Научная статья на тему 'Государственная деятельность княгини Ольги'

Государственная деятельность княгини Ольги Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
14821
870
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНЯЯ РУСЬ / ANCIENT RUS / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КНЯГИНИ ОЛЬГИ / PRINCESS OLGA'S STATE ACTIVITY / УКРЕПЛЕНИЕ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ / THE STRENGTHENING OF THE SUPREME POWER / РЕФОРМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / TAXATION REFORM / ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / THE FUNDAMENTALS OF THE LAW SYSTEM / МИРНАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / THE PEACEFUL FOREIGN POLICY / КРЕЩЕНИЕ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ / THE BAPTISM IN CONSTANTINOPLE / ПРОБЛЕМА ХРИСТИАНИЗАЦИИ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА / THE PROBLEM OF THE CHRISTIANIZATION OF THE ANCIENT RUSSIAN STATE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Морозова Людмила Евгеньевна

Статья посвящена анализу государственной деятельности великой княгини Ольги и определению ее вклада в становление и развитие Древнерусского государства в X в. Для более четкого раскрытия данных вопросов в статье сначала определены черты раннего государственного объединения, созданного первыми древнерусскими князьями: Рюриком, Олегом и Игорем. Автор делает вывод, что в нем отсутствовали такие важные черты государства, как верховная власть, основанная не только на военной силе, но и на договоре со всеми подданными, четко выраженная граница, единое законодательство и т. д. Поэтому Древняя Русь при первых князьях была непрочным объединением и в любой момент могла распасться на отдельные части. В 945 г., как известно, против великого князя Игоря подняли восстание древляне и убили его. Перед овдовевшей княгиней Ольгой встали задачи не только сохранить за собой и малолетним сыном Святославом верховную власть, но и укрепить аморфное образование Древнюю Русь путем превращения ее в настоящее государство. Она с успехом справилась с этими сложнейшими проблемами. Лично отомстив древлянам за смерть мужа, она продемонстрировала всем силу, способность усмирять бунтовщиков и водить полки. В древнейшие времена это были главные качества верховных властителей. После этого княгиня провела важнейшие реформы: определила границы страны, выделила княжеский домен, урегулировала вопрос налогообложения, заложила основы законодательства. Затем она занялась укреплением и расширением международных связей и, чтобы встать в один цивилизационный ряд с другими европейскими странами, планировала крещение подданных. Но это ей сделать не удалось из-за целого ряда объективных причин. В заключительной части статьи сделан вывод о вкладе великой княгини Ольги в развитие Древнерусского государства. Он состоял в укреплении верховной власти не с помощью силы, как это было при первых древнерусских князьях, а путем урегулирования отношений с подданными. Княгиня придала прежнему аморфному объединению племен государственные черты: обозначила границы, реформировала налогообложение и разработала основы законодательства. В правление Ольги изменилась и внешняя политика. Ее целью стали не завоевательные походы, а культурный и торговый обмен с соседними странами. В статье ставится вопрос о важной роли княгини Ольги в формировании взглядов и убеждений крестителя Руси князя Владимира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Princess Olga’s State Activity

