Научная статья на тему 'Институциональные факторы развития социального потенциала регионов'

Институциональные факторы развития социального потенциала регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
241
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / СОЦИАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каширин Сергей Владимирович

В статье рассматриваются вопросы институциональных факторов развития социального потенциала регионов как модели экономического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональные факторы развития социального потенциала регионов»

Институциональные факторы развития социального потенциала

регионов

Institutional factors of development of social capacity of regions

Каширин Сергей Владимирович доцент кафедры социального страхования, экономики и управления Российский государственный социальный университет

кандидат исторических наук ser-kashiri@yandex.ru

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы институциональных факторов развития социального потенциала регионов как модели экономического роста.

Annotation: in article questions of institutional factors of development of social capacity of regions as models of economic growth are considered.

Ключевые слова: институционализм, социальный потенциал,

производительность труда, экономический кризис, социальный кластер. Keyword :institutionalism, social potential, labor productivity, economic crisis, social cluster.

Больший объем в институциональной структуре России занимает рыночная экономика. Зависимость российской экономики от европейских и американских рынков отрицательно влияют на развития промышленного производства. Мировые финансовые кризисы, применяемые экономические санкции не только ослабляют российскую экономику, но и замедляют развития социальной сферы. По этому, в современных условиях, стратегия развития российской экономики связана с созданием Таможенного и Евразийского экономического союза.

Формирования Таможенного Союза происходит в неблагоприятных условиях не только для российской, но и мировой экономики. Особенно в условиях, когда проблемы мирового финансового кризиса еще полностью не устранены. Согласно современной экономической теории, финансовые кризисы представляют собой составную часть повторяющихся «Экономических циклов». После десятилетий успешного развития капиталистического мира в 2008 г. закономерно разразился финансовый кризис и наступил серьезный и повсеместный мировой экономический спад. В США, как и в России, а также в других крупных капиталистических странах, осуществлялись меры, направленные на стабилизацию деловой активности, на уменьшения спада фондового рынка. Меры стимулирования экономики США и страна Евросоюза позволили в 2013 г. активизировать фондовые рынки.

Складывается впечатление, что постепенно мировая экономика выходит из кризиса, экономики развитых стран активизируют прирост промышленного производства (табл. 1), а прибыль крупных компаний возрастает. Возможно, только за счет вливания инвестиций преодолеть мировой экономический кризис? А, также за счет применения догматических монетарных теорий и экономических моделей, содержащих рекомендации относительно того, как обеспечит капиталистическое развитие. Когда, после десятилетнего подъема и необычно активной спекуляции на фондовой бирже устанавливалась «новая эра» постоянного процветания. Предполагаемый постоянный рост приписывался саморегулирующим достоинствам капитализма, «невидимой руке» взаимодействующих личных интересов, которые, как полагают, обеспечат каждому справедливую долю в этом лучшем из миров.

Или, например, марксисты в развитии экономики различают четыре фазы экономического цикла; кризис, депрессия, оживления подъем. Буржуазные экономисты определяют почти такие же фазы, но используют

другую терминологию. Самуэльсон употребляет термины «сжатие», «оживление», «экспансия», «Пик». Карл Маркс считал, что кризис-это сильное лекарство, на время сглаживающие противоречие экономики. Добиваясь сокращения деловой активности, кризис создает новое равновесие, на базе которого эта активность вновь может набирать силу.

Действительно если существует в стране современная структура промышленности, основанная на современных технологиях, тогда возможно кризис, может быть, являться сильным лекарством и обеспечит более высокий этап развития. Активное включение государства в воспроизводственный процесс, развитие и усиление его экономических функций. Однако финансовый кризис не способствовал активизации инновационных технологий, только вливание капиталов в банковский сектор активизировали на время промышленное производство.

Любая экономическая теория не может претендовать на более или менее научное выражение, если при этом игнорируется объективный циклический путь национального и общемирового экономического развития.

Опыт показывает, если в экономиках развитых стран не происходит развития новых технологий, а энергоресурсы принадлежат развивающимся странам и между ними постоянно наращивается конкурентная борьба. Тогда эти страны против конкурента используют экономическую агрессию, в результате экономика становится зависимой от этих стран. Такой подход позволяет, например США на время активизировать деловую активность и отодвинуть кризисные явления. Так, за счет политического и экономического разграбления СССР сформировался Евросоюз. За счет стран постсоветского пространства США в 1990 г. не только избежали экономического кризиса, но упрочили мировое экономическое господство.

