Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА НА РЫНКЕ ДЕТСКИХ ТОВАРОВ'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА НА РЫНКЕ ДЕТСКИХ ТОВАРОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детские товары / рынок / детская индустрия / детский маркетинг / игрушки / children's goods / market / children's industry / children's marketing / toys

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малыгина В.Д., Ольмезова Н.А., Чепелева И.А.

В данной статье рассмотрена конъюнктура мирового и российского рынка детских товаров. Определены факторы, оказывающие влияние на состояние детской индустрии, такие как снижение рождаемости, падение платежеспособности населения, пандемия COVID-2019, экономические санкции. Приведены статистические данные положения и развития сегмента товаров для детей в разрезе лидеров-стран импортеров, объёмов импорта, объёмов и структуры производства, предприятий-лидеров. Акцентировано внимание на перспективах реализации и ожидаемых результатах «Дорожной карты по развитию индустрии детских товаров на 2020-2024 годы». Установлено, что рынок игрушек в их классическом виде может сокращаться за счет роста популярности среди потребителей цифровых игр. Однако предпринимаются меры по поддержке производителей в их работе над созданием и внедрением игрушек, которые воплощают культурные, духовные и фольклорные аспекты культуры, тем самым оказывая стимулирующее воздействие на рынок, и способствующее его развитию и оживлению. Изложены основные направления и перспективы развития рынка детских товаров с учетом трансформаций рыночного предложения и потребительского спроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN CONSUMER DEMAND DEVELOPMENT IN THE MARKET OF CHILDREN'S GOODS

The article considers the conjuncture of the world and Russian market of children's goods. The factors influencing the state of the children's industry, such as the decline in the birth rate, the fall in the solvency of the population, the COVID-2019 pandemic, and economic sanctions, have been identified. Statistical data on the position and development of the segment of goods for children in the context of the leading importing countries, import volumes, production volumes and structure, and leading enterprises are given. Attention is focused on the prospects for the implementation and expected results of the Roadmap for the Development of the Children's Goods Industry for 2020-2024. It has been established that the market for toys in their classic form may be declining due to the growing popularity among consumers of digital games. However, measures are being taken to support manufacturers in their work on the creation and implementation of toys that embody the cultural, spiritual and folklore aspects of culture, thereby having a stimulating effect on the market and contributing to its development and revitalization. The main directions and prospects for the development of the children's goods market are outlined, taking into account the transformations of market supply and consumer demand.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА НА РЫНКЕ ДЕТСКИХ ТОВАРОВ»

Экономика природопользования, предпринимательства,

маркетинг

УДК 339.13:658.62-053.2(100) JEL L11, L17, L68

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА НА РЫНКЕ ДЕТСКИХ ТОВАРОВ

Малыгина В.Д. д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой товароведения, ORCID 0000-0001-5422-4657, e-mail: mvd-51@mail.ru, ФГБОУ ВО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского», г. Донецк, ДНР, Российская Федерация.

Ольмезова Н.А. д-р экон. наук, профессор кафедры товароведения, ORCID 00000002-5171-4455, e-mail: savenko_nadezhda@mail.ru, ФГБОУ ВО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского», г. Донецк, ДНР, Российская Федерация.

Чепелева И.А. аспирант, ассистент кафедры товароведения, ORCID 0000-00026315-3157, e-mail: chepeleva05@yandex.ru, ФГБОУ ВО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского», г. Донецк, ДНР, Российская Федерация.

Аннотация. В данной статье рассмотрена конъюнктура мирового и российского рынка детских товаров. Определены факторы, оказывающие влияние на состояние детской индустрии, такие как снижение рождаемости, падение платежеспособности населения, пандемия COVГО-2019, экономические санкции. Приведены статистические данные положения и развития сегмента товаров для детей в разрезе лидеров-стран импортеров, объёмов импорта, объёмов и структуры производства, предприятий-лидеров. Акцентировано внимание на перспективах реализации и ожидаемых результатах «Дорожной карты по развитию индустрии детских товаров на 2020-2024 годы». Установлено, что рынок игрушек в

их классическом виде может сокращаться за счет роста популярности среди потребителей цифровых игр. Однако предпринимаются меры по поддержке производителей в их работе над созданием и внедрением игрушек, которые воплощают культурные, духовные и фольклорные аспекты культуры, тем самым оказывая стимулирующее воздействие на рынок, и способствующее его развитию и оживлению. Изложены основные направления и перспективы развития рынка детских товаров с учетом трансформаций рыночного предложения и потребительского спроса.

