Научная статья на тему 'Институциональные формы взаимодействия промышленных предприятий нефтехимической отрасли г. Нижнекамска с высшими учебными заведениями'

Институциональные формы взаимодействия промышленных предприятий нефтехимической отрасли г. Нижнекамска с высшими учебными заведениями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / FORMS OF INTERACTION / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP / СОТРУДНИЧЕСТВО / COOPERATION / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / INSTITUTIONAL RELATIONSHIPS / НЕФТЕХИМИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / PETROCHEMICAL INDUSTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Губина Н.В., Шарипова Л.Р.

В статье рассматриваются формы взаимодействия предприятий нефтехимической отрасли и вузов. Выявляются проблемы построения эффективных форм сотрудничества. Представлен проект типового соглашения о сотрудничестве и партнёрстве промышленных предприятий и высших учебных заведений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональные формы взаимодействия промышленных предприятий нефтехимической отрасли г. Нижнекамска с высшими учебными заведениями»

УДК 316

Н. В. Губина, Л. Р. Шарипова

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ Г. НИЖНЕКАМСКА С ВЫСШИМИ УЧЕБНЫМИ

ЗАВЕДЕНИЯМИ

Ключевые слова: формы взаимодействия, социальное партнёрство, сотрудничество, институциональные взаимоотношения,

нефтехимическая отрасль.

В статье рассматриваются формы взаимодействия предприятий нефтехимической отрасли и вузов. Выявляются проблемы построения эффективных форм сотрудничества. Представлен проект типового соглашения о сотрудничестве и партнёрстве промышленных предприятий и высших учебных заведений

Keywords: forms of interaction, social partnership, cooperation, institutional relationships, petrochemical industry.

This article considered with forms of interaction petrochemical enterprises and universities. Identified the problem of constructing effective forms of cooperation. Submitted a draft model agreements of cooperation, partnership and industrial enterprises and institutions of higher education

Интеграция социума с производством, развитие производственных отношений и социальная ответственность - являются ключевыми проблемами, находящимися в фокусе внимания учёных и практиков последних лет.

Проблема взаимосвязи учебных заведений и промышленных предприятий, как способ решения вопросов, повышения качества образования и привлечения в вузы дополнительных средств достаточно активно рассматривается в рамках исследовательских работ учёных Казанского национального исследовательского технологического университета [1, С. 354].

Изучением этой сферы занимались Н.П. Гончарук, Е.И. Хромова [2, С. 275], П.Н. Осипов, А.В. Якубова [3, С. 463], К.С. Курамшина [4, С. 234] и др. Авторы рассматривают с различных ракурсов процессы интеграции нефтехимической промышленности и вузов. Они затрагивают такой круг вопросов как профессиональная мобильность, её теоретические и технологические аспекты формирования; предлагают внедрить новую систему организации производственных практик; создать бизнес-инкубаторы на базе вузов.

Проблема построения институциональных взаимоотношений вузов и промышленных предприятий является актуальной и для города Нижнекамска. Нижнекамск является динамично развивающимся крупнейшим центром нефтехимической промышленности в России. На него приходится 23% производимой в Татарстане промышленной продукции и около 30% экспорта. В Нижнекамске сосредоточено 18% основных производственных фондов Татарстана, представляющих базовые отрасли промышленности.

Химия и нефтехимия - базовые сегменты российской промышленности, закладывающие основы её долгосрочного и стабильного развития и оказывающие существенное влияние на структурные изменения в экономике, которые, в свою очередь, обладают существенным макроэкономическим эффектом и влияют на уровень национальной кон-

курентоспособности и темпы роста экономики в целом. Продукция базовых предприятий нефтехимического комплекса Республики Татарстан реализуется более чем в 100 странах ближнего и дальнего зарубежья.

Нижнекамск является нефтехимическим и нефтеперерабатывающим центром Республики Татарстан, именно Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (НХТИ (филиал) ФГБОУ ВПО «КНИТУ») с начала строительства первого химкомбината является надёжным партнером в подготовке кадров для промышленных предприятий. Нижнекамский химико-технологический институт имеет в качестве социальных партнёров следующие предприятия нефтехимического комплекса: ОАО «НКНХ», ОАО «ТАНЕКО», ОАО «Та-иф-НК», ООО «УК «Татнефть-Нефтехим», ООО «Татнефть-НК-Ойл», ОАО «Нижнекамсктехугле-род», ООО «Камэнергостройпром», ООО «Нефтега-зинжиниринг».

Основная идея развития НХТИ - подготовка в системе образования компетентных и мобильных специалистов, способных развивать существующие и создавать новые технологии, преобразуя знания в эффективные результаты личности, организаций, общества и государства, - прежде всего, в сфере химической и нефтехимической промышленности, а также в смежных видах деятельности и в родственных отраслях, но невозможно это сделать в условиях отсутствия хорошей материально-технической базы. На современном этапе взаимодействие вузов и предприятий в значительной степени носит стихийный характер. Ориентация российского государства на инновационный путь развития общества, модернизация экономики, ещё больше обостряет эту проблему, актуализирует ин-ституциализацию связей и отношений предприятий и системы высшего образования.

