Научная статья на тему 'Институциональные факторы, препятствующие формированию социально ориентированного государства'

Институциональные факторы, препятствующие формированию социально ориентированного государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
223
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ РЫНОЧНОЕ ГОСУДАРСТВО / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ИНСТИТУТЫ / WELFARE MARKET STATE / INSTITUTIONAL FACTORS / INSTITUTIONAL COMPETITIVENESS / INVESTMENT INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Водяненко Олег Игоревич, Штоколова Арина Анверовна

Предметом исследования выступают основные институциональные факторы, оказывающее влияние на конкурентоспособность национальной экономики и на индивидуальное и общественное благосостояние. Обоснована необходимость формирования в России на основе свободной конкуренции социально ориентированного рыночного хозяйства. Дана характеристика институциональных факторов развития экономики. Выявлены и проанализированы основные институциональные условия и факторы, сдерживающие развитие конкурентоспособности российской экономики. Предложен комплекс мер, реализация которых позволит повысить институциональную конкурентоспособность российской экономики. Результаты могут быть применены при разработке концепций и программ, нацеленных на ускоренное формирование в России социально ориентированного рыночного государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL FACTORS THAT INHIBIT THE DEVELOPMENT OF THE WELFARE STATE

The paper studies institutional factors that affect the competitiveness of the national economy as well as individual and public welfare. The authors show the need to form a socially oriented market economy in Russia on the basis of free competition. The characteristic of the institutional factors of economic development are described. The paper identifies and analyzes basic institutional conditions and factors that constrain the development of the competitiveness of the Russian economy. A set of measures that will improve institutional competitiveness of the Russian economy is suggested. The results of the research can be applied in the development of concepts and programs aimed at turning Russia into a socially oriented market state.

Текст научной работы на тему «Институциональные факторы, препятствующие формированию социально ориентированного государства»

fiSf ovodyanenko@gmail.com Олег Игоревич Водяненко,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г. В. Плеханова

Арина Анверовна Штоколова,

аспирантка кафедры экономической теории, социально-экономический институт (филиал) УДК 330.1 РЭУ им. Г. В. Плеханова

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ГОСУДАРСТВА

Предметом исследования выступают основные институциональные факторы, оказывающее влияние на конкурентоспособность национальной экономики и на индивидуальное и общественное благосостояние. Обоснована необходимость формирования в России на основе свободной конкуренции социально ориентированного рыночного хозяйства. Дана характеристика институциональных факторов развития экономики. Выявлены и проанализированы основные институциональные условия и факторы, сдерживающие развитие конкурентоспособности российской экономики. Предложен комплекс мер, реализация которых позволит повысить институциональную конкурентоспособность российской экономики. Результаты могут быть применены при разработке концепций и программ, нацеленных на ускоренное формирование в России социально ориентированного рыночного государства.

Ключевые слова: социально ориентированное рыночное государство, институциональные факторы, институциональная конкурентоспособность, инвестиционные институты.

O.I. Vodyanenko, A.A. Shtokolova

INSTITUTIONAL FACTORS THAT INHIBIT THE DEVELOPMENT OF THE WELFARE STATE

Саратовский

arinashtokolova@vandex.ru

Саратовский

The paper studies institutional factors that affect the competitiveness of the national economy as well as individual and public welfare. The authors show the need to form a socially oriented market economy in Russia on the basis of free com-

petition. The characteristic of the institutional factors of economic development are described. The paper identifies and analyzes basic institutional conditions and factors that constrain the development of the competitiveness of the Russian economy. A set of measures that will improve institutional competitiveness of the Russian economy is suggested. The results of the research can be applied in the development of concepts and programs aimed at turning Russia into a socially oriented market state.

Keywords: welfare market state, institutional factors, institutional competitiveness, investment institutions.

Основной этап рыночных реформ в экономике России, направленный на формирование рыночных институтов и запуск рыночных механизмов, подходит к завершению и возникает необходимость формирования провозглашенной в конституции России цели - создание социально ориентированного рыночного государства. Известно, что главной целью социально ориентированного рыночного хозяйства независимо от его национальной модели является повышение индивидуального и общественного благосостояния. Речь идет о построении эффективной социально-рыночной модели. Основы идеологии модели социального капитализма заложил еще в 1930-е гг. президент США Ф. Рузвельт. Другим ее видным сторонником был канцлер ФРГ Л. Эрхард, который стал теоретиком и идейным вдохновителем разработки национальной программы «Благосостояние для всех», послужившей важнейшим инструментом возрождения Германии после войны.