Ключевые слова: детские товары, рынок, детская индустрия, детский маркетинг, игрушки.

TRENDS IN CONSUMER DEMAND DEVELOPMENT IN THE MARKET OF CHILDREN'S GOODS

Malygina V. D. Doctor of Economic Sciences, Professor, Head of the Department of Commodity Science, ORCID 0000-0001-5422-4657, e-mail: mvd-51@mail.ru, FSBO HE «DonNUET named after Mikhail Tugan-Baranovsky», Donetsk, Donetsk People's Republic, Russian Federation.

© В.Д. Малыгина, Н.А. Ольмезова, И.А. Чепелева, 2023

Olmezova N. A. Doctor of Economic Sciences, professor at the Department of Commodity Science, ORCID 0000-0002-5171-4455, e-mail: savenko_nadezhda@mail.ru, FSBO HE «DonNUET named after Mikhail Tugan-Baranovsky», Donetsk, Donetsk People's Republic, Russian Federation.

Chepeleva I. A. postgraduate student, assistant at the Department of Commodity Science, ORCID 0000-0002-6315-3157, e-mail: chepeleva05@yandex.ru, FSBO HE «DonNUET named after Mikhail Tugan-Baranovsky», Donetsk, Donetsk People's Republic, Russian Federation.

Abstract. The article considers the conjuncture of the world and Russian market of children's goods. The factors influencing the state of the children's industry, such as the decline in the birth rate, the fall in the solvency of the population, the COVID-2019 pandemic, and economic sanctions, have been identified. Statistical data on the position and development of the segment of goods for children in the context of the leading importing countries, import volumes, production volumes and structure, and leading enterprises are given. Attention is focused on the prospects for the implementation and expected results of the Roadmap for the Development of the Children's Goods Industry for 2020-2024. It has been established that the market for toys in their classic form may be declining due to the growing popularity among consumers of digital games. However, measures are being taken to support manufacturers in their work on the creation and implementation of toys that embody the cultural, spiritual and folklore aspects of culture, thereby having a stimulating effect on the market and contributing to its development and revitalization. The main directions and prospects for the development of the children's goods market are outlined, taking into account the transformations of market supply and consumer demand.

Keywords: children's goods, market, children's industry, children's marketing, toys.

► Введение. Первостепенно все сферы индустрии товаров для детей решают задачи экономического характера -

создают и удовлетворяют потребности потребителей, обеспечивают рентабельность коммерческих предприятий, генерируют налоговые поступления. Однако в значительной мере конъюнктура мирового рынка детских товаров определяет пространственно-предметную среду жизни, которая главным образом влияет на образование, воспитание и валеологию детей.

В настоящее время негативное воздействие на рынок товаров для детей возникает из-за нескольких факторов. Во-первых, снижение рождаемости и падение платежеспособности населения приводят к уменьшению спроса на детские товары. Это связано с тем, что меньше семей имеют возможность и желание покупать товары для своих детей. Во-вторых, пандемия СОУШ-2019 сказалась на рынке детских товаров. Закрытие школ и детских садов, ограничения в передвижении и самоизоляция привели к сокращению потребления различных товаров для детей. Большинство родителей пришлось ограничить свои расходы, включая покупку игрушек, одежды и других товаров для детей. Кроме того, введение экономических санкций оказало отрицательное воздействие на рынок детских товаров. Многие ведущие производители детских товаров были вынуждены выйти с отечественного рынка из-за сложности в экономической ситуации. Это привело к ухудшению предложения товаров и привлекательности рынка в целом.

Наконец, постоянные проблемы с логистикой и нехватка сырьевых ресурсов

также оказывают негативное влияние на рынок детских товаров. Затруднения в доставке и получении сырья сказываются на производстве и доступности товаров для детей. Это приводит к подорожанию товаров и сокращению их ассортимента на рынке.

