ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА ДРЕВНЯЯ РУСЬ НА РАННЕЙ СТАДИИ ДИНАСТИИ РЮРИКОВИЧЕЙ: ДВУХСОТЛЕТНИЙ ЦИКЛ 812-1012 ГГ.
© Семенкова Т.Г.*, Карамова О.В.
1. Славяне - особый народ Восточной Европы
История древних славян уходит своими корнями в седую древность - VIII тыс. до н.э. Более чем за четыре тысячи лет, до становления государства российского и принятия христианства, славянские племена жили на границе индоевропейского мира в суровых природно-климатических условиях.
В бассейнах рек Днепра, Северного Донца и Немана, процесс обособления праславян продолжался более двух тысяч лет и завершился в середине I тысячелетия до н.э. Этот период для восточных славян знаменовался возвышением племен Среднего Приднепровья. Археологические раскопки помогают нам понять занятия населения. В ямах-погребах хранилось зерно, просо, рожь, пшеница, ячмень. Возделывались конопля и лен. Разводили домашних животных: лошадей, коров, свиней, коз, собак. В обиходе встречалось много изделий из металла. Скотоводческо-земледельческие племена постепенно развивали внутренние контакты; позднее возникли и внешние контакты как в результате столкновений с кочевниками, так и в ходе развития торгово-культурных связей с народами Средиземноморья, сложились отношения обмена. Речные системы служили торговыми путями между Европой, Югом, Востоком. Восточнославянские племена задолго до возникновения Киевской Руси имели свою политическую систему и экономическую организацию. На севере вокруг озера Ильмень и на юге в районе Киева складывались центры политических объединений, к которым тяготели торговые и культурные связи.
Полуторатысячное развитие древних славян, завершившееся образованием Киевской Руси, дважды нарушалось нашествиями других народов: в III в. до н.э. - вторжение сарматов и в IV в. н.э. - вторжение гуннов [См. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. - М., 1987].
Под влиянием первого нашествия - сарматов, которые захватили низовья Дуная и Дона, Прикубанье и Северное Причерноморье, началось расселение славян к северу в лесной зоне. В экономических отношениях это вызвало нарушение торговых связей с Оливией.
* Профессор-консультант, доктор экономических наук, Заслуженный деятель науки РФ, академик, действительный член Международной АН Евразия, лауреат Международного фонда им. Кондратьева.
В начале первого Тысячалетия нашей эры начался процесс усиления славянских племен. О славянах, как особом народе Восточной Европы писали в в. н.э. римские историки Гай Пиний (ок. 23-79 г.) и Корнелий Тацит (ок. 58-117 г.). Они отмечали, что в 1-11 веках н.э. славяне (венеды) были многочисленны и заселяли огромные пространства от Вислы до Дуная. Византийский историк Прокопий (умер в 562 г. н.э.) писал, что в VI веке н.э. великий народ венидов (другие названия склавины и анты) говорят на одном языке и занимают пространство от Понта Евксинского (Чёрное море) до далёкого Севера. Это стало возможным в результате ослабления длительного сарматского ига.
В 1-П вв. н.э. наступает новый расцвет - «Трояновы века». Но это относится не ко всей территории расселения славян, а к среднему Приднепровью -будущему ядру Киевской Руси. Возрождению славянских племен способствовало продвижение Римской империи во времена Трояна (98-117 гг. н.э. -время правления) вплотную к местам расселения славян. В «Слове о полку Игореве» упоминаются «Трояновы века», когда оживилась торговля славян с южными греко-римскими королями. Это подтверждается огромным количеством кладов римских серебряных монет, найденных на территории нашей страны, и заимствованием римской зерновой меры «квадрантала», то есть «четверика», равной 26 литрам. (Мера эта «дожила» в России до XIX в.). А в тот период славяне вернулись к экспорту хлеба, столь важному для греков и славян еще с досарматских времен (У-1У вв. до н.э.).
Вторично процесс развития восточных славян был нарушен в IV в. н.э., нашествием гуннов с востока. Гунны разгромили, а частично и ассимилировали, сарматов, разбили готов, покорили народы Кавказа, проникли в Сирию. Под предводительством царя Аттилы (434-453 гг.) вторглись в Галлию, делали набеги на Восточную Римскую империю.
Движение гуннов на запад дало толчок так называемому великому переселению народов, захватившему и славян. Славяне начали проникать на Балканский полуостров, который к VII в. был полностью заселен славянскими племенами, образовавшими княжество Словения и Славянско-Бол-гарское государство. Славяне поселились в пределах Византийской империи и в Малой Азии.
На западе славяне распространились за р. Лабу (Эльбу) до территории, занятой саксами [Удальцов В.В. Италия и Византия в VI в. - М., 1959; Займов И. Заселванена българските славни на Балканский полуостров. - София, 1967. - Т. 1-2.].