Главным фактором формирования эффективного социально ориентированного рыночного хозяйства выступает конкурентоспособность. Обобщающим показателем, отражающим конкурентоспособность товаров и услуг, товаропроизводителей, конкурентоспособность отраслей, место конкретной страны на мировом рынке, является показатель страновой конкурентоспособности. Конкурентоспособность страны - ее способность в условиях конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает индивидуальное и общественное благосостояние.

Укрупненная классификация групп факторов конкурентоспособности национальной экономики может быть представлена следующим образом:

- технико-технологические;

- экономические;

- институциональные.

К техно-технологическим факторам относим уровень техники, используемых технологий, научно-технические потенциал общества. Отставание от экономически развитых стран по этой группе факторов не значительно, и его можно преодолеть за счет импорта и экспорта техники, передовых технологий, развития отечественной системы образования и науки.

Экономические факторы включают в себя рыночные механизмы и законы, а также экономические интересы, мотивы, стимулы, реализующиеся через известные экономические формы: прибыль, доходы, зарплата и др. Используемые в России системы стимулирования мало отличаются от других стран. Следует также подчеркнуть, что экономический кризис побуждает всех субъектов российской экономики сокращать расходы, приспосабливаться к потребительскому спросу, оптимизировать занятость, повышать производительность труда и др.

На Петербургском экономическом форуме Д. А. Медведев заявил [4], что Россия приближается к ограничениям по цене рабочей силы, которая «уже достаточно высока» и сталкивается с недостаточной развитостью институтов. Это может привести к проблемам в конкуренции с развитыми и развивающимися экономиками. Поэтому, на наш взгляд, наиболее эффективными факторами, обеспечивающими повышение конкурентоспособности национальной экономики, являются институциональные, приводящие к наибольшему синергетиче-скому эффекту.

Институциональная конкурентоспособность представляет собой набор институтов, методов, формальных и неформальных правил, регулирующих экономическую деятельность субъектов или страны в целом, дающих им ряд преимуществ в конкурентной борьбе [2, с. 9]. Институциональная конкурентоспособность - это совокупность двух составляющих: конкурентоспособность хозяйствующих субъектов национальной экономики и конкурентоспособность самих институтов национальной экономики, - складывающаяся под воздействием институциональных факторов, условий, институциональной среды. Представляется, что указанные черты институциональной конкурентоспособности ускоряют или замедляют формирование социально ориентированного рыночного хозяйства, высокого конкурентного потенциала национальной экономики.

Основными институциональными условиями и факторами, сдерживающими развитие институциональной конкурентоспособности российской экономики, выступают: институциональные дисфункции в системе «инфляция - норма процента - инвестиции»; монополизация экономики; низкая интенсивность конкуренции; коррупция; низкая эффективность экономической политики государства; административные барьеры и др.

Важной причиной, сдерживающей формирование в России эффективного социально ориентированного рыночного хозяйства, являются кризисные проявления во взаимосвязанных рыночных параметрах: «инфляция - норма процента - инвестиции», обусловленные названными институциональными ограничениями.

Масштабные инвестиции необходимы для создания современной инфраструктуры российской экономики, повышения конкурентоспособности экономики, увеличения объемов валового внутреннего продукта.

Инвестиции и инвестиционная политика государства являются важнейшим фактором обеспечения динамичного развития экономической системы:

- инвестиции обеспечивают стабильный экономический рост;

- инвестиции способствуют совершенствованию ее структуры;

- инвестиции позволяют модернизировать технологическую базу промышленности;

- инвестиции обладают мультипликационным эффектом, их рост в конкретной отрасли ведет к росту производства не только в данной отрасли, но и в смежных отраслях, технологически и экономически связанных между собой.

В связи с этим возрастает роль инвестиционных институтов как факторов и источников экономического развития. Однако высокий уровень инфляции и, как следствие, нормы процента снижают стимулы к инвестированию, инновационную активность российских предприятий, создают барьеры для долгосрочных капиталовложений.

В экономической теории при анализе источников роста цен на товары и услуги выделяют инфляцию издержек и инфляцию спроса. В России основным источником инфляции издержек являются естественные и экономические монополии. Но причина инфляции издержек не экономическая, а институциональная. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) призвана регулировать цены на товары и услуги монополий. Однако в монополизированных отраслях цены растут более быстрыми темпами по сравнению с другими сферами и отраслями экономики. Это позволяет утверждать, что институты ФАС не выполняют должным образом своих функций.