В 1990 годы известные нам экономисты под руководством США осуществили перевод советской плановой экономики в рыночную

экономику. При этом произошли структурные сдвиги в сфере пропорций общественного производства. Структура промышленности была в некотором виде изменена, но не в сторону ее приближения к структурам индустриально развитых стран, а в противоположную сторону. Что явилось превращения России в сырьевой придаток развитых экономик. Реформированная по указке США российская экономика в 1998 году, в результате показала способность фондовых рынков создавать «финансовые пузыри», раздувать фиктивный капитал, ничего не меняя в реальном секторе экономики, такой подход провоцирует финансовые кризисы, которые сами по себе не всегда формируют цикличность развития экономики.

Ключевым фактором замедления экономического роста является неблагоприятная конъектура на сырьевые товары, которые преобладают в российском экспорте. А увеличение производства происходит только благодаря государственному сектору экономики - государство повышает доходу бюджетников. К тому же спад в 2008 г. вызван тем, что государство не эффективно вкладывало финансовые средства в крупные непроизводственные инвестиционные проекты. Государство постоянно субсидирует сельское хозяйство, средства разворовываются, при этом не развивается должным образом животноводство. В результате затрудняется проблема замещения импорта в сельском хозяйстве.

Не может капиталистическая экономика свое развитие осуществлять на основе расширения государственного спроса и бюджетной поддержки. Необходимо источники роста экономики найти в негосударственном секторе. Государству необходимо стимулировать частный бизнес, связанный с эффективным производством. На поддержку небольших инновационных и производственных компаний в 2014 г. правительство планировало создать Федеральный гарантийный фонд в 70 миллиардов рублей, который позволит расширить прямую финансовую поддержку производственному и инвестиционному бизнесу.

В силу того, что потенциал российской экономики основан на продаже сырьевых ресурсов, для России финансовый кризис имеет более тяжелые последствия, чем для развитых стран.Быстрое развитие финансовой структуры и более гибкое использование кредитов, являются главными рычагами, применение которых способствует преодолению спада в экономике. К тому же при участии России формируется Евразийский экономический союз. Чтобы экономически ослабит Россию, и нанести ощутимый ущерб по экономике, США ввели экономические санкции направленные именно на ослабление финансовой сферы. США совместно с Евросоюзом ограничили доступ российским банкам к их валютным кредитам. Тем самым способствовали быстрому накоплению противоречий в финансовой сфере.Именно экономические санкции послужили отправным толчком к поднятию вопросов импортозамещения и развития своего станкостроения и обновления средств производства. Санкции надо рассматривать скорее через призму институционализма как модели новой экономической логики развития современного общества. Обратимся кратко к анализу институциональных подходов в экономики и рассмотрении их влияния на суммарный потенциал регионов.

В кризисном развитии огромное значение приобретает исследования посвященный институциональным аспектам развития экономики с учетом норм, традиций и особенностей каждого региона. Именно регионы в будущем должны стать отправной точкой научно-технического прогресса и производственного возрождения страны. Однако для этого помимо самих денег необходимо подготовить высоко-технологичные кадры, хотя бы для среднего машиностроения, которое находиться в тяжелейшем кризисе. Мотивация персонала, а чаще молодежи на работу на производстве позволит выпускать продукты конкурентоспособные. Обратимся к анализу современной научной теории институционализма, которая по-новому

позволяет изучить процессы экономического роста и воспроизводства товаров.

Институционализм как научное течение всегда был неортодоксальной экономической теорией и остается ею в настоящее время. И хотя институционализм как самостоятельное научное течение возник в Соединенных Штатах Америки, истоки его лежат в теориях, которые были сформулированы европейскими экономистами, также находящимися в оппозиции главенствующей в то время классической школе.

Историки экономической мысли иногда называют Маркса первым институционалистом. В рамках марксизма мы находим традиционные для институционалистов объекты исследования, например, большое значение отводится собственности. «Капиталистический способ присвоения, вытекающий из капиталистического способа производства, а, следовательно, и капиталистическая частная собственность, есть первое отрицание индивидуальной частной собственности, основанной на собственном труде. Но капиталистическое производство порождает с необходимостью естественного процесса свое собственное отрицание. Это - отрицание отрицания. Оно восстанавливает не частную собственность, а индивидуальную собственность на основе достижений капиталистической эры: на основе кооперации и общего владения землей и произведенными самим трудом средствами производства».1 Действительно, приведенная цитата подтверждает этот тезис. «Достижения капиталистической эры» в современной терминологии представляют собой систему экономических и социальных институтов, определяющих условия функционирования экономических систем. Но современная экономическая действительность такова, что развитие экономических систем, основанных на рыночном обмене, происходит наряду с глобальным процессом персонификации производительных сил. Этому способствуют как институциональные, так и

хМаркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С.706.