Важно отметить, что заселение Балканского полуострова было результатом не переселения славян, а их расселения. Славяне удержали все свои земли в Центральной и Восточной Европе. В 1У-У1 вв. племенные отношения у славян были заменены военной диктатурой; князья и дружинники обогащались в захватнических походах.
Полуторатысячный период развития древних славян, нарушенный внешними вторжениями сарматов и гуннов, имел и свой внутренний рубеж -" вв. Размеренное патриархальное течение жизни в «Трояновы века» сменило бурное новое время стремительных перемен, перемещений десятков племен, торговых союзов. Именно в этот период славянство вышло на мировую арену.
2. Истории Древней Руси - «откуда Русская земля стала есть»
Ответ на вопрос - Как же возникло государство Киевская Русь? - дают летописи. Они являются одним из важнейших источников изучения Древней Руси. В них ученые находят основной фактический материал для исследований по истории русских племён, земель и княжеств 1-го тысячелетия. В начале первого тысячелетия нашей эры наступает новый расцвет - «Троя-новы века». Но это относится не ко всей территории расселения славян, а к среднему Приднепровью - будущему ядру Киевской Руси. В среднем Приднепровье во 11-1' веках н.э. шел процесс возрождения могущественных руссов и «смышленых полян». Родовая община у них заменялась территориальной.
В последующий период (1-11 вв.) славяне расселились по всей Восточной Европе от Волги до Эльбы, от Балтийского моря до Адриатического и Средиземного. Они осуществляли не только военную колонизацию владений Византии, но и мирную колонизацию лесной зоны Северо-Восточной Европы. Славяне перестали поддаваться кочевникам: набеги авар, хазар, печенегов встретили твердую оборону. В то же время раздоры между племенами славян ослабили их перед лицом юго-восточного соседа - Хазарского каганата. До IX в. некоторые племена руссов (поляне, вятичи и другие) платили дань хазарам вплоть до образования Киевского государства.
В процессе взаимопроникновения и ассимиляции народов в УТ-УП вв. сложилась крупная этническая группа - полабские славяне, в которую входили три племени: лужицкие сербы, лютичи и наиболее развитая группа -бодричи, жившие на северо-западе страны. Полабских славян в Х-Х1 вв. теснили с запада германские племена. Правда, позже в XII веке крестовый поход 1147 года на славян, закончился для завоевателей неудачей, но в конце XI в. полабские славяне, жившие на территории нынешних прибалтийских государств, все же были оттеснены и порабощены германцами.
Процесс самобытного развития славян, охвативший полторы тысячи лет, завершился созданием Древней Руси на последнем 200летнем цикле 1-го тысячелетия н.э. Летописец Нестор начал описание истории становления Руси примерно с " вв. словами: «Кто в Киеве начал первое къняжити и отъкуда Русская земля стала есть». Именно с V в. начался процесс объединения восточнославянских племен. К тому времени относится усиление восприятия элементов византийской культуры. Византийский историк VI века -
Прокопий Кесаритский - в сочинении «Война с готами», писал: «... эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим» [Цит. по кн.: История средних веков. - М., 1988. - С. 94.].
В У1-У11 вв. византийские историки писали о славянских племенах, называя их собирательным именем антов и ведов, но каждое племя имело и свое название, свою территорию и экономическую организацию:
- мурома и весь - междуречье Оки и Волги;
- ильмени - бассейн оз. Ильмень;
- древляне - на запад от полян, по р. Припять;
- дреговичи - между Припятью и Западной Двиной;
- поляне - среднее течение Днепра;
- полочане - по р. Плоть, верховья Западной Двины и Днепра;
- кривичи - верховья Днепра и Волги, левый берег р. Москвы;
- северяне - левый берег Днепра, р. Двина;
- радимичи - на востоке от полян по р. Сок;
- вятичи - по р. Оке;
- делебы - по южному Бугу (в конце IX в. их оттеснили печенеги);
- жмудь - восточнее р. Неман;
- чудь и ливь - западнее Чудского озера;
- ведь - южнее р. Невы.
3. Древние деньги славян
Славянские племена вели оживленную торговлю. В литературе о древних русских деньгах сложились две теории - «меховая» и «металлическая». Мы полагаем, что эти теории не взаимоисключающие. Первоначально деньгами служили меха ценных пушных зверьков. Со временем меховые деньги были вытеснены серебром, но серебряные деньги надолго сохранили название меховой денежной системы. При этом меховая система больше соответствовала натуральному хозяйству, а по мере развития торговых отношений, особенно в южных районах, где были сильнее контакты с Востоком, утвердилась металлическая система денежного обращения.
Древние русские деньги - меха ценились и по породе пушного зверька, и по качеству меха. Так, денежная единица «ногата» представляла собой шкурку соболя с четырьмя ногами - мех ногатый. Это название не случайно. Можно проследить словообразование на других примерах - крылатый, хвостатый. Почти равна ногате куна - это необязательно мех куницы. Куна - зимний мех выкупившегося зверька любой ценной породы, чаще всего соболя, но не вся шкурка, а лишь спинка с передними лапами. Ценные породы пушных зверей линяют только весной, а осенью кунятся, т.е. обрастают подпушью и длинной остью. Мех русского пушного зверя за границей в Европе использовался, как правило, не для меховых изделий целиком, а только на
отделку. Мех в отделке одежды был отличием чинов и рангов, знатности происхождения и положения. Так, мех горностая имели право носить только короли.