He article is aimed at the analysis of the Great Princess Olga’s state activity and at the determining of her contribution into the growth and development of the ancient Russian state (the Ancient Rus’) in the 10th century. To elucidate these questions more clearly, we first specify the distinct features of that early state unity which was created by the first ancient Russian princes, to wit, Ryurik, Oleg, and Igor. The author concludes that the unity in question lacked some so important features of any state as: the supreme power, based not only on the military force, but also on the treaty between the ruler and all his subjects; a clear-cut borderline; the integrated law system etc. As a consequence, the Ancient Rus was not a solid political entity and constantly ran a risk of being disintegrated at any given moment. As is well known, in 945 the tribe of drevlyane became insurgent against the Great Prince Igor and killed him. As a result of those events, the princess Olga not only turned into a widow, but also was faced with the task of retaining the supreme power for herself and for her adolescent son Sviatoslav, as well as of strengthening that shapeless phenomenon which was there the Ancient Rus, by its turning into a real state. She has managed to solve these extremely difficult problems. Having personally avenged on the drevlyane of the murder of her husband, she demonstrated to everyone her strength together with her ability to pacify the insurgents and to command the troops. In those ancient times these were the main faculties to be possessed by a supreme ruler. Later on the Princess has pursued the essential reforms. She determined the borders of her state, singled out the princely domain, settled up the taxation problems, and laid down the basis of the law system. Thereafter she was busy with the consolidation and widening of the international relations. She also planned the baptism of her subjects so as to line up in a single civilizational row with the other European countries. But a big number of objective reasons prevented her from realizing these plans. In the conclusion of the paper we underscore the Olga’s contribution into the development of the Ancient Russian state. Its essential feature was the strengthening of the supreme power not by force as it had been the case with the first princes of the Ancient Rus, but by settling up her relations with her subjects. Olga gave the former shapeless union of different tribes the features of a state, marked out its borderlines, pursued the reforms of taxation and elaborated upon the fundamentals of the law system. The foreign policy also changed during Olga’s reign. Instead of being targeted at aggressive campaigns against the neighbouring countries, it began to aim at the cultural and trade interchange with them. Last but not least, we posit the question of Olga’s essential role in the formation of views and convictions of Prince Vladimir, who was to be the baptizer of Rus.

Текст научной работы на тему «Государственная деятельность княгини Ольги»

ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 4(12). 2015, 31-41

Л. Е. Морозова

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КНЯГИНИ ОЛЬГИ *

Статья посвящена анализу государственной деятельности великой княгини Ольги и определению ее вклада в становление и развитие Древнерусского государства в X в. Для более четкого раскрытия данных вопросов в статье сначала определены черты раннего государственного объединения, созданного первыми древнерусскими князьями: Рюриком, Олегом и Игорем. Автор делает вывод, что в нем отсутствовали такие важные черты государства, как верховная власть, основанная не только на военной силе, но и на договоре со всеми подданными, четко выраженная граница, единое законодательство и т. д. Поэтому Древняя Русь при первых князьях была непрочным объединением и в любой момент могла распасться на отдельные части. В 945 г., как известно, против великого князя Игоря подняли восстание древляне и убили его. Перед овдовевшей княгиней Ольгой встали задачи не только сохранить за собой и малолетним сыном Святославом верховную власть, но и укрепить аморфное образование — Древнюю Русь путем превращения ее в настоящее государство. Она с успехом справилась с этими сложнейшими проблемами. Лично отомстив древлянам за смерть мужа, она продемонстрировала всем силу, способность усмирять бунтовщиков и водить полки. В древнейшие времена это были главные качества верховных властителей. После этого княгиня провела важнейшие реформы: определила границы страны, выделила княжеский домен, урегулировала вопрос налогообложения, заложила основы законодательства. Затем она занялась укреплением и расширением международных связей и, чтобы встать в один цивилизационный ряд с другими европейскими странами, планировала крещение подданных. Но это ей сделать не удалось из-за целого ряда объективных причин. В заключительной части статьи сделан вывод о вкладе великой княгини Ольги в развитие Древнерусского государства. Он состоял в укреплении

* Выступление на Всероссийской научно-просветительской конференции «Святые русские княгини в истории Отечества: от равноапостольной Ольги до преподобномуче-ницы Елисаветы» (Екатеринбург, 15 июля 2015 г.).

© Л. Е. Морозова, 2015

31

верховной власти не с помощью силы, как это было при первых древнерусских князьях, а путем урегулирования отношений с подданными. Княгиня придала прежнему аморфному объединению племен государственные черты: обозначила границы, реформировала налогообложение и разработала основы законодательства. В правление Ольги изменилась и внешняя политика. Ее целью стали не завоевательные походы, а культурный и торговый обмен с соседними странами. В статье ставится вопрос о важной роли княгини Ольги в формировании взглядов и убеждений крестителя Руси князя Владимира.

Ключевые слова: Древняя Русь, государственная деятельность княгини Ольги, укрепление верховной власти, реформа налогообложения, основы законодательства, мирная внешняя политика, крещение в Константинополе, проблема христианизации Древнерусского государства.