В целом, перечисленные факторы оказывают отрицательное влияние на спрос, предложение и доступность товаров для детей.

Целью данной научной работы является краткий аналитический обзор состояния рынка детских товаров и перспектив его развития.

► Данные и методы. При написании работы были использованы следующие методы исследования: анализ и синтез, дедукция и аналитическое обобщение.

► Результаты исследования. К настоящему времени аналитики сходятся в мнении, что «...потребители стали более осмотрительными при покупке товаров первой необходимости, включая детские товары»1. В итоге, родители всё больше стараются избежать спонтанных покупок детской продукции, оптимизировать свои расходы путем уменьшения объема приобретений или выбора более доступных вариантов товаров.

Ассортимент детских товаров включает продукты питания, одежно-обувные товары, средства для ухода за детьми (товары для новорожденных, санитарно-гигиенические и косметические средства), школьно-письменные принадлежности и канцелярские товары, игры и игрушки, товары для детского творчества. Многочисленные исследования показывают, что определяющее влияние на развитие рынка детских товаров оказывает сегмент игрушек. Мировой рынок сегментируется на

1 Навигатор индустрии детских товаров в России. Аналитическое издание. М.: НАИР, 2019. 124 с.

регионы: Североамериканский, Латиноамериканский, Африканский, Азиатско-Тихоокеанский, Европейский, Ближневосточный. По данным источника [7] Североамериканский рынок товаров для детей (США и Канада) является самым большим, его удельный вес составляет 34% (около 170 млрд долл.) общемирового объема продаж товаров для детей, 27% приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион, 25% - на Европу, 10 и 4% - на Африку и Ближний Восток соответственно. При этом мировой объем продаж игрушек в стоимостном выражении составляет около 60 млрд евро в год.

Анализируя ассортимент игрушек в традиционном варианте (куклы, фигурки животных, игрушки для младенцев и дошкольников, конструкторы, уличные и спортивные игрушки, настольные игры и головоломки, игрушки для декоративно-прикладного творчества), следует отметить распространение на рынке детских игрушек, основной тенденцией которых является реализация функции развития детей - интерактивные игрушки, а также игры-приложения для гаджетов.

Наиболее высокая конкуренция между традиционными и компьютерными игрушками проявляется в ритейле для детей старших возрастов (7-14 лет). Производство электронных игрушек с управлением через мобильные устройства наиболее активно развивается в Азии, США и постепенно распространяется среди изготовителей ЕС и ЕАЭС.

В настоящее время Китай является крупнейшим «мировым продавцом игрушек и занимающим 86% в мировом экспорте. Китай ежегодно продает в США игрушек на сумму 280 млн евро, в ЕС -50 млн евро » 2.

2Comision Europea. Toys [Электронный ре сурс] URL: https://ec.europa.eu/growth/sectors/toy s_en (дата обращения: 31.08.2023)

Среди европейских и евразийских тенденций спроса на игрушки можно выделить предпочтения к творческим игрушкам - конструкторам, игрушкам для активного отдыха и спортивным играм (благодаря возможности снижения ожирения детей, положительного влияния на состояние здоровья детей); стабильный спрос на настольные игры и головоломки, конкуренция со стороны видеоигр, игр-приложений для планшетов и смартфонов; снижающийся спрос на мягконабив-ные игрушки.

Стабильный спрос в Европейском регионе сохраняется на лицензионные игрушки - известные мультипликационные и киноперсонажи, изготовленные под известными торговыми марками. Они занимают 20-25% рынка игрушек. Самый известный правообладатель - компания Disney. Факторами потребительского предпочтения лицензионных игрушек являются известность и интерес к этим персонажам, а также предположение об их более высоком уровне качества и безопасности по сравнению с игрушками менее известных изготовителей.

Перспективными по увеличению спроса и объему продаж становятся игрушки «справедливой торговли» (мировое движение Fair Trade) и игрушки с экоди-зайном. Идея их производства обладает новизной и укладывается в рамки целей устойчивого развития: производство товаров из возобновимого сырья и перерабатываемых материалов. Эти игрушки (зачастую деревянные) связаны с темой устойчивого развития и ее аспектами -условиями труда и окружающей средой.

