Научная статья на тему 'Институциональные формы регулирования отношений конкурентоспособности субъектов хозяйствования'

Институциональные формы регулирования отношений конкурентоспособности субъектов хозяйствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ / РЕСУРСНЫЕ КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахтариева Рузиля Рафиковна

В статье приведены аргументы в пользу трактовки понятия «конкурентоспособность» как многогранной категории, выражающей отношение по поводу сравнения оптимальности и прибыльности результатов хозяйственной деятельности субъектов рынка и отражающей их способность выдерживать конкуренцию. Отсюда вытекает необходимость разработки и реализации системы мер по институциональному проектированию конкурентных отношений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональные формы регулирования отношений конкурентоспособности субъектов хозяйствования»

Р. Р. Ахтариева

преподаватель Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева

Институциональные формы регулирования отношений

конкурентоспособности

субъектов

хозяйствования

К X х V

и х С 2

со о

5 о

>

овременныи развития человеческой цивилизации, определяемый как неоэкономика, характеризуется растущей информатизацией общества и связанной с этим интеллектуализацией хозяйственной деятельности, а также ноосферным, т. е. творческим, разумным и созидательным использованием всех факторов производства. Это предполагает необходимость разработки стратегии развития рыночных субъектов, ориентированной на обеспечение конкурентоспособности.

УДК 339.137

По нашему мнению, анализ конкуренции и раскрытие на этой основе содержания конкурентного потенциала и соответствующей стратегии в совокупности отношений конкурентоспособности является методологической основой исследования глубинных закономерностей становления и функционирования рыночной экономики.

Одной из причин низкого уровня конкурентоспособности отдельных субъектов хозяйствования и экономики России в целом является недостаточная разработанность теоретических и методологических основ взаимодействия конкурентного потенциала и конкурентной стратегии, формирующих конкурентоспособность объектов и субъектов хозяйствования. Основой концептуального осмысления характера конкурентных отношений в рыночной экономике и формирования в качестве самостоятельного инструмента ключевой категории конкуренции нами рассматриваются системы взглядов Э. Аткинсона, И. Ан-соффа, Н. Калдора, А. Курно, Дж. Кларка, А. Маршалла, Ж. Окумуры, А. Пигу, М. Портера, К. Поппера, Дж. Робинсон, П. Хейне, Э. Чемберлина, Ф. Шерера, А. Шлезингера, Й. Шумпетера и др. Значительный вклад в теоретические модели олигополии и монополии внесли Ф. И. Эджуорт (математическое описание), А. П. Лернер (монопольная власть и ее оценка), К. Виксель (конкуренция и ценовая дискриминация) и др.

Мировая экономическая мысль накопила богатый опыт теоретических исследований и практических рекомендаций по формированию эффективной институциональной среды конкуренции. Институциональный анализ конкурентных отношений представлен в работах таких российских ученых, как И. Е. Дискин, Р. И. Капелюшников, Ю. Л. Латова, Д. С. Львов, А. Н. Не-стеренко, R M. Нуреев, В. В. Радаев, В. Л. Тамбовцев, Л. М. Тимофеев, А. Е. Шаститко, а также зарубежных экономистов Л. Бентама, Т. Веблена, Р. Коуза, Ж. Ланда, Д. Норта, Р. Нельсона, Г. Саймона, Дж. Стиглера, С. Уин-тера, О. Уильямсона, И. Хайями, Г. Эггертссона др.

Вместе с тем следует признать, что, несмотря на повышенное внимание, уделявшееся отечественными и зарубежными исследователями законам и закономерностям развития конкурентных отношений, ряд вопросов теоретического и практического характера, связанных с проблемами преодоления устоявшихся стереотипов относительно понимания конкурентоспособности товара, фирмы, отрасли, страны; формирования конкурентной стратегии в целях их эффективного функционирования и развития на основе конкурентного потенциала в совокупности отношений конкурентоспособности; содержания институциональных факторов становления и развития конкуренции в России, нуждаются в дальнейшем изучении. При этом дополнительного исследования требуют вопросы адаптации зарубежного опыта к деятельности отечественных субъектов хозяйствования и национальной экономики в целом.