технологические факторы - развитие рынков, информационных технологий обусловливает развитие процессов индивидуализации присвоения.

Немецкая историческая школа представляет собой одно из главных неортодоксальных (для своего времени) направлений в экономической науке XIX века. Старая историческая школа: Фридрих Лист (1789-1846), Бруно Гильдебранд (1812-1878), Вильгельм Рошер (1817-1894), Карл Книс (19211898). Новая историческая школа: Густав Шмоллер (1838-1917), Карл Бюхер (1847-1930) и др.

1. Отрицательное отношение к любым попыткам создания универсальной экономической теории и, в частности, к классическойполитической экономии. По мнению адептов немецкой исторической школы, экономическая наука должна заниматься исследованием специфики конкретных национальных хозяйств; дело в том, что каждое национальное хозяйство имеет свои специфические свойства, зачастую не имеющие аналогов.

2. Антикосмополитизм. Представители немецкой исторической школы в той или иной степени были склонны подчеркивать роль национальных факторов в хозяйственном развитии. Кстати говоря, с их легкой руки даже в настоящее время экономическую науку в Германии и других немецкоязычных странах часто называют «Национальной экономией».

З.Отрицательное отношение к абстрактно-дедуктивным методаманализа. Главный акцент в экономической науке нужно делать на конкретные историко-экономические исследования (чем, как правило, и занимались большинство эпигонов этой школы).

4. Трактовка народного хозяйства какединого целого, части которого находятся в постоянном взаимодействии между собой, а не как простой суммы отдельных индивидов.

5. Отрицательное отношение к концепцииэкономического человека. «Немцы» отвергают представление об индивиде как человеке, свободном от воздействия общественных факторов и автономно стремящимся к

достижению максимальной личной выгоды. Как отмечал, Б. Гильдебранд «человек, как существо общественное, есть прежде всего продукт цивилизации и истории, и ... его потребности, его образование и его отношения к вещественным ценностям, равно как и к людям, никогда не остаются одни и те же, и географически и исторически беспрерывно изменяются и развиваются вместе со всей образованностью человечества».2 Короче говоря, человек - это культурное существо, ориентированное на общественные ценности.

6. Трактовка хозяйства как одной из частей социальной жизни и, как следствие, учёт разнообразных внеэкономических факторов - этических, психологических и правовых.

7.Понимание хозяйства как эволюционирующей системы,проходящей в своем развитии различные стадии. Кстати говоря, данный аспект также является аргументом против универсальности экономической теории, поскольку разные стадии развития хозяйства отличаются специфическими, а зачастую и уникальными свойствами.

8. Благосклонное отношение кгосударственному вмешательству. Такое отношение вызвано, прежде всего, скептицизмом по поводу того, что свободная конкуренция, характерная для рыночной экономики, в состоянии обеспечить гармонию интересов разных хозяйствующих субъектов. Без планомерного воздействия государства на хозяйство «сильнейшие» будут всегда оказываться в выигрыше за счет «слабейших».

Согласно традиции институционализма, технология, нормы и индустриализация рассматриваются одновременно и как движущая сила, и как источник ценности - последнее в том смысле, что технология позволяет людям производить больше, и что все, способствующее дальнейшему

2Гильдебранд Б. Политическая экономия настоящего и будущего. СПб., 1860. С. 19. Поэтому в соответствии с подходом этой школы экономическую наукуследует трактовать не как «естественное учение человеческого эгоизма» (чем отличалась теории А. Смита и других классиков), а как «науку нравственную».

Там же. С. 22, 227.

увеличению производства, ценно само по себе; но этот рост производства сдерживается иерархическими институтами. По мнению этих авторов, институты представляют собой консервативную силу, сдерживающую введение новых технологий и организационных нововведений.

