Научная статья на тему 'Институциональные и инфраструктурные аспекты развития онлайн-торговли в Монголии: на примере рынка детских товаров'

Институциональные и инфраструктурные аспекты развития онлайн-торговли в Монголии: на примере рынка детских товаров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Монголия / Россия / онлайн-торговля / рынок детских товаров / Mongolia / Russia / online trading / children’s goods market

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белан Анастасия Вадимовна, Пинегина Ирина Тарасовна

Цель исследования заключалась в определении условий по выходу на монгольский рынок магазина с пунктом выдачи детских товаров, заказанных на маркетплейсах России. В статье кратко отражена последовательность определения оптимального рынка как условие расширения географии компании. Представленная статистика показывает развитие не только рынка детских товаров, но и включение в традиционную систему торговых взаимоотношений онлайн инструментов. Сегментация рынка по половозрастной структуре позволила выделить группы товаров на определенный возраст. Авторами определены особенности данного рынка: рост Интернет-торговли, рост товарооборота между двумя странами, рост спроса на детские товары. В заключении сделаны акценты на возможные изменения в регулировании онлайн торговли и сложность логистики в отдаленные районы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL AND INFRASTRUCTURAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF ONLINE TRADING IN MONGOLIA: THE EXAMPLE OF THE CHILDREN’S GOODS MARKET

The purpose of the study was to determine the conditions for entering the Mongolian market for a store with a point of delivery of children’s goods ordered on Russian marketplaces. The article briefly reflects the sequence of determining the optimal market as a condition for expanding the company’s geography. The presented statistics show the development not only of the children’s goods market, but also the inclusion of online tools in the traditional system of trade relations. Market segmentation by gender and age structure made it possible to identify product groups for a certain age. The authors identified the features of this market: the growth of Internet commerce, the growth of trade turnover between the two countries, the growth of demand for children’s goods. In conclusion, emphasis is placed on possible changes in the regulation of online trade and the complexity of logistics to remote areas.

Текст научной работы на тему «Институциональные и инфраструктурные аспекты развития онлайн-торговли в Монголии: на примере рынка детских товаров»

Институциональные и инфраструктурные аспекты развития онлайн-торговли в Монголии: на примере рынка детских товаров

Белан Анастасия Вадимовна,

студент, Тихоокеанский государственный университет E-mail: 2020101818@pnu.edu.ru

Пинегина Ирина Тарасовна,

канд. эконом. наук, доцент, Тихоокеанский государственный университет

E-mail: pinegina2005@mail.ru

Цель исследования заключалась в определении условий по выходу на монгольский рынок магазина с пунктом выдачи детских товаров, заказанных на маркетплейсах России. В статье кратко отражена последовательность определения оптимального рынка как условие расширения географии компании. Представленная статистика показывает развитие не только рынка детских товаров, но и включение в традиционную систему торговых взаимоотношений онлайн инструментов. Сегментация рынка по половозрастной структуре позволила выделить группы товаров на определенный возраст. Авторами определены особенности данного рынка: рост Интернет-торговли, рост товарооборота между двумя странами, рост спроса на детские товары. В заключении сделаны акценты на возможные изменения в регулировании онлайн торговли и сложность логистики в отдаленные районы.

Ключевые слова: Монголия, Россия, онлайн-торговля, рынок детских товаров

а. в

Индустрия детских товаров - сектор экономики, определяющий производство и продажу товаров и услуг для материнства и детства. Данный сегмент обладает особенностями спроса и определенным поведением потребителей, что выявляет возможности рынка. В отличие от других сегментов, в детской отрасли спрос не является отложенным, поскольку дети постоянно растут и требуют обновления гардероба и приобретения специальных товаров. Родители, стремясь обеспечить своим детям лучшее, готовы платить за дорогие товары и услуги.

Рынок детских товаров является достаточно сложным, что связано с требованиями к качеству продукции и системой ценообразования. На данном рынке явно выделяются психологические факторы покупателей: взрослое поколение старается дать лучшее и в большем количестве своим детям, подростки следуют тенденциям моды, которая меняется практически посезонно (табл. 1).

Главными импортерами игрушек, игр и спортивного инвентаря по всему миру является США (с долей 33,2%), Германия (6%), Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (с долей 4,9%). Монголия занимает 79 место.

Монголия находится на начальных этапах развития электронной торговли. Следовательно, разработка стратегии электронной торговли имеет решающее значение для улучшения межведомственной координации и стимулирования диалога между государственным и частным секторами. Это обеспечит согласованность различных инициатив, предпринимаемых ключевыми игроками, и учет потребностей заинтересованных сторон.