Многие ученые полагают, что исследованию содержания конкурентных отношений на современном этапе развития рыночного хозяйства предшествует анализ возникновения и закономерностей их развития, а также изучение альтернативных трактовок сущности конкуренции представителями различных экономических школ. Видимо, поэтому множественность определений конкуренции рассматривается как следствие многогранности данного явления и наличия различных подходов к нему. Мы полагаем, что конкуренция является формой проявления конкурентных отношений в рыночной системе, ее атрибутивным признаком, который позволяет

о; х х V

и х С 2

со о

5 о

>

рыночной системе воспроизводиться, повторяться как экономическому явлению. Она определяет всю совокупность элементов рыночного хозяйства — издержки производства, формирование цены, адаптивность предприятий и организаций к требованиям рынка.

Следуя неоинституциональной традиции, исходящей из деления институтов на «правила игры» и взаимодействующих «игроков», конкурентные отношения рассматриваются в двух аспектах. Во-первых, анализируются институциональные условия функционирования и развития конкуренции, во-вторых, исследуется собственно конкуренция как взаимодействие «игроков» (субъектов рынка). В качестве институциональных условий функционирования и развития конкуренции рассматриваются все формы ограничений, придающих определенную структуру конкурентным отношениям, а также структуры побудительных мотивов повышения конкурентоспособности, стимулов и ограничительных рамок, способные организовать взаимодействие между хозяйствующими субъектами. Сама конкуренция раскрывается как взаимодействие между субъектами рынка, как стратегия «игроков», основной агент институциональных изменений в процессе движения к цели.

На основе обобщения содержательных положений теории конкуренции можно выделить пять основных типов конкурентных преимуществ производителей:

1. Ресурсные конкурентные преимущества фирм, увеличивающие потребительский эффект, связанный с ценовыми характеристиками приобретаемой продукции, и складывающиеся благодаря благоприятной институциональной среде, позволяющей субъектам хозяйствования снижать трансакционные издержки, выгодному местоположению (близости к транспортным и информационным коммуникациям, торговым узлам и другим элементам инфраструктуры), благоприятным условиям доступа к природным ресурсам и недвижимости, низким процентным ставкам, доступности природных ресурсов (ресурсов литосферы и гидросферы территории) и рабочей силы.

2. Технологические конкурентные преимущества производителей, обусловленные наличием и эксплуатацией фирмами технологий массового производства, обеспечивающих экономию на масштабах и увеличивающих потребительский эффект, связанные с ценовыми характеристиками приобретаемой продукции.

3. Инновационные конкурентные преимущества производителей, формирующиеся за счет реализации в производстве результатов НИОКР, которые обеспечивают ускоренное обновление ассортимента выпускаемой продукции и увеличение излишка потребителя.

4. Глобальные конкурентные преимущества производителей, связанные с формированием внеэкономических (экологических, социальных) стандартов хозяйственной деятельности на международном уровне и их реализацией в политике фирм и государства.

5. Культурные конкурентные преимущества, обусловленные культурной близостью (различиями) стран, позволяющей фирмам поддерживать рынки сбыта и ресурсов в странах близкой культуры.

Характер основных конкурентных преимуществ российских производителей выявляется при сравнении рейтингов РФ и других государств в «Отчете о мировой конкурентоспособности за 2005-2006 гг.», опубликованном Всемирным экономическим форумом. Следует отметить, что некоторые преимущества России, отражающие ее инновационный потенциал, позволяют добиться повышения ее рейтинга, о чем свидетельствуют 15-е место по конструктивному совершенству продукции (у США — 6-е), 18-е — по научно-исследовательским организациям и технологическому развитию (у США — 1-е и 2-е соответственно), 22-е — по