Несмотря на различия, практически все представители неоинституционализма рассматривают институты через их влияние на решения, которые принимают экономические агенты. При этом используются следующие основополагающие инструменты, относящиеся к модели человека: методологический индивидуализм, максимизация полезности, ограниченная рациональность и оппортунистическое поведение.

Основными представителями неоинституционализма являются Р. Коуз, О. Уильямсон, Д. Норт, А. Алчиан, К. Менар, Дж. Бьюкенен, М. Олсон, Р. Познер, Г. Демсец, С. Пейович, Т. Эггертссон и др.

Так что же изучает неоинституциональная экономика? Лучше всего об этом сказал основоположник неоинституционализма Р. Коуз: «Экономисты имеют следующий предмет исследований: мы изучаем, как работает экономическая система, система, в которой мы получаем и тратим наши доходы. Благосостояние человеческого общества зависит от изобилия товаров и услуг, а это, в свою очередь, зависит от продуктивности экономической системы. Но издержки обмена зависят от институтов, которые существуют в стране: от её системы права, политической системы, социальной системы, системы образования, культуры и так далее. Фактически, это те институты, которые управляют экономической системой, и именно они представляют интерес для экономистов, изучающих «новую

3

институциональную экономику».

В настоящее время идеи концепции неоинституционализма лежат в основе многих отраслей экономического знания. Необходимо сделать важное

3

Coase, Ronald The New Institutional Economics // The American Economic Review, Vol. 88, No. 2, Papers and Proceedings of the Hundred and Tenth Annual Meeting of the American Economic Association. (May, 1998), p. 72.

замечание, что деление на различные теории, направления в рамках неоинституционализма часто условны и не носят абсолютного характера. Нет чётких границ и внутри самой институциональной теории. Если взять любое направление институционализма, например, теорию прав собственности, то многие работы можно отнести одновременно и к неоинституционализму, и к экономике труда и к праву (LawandEconomics), и к эволюционной экономике. Поэтому можно сделать вывод о том, что все классификации имеют скорее учебный характер и мало помогают понять

4

сущность институционального подхода в экономике .

В основе воспроизводства всех видов ресурсов лежат знания, при этом в отличие от таких ресурсов как финансовые, природные, инфраструктурные и т.д. данные ресурсы являются объективно воспроизводимыми. В основе эффективной воспроизводстваэтих ресурсов лежит система образования, основанная на инновационном подходе. Социально-трудовые ресурсы-как раньше писали «производительные силы», которые и выступают фактором развития региональной экономики. Именно знания, нормы, социальный опыт людей служит сегодня основой подготовки высокотехнологичных кадров. А уже кадры, которые мотивированы на труд и на достижения могут привести экономику региона к процветанию. И институциональный подход нам позволяет исследовать нормы и ценности людей с точки зрения их достижений в отраслях производства.

Конкурентоспособность региона как устойчивое повышение производительности, приводящее к улучшению условий жизни каждого человека, определяется уровнем производительности экономики страны: стоимостью товаров и услуг на единицу человеческих ресурсов, капиталом и природными ресурсами страны. Необходимо иметь высокое качество бизнес среды. Социальные ресурсы являются фактором конкурентоспособности

4Вольчик В.В. Институционализм: вторичность нового мифа? (Возможности и пределы институциональной экономики) // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2003. Т. 1. №1.

данного региона, именно создание кластера в производственной и непроизводственной сфере позволяет повысить уровень занятости населения, сократить безработицу и создать социальную атмосферу партнерства и корпоративной ответственности бизнеса и власти.

С учетом высокой скорости происходящих в экономике изменений, быстро меняющихся потребностей реального сектора экономики, производства, непроизводственной сферы в квалифицированных кадрах руководителей, специалистов и рабочих разных направлений, а также с учетом значительного сокращения периода «старения» знаний, вуз должен искать новые способы функционирования и инновационные формы организации обучения. В связи с этим на первый план выходит проблема формирования системы подготовки социально и профессионально мобильных и конкурентоспособных специалистов на базе функционирования образовательно-научно-производственного кластера. В сути новой модели формирования специалиста к системе высшего профессионального образования лежит концептуальная идея подготовки профессиональных компетенций специалиста как инновационного интеллектуального «продукта», вооруженного современным инструментарием, технологиями и методиками профессиональной деятельности и проектного управления, соответствующими современным требованиям формирующейся информационной экономики и процессов глобализации.