В интервью РИА Новости глава МИД Монголии Батмунхийн Батцэцэг заявила, что Монголия стремиться к развитию электронной торговли, в том числе и с Россией: «Мы хотим развивать электронную торговлю с Россией. Пока у нас не налажена логистика товаров, заказанных в интернет-магазинах Монголии и России. Сейчас Интернет-торговля - это огромный сегмент, который не стоит игнорировать» [2].

Возможности и достоинства цифровой трансформации в Монголии позволяют расширить возможности внедрения передовых практик международной цифровой коммерции, снизить затраты времени на логистику и торговлю, обеспечить рост количества потребителей, использующих новейшие системные инструменты и технологические современные достижения.

В 2021 году товарооборот России с Монголией составил 1 859 141 986 долл. США, увеличившись

на 30,78% (437 558 896 долл. США) по сравнению составляет более 28% [5]. К 2030 году товарообо-с 2020 годом [3], в 2022 году составил уже 2,7 мил- рот достигнет 3,2 млрд долл. Экспорт вырастет лиарда долларов [4], в 2024 году прогнозный рост до 3,1 млрд долл., импорт - до 82,7 млн долл.[6]

Таблица 1. Динамика импорта игрушек, игр и спортивного инвентаря по всему миру, (тыс. дол. США)

Импортеры Стоимость импорта

2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2022/2019 г. (%)

США 33960781 36344231 51736985 55201125 62,5

Германия 8543998 8833306 11258839 10185255 19,2

Великобритания 6101457 6649971 8309499 8071213 32,2

Япония 6143391 5966412 6926540 7837333 27,6

Франция 5366884 5255080 6963406 6503215 21,2

Весь мир 121173890 120934846 160662821 162265207 33,9

Монголия 8 272 7 610 8 842 14 364 73,6

Источник: составлено авторами на основании [1]

Можно сделать заключение, что экономические связи стран укрепляются, взаимная торговля растет. И хотя доля детских товаров в товарообороте невелика, но потребность в данных товарах только увеличивается, что демонстрирует рис. 1.

Рис. 1. Структура населения по возрастной категории Источник: построено на основании [7]

Основным признаком сегментации детской продукции является возраст детей. Одежда и сопутствующие товары подразделяются в зависимости от возраста и пола ребенка на четыре группы. Первая группа от 0 до 2 лет в первую очередь определяется детским питанием (молочные смеси, детское пюре и подобное), которое подлежит жесткому контролю со стороны органов сертификации и качества продукции. В эту возрастную группу относятся товары для новорожденных, косметика и аксессуары по уходу за ребенком, пеленки, подгузники и одежда.

Вторая группа от 2 до 9 лет является наиболее сложной с точки зрения маркетинга: до определенного возраста ребенка ассортимент и методы продвижения и продажи детских товаров ориентированы на вкусы и запросы родителей, потом необходимо учитывать предпочтения детей (обычно после 5-6 лет).

Третья группа (от 8 до 14 лет) и четвертая 13+ обычно самостоятельно делают выбор, но качество товара и его ценовые позиции определяют родители.

Выделение возрастных сегментов определяется степенью влияния на принятие решения о покупке, вариантами выбора наиболее эффективных инструментов взаимодействия с покупателями и методов продвижения товара для возрастных групп, а также удобством поиска необходимого товара в магазине и простотой заказа и оплаты на сайте компании.

Нужно отметить, что объем рынка детской одежды оценивается в 272,17 млн долларов США в 2024 году и, как ожидается, достигнет 353,20 млн долларов США к 2029 году, среднегодовой рост составит 5,35% в течение прогнозируемого периода (2024-2029 гг.) [8].

Для монгольских потребителей детские товары являются привлекательными и необходимыми категориями покупок. На маркетплейсах можно заказать и приобрести игрушки для детей всех возрастных групп. Повышенным спросом пользуются конструкторы Lego, развивающие игрушки и интеллектуальные игры. С учетом суммарного коэффициента рождаемости (k = 2,8) постоянный спрос обеспечивает потребность в детском питании.

Снижение рождаемости в России заставляет компании по реализации детских товаров искать свободные ниши в странах, где эта проблема выражена менее ярко или вообще отсутствует. Также на рынке детских товаров стала проявляться поляризация по ценовым характеристикам - в Монголии при росте уровня доходов населения стали покупать больше дорогих продуктов для детей.

