Научная статья на тему 'Основа конкурентного потенциала в организациях цифровой сферы и сферы услуг'

Основа конкурентного потенциала в организациях цифровой сферы и сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СТРАТЕГИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ОЦЕНКА / РЕСУРСЫ / АНАЛИЗ / КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ненашева Алёна Игоревна

В статье ставится задача рассмотреть функционирование и развитие организаций в современных условиях, которое требует соответствующего подхода к формированию его конкурентной стратегии, выявлению конкурентных преимуществ, что, безусловно, предполагает необходимость определения роли и значения конкурентного потенциала в деятельности фирмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основа конкурентного потенциала в организациях цифровой сферы и сферы услуг»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

ОСНОВА КОНКУРЕНТНОГО ПОТЕНЦИАЛА В ОРГАНИЗАЦИЯХ ЦИФРОВОЙ СФЕРЫ И СФЕРЫ УСЛУГ

Ненашева Алёна Игоревна, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва

E-mail: alyona.nenasheva@gmail.com

Аннотация. В статье ставится задача рассмотреть функционирование и развитие организаций в современных условиях, которое требует • соответствующего подхода к формированию его конкурентной стратегии, выявлению конкурентных преимуществ, что, безусловно, предполагает необходимость определения роли и значения конкурентного потенциала в деятельности фирмы.

Ключевые слова: конкурентный потенциал, стратегия, конкурентоспособность, оценка, ресурсы, анализ, конкурентная борьба, конкурентные преимущества.

На сегодняшний день все больше внимания уделяется развитию конкурентного потенциала в условиях растущей конкурентной борьбы. Изначально необходимо учесть, что конкурентный потенциал является базой, для сохранения и увеличения конкурентоспособности компании в долгосрочной перспективе. Понятие «потенциал» находило отражение в самых разных трактовках. Попробовав разобраться в формулировке, можно найти общие определения, заключающиеся в совокупности ресурсов и возможностей, и более точно описывающие процессы как набор ключевых факторов успеха и составляющих, обладающих инновационностью и адаптивностью. Безусловно, есть схожие составляющие всех подходов, среди которых можно выделить ряд общих фрагментов:

- наличие ресурсной составляющей, являющейся основой для формирования потенциала предприятия и ее доступность;

- наличие инструментов по превращению потенциала в фактор

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

действительной конкуренции;

- сравнительный анализ потенциалов конкурирующих субъектов рынка;

- учет влияния внешних сил, а также способность компании адаптироваться под изменяющиеся условия рынка;

- связь с конкурентоспособностью предприятия.

Таким образом, конкурентный потенциал включает в себя совокупность располагаемых природных, материальных, трудовых, финансовых и нематериальных ресурсов и возможности объектов и/или субъектов хозяйствования, позволяющие им получать конкурентные преимущества перед другими участниками рынка. Другими словами, конкурентный потенциал представляет собой внутренние и внешние конкурентные возможности фирмы, которые позволяют предприятию вести эффективную конкурентную борьбу на рынке за счет формирования конкурентных преимуществ на основе использования материальных и нематериальных ресурсов.

Способность компании выиграть в конкурентной борьбе будет зависеть от внутренних конкурентных возможностей предприятия и внешних условий хозяйствования. •

Внутренние конкурентные возможности определяются уровнем материальных и нематериальных ресурсов предприятия.

Конкурентные возможности, связанные с материальными ресурсами, включают в себя сырье и материалы; трудовые ресурсы; технологические ресурсы; финансовые и информационные ресурсы.

В состав конкурентных возможностей, основанных на нематериальных ресурсах, входят нематериальные активы; компетенции персонала; отношения с другими субъектами рынка; организационные ресурсы; творческие возможности; бренды.

Реализация и использование внутренних возможностей предприятия на базе существующих ресурсов, формируют соответствующие конкурентные преимущества. Необходимо помнить, что конкурентное преимущество нельзя сравнивать с потенциальными возможностями компании. Так как оно закрепляется в результатах реальных и очевидных предпочтений покупателей, что не является характерным для возможностей. Из чего следует, что конкурентные преимущества являются главной целью и результатом хозяйственной деятельности.

Конкурентные преимущества — это ключевые сильные стороны компании, позиционирующие ее на рынке. Большинство основных конкурентных преимуществ являются характеристиками предприятия, с помощью которых оно заявляет о себе клиентам и которые делают предприятие и его продукцию уникальными. С одной стороны, конкурентные преимущества — это

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

конкурентные стратегические активы, демонстрирующие ценность, которую предприятие приносит своим клиентам. Однако есть и другая сторона, в которой активы играют не менее важную роль. От них напрямую зависит способность предприятия противостоять будущим угрозам от компаний-конкурентов. Необходимо рассматривать даже тот вариант, когда угрозы неочевидны, и возможно еще не поступили, но есть большая вероятность того, что могут образоваться в результате существенных изменений в области развития сферы высокотехнологичной продукции. Выявление и использование таких уникальных качеств позволит предприятию конкурировать с другими производителями в динамично развивающейся рыночной среде.

