когда данный опыт носит благоприятный характер,

создаются предпосылки для формирования положительного отношения к своему государству, оценке его высокой эффективности, нацеленности на реализацию интересов граждан и т. д. В свою очередь, в условиях, когда члены общества приобретают негативный социальный опыт взаимодействия с государственными структурами либо непосредственно переживают отрицательные последствия их неэффективной работы, в значительной степени подрываются основы патриотического мировоззрения. Исходя из этого, можно заключить, что одним из базовых аспектов формирования патриотического сознания является создание условий для получения гражданами благоприятного опыта взаимодействия с ключевыми государственными институтами, что может быть реализовано только при условии повышения их эффективности и функциональной адекватности. Это суждение хорошо соотносится с теорией социальной аномии Р. Мертона, рассматривавшего нарушение социокультурных установок членов общества в условиях дисфункции общественных институтов [10].

Рассматривая институциональный аспект развития патриотизма, следует отметить, что он связан не только с процессом активного, самостоятельного познания человеком действующих общественных институтов, но и с тем, каким образом существующие социальные институты воздействуют на него с целью формирования в его сознании конкретных мировоззренческих установок. Для того чтобы проиллюстрировать данный аспект, следует отметить, что основные действующие институты социализации (семья, школа) в качестве одной из своих функций предполагают формирование в мировоззрении человека, включенного в данные институты, конструктивных социальных установок, способствующих его успешной интеграции в общественную систему [9]. По этой причине имеет значение не только то, что эффективность общественных институтов как объекта социального познания определяет конечные его результаты, но и то, что их эффективность как субъекта воздействия на мировоззрение человека определяет конечные характеристики его социальных представлений [14].

Одна из серьезных ошибок в выработке стратегий развития патриотизма в обществе связана с тем, что данный процесс нередко рассматривается только с одной стороны — как навязывание определенных идей, целенаправленное воспитательное воздействие на человека, прививающее ему конкретные ценностные ориентации и жизненные цели. Вместе с тем то, насколько предрасположен социальный субъект к формированию патриотических установок, в значительной степени связано с тем, каким образом он воспринимает социальную действительность [6]. И тут имеют значение два ключевых аспекта: реальное положение дел в обществе и то, каким образом социальный субъект получает и интерпретирует информацию о состоянии общества и характеристиках ключевых его элементов. Первый аспект — это

состояние общественных институтов, которое было рассмотрено выше. Чем более эффективной и стабильной является общественная структура, тем лучше проявляются предпосылки для формирования позитивных социальных установок [15, с. 196-198]. Следует отметить, что процессы получения социального опыта в настоящее время носят сложный характер, из чего следует второй аспект затрагиваемой проблемы — способ приобретения субъектом социального опыта и характер его интерпретации. Как отмечает М. Маклюэн, одним из преобладающих аспектов формирования социального опыта является его получение извне в процессе коммуникации, причем речь идет как о межличностной коммуникации, так и о процессах, связанных с обращением познающего субъекта к различным медийным источникам, описывающим общественную реальность [12]. Соответственно, доминирование опосредованных способов получения социального опыта приводит к тому, что область социальной коммуникации способна породить «альтернативную социальную реальность» [17], в которую члены общества поверят, как будто опыт, полученный ими из сторонних источников, является надежным и неоспоримым. Важнейший фактор формирования социального мировоззрения в данном случае — глубокое воздействие результатов социального познания на исходные установки мировоззрения, поскольку человек склонен к тому, чтобы «подгонять» получаемый опыт к уже сложившейся у него системе мировоззрения [11]. Таким образом, даже непосредственно получаемый личный социальный опыт в определенной степени вторичен по отношению к сложившимся под влиянием культурно-информационных и институциональных факторов установкам мировоззрения.

Подводя итоги статьи, следует отметить, что формирование патриотизма — это процесс, который реализуется прежде всего на уровне мировоззрения членов общества, в связи с чем наиболее перспективным является исследование факторов, воздействующих на социальное мировоззрение граждан. Можно выделить два рода факторов, определяющих характеристики мировоззрения членов общества: институционального плана и социокультурные.

Данные группы факторов формирования социального мировоззрения не являются автономными, независимыми друг от друга, поскольку ряд процессов трансляции культурных установок реализуется за счет действующих общественных институтов, и, в свою очередь, оценка социальной действительности и встроенных в нее институциональных сфер во многом осуществляется в опоре на критерии и ожидания, закладываемые в мировоззрение субъекта культурой, в рамках реализации познавательной деятельности через коммуникацию. По этой причине культурные и институциональные факторы патриотизма могут быть теоретически детализированы по отдельности, однако их конечное воздействие на ситуацию носит комплексный, совмещенный характер.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Губанов Н.Н., Губанов Н.И., Черемных Л.Г. Общество риска. Гуманитарный вестник, 2022, № 4. http://dx.doi.org/10.18698/2306-8477-2022-4-791

[2] Ходаковский Е.А. Цивилизационная идея России как фактор глобальной безопасности. Society and Security Insights, 2020, № 3, с. 35-39.

