Научная статья на тему 'Институциональные факторы совершенствования методологии стратегического планирования в решении актуальных проблем модернизации России'

Институциональные факторы совершенствования методологии стратегического планирования в решении актуальных проблем модернизации России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегическое планирование / инновационное развитие / модернизация экономики / институциональное развитие / региональное развитие.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональные факторы совершенствования методологии стратегического планирования в решении актуальных проблем модернизации России»

Юшкова Н.Г.

кандидат архитектуры, доцент Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ

Ключевые слова: стратегическое планирование, инновационное развитие, модернизация экономики, институциональное развитие, региональное развитие.

Стратегическая направленность государственной политики последних пятнадцати-двадцати лет в нашей стране формирует новый взгляд на систему стратегического планирования, отражающую высокую степень ее зависимости от направленности вектора инновационного развития российской экономики. С точки зрения государственного управления, требования реализации такой направленности вызывают существенные изменения в структуре решений по планированию развития региональных систем, точность их целеполагания и предметность, отражающие происходящие трансформации. Соответственно внимание ученых и специалистов, исследующих проблемы перспективного развития региональных систем, сосредотачивается на таких аспектах как адекватность реагирования современной системы планирования на институциональные факторы инновационного развития, приводя к определению конкретных направлений ее реорганизации. Актуальность этих вопросов повышается в связи с тем, что существовавшая до 1990-х годов система разработки долгосрочных стратегических планов регионального развития претерпела существенные изменения, проявила себя как «поле взаимодействия» стратегического и территориального планирования, подверженное воздействию факторов государственного управления. Для раскрытия предмета данного исследования был осуществлен ретроспективный анализ таких факторов посредством изучения концептуальных положений стратегических, законодательных и нормативно-правовых документов.

Возобновление процесса разработки прогнозно-программных мероприятий в новых экономических условиях на основе системного подхода привело к принятию первого федерального закона, регламентирующего и содержание стратегических документов, и процедуры, и полномочия органов государственной власти, уполномоченных в их ре-шении1 (табл. 1).

Таблица 1

Выявление структурных уровней организации государственного стратегического планирования (по результатам анализа закона «О государственном прогнозировании и программах

социально-экономического развития...»)

Документы государственного стратегического планирования федерального уровня

Виды стратегического планирования долгосрочное планирование прогноз социально-экономического развития РФ

концепция социально-экономического развития РФ

среднесрочное планирование прогноз социально-экономического развития РФ

программа социально-экономического развития РФ

краткосрочное планирование прогноз социально-экономического развития РФ

федеральные целевые программы

Характерным признаком этого закона стало определение прогнозирования в качестве приоритета национальной политики, и представление о нем как о системе научного обоснования направлений социально-экономического развития РФ в изменяющихся условиях хозяйствования. Прогнозирование, в трактовке закона, является основой для принятия органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации стратегических решений. Из этого следовала не только обязательность его позиционирования в качестве особой функции управления, но и наделение его значением ведущего функционального звена в цепочке принятии органами законодательной и исполнительной власти стратегических решений. Такая зависимость обусловливала их разделение на федеральный и региональный уровни. Тем самым были определены назначение, дифференциация, структурная организация стратегических документов различных периодов действия или стадий планирования (долгосрочного, среднесрочного, краткосрочного).

Дополнительным фактором и условием последовательности и иерархичности разработки государственных прогнозов социально-экономического развития становится принцип: от ориентиров государственного управления регионов к фиксированию приоритетных объектов на территории. То, что в системе государственного планирования в результате принятия этого закона произошло выделение стадий планирования (долгосрочного, среднесрочного и

1 О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации. Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ // Российская газета. - М., 1995. - № 143, 26 июля.

краткосрочного), позволило точнее определять их роли в социально-экономической политике, а также формы документальных соответствий. Функции долгосрочного планирования, согласно закону, реализуют концепции социально-экономического развития РФ как система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей. Концепции призваны конкретизировать варианты социально-экономического развития Российской Федерации, определять перспективные цели социально-экономического развития Российской Федерации, возможные пути и средства для их достижения. Среднесрочному планированию в свою очередь соответствуют программы социально-экономического развития РФ -комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров. Все это, в совокупности, позволяло точно распределять их роли в социально-экономической политике, а также формы документальных соответствий каждой стадии: концепции социально-экономического развития РФ как система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей; программы социально-экономического развития РФ - комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров, а также федеральные целевые программы.