Использование древесины, чернил на водной основе и перерабатываемой упаковки или инструкций по эксплуатации свидетельствует о высоком качестве и ответственных производственных процессах и продуктах, а также обеспечивает дополнительную ценность в виде более слабого воздействия на окружающую среду.

Нельзя не заметить, что основной проблемой рынка детских товаров является снижение рождаемости. По данным Росстата1 количество детей в возрасте до 14 лет заметно сократилось, о чем свидетельствуют статистические данные, представленные в табл. 1.

С учетом данного негативного фактора Правительством Российской Федерации утверждена «Дорожная карта по развитию индустрии детских товаров на 2020-2024 годы», «...план мероприятий которой разработан в целях развития индустрии детских товаров как отрасли промышленности, основывающейся на принципах конкурентоспособности, мно-гопрофильности, устойчивости, структурной сбалансированности и инновационной привлекательности, а также в целях обеспечения потребности детей и семей с детьми в качественных и доступных товарах и роста экспорта отечественных товаров для детей2.

В рамках осуществления мероприятий указанного плана прогнозируется рост доли российских товаров для детей на внутреннем рынке, увеличение индекса промышленного производства, а также увеличение объема российского экспорта детских товаров (табл. 2).

1 Демография [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 20.08.2023)

2 План мероприятий («Дорожная карта» по развитию индустрии детских товаров на 20202024 годы): утвержден распоряжением Правительства РФ 11 июля 2020 г. №1813-р. 12 с.

Таблица 1 - Динамика численности потребителей детских товаров в возрасте до 14 лет в Российской Федерации, тыс.чел.

Возраст (лет) 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

0 - 4 9262 9512 9582 9347 9032 8579 8080 7597

5 - 9 8004 8218 8558 8873 9085 9309 9551 9624

10 - 14 7126 7254 7408 7598 7825 8049 8257 8597

Итого 24 392 24 984 25 548 25 813 25 942 25 937 25 888 25 818

Таблица 2 - Целевые показатели реализации плана мероприятий «Дорожной карты»

Целевые показатели 2019 г. (факт) 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г.

Доля российских товаров для детей на внутреннем рынке (за исключением детского питания), % 29 29,2 30,5 32 34 35

Индекс промышленного производства товаров для детей (за исключением детского питания) к предыдущему году, % 109,2 100,1 108,5 109,1 110,2 107,2

Объем экспорта российских товаров для детей (за исключением детского питания), млн. долл. США 524,8 491 523 588 661 743

Объем экспорта отдельных видов детского питания, млн. долл. США 116,5 118 119 123 127 131

По итогам 11 месяцев 2022 г. производство игрушек в России выросло на 3,2% по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. При этом уровень инфляции

1 Рынок детских игрушек [Электронный ресурс]. иКЬ: https://www.sostav.ru/blogs/247016/

в кластере пластмассовых игрушек 9,9%, мягких игрушек - 6,7%, конструкторов детских пластмассовых - 10% (рис. 1)1.

36534?ysclid=lgkyfqmw2519620310 (дата обращения: 01.09.2023)

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г. 2022 г. (прогноз на

основе показателей 11 месяцев)

Рисунок 1 - Объемы производства детских игрушек в Российской Федерации

(тыс. руб.)

«Рынок детских игр и игрушек в России в 2022 г., выраженный в объеме розничных продаж, увеличился на 14% и составили 251,3 млрд руб. В 2022 г. увеличились объемы производства и сократились объемы импорта товаров, в т. ч. из Китая. Объем розничных продаж игрушек и игр в специализированных магазинах России в 2022 г. увеличился на 14% и составили 251,3 млрд руб. Всего за период с 2019 по 2022 гг. стоимостной объем розничных продаж детских игрушек прирастал с ежегодными темпами (CAGR 2019-2022) на +13,7%»6. Покупка конструкторов из пластических масс в России не имела потребительского

успеха, поскольку их средняя стоимость в сентябре 2022 г. превышала отметку в 969 руб. за каждый набор. В течение этого периода было отмечено увеличение цен на все виды игрушек.