Великая княгиня Ольга, несомненно, была главной героиней в истории Древнерусского государства X в. Этот вывод можно сделать на основании большого количества источников, в которых содержатся сведения о ней. Среди них и древнейшие летописи — Лаврентьевская, Ипатьевская и Радзивилловская, и сочинения книжников — «Похвала княгине Ольге» и «Житие княгини Ольги», и даже иностранные памятники — «О церемониях византийского двора» императора Константина Багрянородного и «Продолжение хроники Регинона» епископа Адальберта. Данные о ней находятся и в византийских хрониках1.

Казалось бы, такое большое количество источников должно помочь историкам в полном объеме осветить жизнь и деятельность княгини. Однако в научной литературе не утихают споры ни по вопросу

0 ее происхождении, ни по поводу главных событий в ее жизни: когда вышла замуж, когда родила Святослава, когда и где крестилась, и т. д. Причина — в противоречивости данных многих источников2.

Необходимо отметить, что жизнь и деятельность Ольги интересны не только сами по себе, но и потому, что они были связана с начальным этапом

1 Лаврентьевская летопись. Рязань, 2001; Ипатьевская летопись. Рязань, 2001; Письменные памятники истории Древней Руси. СПб., 2003; Серебрянский Н. И. Древнерусские княжеские жития. Приложение. М., 1915; Древнейшие источники по истории народов СССР. М., 1989; Древнейшие источники по истории Восточной Европы. М., 1993; Древнейшие государства на территории СССР. М., 1981.

2 Морозова Л. Е. Великие и неизвестные женщины Древней Руси. М., 2008. С. 23-59.

формирования Древней Руси при четырех первых древнерусских князьях. Олег, как известно, сосватал ее князю Игорю, Игорь был ее мужем, Святослав — сыном, а великий князь Владимир, креститель Руси, приходился княгине внуком. Именно Ольге приходилось заниматься его воспитанием, поскольку Святослав постоянно участвовал в завоевательных походах.

Мудрая бабушка, несомненно, познакомила внука с основами христианства и зародила в его душе убеждение в том, что только эта вера — самая правильная. Поэтому, когда Владимир в 987 г. размышлял, какую принять веру, бояре напомнили ему: «Аще бы лих закон греческий, то не бы баба твоя прияла Ольга, яже бе мудрейши всех человек»3.

Настоящее исследование посвящено оценке государственной деятельности княгини Ольги и ее роли в формировании Древнерусского государства. Для выделения ее значения в процессе создания основ Древней Руси попробуем представить, какой была эта страна при первых князьях: Рюрике, Олеге и Игоре.

Из летописей известно, что в 862 г. племена словен, кривичей, чуди и веси образовали союз и решили пригласить к себе князя соседнего племени русь Рюрика для управления ими4. Это было сделано для того, чтобы внутри племенного союза не было споров о главенстве.

Среди историков вопрос, где находилось племя русь, до сих пор вызывает ожесточенные споры. В летописях же указывается, что племя русь жило рядом с племенами варягов, шведов, норманнов, готов, немцев, англичан и др.5

Перечень племен дает право предположить, что приблизительным местом обитания племени русь была южная Прибалтика. При этом русичи отнюдь не были свеями (шведами), урманами (норманнами), ан-глянами (англичанами), готами и др. Правда, как утверждал автор летописи, некоторые его современники называли представителей племени русь варягами, видимо, из-за склонности к перемене места жительства6. Но название «варяги» не обозначало членов конкретного племени, а было собирательным и обозначало наемных воинов7.

3 Лаврентьевская летопись. С. 106.

4 Там же. С. 18-19.

5 Там же. С. 4.

6 Там же. С. 18-19.

7 Там же. С. 23, 28.

После приглашения Рюрика вместе с братьями на княжение в племенной союз словен, чуди, кривичей и веси все племя русь переселилась на земли зарождающегося Древнерусского государства8. Видимо, поэтому историкам не удается найти следы его прежнего проживания в Прибалтике.