Денежная единица куна равна двум «резанам». Резана - это мех брюшка с задними лапками. Самой большой единицей меховых денег была связка ценного меха (25 шкурок), достаточного на меховое оплечье, и называлась она гривной. Меховое оплечье (collet), или большой меховой воротник, означал степень знатности персоны; его носили дворяне, на Западе - рыцари. Во времена Людовика XIV принцесса Палантина ввела в моду меховые оплечья для женщин, названные ее именем - palatine (по-русски палантин).
Гривна равнялась 25 ногатам или 50 резанам. Одна резана равнялась двум дюжинам белей. Бель - это не белка, а шкурка горностая. Счет велся на дюжины:
- резана = 2 дюжины белей.
- куна = 4 дюжины белей.
- ногата = 5 дюжин белей.
- гривна = 100 дюжин белей.
Поэтому масштаб цен меховых денег выглядел так:
- 1 гривна = 25 кунам = 50 резанам = 1200 белей.
- 1 ногата =1 1/4 куны =2 1/2 резанам = 60 белям.
- 1 куна = 2 резанам = 48 белям.
- 1 резана =24 белям.
Этот масштаб еще дополнялся разменным малоценным мехом летней (вешней) рыжей белки - векши. В «Дополнении к древним законам», записанным в Судебнике Российском, дано объяснение названия монеты полушка (1/2 копейки). При расчетах меховыми деньгами - шкурками белок, куниц, соболей и других зверьков - возникла потребность в мелких разменных деньгах. Тогда, «стали употреблять белок и куниц, а половинка лба -уха, 1/4 полуха, или полушка, которое имя донесь хранится». Из «Русской Правды» известно, что овца стоила 6 ногат (30дюжтн белей), баран - 10 резан (20 дюжин белей).
В Древней Руси было еще одно название денег - скот. Но скот не означал денежной единицы, тем более не означал стада домашних животных. Это - собирательное понятие, отдаленно приближающееся к современному понятию финансы. Скот - это сумма денег, казна. В летописи читаем: «... нача-ша скот собирати с мужа по 4 куны, а со старост по 10 грив, а с бояр по 18 грив и приведоша варягы и вдаша им скот [Усов С.А. Заметки о древних русских деньгах. - М., 1882.].
До появления русских металлических денег в V-IX вв. большое хождение в стране имели греческие драхмы, византийские деньги, восточные дирхемы и (редко) золотые динары. На территории Древней Руси были найдены клады римских серебряных монет I-V вв.
Падение качества серебра, в монете Римской империи во время политического и экономического кризиса в III в., привело к резкому снижению, а затем и прекращению притока римских монет. Но в IV-V вв. их приток вновь возрастает. Встречающиеся в кладах золотые дарственные монеты-медальоны свидетельствуют о контактах вождей племен Древней Руси с представителями администрации Византийской империи.
Несомненно, что римские и греческие монеты служили средством внутреннего обмена для древних славян Восточной Европы. Затем денежная система славян претерпела некоторые изменения: на смену истощившемуся запасу римских денег, после некоторого перерыва, пришли восточные монеты. Восточные дирхемы, несмотря на большое различие в их весе, размере, месте чеканки, для Древней Руси были монетами, а не массой серебра, принимаемой на вес. Найденные во многих кладах монетные весы по своему типу могли служить для взвешивания только одной или нескольких монет, для определения сортности всей партии денег, но отнюдь не для отвешивания денег как массы серебра. Дирхем равнялся 2,97 г серебра.
Последние исследования привели к опровержению ошибочной точки зрения, широко бытовавшей ранее, о том, что якобы найденные клады дирхемов свидетельствуют лишь о транзите. Доказано, что дирхемы использовались как монеты не только во внешней, но и во внутренней русской торговле [Спасский И.Г. Русская монетная система. - Л., 1970.]. Восточные монеты -серебряные дирхемы и золотые динары, находимые в многочисленных кладах на территории России, относятся преимущественно к V-XI вв.
Первая могучая волна проникновения серебряных восточных монет относится к VI-VII вв., периоду подъема восточной культуры. Поток восточного серебра остановился в самом начале XI в. С 1015 г. ввоз дирхем с Востока в Россию прекратился. Вторично восточное серебро появилось на Руси во время татаро-монгольского ига.
Важнейшим событием Древней Руси было появление в Х в. собственных металлических денег. Уже в конце VII в. на Руси находилось достаточное количество серебра, и был накоплен опыт денежного обращения (представление о весе монеты, качестве металла), что создало предпосылки для возникновения ранних общеславянских денежно--счетных и весовых понятий.