Структуры, входящие в состав кластера, получают возможность: готовить высококвалифицированных специалистов в соответствии с запросами организации; сокращать сроки передачи технологий на рынок от разработчика к потребителю; повышать уровень оценки значимости научных результатов за счет развития экспериментальной базы; участвовать в системе отношений частно-государственного партнерства на принципах проектного управления. Таким образом, создание образовательно-научно-производственного кластера позволит: повысить конкурентоспособность

всех участников кластера за счёт внедрения новых технологий; снизить затраты и повысить качество соответствующих услуг.

Кластер на основе учета социально-экономических, территориальных, национальных и поликультурных особенностей региона выполнит следующие функции: объединит усилия всех структур, организаций, учреждений в деле формирования эффективного кадрового потенциала региона; расширит образовательное, научное и производственное пространство на уровне Федерального округа; позволит снизить уровень безработицы, увеличит количество рабочих мест для жителей региона; обеспечит приток молодых кадров в образование, науку и производственную сферу; урегулирует и повысит культуру национальных и межэтнических отношений в молодежной среде; обеспечит интеллектуальную, трудовую, научную и другие виды деятельности; повысит эффективность использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов при подготовке специалистов и проведении научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, культуры в интересах производства и социальной сферы; подготовит кадры и значительно повысит интеллектуальный потенциал региона для инновационной деятельности в области управления, образования, науки; позволит внедрить наукоемкие технологии и создать наукоемкую продукцию; повысит конкурентоспособность.

Например, для функционирования производств основным производственным фактором являются необоротные активы: земля, здания, сооружения. В основном это крупные металлургические и судостроительные комбинаты, сельскохозяйственное производство, транспорт, строительство. Основная доля расходов предприятий данных отраслей приходится на фонды: амортизация плюс расходы по поддержанию их технического состояния. Способ финансирования этой деятельности осуществляется за счет собственных и привлеченных средств. Поэтому использование внешнего финансирования предприятиями реального сектора связано с определенным

риском. Трудоемкие предприятия (к ним, например можно отнести часть сферу услуг: образование, частично здравоохранение и т.д.) основные расходы которых представлены по оплате труда персонала, способы своей деятельности осуществляют за счет собственных средств. Именно развитие мотивационного фактора к рабочим специальностям и создание необходимых условий может привести к росту промышленного и социального потенциала регионов.

Сам социальный потенциал региона интерпретируется как агрегированную способность его трудовых ресурсов к производству максимально возможного объема продукции, при этом «трудовой потенциал», «рабочая сила», «трудоспособное население» рассматриваются в работе как синонимичные понятия. Важно, что кластеры внутри себя создают атмосферу социальной ответственности и ЧГП. В моем понимании социальная ответственность раскрывается в следующих 4-х направлениях:

1) Эффективное регулирование социально-трудовых отношений на основе принципа социального партнерства;

2) Вопросы подготовки кадров и повышения квалификации работников;

3) Обеспечение экологической устойчивости;

4) Созданиеединой имиджевой и коммуникационной стратегии.

Раскрытие содержания категории «социально-трудовой потенциал региона» невозможно без характеристики условий, вызвавших необходимость введения в научный оборот данной экономической категории. Таким образом, для выражения нового взгляда на роль человека в хозяйственной жизни в экономической литературе в 70-80-е годы XX в. в научный оборот вошло понятие «трудовой потенциал», рассматривающий человека как субъекта со своими потребностями и интересами в сфере труда, иными словами, введение в научный оборот категории «трудовой потенциал»

было направлено на необходимость активизации и эффективного использования возможностей личного фактора производства, характеризующее всё многообразие качеств субъекта (работника), проявляющееся в процессе его трудовой деятельности5, потребовалось понятие, которое «количественно характеризовало бы способность общества в динамике обеспечить воспроизводственный процесс человеческого

фактора, в том числе и материально-вещественное его содержание в

6

соответствии с запросами современного индустриального производства ».

Б.М. Генкин рассматривает трудовой потенциал человека как частью его потенциала как личности, который формируется на основе природных данных (способностей), образования, воспитания и жизненного опыта. По его мнению трудовой потенциал в общем случае характеризует возможности участия человека, сотрудников предприятия, населения страны в производстве и обмене благ. Трудовой потенциал - вид экономических

7

ресурсов .

По В.Г. Костакову трудовой потенциал - это запасы труда, зависящие от общей численности трудовых ресурсов и их структуры по полу и возрасту, накопленных знаний, степени соответствия демографической структуры работающих условиям повышения эффективности труда8.