Данные концептуальные посылы получили закрепление в указе (1996 г.) при установлении способов совершенствования механизма реализации региональной экономической политики. Именно в нем была поставлена задача выработки соответствующих изменившимся условиям методов и форм государственного воздействия, определяемых как прогнозирование и программирование, с акцентом на региональную идентичность.

Установление данной зависимости принципиально изменяло обоснование стратегических ориентиров развития региональных систем, требуя полноценно учитывать действующие тенденции, предопределяющие примерные количественные параметры социально-экономического развития регионов, их место в межрегиональном разделении труда с учетом прогнозируемой динамики общероссийского и региональных рынков. В свою очередь, определенные подобным образом ориентиры становятся не только концептуальной основой выработки стратегических решений, детализирующих процессы социально-экономического развития на региональном уровне. Не меньшее значение они приобретают при их адаптации и воспроизведении в пространственных формах локализации в пределах конкретных регионов.

Проявление в государственной политике инновационных аспектов как совокупности целей инновационной стратегии и механизмов ее реализации повлекло за собой разработку проекта Федерального закона1 (1999 г.). В нем активно развиваются положения ранее принятых законодательных документов, дополняется заданная номенклатура документов стратегического планирования, качественно выделяя федеральный уровень. Условием последовательности и иерархичности разработки государственных прогнозов социально-экономического развития становится новый принцип: от ориентиров государственного управления регионами - к фиксированию приоритетных объектов на территории. Основываясь на обозначенном иерархическом принципе разработки решений по планированию, устанавливается логическая связь между этапами планирования (долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным), а в ее развитие предложена системная основа прогнозно-программно-аналитических разработок, гарантирующая адресность.

Начиная с этого времени, и на протяжении последующего десятилетия проблема развития региональных социально-экономических систем и их планирования становится все более актуальной не только в современной практике, но и в теории государственного управления. Абсолютным новшеством государственной политики стало выявление регулирующие приоритетов, закрепленных в Указе Президента Российской Федерации 2009 года2.

Необходимость его появления объяснялась, в первую очередь, снижением эффективности действия федерального закона 1995 года, заложившего правовые основы стратегического планирования и несформированностью полноценной и адекватной новым условиям системы нормативно-правовых актов, определяющей способы увязки управленческих решений федерального и регионального уровней. Также, к этому времени уже были видны результаты практической реализации положений Концепции «2020»3. Несмотря на четкость и конкретность сформулированных в ней установок, большинство субъектов РФ не определилось со способами достижения поставленных целей, с содержанием прогнозов и программ их социально-экономического развития. Как следствие этого, разработка положений по планированию не оформилась в систематическую практику, не приняла характера технологии стратегического менеджмента и слабо согласовалась с нормативной и методической базой.

Изучение отечественного опыта разработки планов развития регионов этого времени показало несовершенство методологических принципов регионального планирования. Кроме того, было выявлено отсутствие научного обоснования учета пространственного фактора в процессах развития региональных социально-экономических систем, что неизбежно отразилось на видах, структуре и содержании планов. Как исключение из этого ряда, можно рассматривать проект федерального закона «Об основах государственного регулирования...»}4, который, начиная с момента своего

1 Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в РФ. Федеральный закон (проект, одобрен

Советом Федерации 23 декабря 1999 г.). - http://www.invur.ru/index.php?page=npb&doc=mn_fed

2

Об основах стратегического планирования в Российской Федерации. (указ Президента Российской Федерации №536 от

12 мая 2009 года.) -http://www.kasparov.ru/note.php?id=4AEEEC233AEA5

3

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 нояб. 2008 г. № 1662-р). -http://base.garant.ru/194365

4 Об основах государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации. Федеральный закон (проект внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ 20.11.2002 N 18259-3). -http://www.lawmix.ru/law_project/18957

появления и по настоящее время, оставался одним из немногих документов, обозначавшим новые концептуальные контуры стратегического планирования, выражающиеся в интеграции социально-экономических и пространственных компонентов (табл. 2).

Таблица 2

Проявление пространственных компонентов в системе государственного стратегического планирования (по результатам анализа проекта закона «Об основах государственного регулирования регионального развития.»)