Магазин детских товаров в Монголии может привлечь целевую аудиторию с помощью различных маркетинговых кампаний, например, организуя распродажи, участвуя в выставках и ярмарках, проводя акции с подарками или дисконтными картами для постоянных клиентов. Также важно учитывать культурные особенности и предпочтения потенциальных покупателей при формировании ассортимента товаров и проведении рекламных кампаний.

Быстрое развитие информационных технологий в мире меняет традиционную систему торговых взаимоотношений. Рассматривая состояние

о о со

О"

цифровых трансформаций в Монголии отмечаем, что изменения коснулись всех сфер функционирования экономики и общества.

С 1994 года компания "Datacom LLC" запустила работу электронной почты, в 2012 году Правительство приняло Постановление № 101 "О национальной программе «Электронное правительство» [9]. Эта программа была реализована в течение 20122020 годов, в рамках программы "Цифровое правительство" [10] запущен проект по созданию инфраструктуры взаимодействия и обмена информацией, внедрена цифровая система "E-balance" для коммерческих организаций [11]. Если обобщить информацию по развитию цифровой сферы и применение ее в сфере Интернет-торговли, то можно выделить позитивные особенности, которые способствуют выходу магазина детских товаров с функциями пункта выдачи заказов:

Во-первых, существенный рост Интернет-проникновения по территории Монголии, его доступность, и рост числа пользователей мобильного интернета, особенно среди молодежи.

Во-вторых, достаточно популярны мобильные платежи и электронные кошельки, также в Монголии действуют платежные системы Visa и Mastercard, национальная система QPay.

Многие монгольские потребители используют местные и международные платформы, такие как Shoppy.mn, Amazon, Wildberries. При этом, для них важна цена и доступность товаров - при достаточно комфортной логистике «Москва (распределительный центр) - Улан-Удэ - Улан-Батор» сроки поставки максимально составят 2 недели. Учитывая, что распределительные центры имеют страховой запас, срок доставки может быть сокращен до 3-5 дней.

Размещение магазина целесообразно в столице (Улан-Батор) в торговом центре (Улсын Их Дэ-лгуур) который пользуется повышенным вниманием со стороны потребителей, но имеет только две торговые точки с игрушками и детскими товарами в основном на возраст 2-9 лет.

Кроме этого, наличие при магазине пункта выдачи заказов сокращает стоимость аренды на самостоятельное помещение, не требует отдельного дизайна интерьера, сокращает расходы на содержание персонала и другие операционные расходы. Для покупателей удобство определяется транспортной доступностью и возможностью совместить получение заказа с другими делами. Для магазина - удачное расположение, высокая проходимость и наличие рядом парка с детскими площадками.

В заключение отмечаем, на что следует обратить внимание при выходе на монгольский рынок детских товаров:

1. В рамках регулирования и налогообложения ¡2 нормативные акты в сфере электронной коммер-OL ции продолжают формироваться и необходимо ~ данные изменения учитывать в своей деятельно-g сти. Усиление контроля за валютными операция-~ ми позволит привлечь дополнительных покупате-5в лей детских товаров, особенно это будет касаться

детского питания. Кроме этого, при пересечении границы детские товары должны иметь международные сертификаты, отвечающие стандартам качества и безопасности. Очень жесткие условия касаются сроков годности молочных смесей, детского питания и детского пюре, а также способов их транспортировки.

2. При некотором росте показателя урбанизации (в 2024 году городское население выросло на 8,7%, а сельское население на 5,2%) существуют сложности с логистикой в удаленные районы Монголии. Учитывая низкую плотность населения количество онлайн-заказов в данных районах невысока, и потребители могут воспользоваться услугами локальных курьерских компаний Mongol Post и Mongol Set.

3. Появляются и находят все большее распространение комбинированные способы покупок, которые сочетают в себе форматы розничной и онлайн торговли. Это связано с быстрым ростом мар-кетплейсов, доступности средств технической коммуникации и развития электронной коммерции как удобного способа приобретения товаров и услуг.

В целом можно сделать вывод, что для российских детских товаров рынок Монголии является достаточно привлекательным с точки зрения низкой конкурентоспособности, доступной логистики, наличием русской диаспоры и дружественным отношением к России.