уровню частных расходов на НИОКР (у США — 3-е). Однако низкий уровень защиты интеллектуальной собственности (56-е место) и лицензирования технологий (52-е место), доступности венчурного капитала для новых рискованных проектов (48-е место), доступности займов для мелкого бизнеса (54-е место), простоты создания (запуска) нового бизнеса (56-е место), политика правительства и национальная бизнес-среда препятствуют реализации инновационного потенциала. Относительно низкие налоги на прибыль не подкреплены налоговой дисциплиной (57-е место по уровню уклонения от налогов) и потому не обеспечивают инвестиционного эффекта налоговой системы (54-е место). Относительно высокий уровень национальных сбережений (21-е место против 45-го места США), который мог бы поддерживать как технологические, так и инновационные преимущества России, соседствует с крайне неразвитой банковской системой (56-е место по доле частного капитала в банковской системе и 51-е место по платежеспособности банков). Некачественная система движения финансовых потоков внутри страны (недоступность национальных сбережений для инвесторов) и нелестная репутация РФ как международного заемщика не позволяют использовать отсутствующее у США технологическое преимущество, поскольку в этой стране хорошо налажена система внешнего и внутреннего финансирования.

С учетом изложенных фактов нами определены особенности конкурентных стратегий в трансформационной экономике. Эффективная конкурентная стратегия обусловлена теми факторами, которые позволяют фирмам функционировать в сложившихся в России условиях, а именно формировать наиболее предпочтительную, с точки зрения результативности, структуру стратегического потенциала, позволяющаую адаптироваться к условиям национальной экономики.

Конкурентные преимущества формируют конкурентный потенциал объектов и субъектов хозяйствования, который мы рассматриваем как совокупность располагаемых природных, материальных, трудовых, финансовых ресурсов и возможностей объектов и/или субъектов хозяйствования. Конкурентный потенциал подразделяется на ресурсный, кадровый и инновационный. Ресурсный конкурентный потенциал складывается из ресурсных и материальных конкурентных преимуществ. Кадровый конкурентный потенциал соединяет в себе интеллектуальные (научные) и трудовые конкурентные преимущества. Инновационный конкурентный потенциал состоит из инновационного и инвестиционного конкурентных преимуществ. Таким образом, конкурентный потенциал — это сложное многогранное понятие, соединяющее в себе возможности и располагаемые ресурсы объектов и субъектов хозяйствования. Конкурентный потенциал должен оцениваться с учетом всех видов конкурентных преимуществ.

Конкурентная стратегия — это концепция и подчиняемая ей система действий предприятия, направленные на достижение его конечных целей. В литературе рассматриваются три основные стратегии, которые имеют универсальный характер и применимы в отношении любой конкурентной силы, — преимущество в издержках, дифференциация и фокусирование. Каждая из основных стратегий требует выбора особого рода экономических ресурсов и навыков, а также определенных управленческих решений.

Экономическая стратегия предприятия и соответствующая ей совокупность правил и приемов, направлена в первую очередь на эффективную реализацию экономического потенциала предприятия. Содержательные характеристики экономической стратегии отражают оценку продуктивности использования ре-

сурсов, альтернативную стоимость или сопутствующие затраты и потери. Целесообразность разработки экономической стратегии возникает, например, в условиях стабильно растущего спроса, когда в отрасли практически отсутствует конкуренция.

Базовая стратегия конкуренции, представляющая собой основу конкурентного поведения предприятия на рынке и описывающая схему обеспечения преимуществ над конкурентами, является центральным моментом в стратегической ориентации предприятия. От ее правильного выбора зависят все последующие действия. В отличие от тактических действий, стратегия конкуренции должна быть направлена на обеспечение преимущества в долгосрочной перспективе.

Взаимосвязь конкурентного потенциала и конкурентной стратегии в совокупности отношений конкурентоспособности проявляется в учете тенденций развития рыночной ситуации и оптимальном использовании ресурсного (прежде всего, инновационного) потенциала для расширения деятельности фирмы.

В настоящее время не существует единого определения понятия «конкурентоспособность». В ряде случаев предлагаемые его трактовки представляют ценность применительно к решению узких экономических проблем. Мы считаем, что теория конкурентного экономического поведения в целом далека от завершения. Конкурентоспособность трактуется нами как активное состояние элементов экономических отношений и экономической системы в целом, что проявляется в формировании ее конкурентных преимуществ. Основополагающими принципами понимания термина «конкурентоспособность» являются следующие:

1. Конкурентоспособность может проявляться только на рынке.

2. Понятие «конкурентоспособность» может распространяться как на объект рыночных отношений (товар, услуги), так и на субъект (фирмы, отрасли, страны).

3. Конкурентоспособность учитывает качество товара (услуги) как со стороны товаропроизводителя, так и со стороны покупателя.