Древнерусские монеты, по утверждению специалистов-исследователей, тождественны старогреческим и римским монетам. На них изображались фантастические крылатые четвероногие, головы быка, птицы, животные, похожие на куницу или белку.
Типичными были медные монеты с клеймом, изображавшим голову (морду, мордку) или всю фигуру животного. Эти монеты назывались «ско-тец», или «говядо». И хотя монеты были металлические, но из-за изображенных на них зверьках и мордочках сохранились старые названия денег -куна, мордка и т.п. Регулярная чеканка русских металлических денег нача-
лась в Х в. при князе Владимире Красное Солнышко. Русские металлические деньги моложе греческих и римских, им всего одна тысяча лет.
4. Начало двухсотлетнего цикла в 812 году, за 50 лет до образования государства Древняя Русь
Началу двухсотлетнего кризиса, предшествовало стремительное распространение славянских племен - руссов на восток и на юг, чему способствовало недавнее открытие водного пути в Приазовье.
В устье Дона племена асов и руссов строили корабли и плавали по Азовскому и Черному морям. Об этом рассказано в одном из фрагментов из хроники Феофана Исповедника. Феофан повествует о «русских кораблях» в византийском флоте. Рассуждая о кампании Константина V против булгар в 773 году, Феофан говорит, что сначала Константин направил против булгар основной флот, а затем сам вышел в море с особой флотилией «русских кораблей». Латинский переводчик хроники Феофана, библиотекарь папы Анастасий, в конце девятого века, перевел греческое слово не как «русские», а как «красные» корабли. Надо отметить, что в русских эпических былинах, красный был типичным цветом русских боевых кораблей. Таким образом, в летописи «русские корабли» были охарактеризованы как «красные корабли». Что так же подтверждает присутствие русских кораблей и моряков в византийском флоте в 773 г. [См.: Вернадский Г. «Древняя Русь» Глава VII. Скандинавы и русский каганат.].
Для описания исторических событий начала двухсотлетнего цикла в 812 году, важно рассмотреть вопрос датирования в древних летописях. Вернадский Г., в своей работе «Древняя Русь» использовал византийские и восточные источники, поэтому он специально остановился на проблеме датировании в истории. Часто в разных летописях, когда речь идет об одних и тех же событиях, приводят разные даты. Вернадский утверждал, что, применительно к периоду становления Древней Руси, может быть использована большая часть летописей и восточных источников. Хроника Феофана Исповедника повествует о событиях до 813 г., описываемые им события могут быть использованы для датирования событий на Руси, предшествовавших началу цикла 812-1012 годов.
Об участии русских в военных операциях, писали и другие историки, подтверждая признание значимости, в VIII веке, племён руссов. Военные операции следовали одна за другой на протяжении 811-812 гг. Сюда же логично отнести и нападение русского флота на Пафлагонию. Таким образом, летописи и исторические источники свидетельствуют об усилении россов начале двухсотлетнего цикла в 812 году, за 50 лет до образования государства Древняя Русь.
Знаменательные события этого года, также характеризуют переход в другую эпоху, вступление в новый цикл. В 1812 году первый победный по-
ход совершили россы на Царьград, а также они участвовали во взятии Мес-сембрии.
В 812 году младший сын Михаила I Рангаве (811-813 гг.), которого звали Ставракий, был провозглашен византийским императором и соправителем отца. Однако, когда свершилось отречение его отца от престола, Став-ракий уже умер, но имя его осталось в названии российского города Ставрополь. 812 год был знаменательным и в восточных странах: в 812 году впервые были введены в обиход бумажные деньги (в Китае). Середина первого столетия цикла 812-1012 гг знаменовалась началом становления государства Древняя Русь.
5. Становление династии Рюриковичей.
Роль Великой княгини Ольги
Первую династию князей и царей русских историки называют Рюриковичами. Фамилии у них не было, а название династия получила по имени её легендарного основателя - князя Рюрика, основавшего в 862 году государство Древняя Русь. Более достоверным историческим лицом, в период становления династии является Великий князь киевский Игорь - сын Рюрика.
Таблица 1
Имя князя Годы княжения Родство
Рюрик 862-879 Отец Игоря
Олег 879-912 Родственник Рюрика, опекун и правитель при Игоре
Игорь 912-945 Его сын Святослав
Святослав Игоревич 945-972 Сыновья - Олег, Ярополк и Владимир
Ярополк Святославович (961-980) Стал Великим князем в 11 лет 972-980 Сын Святослава и его первой жены Предславы -дочь киевского боярина
Владимир 1 Красное сонышко 980-1015 Внук Ольги. Сын Игоря и его второй жены Ма-луши
Династия Рюриковичей стояла во главе русского государства свыше 700 лет. Рюриковичи правили Киевской Русью, а затем, когда она в XII веке распалась, крупными и мелкими русскими княжествами. И после объединения всех русских земель вокруг Москвы, во главе государства встали Великие Князья из рода Рюриковичей. Потомки удельных князей составили высший слой русской аристократии, однако титул «князь» они при этом сохранили.