Виды государственного стратегического планирования

Социально-экономические аспекты Пространственные аспекты

Документы государственного стратегического планирования, разрабатываемые на долгосрочный период

государственная концепция развития РФ концепция территориального развития РФ:

руководящая идея территориального развития РФ

Стратегия территориального развития РФ:

государственная стратегия развития РФ система методов и механизмов для реализации концепции территориального развития РФ

Документы государственного стратегического планирования, разрабатываемые на среднесрочный период

программа социально-экономического развития РФ Целевые программы социально-экономического развития субъекта РФ

Обосновывающие документы федерального уровня государственного стратегического планирования: прогноз территориального развития Российской Федерации

Обосновывающие документы регионального уровня государственного стратегического планирования: прогноз развития региона

Абсолютными новациями, прочитываемыми в концептуальных положениях, раскрытых в проекте этого закона, стала выраженная пространственная составляющая прогнозных, программных и проектных разработок как на федеральном, так и на региональном уровне, определившая изменение содержания плановых разработок, их не подчиненная, а равноправная роль по отношению к их социально-экономической составляющей. Предложенная наряду с этим структурная реорганизация системы стратегических разработок обоих уровней базировалась на необходимости выделения в самостоятельный подвид обосновывающих документов стратегического государственного планирования.

Новое видение проблемы разрешения противоречий в системе стратегического планирования, представленное в Указе 2009 года, возникает вследствие выделения вопросов национальной безопасности, подкрепленных активизацией социально-экономических отношений хозяйствующих субъектов, в структурный блок стратегических разработок (табл. 3). Оно раскрывается последовательностью разрабатываемых положений, направленных на решение задач устойчивого развития экономики, их постоянным согласованием, в зависимости от чего ранжируются управленческие решения, применяемые способы и средства, и их совокупности на уже известных стадиях планирования: долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной стадиях.

Таблица 3

Расширение типологии форм документов государственного стратегического планирования (по результатам анализа Указа «Об основах стратегического планирования.»)

Уровни государственного стратегического планирования

федеральный уровень уровень субъекта РФ

Документы государственного стратегического планирования, разрабатываемые на долгосрочный период

ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации, в т.ч. бюджетное послание

стратегия национальной безопасности Российской Федерации

комплексный прогноз социально-экономического развития РФ

стратегия национальной безопасности РФ

концепция социально-экономического развития РФ стратегия (концепция) социально-экономического развития федеральных округов; стратегия (комплексная программа) социально-экономического развития субъекта РФ

направления социально-экономического развития РФ

Документы государственного стратегического планирования, разрабатываемые на среднесрочный период

прогноз социально-экономического развития РФ

сводный доклад о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации годовой доклад о результатах и основных направлениях деятельности субъекта РФ

Характерно, что принятие Указа происходило не с опережением, а практически, с запаздыванием по отношению к использованию в практике регионального управления утвержденных Министром регионального развития РФ соответствующих требований к разработке стратегий социально-экономического развития субъектов федерации1. Можно предположить, что стратегии своим появлением в составе документов государственного стратегического планирования, разрабатываемых на долгосрочный период, обязаны именно этому обстоятельству. Этот вид стратегиче-

1 Требования к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, утвержденные Приказом Минрегиона России от 27 февраля 2007 г. N 14 // Консультант. - http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=EXP;n= 390023^=0^=54ЛЕЕ76Е25ВС13Е51Б39654Л2СБС75Е0;гМ=0.9600655441172421

ских документов регионального уровня стал некоей параллелью концепции социально-экономического развития федерального уровня, чем обеспечивались предпосылки для эффективного взаимодействия всех имеющихся средств планирования. Одновременно с обоснованием необходимости разработки стратегий потребовалось расширение комплекса средств планирования, способного обеспечивать регулирование региональными процессами. В сою очередь, начала формироваться адекватная данным изменениям логика предложений по усовершенствованию стратегического планирования как системы мер и документов планирования, ориентированных не на формальное исполнение функций государственного управления, а на реализацию актуальных задач развития регионов. Исходя их этих структурных новаций, потребовалось осмысление содержания стратегических документов, видов их согласования и форм представления. Артикуляция согласованности взаимодействия стратегических решений по развитию региональных систем, определяемых на федеральном уровне, с их конкретизацией на региональном уровне, влечет за собой единство и преемственность принципов разработки соответствующих документов. При всем том, что обеспечивается «симметричность» форм идентичных видов документов федерального и регионального уровней планирования, их пространственный контекст прочитывается слабо.