Полномочия Рюрика были довольно ограниченными. Ему следовало охранять земли словен, чуди, кривичей и веси от нападения агрессивных племен с севера и хазар — с юга, а также разбирать внутренние споры между членами племенного союза. За все это князю полагалась фиксированная плата в размере 300 гривен, которую он получал раз в год9.

Автор летописи утверждал, что Рюрик посадил своих наместников в нескольких городах: Белоозере, Изборске, Полоцке, Ростове, а сам сел в Новгороде10. Но, по данным археологических раскопок, все эти города возникли лишь в X в.11

Более вероятно, что для выполнения своей охранительной миссии Рюрик посадил своих родичей в Ладоге, в районе Изборска и на Белоо-зере, а сам обосновался на Городище на берегу Ильменя, в центре земель племенного союза, чтобы выполнять судейские функции.

Плата, которую получал Рюрик за службу, видимо, не могла удовлетворить окружающих его лиц, поэтому они стали искать дополнительные источники доходов. В том же 862 г. князья Аскольд и Дир спустились на юг по рекам и обнаружили на Днепре удобный для сбора пошлин с проплывавших мимо купцов городок Киев. До их прибытия это было хазарское поселение12.

Родственник Рюрика князь Олег выяснил, что рядом с племенами, которые они охраняли, жили другие славянские племена, находившиеся под властью хазар и платившие им дань. В 882 г. во главе большой дружины он двинулся на юг и захватил Смоленск, Любеч и Киев с землями полян. Это позволило ему контролировать весь важный торговый путь

8 Лаврентьевская летопись. С. 19.

9 Там же. С. 23.

10 Там же. С. 19.

11 Древняя Русь. Город, замок, село. М., 1985.

12 Лаврентьевская летопись. С. 20.

«из варяг в греки». К тому же, покорив древлян, северян и радимичей, он стал получать дань и с них13.

Олег не был великим князем, а являлся лишь опекуном сына Рюрика Игоря. Он понимал, что юному пришлому княжичу трудно стать настоящим правителем достаточно большой территории, населенной славянами. Поэтому Олег решил женить его на представительнице местной знати, чтобы ее родственники стали опорой власти Игоря. Выбор Олега пал на знатную псковскую девушку Ольгу. Ее настоящее имя, видимо, было другим, славянским, но в историю она вошла под именем, которое ей дал князь Олег (Ольга — женский вариант имени Олег). Так в 903 г. совсем юная Ольга (по данным некоторых летописей, ей на момент свадьбы было только 10 лет) стала женой князя Игоря14.

После смерти Олега в 912 г. Игорь и Ольга оказались во главе довольно странного государства. На севере располагался мощный племенной союз, столицей которого стал Новгород. Он управлялся советом старейшин, который потом превратился в вече. Игорь был обязан охранять его границы и выполнять судейские функции. За все это он получал фиксированную плату, как отец Рюрик. Сам князь с наместниками, сидящими в городах Ладоге, Смоленске, Любече и Киеве, контролировал путь «из варяг в греки». Рядом находились земли нескольких славянских племен: полян, северян, древлян, радимичей, которые управлялись собственными князьями и выплачивали Игорю дань в виде полюдья. Оно заключалось в том, что князь в осеннее время приезжал на территорию племени и забирал меха, кожи, зерно, мед, мясо, рыбу, т. е. все, что было ему необходимо для содержания дружины. Размер полюдья, видимо, заранее не обговаривался.

В стране, которой правил Игорь, не было ни единого управления территориями, ни единого налогообложения, ни четко обозначенной границы, ни единого свода законов, ни единой религии, и т. д. Власть князя держалась только на мечах его дружинников.

В 945 г., как известно, князь Игорь был убит древлянами во время повторного сбора полюдья. Для Ольги смерть мужа означала потерю власти, высокого положения, права передать престол сыну и даже просто безопасно проживать в своем тереме. Ведь для сохранения всего

13 Лаврентьевская летопись. С. 22-24.

14 Там же. С. 28.

этого ей следовало встать во главе дружины Игоря. Но женщинам делать это не полагалось, а Святослав был еще совсем маленьким мальчиком, лет 6-7. Древляне, видимо, понимали, в каком тяжелом положении оказалась Ольга, поэтому с наглостью предложили ей стать женой князя Мала, убийцы ее супруга15.