Наибольший объем импорта детских игрушек, игр и спортивного инвентаря в Россию за период с 2011 по 2021 гг. был в 2013 г. - почти 2,44 млрд долл. США (рис. 2), но в 2015 г. произошло значительное падение показателей. В 2021 г. объем импорта таких товаров уже выровнялся и составил 2,41 млрд долл., увеличившись по сравнению с предыдущим годом более чем на 500 млн долл.

Рисунок 2 - Объем импорта детских игрушек в Россию в 2011-2021 гг.

Главным импортером детских игрушек в Российскую Федерацию является Китай, который в общей стоимости импорта занимает 75%. По сведениям многих ученых и практиков на рынке детских товаров Китай является самым весомым экспортером игр и игрушек в США (рис. 3). В первом полугодии 2022 г., в соответствии со статистикой Всемирной торговой организации (ВТО), экспорт игрушек из Китая в Россию снизился на

32%. На данный момент отсутствует полноценная замена отечественных производителей в этом сегменте, однако второе полугодие 2022 г. может принести восстановление объемов импорта китайских игрушек. Во всяком случае, пока не доступна статистика за этот период, и лишь время покажет, как будут развиваться эти показатели до конца года. Что касается структуры импорта по странам, то абсолютное превосходство в Российской Федерации наблюдается у Китая (табл. 3).

20.67

Рисунок 3 - Общий годовой импорт игрушек, кукол и игр из Китая в США с 2000 по 2020 год (в млрд долл. США) (согласно аналитическому обзору источника1)

Таблица 3 - Структура импорта игрушек Российской Федерации по странам (составлено автором на основании данных источника )

№ Страна X(2013-2020) Доля № Страна X(2013-2020) Доля

1 Китай $11.5 млрд 72.9% 11 Тайвань (Китай) $184 млн 1.2%

2 Беларусь $478 млн 3% 12 Германия $164 млн 1%

3 Чехия $393 млн 2.5% 13 Таиланд $122 млн 0.8%

4 Италия $321 млн 2% 14 Австрия $110 млн 0.7%

5 Дания $247 млн 1.6% 15 Гонконг $109 млн 0.7%

6 Вьетнам $208 млн 1.3% 16 Мексика $96.2 млн 0.6%

7 США $204 млн 1.3% 17 Испания $88.9 млн 0.6%

8 Индонезия $198 млн 1.3% 18 Польша $84 млн 0.5%

9 Украина $191 млн 1.2% 19 Пакистан $64.8 млн 0.4%

10 Венгрия $189 млн 1.2% 20 Индия $58 млн 0.4%

По данным маркетингового иссле- говли и дистрибуции игр и игрушек в Рос-дования3 лидерами в сфере оптовой тор- сии являются 10 организаций с выручкой

более 2 млрд руб. (табл. 4).

1 Statista. Потребительские товары и товары повседневного спроса [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/statistics/200154/us-imports-of-toys-dolls-and-games-from-china/ (дата обращения: 01.09.2023)

2 Ru-Stat. Экспорт и импорт России по странам [Электронный ресурс]. URL: https://ru-stat.com/date-Y2013-2022/RU/import/CN/2095_(дата обращения: 31.08.2023)

3 ТОП-10 российских предприятий детской индустрии по итогам на 2021 год [Электронный ресурс]. URL: https://www.toybytoy.com/toy/T0P-10-Russian-companies-of-the-childrens-industry_(дата обращения: 31.08.2023)

Таблица 4 - Предприятия-лидеры в сфере оптовой торговли и дистрибуции игр

и игрушек в России

№ Регион Предприятие Выручка за 2021 год, млн руб.

1 Москва ООО «Мир хобби» 2974658

2 Ярославская область ООО «7-я» 1193870

3 Санкт-Петербург ООО «Нордпласт» 1180304

4 Московская область ООО «Десятое королевство» 1137316

5 Московская область ЗАО «Степ Пазл» 846709

6 Московская область ООО «Звезда» 787424

7 Московская область ООО «МПП» 780364

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Ростовская область ООО «Стеллар» 695962

9 Кировская область ОАО «Весна» 677564

10 Кировская область ООО «ТД Усть-Люга» 558089

В 2021 г. одежда и игрушки стали двумя основными категориями российского рынка детских товаров в России, на которые пришлось около 33,6% и 21,5% от общей доли рынка соответственно. Доля рынка канцелярских товаров практически превысила 10% (рис. 4).