Главной особенностью развития предприятий нефтехимического комплекса выступает не только обновление технологической и продуктовой ориентации производства, но и, по сути, необходимость реформирования всего инженерного комплекса, включая переподготовку кадров, которые управляют основными процессами изменений. Это, в свою очередь, вскрывает серьёзную проблему: как и в каком объёме учить людей для работы на инновационных производствах в условиях, когда знания устаревают быстрее, чем учреждения высшего профессионального образования успевают набрать первокурсников. Чтобы поспеть за стремительно меняющейся ситуацией необходимо непрерывное развитие и человеческого, и производственного капиталов.

Всё вышеперечисленное обуславливает потребность предприятий во взаимодействии с высшими учебными заведениями с целью поиска инновационных предложений модернизации производства и высококвалифицированных кадров. Таким образом, на сегодняшний день совершенствование механизма взаимодействия высшего образования и предприятий является актуальной проблемой.

Для изучения взаимодействий вузов и промышленных предприятий был применён институциональный подход. Рассмотрим интерпретацию понятий «взаимодействие» и «институциональное взаимодействие». В широком смысле взаимодействие определяют как объективную и универсальную форму движения любой социально-экономической системы. В узком понимании, данный термин имеет значение «взаимосвязь», «согласование». В свою очередь, институциональное взаимодействие в соответствии с предметом экономической теории - это совокупность субъектно-субъектных отношений экономических агентов рынка, возникающих по поводу их субъектно-объектных отношений. Применение институционального подхода к рассмотрению взаимодействия вузов и промышленных предприятий предполагает изучение институциональной среды, в которой находятся субъекты взаимодействия, определение формальных и неформальных форм взаимодействия институтов высшего образования и предприятий, выявление интересов и задач сторон в построении эффективных форм сотрудничества.

На сегодняшний день среди отечественных вузов и предприятий сформулированы многообразные формы взаимодействий. Выбор форм взаимодействия зависит от преследуемых целей, интересов предприятий и вузов.

Для выявления форм взаимодействия предприятий нефтехимической отрасли города Нижнекамска с учебными заведениями, готовящими кадры для нефтеперерабатывающей отрасли было проведено исследование. Значительная часть информации, необходимая для исследования существующих форм взаимодействия учебных заведений и предприятий, содержится в документальных источниках. Поэтому основным методом сбора первичной информации выступал анализ документов. Для изучения интересов предприятий в построении взаимодействия с вузами был проведён экспертный опрос.

Базой для исследования выступили документы о деятельности нефтеперерабатывающего предприятия ОАО «ТАНЕКО» по подготовке персонала и экспертный опрос предприятий нефтехимического комплекса - ОАО «Нижнекамскнефте-хим», ОАО «ТАИФ-НК», ОАО «ТАНЕКО» и нефтехимического комплекса ОАО «Татнефть».

В ходе проведённого анализа документов были выявлены такие формы взаимодействия, как повышение квалификации и профессиональная переподготовка сотрудников на базе учебных заведений; организация практики студентов; целевая подготовка студентов; стажировка преподавателей на предприятии; проведение экскурсий. Непосредственно с высшими учебными заведениями сотрудничество происходит в форме организации практик студентов; целевой подготовки специалистов и организации экскурсий. Взаимодействие с начальными и средними профессиональными учебными заведениями носит более выраженный и продуктивный характер, нежели с вузами. Данное интенсивное взаимодействие со средне-профес-сиональными учебными заведениями связано с тем, что на предприятиях в большей степени востребованы рабочие, чем специалисты. Выявленные формы взаимодействия затрагивают только одно из направлений сотрудничества учебных заведений с предприятиями -профессиональную подготовку, тогда как производство и экономика страны требуют более широких взаимодействий с высшими учебными заведениями, затрагивающих такие формы, как проведение научно-практических исследований для предприятия. На необходимость расширения поля взаимодействия с вузами указывают так же эксперты, работающие на нефтехимических предприятиях города.

По результатам экспертного опроса, целью которого было определение приоритетов предприятий нефтехимической отрасли в содействии с вузами, можно сделать следующие выводы. Существующие взаимодействия между предприятиями города и вузами на сегодняшний день отражают односторонний характер сотрудничества, где предприятия без всяких вкладов и усилий с помощью вуза решают проблему с кадрами. При этом большинство экспертов считают, что предприятиям города необходимо сотрудничать с вузами и направления этих взаимодействий должны охватывать как профессиональную подготовку студентов и специалистов предприятия, так и инновационный и исследовательский потенциал вузов и предприятий города. Таким образом, взаимодействие предприятий с вузами может проходить в таких формах как: подготовка будущих специалистов для своих предприятий, повышение квалификации сотрудников на базе вуза, разработка совместно с научными руководителями вуза проектов для предприятий, трудоустройство молодых специалистов без опыта работы.