Можно выделить конкурентные преимущества, связанные с материальными и нематериальными ресурсами. К конкурентным преимуществам, связанным с материальными ресурсами, могут быть отнесены способность фирмы производить товар с более низкими издержками и дифференциация продукции. Конкурентные преимущества, опирающиеся на нематериальные ресурсы, подразделяются на преимущества, основанные на интеллектуальных ресурсах, на отношениях и на организационных ресурсах. •

К внешним конкурентным возможностям фирмы относят рыночные возможности, которые способствуют реализации конкурентных преимуществ компании в рыночных условиях. Такими возможностями могут быть, к примеру:

- возможность увеличить долю рынка;

- возможность получения спецзаказа от правительства;

- возможность получить лицензию от разработчика;

- возможность выйти на другой рынок;

- возможность уйти с рынка;

- возможность переманить специалиста у конкурента;

- возможность использования льгот, субсидий, дотаций и т.п.

Следовательно, между понятиями конкурентный потенциал, конкурентные

преимущества, а также конкурентоспособностью существует причинно-следственная связь. Конкурентный потенциал определяет конкурентные возможности, в основе которых лежат материальные и нематериальные ресурсы компании. В отсутствие ресурсной базы предприятие не способно функционировать. Наличие ресурсов является необходимым условием существования предприятия, но не достаточным для победы в конкурентной борьбе. Эффективное использование ресурсов и правильная их комбинация позволяет предприятию формировать конкурентные преимущества относительно других участников рынка. Конкурентоспособность — «это соответствие по всем параметрам требованиям рынка, покупателей, потребителей». Одним из основных направлений обеспечения конкурентоспособности продукции является

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

достижение преимущества.

Таким образом, конкурентное преимущество является причиной, конкурентоспособность следствием, а конкурентный потенциал — это основа, без которой невозможно выиграть в конкурентной борьбе за потребителя.

Формирование конкурентного потенциала предполагает охват всех основных внутрифирменных процессов, протекающих в различных функциональных областях его внутренней среды в сопоставлении с основными конкурентами. В результате обеспечивается системный взгляд на предприятие, который позволяет выявить все сильные и слабые стороны, а также разработать на этой основе комплексную методику оценки возможностей долгосрочного перспективного развития компании.

Структура конкурентного потенциала раскладывается на несколько подсистем:

- маркетинговый потенциал,

- рыночный потенциал,

- инновационный потенциал,

- творческий потенциал, •

- ресурсный потенциал.

Рис. 1 Модель конкурентного потенциала Между элементами конкурентного потенциала существует связь, в рамках

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

которой они взаимодействуют и оказывают влияние друг на друга и на конкурентный потенциал. Очевидно, что влияние каждого отдельного элемента структуры на развитие конкурентного потенциала будет различна. В общем случае важность каждой составляющей будет определяться спецификой рынка и особенностью деятельности самого предприятия.

На конкурентный потенциал оказывает влияние маркетинговый, инновационный, ресурсный и творческий потенциалы, которые формируют внутренние конкурентные возможности предприятия. При этом эти потенциалы находятся во взаимосвязи друг с другом, так что творческий потенциал непосредственно влияет на инновационный в области генерирования и предложения новых идей по поводу создания новых товаров и технологий, на маркетинговый потенциал как источник новых творческих решений в области коммуникативной политики, способов продвижения товаров и услуг, формирования долгосрочных отношений с клиентами и потребителями компании. Ресурсный потенциал формирует материальную базу для развития маркетингового и инновационного потенциалов и нематериальную базу в качестве человеческих ресурсов на творческий потенциал. •

Подведём итог, для развития конкурентного потенциала предприятия необходимо комплексно подходить к процессу управления всеми элементами его структуры с целью достижения синергетического эффекта. Все это необходимо учитывать при разработке стратегии развития конкурентного потенциала, обращая внимание на внутренние и внешние конкурентные возможности предприятия, которые зависят от соответствующих потенциалов их определяющих.

Литература:

1. Демидова Л.С. Сфера услуг России: трудный путь модернизации // Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - №2. - С. 38-50.

2. Ерохин Д.В., Галушко Д.В. Теоретические основы оценки конкурентного потенциала промышленной фирмы // Вестник Брянского государственного технического университета. — 2006. — 4 с.

3. Юлдашева О.У Теория и методология формирования и развития маркетингового потенциала фирмы / Под ред. Г.Л. Багиева. — СПб: Изд-во Инфо -да, 2005. — 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.