Великий князь Рюрик - летописный основатель государственности Руси и царской династии Рюриковичей, согласно преданию, был призван на Русь с братьями Синеусом и Трувором. Есть точка зрения, что призвание на княжение трех братьев Рюрика, Синеуса и Трувора было сделано от лица народа для прекращения среди славян междоусобиц. Из трех братьев двое -Синеус и Трувор скоро погибли, а Рюрик стал правителем в Новгороде. Но
существует утверждение, что имена Синеус и Трувор имеют определенный смысл: Синеус - родичи, Трувор - дружина.
Некоторые летописцы считают, что это были не имена братьев, а название дружины и войска. Вопрос о том, был ли Рюрик приглашен на Русь княжить или как предводитель военной дружины, остается, по сей день спорным. А вот укрепление государственности, начавшееся, после утверждения правления Рюрика и его ближайших последователей - Олега, Игоря, Ольги, Святослава и Владимира - несомненно. Процесс становление экономических отношений в Древней Руси на ранней стадии династии Рюриковичей, в период двухсотлетнего цикла 812 - 1012 гг., вошел в историю развития Великого государства Российского.
Олег (ум. в 912 г.) - родственник Рюрика - стал регентом, после смерти Рюрика, при его малолетнем сыне Игоре. Однако в другой летописи («Начальном своде») Олег именуется не родственником, а воеводой Рюрика. Если учесть, что к началу самостоятельного княжения, Игорю было не менее 33 лет, регентство Олега представляется историческим мифом. Очевидно, что и Олег, и Игорь, являвшийся фактическим родоначальником династии Рюриковичей, были самостоятельными князьями.
Но по преданию, Олег заботился о князе Святославе и опекал его. Олег не возражал против женитьбы Святослава по любви на дочери лодочника из Пскова. Игорь повстречал красивую статную девушку, которая работала на перевозе, умело управляя лодкой, и влюбился с первого взгляда.
Знаменитый историк Карамзин поведал романтическую историю о том, как во время охоты в псковских лесах молодой князь Игорь Рюрикович повстречал красивую девушку, и «уязвился видением», как говорится, ранила она его в самое сердце. Он заговорил с ней, оценил её ум, скромность и предпочёл всем другим невестам.
Славянское имя этой девушки - Прекраса, - сообщает историк Ключевский. Властолюбивый князь Олег, окружённый блеском побед, готовил сына Рюрика - Игоря к управлению государством. Олег не стал мешать молодой горячей любви Игоря. Он взял девушке хороших учителей, дал ей воспитание и назвал её своим именем - Ольга. Есть сведения, что в действительности она была наречена Вольга, а уж её именем назвали великую реку Волга, затем в крещении Ольга приняла имя Елены - так звали мать византийского императора Константина. А позднее церковь назовёт Ольгу Святой, предание - хитрой, а история - мудрой.
В 882 г. Олег отправился с дружиной на юг, вдоль водного пути «из варяг в греки». Он овладел Смоленском, а затем и Киевом, отстранив местных князей Аскольда и Дира. После вокняжения Олега в Киеве, который он объявил «материю всем градам русским», под его властью оказалась большая территория Руси, вытянувшаяся широкой полосой, вдоль речных путей, ведущих из Ладоги в Черное море. Олег продвинул свою власть на восток,
подчинив себе северян и радимичей - племена, обитавшие в бассейне Десны и Сожа. Он совершил два успешных похода на Константинополь (в 907 и 911 г.), прибив «свой щит на вратах Цареграда». Олег умер от укуса змеи и похоронен в Киеве. Княжение Великого князя Олега (княжение 879-912 г.) закончилось ровно за 100 лет до начала следующего двухсотлетнего цикла 1012-1212, первого во втором тысячелетии нашей эры.
После Олега, на протяжении четверти века, великим князем был Игорь. Он совершил два похода на Константинополь в 941 и 944г. Второй поход привел к заключению выгодного для Руси договора с Византией. В 945 г. Игорь был убит древлянами (племенем, обитавшим в бассейне реки Припяти), когда попытался вторично собрать у них дань. Великим князем после Игоря, стал его сын Святослав, а жена Игоря, Великая княгиня Ольга после его кончины, фактически была главой государства Киевская Русь. Она оказала большую поддержку своему сыну Святославу во время его княжения.
История сохранила память о княгине Ольге как мудрой и талантливой правительнице. Сын Ольги Святослав был ещё ребёнком, когда древляне убили его отца. Юный Святослав был признан великим князем, но управляла Русью его мать Великая Ольга.