Эксперты назвали ряд причин, которые влияют на снижение эффективности взаимодействия - не владение выпускниками вуза конкретными практическими навыками, несоответствие учебных программ вуза техническим потребностям предприятия, низкая материально-техническая база вуза.

Однако, данные проблемы вуз не может решить самостоятельно, их устранение возможно только при организации тесного сотрудничества предприятий и вузов. Таким образом, для построения эффективных институциональных форм взаимодействия вузов с предприятиями города необходимо, в первую очередь, вузу перейти к открытому диалогу с руководством предприятий, в рамках которого обсудить предложения об организации многостороннего взаимодействия. Целью такого многостороннего взаимодействия должна стать совместная подготовка будущих специалистов для предприятий, отвечающих их запросам и требованиям современного мира, а также реализация совместных научно-практических исследований.

С целью расширения поля взаимодействия между предприятиями и вузами и создания новых институциональных форм сотрудничества, учитывая особенности нефтехимических предприятий города и вуза, в качестве проекта разработано типовое соглашение о сотрудничестве и партнёрстве между вузом и предприятием.

Предложенный проект Соглашения позволит выстроить институциональные взаимодействия между предприятиями и вузами в более широком масштабе, удовлетворяя потребности обеих сторон и обеспечивая их динамичное развитие, в соответствии с потребностями современного мира. Уникальность и отличие данного соглашения от существующих договоров между предприятиями города и вузами заключается в следующем:

- данное соглашение не ограничивает стороны в выборе и расширении форм сотрудничества, позволяет заключать дополнительные соглашения и договоры;

- соглашение предполагает создание рабочей группы, в состав которой входят как сотрудники вуза, так и представители предприятия;

- на основе соглашения ежегодно разрабатывается рабочей группой и утверждается совместно директором предприятия и директором вуза план мероприятий, который включает проведение работ в трёх направлениях: профессиональная подготовка студентов и переподготовка, повышение квалификации сотрудников предприятия; научно-исследовательская работа; и совместная культурно-массовая и спортивно-общественная работа.

- соглашение предполагает ежеквартальное совещание с участием директора вуза и директора предприятия, позволяющее корректировать формы сотрудничества на начальном этапе и вести контроль над основными работами.

Предлагаемое Соглашение о сотрудничестве и партнёрстве вуза и предприятия является взаимовыгодным для обеих сторон. В свою очередь, вуз как участник интегрального взаимодействия, в процессе реализации соглашения получает:

- повышение своей конкурентоспособности на рынке образовательных услуг;

- альтернативные источники финансирования своей образовательной и научной деятельности;

- максимальное трудоустройство своих выпускников;

- возможность внедрения собственных разработок в реальное производство;

- рост уровня преподавательского состава;

- уменьшение разрыва между научной и образовательной деятельностью, привлечение других субъектов к развитию научного потенциала.

Предприятию тесное взаимодействие с вузом дает следующий положительный эффект:

- приобретение специалистов, с соответствующими практическими и теоретическими знаниями и навыками, развитыми профессиональными качествами, позволяющими обеспечить высокую производительность труда;

- снижение затрат предприятия на дообучение и переподготовку кадров;

- развитие и усовершенствование перспективных направлений производства;

- организация экономически эффективного наукоемкого производства;

- повышение конкурентоспособности предприятия.

Заключение соглашения о сотрудничестве и партнёрстве предприятия и вуза способствует формированию единого комплекса направлений взаимодействия высшего образования и предприятий нефтехимического комплекса, интеграции научной, инновационной и производственной деятельности на взаимовыгодной для всех заинтересованных сторон основе.

Институциональные формы фиксируют взаимодействие, но не гарантируют его эффективность. Следовательно, в сложившейся ситуации модернизации нефтехимического комплекса и поиске высококвалифицированных кадров, необходима разработка и привлечение к практике взаимодействия самого широкого спектра формальных и неформальных форм связей вузов и предприятий нефтехимического комплекса, которые обеспечат гибкость и многоаспектность их взаимоотношений.

Литература:

1. Губина, Н.В., Шарипова, Л.Р. Вестник Казанского технологического университета, 19, Т.16, С.354 - 360. (2013).

2. Гончарук, Н.П., Хромова, Е.И. Вестник Казанского технологического университета, 13, Т. 15, С. 274 - 280. (2012).

3. Осипов, П.Н., Якубова, А.В. Вестник казанского технологического университета, 8, Т. 15, С. 463 - 467. (2012).

4. Курамшина, К. С. Вестник казанского технологического университета, 2, Т. 16, С. 234 - 237. (2013).

© Н. В. Губина - д. с. н, профессор, зав. каф. ГМУСМ НХТИ ФГБОУ ВПО «КНИТУ», gubina-nv@rambler.ru; Л. Р. Шарипова - аспирант той же кафедры НХТИ ФГБОУ ВПО «КНИТУ», liliya-sharipova@mail.ru.

© N.V. GubiM - Doctor of Social Sciences, Professor, Head of the state municipal management and sociology NHTI KNRTU, gubina-nv@rambler.ru; L. R. Sharipova - a graduate student in the same department NHTI KNRTU, liliya-sharipova@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.