Маркетинговые исследования1 показали, что объем производства за первые

четыре месяца 2023 г. характеризуется положительной динамикой. По итогам января - апреля 2023 г. объем производства игр и игрушек составил в стоимостном выражении 4 438 534 тыс. руб., что на 4,6% больше, чем было выпущено в аналогичном периоде 2022 г. - тогда объем производства составил 4 169 773 тыс. руб.

Канцелярские товары 10,1

Обувь 10,5

Товары для новорожденных 17,8

Игрушки 21,5

Одежда 33,6

0 5 10 15 20 25 30 35 40

Рисунок 4 - Рынок детских товаров в Российской Федерации в 2021 году

(по категориям, %)

Структура производства игр и игрушек в разрезе федеральных округов выглядела следующим образом: доля Центрального федерального округа в общем объеме производства составляет 41,4%. Приволжский федеральный округ занимает второе место с долей 21,9%, а

Южный федеральный округ следует за ним с долей 12%. Северо-Западный федеральный округ занимает четвертое место с долей 11,1%. На пятом месте находится Сибирский федеральный округ с долей 10,8%, а Уральский федеральный округ занимает последнее место с долей 2,5%.

1 Объём производства игрушек в 2022 году вырос [Электронный ресурс]. URL: https://xn—

7sbbgbdjecb2aeeqwgvkjh2a6aao4uje.xn--p1ai/news/ rynok-proizvodstva-igrushek-2020-2023/?ysclid= llkkgiffw3532099701.(дата обращения: 01.09.2023)

Дальневосточный и Северо-Кавказский федеральные округа составляют менее 1% в общей структуре производства (рис. 5).

Данные о структуре производства игр и игрушек в Донецкой Народной Рес-

публике в данной научной работе не приведены по причине отсутствия их в статистической отчетности Министерства промышленности и торговли.

Рисунок 5

Структура производства игр и игрушек в разрезе федеральных округов Российской Федерации, %

Потребительские цены на различные виды игровых товаров в Российской федерации за период 2021-2023 гг. выросли не менее, чем на 15%.

В январе 2023 года средняя цена на игрушку для детей ясельного возраста, выполненную из пластических материалов, достигла отметки в 349 рубей. Это на 13,7% превышает цену игрушки в январе 2022 года и на 22% больше, чем в январе

2021 года. Стоимость одной мягкой игрушки также выросла в январе 2023 года и составила 703 рубля. Это означает увеличение на 11,4% по сравнению с январем

2022 года и на 17,3% по сравнению с январем 2021 года. В то же время, средняя стоимость детского конструктора в январе 2023 года составила 1033 рубля. Это на 18,1% больше, чем в предыдущем году, и на 30% выше, чем в январе 2021 года

(табл. 5).

Таблица 5 - Средние потребительские цены на игрушки, произведенных в Российской Федерации в 2021-2023 гг.

Вид игрушки Годы Изменение, %

2021 2022 2023 2023/2021 2023/2022

Игрушки пластмассовые для детей ясельного возраста 286 307 349 +22 +13,7

Игрушки мягкие 599 631 703 +17,3 +11,4

Конструктор пластмассовый 795 875 1033 +30 +18,1

Рассматривая индекс потребительских цен на игрушки, за первые пять месяцев 2023 года, отмечено, что только в феврале (99,74%) и апреле (99,94%) месяцах они были отрицательными (табл. 6).

Таким образом можно отметить, что «... снижение доходов способствовало переходу российского населения на сберегающую модель потребления. Сократи-

► Выводы и дальнейшая дискуссия. В целом по оценкам исследователей «... рынок игрушек в Европе будет расти в среднем на 4.4% в период с 2022 по 2027 гг. Прогнозируется, что объем рынка увеличится на 8 932,35 млн долл. США. Рост рынка зависит от нескольких факторов, в т.ч. от расширения портфеля товаров, влияющего на премизацию продукта, появления экологически чистых игрушек и наличия культуры дарения детских товаров» [15]. Важно отметить, что электронная коммерция стремительно развивается на глобальном уровне благодаря росту популярности смартфонов и интернета в целом. Такая тенденция стимулирует продажу разнообразных инновационных электронных и цифровых игрушек, включающих интерактивные элементы и передовые технологии дополненной реальности. Важно отметить, что цифровые игрушки охватили все возрастные сегменты детей. При этом и потребители, и производители умных игрушек сталкиваются с рядом проблем, и одной из самых значительных является высокая стоимость продукции. Одной из проблем развития рынка детских товаров является наличие на нём контрафактных товаров.