Ольга отомстила древлянам за смерть мужа, и она сделала это, проявив мудрость. Древляне, убив Игоря, хотели выдать Ольгу замуж за своего князя и тем самым распространить свою власть на всю Русь. С такими намерениями были направлены к Ольге послы, которых она приняла с наигранными почестями: велела нести послов на руках вместе с ладьёй, в которой они прибыли. Послы ликовали, но Ольга распорядилась бросить их в глубокую яму и засыпать землёй живыми. Древлянам Ольга послала сказать, чтобы слали более знатных послов, которых приняла тоже с почестями. Оказав послам великую честь, велела натопить баню. Но, когда они вошли, двери заперли и знатных послов сожгли в бане. Но отмщение ещё продолжалось. Ольга собрала большое войско но древляне сильно испугались, так как понимали, что за убийство князя Игоря пощады им не будет. Тогда Ольга вновь пошла на хитрость: послала сказать, что войной на них не пойдёт, но наложила на них дань - от каждого двора по три голубя и по три воробья. Ольга раздала своим людям голубей и воробьёв, те привязали к их лапкам паклю с огнём и выпустили на волю. Птицы полетели к своим гнёздам, и не было ни одного двора у древлян, где бы ни вспыхнул пожар. После этого, древляне сами привезли дань.
Княгиня Ольга принимала участие в управлении Киевской землёй ещё при жизни Игоря. А когда сама стало во главе государства, решила изменить порядки. Она на все земли, в том числе на непокорных древлян, наложила определённую дань. Ольгой впервые на Руси был установлен фиксированный размер налогов. Она чётко регламентировала размер податей и оброков в главную казну, а для этого разделила землю на волости. Это стало воз-
можным после того, как Ольга с дружиной заново перемерила земельные угодья и установила границы каждого удела, определив реально возможный размер дани без разорения своего народа.
Важной институциональной инновацией Ольги явилось учреждение мест, которые назывались «уставы», где разрешались спорные вопросы по уплате дани. Такой порядок был введён впервые на Руси.
Инновации Ольги в укреплении государственности имели историческое значение, они в корне меняли отношения людей в обществе, помогали преодолеть взаимные претензии и недовольства.
Ольга мудростью и святостью установила в середине десятого века экономические и политические отношения с Византией. Ольга дважды посетила (в 946 и 955 г.) Константинополь, где была с почетом принята византийским императором Константином. Во время второй поездки Ольга крестилась и получила в крещении христианское имя Елена - так звали мать императора Константина. В Царьграде сам император просил Ольгу стать его женой. Она приняла христианство, но замуж не пошла, сохранив свободу и независимость - свою и своей великой страны - Руси.
Мудрая Ольга стремилась обрести для себя истинную веру. Это желание присуще любому человеку, особенно достигшему зрелого возраста, человеку, чувствующему суетность земного величия. А Ольге было уже шестьдесят -возраст осознания вечности. И вот язычница Ольга, будучи одарена умом и духовной силой, пришла к истинной вере. Это позволило ей в последствии начать возведение церквей и храмов по всей стране. Согласно летописям, первые каменные здания на Руси, были возведены по указанию Ольги. Её терем, построенный из камня, следует считать началом каменного зодчества на Руси.
Выполнила Ольга и свои дипломатические задачи: договорилась о том, чтобы русским купцам не чинили препятствий в торговле. В переговорах с Византией она очень решительно отстаивала экономические преимущества Руси, а также предотвратила, какую бы то ни было опеку над русской христианской церковью, сохранив за ней самостоятельность и суверенность.
6. Особенности институциональных инноваций Великого князя Святослава Игоревича, в конце цикла до 972 года
Сын Ольги и Игоря - Святослав быт Великим князем почти четверть века (945-972). Мысли о горячо любимом сыне - Святославе никогда не покидали Ольгу, она не расставалась с ним, даже отправляясь в деловые поездки. Во время поездки в Византию она также думала и о нём, надеясь найти знатную невесту - царицу для сына. Но самым главным для Великой княгини Ольги была независимость Руси. Поэтому, когда в ответ на её предложение женить Святослава на одной из византийских принцесс, Константин Багрянородный заговорил о вассальной зависимости Русского государства, Ольга тут же сняла вопрос о династическом браке.
Молодой князь Святослав, был прирождённым воином. Желание Ольги видеть его осторожным руководителем государства и приобщить к христианской вере, никогда не сбылись. Он счел нужным быть одной веры - языческой - со своими воинами. Самостоятельность сына проявилось и в выборе подруги. В своё время Ольга пожалела дочь князя древлян Малушу и взяла её к себе. Племя древлян воины Ольги разгромили, в знак мести за смерть князя Игоря. Малуша возле Ольги выполняла почётную работу ключницы, и была близким для неё человеком. Однако, когда Святослав, без материнского благословения, взял Малушу в жёны, Ольга прогнала её от себя. Но своего венценосного внука Владимира, Ольга затребовала к себе и занялась его воспитанием. Она крестила внука и воспитывала в нём приверженность христианству.