Во время становления регионального управления в новых экономических условиях, транслируемых в систему хозяйственных отношений через институциональные факторы инновационного развития регионов, вести речь о наличии или, даже, формировании объективных предпосылок к реорганизации регионального планирования было бы преждевременно. Вместе с тем не отметить прогрессивность ряда положений Указа было бы некорректно. В нем, прежде всего, четко обозначается устойчивая связь компонентов стратегического планирования федерального уровня (концепций и программ) и уровня субъекта Федерации (программ социально-экономического развития субъекта). Тем самым заявленная ранее последовательность действий органов публичной власти, закрепленных в требованиях к стратегическим документам регионального уровня (2007 г.), получила закономерное развитие, указав, таким образом, оптимальные принципиальные направления их «встраивания» в общую систему планирования. Данная особенность, связанная с выделением такой структурной составляющей процесса стратегического планирования как стратегия (концепция или комплексная программа) социально-экономического развития федеральных округов и субъектов федерации, оказала существенное влияние не только на развитие региональных систем, рассматриваемых в отдельности, но и формируемого ими социально-экономического пространства страны в целом. Это объясняется структурным подходом, используемым при разработке концепции социально-экономического развития РФ, представляющей собой не простую, однозначно трактуемую, «сумму» отдельных стратегических разработок в отдельных субъектах РФ, а их интегрированный результат. Она заключалась в предложении по структурному вычленению и смысловому обособлению блока стратегий (концепций) социально-экономического развития Российской Федерации, федеральных округов, отдельных территорий и субъектов РФ.

Принципиальным отличием стратегий развития, впервые предложенных и как особая стадия, и как форма прогнозно-программных разработок, стало придание им свойств основного ядра системы стратегического планирования, с учетом действия пространственных факторов. Эти установки стали отправными при определении концептуальной направленности законодательного акта «О государственном стратегическом планировании...» 2009 года, 1 преемственно воспринявшего и детализировавшего заявленные в Указе положения. Этому способствовал и «встречный» со стороны субъектов федерации процесс, инициируемый министерством регионального развития РФ, обеспечивающий унификацию методических подходов к решению комплекса практических вопросов, возникающих в процессе разработки региональных планов на основе единых (стандартных) требований к их содержанию.

Первоначально рекомендательный характер использования требований, а, затем, и обязательность следования им, воплотилась в широкую практику их применения на региональном уровне. Многочисленные примеры подобных разработок способствовали появлению матричного (количественного) описания показателей состояния региона, фиксируемого в стратегии социально-экономического развития субъекта РФ как системе мер государственного управления, синтезирующей и долгосрочные приоритеты, и видоизменяющие цели и задачи региональной политики. Дополнительным аргументом в их пользу, но уже в формате проекта Федерального закона, стали реальные проблемы регионов, новые стратегические задачи планирования их развития на уровне субъектов РФ, вызванные необходимостью практической реализации Концепции 2008 г. (табл. 4).

Проект федерального закона о стратегическом планировании (2009 г.) в развитие правовых положений одноименного указа (2009 г.) не только усиливает наметившуюся взаимосвязь уровней принятия управленческих решений по планированию развития территорий, но и активно «внедряет» территориальное планирование в систему стратегического планирования, наделяя при этом новым смыслом и содержанием разрабатываемые документы. Так, документы территориального планирования Российской Федерации и ее субъектов, в предложенной версии, являются пространственными проекциями концепций и стратегий социально-экономического развития одноименных объектов региональной экономики. Другим важным концептуальным достижением этого проекта закона стало выявление направленности стратегического планирования: впервые «социально-экономическое развитие» стало смысловым ключом в построении его логических и правовых конструкций. На его основе формируется понятийный аппарат стратегического планирования: приоритеты социально-экономической политики, ее цели, задачи, и результаты рассматриваются и оцениваются через сущность и динамику процессов развития региональных систем.

1 О государственном стратегическом планировании в Российской Федерации: федеральный закон (проект, утв. указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 536). - http://api.duma.gov.ru/api/transcript/18259-3.

Видовое разграничение документов государственного стратегического планирования на прогнозные и программно-целевые разработки с включением схем территориального планирования (по результатам анализа проекта закона «О государственном стратегическом планировании.»,

в первой редакции)

Уровни государственного стратегического планирования

федеральный уровень | уровень субъекта РФ

документы, разрабатываемые в рамках прогнозирования на долгосрочный период

прогноз научно-технологического развития РФ

прогноз социально-экономического развития РФ

документы, разрабатываемые в рамках программно-целевого планирования на долгосрочный период

бюджетная стратегия РФ

государственная программа РФ

концепция социально-экономического развития РФ; стратегии социально-экономического развития федеральных округов и отдельных территорий стратегии социально-экономического развития субъектов РФ