Результатом такой ошибочной институциональной политики государства являются деформации в структуре российской экономики, выражающиеся в том, что ускоренно развиваются инфраструктурные отрасли за счет реального сектора экономики, хотя должно быть все наоборот. По данным газеты «Коммерсантъ», три госмонополии - Газпром, РЖД и « Россети» - производят около 10% ВВП и получают 25% прибыли российской экономики.

Следующий источник инфляции (также носящий институциональный характер) - более высокие темпы роста денежной массы по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта (инфляция спроса). Представляется, что ежегодный прирост денежной массы, инициируемый денежными властями (институтами), является чрезмерным и не способствует снижению темпов роста цен до приемлемого, для финансового и инвестиционного рынков, уровня. В соответствии же с рекомендациями монетарной экономической теории прирост денежной массы должен быть равен темпам роста ВВП.

Российские инвестиционные институты также не в полной мере справляются со своими основными функциями: пространственное перераспределение финансовых ресурсов, осуществление финансовых расчетов, аккумулирование и размещение финансовых ресурсов, содействие принятию финансовых решений.

В структуре инвестиционных институтов следует особо выделить коммерческие банки, являющиеся универсальными финансовыми институтами, трансформирующими сбережения в инвестиции. Экономический кризис в России наглядно показал слабости банковской системы: многие банки превратились в расчетно-кассовые институты и «казначейства» крупных корпораций. В настоящее время необходима коренная модернизация всех инвестиционных институтов в соответствии с потребностями экономического роста и повышения конкурентоспособности российской экономики.

Так как конкуренция выступает движущей силой социально ориентированной рыночной экономики, то, следовательно, необходимо законодательное подкрепление, запрещающее посягательство на честную конкуренцию. На Западе в промышленно развитых странах такое посягательство считается одним из самых тяжелых преступлений. В России же добросовестная конкуренция развита слабо. Главной причиной такого положения является господство монополий во многих отраслях и сферах экономики. Отсутствие конкурентной среды приводит, как уже отмечалось, к установлению и постоянному поддержанию монопольно высоких цен на продукцию и услуги.

Антимонопольные действия сегодня стали характерным направлением экономической политики стран с рыночной экономикой. Такая политика предполагает:

- предотвращение возникновения новых монополий;

- формирование конкурентной среды в монополизированных отраслях;

- регулирование деятельности уже существующих монополистических структур, с тем чтобы противодействовать злоупотреблениям, возможным из-за их власти над рынком, а также в целях налогообложения монопольной прибыли.

Возникновение новых монополий предотвращается путем введения запретов или ограничений на слияния крупных компаний. В США такого рода ограничения носят более жесткий характер по сравнению с запретами, действующими в Западной Европе. В США на высокомонополизированных рынках запрещаются горизонтальные слияния фирмы с рыночными долями всего 10 и 5%. Вертикальные слияния обычно допускаются в случаях, когда каждая из фирм располагает 10% или большей долей соответствующего рынка [3, с. 226]. В Западной Европе такие доли гораздо выше (во Франции, например, 40%).

Россия в своих ограничениях концентрации производства приближается к европейским меркам. Горизонтальные слияния предприятий запрещаются в тех случаях, когда их совокупная доля на рынке определенного товара превышает 35%, а вертикальная интеграция фирм разрешается, если доля одной из фирм не превышает 35% соответствующего рынка.

В рамках конкурентной политики в России вполне очевидным становится необходимость создания новых законов и рыночных институтов, стимулирующих конкуренцию и подавляющих коррупцию. Сегодня малое предпринимательство сталкивается с многочисленными проблемами, среди них: недостаточность и противоречивость законодательной базы; налоговый прессинг и усложненность системы налогообложения; дефицит начального капитала и оборотных средств; трудность с получением банковских кредитов; нехватка нежилых помещений и высокая арендная плата. Общий недостаток нормативно-правовой базы малого предпринимательства заключается в том, что по ряду важных параметров регулирование деятельности малого предпринимательства отсутствуют нормы прямого действия. Поэтому многое зависит от законодательных актов на уровне субъектов Федерации, муниципалитетов и, главное, от чиновников. В таких условиях представители малого бизнеса, стремясь облегчить свою судьбу, считают возможным уклоняться от выполнения чрезмерных,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.