Князь Святослав совершил ряд успешных походов. Святослав, подобно богатырю, активно и успешно воевал против врагов Руси, предпочитая битву дипломатическим переговорам. Вот как описывают летописцы его многие военные походы: Святослав воевал и ходил легко, как барс; воинов набирал храбрых и сильных; в походах ни возов за собою не возил, ни котлов, потому что мясо не варил, а передвигался с войском быстро. Отважный воитель, по словам летописца, он открыто бросал вызов врагам: «Иду на вы!». У него был свой способ ведения войны. Святослав собрал небольшую отборную дружину, он обходился без обоза, делал необыкновенно быстрые переходы [См.: Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. - М., 1988. - Кн. 1. - С. 152-154.].
Князь Святослав освободил от уплаты дани хазарам, племя вятичей, жившее в бассейне Оки. Он также победил волжских болгар и могущественный Хазарский каганат, совершив в 965 г. победоносный поход на Нижнюю Волгу, Северный Кавказ и Приазовье. В последние годы княжения, Святослав активно вмешался в войну Византии с восставшими против ее владычества, дунайскими болгарами и одержал над ними победу. Византийский император. обеспокоенный укреплением Святослава в подунайских городах, напал на русские дружины, и вынудил войско Святослава принять битву. Но греки потерпели поражение, а Святослав двинулся к Константинополю. Императору пришлось откупаться щедрыми дарами.
Историческая роль великого князя Святослава состояла в расширении границ своего государства. Он совершил военные походы на вятичей, болгар камских, хазар, Он ходил и на Оку и Волгу, а так же на Кавказ, даже угрожал Константинополю.
Святослав успешно воевал в Дунайской Болгарии. Ему нравилось жить в Болгарии на Дунае и княжить в Переяславце. По преданию, Святослав говорил, что на Дунае: «Середина земли моей; туда со всех сторон возят всё доброе: от греков - золото, ткани, вина, овощи разные; от чехов и венгров -серебро и коней; из Руси меха, воск, мед и рабов». А Русь осталась практи-
чески без князя, с постоянной угрозой нападения кочевников. Стареющая и слабеющая Ольга продолжала управлять государственными делами, и напрасно призывала его осесть в родных землях.
И вот беда пришла: печенеги окружили Киев плотной стеной, люди изнемогали от голода и жажды. В городе с постаревшей княгиней Ольгой оставалась три внука - Олег, Ярополк и Владимир - сыновья Святослава от разных жен. Люди, приближённые к Ольге, отправили Святославу весть -если не придешь быстро к Киеву, люди сдадутся печенегам. Когда Святослав узнал, что жизнь матери в опасности, он в разгар удачной военной операции бросил всё и поспешил к ней. Примчавшись на выручку матери, сыновьям и всему народу, Святослав разбил и отогнал варваров, но ... в Киеве оставаться не захотел!
Узнав об этом решении сына, его мать княгиня Ольга, умерла на третий день. В летописях точную дату не указывают, даже год называю по разному, то 967, то 969 г. Перед смертью Ольга завещала похоронить её по христианскому обычаю, не справлять по ней тризну, не хоронить её по прежним традициям и. Священник, который был при ней, выполнил её волю, похоронил её посередине поля, не насыпая курган над могилой. Впоследствии её прах будет перенесён в Десятинную церковь. К сожалению,
После похорон матери, её сын великий князь Святослав, разделил свои владения между тремя малыши сыновьями, от разных жён, а сам вновь удалился в Переяславец на Дунай. По-разному сложилась судьба трёх сыновей великого князя Святослава. Два сына - Ярополк и Владимир, станут великими князьями, третий - Олег останется только удельным князем. Изначально Святослав передал старшему сыну - Ярополку - престол в Киеве; На Великом престоле Ярополк Святославович Окоянный оставался восемь лет (972-980) Среднему сыну - Олегу - Святослав выделил удел. Но великим князем Олег Святославович никогда не стал, ибл. Ярополк убил брала, третьего сына Святослава - Олега. Младшему сыну - Владимиру, отец не дал никакой волости, но по требованию новгородцев, его назначили Новгородским князем.
Разделив земли российские между сыновьями, Святослав положил начало раздробленности Руси на стадии раннего феодализма. Через некоторое время, Святослав решил вновь посетить Киев. Но у Днепровских порогов в 972 году печенеги убили Святослава. Из черепа великого князя Святослава, коварный печенежский вождь повелел изготовить чашу.
7. Сыновья Святослава Олег и Ярополк. Великое княжение третьего сына Святослава Владимира Красное солнышко, основоположника основ христианского общежития на Руси
Судьба государственности на Руси после Святослава зависила не от добрых дел, а от жестоких раздоров между сыновьями Святослава. Хотя и сказаны о каждом из них добрые слова о любви к христианству, но борьба за
власть молодых Святославовичей, и окружавших их приближенных, обернулась трагедией и кровопролитием. Взойти на престол сразу после отца, Владимиру помешали его два сводных брата - Олег и Ярополк мать которых принадлежала к знатному роду киевских бояр, чем теперь они гордились.