В этой сложнейшей ситуации Ольге следовало доказать всем, что она не только может отомстить за убийство князя Игоря, но и способна встать во главе страны. Поэтому в жестокости, с которой она расправилась с древлянскими послами, не было ничего удивительного. Ведь только так княгиня могла в то время продемонстрировать свое право на верховную власть.

Поэтому по приказу Ольги первых древлянских послов с лодками заживо бросили в яму и закопали16. Это было сделано, чтобы слух о гибели Игоря не распространился по всей стране. Данное известие могло привести к распаду хрупкого объединения, каким было в то время Древнерусское государство.

Вторых послов, по указанию княгини, сожгли в бане, чтобы и от них не осталось никаких следов. Ведь о расправе над ними не должны были узнать в древлянской земле, куда Ольга отправилась лично, чтобы усыпить бдительность Мала и убить его. Она сделала это, как известно, во время поминальной тризны17.

Только наказав убийц мужа, Ольга сообщила дружинникам о смерти Игоря и необходимости похода на Искоростень для покорения восставших древлян, чей пример мог стать заразительным для других племен.

Ольга не стала сама возглавлять войско, поскольку, как женщине, ей не полагалось это делать. Она посадила на коня маленького сына Святослава, показывая воинам, что у них есть предводитель. В итоге битва с древлянами была выиграна, а их столица сожжена с помощью хитрости, придуманной княгиней18.

Отомстив древлянам за смерть мужа, Ольга доказала всем, что способна взять бразды правления страной в свои крепкие руки. Но она

15 Лаврентьевская летопись. С. 54.

16 Там же. С. 54-56.

17 Там же. С. 57-58.

18 Там же. С. 56-58.

понимала, что для предотвращения новых восстаний необходимо провести реформы. Прежде всего, она ликвидировала в древлянской земле местную власть. Управление племенем перешло к ее наместникам, которые обосновались в хорошо укрепленном Овруче. Им было предписано собирать дань не только в княжескую казну, но и в ее личную. Затем вместе с сыном и дружинниками Ольга проехала по всей древлянской земле и обозначила места, куда, когда и какое количество дани следовало привозить. В дальнейшем это должно было предотвратить какие-либо споры о ее размерах. Обозначила княгиня и места, где она собиралась останавливаться во время поездок в данную местность. С помощью особых знаковых камней он выделила княжеские охотничьи угодья19.

Своей резиденцией Ольга сделала Вышгород, в верхнем течении Днепра у Киева. Здесь для нее были построены терем, поварни, погреба и прочие хозяйственные постройки. Здесь хранилась ее казна. Все это было необходимо для ее личной финансовой независимости. Ведь со временем во главе государства должен был встать ее сын.

На следующий год Ольга отправилась в земли других племен. Там она также выделила места, куда следовало привозить дань, четко определила ее размеры. При этом она изучила возможности жителей разных племен и в зависимости от них назначила вид дани. Одним следовало платить деньгами (оброки), другим — продуктами (дани), третьим — мехами, и т. д. Всюду она обозначила свои охотничьи угодья (ловища), а по рекам Днепру и Десне — места ловли рыбы (перевесища)20.

Так при участии княгини Ольги на всей территории Древнерусского государства, кроме Новгородской земли (территории племенного союза), были введены четко зафиксированные налоги и выделен княжеский домен. Это должно было в будущем предотвратить конфликты между представителями княжеской власти и местным населением.

Хотя при Ольге еще не было единого свода законов, но небольшой Устав все же был ею разработан. Он регламентировал отношения власти с подданными. Для устойчивости государства это было очень важным.

С помощью княгини Ольги Древняя Русь из аморфного объединения племен стала превращаться в настоящее государство с сильной великокняжеской властью, обозначенными границами, четко зафиксирован-

19 Лаврентьевская летопись. С. 58.

20 Там же. С. 58-59.

ным налогообложением и основами законодательства. Местная племенная власть постепенно стала заменяться княжеской администрацией.