[3] Тулузакова М.В. Стратегия формирования солидарного общества: практика, социальные риски и перспективы. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология, 2014, № 2, с. 26-30.

[4] Шокаримова К.А. Воспитание патриотизма у студентов на занятиях русского языка и литературы. Academic research in educational sciences, 2021, № 4, с. 1127-1132.

[5] Абрамов М.А. Патриотическое воспитание в условиях сложных социоструктурных преобразований. Вестник Адыггейского государственного университета. Серия 1. Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, 2018, № 1, с. 85-90.

[6] Лузик Н.П. Патриотизм как социокультурный феномен: дис. ... канд. филос. наук. Санкт-Петербург, 2007, 161 с.

[7] Карманова Д.А. Патриотизм как общественное отношение: социально-философский анализ: дис.... канд. филос. наук. Иваново, 2007, 159 с.

[8] Шейко В.Н. Российский патриотизм: государственные и этнорегиональные социокультурные аспекты: дис.... канд. филос. наук. Краснодар, 2005, 180 с.

[9] Парсонс Т. О структуре социального действия. Москва, Академический проект, 2000, 880 с.

[10] Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. Москва, ACT, 2006, 873 с.

[11] Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Москва, Медиум, 1995, 323 с.

[12] Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. Москва, КАНОН-пресс, 2003, 464 с.

[13] Иванова С.Ю. Патриотизм в культуре современной России: дис. ... д-ра филос. наук. Ставрополь, 2004, 403 с.

[14] Бессонова Т.Н. Воспитание гражданственности: институциональный подход. Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2011, № 3, с. 121-130.

[15] Дубровин В.Л. Патриотизм в институциональной системе российского общества. Социально-гуманитарные знания, 2015, № 9, с. 195-202.

[16] Трифонов Ю.Н. К вопросу о патриотизме как субъект-объектном отношении. Вестник ТГУ, 1996, № 2, с. 87-90.

[17] Дуреева Н.С., Дуреев С.П. Философское содержание основных моделей мира. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Сер. Гуманитарные и социальные науки, 2019, № 2, с. 116-124.

Статья поступила в редакцию 16.03.2023

Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом:

Тумин А.Ю. Соотношение институциональных и социокультурных факторов формирования патриотического сознания. Гуманитарный вестник, 2023, вып. 2.

http://dx.doi.org/10.18698/2306-8477-2023-2-831

Тумин Александр Юрьевич — канд. юрид. наук, старший преподаватель кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. е-таЛ: tumin-msk@mail.ru

Ratio between institutional and socio-cultural factors in formation of the patriotic consciousness

© A.Yu. Tumin

Vladimir Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, 117437, Russia

Intensification of external and internal social risks demonstrates that one of the key factors in maintaining social stability is consolidation of the society members' efforts aimed at ensuring constructive social interaction, normalizing the main public institutions operation, as well as overcoming the existing threats to social stability. In this context, patriotism becomes one of the powerful social saving factors, as it determines the citizens desire to realize their public interests. Currently, development of patriotism is one of the key tasks in the modern Russian society. Implementation of this approach appears possible, if the main spectrum of factors influencing the patriotic consciousness development is determined. Two main areas of the research activity could be identified: analysis of the institutional factors in the patriotism development and study of the cultural foundations for formation of the patriotic consciousness. Studying institutional factors in the patriotism development makes it possible, on the one hand, to determine the role and significance of social mechanisms that directly are forming the civic attitudes. On the other hand, such study allows identifying the relationship between the state of the public life main spheres and the way members of society react to the social reality surrounding them. Study of sociocultural factors in the patriotism development makes it possible to determine the moments of continuity in civil attitudes, as well as the influence of the communication factor in formation of the social worldview on the final level ofpatriotism in the society. However, final determination of the current trends in forming patriotic attitudes in the civic environment becomes possible, only if the institutional and sociocultural factors are compared, since the state of main social institutions determines the nature of personal social experience received by the society members. In turn, initial characteristics of the social worldview are formed under the influence of external cultural factors and affect interpretation of the resulting social experience. This indicates the need for a comprehensive evaluation of the prerequisites for formation ofpatriotism in the public environment taking into account both the state of the main public institutions and the nature ofcurrent trends in the cultural sphere.

Keywords: patriotism, society, public institutions, public consciousness, service to Homeland, culture, communication, worldview, patriotism formation

REFERENCES

[1] Gubanov N.N., Gubanov N.I., Cheremnykh L.G. Obschestvo riska [Risk society].