отраслевые документы стратегического планирования

схемы территориального планирования РФ схема территориального планирования субъекта РФ

федеральные целевые программы целевые программы, реализуемые за счет средств бюджетов субъектов РФ

документы, разрабатываемые в рамках прогнозирования на среднесрочный период

прогноз социально-экономического развития РФ | прогноз социально-экономического развития субъекта РФ

документы, разрабатываемые в рамках программно-целевого планирования на среднесрочный период

основные направления деятельности Правительства РФ программа социально-экономического развития субъекта РФ

проекты по реализации основных направлений деятельности Правительства РФ

сводный годовой отчет о результатах и ходе исполнения проектов по реализации основных направлений деятельности Правительства РФ годовой отчет о результатах и ходе исполнения программы социально-экономического развития субъекта РФ

Принципиальным новшеством закона стало предложение корреспондирования и синхронизации положений планов развития, как в их уровневой дифференциации (Российской Федерации и ее субъектов), так и в компонентных проявлениях (стратегической и территориально-пространственной). Эта наметившаяся взаимосвязь как принцип планирования раскрывается впоследствии и в проекте федерального закона 2012 года1. Благодаря его выявлению система государственного управления в целом получает новый эволюционный вектор в заданной территориальной принадлежности процессов развития региональных систем, позволяющей целенаправленно и предметно увязывать задачи повышения качества жизни населения с достижением планируемых показателей региональной экономики (табл. 5).

Новый проект закона продолжил логику проекта закона 2009 года, когда термин «стратегия» был предложен как обобщающий для одного вида стратегических разработок, претерпев изменения и разрешив появление и других вариантов стратегий. Так, в особый вид выделяются стратегии национальной безопасности Российской Федерации на долгосрочный период для мотивированного определения конкретных территориальных приоритетов регионального развития. Особенности разработки стратегий регионального развития Российской Федерации и введение их в практику регионального управления определялись введением этой новой типологической единицы, определившей ее содержание. Стратегиям стало придаваться иное концептуальное значение - значение ориентира для разрабатываемых на их основе схем территориального планирования Российской Федерации и субъектов федерации, схем расселения на территории субъектов Российской Федерации; стратегий социально-экономического развития федеральных округов и отдельных территорий, а также субъектов федерации; отраслевых документов государственного стратегического планирования; государственных программ, иных документов государственного стратегического планирования.

Исходя из необходимости совмещения в одном виде стратегического документа многих функций, было определено его содержание. Ожидалось, что стратегии регионального развития будут включать:

оценку современного состояния регионов и выявление проблем их развития;

анализ ведущих факторов, определяющих характеристики приоритетных трансформационных форм регионального развития;

формулировку перспективных тенденций, с обоснованием сценарных вариантов реализации стратегии, с выделением базового сценария регионального развития;

выделение основных территориальных приоритетов регионального развития с разработкой основных направлений и механизмов реализации стратегии, способствующих достижению установленных целей и показателей развития региональных систем;

адаптация к прогнозируемых характеристикам региональной системы методов контроля и оценки эффективности реализации стратегии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 О государственном стратегическом планировании: проект (принят Государственной Думой Российской Федерации 21 ноября 2012 г. ФЗ № 143912-6). - http://esco-ecosys.narod.ru/industry/2013_1/art296.pdf.

Выделение задач территориального планирования в особый вид стратегических разработок в рамках государственного стратегического планирования (по результатам анализа проекта закона «О государственном стратегическом планировании...», в редакции 2012 г.)

Уровни государственного стратегического планирования

федеральный уровень уровень субъекта РФ

документы государственного стратегического планирования, разрабатываемые в рамках государственного прогнозирования на долгосрочный период

стратегический прогноз рисков социально-экономического развития РФ и угроз обеспечения национальной безопасности прогноз социально-экономического развития субъекта РФ

прогноз научно-технологического развития РФ

прогноз социально-экономического развития РФ

документы государственного стратегического планирования, разрабатываемые в рамках программно-целевого и территориального планирования на долгосрочный период

стратегия национальной безопасности РФ

военная доктрина РФ

концепция социально-экономического развития РФ; стратегии социально-экономического развития федеральных округов и отдельных территорий стратегия социально-экономического развития субъекта РФ

бюджетная стратегия РФ бюджетная стратегия субъекта РФ

стратегия регионального развития РФ

отраслевые документы государственного стратегического планирования

государственные программы РФ государственные программы субъекта РФ

государственная программа вооружения

генеральная схема расселения на территории РФ схема расселения на территории субъекта РФ