Литература

1. Ежегодная статистика внешней торговли по странам. [Электронный ресурс]. URL: https:// trendeconomy.ru/data/commodity_h2/95 (дата обращения 22.05.2024)

2. Глава МИД Монголии: мы чувствуем себя в безопасности между Россией и КНР. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20210601/ battsetseg-1735071863.html (дата обращения 01.06.2021)

3. Обзоры внешней торговли России. [Электронный ресурс]. URL: https://russian-trade.com/re-ports-and-reviews/2022-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-mongoliey-v-2021-g/ (дата обращения 02.06.2021)

4. На ВЭФ спрогнозирован значительный рост товарооборота России и Монголии. [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/news/2023/09/12/ mongol/

5. Россия стала вторым по величине импортером Монголии [Электронный ресурс]. URL: https:// gazeta-n1.ru/news/society/131707/#:~: tex-t=%D0D1...%8B. (дата обращения 12.03.2024)

6. В Улан-Баторе состоялось юбилейное 25-е заседание межправительственной Российско-Монгольской комиссии. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/ dmitriy_volvach_rossiya_i_mongoliya_. html. (дата обращения 18.05.2024)

7. Население Монголии. [Электронный ресурс]. URL: https://rosinfostat.ru/naselenie-mongolii/#i-2

8. Анализ рынка детской одежды. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mordorintelligence. com/ru/industry- reports/childrenswear- market

9. Mongolians enjoy 20 years of internet service. [Электронный ресурс]. URL: https://www. montsame.mn/ru/read/126008 (дата обращения 21.05.2024)

10. Даваасурэн Авирмэд. Цифровые трансформации в Монголии: вызовы и возможности // Информация и инновации. 2023. Т. 18, № 2. -С. 16

11. В Плане развития Монголии до 2025 года определены восемь приоритетных направлений. [Электронный ресурс]. URL: https://montsame. mn/ru/read/341556 (дата обращения 19.06.2024)

INSTITUTIONAL AND INFRASTRUCTURAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF ONLINE TRADING IN MONGOLIA: THE EXAMPLE OF THE CHILDREN'S GOODS MARKET

Belan A.V., Pinegina I.T.

Pacific State University

The purpose of the study was to determine the conditions for entering the Mongolian market for a store with a point of delivery of children's goods ordered on Russian marketplaces. The article briefly reflects the sequence of determining the optimal market as a condition for expanding the company's geography. The presented statistics show the development not only of the children's goods market, but also the inclusion of online tools in the traditional system of trade relations. Market segmentation by gender and age structure made it possible to identify product groups for a certain age. The authors identified the features of this market: the growth of Internet commerce, the growth of trade turnover between the two countries, the growth of demand for children's goods. In conclusion, emphasis is placed on possible changes in the regulation of online trade and the complexity of logistics to remote areas.

Keywords: Mongolia, Russia, online trading, children's goods market.

References

1. Annual statistics of foreign trade by country. [Electronic resource]. URL: https://trendeconomy.ru/data/commodity_h2/95 (access date 05/22/2024)

2. Head of the Mongolian Foreign Ministry: we feel safe between Russia and China. [Electronic resource]. URL: https:// ria.ru/20210601/battsetseg-1735071863.html (access date 06/01/2021)

3. Reviews of Russian foreign trade. [Electronic resource]. URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2022-02/ torgovlya-mezhdu-rossiey-i-mongoliey-v-2021-g/ (accessed 06/02/2021)

4. At the WEF, a significant increase in trade turnover between Russia and Mongolia is predicted. [Electronic resource]. URL: https://lenta.ru/news/2023/09/12/mongol/

5. Russia has become the second largest importer of Mongolia [Electronic resource]. URL: https://gazeta-n1.ru/news/socie-ty/131707/#:~: text=%D0D1...%8B. (access date 03/12/2024)

6. The 25th anniversary meeting of the intergovernmental Russian-Mongolian Commission took place in Ulaanbaatar. [Electronic resource]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/ dmitriy_volvach_rossiya_i_mongoliya_... html. (date of access: 05/18/2024)

7. Population of Mongolia. [Electronic resource]. URL: https://ros-infostat.ru/naselenie-mongolii/#i-2

8. Analysis of the children's clothing market. [Electronic resource]. URL: https://www.mordorintelligence.com/ru/industry-reports/ childrenswear-market

9. Mongolians enjoy 20 years of internet service. [Electronic resource]. URL: https://www.montsame.mn/ru/read/126008 (access date 05/21/2024)

10. Davaasuren Avirmed. Digital transformations in Mongolia: challenges and opportunities // Information and Innovation. 2023. T. 18, No. 2. - P. 16

11. The Mongolia Development Plan until 2025 identifies eight priority areas. [Electronic resource]. URL: https://montsame.mn/ru/ read/341556 (access date 06/19/2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.