4. Конкурентоспособность производителя определяется экономическими, технологическими и другими параметрами, а также его долей на рынке.

5. Конкурентоспособность объектов и субъектов хозяйствования имеет динамическое, постоянно корректирующееся состояние.

6. Управляет конкурентоспособностью только конкуренция, складывающаяся на том или ином рынке. На практике используется несколько методов оценки конкурентоспособности организации, каждый из которых характеризуется наибольшей точностью оценки при использовании в определенных случаях. Выбор той или иной методики должен осуществляться исходя из целей исследования. В то же время всем методам оценки свойственен общий недостаток: отсутствует оценка роли институционального предпринимательства и его влияния на конкурентный потенциал. В этой связи представляется целесообразным принять за основу методики оценки конкурентоспособности предприятия метод оценки ключевых факторов успеха (SIPS). В этом случае выбор ключевых факторов успеха осуществляется с учетом сущности предпринимательской деятельности и ее роли в развитии потенциала предприятия. Механизм управления предприятием следует дополнить мотивационным механизмом управления предпринимательской деятельностью.

Под институциональной средой конкурентных отношений следует понимать систему формальных и неформальных институтов. На основании анали-

за эмпирических данных нами выделены определяющие факторы, которые формируют институциональную среду конкуренции в российских регионах. «Трансак-ционно-инфраструктурный» фактор определяется характеристиками среды с точки зрения издержек, связанных с пользованием инфраструктурой: транспортом, складами, услугами таможенных служб, администраций. Фактор «административных преференций» предполагает характеристики административных преференций бизнесу, условий доступа к госзаказу и кредитной инфраструктуре. Фактор «региональной экономической политики» характеризуется деятельностью администрации региона в области экономического законодательства и политики относительно финансового сектора. Фактор «собственности» характеризуется ресурсной базой предпринимательства (эффективность распределения прав собственности).

В переходные периоды неопределенность, в которой действуют рыночные агенты, достигает огромных масштабов и носит деструктивный характер. Создание институциональной среды, адекватной новым механизмам регулирования, уменьшает степень неопределенности. Отсутствие в России зрелой институциональной среды проявляется в наличии политических ограничений реформ, в деятельности влиятельных групп общества, лоббирующих власть. Это ведет к увеличению трансакционных издержек конкурентных рынков и их агентов, искажая содержание процессов реформирования, и не позволяет преодолеть чрезмерное государственное вмешательство в экономику. О неустойчивом равновесии российской экономики свидетельствуют увеличение разрыва между доходами богатых и бедных, сохранение значительного уровня организованной преступности и др.

Определяющим фактором конкурентоспособности является наращивание и активизация инновационного потенциала. Основная масса инноваций генерируется за счет взаимодействия двух составляющих: во-первых, возможностей новой техники и технологии, во-вторых, готовности потребителей к восприятию этих возможностей. Отсюда следует, что основные усилия регулирующих и управляющих органов должны быть сосредоточены не столько в области поиска новых источников инвестиций, сколько на создании эффективных механизмов их реализации, в первую очередь, через создание рыночных институтов, адекватных инновациям. Так, в обеспечении расширенного воспроизводства интеллектуальной собственности корпорации ведущая роль принадлежит институциональному предпринимательству (инновационной деятельности по созданию институтов, регулирующих и организующих общественные отношения). Инновационные конкурентные преимущества формируются как результат функционирования системы социально и экономически оправданных инструментов и рычагов воздействия на субъектов интеллектуальной деятельности с целью обеспечения их ориентации на поиск интеллектуальной ренты. Интеллектуальная рента, определяется как чистый социально-экономический эффект, получаемый обществом и интеллектуалами от созидания, освоения и использования интеллектуальных ценностей, обеспечивающий воспроизводство человеческого капитала личности и интеллектуально-культурного ресурса общества.

Включение экономики России в процесс глобализации требует применения зарубежного опыта в области стимулирования создания глобальных преимуществ производителей, а также реализации экологических ограничений на экономический рост, прекращения оттока и частичного возвращения интеллектуального капитала из-за границы и др.

К X х V ZJ X С 2

m О

^ I

5 О

J

>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.