Таким образом, обобщая обзор подходов к определению социально-трудового потенциала следует отметить, что сформировалось три подхода к толкованию данной категории: ресурсный, в соответствии с которым трудовой потенциал характеризуется как ресурсы труда; факторный, в соответствии с которым трудовой потенциал есть форма воплощения личного фактора производства; ресурсно-факторный

5 Экономика труда: (социально-трудовые отношения)/Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. - М.: Издательство «Экзамен», 2014. - с. 34.

6 Панкратов А.С. Управление воспроизводством трудового потенциала/А.С. Панкратов. М.: Изд-во МГУ, 1988. - с.56

7Генкин Б.М. Экономика и социология труда/Б.М. Генкин. - 8-е изд., доп. - М.: Норма, 2012. - с. 26, 94

8Трудовые ресурсы. Социально-экономический анализ/Под ред. Костакова В.Г. М., 1976)

(интегральный) в соответствии с которым трудовой потенциал есть

9

потенциал самого труда .

Как было отмечено, в основе системного познания явлений, в том числе экономических, лежит диалектика как теория познания, раскрывающая процесс познания, взаимодействие его основных элементов в процессе постижения истины10. Диалектический способ познания экономических явлений проявляется в единстве исторического и логического методов исследования экономических явлений.

Анализ истории использования категории «потенциал» в экономической науке позволяет сделать вывод о том, что в основе познания данной категории лежит представление о потенциале, сформированное в естествознании. Однако, нельзя не согласиться с С.И. Пирожковым в том, что категория «потенциал» носит общенаучный характер, она «...служит интегральной мерой оценки возможностей той или иной системы, которые могут быть реализованы в реальной действительности в текущий момент времени, либо в будущем» и её применение отечественными экономистами «.не дань моде, а веление времени, основанное на осознании реальности исчерпания многих видов ресурсов, необходимых для нормального воспроизводства в современном обществе»11.

Потенциал (от лат. potentia - сила) - источники, возможности,

средства, запасы, которые могут быть приведены в действие, использованы

12

для решения какой-либо задачи, достижения определённой цели . В основе понятия «потенциал» лежит понятие «потенция», определяемое как скрытая возможность, способность, сила, могущая проявиться при известных условиях13. Таким образом, потенция характеризует не только наличие сил и

9 Современная концепция трудового потенциала: Сб. научн. тр./АН УССР, Ин-т экономики. - Киев: ИЭ, 1990. - 10-11

10 Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования. - г. Железнодорожный, Моск. обл.: ООО НПЦ «Крылья», 2010. - с.44-46

11 Там же, с.9-10

12 СЭС, «Советская энциклопедия», 1979. - с. 1058.

13 Там же

средств, но и то, что они находятся в скрытом виде, т.е. характеризуются возможностью.

В современноминституционализме труд рассматривается в двух аспектах: во-первых, как целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого отдельного человека, предприятий, людей или общества в целом14;во-вторых - как один из факторов производства, как норма трудового поведения, наряду с землёй и капиталом, т.е. как 1аЬог-физические и умственные способности (усилия) людей, которые могут быть использованы для производства товаров и услуг15. Как видно из определений понятие «труд» рассматривается по-разному, и поэтому, на наш взгляд, для устранения терминологических противоречий необходимо дать более точную трактовку данной категории. Для этого рассмотрим более подробно процесс труда.

К. Маркс давая определение труду как созидающей стоимость субстанции отмечал, что «труд есть прежде всего процесс, свершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.. .Для того чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя её, он в то же время изменяет свою собственную природу. Далее К. Маркс говорит, что «Всякий труд есть с одной стороны, расходование человеческой рабочей силы в физиологическом смысле., а с другой стороны, расходование человеческой рабочей силы в особой целесообразной форме, и в этом своём качестве конкретного полезного труда он создаёт

14 Краткий экономический словарь/Под ред. А.Н. Азрилияна. - 4-е изд. доп. - М.: Институт новой экономики, 2007. - с. 929.

15Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы проблемы и политика: Пер. с 13-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М, 2013

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

потребительные стоимости16». Далее К. Маркс отмечает, что «потребление рабочей силы - это сам труд», а продавец рабочей силы (работник) становится «... actu [на деле] осуществляющей себя рабочей силой, рабочим,

17

между тем как раньше он был таковым лишь potential [потенциально] ».