лось число импульсивных покупок детских игрушек, повысился спрос на более дешевые игрушки, а также игрушки, бывшие в употреблении. Покупатели стали активнее пользоваться промоакци-ями. Рост доходов, начавшийся в первой половине 2018 г., на данный момент не позволяет вернуться к уровню докризисного периода» [11].

Вмешательство электронной торговли «позволило» контрафактной продукции покрыть больший географический объем, что стимулировало ее продажи. Однако, потребители сталкиваются с трудностями в идентификации между настоящей и фальсифицированной продукцией. Наличие контрафактных товаров приводит к разобщению рынка, отсутствию единых ценовых стандартов, уменьшению прибыльности брендовых продуктов и ухудшению финансового положения. Как негативные последствия торговли контрафактными товарами можно отметить наличие размывания доли рынка и несправедливую конкуренцию.

Однако, несмотря на это, прогнозируется, что популярность сегмента видеоигр будет постоянно расти. Все больше потребителей отдают предпочтение цифровым играм вместо традиционных игрушек и онлайн-игр. Ожидается, что такой тренд может сократить возможности для роста рынка физических игрушек. В этой связи правительства различных государств активно поддерживают компании в их работе над созданием и внедрением игрушек, которые воплощают культурные, духовные и фольклорные аспекты

Таблица 6 - Индекс потребительских цен на игрушки в 2023 году (в % к предыдущему месяцу)

Вид игрушки Январь Февраль Март Апрель Май

Игрушки пластмассовые для детей ясельного возраста 100,15 100,18 99,64 100,38 100,49

Игрушки мягкие 99,89 99,95 100,49 100,16 100,59

Конструктор пластмассовый 99,97 99,11 100,38 99,28 100,24

Игрушки (всего) 100,04 99,74 100,06 99,94 100,42

культуры, тем самым оказывая стимулирующее воздействие на рынок, и способствующее его развитию и оживлению. При этом акцентируется внимание на комму-

► Литература

1. Афанасьева Э.М. Современное состояние и тенденции развития мирового рынка детских товаров // Инновационная наука. 2015. №12-1. С. 55-60.

2. Барсукова А.Е. Перспективы развития рынка товаров для детей в России // Трибуна ученого. 2021. №7. С. 109-111.

3. Барт Т.В., Воронина А.В., Семенов П.А. Обзор рынка детских товаров // Наука и общество-2019. Материалы межд. науч. конф., Ростов-на-Дону, 26.04.2019. С. 63-67.

4. Ершова Е.Ю. Особенности маркетинга детских товаров // Наука Красноярья. 2019. Т. 8. № 5-4. С. 69-73.

5. Золотова Я. О. Рынок детских товаров: стратегии и пути совершенствования // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т.9. №4(33). С. 159-162.

6. Иванов Г.Г., Майорова Е.А., Никишин А.Ф. Состояние и перспективы развития индустрии детских товаров. // Экономика. Бизнес. Банки. 2017. №2(19). С. 114-125.

7. Калачев С.Л., Махотина И.А. Индустрия детских товаров и тенденции рынка игрушек в Европейском союзе и России // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2022. №6. С. 198-206.

8. Коровникова Н. А. Индустрия игрушек: особенности и тенденции развития // Социальные новации и социальные науки : электронный журнал. - 2022. № 3. С. 86-104.

9. Костоглодов Д.Д., Миргородская О.Н., Сагоян А.С. Современные тренды развития российского рынка детских товаров // Технологические инициативы в достижении целей устойчивого развития. Материалы международной научно-практической конференции. XV Южно-Российский логистический форум, Ростов-на-Дону, 10-11.10.2019. С. 126-130.