Ольга, несомненно, знала, что в европейских странах была единая религия — христианство. Вера во Христа объясняла устройство Вселенной, основы мироздания и человеческого бытия, объединяла самых разных людей, воспитывала в них человеколюбие, милосердие, высокую нравственность, чистоту, скромность, т. е. самые лучшие качества. Все это существенно отличала христианство от язычества, состоявшего из поклонения большому количеству непонятных богов и божков, похотливых оргий и кровавых обрядов.

Пообщавшись со священниками, которые служили в уже существовавших на Руси нескольких храмах21, княгиня Ольга пришла к выводу, что хочет креститься и стать христианкой. Но делать это в одиночку в одной из небольших местных церквей она не захотела. Княгиня прекрасно осознавала, что является не простой личностью, а главой большого государства. Значит, акт ее крещения должен быть публичным, в одном из крупнейших христианских храмов, о нем должны были узнать в других европейских странах. Это позволяло ей встать в один ряд с другими европейскими монархами и поднять престиж Русского государства.

К сожалению, внушить сыну Святославу мысль о необходимости принять христианство Ольга не смогла. Он воспитывался дружинниками, которые намеревались сделать его лишь хорошим полководцем, не задумывавшимся о духовных материях.

В 957 г.22 Ольга приняла решение ехать в столицу христианского мира Константинополь и там креститься при участии патриарха и самого императора. Она села на корабль и отправилась в небывалое путешествие. Ни до нее, ни после древнерусские правители не ездили в Византию с мирными целями. Видимо, поэтому ее визит стал неожиданностью и для императора Константина Багрянородного. Не зная ни как принять русскую гостью, ни цели ее визита, он долго продержал ее корабль в гавани. Но потом в честь Ольги был устроен прием в импера-

21 Лаврентьевская летопись. С. 53.

22 Дата поездки Ольги в Константинополь вызывает споры среди исследователей, поскольку в источниках сведения о ней различаются. См.: Литаврин Г. Г. О датировке посольства княгини Ольги в Константинополь // История СССР. № 5. 1981. С. 180-183; Он же. Византия и славяне. СПб., 2001. С. 429-437.

торском дворце на самом высоком уровне. Это отметили потом историки, изучавшие описание встречи императора с княгиней в трактате «О церемониях византийского двора»23.

Константин не только официально принял Ольгу в парадном зале, но и познакомил ее во внутренних покоях дворца с супругой и невесткой. Гостье было позволено беседовать со всеми столько, сколько она пожелает24.

Константин отметил, что свита у княгини Ольги была достаточно большой. В нее входили близкий родственник княгини, возможно, брат или племянник, 8 представителей русской знати, 6 женщин из ее окружения,

22 посла от различных областей Русского государства, в том числе и от Святослава, 18 прислужниц, священник Григорий, 2 переводчика и 44 купца25.

Княгине показали оранжерею, ипподром, дворик для прогулок членов семьи императора. В ее честь был устроен парадный обед, во время которого присутствующих развлекали певчие из храма святой Софии и актеры придворного театра. Люди из ее свиты пировали в другом зале. После угощения Ольга и ее спутники получили от императора подарки. Княгине вручили золотое блюдо, украшенное драгоценными камнями, и 500 серебряных монет. Блюдо она потом подарила храму святой Софии, где его видели через несколько веков русские паломники. Родственник княгини получил 30 монет, представители знати — по 20, послы и купцы — по 12 монет, переводчик княгини — 15, священник Григорий — 8, послы Святослава — по 5 монет26.

Константин Багрянородный не указал, какова была цель визита Ольги в Константинополь. Но он отметил, что принимал ее в своем дворце дважды. В первый раз каких-либо различий в приеме ее спутников не было. Но во второй раз послы Святослава получили меньше почестей, чем сама Ольга и ее спутники. Даже подарки им были вручены хуже, чем рабыням княгини.

Данный факт указывает, что второй прием происходил уже после крещения Ольги. В конце этой церемонии, которую осуществляли патриарх и император, княгиня и подарила золотое блюдо собору святой Со-

23 Древнейшие источники по истории народов СССР. М., 1981.