Gumanitarny vestnik — Humanities Bulletin of BMSTU, 2022, no. 4 (96). https://doi.org/10.18698/2306-8477-2022-4-791

[2] Khodakovsky E.A. Tsivilizatsionnaya ideya Rossii kak factor globalnoy bezopasnosti [The civilization idea of Russia as a factor of global security]. Society and Security Insights, 2020, no. 3, pp. 35-39.

[3] Tuluzakova M.V. Strategiya formirovaniya solidarnogo obschestva: praktika, sotsialnye riski i perspektivy [Strategy formation social solidarity: practice, social risks and prospects]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya Sotsiologiya. Politologiya — Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology, 2014, no. 2, pp. 26-30.

[4] Shokarimova K.A. Vospitanie patriotizma u studentov na zanyatiyakh russkogo yazyka i literatury [Fostering patriotism among students in the classroom of the Russian language and literature]. Academic research in educational sciences, 2021, no. 4, pp. 1127-1132.

[5] Abramov M.A. Patrioticheskoe vospitanie v usloviyakh globalnykh sotsiostrukturnykh preobrazovaniy [Patriotic education in the conditions of global socio-structural transformations]. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 1. Regionovedenie: filosofiya, istoriya, sotsiologiya, yurisprudentsiya, politologiya, kulturologiya — The Bulletin of Adyghe State University. Series 1: Regional Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Science, Cultural Science, 2018, no. 1 (214), pp. 85-90.

[6] Luzik N.P. Patriotizm kak sotsiokulturnyi factor: Dis... kand. filos. nauk [Patriotism as a socio-cultural phenomenon. Dissertation, Candidate of Sciences (Philosophy)]. Saint Petersburg, 2007, 161 p.

[7] Karmanova D.A Patriotizm kak obschestvennoe otnoshenie: sotsialno-filisofskiy analiz. Dis... kand. filos. nauk [Patriotism as the social attitude: socio-philosophical analysis. Dissertation, Candidate of Sciences (Philosophy)]. Ivanovo, 2007, 159 p.

[8] Sheiko V.N. Rossiyskiy patriotizm: gosudarstvennye etnoregionalnye sotsiokulturnye aspekty: Dis... kand. filos. nauk [Russian patriotism: state and ethno-regional socio-cultural aspects. Dissertation, Candidate of Sciences (Philosophy)]. Krasnodar, 2005, 180 p.

[9] Parsons T. The structure of social action. The University of Chicago Press, 1940 [In Russ.: Parsons T. O strukture sotsialnogo deystviya. Moscow, Academic Project Publ., 2000, 880 p.].

[10] Merton R. Social theory and social structure. The Free Press, 1968 [In Russ.: Merton R. Sotsialnaya teoriya i sotsialnaya struktura. Moscow, AST Publ., 2006, 873 p.].

[11] Berger P., Luckmann T. The social construction of reality. Penguin Books, 1968 [In Russ.: Berger P., Lukman T. Sotsialnoe konstruirovanie realnosti. Moscow, Medium Publ., 1995, 323 p.].

[12] McLuhan M. Understanding Media: The Extensions of Man. The MIT Press, reprint edition, 1994 [In Russ.: McLuhan M. Ponimanie media: vneshnee rasshirenie cheloveka Moscow, CANON-press Publ., 2003, 464 p.].

[13] Ivanova S.Yu. Patriotizm v kulture sovremennoy Rossii: Dis. ... d-ra filos. nauk [Patriotism in the culture of modern Russia. Dissertation, Doctor of Sciences (Philosophy)]. Stavropol, 2004, 403 p.

[14] Bessonova T.N. Vospitanie grazdanstevennosti: institutsionalnyi podkhod [Civic education: institutional approach]. Vestnik LGU im. A.S. Pushkina — Pushkin Leningrad State University Journal, 2011, no. 3, pp. 121-130.

[15] Dubrovin V.L. Patriotizm v institutsionalnoy sisteme rossiyskogo obschestva [Patriotism in the institutional system of Russian society]. Sotsialno-gumanitarnye znaniya — Social and Humanitarian Knowledge, 2015, no. 9, pp. 195-202.

[16] Trifonov Yu.N. K voprosu o patriotizme kak subyekt-obyektnom otnoshenii [On the question of patriotism as the subject-object relationship]. Vestnik TGU — Tomsk State University Journal, 1996, no. 2, pp. 87-90.

[17] Dureeva N.S., Dureev S.P. Filosofskoe soderzhanie osnovnykh modeley mira [Philosophical content of the main world models]. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federalnogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i sotsialnye nauki — Vestnik of Northern (Arctic) Federal University. Series: Humanitarian and Social Sciences, 2019, no. 2, pp. 116-124.

Tumin A.Yu., Cand. Sc. (Law}, Senior Lecturer, Department of Philosophy, Vladimir Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. e-mail: tumin-msk@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.