схема территориального планирования РФ схемы территориального планирования субъекта РФ

Документы государственного стратегического планирования, разрабатываемые в рамках государственного прогнозирования на среднесрочный период

прогноз социально-экономического развития РФ прогноз социально-экономического развития субъекта РФ

Документы государственного стратегического планирования, разрабатываемые в рамках программно-целевого планирования на среднесрочный период

основные направления деятельности Правительства РФ программа социально-экономического развития субъекта РФ

Благодаря специфической роли стратегии регионального развития и ее месту в общей формируемой системе стратегического планирования ей были приданы функции связующего звена между выделенными формами стратегических разработок: государственных прогнозов, программ и планов, тем самым были заложены основы построения иерархии управленческих решений. Предлагаемое нововведение позволяло обеспечивать согласованность реализации в территориальном отношении основных положений и мероприятий, предусмотренных документами государственного стратегического планирования.

Принципиальные обновления существующей системы стратегического планирования, подготавливающие основу для ее реорганизации, особенно на региональном уровне, прочитываются в принятом 2014 году федеральном законе1, интегрировавшем все наработки предшествующего периода (табл. 6).

В таких условиях методологическая общность стратегических решений по планированию процессов регионального развития в социально-экономическом и территориально-пространственном аспектах становится не столько необходимостью, сколько неизбежностью. В прямой зависимости от нее определяется синхронизация мероприятий, обеспечивающих обоснование, разработку, согласование и утверждение региональных планов, позволяющих в оптимальных формах регулировать состояние региональных систем. Сложившиеся условия показывает возможность и осуществимость этих начинаний, связанных с развитием методологии стратегического планирования в новом понимании данной проблемы.

Гипотетически, не прекращающийся процесс разработки и принятия законов и подзаконных актов, формализи-рующих эффективные способы решения проблем функционирования и развития региональных систем, будет способствовать появлению новых институциональных факторов. В результате кардинально изменится содержание процесса разработки и реализации решений по стратегическому планированию пространственного развития регионов.

Выводы - современные императивы инновационного развития формируют концептуальную основу институциональных требований и ограничений в системе государственного управления регионального уровня. Они отражаются в федеральном законодательстве, в стратегических и программных документах и нормативных актах в области регионального планирования. Предоставленные возможности не используются в полной мере, а социально-

1 О стратегическом планировании в Российской Федерации. № 172-ФЗ от 28 июня 2014 г. http://www.rg.ru/2014/07/03/ strategia-dok.html

экономический и территориальный виды регионального планирования слабо корреспондируют. Сформированные в настоящее время предпосылки позволяют кардинально изменить действующую систему разработки, согласования и утверждения долгосрочных планов регионального развития субъектов РФ. Они также способствуют интеграции пространственных компонентов в планирование социально-экономического развития регионов.

Таблица 6

Установление иерархии документов стратегического планирования по их принадлежности к видам государственного стратегического планирования (по результатам анализа положений закона

«О стратегическом планировании.», 2014 г.)

Уровни государственного стратегического планирования

федеральный уровень | уровень субъекта РФ

документы, разрабатываемые в рамках целеполагания

ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию

стратегия социально-экономического развития РФ стратегия социально-экономического развития субъекта РФ

стратегия национальной безопасности РФ

документы, разрабатываемые в рамках целеполагания по отраслевому и территориальному принципу

стратегия пространственного развития РФ на долгосрочный период

отраслевые документы стратегического планирования РФ

стратегии социально-экономического развития макрорегиона

документы, разрабатываемые в рамках прогнозирования

прогноз научно-технологического развития РФ

стратегический прогноз РФ

прогноз социально-экономического развития РФ на долгосрочный период прогноз социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочный период

бюджетный прогноз социально-экономического развития РФ на долгосрочный период бюджетный прогноз субъекта РФ на долгосрочный период

прогноз социально-экономического развития РФ на среднесрочный период прогноз социально-экономического развития субъекта РФ на среднесрочный период

документы, разрабатываемые в рамках планирования и программирования

основные направления деятельности Правительства Российской Федерации

схемы территориального планирования РФ схема территориального планирования субъекта РФ

планы деятельности федеральных органов исполнительной власти план мероприятий по реализации стратегий социально-экономического развития субъекта РФ

государственные программы РФ государственные программы субъекта РФ

государственная программа вооружения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.