никативных возможностях детских товаров, которые не только помогают родителям взаимодействовать с их детьми, но и обеспечивают способность детей общаться со сверстниками.

► References

1. Afanasyeva E.M. (2015). Current state and development trends of the world market of children's goods. Innovative science, 12-1, 5560. [In Russian]

2. Barsukova A.E. (2021). Prospects for the development of the market for children's goods in Russia. Scientist's Tribune, 7, 109-111. [In Russian]

3. Bart T.V., Voronina A.V., Semenov P.A. (2019). Review of the children's goods market. Science and Society-2019. Materials International Scientific Conference. Rostov-on-Don. [In Russian]

4. Ershova E.Yu. (2019). Features of marketing of children's goods. Science of Krasnoyarsk, 5-4, 69-73. [In Russian]

5. Zolotova Ya.O. (2020). Children's goods market: strategies and ways of improvement. Azimuth of scientific research: economics and management, 4(33), 159-162. [In Russian]

6. Ivanov G.G., Mayorova E.A., Nikishin A.F. (2017). The state and prospects for the development of the children's goods industry. Economy. Business. Banks, 2(19), 114-125. [In Russian]

7. Kalachev S.L., Makhotina I.A. (2022). The children's goods industry and toy market trends in the European Union and Russia. Bulletin of the Russian Economic University named after G. V. Plekhanov, 6, 198-206. [In Russian]

8. Korovnikova N.A. (2022). The toy industry: features and development trends. Social innovations and social sciences: electronic journal, 3, 86-104. [In Russian]

9. Kostoglodov D.D., Mirgorodskaya O.N., Sagoyan A.S. (2019). Modern trends in the development of the Russian children's goods market. Technological initiatives in achieving sustainable development goals. Materials of the international scientific and practical conference. XV South Russian Logistics Forum. Rostov-on-Don. [In Russian]

10. Магасумова Е.В. Современное состояние рынка детских товаров. Основные тенденции // Наука и высшая школа в инновационной деятельности. сборник статей Международной научно-практической конференции.

2018.С. 100-103.

11. Майорова Е.А. Тенденции и перспективы развития рынка игрушек // Российское предпринимательство. 2019. Т. 20. № 1. С. 197-206.

12. Ольмезова Н.А. Маркетинг на рынке детских товаров: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Донецк, 2022. 38 с.

13. Харевич Е.О. Анализ тенденций на рынке детских товаров // Молодой ученый.

2019. №19(257). С. 171-174.

14. Шелепова Е.В. Брендинг в системе маркетинга товаров для детей: дис. ... канд. экон. наук.: 08.00.05. Ростов-на-Дону, 2019. 237 с.

15. Toys Market in Europe by Product and Distribution Channel - Forecast and Analysis 2023-2027 [Electronic source]. URL: https://www.technavio.com/report/toys-market-size-analysis-in-europe-industry?utm_source =prnewswire&utm_medium=pressrelease&utm_ campaign=autov 1_report_wk 19_2022_008&utm_ content=IRTNTR40573 (accessed on 04.09.2023)

10. Magasumova E.V. (2018). The current state of the children's goods market. Main trends.

Science and higher school in innovation. Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference. [In Russian]

11. Mayorova E.A. (2019). Trends and prospects for the development of the toy market.

Russian Entrepreneurship, 20-1, 197-206. [In Russian]

12. Olmezova N.A. (2022). Marketing in the children's goods market [extended abstract of candidate dissertation]. Donetsk. [In Russian]

13. Kharevich E.O. (2019). Analysis of trends in the children's goods market. Young scientist, 19(257), 171-174. [In Russian]

14. Shelepova E.V. (2019). Branding in the marketing system of goods for children [candidate dissertation]. Rostov-on-Don. [In Russian]

15. Toys Market in Europe by Product and Distribution Channel - Forecast and Analysis 2023-2027. https://www.technavio.com/re-port/toys-market-size-analysis-in-europe-indus-try?utm_source=prnewswire&utm_medium= pressrelease&utm_campaign=autov 1_report_ wk19 2022 008&utm content=IRTNTR40573

Статья поступила в редакцию 07.09.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.