В качестве простых моментов процесса труда К. Маркс называл следующие: целесообразная деятельность, или самый труд, предмет труда и средства труда18.

Таким образом, труд как система состоит из следующих основных элементов: рабочей силы, предметов труда и средств труда, образующих средства производства.

Целесообразность процесса труда предполагает его конечный результат - продукт труда, который «есть потребительная стоимость, вещество природы.. Труд овеществляется в предмете, а предмет обработан»19. Таким образом, процесс труда как систему можно представить следующим образом. (рис.2)

1_I

_" Г" ^_

Уровень развития науки и степень её технологического применения, общественная комбинация производственного процесса, количество и эффективность средств производства и т.д.

Рис.2. Процесс труда как система

16 Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9-ти т. Т.7. - М.: Политиздат, 1987. - с. 46.

17 Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9-ти т. Т.7. - М.: Политиздат, 1987. - с. 169.

18 Там же, С.170

19 Там же.С.171.

средства производства

рабочая сила

и ^

О X со

информация

ПРОЦЕСС ТРУДА

продукт труда

информация

U ^

О X -О со

Важным требованием применения системного подхода является определение системообразующего фактора в качестве которого выступает причина образования системы, которая определяет объём и состав вовлеченных в систему компонентов. Таким системообразующим фактором, по нашему мнению, является производство как деятельность по преобразованию, изменению вещества природы для удовлетворения потребностей. Таким образом, вовлечение элементов в систему обусловлено необходимостью производства, которое может быть совершено посредством трудовой деятельности.

Помимо системообразующего фактора важнейшей предпосылкой существования и функционирования системы является наличие системообразующего элемента как неделимой части системы, обладающей качественной определённостью. В качестве системообразующего элемента процесса труда как системы выступает человек, как носитель способностей к труду (рабочей силы).

Согласимся с Г. Багатурия в том, что «.сила - это активная сторона, причина движения, что сила, энергия и движение в известном смысле однопорядковые понятия. С этой точки зрения процесс труда и процесс производства имеют один активный источник, одну причину всего движения - это рабочая сила.20».

Обобщая вышесказанное следует отметить, что трудовой потенциал не сводим к какому-либо одному элементу процесса труда как системы - он характеризует всю систему как единое целое. Поэтому, по нашему мнению, должен выполняться закон соответствия личного и материально-вещественного фактора производства, согласно которому уровень развития способностей к труду должен соответствовать условиям протекания трудового процесса и структуре трудовых функций, определяемых материально-вещественным фактором производства.Развитие

Багатурия Г. Категория «производительные силы» в теоретическом наследии Маркса и Энгельса//Вопросы философии», №9, 1983.

институтов права, социальных условий жизни и в целом повышения качества жизни создает, необходимы факторы повышения качества труда и мотивации персонала.Именно применение институциональных норм права и поведения к развитию социально-трудового потенциала способствует прогрессу экономики региона, где есть корпоративная ответственность бизнеса-работников и местной власти позволит сформировать устойчивую модель развития трудового потенциала и повысить оптимальность использования имеющихся ресурсов и как следствие поднять качество и уровень жизни людей.

Библиография:

1. Генкин Б.М. Экономика и социология труда/Б.М. Генкин. - 8-е изд., доп. - М.: Норма, 2012.

2. Гильдебранд Б. Политическая экономия настоящего и будущего. СПб., 1860.

3. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования. - г. Железнодорожный, Моск. обл.: ООО НПЦ «Крылья», 2010.

4. Дегтярь Л.С. Трудовой потенциал общества и социальная политика: Из опыта европ. стран - членов СЭВ/Л.С. Дегтярь; Отв. ред. К.И. Микульский. - М.: Наука, 1984.

5. Добрынин А.Н., Дятлов С.А., Царенова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука, 1999. - с. 295

6. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9-ти т. Т.7. - М.: Политиздат, 1987. - с. 175.

7. Панкратов А.С. Управление воспроизводством трудового потенциала/А.С. Панкратов. М.: Изд-во МГУ, 1988.

8. Полторак В.А. Социология труда и управления. М., 2012.

9. Coase, Ronald The New Institutional Economics // The American Economic Review, Vol. 88, No. 2, Papers and Proceedings of the Hundred and Tenth Annual Meeting of the American Economic Association. (May, 1998).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.