Старшими из трёх сыновей Святослава был 11-ти летний Ярополк и немного младше него Олег - сыновья от первого брака с Предславой, которая не оставила следа в истории. В соре с братом Олегом, Ярополк пошел на него войной и разбил его рать. Во время бегства Олег погиб - был раздавлен лошадьми. Узнав о случившемся, Владимир испуганный жестокостью Яропол-ка, убежал из Новгорода. Тогда престол в Новгороде занял Ярополк. Через несколько лет, повзрослевший Владимир, отобрал у него и Новгородское княжество и невесту Ярополка Рогнеду - дочь Полоцкого князя. Дальнейшие события показывают, что иногда СЛОВО ранит сильнее чем пуля. Отец Рог-неды предоставил дочери возможность самой выбирать жениха - Ярополка или Владимира. И тут девица произнесла слова, которые обернулись кровавой войной для её родных. Она отказала Владимиру, назвав его мать Малушу рабыней. Княгиня Ольга, бабушка Владимира, действительно взяла дочь князя древлян Малушу в плен, когда разгромила древлян, отмстив за смерть своего мужа - князя Игоря. Юная княжна племени древлян Малуша, была для Ольги близким человеком. Она сделала пленную, своей ключницей. Но любила девушку и относилась к ней как родной. Но выбор сына Святослава Ольга не одобрила и отстранила Малушу от своего двора, а внука Владимира забрала себе.
Владимир, его приближенные и его дядя Добрыня не могли примирится с упрёком в безродности великого князя. Они пошли войной на Полоцк, Был убит отец невесты и её братья. Рогнеду Владимир взял в наложницы.
С братом Ярополком было тоже жесткая расправа. Недовольные правлением Ярополка предложили Владимиру свои услуги и убили Ярополка, когда тот шел к Владимиру на переговоры.
Не летопись говорит о добрых христианских делах Владимира, а о Яро-полке написано, что он был милостив и кроток. И хотя сам не был крещен, любил христиан и разрешал принимать христианскую веру подданным. Были некоторые успехи у Ярополка, во время его княжение во внешней политике. Он заключил мир с греками и принимал папских послов, одержал победу над печенегами и пытался присоединить северные земли к своей стране.
Владимир Святославович вошел в историю добрыми делами. Он глубоко почитал свою мудрую бабушку княгиню Ольгу, и во всех начинаниях постоянно обращался к её памяти и опыту. Он называл Ольгу - мудрейшим на земле человеком - и действительно она осталась в его памяти и памяти народа на вечные времена. Ольге не удалось увидеть, что всё задуманное ею, свершил её любезный внук. В 988 г. князь Владимир - крестил Русь, дав новый отсчёт её истории, культуре и государственности. Это было достойным завершением великого христианского подвига, начатого мудрой Великой Ольгой.
Большое значение, в укреплении государственности российской имел при Владимире гендерный фактор. При выборе жён, Владимир Святославович выполнил ещё одно желание княгини Ольги: он породнил русскую княжескую фамилию, с византийским императорским семейством. Оказав военную помощь византийскому императору Василию II, Владимир получил в жены его сестру Анну, которая была внучкой того самого Константина Багрянородного, сердце которого пленила когда-то умная красавица российская княгиня Ольга.
Великим подвигом князя Владимира Станиславовича быто крещение Руси в 988-990 года, и провозглашение христианства государственной религией. Это укрепило государственность на Руси и способствовало признанию её величия во всём христианском мире.
Новая вера достаточно быстро укрепилась в крупнейших городах, хотя процесс полной христианизации всей страны растянулся до начала следующего двухсотлетнего цикла. Церковь причислила Владимира к лику святых. Великое княжение Владимира Красное солнышко, которое продолжалось 35 лет и завершилось в 1015 году.
Великое княжение Владимира завершилось на третий год после начала следующего 200 летнего цикла 1012-1212 г. После Владимира, укреплению государственности очень помешала, разгоревшаяся (в начале цикла с 1012 г.), борьба за власть, между наследниками великого князя Владимира Святославича.
Список литературы:
1. Алфавитно-справочный перечень государей российских и замечательнейших особ их крови. - СПб., 1897.
2. Карамзин Н.М. История государства Российского в 12 томах. - М., 1993-1994.
3. Карамзин Н.М. Предания Веков. Сказания, легенды, рассказы. - М., 1988. - С. 321.
4. Козлов Ю. Ф. От князя Рюрика дл императора Николая II. - Саранск. 1992
5. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. - М.: издательство «Правда», 1991.
6. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. - СПб., 1997.
7. Соловьев С.М. Соч. История России с древнейших времен. Книга вторая. Т. 3-4. - М.: «Мысль», 1988.
8. История СССР. Т. 1. С древнейших времён до конца ХУШ в. / Под ред. В.И. Лебедева, Б.Д. Грекова, С.В. Бахрушина. - М., 1939.
9. Семенкова Т.Г., Карамова О.В. Русские царицы и царевны. - М. «Алес», 2001.
10. Русский биографический словарь, издаваемый Русским историческим обществом 1896-1913 г.