24 Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 2003. С. 118-119.

25 Там же. С. 121.

26 Там же. С. 120.

фии. Спутники Ольги, кроме послов Святослава, видимо, тоже крестились, поэтому получили более ценные дары, чем представители князя.

Крещение в Константинополе (после него княгиня получила имя Елена) позволило Ольге не только встать в один ряд с другими европейскими правителями, но даже породниться с самим императором, который стал ее крестным отцом.

Можно предположить, что Ольга ездила в Константинополь не только чтобы публично принять крещение, но и найти достойную невесту для сына. Однако это ей не удалось, поскольку Святослав был закоренелым язычником. Принимать христианство он, видимо, не захотел из-за того, что вера запрещала воевать с христианами, а для князя военные походы были главным смыслом жизни.

Княгиня, несомненно, хотела договориться с патриархом и о крещении своего государства, но узнала, что после него ее страна попадет в зависимость от императора, поскольку тот является главой Церкви, а, значит, и всех христиан. Сама Ольга избежала этой участи, т. к. стала крестной дочерью Константина, т. е. его родственницей.

Мечтая о крещении Руси, княгиня Ольга в 959 г. решила обратиться к германскому королю Оттону, будущему императору. Она отправила к нему посольство с просьбой прислать епископа для проведения крещения населения своей страны. Но тот долго не мог выполнить ее просьбу, а когда епископ Адальберт в 961 г. все же прибыл в Киев, ситуация там, видимо, изменилась. Стареющая Ольга отошла от дел, а Святослав был категорически против крещения. Пришлось Адальберту вернуться на родину ни с чем. Свое путешествие на Русь он описал в сочинении «Продолжение хроники Регинона»27.

В конце жизни Ольге-Елене пришлось заниматься воспитанием внуков — Ярополка, Олега и Владимира, поскольку супруга Святослава, вероятно, рано умерла, а сам он постоянно находился в Болгарии. Оставшееся без защиты Древнерусское государство стало объектом нападения печенегов. В 968 г. они осадили Киев и чуть не захватили в плен Ольгу с внуками28.

Поэтому когда Святослав все же вернулся на родину, княгиня заявила ему, что не стоит ради богатства бросать свою землю. Но сын ее

27 Древняя Русь в свете зарубежных источников. С. 303-308.

28 Лаврентьевская летопись. С. 64-66.

не послушал. Похоронив мать по христианскому обряду, он оставил еще неопытных сыновей княжить в Киеве, в древлянской земле и Новгороде. Сам же вернулся в Болгарию, но там был разбит византийским императором. По дороге на родину его подстерегли печенеги и убили29.

Так бесславно закончилась жизнь великого князя Киевского, который был наделен полководческим талантом и многое мог бы сделать для укрепления Древнерусского государства, но увлекался лишь завоевательными походами и о своем долге перед страной не думал.

Ольга же навсегда осталась в памяти русских людей, как их начальница и небесная покровительница. В «Похвале» ей писалось следующее: «Она первая вошла в Царство Небесное от Руси, ее хвалят сыновья русские, как начальницу, поскольку даже после смерти она молит Бога за Русь»30.

Подводя итог, следует отметить, что княгиня Ольга внесла большой вклад в развитие русской государственности. Она первой начала укреплять верховную власть не с помощью оружия, а путем урегулирования отношений с подданными, обозначила границы страны, разработала основы законодательства, реформировала налогообложение, сформировала княжеский домен и обустроила в нем несколько резиденций. При ней резко изменилась внешняя политика. Завоевательные походы на Константинополь и соседние земли сменились добрососедскими отношениями и активным торговым и культурным обменом. Ольга публично крестилась в Константинополе и встала в один ряд с другими европейскими правителями, но крестить страну ей не удалось по не зависящим от нее причинам. Этот великий замысел осуществил воспитанный ею внук Владимир.

С правления княгини Ольги началась новая эпоха в истории Древней Руси — окончательное оформление государства и переход от язычества к христианству. Расцвет этого периода пришелся на правление Владимира Крестителя.

29 Лаврентьевская летопись. С. 66-72.

30 Там же. С. 67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.